Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
план-конспект занятия по литературе (6 класс) по теме
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторение изученного материала, психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний, изучение нового материала, закрепление полученных знаний, умений и навыков, подведение итогов урока, рефлексия, задание на дом. Урок соответствует требованиям ФГОС (учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели предстоящей познавательной деятельности). Активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе приобретения новых знаний помогают разнообразные формы обучения и воспитания. Реализовать поставленные на уроке цели помогает использование компьютера и мультимедиапроектора.
Внеклассное мероприятие "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе в форме экскурсии знакомит учащихся с историческими и архитектурными памятниками города Магадана, развивает у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира, формирует чувство патриотизма, ответственности за сохранность неповторимого облика столицы Колымы.
В календарно-тематическом планировании по литературе в 6 классе отражён опыт работы учителя по реализации регионального компонента в учебном процессе. На уроках внеклассного чтения шестиклассники изучают литературу Крайнего Северо-Востока, знакомятся с жанровым своеобразием произведений художественной литературы народностей Севера.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ г. МАГАДАНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РУССКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ) ШКОЛА № 2
685000, г. Магадан, ул. Горького, д.9, тел: 62 – 31 – 92:
электронный адрес: school2magadan@yandex.ru
Городской конкурс «Педагог года - 2014»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Экскурсия на тему «Город, что сердцу дорог!»
8 класс
Автор Бандурина Н. В.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СО (РК) Ш № 2»
г. МАГАДАН
2014 г.
Тема мероприятия: «Город, что сердцу дорог!»
Задачи:
- познакомить учащихся с историческими и архитектурными памятниками города Магадана;
- показать красоту и разнообразие родного города;
- развивать эстетическое восприятие;
- формировать чувство патриотизма, ответственности за сохранность неповторимого облика столицы Колымы.
Планируемый результат: приобщение школьников к истории, культуре, обычаям и традициям родного края.
Описание методической разработки внеклассного мероприятия
Экскурсия на тему «Город, что сердцу дорог!»
Путешествие в историческое прошлое родного города должно начинаться за школьным порогом: в ближайшем скверике, парке, на берегу реки и т.д. А поэтому экскурсии по значимым местам любого города имеют огромное воспитательное значение. К этому мероприятию учащиеся 8 – го класса готовились заранее: выбирали маршрут, писали сообщения, расспрашивали старожилов, каким был город раньше, изучали его историю в библиотеках. Подготовительный этап позволил участникам экскурсии быть не только зрителями, но и непосредственными организаторами такой необычно выбранной формы общения с городом Магаданом. В данной ситуации учитель выступал, как помощник и консультант. При этом был собран интересный материал для написания поисково-краеведческих работ.
План проведения экскурсии
I. Вступительное слово учителя перед началом экскурсии.
У каждого города большого или маленького, старинного или молодого, есть своё лицо. Одни отличаются старинными домиками, другие – каменными особняками, памятниками архитектуры, третьи – древними монастырями и церквами, четвёртые – современными проспектами, прекрасными парками, набережными.
Ни на какой другой город не похож и наш Магадан.
Магадан – это город-порт. Это – столица Северо-Востока нашей страны. Расположен он на побережье Тауйской губы Охотского моря, на перешейке, соединяющем полуостров Старицкого с материком. Магадан окружён сопками. Здесь очень короткое лето и очень долгая зима. Но, не смотря на капризы погоды, магаданцы любят свой город и гордятся им.
II. Собеседование с учащимися во время экскурсии.
Вопросы для собеседования:
- Что привлекает вас в облике родного города?
- Что вы заметили в облике родного города при внимательном рассмотрении и что раньше не замечали?
- Что нового вы узнали о культурном и историческом прошлом города?
- В чём особенность построек Магадана?
- Что стало вам известно о прошлом нашего города и жизни его жителей из рассказов сторожилов?
- Какие памятники истории и культуры вызвали у вас озабоченность своим внешним видом?
- Как можем мы, наш класс и школа включиться в работу по охране памятников, по улучшению внешнего вида города, его озеленению?
III. Рассказы учеников-экскурсоводов на отдельных этапах экскурсии.
Маршруты экскурсии
- Школа № 2.
- Соборная площадь (Свято-Троицкий собор, «Северовостокзолото», «Севвостгеология», Главный почтамп, «Магаданская правда»).
- Улица Ленина (поликлиника №1, кинотеатр «Горняк», парк Культуры и отдыха).
- Улица Портовая (СВГУ, СВКНИИ).
- Улица Карла Маркса (театр им. Горького, библиотека им. Пушкина, областной краеведческий музей).
- Улица Коммуны (Дом радио).
- Площадь Комсомольская (ВГТРВК «Магадан», телевышка).
- Смотровая площадка Нагаево (Морской торговый порт)
На смотровой площадке Нагаева, откуда открывается прекрасный вид на Охотское море, одна из учениц восьмого класса прочитала стихотворение В. Гольдовской «Нагаевская бухта».
В Нагаевской бухте – охотские льды.
Охотские льды у причалов не тают.
Обнявшись лежат Океан и Тайга, Плывут облака тяжело и натужно,
На северных склонах чернеют снега,
Цветёт рододендрон на осыпях южных.
Морские туманы вздыхают вдали,
Бесцветные травы дрожат по долинам.
И мокрые тучи, как камни легли
Усталым горам на озябшие спины.
IV. Итог экскурсии.
Определяется победитель, знаток родного города.
V. План дальнейшей работы.
1. Начать работу по сбору семейных реликвий, связанных с историческими событиями города. Организовать в школьном музее им. Т.Г. Шевченко выставку «Нашим потомкам вместо завещания».
2. Разработать систему мероприятий по благоустройству и озеленению города, по охране памятников истории и архитектуры.
3. Провести поэтический вечер «Магадан литературный».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директором МАОУ «СО (РК) Ш № 2» Зам. директора по УВР на заседании МО
Борисовой Е. С. ______________ Бирюковой И. П. ___________ протокол № ________
«_____» ______________ ______ г. «_____» ____________ ______ г. «_____» __________ ______ г
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков литература
классы 6 классы
учитель Бандурина Н. В.
количество часов 68 ч. в неделю 2 ч.
р/р 8 ч.
в/ ч 8 ч.
плановых контрольных уроков 4 ч.
планирование составлено на основе
Программы по литературе 5 – 11 кл. / Под ред. В. Я. Коровиной. М., 1995 г.
Программы «Литература Северо – Востока» 5 – 11 кл. /Под ред. Райзмана М. И., Шантиной Э. Д., Шпрыгова Ю. М. – Магадан. 2004.
учебник
Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Авт. – сост. В. П. Полухина и др. – М., 2008.
Литература народов Крайнего Северо – Востока России: Хрестоматия: 6 кл. /Магадан. обл. ин – т повышения квалификации пед. кадров; Сост. Э.Д. Шантина, А. Д. Климентьева. – Магадан: Кордис, 2000.
дополнительная литература Н. В. Егорова. Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебникам – хрестоматиям В. П. Полухиной и Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Вако, 2005. -
Тематическое планирование составлено
_____________________________ _____________________________
подпись расшифровка
МАГАДАН
2014 Г.
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Всего: 18 | Всего: 14 | Всего: 20 | Всего: 16 |
Р\Р 2 | Р/Р 2 | Р/Р 2 | Р/Р 2 |
В/Ч 2 | В/Ч 2 | В/Ч 2 | В/Ч 2 |
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особенностью данной программы является изучение на уроках внеклассного чтения литературы Крайнего Северо-Востока. Это одно из приоритетных направлений литературного образования современных школьников.
Шестиклассники знакомятся с устным народным творчеством и произведениями художественной литературы народностей Севера. Основной метод, используемый при чтении и анализе текстов, - сравнительно-типологический. Особое место отводится урокам развития устной и письменной речи. Ребята сочиняют сказки, мифы, легенды.
Таким образом, учащиеся знакомятся с лучшими образцами литературы Крайнего Северо-Востока и учатся уважать национальную культуру, традиции и обычаи других народов.
ТЕМА | ПОВТОРЕНИЕ | УМЕНИЯ И НАВЫКИ | СЛОВАРНАЯ РАБОТА |
1. Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев. | I четверть Повторение изученного в 5 классе. | Работа с учебником; вести беседу на заданную тему; участвовать в викторине. | Зачин Литературная сказка Олицетворение Метафора Сказ |
2. Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. | Баллада В. А. Жуковского «Светлана» | Сопоставлять литературные и фольклорные произведения; выразительное чтение; работа с иллюстрациями. | Календарно – обрядовые песни |
3. Календарно – обрядовые песни. | Фольклор | Давать правильный и грамотный ответ на вопрос учителя; комментированное чтение; словарная работа | Жито Толокно Лапти Серп Жать Сноп |
4. Пословицы и поговорки. | Пословица | Работа со словарём; строить устное высказывание; составлять план | Родина Дружба Семья Труд Учение |
5. В/Ч Основные виды устного народного творчества народностей Северо – Востока, специфика северного фольклора. 19.09 | Виды устного народного творчества | Выразительное чтение; анализировать произведение по вопросам учителя; строить устное высказывание | Отзыв |
6. Древнерусская литература. «Сказание о Белгородском киселе». Отражение в летописи народных идеалов. | Составлять план лекции учителя; строить рассказ по картине; устное рисование | Сказание Летописец | |
7. Русские басни. Художественная и нравственная ценность басен И. И. Дмитриева. | И. А. Крылов | Выразительное чтение, анализировать произведение по плану, раскрывать позицию автора. | Басня |
8. Уроки басен И. А. Крылова и их мораль. | Строить устное высказывание; выделять и осмысливать изобразительно – выразительные средства языка; выразительное чтение | Мораль | |
9. Р/Р Урок выразительного чтения басен И. А. Крылова. | Выразительное чтение | ||
10. В/Ч Легенды и мифы народов севера. | Выразительное чтение; передавать содержание произведения; анализировать произведение по вопросам учителя. | Легенда Миф | |
11. А. С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник». | Составлять план лекции учителя; самостоятельная работа с учебником; анализ стихотворения | Лицей Лицеист Репродукция | |
12. Дружба в жизни и творчестве Пушкина. Стихотворение «Пущину». 14. 10 | Друзья Пушкина по лицею | Выразительное чтение; строить устное высказывание | Реальные события Общечеловеческий смысл |
13. «Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха. | Сравнение | Вести беседу по вопросам; выразительное чтение; правильно употреблять слова - термины | Бодрость Восхищение Антитеза |
14. Р/Р Сочинение на темы: «Вьюга ночью», «Морозное солнечное утро». | Писать сочинение на заданную тему | ||
15. История романа А. С. Пушкина «Дубровский». Ссора К. П. Троекурова и А. Г. Дубровского (гл. I). | Ямб Хорей | Вести беседу по вопросам; комментированное чтение; давать характеристику литературному персонажу | Роман Сюжет |
16. Суд и его последствия (гл. II – III). | Аналитическое чтение; беседа по вопросам; устное рисование | Крепостные | |
17. Какой образ жизни вёл В. Дубровский в Петербурге? Почему он «позволял себе роскошные прихоти»? | |||
18. Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом (гл. IV - V)). | Г. Р. Державин | Вести беседу; устное рисование; чтение по ролям; анализ текста по вопросам учителя | «Гром победы...» |
1. Пожар в Кистенёвке (гл. VI – VII). | II четверть Мотив | Выразительное чтение; беседа по вопросам | Динамика Тревога Напряжение |
2. Учитель (гл. VIII – X). Авторское отношение к героям. | Беседа по вопросам; пересказ эпизода; раскрывать позицию автора | Ирония Сатира | |
3. Маша Троекурова и Дубровский (гл. XI – XVI). | Правильно употреблять слова – термины; вести беседу; делать выводы; | Поступок Композиция | |
4. Два мальчика. | Эпизод | Выразительное чтение по ролям; работа над интонацией над образами героев | Исправник |
5. Развязка романа «Дубровский». | Основная мысль произведения Идея | Аналитическое чтение; беседа по вопросам; делать выводы | Деталь |
6. Р/Р Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский». | Писать сочинение на заданную тему | ||
7. Р/Р Сочинение по роману А. С. Пушкина «Дубровский». | Писать сочинение на заданную тему | ||
8. «Повести Белкина». Композиция повести А. С. Пушкина «Метель». | Сюжет | Аналитическая беседа; словарная работа; строить устное высказывание | Проза Ирония |
9. В/Ч Рассказ В. Г. Богораза – Тана «На мёртвом стойбище» как отражение религиозного сознания, быта чукчей. | Выразительное чтение; передавать содержание произведения; раскрывать позицию автора | Этнография Этнограф Фольклорист Псевдоним | |
10. М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Настроение стихотворений «Три пальмы» и «Тучи». | Фольклор | Выразительное чтение; анализ лирического стихотворения; словарная работа; строить устное высказывание | Композиция Аллитерация Метафора |
11. Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. | Композиция | Беседа по содержанию; выразительное чтение; строить устное высказывание; работа с учебником | Мотив Одиночество Бесприютность |
12. В/Ч «Полярный круг» Ю. С. Рытхэу – повесть о сегодняшнем дне эскимосов и чукчей, их быте, промыслах, национальных праздниках. | Строить устное высказывание; производить стилистический анализ произведения; давать характеристику литературному персонажу | Иннуит Лоураветлан Ностальгия Гуманизм Гуманист | |
13. Тест по лирике М. Ю. Лермонтова. | |||
14. И. С. Тургенев «Бежин луг». Характеристика героев рассказа. | Составление плана; давать характеристику литературному персонажу, производить анализ текста | Портрет | |
1. И. С. Тургенев. Рассказы героев «Бежина луга». | III четверть Портрет | Пересказ; выразительное чтение; производить анализ текста худ. произведения; вести беседу по вопросам | Быличка |
2. Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | Эпитет Сравнение Метафора Олицетворение | Выразительное чтение; пересказ; анализ текста худ. произведения; строить устное высказывание | Пейзаж Троп |
3. Р/Р Речевая характеристика героя рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». | Диалектные слова | Выразительное чтение; анализ текста худ. произведения; давать речевую характеристику героям | Бочар Жбан Лаконизм |
4. Н. А. Некрасов. Главная тема поэзии. Стихотворение «Железная дорога». Роль пейзажа. | Н. А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос», стихотворение «На Волге» | Составлять план текста лекции учителя; выразительное чтение, анализ лирического стихотворения, беседа по вопросам | Эпиграф Ремарки |
5. Картины подневольного труда и мысль о величии народа – созидателя в стихотворении «Железная дорога». | Баллада Композиция | Составлять план лекции учителя; выразительное чтение; анализ лирического стихотворения, беседа по вопросам; правильно употреблять слова - термины | Лирический герой Строфа Контекст |
6. Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа. | Жанр | Составлять план лекции учителя; выразительное чтение; правильно употреблять слова – термины; беседа по вопросам; давать характеристику литературного персонажа | Сказ |
7. «Ужасный секрет» тульских мастеров. | Эпизод | Беседа по вопросам; выборочная цитатная характеристика героев; выразительное чтение; описание иллюстраций | Мастер |
8. Судьба левши. | Беседа по вопросам; аналитическое чтение; описание иллюстраций; устное рисование | Трудолюбие Смекалка Одарённость Невежество | |
9. В/Ч Ю. С. Рытхэу. Операция «Чукотка» - приключенческая повесть о верной дружбе чукотских и русского мальчиков, их мечтах и опасных приключениях. | Выразительное чтение; передавать содержание произведения; анализировать произведение по вопросам учителя | Экзотический Айсберг Ропак Чоттаган Эплыкытэт | |
10. Рассказ «Толстый и тонкий». Особенности чеховского стиля. | Составлять план лекции учителя; беседа по вопросам; анализ рассказа | Чеховский стиль | |
11. Образы и настроения пейзажной лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. | Пейзаж | Выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам; сопоставление стихотворений; устное рисование | Антитеза |
12. Образы родной природы в пейзажной лирике Е.А. Баратынского, И. С. Никитина, А. Н. Майкова, А. К. Толстого. | А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов | Выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам; сопоставление стихотворений; устное рисование | Речь – песня Повтор Анафора |
13. В/Ч В. В. Леонтьев. «Пора охоты на моржей» - рассказ о мужественных охотниках на моржей, о суровой северной природе и способности человека противостоять ей и выходить победителем в схватке со стихией. | Выразительное чтение; передавать содержание произведения; анализировать произведение по вопросам учителя | ||
14. Сказочное и реальное в сказке – были А. Платонова «Неизвестный цветок». | Строить устное высказывание; производить стилистический анализ худ. произведения; раскрывать позицию автора | ||
15. М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Особенности жанра. | Жанр Диалог | Составлять план по рассказу учителя; комментированное чтение; устное рисование; беседа по вопросам | Сказка – быль |
16. «Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. «Что есть правда». | Пейзаж | Комментированное чтение; беседа по вопросам; делать выводы; строить устное высказывание | Завязка |
17. Р/Р Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. | Выступать с самостоятельно подготовленным сообщением; выразительное чтение; анализ лирического стихотворения; беседа по вопросам | Священный Лиризм Искренность | |
18. Сочинение «Значение поэзии в годы Великой Отечественной войны». | |||
19. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе. | Рассказ Повествование | Выразительное чтение; беседа по вопросам; работа с учебником; строить устное высказывание | |
20. Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | Завязка | Беседа по вопросам; пересказ эпизодов; выразительное чтение; анализ текста; описание рисунка | Берестяные туески Лук – батун Орда Контраст |
1. В. Г. Распутин. «Уроки французского». Мотивы поведения главного героя рассказа. | IV четверть | Беседа по вопросам; работа с учебником; строить устное высказывание; обсуждение проблемной ситуации | Совесть Память |
2. Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». | Беседа по вопросам; пересказ эпизода; строить устное высказывание; | Послесловие | |
3. В/Ч Главные герои рассказа «Пора охоты на моржей» В. В. Леонтьева. | Выразительное чтение; передавать содержание произведения; анализировать произведение по вопросам учителя | Торосы Шуга Лахтак Гиркычавылин (водяной человек) | |
4. «Странные люди» – герои В. М. Шукшина. Рассказ «Срезал». | Юмор Рассказ | Выразительное чтение; передавать содержание произведения; анализировать произведение по плану | Реабилитация Краснобай Шаманизм Глобальный |
5. Главная идея рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | Идея | Раскрывать позицию автора; вести беседу; строить устное высказывание | Компромисс Рассказчик |
6. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века. | Выразительное чтение; анализ лирического произведения; выделять и осмысливать изобразительно –выразительные средства | ||
7. Р/Р Урок выразительного чтения стихотворения. | Выразительное чтение | ||
8. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | Миф | Выразительное чтение; вести беседу; строить устное высказывание; пересказ | Олимпийские игры Бессмертие |
9. Гомер «Илиада». Истоки поэмы. Образ Ахилла. | Мастер | Анализировать произведение по вопросам учителя; строить устное высказывание; выразительное чтение; работа с учебником | Боги – олимпийцы Ритор Щит |
10. Гомер «Одиссея». Авторское отношение к герою. | Эпитет Сравнение повествование | Раскрывать позицию автора; давать характеристику литературного персонажа; вести беседу | Циклоп |
11. Р/Р Устный рассказ по иллюстрациям к поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея». | Строить устный рассказ по иллюстрации | ||
12. Шиллер баллада «Перчатка». Мысль игры жизнью человека. | Баллада В. Жуковский М. Ю. Лермонтов | Выразительное чтение; анализ текста лирического произведения; выделять и осмысливать изобразительно – выразительные средства | Рыцарь |
13. Мериме «Матео Фальконе». Изображение общественно – бытового уклада жизни. | Передавать содержание произведения; анализировать произведение по вопросам учителя; составлять устное высказывание | Нравы Уклад Традиция Новелла Маки | |
14.Сказчное и реальное в сказке Сент – Экзюпери «Маленький принц». | Сказка | Анализировать художественное произведение по плану; выразительное чтение; передавать содержание произведения; строить устное высказывание | Сказочное Реальное |
15. Тест по литературоведческим терминам. | |||
16. В/Ч Читательская конференция «Северное притяжение». | Участвовать в читательской конференции |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Один Одна третья Двадцать семь Двое Пять шестых Восемь Магадану – 75 ! Четыре Две целых три пятых
Магадану – 75 ! Собирательные числительные Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро Оба, обе
Магадану – 75 ! Один в поле не воин. Двое пашут, а семеро руками машут. Семь раз отмерь, а один – отрежь. Одна голова хорошо, а две лучше.
Магадану – 75 ! Дв а дв - ой - э сем ь сем – ер - о Образуются собирательные от количественных числительных с помощью суффиксов –ер-, -ой- (кроме оба, обе)
Магадану – 75 ! Четверо медвежат Двое друзей Трое саней Пятеро торбасов
Двое кукол Существительные женского рода Две куклы
Запишите предложения, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным Вчера (трое) наших полярников успешно приземлились на льдину. Близко к берегу подошли (двое) байдар. (Пятеро) суток понадобилось оленеводам, чтобы добраться до тундры. Завозились птенцы куропатки – их (трое) в гнезде. Охотники сказывали, что всю ночь напролёт у скалистого побережья Наукана кружили (четверо) китов.
Исправьте предложения, в которых допущены ошибки Близко к берегу подошли (двое) байдар. Охотники сказывали, что всю ночь напролёт у скалистого побережья Наукана кружили (четверо) китов. 1. Близко к берегу подошли две байдары. 2. Охотники сказывают, что всю ночь напролёт у скалистого берега Наукана кружили четыре кита.
Склонение собирательных числительных Р.п. пятер ых друзей Д.п . пятерым друзьям В.п . пятер ых друзей Тв.п . пятер ыми друзьями Пр.п. (О) пятер ых друзьях Р.п. весел ых друзей Д.п. весел ым друзьям В.п. весел ых друзей Тв.п. весел ыми друзьями Пр.п. (О) весел ых друзьях
Запишите числительные вместе с существительными в указанных падежах Трое лисят (д.п., пр.п.) Пятеро котят (тв.п., пр.п.)
Проверь себя! Д.п. Троим лисятам Пр.п. (О) троих лисятах Тв.п. Пятерыми котятами Пр.п. (О) пятерых котятах
Физкультминутка Три Семнадцать Четыре вторых Шестеро Одна пятая Шесть Сто двадцать Четверо Двое
Склонение числительных оба, обе Оба Обе
Вставьте числительные оба, обе 1. По … сторонам колымской трассы тянулась густая тайга. 2. Склоны … сопок были щедро усыпаны сизо - синей голубикой. 3. Самый хлопотный для … зверей месяц - сентябрь. 4. Шубка на оленухе с … боков была зимняя и пышная. 5. … лапами медвежонок ухватился за льдину.
Проверим написанное! 1. По обеим сторонам колымской трассы тянулась густая тайга. 2. Склоны обеих сопок были щедро усыпаны сизо - синей голубикой. 3. Самый хлопотный для обоих зверей месяц - сентябрь. 4. Шубка на оленухе с обеих боков была зимняя и пышная. 5. Обеими лапами медвежонок ухватился за льдину.
I. Найди ошибку: Двое подруг Двое котят Двое учеников Нас двое II. Найди ошибку: Семеро козлят Четверо женщин Четверо друзей Пятеро котят III. Найди ошибку: На обоих журналах На обеих берегах Обе подруги Оба друга IV. Найди ошибку: Трое ножниц Семеро кошек Семеро парней Две женщины Тест
Проверь себя I. 1 II. 2 III. 2 IV. 2
Собирательные числительные Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро Оба мужского рода: двое товарищей трое водителей сочетаются с существительными обозначающими детёнышей животных: трое котят пятеро медвежат употребляющимися только во множественном числе или обозначающими парные предметы двое брюк, трое ножниц, двое перчаток (т.е. две пары перчаток) Обе сочетаются с существительными Мужского и среднего рода Женского рода
Оцени свою работу «5» - 24 – 29 баллов «4» - 17 – 23 баллов «3» - 8 – 16 баллов
Домашнее задание Упр. 473; составь тест по теме, по аналогии с тем, который выполнили в классе; подбери пословицы и поговорки, в которых встречаются собирательные числительные.
Спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"
Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме» из раздела «Причастие в языке и речи», относящийся к уроку закрепления знаний, разработан для учащихся 6 класса, об...
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"
Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии» из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к уроку обобщения и систематизации знаний, разработан для учащихся 7 к...
Методическая разработка урока русского языка "Стили речи", 5 класс
Данный конспект предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе, ФГОС....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
Методическая разработка урока русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс
Урок русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс...