Конспект урока внеклассного чтения по рассказу О.Генри «Последний лист» 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок литературы в 7 классе по УМК "В мире литературы" (под ред. А.Кутузова). Анализ рассказа О.Генри "Последний лист" проведен в проблемной технологии. Использованы межпредметные связи (живопись, скульптура), работа в группах для составления творческого пересказа "Монолог неодушевлённого предмета", рефлексия в форме синквейна. Домашнее задание - творческая работа по тексту рассказа (темы предложены на выбор учащихся: "Ода последнему листу", эссе "Последний шедевр", "Памятник рассказу "Последний лист").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit-ry_vn._cht._posl._list_7_klass.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
- Мотивационное начало.
- Даны слова: шеф, произведение, голова, труд, мастер.
Попробуйте установить связь между этими словами.
- Загадка слова «шедевр».
- Этимология слова.
Шедевр. Заимствовано в XVIII веке из франц. яз. Французское словосочетание - «труд, достойный мастера» (буквально - «голова произведения») – слилось в русском языке в слово.
(Н.И. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская. Краткий
этимологический словарь русского языка)
- Так как связаны между собой слова шеф, произведение, голова, труд, мастер?
2. Значение слова.
А) Шедевр (фр. chef – d oeuvre) – 1) в средневековых цехах – изделие, которое необходимо было представить для получения звания мастера; 2) образцовое произведение, являющееся высшим достижением искусства, мастерства.
(Словарь иностранных слов)
Б) Шедевр (книжн.) – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание автора.
(С.И.Ожегов. Словарь русского языка)
- Что общего в определении шедевра в разных словарях?
3. Задание – загадка.
- Перед вами панорама произведений живописи:
- «Мона Лиза» («Джоконда») (около 1503). Автор Леонардо да Винчи – итальянский живописец, скульптор, учёный (1452-1519)
- «Моисей» (1515-1516). Автор Микеланджело Буанаротти -
итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт
(1475 - 1564)
- «Сикстинская мадонна» (1518). Автор Рафаэль – итальянский живописец (1483 - 1520)
- Узнаёте ли вы их? Укажите названия и авторов.
- Можно ли эти произведения назвать шедеврами? Почему?
- Проблемный вопрос.
- Что есть истинный шедевр?
- Слово об О. Генри.
- Отгадайте загадку.
- О ком идёт речь в этой короткой характеристике?
Член клуба шутников, кассир банка, арестант № 34627, тюремный аптекарь, писатель. (О. Генри)
- Слово о писателе.
Он грезил литературой, а вынужден был пробовать себя в роли ковбоя, скромного клерка, топографа… Этот романтик верил в счастье, но рано потерял возлюбленную. Его гениальные произведения родились в тюрьме. Представляю, как часто Биллу Портеру хотелось сдаться на милость судьбы. И тогда он открывал свой рассказ «Последний лист» и начинал писать жизнь с чистого листа.
V. Анализ рассказа «Последний лист».
- Общее впечатление от прочитанного.
- Какое настроение вызвал текст? Почему?
2. Беседа.
- Где происходит действие?
- О чём этот рассказ (тема)?
(о дружбе двух девушек-художниц, о старике Бермане)
- О.Генри – заслуженный мастер короткого рассказа. Как
проявилось мастерство писателя в рассказе «Последний лист»?
- Исследователи творчества О.Генри считают, что он умеет ловко
завязать сюжет и придумать неожиданные концовки. Ожидали ли
вы такой конец произведения? Сравните с концовкой рассказа
«Дары волхвов».
- «В его коротеньких произведениях целая жизнь»,- утверждают
некоторые читатели. Так ли это?
- Чья жизнь изображена в рассказе «Последний лист»?
- Работа в группах.
1 -2 группы. Характеристика девушек-художниц по вопросам:
- Откуда родом Сью? Джонси?
- Как каждая девушка оказалась в квартале Гринич-Виллидж?
- Опишите внешность Сью и Джонси.
- Чем занимаются девушки?
- Определите черты характера Сью и Джонси.
- Каковы взаимоотношения девушек?
- Чем похожи и чем различаются юные художницы?
3 – 4 группы. Монолог от лица неодушевлённых предметов
(творческий пересказ с использованием инструкции):
3 группа – квартал Гринич-Виллидж о господине Пневмонии
4 группа – кирпичная стена о старом плюще
Инструкция по составлению творческого пересказа
«Монолог неодушевлённого предмета»
1). «Соберите» детали текста, необходимые для описания внешнего
вида и истории неодушевлённого предмета – «рассказчика».
2). «Соберите» детали текста, необходимые для описания того, о ком
пойдёт рассказ.
3). Составьте монолог неодушевлённого предмета (речь от 1-го лица),
пользуясь примерным планом:
- Кто я?
- Как выгляжу?
- Моя история.
- Что могу рассказать о …?
- Мои чувства и переживания по поводу рассказанного?
- Какую роль в истории с девушками - художницами сыграл
этот герой?
4. Характеристика Бермана.
- Вспомните один из шедевров живописи, который мы уже видели сегодня. Какое отношение он имеет к Берману?
(Статуя Моисея Микеланджело)
- По мнению исследователей, статуя «Моисей» утверждает физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. А как выглядит старик Берман?
("Борода Моисея Микеланджело ... спускалась у него с
головы сатира ... на тело гнома")
- Кто такие сатир и гном? Работа со словарём.
(Сатир – в греческой мифологии: существо с хвостом, рогами и
козлиными ногами, развратный спутник бога вина и веселья.
Гном – в западноевропейской мифологии: безобразный, обычно
бородатый карлик, охраняющий подземные сокровища.
(С.И.Ожегов. Словарь русского языка)
- Почему у Бермана такая непривлекательная внешность? Расскажите
его историю.
(Человек, «сильно пахнущий можжевеловыми ягодами»,
«злющий старикашка», неудачник в искусстве, старый
опустившийся художник, гений, не узнанный миром)
- Что взять с человека, чьи вывески «ради куска хлеба» безжалостно именуют «мазнёй»?
- В какой момент рождается симпатия к старику, «издевавшемуся над всякой сентиментальностью» и охранявшему молодых художниц?
(Именно Берман вырвал «бедную маленькую мисс
Джонси» из лап смерти и победил себя).
- Как выглядела картина Бермана? Найдите в тексте и зачитайте описание последнего листа на плюще.
- Можно ли утверждать, что старый художник сумел создать шедевр? Ведь написанный лист плюща не соберет толпы поклонников, а картина Бермана скоро размокнет под холодным дождем.
(Да, это действительно шедевр - из-за чудесной
способности продлить хрупкую земную жизнь, из-за
веры в человека как венец творения)
- Докажите, что художник создал больше, чем шедевр живописи.
(Это был ещё и «последний лист» жизни Бермана, ведь он
ценой собственной жизни поддерживает дух Джонси и
спасает ее от смерти. Этот старый неудачник и пьяница
предстает образцом той действенной любви, которая без
единого слова бросается на помощь другим. Образ Бермана
приобретает пример настоящего духовного величия)
VI. Идея рассказа.
- Какова основная мысль (идея) рассказа?
(Рассказ написан о том, для чего существует каждый
из нас: о большой силе взаимовыручки маленьких
людей, о тепле человеческого участия).
- Какие слова рассказа являются основной мыслью? Определите «золотое сечение» новеллы.
(Художник: «Возможна ли такая глупость - умирать оттого, что
листья падают с проклятого плюща!»)
- Случайно ли эти слова вложены в уста неудачника Бермана? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как начинается рассказ О.Генри.
(«…улицы перепутались и переломались в короткие
полоски, именуемые проездами. Эти проезды
образуют странные углы и кривые линии. Одна
улица там даже пересекает самое себя два раза»)
- Зачем так много кривых линий (угол в переводе с греческого значит «кривой») и пересечений изобразил писатель?
(Квартал с «перепутанными и переломанными» улицами
напоминает человеческую жизнь с её взлётами и
падениями. Поэтому именно в уста неудачника Бермана
вложены слова о величайшей вере в человека)
VII. Смысл названия рассказа.
- Почему рассказ назван «Последний лист»?
(Последний лист на плюще, нарисованный шедевр
Бермана, последняя страница жизни художника,
последний лист рассказа)
- Какие ещё названия вы могли бы предложить?
VII. Выводы и обобщения.
1. Слово учителя.
Последние месяцы жизни О. Генри прошли в одиночестве в номере отеля, в глубокой депрессии. Он отказывается принимать пищу, почти ничего не пьет. Это было медленное самоубийство. О. Генри скончался в нью-йоркской больнице 5 июня 1910 года в возрасте 47 лет.
Его последними словами были: "Зажгите огонь, я не хочу умирать в темноте ..." Может быть, не случайно рассказ О.Генри входит в сборник под названием «Горящий светильник».
– Что может символизировать горящий светильник?
(Олицетворение человеческой жизни, свет души,
любви к людям, жертвенности, память о
Бермане и о великом писателе О.Генри)
2. Памятник рассказу.
- Кому обычно ставят памятник?
(знаменитым людям, животным… Кому ещё?)
- А знаете ли вы, что в мире есть памятник… рассказу? Этот
необычный монумент стоит в городе Гринсборо (США): огромная каменная книга раскрыта на знаменитом рождественском рассказе О. Генри (кстати, как он называется?). Да, действительно, это «Дары волхвов». Если бы вам пришлось создавать подобный памятник рассказу О.Генри «Последний лист», то на какой странице вы бы его раскрыли? Почему?
IX. Решение проблемного вопроса. Рефлексия.
- Так что же такое истинный шедевр?
(Шедевр - нарисованный лист?
- рассказ О.Генри?
- последняя страница жизни Бермана?
- дружба?
- любовь к жизни?
- сама жизнь?
- самопожертвование?)
- Синквейн «Шедевр»
(Пример синквейна:
Рассказ.
Печальный, трогательный.
Поражает, удивляет, восхищает.
Маленький образец большого искусства.
Шедевр.)
X. Домашнее задание..
Творческая работа (на выбор):
- Ода последнему листу.
- Эссе «Последний шедевр».
- Монолог старого холста
- Сочинение «Мой любимый герой в рассказе «Последний лист».
- Памятник рассказу О.Генри «Последний лист».
Конспект урока внеклассного чтения
по рассказу О.Генри «Последний лист»
7 класс
Цели урока.
1) познавательные:
- формирование умений работать с текстом;
- формирование умений решать проблему
2) развивающие:
- развитие навыков монологической речи;
- развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы;
- развитие воображения;
- развитие творческих способностей
3) воспитательные:
- формирование коммуникативных умений (сотрудничество при
работе в группе);
- воспитание чувства прекрасного;
- воспитание взаимопомощи и взаимовыручки.
Оборудование урока:
- записи на доске;
- словари (толковый, этимологический, иностранных слов);
- репродукции произведений живописи («Мона Лиза» Леонардо да
Винчи, «Моисей» Микеланджело Буанаротти, «Сикстинская
Мадонна» Рафаэля);
- портрет О.Генри;
- изображения сатира и гнома;
- инструкции для работы в группе;
- изображение памятника рассказу О.Генри «Дары волхвов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу О. Генри «Последний лист»
Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу О. Генри «Последний лист»....
Последний лист надежды (О. Генри «Последний лист») {конспект и презентация}
Конспект урока литературы в 6 классе (вместе с презентацией).Тема: Последний лист надежды (О. Генри «Последний лист»). Остальные материалы к уроку:http://dfiles.ru/files/8qk8yitxchttp://dfiles.ru...
Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 9 классе на тему "Птица-Гогоь"
Конспект данного урока был разработан автором мини-сайта к открытому уроку по творчеству Н.В.Гоголя с целью дать учащимся дополнительную информаци. о жизни и творческих этапах этого великого пис...
Сценарий по рассказу О`Генри "Последний лист"
Материал предназначен для учащихся старших классов...
Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"
Конспект урока внеклассного чтения "Любовь к жизни" по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"....
Презентация для урока литературы по новелле О.Генри "Последний лист"
Эта презентация может быть использованна на уроке литературы в 7 классе....
План-конспект урока внеклассного чтения по литературе в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик».
План-конспект урока внеклассного чтения по литературе в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик»....