Поурочное планирование по литературе. 6 класс (34 часа).
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему

Кудрицкая Александра Александровна

Поурочное планирование по литературе. 6 класс, надомное обучение. По программе под редакцией В. Я. Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pourochnoe_planirovanie_po_literature_6_kl._nad.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование по литературе

6 класс

(34 ч.)

I четверть

№ урока

Дата

Тема урока

Вид урока.

    1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Устное народное творчество. Обряды и обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

Беседа. Тестирование.

2

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.

Рассказ учителя. Беседа.

3

Загадки как   малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

Рассказ учителя. Беседа.

4

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке». Отражение качеств идеального народного героя (патриотизма, богатырской силы). «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

5

Русские баски. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка ХVШ столетия.

Рассказ учителя. Беседа.

6

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Рель власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

Рассказ учителя. Беседа.

7

И.А. Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающе го истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

Беседа. Обучение чтению.

8

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

9

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении             «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике                     А. С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути.

Обучение чтению. Практикум.

II четверть

№ урока

Дата

Тема урока

Вид урока.

10

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

Беседа.

11

А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.

Обучение чтению.

Беседа.

12

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести.

Беседа.

Практикум.

13

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.

Обучение устному рассказу.

Беседа.

14

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Урок развития речи.

15

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Парус». Жажда борьбы и свободы – основной мотив стихотворения. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

16

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком...». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

Практикум.

III четверть

№ урока

Дата

Тема урока

Вид урока.

17

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Беседа. Практикум.

18

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Рассказ учителя. Беседа.

19

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.

Рассказ учителя.

Практикум.

20

А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы...». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

21

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога»: Эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

22

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти. Бесправие народа. Авторское отношение к героям.

Рассказ учителя. Беседа.

23

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Урок внеклассного чтения.

24

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX. Я.П. Полонский, Е.А. Баратынский, А.К. Толстой. Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Развитие понятия о лирике.

Урок–концерт.

25

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

26

А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении.

Урок внеклассного чтения.

IV четверть

№ урока

Дата

Тема урока

Вид урока.

27

М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца».Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

28

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Беседа. Практикум.

29

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...». Д.С. Самойлов. «Сороковые...» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

Урок развития речи.

30

А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

Урок внеклассного чтения.

31

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой».Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

32

В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

33

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Рассказ учителя. Беседа.

34

Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок. Слово о поэте.  «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Поэтизация родной природы. С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Обучение выразительному чтению.

Рассказ учителя. Обучение чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование по литературе 11 класс

Поурочное планирование по литературе 11 класс. 102 часа в год, 3 часа в неделю....

Поурочное планирования по литературе 9 класс

Поурочное планирование по литературе в 9 классе по учебнику В.Я.Коровиной...

Поурочное планирование по литературе 8 класс

Поурочное планирование по литературе в 8 классе по учебнику В.Я.Коровиной...

Поурочное планирование по литературе за 6 класс

Поурочное планирование по литературе за 6 класс по программе Г. Меркина....

Поурочное планирование по литературе. 5 класс (34 часа).

Поурочное планирование по литературе. 5 класс, надомное обучение. По программе под редакцией В. Я. Коровиной....

Поурочное планирование ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ-ХРЕСТОМАТИИ В.Я.КОРОВИНОЙ (70 ЧАСОВ)

№ урока Тема урока 1Введение. Литература и история2 Устное народное творчество. Лирические и исторические песни. Частушка3Предания как исторический жанр русской народной прозы.4 Жи...