Литература 5 класс (136 часов) Тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме
Тематическое планирование для 5 класса к учебнику под ред. В. Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литература 5 класс (136 часов) Тематическое планирование.docx | 95.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование «Литература – 5» (речевое отделение) Учитель Кудрявцева Ю. В.
«Согласовано» | «Согласовано» |
Руководитель МО | Заместитель директор |
школы-интерната по УВР | |
_________________(______________) | _______________(М. П. Кравченко) |
ФИО | ФИО |
Протокол № _____ от | |
«_____» ______________20______г. | «_______» ______________ 20_______г. |
Тематическое планирование по литературе в 5 «а» классе
По программе: 136 часов, 4 часа в неделю
Запланировано: I четверть – 32 часа
II четверть – 28 часов
III четверть –44 часа
IV четверть – 32 часа
Учебник: Литература. 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.
Авторы: Автор – составитель В. Я. Коровина
Москва «Просвещение», 2007 г.
Программа: Программы общеобразовательных учреждений
Литература
5 – 11 классы
(Базовый уровень)
Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Забарский, В. П. Полухина.
Москва «Просвещение», 2006г.
№ урока | Дата | Тема урока | Цель | Коррекционная работа | Словарная работа | Методические приёмы | ИКТ, оборудование | Домашнее задание |
Введение (2 часа) | ||||||||
1 | Знакомство с учебным предметом и учебной книгой. Что мы читали летом. | -познакомить учеников со своеобразием нового учебного предмета – «Литература» - и особенностями художественной литературы как искусства слова; | -развивать связную речь учеников; -обогащать словарный запас учеников; | Искусство слова Эпитет Сравнение Метафора | Слово учителя Беседа Работа с учебником | Презентация «Знакомство с новым учебным предметом». | Стр. 3 – 4 – прочитать. | |
2 | К читателям. Работа со статьёй учебника. Роль книги в жизни человека и общества. Создатели книг. | -показать роль книги в жизни человека и общества; -показать ученикам, как нужно работать со статьёй учебника; -познакомить с создате-лями книг – авторами, ху-дожниками, редакторами, корректорами; | -развивать мыслительную деятельность учеников; -развивать общеязыковые умения; -развивать связную речь учеников; | Эпитет Метафора Тропы Сравнение | Слово учителя Беседа Работа со статьёй учебника Работа с портретами | Презентация «Создатели книг». | Стр. 4, вопр. 1 – 6. | |
Из славянской мифологии (3часа (2+1)) | ||||||||
3 | Мифы и мифология. | -раскрыть содержание понятий «миф», «мифология»; -показать активное влияние мифов на культуру человечества; -познакомить с различными сборниками по мифологии; | -развивать мыс-лительную деятельность учеников; -обогащать словарный запас учеников; -развивать связную речь учеников; | Миф Мифология | Слово учителя Беседа Работа с терминами Работа с книгой Обмен мнениями | Сборник мифов. Мифологический словарь. Презентация «Мифы и мифология». | Составить план рассказа «Что такое миф?» | |
4 | Славянские мифы. Миф «Сотворении земли». | -познакомить с особенностями славянской мифологии; -дать представление о космогонических мифах; | -развивать память учеников; -развивать связную речь учеников; -работа над выразительным чтением | Славянские божества Мировое древо Пантеон богов | Слово учителя Беседа Пересказ Выразительное чтение текста Работа с учебником | Презентация «Славянские мифы». | Нарисовать иллюстр. к прочитанным мифам. | |
5 | Р. р. Мифы Древней Греции. | -вызвать интерес у учеников к древнегреческим мифам; | -развивать творческие способности; -развивать само-стоятельность; | Миф | Слово учителя Беседа Выразительное чтение | Конкурсная программа – задания в конвертах. | Прочитать мифы о подвигах Геракла. | |
Устное народное творчество (14 часов (12+2)) | ||||||||
6 | Что такое фольклор? Фольклорные жанры. | -познакомить с терминами «фольклор» и «фольклористика»; -вспомнить известные ученикам жанры фольклора; | -развивать связную речь учеников; -обогащать словарный запас учеников; | Фольклор Фольклористика | Слово учителя Беседа Игра Работа по карточкам | Презентация «Что такое фольклор». | Подобрать свои задания для карточек лото. | |
7 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | -вспомнить жанры детского фольклора; -показать игровые основы детского фольклора; | -развивать творческие способности учеников; -работа над выразительным чтением; | Лаконизм Афористичность | Слово учителя. Работа с учебником. Беседа | Презентация «Детский фольклор». | Сделать таблицу «Детский фольклор». | |
8 | Пословицы и поговорки. | -раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок; -сходство и различие двух жанровых форм фольклора; | -развивать мыс-лительную деятельность учеников; -обогащать словарный запас учеников; | Пословица Поговорка | Знакомство со статьёй учебника Беседа Обсуждение статьи Работа с пословицами | Презентация «Пословицы и поговорки». | Написать краткое сочинение по выбранной пословице. | |
9 | Загадки. Анекдоты. Сказка-анекдот. | -знакомство с происхождением и природой загадок; -развитие умения отгадывать и сочинять загадки; -познакомить учеников с происхождением жанра анекдота, попытаться определить природу смешного | -развивать творческие способности учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать связную речь учащихся; -развивать навыки выразительного чтения учеников; | Загадка. Анекдот. Сказка-анекдот. | Слово учителя Работа со статьёй учебника Составление конспекта Творческая работа | Презентация «Загадки. Анекдоты. Сказка-анекдот». | Записать частушки, бытующие в вашей семье. Составить кроссворды из загадок. | |
10 | Песни, частушки. | -знакомство с жанровыми особенностями песен и частушек; | -развитие творческих способностей учащихся; -развивать связную речь учащихся; | Песня. Частушка. | Слово учителя. Работа со статьёй учебника. Творческая работа. Беседа по вопросам. | Презентация «Песни. Частушки». | Сочинить частушки на тему школьной жизни. | |
11 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители. | -продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром; -дать представление о том, как пересказывается народная сказка. | -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать творческие способности учеников; | Сказка. Сказочник. Собиратель сказок. | Работа с учебником. Сообщение учителя. Составление памятки. Беседа по вопросам. | Презентация «Сказка как вид народной прозы». | С. 10-11 – проч., вопр. 6 (письм.) | |
12 | Русская народная сказка «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. | -продолжение знакомства с волшебной сказкой, особенностями её художественного мира; | -обучение устному пересказу; -развивать мыслительную деятельность учеников; | Сказка. Волшебная сказка. | Проверка д/з. Работа с иллюстрациями. Сообщение учителя. Беседа. | Презентация «Волшебная сказка «Царевна – лягушка» Мультфильм. | Задание по группам (в тетради). | |
13 | «Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте. | -научить понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художест-венных приёмов и изобразительно-выразительных средств; | -учить составлять рассказ о сказочном герое, формулировать мысль сказки; -развивать творческие способности учащихся; -работа над выразительным чтением; | Сказка. | Слово учителя. Работа с текстом. Работа с учебником. Работа с иллюстрациями. Беседа по вопросам. | Иллюстрации к сказке. | Подготовить рассказ о Василисе Прекрасной и Иване-царевиче, использовать высказывания М. Горького (учеб.) | |
14 | Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка». | -знакомство с героями волшебной сказки, отражение в ней народных идеалов; | -развитие воображения и речи учащихся; -развитие умения мотивировать ответ; | Диафильм. | Составление диафильма. Творческая работа. Работа с иллюстрациями. | Видеофильм. | Отв. На вопр.: За что вознаграж-дены герои сказки? (письм.) | |
15 | Русская народная сказка «Иван-царевич и чудо-юдо». Жанр сказки. | -знакомство с волшебной и героической сказкой; -развитие умения видеть жанровые признаки волшебной сказки; | -развивать умение пересказывать фрагменты сказки; -развивать мыслительную деятельность учеников; | Героическая сказка. | Проверка д/з. Чтение сказки учителем. Составление плана сказки. Работа с текстом. Пересказ фрагмента | Презентация. Мультфильм. | Подготовить пересказ (по группам). | |
16 | Пересказ сказки «Иван-царевич и чудо-юдо». | -осмысление содержания сказки, -развитие навыков художественного пересказа; | -развивать связную речь учеников; -развивать мыслительную деятельность учеников; | Сказка. | Повторение. Пересказ фрагментов. Беседа. | Презентация. | Подготовить пересказ любимой сказки (от имени героя). | |
17 | Вн. чт. В гостях у сказки. | -раскрыть мудрость, поучающий смысл, многообразие сюжетов и совершенство формы русских народных сказок, национальный колорит. | -развивать творческие способности учеников; -развивать умение пересказывать сказку; -развивать связную речь учеников; | Сказка. | Парад героев сказок. Игра. Беседа. Демонстрация фильма. | Рисунки учащих-ся. Поделки к сказкам. Выставка сборников сказок. | Подготовить материал для создания своей сказки. | |
18 | Р. р. Создание волшебной сказки. | -создание собственной волшебной сказки; -издание коллективного фольклорного сборника; | -развивать творческие способности учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; | Волшебная сказка. | Беседа. Творческая работа. | Иллюстрации к сочинённым сказкам. | Прочитать сказку Е. Чест-някова «Щедрое яблоко» | |
19 | Народные сказки Костромского края. | -познакомить учеников с народными сказками Костромского края; -познакомить с творчеством Е. Честнякова и его сказкой «Щедрое яблоко». | -развивать связную речь учащихся; -развивать мыслительную деятельность учащихся; -работа над выразительным чтением; | Сказка. | Сообщение учителя. Беседа. Чтение сказки учителем. Работа с текстом. | Презентация «Творчество Е. Честнякова». | Подготовиться к контрольной работе по теме «УНТ». | |
20 | Итоговый урок по теме «УНТ». | -проверить знания и умения учащихся по теме «УНТ»; | -развивать мыслительную деятельность учащихся. | Контрольная работа (тестирование). | Тест (у каждого). | Доделать работу. | ||
Из древнерусской литературы (3 часа) | ||||||||
21 | Общее представление о ДРЛ. Возникновение ДРЛ. Начало письменности на Руси. | -познакомить с обстоятельствами воз-никновения древнерусской литературы и отдельными произведениями; | -развивать связную речь учеников; -работа над выразительным чтением; -развивать мыслительную деятельность учеников; | Авторский. Анонимный. Рукописный. | Проверка д/з. Работа с учебником. Беседа. Работа с текстом. | Презентация «ДРЛ». | Подготовить пересказ статьи учебника (с. 39) | |
22 | Русское летописа-ние. Летописи. Рассказ «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | -дать представление о жанре летописи; -познакомить учеников с отрывком из «Повести временных лет» «»Подвигом отрока – киевлянина…» | -развивать творческие способности учеников; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать связную речь учащихся; | Летопись. Устаревшие слова. | Проверка д/з. Сообщение учителя. Знакомство с текстом. Беседа. | Презентация. | Стр. 42, ответить на вопросы 1 – 3 (уст.). | |
23 | Статья Д.С.Лихачева «Прошлое должно служить современности». | -познакомить учащихся со статьёй Д. С. Лихачёва; | -развивать мыслительную деятельность учеников; | Статья. | Работа с учебником. Сообщение учителя. Беседа. | Письм. ответить на вопрос № 2 (стр. 43) | ||
Из русской литературы XVIII века (3 часа) | ||||||||
М. В. Ломоносов (3 часа) | ||||||||
24 | Жанр басни. Истоки басенного творчества. Эзоп, Лафонтен, А. Е. Измайлов. | -познакомить учащихся с жанром басни; -показать истоки басенного творчества – Эзоп, Лафонтен, А. Е. Измайлов; | -развивать мысли-тельную деятельность учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; | Басня. | Слово учителя. Работа с текстом. Беседа. Запись конспекта. | Презентация. | Стр. 44 – 45 – прочит., пересказ. | |
25 | Истоки русской басни. М. В. Ломоносов. Юмо-ристическое нраво-учение «Случились вместе два астронома в пиру». | -знакомство с детством, годами учения и литературной деятельностью М. В. Ломоносова; юмористическим стихотворением; | -развивать связную речь учеников; -обогащать словарный запас учащихся; -работа над выразительным чтением; | Ритор. Механик. Минералы. Астроном. Очаг, весьма, слыл, о сем. | Работа над эпиграфом. Слово о М. В. Ломоносове. Чтение текста стих. | Презентация «М. В. Ломоносов» | Выучить отрывок наизусть. Стр. 45 вопр. 1- 3. | |
26 | Роды и жанры литературы. | |||||||
Из русской литературы XIX века (52 часов (45+7)) | ||||||||
И. А. Крылов (4 часа (3+1)) | ||||||||
27 | Введение. Русская классическая литература. | -подготовить учащихся к восприятию классической литературы XIX века; -показать её непреходя-щую ценность и значение для современного читателя. | -обогащать словарный запас учащихся; -развивать мыслитель-ную деятельность учащихся; -развивать связную речь учащихся; | Классический. Классик. | Работа с учебником. Беседа. Сообщение учителя. | Презентация «Русская классическая литература». Выставка книг русских классиков. | Чтение текстов басен Крылова. | |
28 | И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под Дубом». | -знакомство с биографией И. А. Крылова, жанровыми признаками басни на примере басни «Свинья под дубом» | -развивать творческие способности учеников; -обогащать словарный запас; -работа над выразительным чтением; | Басня. Аллегория. Мораль. Басенный стих. | Викторина. Сообщение учителя. Чтение басни. Беседа. | Презентация «И. А. Крылов». Иллюстрации к басням И. Крылова. | Выучить биогра-фию Крылова, термины к уроку. Составить список героев. | |
29 | Басня «Ворона и Лисица». Басня «Волк на псарне». | -познакомить учащихся с баснями И. А. Крылова; -развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. | -развивать творческие способности учащихся; -развивать связную речь учащихся; -работа над выразительным чтением; | Устаревшие слова и слова, определяющие человеческие достоинства и недостатки. | Проверка д/з. Чтение басен. Творческая работа. Беседа. | Иллюстрации к басням И. Крылова. | Выучить наизусть басню И. А. Крылова. Инд. зад. | |
30 | Р. р. Жанр басни в мировой литературе. | -познакомить учащихся с предшественниками и последователями Крылова в жанре басни. | -развивать связную речь учащихся; -развивать творческие способности учеников; | Переводы. Заимствованные сюжеты. | Запись конспекта. Знакомство с переводами басен. Чтение современных басен. | Выставка книг с изданиями басен разных авторов. | Сочинить басню. | |
В. А. Жуковский (5 часов) | ||||||||
31 | Жанр баллады. В.А.Жуковский. начало литературного творчества. | -познакомить учащихся с началом жизненной и творческой биографии В. А. Жуковского, переводными балладами поэта; | -развивать воображение, память учащихся; -развивать связную речь учащихся; -работа над выразительным чтением | Баллада. Напряжённый, драматический, фантастический. Устаревшая лексика из текста баллад. | Слово учителя. Чтение текста. Работа с учебником. Беседа. | Презентация «В. А. Жуковский». Портрет В. А. Жуковского. | Выучить отрывок баллады наизусть. Проч. Сказку «Спящая царевна». | |
32 | Сказка «Спящая царевна». | -знакомство с историей создания сказки «Спящая царевна»; черты народной сказки в произведении Жуковского; | -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -работа над выразительным чтением; | Литературная сказка. | Сообщение учителя. Чтение сказки учителем. Беседа. Работа с учебником. | Выставка книг В. А. Жуковского. | Отв. на вопросы (см. тетрадь). Задание по группам. | |
33 | Сказка «Спящая царевна». Сопос-тавление сказок с одним сюжетом. Повествование, опи-сание и рассуждение в художественном произведении. | -развитие навыков сопоставительного анализа, художественного пересказа фрагментов сказки с сочетанием элементов повествования, описания и рассуждения. | -развивать мыслительную деятельность учащихся; -развивать творческие способности учащихся; -развивать воображение и внимание учащихся; | Повествование. Описание. Рассуждение. | Сообщение учителя. Работа с текстом сказки. Пересказ сказки. Работа с учебником. Беседа. | Презентация. | Пересказ фрагмента сказки «Спасение царевны». Отв. на вопр. (тетрадь). | |
34 | Жанр баллады в творчестве Жуковского. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость её героев. | -показать особенность жанра баллады; -познакомить учащихся с балладой Жуковского «Кубок»; -показать, как изображены герои баллады; | -развивать творческие способности учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать связную речь учащихся; | Рыцарь. Латник. Епанча. Чрево. | Сообщение учителя. Работа с текстом баллады. Беседа. Работа с учебником. | Презентация. | Прочитать сказку «Три пояса». | |
35 | Сказка В. А. Жуковского «Три пояса». | -проанализировать сказку Жуковского «Три пояса»; | -развивать мыслительную деятельность учащихся; | Слова из сказки. | Сообщение учителя. Беседа. Работа с текстом. | Прочитать и пересказать статью о Пушкине (с. 73-74). | ||
А. С. Пушкин (10 часов (9+1)) | ||||||||
36 | А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила» («Пролог»). | -познакомить учащихся с фактами биографии юного Пушкина; -показать влияние народного творчества на будущее поэта; -ввести в мир пушкинской сказки; | -развивать речь и воображение учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать связную речь учащихся; -работа над выразительным чтением; | Лукоморье. Учёный, неведомый. Видение. Витязь. Чредой. Пленяет, чахнуть. | Вступительное слово учителя. Работа с учебником. Выразительное чтение. Беседа. | Презентация «А. С. Пушкин». | Выучить наизусть «Пролог». Отв. на вопр. (тетр.) | |
37 | Поэма «Руслан и Людмила». I и II песнь. Чтение и анализ поэмы. | -обучение основам анализа поэтического произведения (комменти-рованное чтение); -знакомство с сюжетом и героями; -показать их нравственную красоту, стремление к добру, патриотизм; -показать роль автора-рассказчика. | -развивать мыслительную деятельность учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -работа над выразительным чтением; -развивать связную речь учащихся; | Поэма. Лирические отступления. Устаревшие и малопонятные слова по 1 и 2 песням. | Комментированное чтение. Слово учителя. Беседа. Выразительное чтение. Работа с учебником. Работа с текстом. | Репродукции картин И. Н. Крамского. Иллюстрации к поэме. Видеофильм. | Прочитать III песнь. Дать краткую хар-ку героям. Инд. зад. – составить план эпизода «Руслан и Голова». | |
38 | Поэма «Руслан и Людмила». III песнь. Чтение и анализ поэмы. | -знакомство с сюжетом и героями III песни; -художественный пересказ эпизода; | -развивать связную речь учащихся; -работа над выразительным чтением; | Работа по таблице. Беседа. Пересказ эпизода. Конкурс иллюстраций. | Иллюстрации к поэме. Видеофильм. | Сочинение: «Описание ска-зочного героя». Прочитать «Сказку» | ||
39 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Знакомство с содержанием. | -знакомство с историей рождения пушкинской сказки и её содержанием; -продолжить работу над литературной сказкой, обсудить нравственные проблемы добра и зла, поставленные в ней. | -развивать творческие способности учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -работа над выразительным чтением; -развивать воображение и внимание; | Литературная сказка. | Слово учителя. Работа с текстом сказки. Беседа. Выразительное чтение. | Презентация. Видеофильм. | Выделить основные части сказки и озаглавить их, нарисовать иллюстрации к сказке. | |
40 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил в сказке. | -продолжить работу над характеристиками героев; -противостояние добрых и злых сил в сказке; | -развивать творческие способности учащихся; -работа над выразительным чтением; -развивать связную речь учащихся; | Литературная сказка. Устаревшие слова. | Слово учителя. Работа с текстом сказки. Беседа. Выразительное чтение. | Видеофильм. Иллюстрации к сказке. | Сравнить «Сказку о мёртвой царевне» со «Спящей царевной» (табл) | |
41 | Основные образы сказки. | -сопоставительная характеристика центральных героев сказки; | -развивать мыслительную деятельность учащихся; | Сказка. | Слово учителя. Беседа. Работа с учебником. Работа с текстом. | Иллюстрации к сказке. | Выучить отрывок наизусть. | |
42 | Сопоставление сказки А. С. Пушкина с народными сказ-ками, сказкой Жуковского «Спя-щая царевна». «Бродячие» сюжеты. | -сопоставление литературной сказки со сказкой народной, двух литературных сказок; | -обогащать словарный запас учащихся; -развивать творческие способности учащихся; -работа над выразительным чтением; -развивать связную речь учащихся; | Литературная сказка. Народная сказка. | Проверка д/з. Слово учителя. Беседа. Выразительное чтение. Сопоставление. | Иллюстрации к сказкам. | Написать сочинение «История сказочного героя» (царица, царевна, Елисей). | |
43 | Теория литературы. Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа. | -познакомить учащихся с различием стихотворной и прозаической речи; | -развивать мыслительную деятельность учащихся; | Ритм, рифма, стопа. Виды рифмы. | Слово учителя. Беседа. Самостоятел. работа | Презентация. | Стр. 94-95 – проч. Стр. 95 вопр. 3. | |
44 | Внеклассное чтение по сказкам Пушкина. | -познакомиться со сказками А. С. Пушкина; -проанализировать любимые сказки А. С. Пушкина; | -развивать творческие способности учащихся; -развивать связную речь учащихся; -развивать речь; | Сказка. Литературная сказка. | Слово учителя. Беседа. Самостоятельная работа. | Презентация «Сказка Пушкина» | Прочитать сказки писателей – костромичей. | |
45 | Кострома в сказках русских писателей-костромичей А.Ремизова и Е.Честнякова. | -познакомить учащихся с костромскими сказочни-ками; -проанализировать сказки костромских писателей; | -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -работа над выразительным чтением; | Сказка. | Слово учителя. Игра. Беседа. Выразительное чтение. | Презентация «Костромские сказочники». | Прочитать сказку Погорельского «Чёрная курица» | |
А. Погорельский (1 час) | ||||||||
46 | А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или подземные жители». | -познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Погорельского; -проанализировать сказку «Чёрная курица»; | -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -работа над выразительным чтением; | Сказка. Зачин. Концовка. | Лекция учителя. Беседа. Анализ сказки. Пересказ. Работа с учебником. | Презентация «А. Погорельский». | Подготовить пересказ. | |
М. Ю. Лермонтов (3 часа (2+2)) | ||||||||
47 | М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Стихотворение «Парус», «Из Гёте». | -познакомить учащихся с фактами биографии поэта, условиями, в которых формировался его характер; -дать первое представление о своеобразии лирики М. Ю. Лермонтова; -повторить понятие рифмы; | -развивать мыслительную деятельность учащихся; -развивать связную речь учащихся; -работа над выразительным чтением; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать внимание; | Вольный, мятежный, страстный, одарённый, трагичный. | Лекция учителя Сообщение ученика. Выразительное чтение. Беседа по вопросам. Самостоятельная работа. | Презентация «М. Ю. Лермонтов» | Выучить стих. наизусть. Составить словарик рифм любого стих. Лермонтова. | |
48 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Компо-зиция, особенности повествования. Художественный анализ текста. | -воспитание уважения к великому прошлому России, знакомство с композицией стихотворения и особенностями повествования; | -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать память и внимание учащихся; | По тексту стихотворения. | Беседа. Слово о поэте. Выразительное чтение. Анализ сцены. | Репродукции картин П. Заболотского, С. Герасимова, А. Тубо, Ф. Рубо, А. Кившенко. | Составить план эпизодов Боро-динского сражения. Выучить наизусть отрывок. | |
49 | Р. р. Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова. | -осмысление содержания стихотворения; -наблюдение за развитием сюжета и поведением героев; Обобщить наблюдения, сделанные на уроках по стихотворению «Бородино»; -подготовиться к домашнему сочинению; | -обогащать словарный запас учащихся; -работа над выразительным чтением; -развивать творческие способности учащихся; -развивать связную речь учащихся; -развивать внимание учащихся; | Слова их стихотворения. | Творческая работа. Слово учителя. Работа с таблицей. Работа по плану. Работа с текстом стихотворения. Выразительное чтение. | Презентация. | Написать сочинение по стихотворению «Бородино». | |
Н. В. Гоголь (4 часа) | ||||||||
50 | Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». (Знакомство со сборником и чтение одной повести). | -рассказать о детстве и юности Н. В. Гоголя; -показать своеобразие его первого сборника; -прочитать одну повесть и проанализировать; | -развивать мыслительную деятельность учащихся; -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; | Поэтический. Лирический. Комический. Трагический. Фантастический. | Лекция учителя. Выразительное чтение. Беседа. Анализ текста. | Презентация «Н. В. Гоголь» | Проч. «Заколдованное место». Стр. 151 – 152 – прочитать. | |
51 | Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Анализ произведения. | -объяснение особенностей сюжета: два параллельно развивающихся плана: реальный и фантастический; понятие фантастики (теория литературы). | -развивать связную речь учащихся; -работа над выразительным чтением; -развивать мыслительную деятельность учащихся; | Ирония. Гротеск. Словарик сборника. | Рассказ учителя. Беседа по вопросам. Анализ текста. Пересказ эпизодов. Выразительное чтение. | Презентация. | Подготовить пересказ по плану. | |
52 | Поэтизация народ-ной жизни, сочета-ние комического и трагического, реаль-ного и фантастичес-кого в повести «Заколдованное место». | -показать, как поэтизирует автор народную жизнь; -показать сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести; | -развивать творческие способности учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать связную речь учащихся; -работа над выразительным чтением; | Ирония. Гротеск. Словарик сборника. | Рассказ учителя. Беседа по вопросам. Анализ текста. Пересказ эпизодов. Выразительное чтение. | Презентация. | Прочитать «Пропавшую грамоту». Стр. 162 вопр. 1 – 4. | |
53 | Вн. чт. Н. В. Гоголь «Пропавшая грамота». | -знакомство с героями повести, особенностями организации описания и повествования, сочетанием реального и фантастического; | -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -работа над выразительным чтением; | Акафист. Гетман. Шинок. | Рассказ учителя. Беседа по вопросам. Работа с учебником. Пересказ эпизодов. | Презентация. | Создать свою «Пропавшую грамоту». | |
Н. А. Некрасов (4 часа (3+1)) | ||||||||
54 | Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. Начало литературной дея-тельности. «На Волге». | -познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении в стихотворении «На Волге». | -развивать мыслительную деятельность учащихся; -развивать связную речь учащихся; -работа над выразительным чтением; | Чувствительный, сострадающий. Потрясение, негодование, непонимание. | Рассказ учителя. Беседа. Выразительное чтение. Составление плана. Работа с текстом стихотворения. | Презентация «Н. А. Некрасов». | Стр. 167 вопр 2- 4. | |
55 | Стихотворение «На Волге». Картины природы и судьба народа. Образы бурлаков. Изменение отношения рассказчика к родной реке. | -проанализировать стихотворение «На Волге»; -рассмотреть образы бурлаков; -показать, как меняется отношение рассказчика к родной реке; | -развивать связную речь учащихся; -развивать творческие способности учащихся; -развивать воображение учащихся; -работа над выразительным чтением; | Чувствительный, сострадающий. Потрясение, негодование, непонимание. | Рассказ учителя. Беседа. Выразительное чтение. Составление плана. Работа с текстом стихотворения. | Презентация. | Выучить отрывок наизусть. | |
56 | «Есть женщины в русских селеньях». | -чтение отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» и знакомство с поэтическим образом русской женщины, воссозданным Некрасовым. | -работа над выразительным чтением; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать мыслитель-ную деятельность; | Эпитет. Виды рифмовок. Оценочная лексика. | Рассказ учителя. Беседа. Выразительное чтение. Работа с текстом. | Презентация. | Выучить отрывок из поэмы наизусть. | |
57 | Р. р. Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос». | -чтение отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» и знакомство с поэтическим образом русской женщины, воссозданным Некрасовым. | -развивать связную речь учащихся; -развивать воображение учащихся; | Достоинство. Мужество. Выносливость. Нравственная стойкость. | Рассказ учителя. Беседа. Выразительное чтение. Творческая работа. | Презентация. | Стр. 170 – 171 – прочитать. | |
И. С. Тургенев (9 часов (7+2)) | ||||||||
58 | Детство И. С. Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. | -познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. С. Тургенева; -познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа; -показать своеобразие Тургенева – повествователя; | -развивать связную речь учащихся; -развивать мыслительную деятельность учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -работа над выразительным чтением; | Аннибалова клятва. Крепостничество. Дворовые. Челядь. | Лекция учителя. Сообщение ученика. Беседа. Работа с учебником. Работа над текстом рассказа. | Презентация «И. С. Тургенев». | Выучить лекцию учителя. Подготовиться к беседе по тексту. | |
59 | Урок – беседа «Уроки прозрения» по рассказу Тургенева «Муму». | -показать, как передаются чувства и переживания героя; | -развивать мыслительную деятельность учащихся; | Рассказ. Тема. | Слово учителя. Беседа. Работа с текстом. | Иллюстрации к рассказу. | Подг. рассказ о герое (по вар.) Инд. зад. | |
60 | Герасим в деревне и в городе. | -сравнить физическое и душевное состояние героя в деревне и в городе; -показать, какие перемены произошли с Герасимом; | -развивать творческие способности учащихся; -развивать внимание и воображение учащихся; -работа над выразительным чтением; | Рассказ. Тема. Идея. Сюжет. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с текстом. Устное рисование. | Иллюстрации к рассказу. | Инд зад. Подготовить пересказ. | |
61 | Герасим и Татьяна. | -показать, как добр, заботлив и великодушен Герасим в отношениях с Татьяной; | -развивать связную речь учащихся; -развивать воображение и память учащихся; | Рассказ учителя. Беседа. Работа с текстом. Анализ текста. | Иллюстрации к рассказу. | Отв. на вопр. (тетр.) Инд. зад. | ||
62 | Герасим и Муму. | -продолжить сопоставительную характеристику Герасима с другими персонажами; | -развивать умение краткого пересказа текста и художественно-го пересказа отдельного эпизода. | Эпизод. Рассказ. | Рассказ учителя. Беседа. Выразительное чтение. Пересказ. | Презентация. | Подг. к анализу эпизода. Устный пересказ сцены. | |
63 | Герасим и дворня. | -показать черты сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя; | -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -работа над выразительным чтением; | Нравственное превосходство. Независимость. Человеческое достоинство. | Беседа по вопросам. Устное рисование. Работа с текстом Пересказ. | Иллюстрации к рассказу. | Подг. к подробному пересказу рассказа. | |
64 | Возвращение Герасима в деревню. | -провести частичный анализ центральных эпизодов прочитанной к уроку части, проследить изменения, происшедшие в главном герое. | -развивать мыслительную деятельность учащихся; -развивать связную речь учащихся; -работа над пересказом. | Бескомпромис-сность. | Работа по тексту. Работа с учебником. Беседа по вопросам. Пересказ. | Иллюстрации к рассказу. | Подгот. к сочинению. | |
65 66 | Классное сочинение «Почему Тургенев изменил финал реальной повести?» | -подготовить учащихся к создание собственного речевого произведения; -совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; | -развивать творческие способности учащихся; -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; | Рассказ учителя. Беседа. Творческая работа. | Презентация. | Дописать сочинение. | ||
Л. Н. Толстой (5 часов (4+1)) | ||||||||
67 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | -дать общее представление о жизни-пути Л. Н. Толстого, обучение анализу эпического произведения, продолжение работы с литературоведческими терминами; | -развивать мыслительную деятельность учащихся; -развивать внимание и воображение учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; | Идея. Сюжет. Рассказ. | Работа с учебником. Лекция учителя. Беседа по тексту. Работа с учебником. Задания по группам. | Презентация «Л. Н. Толстой». | Выбрать эпи-зоды, в кот. сопоставляется поведение Жи-лина и Костылина. Отв. на вопр. (тетр.). Инд. зад. | |
68 | Жилин и Костылин. | -обучение умению отбирать материал из текста для работы над темой; -знакомство учащихся с произведением «Кавказский пленник», его героями и проблемами. | -развитие навыков сопоставительной характеристики героев; -развитие связной речи учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; | Идея. Сюжет. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с текстом. Работа с учебником. Групповая работа. | Презентация «Жилин и Костылин». | Дочитать рассказ. Стр. 229 вопр. 1 – 3. | |
69 | Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе. | -продолжение размышлений над нравственными проблемами, поставленными в произведении, объяснение понятия сюжет; | -развивать творческие способности учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -развитие связной речи учащихся; -работа над выразительным чтением; | Рассказ. Сюжет. Идея. Авторская позиция. Говорящая фамилия. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с иллюстрациями. Работа с текстом рассказа. | Презентация «Жилин и Дина». | Пересказ по плану. | |
70 | Освобождение из плена. | -продолжение работы над сравнительной характеристикой главных героев; | -развивать мыслительную деятельность учащихся; | Сюжет. Рассказ. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с текстом. | Иллюстрации к рассказу. | Стр. 229 вопр. 5-8. | |
71 | Р. р. Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы». | -работа над типом речи рассуждение; -обучение работе над композицией сочинения; -совершенствовать умение составлять план сочинения и писать по нему; | -развивать творческие способности учащихся; -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; | Рассказ учителя. Беседа. Составление плана. | Презентация. | Написать сочинение. | ||
А. П. Чехов (3 часа) | ||||||||
72 | Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия». | -знакомство с биографией А. П. Чехова; -развитие читательских умений, введение понятий «юмор» и «сатира»; -развитие навыков групповой работы; | -развитие связной речи учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать мыслительную деятельность учащихся; | Идея. Сюжет. Рассказ. | Рассказ учителя. Тестирование. Беседа по тексту. Работа с учебником. Работа с текстом рассказа. | Презентация «А. П. Чехов». | Инд. зад. – по группам. Подг. к вн. чт. – проч. рассказ Чехова. | |
73 | Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте. | -проанализировать рассказы А. П. Чехова; -обратить внимание на лаконичность рассказов; | -развивать мысли-тельную деятельность учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; | Сюжет. Рассказ. Тема. | Рассказ учителя. Пересказ. Работа с учебником. Беседа по тексту. | Задания на карточках (по группам). | Выпол. работу (на карточках). | |
74 | О смешном в литературном произ-ведении. Юмор. | -дать понятие о юморе и сатире; | Инд. зад. – сообщения о поэтах. | |||||
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (4 часа) | ||||||||
75 | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. | -развитие любви к поэзии, навыков выразительного и внимательного чтения, устного словесного рисования. | -продолжить работу по формированию навыка анализа стихотворения; -работа над выразительным чтением; | Ритм. Рифма. Эпитет. Олицетворение. | Рассказ учителя. Работа с текстами стихотворений. Работа с учебником. | Презентация «Певцы родной природы». | Выучить стих. наизусть. Инд. зад. – сообщения. | |
76 | Поэтический образ Родины. | -показать мастерство русских поэтов XIX века в создании образа Родины, природы; | -продолжить работу по формированию навыка анализа стихотворения. | Эпитет. Олицетворение. | Рассказ учителя. Работа с текстами стихотворений. Работа с учебником. | Презентация «Певцы родной природы». | Выучить стих. наизусть. | |
77 | Тема природы в стихотворениях поэтов «серебряного века». «Времена года». Стихи о природе: осень, зима. | -показать мастерство русских поэтов XIX века в создании образа Родины, природы; -рассмотреть времена года в стихах русских поэтов; | -продолжить работу по формированию навыка анализа стихотворения; -работа над выразительным чтением; -обогащать словарный запас учащихся; | Рифма. Ритм. Строфа. | Рассказ учителя. Беседа. Выразительное чтение. Работа с текстом. | Презентация. | Выучить стих. наизусть. Подготовиться к самостоятельной работе. | |
78 | Итоговый урок по литературе XIX века. | -обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении литературы XIX века; | -развивать мыслительную деятельность учащихся; -развивать навыки самостоятельной работы. | Рассказ учителя. Самостоятельная работа (тест). Беседа. | Варианты тестов (у каждого на парте). | Стр. 4-9 – прочитать. | ||
Из русской литературы XX века (37 часов (33+4)) | ||||||||
И. А. Бунин ( 2 часа (1+1) | ||||||||
79 | И. А. Бунин. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе. | -познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. П. Чехова; -показать родство героев с бескрайними просторами родной земли, душевностью её песен и сказок. | -обучение словесному рисованию, выразительному чтению; -развитие аналитических навыков; -развивать творческие способности учащихся; | Рассказ. Рассказчик. | Рассказ учителя. Словесное рисование. Работа с иллюстрациями. Выразительное чтение. | Презентация «И. А. Бунин». | Стр. 9 вопр. 2, 3. | |
80 | Составление рассказа по картине художника Мясоедова «Косцы» и художника Платонова «Косцы» с опорой на текст рассказа И.Бунина. | -совершенствовать навыки составления рассказа по картине художника Мясоедова «»Косцы» и художника Платонова «Косцы» с опорой на текст рассказа И. Бунина. | -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать творческие способности учащихся; -развивать воображение учащихся; | Составление плана. Беседа. Самостоятельная работа. | Презентация. Репродукция картин художников. | Написать рассказ и оформить. | ||
В. Г. Короленко (4 часа (3+1)) | ||||||||
81 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Вася и его отец. | -знакомство с жизнью и личностью В. Г. Короленко; -познакомить учащихся с понятием повести; | -развитие навыков выразительного чтения и аналитического пересказа; | Повесть. | Лекция учителя. Беседа по вопросам. Выразительное чтение. Аналитический пересказ. | Презентация «В. Г. Короленко» | Стр. 42 вопр. 1-6 (устно). | |
82 | Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. | -показать, как и где жили дети; -рассказать об общении Васи с Валеком и Марусей. | -развивать мыслительную деятельность учащихся; -развитие навыков комментированного чтения. | Деталь. Контраст. Авторское отношение. Символ. | Слово учителя. Работа с текстом. Комментированное чтение. Беседа по вопросам. | Презентация. | Подготовить пересказ, близкий к тексту «История с куклой». | |
83 | Нравственные проблемы, вставшие перед героем повести. Работа над заключительными главами повести. | -проанализировать нравственные проблемы, вставшие перед героем повести; -работа над заключительными главами повести; | -развитие навыков комментированное чтения; -развивать связную речь учащихся; -развивать воображение учащихся; | Композиция. Символ. | Слово учителя. Работа с текстом. Беседа по вопросам. Комментированное чтение. | Презентация. | Вопросы в тетради. | |
84 | Р. р. Васина дорога к правде и добру. Обучение работе над сочинением. | -развитие навыков работы над сочинением; -подготовить учащихся к созданию собственного произведения; | -развитие речи учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; | Редактирование. Композиция. Логическая связь. | Слово учителя. Беседа по вопросам. Работа с текстом. Самостоятельная работа. | Презентация. | Оформление сочинения. Инд. зад. Проч. рассказ «Тапёр». | |
А. И. Куприн (3 часа) | ||||||||
85 | А. И. Куприн «Тапёр». Талант и труд в рассказе. | -познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. И. Куприна; -обучение работе с художественной деталью; -талант и труд в рассказе; | -развивать связную речь учащихся; -развивать мыслительную деятельность учащихся; -развивать воображение; | Композиция. Логическая связь. | Слово учителя. Сообщение ученика. Работа с текстом. Выразительное чтение. | Презентация «А. И. Куприн». | Стр. 57 вопр. 1- 6 (устно). Чтение рассказа «Скворцы». | |
86 | А. И. Куприн «Скворцы». Жизнь природы в рассказе. | -познакомить учащихся с рассказом «Скворцы»; -показать, как нарисована жизнь природы в рассказе; -показать связь природы с человеком; | -обучение аналитическому чтению; -развитие навыков словесного рисования; -обучение групповой работе; | Ирония. | Слово учителя. Игра. Анализ рассказа. Беседа по вопросам. Работа с текстом. | Презентация. | Прочитать рассказы В. Бианки и В. Белова. | |
87 | Вн. чт. Произведения В.Бианки и В.Белова о природе. | -познакомить учащихся с творчеством В. Бианки и В. Белова; -познакомить с рассказами писателей; | -развивать мысли-тельную деятельность учащихся; -развивать связную речь учащихся; | Рассказ. Ирония. | Слово учителя. Беседа по вопросам. Пересказ. Работа с текстом. | Презентация «В. Бианки и В. Белов». | Прочитать сказ П. П. Бажова. Оформить выступления. | |
П. П. Бажов (3 часа) | ||||||||
88 | П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка». Образ Степана. | -познакомить с жизнью и творчеством П. П. Бажова; -знакомство с жаром сказа; -проанализировать образ Степана; | -обучение навыкам аналитического чтения; -пересказ сказа; -развитие связной речи; | Сказ. Сказка. | Слово учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Работа над пересказом. | Презентация «П. П. Бажов». | Нарисовать иллюстрации. Подготовить пересказ. | |
89 | Отражение в сказе народных представлений о положительном герое. Образ Хозяйки Медной горы. Сказ и сказка. | -показать как отражаются в сказе народные представления о положительном герое; -сопоставить два жанра: сказ и сказка; -проанализировать образ Хозяйки Медной горы; | -развивать творческие способности учащихся; -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -работа над пересказом. | Сказ. Сказка. | Слово учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Беседа по вопросам. Пересказ эпизодов. | Презентация. | Подготовиться к конкурсу. Проч. «Малах. шкатулку». Составить словарь сказа. | |
90 | Вн. чт. П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка». Судьба Танюшки. | -знакомство с произведениями П. П. Бажова; -проанализировать судьбу Танюшки; | -развитие навыков групповой работы; -развитие творческих способностей учащихся; | Сказ. | Слово учителя. Беседа по вопросам. Работа с учебником. Работа с текстом. | Иллюстрации к произведению. | Прочитать «Тёплый хлеб» Паустовского». | |
К. Г. Паустовский (3 часа) | ||||||||
91 | Литературная сказка XX века. К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб». Черты народной сказки в произведении. | -познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. Г. Паустовского; --выявить черты народной сказки в произведении К. Г. Паустовского; -литературная сказка XX века; | -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать творческие способности учащихся; -работа над пересказом; | Эпитет. Постоянный эпитет. Народная сказка. Литературная сказка. | Лекция учителя. Беседа по вопросам. Пересказ текста. Работа с текстом. Творческая работа. | Презентация «К. Г. Паустовский». | Подг. выраз. Чт. понравившегося эпизода, объяс-нить выбор. Нарисовать иллюстрации – портрет Фили. | |
92 | К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб». Судьба Фильки. | -обучение составлению характеристики главного героя и работе с планом; | -развитие навыков аналитического чтения; -развивать связную речь; | Рассказ. Эпизод. | Слово учителя. Беседа по вопросам. Работа с текстом. | Презентация. | Прочитать «Заячьи лапы». | |
93 | К. Г. Паустовский. Сказка «Заячьи лапы». | -познакомить учащихся со сказкой «Заячьи лапы»; -показать трудную судьбу зайца; | -развивать мыслитель-ную деятельность учащихся; -развивать связную речь; | Слово учителя. Беседа по вопросам. Работа с текстом. Работа с учебником. | Презентация. | Прочитать сказку «12 месяцев». Отв. на вопросы. | ||
С. Я. Маршак (3 часа) | ||||||||
94 | С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Художественные особенности сказки. Традиции народной сказки. | -углубление знакомства с жизнью и творчеством С. Я. Маршака; -обучение анализу и чтению драматического произведения; -художественные особенности сказки; -показать традиции народной сказки; | -развивать творческие способности учащихся; -развивать мыслительную деятельность учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -работа над пересказом; | Пьеса. Ремарка. Диалог. | Лекция учителя. Работа с текстом. Работа с учебником. Беседа по вопросам. Творческая работа. Анализ рассказа. | Презентация «С. Я. Маршак». | Зад. в тетради. Задание в парах. | |
95 | Положительные и отрицательные герои в сказке. | -разобрать положительных и отрицательных героев в сказке; | -развивать творческие способности учащихся; | Пьеса. Диалог. | Слово учителя. Беседа по вопросам. | Презентация. | Подг. к семинарскому занятию. | |
96 | Победа добра над злом. | -показать, как добро побеждает зло; -обучение работе с драматическим произведением; | -развивать мыслитель-ную деятельность учащихся; -развитие навыков выразительного чтения; | Пьеса. Диалог. | Слово учителя. Беседа по вопросам. Работа с учебником. | Презентация. | Стр. 110-117 – прочитать. Инд. зад. | |
А. П. Платонов (3 часа (2+1)) | ||||||||
97 | А. П. Платонов. Рассказ «Никита». Единство героя рассказа с природой. Одухотворение её в его воображении. | -знакомство с жизнью и творчеством А. П. Платонова; -знакомство с рассказом А. Платонова; -показать единство героя рассказа с природой; | -развитие навыков комментированного чтения; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать связную речь учащихся; | Рассказ. Часть. Эпизод. | Лекция учителя. Работа с учебником. Беседа. Работа с текстом. | Презентация «А. П. Платонов». | Комментиро-вание заключи-тельного эпизода. Нарисовать иллюстрации. | |
98 | «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. | -показать быль и фантастику рассказа; -разобрать душевный мир главного героя. | -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; | Слово учителя. Комментирование текста. Беседа. | Презентация. Иллюстрации к рассказу. | Подготовить пересказ текста. | ||
99 | Р. р. Составление плана рассказа о главном герое. | -учить учащихся составлять план рассказа о главном герое; | -развивать творческие способности учащихся; -развивать связную речь; | Эпизод. План. | Слово учителя. Творческая работа. | Презентация. | Проч. «Васюткино озеро». Инд. зад. | |
В. П. Астафьев (3 часа (2+1)) | ||||||||
100 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Черты характера героя и его поведение в лесу. | -знакомство с творчеством В. П. Астафьева; -показать автобиогра-фичность произведения; -выявить черты характера героя и его поведение в лесу; | -развивать мысли-тельную деятельность учащихся; -обучение пересказу художественного текста; -комментированное чтение текста; | Автобиографическая проза. | Лекция учителя. Беседа. Работа с текстом. Пересказ. Работа с учебником. | Презентация «В. П. Астафьев». | Стр. 144 вопр. 1-5 (устно). | |
101 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. | -продолжить анализиро-вать произведение В. П. Астафьева; -показать, как нарисованы человек и природа в рассказе; | -обучение анализу прозаического текста; -развитие навыков устного словесного рисования и комменти-рованного чтения; | Пейзаж. | Слово учителя. Работа с текстом. Работа в группах. Комментированное чтение. | Презентация. | Подг. к сочинению. Стр. 147 вопр. 10-12. | |
102 | Р. р. Обучающее сочинение по рассказу «Васюткино озеро». | -подготовить учащихся к написанию собственного речевого произведения; -совершенствовать пункт-уационные, орфографичес-кие и речевые умения; | -развивать творческие способности учащихся; -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; | План. Текст. | Творческая работа. Слово учителя. Беседа. | Написать сочинение и оформить его. | ||
Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945) (4 часа) | ||||||||
103 | Дети и война. К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». | -дать общую характеристику поэзии военных лет; -краткое знакомство с жизнью К. Симонова; -наблюдение над сюжетом в лирическом произведении; | -работа над выразительным чтением; -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать внимание и память учащихся; | Лафет. | Слово учителя. Беседа по вопросам. Работа с учебником. Работа с текстом стихотворения. Выразительное чтение. | Презентация «Поэзия военных лет». | Выучить отрывок наизусть. Написать сочинение-миниатюру. | |
104 | Дети и война А. Твардовский «Рассказ танкиста». | -краткое знакомство с творчеством А. Т. Твардовского; -знакомство с жанровыми особенностями баллады; | -работа над выразительным чтением; -развитие навыка анализа стихотворения; | Баллада. | Слово учителя. Беседа. Работа в группах. Выразительное чтение. | Презентация «Поэзия военных лет». | Выучить наизусть стих. | |
105 | «Ради жизни на земле…» А. А. Ахматова. Р. Гамзатов. | -краткое знакомство с творчеством А. А. Ахматовой и Р. Гамзатова; -познакомить со стихами поэтов; | -развивать мысли-тельную деятельность учащихся; -развивать связную речь учащихся; | Стихотворение. Эпитет. Рифма. | Слово учителя. Беседа. Выразительное чтение. | Презентация. | Выучить наизусть стих. | |
106 | Произведения писа-телей - костромичей о трудных годах Великой Отечест-венной войны. Е.Старшинов. «Левый фланг». | -познакомить учащихся с произведениями писателей-костромичей о трудных годах Великой Отечественной войны; -проанализировать произведение «Левый фланг»; | -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -работа над выразительным чтением; -развивать память учащихся; | Эпитет. Рифма. | Слово учителя. Беседа. Выразительное чтение. Работа с текстом произведения. | Презентация. | Выучить стих. наизусть. | |
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (5 часов) | ||||||||
107 | И. А. Бунин, С. А. Клычков, С. А. Есенин о Родине и родной природе. | -развитие любви к поэзии, навыков выразительного и внимательного чтения, устного словесного рисования. | -продолжить работу по формированию навыка анализа стихотворения; -работа над выразительным чтением; | Ритм. Рифма. Эпитет. Олицетворение. | Рассказ учителя. Работа с текстами стихотворений. Работа с учебником. | Презентация. | Выучить стих. наизусть. | |
108 | «Родина неяркая моя» в стихотворениях Н. М. Рубцова, Дон-Аминадо. | -продолжить знакомство с русскими поэтами XX века; -выяснить, как поэты относятся к Родине и родной природе; | -работа над выразительным чтением; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать воображение учащихся; | Эпитет. Инверсия. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с текстом. Работа с учебником. | Презентация. | Стих «Родная природа» выучить наизусть. | |
109 | Стихотворения Д. Кедрина и А. Прокофьева «Алёнушка». | -развитие навыков сопоставительного анализа стихотворений; -познакомить кратко с творчеством Д. Кедрина и А. Прокофьева; | -развивать творческие способности учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -работа над выразительным чтением; | Метафора. | Слово учителя. Беседа. Самостоятельная работа. Работа с репродукцией. | Презентация. | Выразительное чтение стихотворений. | |
110 | Литература родного края о природе. В. Бочарников. «Лирические новеллы». Т. Н. Иноземцева. Стихи о родном крае. | -познакомить с литературой родного края о природе; --познакомить кратко с творчеством В. Бочарникова и Т. Н. Иноземцевой; | -работа над выразительным чтением; -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; | Метафора. Эпитет. | Слово учителя. Беседа. Выразительное чтение. Работа с текстом. | Презентация. | Прочитать новеллу Бочарникова. | |
111 | Вн. чт. Времена года. Тема природы в стихотворениях поэтов «серебряного века». Стихи о природе: весна, лето. | -познакомить учащихся с поэтами «серебряного века», писавшими о родной природе; -прочитать стихи о природе: весна, лето. | -работа над выразительным чтением; -развивать связную речь учащихся; -развивать творческие способности. | Рифма. Эпитет. Метафора. | Работа с текстом. Слово учителя. Беседа. Выразительное чтение. | Презентация. | Выучить стих. наизусть. Прочит. Р-з «Кавказский пленник». | |
Писатели улыбаются (3 часа) | ||||||||
112 | Рассказы о детях Саши Чёрного. Юмористическое содержание рассказов. | -знакомство с творчеством Саши Чёрного; -показать юмористическое содержание рассказов писателя; | -обучение сжатому пересказу, инсценировке -обучение устному словесному рисованию; | Интерьер. | Лекция учителя. Беседа. Работа с учебником. Работа с текстом. Пересказ. | Презентация «С. Чёрный». | Написать сочинение-миниатюру (см. тетрадь). | |
113 | Рассказ «Кавказский пленник». | -познакомить с рассказом «Кавказский пленник»; -проанализировать рассказ; | -развивать творческие способности учащихся; -развивать связную речь учащихся; | Слова из рассказа. | Слово учителя. Беседа. Работа с текстом. Работа с учебником. | Презентация. | Прочитать рассказ «Игорь-Робинзон». | |
114 | Рассказ «Игорь - Робинзон». | -познакомить с рассказом «Игорь – Робинзон»; -проанализировать рассказ; | -развивать мыслитель-ную деятельность учащихся; -работа над пересказом; | Слова из текста. | Слово учителя. Беседа. Работа в группах. Пересказ. | Презентация. | Подготовиться к итоговой работе за год. Написать мини-сочинение. | |
Итоговые вопросы (1 час) | ||||||||
115 | Итоговый урок по русской литературе. | -обобщение и систематизация полу-ченных знаний за год по русской литературе; | -развивать мыслитель-ную деятельность учащихся; -развивать самостоятель-ность учащихся; | Самостоятельная работа. Беседа. Слово учителя. | Презентация. | Прочитать «Вересковый мёд». | ||
Из зарубежной литературы (21 час (20+1)) | ||||||||
Р. Л. Стивенсон (1 час) | ||||||||
116 | Роберт Льюис Стивенсон «Верес-ковый мёд». Какие черты характера проявляются в балладах? | -познакомить учащихся с творчеством Стивенсона (кратко); -работа по теории литературы; -развивать понятие о балладе; -показать героический характер баллады; | -работать над выразительным чтением учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать мыслительную деятельность учащихся; | Баллада. | Лекция учителя. Беседа. Работа с учебником. Выразительное чтение. Работа с текстом. | Презентация «Р. Л. Стивенсон». | Выучить балладу наизусть. Инд. зад. Стр. 180-181 – прочитать. | |
Д. Дефо (3 часа) | ||||||||
117 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». Герой на острове. Устройство жизни. | -познакомить учащихся с биографией Д. Дефо; -показать значение романа в истории литературы, в формировании личности; | -развивать мыслитель-ную деятельность учащихся; -развивать связную речь учащихся; | Слова из текста. | Лекция учителя. Беседа по вопросам. Работа с текстом. Работа с учебником. | Презентация «Д. Дефо». | Написать сочинение (см. тетр.). | |
118 | Характер героя, его смелость, находчивость, умение выстоять в любых жизненных обстоятельствах. | -знакомство с темой путешествия в литературе; -показать характер героя, его смелость, находчив-ость, умение выстоять в любых жизненных обстоятельствах; | -развитие навыков самостоятельной работы с учебником; -развивать связную речь учащихся; -работа над выразительным чтением; | Слова из текста. | Слово учителя. Беседа по вопросам. Работа с текстом. Выразительное чтение. | Презентация. | Подготовить пересказ. | |
119 | Вн. чт. Д. Дефо «Робинзон Крузо». Любимые страницы. | -знакомство с произведением «Робинзон Крузо»; | -развивать мыслитель-ную деятельность учащихся; | Слово учителя. Беседа по вопросам. | Презентация. | Прочитать сказку Андерсена. | ||
Х. К. Андерсен (5 часов (4+1)) | ||||||||
120 | Х. К. Андерсен. Слово о сказочнике. Литературная сказка «Снежная короле-ва». Развитие понятие о литературной сказке. | -краткое знакомство с жизнью и творчеством Х. К. Андерсена; -обмен читательскими впечатлениями; Развитие понятия о литературной сказке; | -развитие аналитических навыков; навыков выразительного чтения; -развивать мыслитель-ную деятельность учащихся; | Литературная сказка. | Лекция учителя. Беседа по вопросам. Работа с текстом. Аналитическая беседа. | Презентация «Х. К. Андерсен». | Перечитать 4 и 5 истории. Отв. на вопр. (см. тетр.). Инд. зад. | |
121 | Кай и Герда. Перемена, произо-шедшая с Каем. Противопоставление красоты внутренней и внешней – Герда и Снежная королева. Фантастическое и реальное в сказке. | -работа с понятием подтекст; -работа над образами Кая и Герды; -проследить перемену, произошедшую с Каем; -выявить фантастическое и реальное в сказке; | -развитие творческих и аналитических способностей учащихся, -обучение аналитическому чтению текста; -обогащение словарного запаса учащихся; | Слова из сказки. | Слово учителя. Беседа по вопросам. Аналитическая беседа. Беседа по вопросам. Беседа с учебником. Выразительное чтение. | Презентация. | Написать сочинение-миниатюру по плану. | |
122 | В чём сила Герды? Мужественное сердце Герды. Победа добра, любви, дружбы. | -работа с понятием «подтекст»; -показать силу Герды; -показать, что добро, любовь, дружба всегда побеждают; | -развитие навыков анализа текста; -развитие речи и навыков выразительного чтения; | Слова из текста. | Слово учителя. Беседа по вопросам. Работа с текстом. Работа с учебником. | Презентация. | Перечитать сказку. Стр. 222 вопр. 9. Задание по группам (см. тетрадь). | |
123 | Вн. чт. Моя любимая сказка Андерсена. Литературная игра. | -развитие внимании, интереса к литературе, навыков сотрудничества; | -развивать творческие способности учащихся; | Викторина. Слово учителя. | Презентация. Игра. | Подг. к сочин. Составление плана. | ||
124 | Р. р. Подготовка к сочинению по произведениям Андерсена. | -подготовить учащихся к созданию собственного речевого произведения; -совершенствовать орфо-графические, пунктуа-ционные и речевые умения; | -развивать творческие способности учащихся; -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; | Тема. | Слово учителя. Творческая работа. Беседа по вопросам. Самостоятельная работа. | Презентация. | Написать и оформить сочинение. | |
Ж. Санд (3 часа) | ||||||||
125 | Ж. Санд. Слово о писательнице. | -познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ж. Санд; | -развивать мыслитель-ную деятельность учащихся; | Лекция учителя. Беседа по вопросам. | Презентация «Ж. Санд». | Подг. пересказ лекции. Проч. сказку. | ||
126 | Сказка «О чём говорят цветы». | -познакомить учащихся со сказкой «О чём говорят цветы»; -проанализировать сказку; | -развивать связную речь учащихся; -работа над выразительным чтением; | Сказка. | Слово учителя. Работа с текстом. Беседа по вопросам. | Презентация. | Нарисовать иллюстр. Подготовить пересказ. | |
127 | Сказка «О чём говорят цветы». | -показать главных героев, их характер, ценности; | -развивать творческие способности учащихся; | Слово учителя. Беседа по вопросам. | Проч. «Прикл. Тома Сойера». | |||
М. Твен (6 часов) | ||||||||
128 | М. Твен. Жизнь и творчество писателя. «Приключения Тома Сойера». | -краткое знакомство с жизнью и творчеством М. Твена; -обучение самостоятельной работе с учебником; | -развитие творческих способностей и навыков выразительного чтения; -работа над выразительным чтением; | Тема. Идея. | Лекция учителя. Беседа по вопросам. Работа с текстом. Работа с учебником. | Презентация «М. Твен». | Отв. на вопросы (см. тетрадь). | |
129 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | -составить рассказ о Томе Сойере (кто он такой, где живёт, кто его семья, каковы его заботы, переживания); -оценить поступки Тома Сойера; | -развивать творческие способности учащихся; -обучение анализу произведения; -развивать мыслитель-ную деятельность учащихся; | Тема. Идея. Сказание. | Слово учителя. Беседа по вопросам. Работа с текстом. Развитие речи. Запись в тетрадь. | Презентация. | Сравнить Тома и Сида. Подг. сообщение «Том и его друзья». Пересказать эпи-зод (см. тетр.) | |
130 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. | -научить отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотноше-ния с друзьями; -проследить, как мальчи-шеское озорство и неуемная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности; | -развивать мыслитель-ную деятельность учащихся; -работа над выразительным чтением; -развивать связную речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать память учащихся; | Сказание. Идея. | Слово учителя. Беседа по вопросам. Работа с учебником. Работа с текстом произведения. Выразительное чтение. | Презентация. | Ответить пись-менно на вопрос: Каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор? | |
131 | Вн. чт. Роман М. Т. «Приключение Тома Сойера». Любимые страницы. | -проанализировать люби-мые страницы романа; -обобщить знания по творчеству М. Твена; | -развивать мыслитель-ную деятельность учащихся; | Роман. | Слово учителя. Беседа. Самостоятельная работа. | Презентация. | Подготовиться к викторине. | |
132 | Викторина по повести «Приключения Тома Сойера». | -развитие интереса и любви к литературе; -закрепить знания по изученной повести; | -обучение навыкам групповой работы; -закрепление знаний; -развивать речь; | Повесть. | Слово учителя. Викторина. Работа с таблицей. | Презентацией. Игра. | Прочитать «Сказание о Кише» Дж. Лондона. | |
133 | Е. В. Честняков. «Марк Бессчаст-ный». Народно-эпическая утопия о городе всеобщего благоденствия (от-рывок). (Региональ-ный компонент). | -познакомить учащихся с творчеством Е. В. Честнякова; -проанализировать произ-ведение «Марк Бессчастный»; -познакомить учащихся с народно - эпической утопией; | -развивать творческие способности учащихся; -развивать мыслитель-ную деятельность учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать связную речь учащихся; | Лекция учителя. Работа с учебником. Выразительное чтение. Пересказ. Работа с текстом произведения. | Презентация «Е. Честняков». | Прочитать рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише». | ||
Дж. Лондон (3 часа) | ||||||||
134 | Дж. Лондон. «Трудная, но интересная жизнь» (Слово о писателе). «Сказание о Кише». | -знакомство с жизнью и творчеством Дж. Лондона; -обучение анализу темы и идеи произведения; -заинтересовать учеников романтическими образами писателя; -выявить основные черты героев Лондона; | -развивать мыслитель-ную деятельность учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -развитие навыков чтения; -развивать внимание и память учащихся; | Тема. Идея. Сказание. | Лекция учителя. Беседа по вопросам. Работа с учебником. Самостоятельная работа. Работа с текстом. Самостоятельная работа. | Презентация «Дж. Лондон». | Зад. по группам (см. тетрадь). | |
135 | Дж. Лондон «Сказание о Кише». | -объяснить, почему Дж. Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой; | -развивать творческие способности учащихся; -развивать связную речь учащихся; | Тема. Идея. Сказание. | Слово учителя. Беседа по вопросам. Работа с текстом. Самостоятельная работа. | Презентация. | Подготовиться к контрольной работе. Подготовить пересказ. | |
136 | Итоговый урок по теме «Зарубежная литература». | -обобщить знания по теме «Зарубежная литература»; -проверить знания учащихся по теме; | -развивать мыслитель-ную деятельность учащихся; -развивать речь; | Самостоятельная работа. Слово учителя. | Тесты (у каждого на парте). | Доделать работу. | ||
Что читать летом (1 час) | ||||||||
Что читать летом. | -дать список литературы на лето; | Список (напечатан). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 6 класс (204 часа) Тематическое планирование
Тематическое планирование по русскому языку для 6 класса к учебнику под ред. М. Т. Баранова, Л. Т. Григорян....
Русский язык 5 класс (238 часа) Тематическое планирование
Тематическое планирование по русскому языку к учебнику 5 класса под ред. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой....
Русский язык 5 класс (136 часов) Тематическое планирование
Данное тематическое планирование составлено к учебнику "Русский язык. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида". Авторы:Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская...
Литература 6 класс (136 часов) Тематическое планирование
Тематическое планирование к учебнику "Литература 6 класс" под ред. Коровиной....
Русский язык 8 класс (136 часов) Тематическое планирование
Тематическое планирование для учебника "Русский язык. 8 класс" для специальных (коррекционых) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской....
Чтение 8 класс (68 часов) Тематическое планирование
Данное тематическое планирование к учебнику "Чтение. 8 класс" для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Под ред. З. Ф. Малышевой...
Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторен...