Литература 6 класс (136 часов) Тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме
Тематическое планирование к учебнику "Литература 6 класс" под ред. Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura-6a.docx | 116.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование «Литература −6» (речевое отделение)
«Согласовано» | «Согласовано» |
Руководитель МО | Заместитель директор |
школы-интерната по УВР | |
_________________(С. С. Смирнова) | _______________(М. П. Кравченко) |
ФИО | ФИО |
Протокол № _____ от | |
«_____» ______________20______г. | «_______» ______________ 20_______г. |
Тематическое планирование по литературе в 6 классе
речевого отделения
ОГКОУ школы-интерната V-VI вида
на 2012 – 2013 учебный год
Количество часов в год: 136 (4 часа в неделю)
Учебник: «Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В двух частях». 18-е издание. М., П., 2011 г.
Авторы: В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Под редакцией В.Я.Коровиной
Программа: «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5−11 классы». 5-е издание. М.,П.,2010 г.
Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев и др. Под редакцией В.Я.Коровиной.
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Цели и задачи урока | Коррекционная основа урока | Наглядность, учебно-методическое обеспечение, ИКТ |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||
1 | Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев. | Дать представление о художественной литературе как особой форме познаний действительности. Познакомить учащихся с учебником. Подготовить к восприятию нового курса литературы. | Коррекция мыслительной деятельности через развитие внимания к правильно звучащей речи. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
МИФЫ НАРОДОВ МИРА (8 часов) | |||||
2 | Понятие о мифе. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». | Дать понятие мифа и мифологии, понятие «герой» в древнегреческой мифологии. Познакомить уч-ся с мифами Др. Греции и одним из героев мифов Гераклом. Проанализировать содержание шестого подвига. | Коррекция интонационной стороны речи уч-ся путем ра-боты над выразительным чтением мифов. Коррекция мышления через осуществление сравнит-со-поставит анализа мифа и сказки. | -сб. мифов: Кун «Легенды и мифы Древней Греции», В.Смирнова «Герои Эллады» | |
3 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид». | Продолжить знакомство с подвигами Герак-ла и показать, как отражены в мифе пре-дставления древних о мироустройстве, добре и зле. Показать, как складывается образ положительного героя. | Коррекция монологической речи уч-ся путем работы над развернутым пересказом. | -рисунки уч-ся по теме урока. | |
4 | Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». | Познакомить уч-ся с творчеством древнегре-ческого историка Геродота. Расширить знания о древнегреческой мифологии. Дать понятие о легенде как худ. произведении. Показать, как преобразуются античные образы в литературе. Показать общее и различное в понятиях «миф», «легенда», «сказка». | Коррекция вербального мышления через анализ античных образов из «Ле-генды об Арионе». | -распечатка стихотворения А.С.Пушкина «Арион». | |
5 Вн.чт. Рег. комп. | Вн. чт. Народные легенды Костромского края, собранные местным этнографом А. А. Широким в начале XX века «Про купца, который нищих не принимал», «Святой Николай и мужик». | Познакомить уч-ся с легендами Кост-ромского края. Показать их отличительные особенности. Развитие интереса к литературе Костромского края. Воспитание гордости за своих земляков. | Корр. монологической речи уч-ся путем работы над худ. пересказом прочитанных текстов и представлением иллюстраций к ним. | -учебная хрестоматия «Л-ра.5-6 классы» Костромская обл. автор-составитель Лебедев Ю.В. -рисунки уч-ся к прочитанным произведениям | |
6 | Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. | Позн-ть уч-ся с образом Гомера; рассказать о предыстории его произв-ий. Дать понятие о героическом эпосе. Познакомить с содержанием некоторых эпизодов поэмы «Одиссея» и их героями; проанализировать их поступки и определить осн. черты х-ра каждого. Пробудить интерес к изучению тв-ва Гомера. | Корр. абстрактного мышле-ния уч-ся через развитие умения обобщать, сопос-тавлять и делать выводы. | -геогр. карта Др.Греции (или ее ксерокопии из учебн. истории) на парты уч-ся; -репродукции древнегреческих храмов и скульптур. | |
7 | Хитроумный Одиссей: характер и поступки. «Одиссей на острове циклопов. Полифем». | Познакомить уч-ся с содерж. эпизода, рассказывающего о скитаниях Одиссея. Проанализировать образ гл. героя и опреде-лить его чел. качества. Показатьть отнош. автора к своему герою в данном эпизоде. Закрепить знания уч-ся о героическом эпосе. Воспитание уважения к древне-греческому эпосу и герою. | Корр. контрольно-оценочных действий путем привлечения внимания уч-ся к особенностям собственной речи в процессе работы над анализом эпизодов поэмы. | ||
8 | Мифы древних славян. Народный миф о солнце. | Познакомить уч-ся с мифами древних славян и народным мифом о солнце. Показать образность и поэтичность славянской мифологии. Дать представление о художественно обработанном мифе, об инверсии. Вызвать интерес к чтению и изучению славянских мифов. | Коррекция интонационной стороны речи уч-ся через работу над выразительным чтением мифа. | ||
9 Вн.чт. Рег. комп. | Мифы Костромского края. С.В.Максимов. «Нечистая, неведомая и крестная сила». Главы «Домовой-доможил», «Домовой-дворовой», «Леший», «Водяной». | Расширить представления уч-ся о славя-нских мифах на примере мифов Кост-ромской области. Познакомить уч-ся с мифами Костромского края; показать их поэтичность и образность. Развить пред-ставление о роли мифологических героев в жизни людей. Воспитание и развитие интереса к изучению литературы Костромского края. | Коррекция устной моноло-гической речи уч-ся с по-мощью развернутого ответа на вопросы и худ. пересказа эпизодов. | -учебная хрестоматия «Л-ра.5-6 классы» Костромская обл. автор-составитель Лебедев Ю.В. | |
УНТ (7 часов: 5+2) | |||||
10 | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Колядки. Масленичные песни. | Познакомить учащихся с образцами обрядового фольклора. Дать понятие об обряде. Заинтересовать учащихся старинной русской обрядовой поэзией. Проанализировать колядки и масленичные песни. | Коррекция мышления путем проведения сравнительно-сопоставительного анализа произведений фольклора по теме урока. | -репродукция с картины К.А. Трутовского «Колядки в Мало-россии» (1864) -словарь Даля -игрушки из соломы, обереги -репродукция с картины Кусто-диева «Масленица» (1919) | |
11 | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Весенние песни. Летние песни. | Продолжить знакомство уч-ся с обрядовой поэзией. Проанализировать содержание весенних и летних песен, увидеть их эстетическое значение. Развитие интереса к народным обрядовым песням. | Коррекция недостатков ре-чевого развития через пост-роение монологического высказывания об обрядовом фольклоре. | -словарь Даля. | |
12 | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Осенние песни. | Проанализировать содерж. обрядовых пе-сен, исполняемых осенью. Пок-ть их от-личительные особенности в сравнении с весенними и летними песнями. Познако-мить с праздниками, во время которых исполнялись данные песни. Продолжить развивать интерес к чтению и изучению русских обрядовых песен. | Коррекция интонационной стороны речи уч-ся через работу над выразительным чтением обрядовых песен. | ||
13 | Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Народная мудрость пословиц и поговорок. | Вспомнить известные учащимся сведения о пословицах и поговорках. Расширить знания учащихся об этих жанрах. Показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок. Научить пользоваться пословицами и поговорками в речи. | Коррекция мыслительной деятельности через прове-дение сравнительно-сопос-тавительного анализа малых жанров фольклора. | -словарь Даля. | |
14 | Устное народное творчество. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. | Познакомить уч-ся с загадками как одним из малых жанров русского фольклора. Показать особенности строения загадок. Развитие творческих способностей уч-ся. | Коррекция мышления и не-достатков речевого развития путем сочинения загадок. | ||
15 р.р. | Развитие речи. Урок-«по-сиделки». Русский фольклор. | Обобщить знания уч-ся о русском фольк-лоре в целом, а также об обрядовом фольклоре и малых жанрах фольклора. Развить интерес к изучению фольклорных произведений. | Коррекция устной речи пу-тем развернутого ответа на вопросы и задания по теме урока. | ||
16 р.р. | Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?» | Подвести итоги изучения УНТ. Подгото-вить уч-ся к написанию домашнего сочи-нения по изученному материалу. | Корр.речевой патологии пу-тем работы над семантикой слов в процессе подготовки к сочинению. | ||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 часа) | |||||
17 | Русские летописи. Проис-хождение летописи на Руси. Роль монастырей в развитии летописания. | Познакомить уч-ся с русской летописью. Дать понятие летописи. Показать роль монастырей в развитии летописания. | Коррекция словесно-логи-ческого мышления путем составления плана статьи учебника. | -энциклопедический словарь; -репродукция картины Васнецова «Нестор-летописец» | |
18 | «Повесть временных лет» «Сказание о Кожемяке». | Вспомнить известные учащимся сведения о «Повести временных лет», показать ее своеобразие. Показать отражение ист.событий и вымысла в «Сказании о Кожемяке». Воспитание чувства гордости за своих предков. | Коррекция устной речи пу-тем работы над анализом отрывка из «Повести вре-менных лет». | ||
19 | «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. | Познакомить уч-ся с содержанием «Ска-зания о белгородском киселе»; помочь понять смысл содержания «Сказания». Показать, как отражены в летописи наро-дные идеалы, исторические события и вымысел. Разв. интереса к чтению лето-писей как источнику истории нашей страны | Коррекция словесно-логи-ческого мышления через анализ содержания «Сказа-ния…» | ||
20 Вн.чт. Рег. комп. | Внеклассное чтение. Предание о возникновении Костромского Ипатьевского монастыря. Ипатьевская летопись. | Познакомить уч-ся с преданиями Кост-ромского края. Расширить знания уч-ся об истории Костромы и Ипатьевском мо-настыре. Разв. интереса к лит-ре Костр края. Воспит. гордости за своих земляков | Коррекция познавательной сферы уч-ся через самосто-ятельно подготовленные рассказы об истории возни-кновения Ипатьевского мо-настыря. | -фотографии с изображением Ипатьевского монастыря. -учебная хрестоматия «Л-ра.5-6 классы» Костромская обл. автор-составитель Лебедев Ю.В. | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа) | |||||
21 | Русские басни. И.И. Хемницер. Слово о баснописце. «Лев, учредивший совет». Осуждение неразумной государственной дея-тельности. | Познакомить уч-ся с истоками русской басни и баснописцем XVIII века И.И. Хемницером. Дать понятие басни. Прочитать и проанализировать содержание басни «Лев, учредивший совет». Показать скрытый смысл произведения. | Коррекция интонационной стороны речи уч-ся через работу над выразительным чтением басни. Коррекция логического мышления пу-тем нахождения морали ба-сни. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -фонохрестоматия. | |
22 | И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. | Продолжить знакомство уч-ся с жанром басни. Рассказать о творчестве русского баснописца И.И.Дмитриева. Проанали-зировать басню «Муха». Показать, как отражено в басне отношение народа к отрицательным человеческим качествам. | Коррекция ВПФ через чтение и анализ басен Дмитриева. | ||
23 | Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия. | Подвести итоги изучения басенного творчества. Показать особенности языка XVIII столетия. Дать понятие аллегории, закрепить понятие «мораль». Разв уме-ния находить мораль басни и правильно понимать ее аллегорический смысл. | Коррекция речевой патоло-гии путем составления учащимися монологическо-го ответа о баснях и их осо-бенностях. | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (57 часов: 50+7) | |||||
И.А.КРЫЛОВ(4 часа) | |||||
24 | И.А.Крылов. Слово о бас-нописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. | Познакомить уч-ся с жизнью и тв-вом И.А.Крылова. Проанализировать басню «Листы и корни». Показать, как отражаются в басне взгляды поэта на достижение общественные блага. Развитие понятия о морали и аллегории. | Коррекция интонационной стороны речи уч-ся через работу над выразительным чтением басни. | -портрет И.А.Крылова. -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
25 | И.А.Крылов. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. | Прочитать и проанализировать басню «Ларчик». Помочь учащимся понять аллегорический смысл басни. | Коррекция мышления путем анализа басни и определения ее морали и аллегорического смысла. | ||
26 | И.А.Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. | Прочитать и проанализировать басню «Осел и Соловей». Помочь учащимся понять аллегорический смысл басни. Развивать умение выразительного чтения басни. | Коррекция внимания и памяти через ответы по теме урока и анализ текста басни. | ||
27 | Конкурс инсценированной басни по творчеству Крылова. | Подвести итоги изучения творчества И.А.Крылова. Развивать творческие спо-собности учащихся, интерес к изучению и чтению басен. | Корр. интонационной сто-роны речи уч-ся через работу над выразительно-изобразит ср-ми языка басни. | ||
А.С.ПУШКИН (15 часов: 13+2) | |||||
28 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | Вспомнить известные учащимся сведения о поэте и продолжить знакомство с фактами из жизни Пушкина. Заинтересовать уч-ся рассказом о лицейских годах поэта. Познакомить с содержанием стих-ия «Узник» и проанализировать его. | Коррекция мышления и па-мяти путем составления от-вета на вопросы учителя. Коррекция речи через анализ стихотворения «Узник» | -картина Репина «Пушкин на лицейском экзамене» -фотографии Царского Села, виды Петербурга -картина Е.И. Гейтмана «Пуш-кин-юноша» (1822) | |
29 | А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека. | Познакомить уч-ся со стихотворением «Зимнее утро». Выработать умение воспринимать поэтическое слово через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории лит-ры. Показать роль композиции для понимания смысла стих-ия. | Коррекция интонационной стороны речи уч-ся путем работы над лексикой стих-ия и его выразительным чтением. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -фонохрестоматия. | |
30 | Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха. | Дать понятие о двусложных размерах стиха. Познакомить с ямбом и хореем. Научиться определять размер стих-ий. | Коррекция мышления через определение размера стих-ия «И.И.Пущину». | ||
31 р.р. | Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро». | Продолжить работу по анализу стих-ия Пушкина «Зимнее утро». Показать един-ство человека и природы. Расширить знания о жанре пейзажной лирики. Под-готовить уч-ся к написанию дом. сочи-нения-анализа стих-ия. | Коррекция речевой патоло-гии путем работы над се-мантикой слов при подго-товке к сочинению | ||
32 | А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике поэта. | Расск. о значении дружбы в жизни поэта и отражении этой темы в тв-ве Пушкина. Познакомить уч-ся со стих-ем «И.И.Пу-щину». Научиться видеть за строчками стих. чувства, настроение, реальные события. Показать ценность дружбы в жизни каждого ч-ка. Развивать умение бережно относиться к дружбе и друзьям. | Коррекция словарного запаса уч-ся в процессе анализа стих-ия «И.И.Пущину | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -фонохрестоматия. | |
33 | Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. | Дать понятие о жанре послания. Проа-нализировать стихотворение. Показать внутреннюю связь человека и окружающей его действительности. Показать об-щечеловеческий смысл стихотворения. | Коррекция мыслительных процессов через обучение анализу стих-ия. Коррекция речевого недоразвития пу-тем работы над лексикой стих-ия. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -фонохрестоматия. | |
34 Вн.чт. | Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них. | Познакомить уч-ся с повестью «Выстрел», с героями, с проблемами, поставленными в повести. Развивать навык внимательного чтения; умение проникнуть в мир чувств и переживаний героев. | Коррекция недостатков раз-вития устной речи путем пересказа отдельных эпизо-дов и ответов на вопросы. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -фонохрестоматия. | |
35 | А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. Глава I. | Познакомить с историей создания романа. Дать представление о Троекурове и А.Г.Дубровском, их поведении, взаимо-отношениях и отношении к ним окружа-ющих. Помочь разобраться в отношениях между героями. | Формирование навыка вла-дения устной речью (кор-рекция речевой патологии) путем активизации словаря уч-ся. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -фонохрестоматия. -презентация. | |
36 | Суд и его последствия. Главы II-III. Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом. Главы IV-V. | Вникнуть в характер сложных отноше-ний героев. Показать изменения в А.Г. Дубровском после суда; отношение кре-постных к своим хозяевам. Рассмотреть и понять внутренний мир Владимира Дубровского. | Корр мышления путем вы-полнения заданий на обоб-щение изучаемого материала (анализ х-ров героев). Корр. внимания через работу над внутренним миром и характером В.Дубровского. | ||
37 | Конфликт Владимира Ду-бровского против неспра-ведливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести. Главы VI-VII. | Разобраться в обстоятельствах, побудивших Дубровского стать разбойником. Понять мотивы, заставившие крепостных присоединиться к своему барину. Рассмотреть пейзаж как элемент харак-теристики героя. | Корр. словесно-логического мышления через развитие умения осущ-ть анализ предлагаемого материала и устанавливать причинно-следственные связи. | -иллюстрации Кустодиева и Д. Шмаринова «Пожар усадьбы Дубровского». | |
38 | Появление учителя. Глава VIII. Обед в Покровском. Ночь после праздника. Главы IX-X. | Продолжить анализировать характеры героев, понять их взаимоотношения. По-мочь понять авторское отношение к героям. Углубить представление уч-ся о Дубровском. Развивать умение пересказывать текст с изменением лица рассказчика. | Корр. логического мышле-ния, внимания и памяти пу-тем пересказа главы с изм лица рассказчика, через осуществление сравнитель-но-сопоставительного ана-лиза взаимоотн-ий героев. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
39 | Как Дубровский стал Дефоржем. Романтическая история любви В.Ду-бровского и Маши Трое-куровой. Авторское отношение к героям. Главы XI-XII, XIII-XIV, XV-XVI. | Прояснить х-р отношений между Машей и Дубровским. Понять мотивы, побудившие Дубровского отказаться от мести Троекурову. Показать положительные стороны х-ра гл.героя (благородство, верность). Рассмотреть композицию романа. | Корр. мышления через работу по составлению плана событий в той последовате-льности, как о них расска-зал Пушкин. Корр. вербального мышления на материале анализа композиции ром | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
40 | Два мальчика. Глава XVII. Развязка романа «Дубровский». Главы XVIII-XIX. | Помочь ученикам почувствовать пере-живания героев, передать их мысли, объ-яснить поступки. Понять мотивы, побу-дившие Вл.Дубр. расстаться с разбойни-ками. Подвести итоги изучения романа. | Коррекция вербального мышления на материале анализа основной мысли и идеи произведения. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
41 р.р. | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский». | Подвести итоги изучения романа. Заставить уч-ся еще раз задуматься над судьбой героев. Научиться отбирать материал к сочинению. Показать логику развития мысли в соч. Составить план. | Коррекция логики через со-ставление плана сочинения и отбор материала. | ||
42 к.р./ (тест) | Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С.Пушкина. | Подвести итоги изучения тв-ва Пушкина в целом. Проверить степень усвоения учебн. материала и теоретичес. сведений. | _________ | -текст контрольной работы или теста. | |
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ(8 часов: 7+1) | |||||
43 Рег. комп. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Детские годы М. Ю. Лермонтова и отражение противоречивых впечатлений в стих. «Ужасная судьба отца и сына». Костромские корни по отцовской линии. | Познакомить уч-ся с новыми для них фа-ктами из жизни поэта, обратив внимание на необычность судьбы Лермонтова и его гениальность. Показать связь рода Лермонтовых с Костромским краем. Познакомить с содержанием стихотворения «Ужасная судьба отца и сына». Помочь почувствовать настроение стих-ия. | Коррекция устной речи через выступление на уроке с подготовленными сооб-щениями о поэте. | -репродукции картин Лермонтова -портреты Лермонтова. -презентация. | |
44 | Анализ стихотворения «Парус». Жажда борьбы и свободы как основной мотив стихотворения. | Познакомить уч-ся со стихотворением «Парус». Помочь почувствовать его настроение и осознать символическое значение образов стих-ия. Дать понятие об инверсии. | Коррекция абстрактного мышления через анализ стих-ия и нахождение инверсии в тексте. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -фонохрестоматия. | |
45 | «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций. | Познакомить со стихотворением Лер-монтова «Тучи». Показать внешний и внутренний план стих-ия. Провести работу над словами-образами. | Коррекция логического мы-шления путем работы над анализом стихотворения (поиск сравнений в тексте) | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -фонохрестоматия. | |
46 | Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю. Ле-рмонтова «Утес», «Листок». | Показать учащимся мотивы одиночества в тв-ве поэта на примере стих-ий «Утес», «Листок». Дать понятие о мотиве в лири-ке, об антитезе. Развитие умения находить антитезу в тексте. | Корр устной речи через фо-рмирование семантико-син-таксической вариативности речи уч-ся (через возм-сть выбора учащимися необх. синт. стр-ры в реч сит.) | ||
47 | Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения. «На севере диком…» | Познакомить со стих-ем «На севере ди-ком…» как оригинальным переводом стих-ия Гейне. Рассмотреть мотив одино-чества в стих-ии. Развивать умение выразительно читать поэтический текст. Обучить анализу стих-ия. | Корр лексической стороны речи уч-ся через осознание учениками значений и смы-сла слов в речевом потоке на примере стих-ия Лер-монтова. | -картина Шишкина «На севере диком…» | |
48 | М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармони человека с миром. | Познакомить с содержанием стих-ия «Три пальмы». Дать первоначальное понятие о балладе, трехсложных размерах стиха. Помочь почувствовать настроение стих-ия. | Корр. мышления через вы-полнение упр-ий аналитико-синтетического характера (выделение осн. мысли, обобщ. анализ стих-ия). | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -фонохрестоматия. | |
49 | Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М. Ю. Лермонтова. | Подвести итоги изучения лирики Лер-монтова. Научиться отбирать материал к сочинению. Показать логику развития мысли в соч. Составить план | Коррекция логического мы-шления через составление плана сочинения и отбор материала. | ||
50 р.р. | Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова. | Написать сочинение по творчеству Ле-рмонтова. Развитие творческих способ-ностей уч-ся. | Корр речевой патологии пу-тем составления текста со-чинения. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
И.С.ТУРГЕНЕВ (4 часа: 3+1) | |||||
51 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. | Познакомить учащихся с фрагментами биографии Тургенева, увлечь рассказом «Бежин луг». Познакомить с героями рассказа. Показать духовный мир кресть-янских детей. | Коррекция мыслительных процессов через работу над статьей учебника и текстом рассказа «Бежин луг». | -портрет Тургенева. -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -презентация. | |
52 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | Показать взаимосвязь человека и природы в рассказе, определить роль пейзажа. Развивать навыки анализа текста. | Корр логич мышления путем придумывания названий описаниям пейзажей, встретившихся в рассказе. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
53 | Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | Вспомнить, что называется портретом в литературе. Развивать навыки характе-ристики литературных героев, в том числе речевую хар-ку, навыки работы со словом, навыки анализа текста. | Коррекция словесно-логи-ческого мышления путем работы над характеристикой лит.героев. | ||
54 р.р. | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Тургенева на тему «Речевая характеристика героя рассказа». | Подвести итоги изучения рассказа Тур-генева «Бежин луг». Развивать умения анализировать исходный текст, давать речевую хар-ку героям. Развивать навыки устной речи. Подготовить к написанию сочинения. | Коррекция устной речи пу- тем отбора материала для сочинения и подготовки уч-ся к его написанию. | ||
Н.В.ГОГОЛЬ (6 часов: 5+1) | |||||
55 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Ночь перед Рождеством». Пейзаж рожд. ночи. | Познакомить уч-ся с фактами биографии писателя. Рассказать о создании сборника «Вечера на хуторе…». Познакомить с повестью «Ночь перед…». Дать понятие о жанре повести, о пейзаже и его роли в произведении. Вспомнить значение понятий «повествователь», «рассказчик» | Коррекция познавательной сферы через работу над статьей учебника. | -портрет Гоголя -репродукция картины Куинджи «Ночь на Днепре» -репродукция картины Репина «Вечотницы». -презентация. | |
56 | Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством». | Познакомить с героями произведения, с изображением народной жизни в повести и на картины родной природы. Дать представление о пейзаже и его роли в повести, о юморе. | Коррекция недостатков уст-ной речи путем работы над семантикой слов, рисующих пейзаж рождественской ночи. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
57 | Приключения кузнеца Вакулы в поисках черевичек. Образы Вакулы и Оксаны. | Через приключения кузнеца показать юмористическое в повести. Знать способы юмористического повествования. Проанализировать образы Вакулы и Оксаны и научиться давать хар-ку гл герою. | Корр. процесса абстрагиро-вания через выделение су-щественного в тексте и от-деление его от второсте-пенного. | ||
58 | Реальное и фантастическое в повести. Средства создания комического и роль фольклорных элементов в повести. | Подвести итоги изучения повести. Завершить работу над планом. Определить реалистические и фантастические элементы. | Коррекция устной речи путем составления высказывания по пунктам плана. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
59 Вн.чт. | Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики». | Познакомить с повестью «Старосветские помещики», ее героями и проблематикой. Расширить знания уч-ся о творчестве Гоголя. Вызвать интерес к чтению его произведений. | Коррекция монологической речи через составление высказываний по теме урока. | ||
60 р.р. | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». | Подвести итоги изучения повести. Отобрать материал к сочинению. Показать логику развития мысли в соч. Составить план | Коррекция логического мы-шления через составление плана сочинения и отбор материала. | ||
Ф.И.ТЮТЧЕВ (3 часа: 2+1) | |||||
61 | Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. «Листья». Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. | Познакомить с творчеством Тютчева, с темой родной природы в его тв-ве. Обри-совать зрительные образы при чтении стихотворения «Листья»; понять настро-ение и чувство поэта, определить способы создания образов. | Коррекция мышления и па-мяти путем составления от-вета на вопросы учителя | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -презентация. -фонохрестоматия. | |
62 | Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. | Продолжить знакомство с тв-вом Тютчева. Рассмотреть тему судьбы человека и птицы в стих «С поляны коршун поднялся…». Дать понятие о лирическом герое, лирическом образе. Показать роль антитезы в произведении. | Коррекция монологической речи через составление высказываний по теме урока | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -фонохрестоматия. | |
63 р.р. | Развитие речи. Обучение анализу стихотворения. | Подвести итоги изучения лирики Тютчева. На примере одного из стихотворений показать учащимся способы анализа лирики. Помочь овладеть навыком анализа стихотворения. | Коррекция речевой патоло-гии путем работы над се-мантикой слов при подго-товке к анализу стихотворе-ния. | ||
А.А.ФЕТ (4 часа: 3+1) | |||||
64 | А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». «Опять незримые усилья…». Природа как воплощение прекрасного. | Расширить знания уч-ся о творчестве А.Фета. Нарисовать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение и чувство поэта, определить способы создания образов. | Коррекция интонационной стороны речи уч-ся путем работы над выразительным чтением стихотворений. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -фонохрестоматия. -презентация. | |
65 | «Еще майская ночь». Пе-реплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них - у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты. | Продолжить знакомство учащихся с поэзией XIX века, с изобразительными средствами в произведении. Развитие умения сопоставлять стихотворения, посвященные одной теме. | Коррекция логического мышления через сопостав-ление стихотворений. | -фонохрестоматия. | |
66 р.р. | Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. | Подвести итоги изучения творчества Тю-тчева и Фета. Проанализировать предло-женную тему для сочинения и составить его план. | Корр речевой патологии пу-тем составления плана со-чинения. | ||
67 к.р. | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. | Подвести итоги изучения тв-ва Лермон-това, Гоголя, Тютчева, Фета в целом. Проверить степень усвоения учебного материала и теоретических сведений | _________ | -текст контрольной работы или теста. | |
Н.А.НЕКРАСОВ (4 часа) | |||||
68 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя | Познакомить учеников с важными вехами детства и юности Некрасова, обозначить главную тему его поэзии. Познакомить со стихотворением «Железная дорога» и проблемами, поставленными в нем. Показать место стих-ия в творчестве поэта. Вспомнить назнач. эпиграфа. | Коррекция познавательной сферы через работу над статьей учебника. | -портрет Некрасова. -презентация. | |
69 | Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» | Продолжить работу по анализу стихо-творения «Железная дорога». Показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; риторическую направленность стих-ия; роль пейзажа в худ. произв. Найти черты баллады, фантастические картины, проа-нализировать образ царя-голода. | Коррекция интонационной стороны речи уч-ся путем работы над выразительным чтением стих-ия | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -фонохрестоматия. | |
70 Вн.чт. Рег. комп. | Н.А.Некрасов. Поэма «Коробейники». | Расширить знания уч-ся о творчестве Некрасова. Познакомить с поэмой «Ко-робейники», проблемами и героями. По-казать связь поэмы с Костр краем. | Коррекция логического мы-шления путем работы над анализом стихотворения. | -учебная хрестоматия «Л-ра.5-6 классы» Костромская обл. автор-составитель Лебедев Ю.В. | |
71 | Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова. | Познакомить уч-ся со стихотворением «Дедушка», его героями и проблемати-кой. Развивать чувство гордости за своих предков. | Корр. процесса абстрагиро-вания через выделение су-щественного в тексте и от-деление его от второсте-пенного. | ||
Н.С.ЛЕСКОВ (4 часа) | |||||
72 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Сказ «Левша». Особенности сказа. | Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Лескова. Дать представление о жанре сказа. Заинтересовать учеников необычностью повествования. | Коррекция смысловой сто-роны речи учащихся путем работы над выразительным чтением отрывков из сказа. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -презентация. | |
73 | «Ужасный секрет» тульских мастеров. | Помочь ученикам разобраться в характе-ристиках персонажей. | Корр. устной речи через словесное описание иллю-страций к тексту сказа. | ||
74 | Судьба Левши. | Помочь понять основную идею автора: патриотизму и талантливости народа противостоит безответственное и преступное отношение властей. Показать авторское отношение к героям повести | Корр. словесно-логич. мы-шления через работу над аналитическим чтением от-рывков и описанием иллю-страций. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
75 | Внеклассное чтение. Н. С. Лесков «Человек на часах | Расширить знания уч-ся о тв-ве Лескова. Заострить внимание уч-ся на идейном смысле произв, на особенностях фольклора, на роли неологизмов Лескова. | Корр монологической речи путем построения связного ответа по теме урока.. | ||
А.П.ЧЕХОВ (3 часа) | |||||
76 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Лошадиная фамилия» | Дать представление о личности Чехова. Попытаться раскрыть природу смешного в рассказе «Лошадиная фамилия». Показать особенности чеховского стиля. | Корр мыслительной деяте-льности путем работы по составлению плана статьи учебника по теме урока. | -портрет А.П.Чехова. -презентация. | |
77 | А.П.Чехов. «Пересолил». | Познакомить с рассказом «Пересолил». Закрепить понятие о комическом. | Коррекция внимания и памяти через ответы по теме урока и анализ текста | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
78 | А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. | Познакомить с рассказом «Толстый и тонкий», обратив внимание уч-ся на речевую характеристику героев. Развитие понятий юмор, сатира. | Коррекция мыслительных процессов через работу над средствами комического в рассказе Чехова. | ||
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (2 часа) | |||||
79 | Родная природа в стихо-творениях русских поэтов XIX века. Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». | Познакомить уч-ся с темой родной природы в поэзии Полонского. Помочь вызвать зрительные образы при чтении стих-ий, понять настроения и чувства поэта. | Коррекция образного мыш-ления через составление зрительных образов, вызва-нных картиной родной при-роды. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -фонохрестоматия. | |
80 | Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист», «Чудный град…». А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». | Показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образов. | Коррекция внимания путем выполнения заданий на сравнение образов, создан-ных поэтами в стихотворе-ниях. | -презентация. -фонохрестоматия. | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (15 часов: 13+2) | |||||
81 | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Пла-тонова. | Познакомить уч-ся с некоторыми фактами биографии А.Платонова. раскрыть образную систему рассказа, авторское отношение к изображаемому. Воспитание чувства любви и сострадания ко всему живому. | Коррекция логического мы-шления путем анализа со-держания рассказа и выра-зительной стороны речи че-рез работу над интонацией. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -фонохрестоматия. -презентация. | |
82 | А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Глава из феерии. | Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством А.Грина. Дать понятие о феерии. Познакомиться с содержанием отрывка из произведения. | Коррекция внимания путем анализа содержания главы из феерии. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
83 | «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. | Продолжить знакомство с содержанием и особенностями феерии «Алые паруса». Показать победу возвышенного над обыденностью. Воспитывать чувство уважения к личности, не похожей на дру-гих. | Коррекция словесно-логи-ческого мышления путем выполнения заданий на анализ и синтез учебного материала. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -видеофильм. -презентация. | |
84 Вн.чт | Внеклассное чтение. А.С. Грин «Алые паруса». Главные герои книги. Авторская позиция. | Расширить знания учащихся о творчестве Грина. Определить позицию автора в произведении. Познакомить более подробно с героями и их характерами. Воспитывать желание стремиться к мечте. | Коррекция образного мыш-ления через устное словес-ное рисование эпизодов фе-ерии. | ||
85 | М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Особенности жанра | Познакомить с некоторыми фактами био-графии Пришвина. Раскрыть особенности жанра, характеры героев. | Коррекция речевой патоло-гии через беседу по вопро-сам. | -портрет Пришвина. -презентация. | |
86 | «Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. «Что есть правда». Трудный путь человека к правде жизни. | Показать метафорический смысл сказки-были. Раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы. | Коррекция словесно-логи-ческого мышления через выполнение заданий анали-тико-синтетического харак-тера. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -презентация. | |
87 | Нравственная суть взаи-моотношений Насти и Митраши. | Познакомить с проблемами, поставлен-ными автором в сказке-были. Охаракте-ризовать главных героев. Развитие понятия об олицетворении. | Коррекция мыслительных процессов через анализ ха-рактеров героев сказки-были. | ||
88 | Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | Показать значение образа природы в произведении. Показать тесную связь человека и природы. | Коррекция недостатков ре-чевого развития путем вве-дения в речь новых слов. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
89 | Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». | Продолжить изучение сказки-были. Обу-чить приемам анализа эпизода. Показать его метафорический смысл. | Коррекция словесно-логи-ческого мышления через анализ эпизода. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
90 | Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | Подвести итоги изучения сказки-были. Показать особенности композиции раскрыть смысл названия произведения. | Коррекция внимания путем работы над особенностями композиции произведения. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
91 | Подготовка к сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | Подготовить уч-ся к написанию сочинения по изученному произведению. Проа-нализировать тему и отобрать материал. | Коррекция речевой патоло-гии путем работы над се-мантикой слов при подго-товке к сочинению. | ||
92-93 р.р. | Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | Подвести итоги изучения сказки-были. Написать сочинение-повествование на предложенную тему. | Коррекция связной речи через составление текста сочинении. | ||
94 Вн.чт. | Внеклассное чтение. Рассказы Пришвина о природе. | Позн с рассказами Пришвина о природе, выявить своеобразное сочетание фантас-тического и реального в предложенных для анализа рассказах. Развивать навыки быстро ориентироваться в тексте, определять роль худ детали. Воспитывать любовь и бережное отнош к родн прир. | Коррекция словесно-логи-ческого мышления через анализ содержания рассказов о природе. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
95 Вн.чт. Рег. комп | Внеклассное чтение. Человек и природа в творчестве писателей-костромичей. К.И.Абатуров «Встреча в ночи». Е.П. Прокофьева. Рассказы. | Познакомить уч-ся с творчеством кос-тромских писателей, изображающих природу и человека. Показать красоту неброской природы средней полосы России. Воспитывать бережное отношение к природе. | Коррекция монологической речи через составление высказываний по теме урока. | -учебная хрестоматия «Л-ра.5-6 классы» Костромская обл. автор-составитель Лебедев Ю.В. | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙВОЙНЕ (16 часов: 13+3) | |||||
96 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симо-нов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» | Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны. Познакомить с поэзией о войне, с солдатскими буднями, пробуждающими чувство скорби перед памятью павших на полях сражений. Проанализировать стихотворения К.Симонова. | Коррекция интонационной стороны речи уч-ся путем работы над лексикой стих-ия и его выразительным чтением. | -портрет К.Симонова. -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -презентация. -фонохрестоматия. | |
97 р.р. | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Н.К. Рыленков. «Бой шел всю ночь». Д.С. Самойлов. «Сороковые» | Познакомить с поэзией Н.Рыленкова и Д.Самойлова, посвященной Великой Отечественной войне. Проанализировать данные стихотворения. Воспитывать уважение к защитникам родины. | Коррекция интонационной стороны речи уч-ся путем работы над выразительным чтением стихотворения | -фонохрестоматия. | |
98 Вн.чт. | Внеклассное чтение. А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война. | Познакомить с повестью «Последние хо-лода», ее героями и проблематикой. Рас-ширить знания уч-ся о творчестве А.Ли-ханова. Вызвать интерес к чтению его произведений. | Коррекция монологической речи через составление высказываний по теме урока. | ||
99 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в годы после Гражданской войны. Самобытность героев рассказа | Познакомить уч-ся с фактами из жизни писателя, с его произведением «Конь с розовой гривой». Показать автобиогра-фический характер рассказа. Отметить особенности его композиции. Познакомить с особенностями жизни сибирской деревни после войны. | Корр. словесно-логического мышления через развитие умения осущ-ть анализ предлагаемого материала и устанавливать причинно-следственные связи. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -презентация. | |
100 | Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в худо-жественном произведении. | Рассмотреть нравственные вопросы, по-днимаемые автором в произведении: чес-тность, доброта, долг. Попытаться вызвать у учеников отклик на эти вопросы. Проанализировать речь героев и рассмо-треть особенности использования народной речи в рассказе. | Коррекция словесно-логи-ческого мышления путем работы с текстом (речевая характеристика героев). | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
101 р.р. | Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | Подвести итоги изучения рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Развивать умения анализировать исходный текст, давать речевую хар-ку героям. Развивать навыки устной речи. Подготовить к написанию сочинения. | Коррекция устной речи пу- тем отбора материала для сочинения и подготовки уч-ся к его написанию. | ||
102 Вн.чт. Рег. комп | Внеклассное чтение. Мир детства в творчестве писателей-костромичей. В.И.Шапошников. «Колька». | Познакомить уч-ся с творчеством кос-тромских писателей, изображающих в своих произведениях мир детства. Рассмотреть сложный внутренний мир человека, чуткого к правде, добру и красоте. | Коррекция монологической речи через ответы по теме урока. | -учебная хрестоматия «Л-ра.5-6 классы» Костромская обл. автор-составитель Лебедев Ю.В. | |
103 | В.Г.Распутин. Слово о писателе. Чтение рассказа «Уроки французского» | Познакомить учеников с некоторыми че-ртами личности писателя, с главными те-мами его творчества. Познакомиться с содержанием рассказа. | Коррекция интонационной стороны речи учащихся че-рез работу над выразитель-ным чтением рассказа. | -презентация. -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
104 | Герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени. | Познакомить уч-ся с героем повести, со-ставить его характеристику. Обратить внимание на изображение в рассказе тру-дностей военного времени. | Коррекция устной речи через составление характеристики главного героя рассказа. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
105 | Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. | Попытаться раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память». Заострить внимание уч-ся на доброте, щедрости, истинной любви Лидии Михайловны к детям. | Корр. процесса абстрагиро-вания через выделение су-щественного в тексте и от-деление его от второсте-пенного. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
106 р.р. | Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина». | Написать сочинение, раскрыв такие по-нятия как «духовные ценности», «духовная память». Развитие умения размышлять над вопросами нравственности. | Коррекция мышления и письменной речи уч-ся через написание текста сочинения. | ||
107 Вн.чт. Рег. комп | Внеклассное чтение. Жизнь костромского села в послевоенные годы. М.Ф. «Гороховый кисель с теплым льняным маслом». | Познакомить уч-ся с произведением кос-тромского писателя М.Базанкова, рас-сказывающем о послевоенной жизни в костромском селе. Заострить внимание на нравственных вопросах, поднятых в произведении. | Коррекция монологической речи через составление высказываний по теме урока. | -учебная хрестоматия «Л-ра.5-6 классы» Костромская обл. автор-составитель Лебедев Ю.В. | |
108 Вн.чт. Рег. комп | Внеклассное чтение. Костромские писатели о подростках. Л.Воробьев. «Деревянные винтовки». | Познакомить уч-ся с героями рассказа, составить их характеристику. Обратить внимание на изображение в рассказе военного времени. Проанализировать ха-рактер учителя. | Коррекция монологической речи через составление высказываний по теме урока. | -учебная хрестоматия «Л-ра.5-6 классы» Костромская обл. автор-составитель Лебедев Ю.В. | |
109 | Ф.Искандер. Слово о псателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. | Познакомить учащихся с фактами из жизни писателя, с героями произведения. Показать влияние учителя на развитие детского характера. Пробудить интерес к творчеству Ф.Искандера. | Коррекция словесно-логи-ческого мышления через анализ содержания рассказа. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -презентация. | |
110 | «Тринадцатый подвиг Ге-ракла». Нравственные проблемы, поставленные в рассказе. Юмор в рассказе. | Рассмотреть нравственные вопросы, по-днимаемые автором в произведении: чес-тность, доброта, долг. Попытаться вызвать у учеников отклик на эти в-сы. Раз-вить знания уч-ся о юморе в худ. произв. | Корр. процесса абстрагиро-вания через выделение су-щественного в тексте и от-деление его от второсте-пенного. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
111 к.р./ (тест) | Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.А.Некрасова, Н.С. Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о Великой Отечес-твенной войне. | Подвести итоги изучения тв-ва Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературы о Великой Отечественной войне. Проверить степень усвоения учебного материала и тео-ретических сведений. | _________ | -текст контрольной работы или теста. | |
РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX ВЕКА (5 часов) | |||||
112 | Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. | Познакомить уч-ся с биографией поэта и его стихами о родной природе. Попробовать проследить традиции поэзии XIX века в поэзии XX века. Проанализировать предложенные стихотворения. Увидеть средства создания поэтических образов природы. | Коррекция словесно-логи-ческого мышления через анализ стихотворений А. Блока. | -портрет А.Блока. -презентация. -фонохрестоматия. | |
113 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. | Продолжить знакомство уч-ся с темой родной природы в творчестве С.Есенина. Попробовать проследить традиции поэзии XIX века в поэзии XX века. Проана-лизировать предложенные стихотв-ия. | Коррекция словесно-логи-ческого мышления путем выполнения заданий на анализ и синтез учебного материала. | -портрет Есенина. -фонохрестоматия. -презентация. | |
114 | Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. | Увидеть средства создания поэтических образов природы, способы выражения чувств в лирике Есенина. | Корр. абстрактного мышле-ния уч-ся через развитие умения обобщать, сопос-тавлять и делать выводы. | -фонохрестоматия. | |
115 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». | Продолжить знакомство уч-ся с темой родной природы в творчестве А.Ахматовой. Проанализировать стихотв-ие. | Коррекция словесно-логи-ческого мышления путем выполнения заданий по ана лизу стихотворения. | -презентация. -фонохрестоматия. | |
116 Вн.чт. Рег. комп | Внеклассное чтение. Родная природа в стихотворениях костромских поэтов. (В.Шапошников, А.Беляев, В.Лапшин, В.Куликов, С.Потехин, В. Максимов | Познакомить уч-ся с темой родной природы в стихотворениях костромских поэтов XX века. Увидеть средства создания поэтических образов природы, способы выражения чувств в лирике. | Коррекция логического мы-шления путем работы над анализом стихотворений. | -учебная хрестоматия «Л-ра.5-6 классы» Костромская обл. автор-составитель Лебедев Ю.В. | |
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (3 часа) | |||||
117 | В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». | Познакомить уч-ся с некоторыми фактами жизни Шукшина. Проанализировать характеры героев и проблематику ра-сказа «Срезал». Показать особенности стиля писателя. | Коррекция внимания и памяти через ответы по теме урока и анализ текста рассказа. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -презентация. | |
118 | Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. | Продолжить изучение творчества В.М. Шукшина. Проанализировать характеры героев и проблематику рассказа «Крити-ки». | Коррекция монологической речи через ответы по теме урока. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
119 | Особенности героев Шукшина. | Завершить изучение тв-ва Шукшина. Об-ратить внимание уч-ся на особенности героев писателя. Заинтересовать чтением рассказов Шукшина. | Коррекция логического мы-шления путем работы над анализом характеров героев рассказов Шукшина. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (17 часов: 16+1) | |||||
120 | Г.Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». | Познакомить уч-ся с литературой народов России и творчеством Г.Тукая. Пока-зать, что его стихи пронизаны любовью к своей родине. Помочь понять интонацию и мелодию его стихов. | Коррекция словесно-логи-ческого мышления через анализ стихотворений Г. Тукая. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -презентация. | |
121 | Стихотворения К.Кулиева о родном крае. | Продолжить знакомство уч-ся с лит-рой народов России и стихотворениями К.Кулиева о родине. Проанализировать его стихи. Развивать чувство долга перед своей родиной. | Коррекция словесно-логи-ческого мышления через анализ стихотворений К. Кулиева. | ||
122 | М.Де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. | Рассказать о судьбе Сервантеса. Позна-комить учеников с исторической обста-новкой в Испании на рубеже веков. Поз-накомить с главным произведением Сер-вантеса и его героем, живущем в вообра-жаемом мире. | Коррекция монологической речи через составление высказываний по теме урока | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -презентация. -видеофильм. | |
123 | «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. | Продолжить знакомство учеников с ро-маном о верности идеалам. Показать особенности романа-пародии на рыцарские романы. | Коррекция речевой патоло-гии через беседу по вопро-сам. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
124 | Народное понимание правды жизни как нравс-венная ценность. Образ Санчо Пансы. | Закончить работу над романом «Дон Ки-хот». Показать, что роман рассказывает о верности идеалам, душевном благородстве и наивной простоте героя. Помочь понять, почему «Дон Кихот» - книга на все времена. | Коррекция мыслительных процессов через анализ ха-рактеров героев (Санчо Пансы и Дон Кихота). | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
125 | Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблема благородства, достоинства и чести. | Углубить представление о балладе как лит жанре. Познакомить учеников с осо-бенностями худож перевода на примере сопоставления текстов. Развивать навык выразит чтения поэтического текста. | Коррекция мышления через сравнительно-сопоставите-льный анализ текстов бал-лады в переводе Жуковского и Лермонтова. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -презентация. | |
126 | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Чтение текста. | Познакомить с некоторыми фактами жизни П.Мериме и его новеллой «Маттео Фальконе». Развить понятие о герое. Дать понятие о героическом х-ре в лит-ре. Развить понятие о жанре. | Коррекция монологической речи через составление высказываний по теме урока | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
127 | Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества в новелле «Маттео Фальконе». | Продолжить знакомство с новеллой. По-казать суть конфликта естественной жизни и цивилизованного общества. Вызвать учеников на самостоятельные размышления о жизни. | Коррекция монологической речи уч-ся путем работы над развернутым пересказом. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
128 | Романтизм и реализм в произведении. | Провести с учащимися работу по развитию знаний по теории лит-ры. Помочь найти черты романтизма и реализма в худ. произведении. | Коррекция логического мы-шления путем анализа со-держания рассказа П.Мери-ме. | ||
129 Вн.чт. | Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». | Расширить знания учеников о жизни и творчестве М.Твена. Обозначить сюжетную линию романа. Показать отношение автора к своим героям. | Коррекция устной речи че-рез выступление на уроке с подготовленными сообще-ниями о писателе. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -презентация. | |
130 Вн.чт. | Внеклассное чтение. Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. | Определить, на чем строится дружба То-ма и Гека. Попытаться понять, в чем заключается обаяние образов героев романа. | Коррекция устной речи через составление характеристики героев романа. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
131 Вн.чт. | Внеклассное чтение. Том и Гек: общность и различие. | Проанализировать характеры и поступки героев романа М.Твена. Показать, что объединяет этих ребят и чем они отлича-ются друг от друга. Показать роль дружбы в романе. | Коррекция словесно-логи-ческого мышления путем работы с текстом (речевая характеристика героев). | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. | |
132 | А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | Познакомить уч-ся с некоторыми фактами из жизни писателя. Познакомить с философской сказкой-притчей. Заинтере-совать учеников творчеством Экзюпери. | Коррекция монологической речи через ответы по теме урока. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -презентация. | |
133 | .Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. | Продолжить знакомство с творчеством Экзюпери. Помочь разобраться во взглядах писателя на жизнь. Развивать умение видеть в жизни главное, менять угол зрения на привычные явления. | Корр. словесно-логического мышления через развитие умения осущ-ть анализ предлагаемого материала и устанавливать причинно-следственные связи. | -учебник-хрестоматия для 6 кл -дидакт. мат. «Читаем, думаем, спорим» для 6 кл. -видеофильм. | |
134 р.р. | Развитие речи. Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». | Подвести итоги изучения курса литературы 6 класса по всем разделам. Проверить степень усвоенности учебного материала и умение им пользоваться практически. | Коррекция познавательной деятельности через выпол-нение заданий. | ||
135 | Задание для летнего чте-ния. | Заинтересовать учащихся чтением книг, которые будут изучаться в 7 классе. Продиктовать рекомендуемую литературу. | _________ | -список литературы для летнего чтения. | |
136 | Резервный урок. | _________ | _________ | _________ |
Учитель Кудрявцева Ю. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 6 класс (204 часа) Тематическое планирование
Тематическое планирование по русскому языку для 6 класса к учебнику под ред. М. Т. Баранова, Л. Т. Григорян....
Русский язык 5 класс (238 часа) Тематическое планирование
Тематическое планирование по русскому языку к учебнику 5 класса под ред. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой....
Литература 5 класс (136 часов) Тематическое планирование
Тематическое планирование для 5 класса к учебнику под ред. В. Я. Коровиной...
Русский язык 5 класс (136 часов) Тематическое планирование
Данное тематическое планирование составлено к учебнику "Русский язык. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида". Авторы:Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская...
Русский язык 8 класс (136 часов) Тематическое планирование
Тематическое планирование для учебника "Русский язык. 8 класс" для специальных (коррекционых) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской....
Чтение 8 класс (68 часов) Тематическое планирование
Данное тематическое планирование к учебнику "Чтение. 8 класс" для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Под ред. З. Ф. Малышевой...
Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторен...