Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Зимующие птицы»
план-конспект по краеведению
уточнение и расширение знаний о зимующих птицах родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom_v_starshey_gruppe_na_temu.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Зимующие птицы»
Цель: уточнение и расширение знаний о зимующих птицах.
Задачи: продолжать формировать умение различать зимующих и перелетных птиц; узнавать их по внешнему виду; узнавать новые факты из жизни птиц; расширить представления о значении подкормки для них; расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»; формировать умение употреблять существительные единственного числа в родительном и творительном падеже; способствовать развитию мышления, памяти, воображения, умению аргументировать свои высказывания; воспитывать стремление помогать зимующим птицам; умение внимательно, не перебивая товарищей, оценивать и дополнять ответы.
Методы и приемы:
Словесный метод: объяснения, пояснения, вопросы к детям, инструкция для выполнения, контроль и оценка работы;
Наглядный метод: использование демонстрационного материала, раздаточного материала.
Практический метод: – выполнение детьми практических заданий.
Игровой метод: игровые моменты.
Оборудование: телевизор, демонстрационные картинки «Зимующие птицы», разрезные картинки, листы для игры «Кто что ест?», карандаши, шапочки птиц, аудиозаписи голосов птиц на флешке, колонка; для мини-кормушек: картон, кисти, зерна, крупа, семечки, мучной клейстер.
Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций о птицах.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Социально-коммуникативное развитие» - умение договариваться и работать в паре; воспитывать доброе отношение к природе.
ОО «Речевое развитие» - знакомство со стихотворениями о птицах; закреплять умение слушать и отгадывать загадки; совершенствование грамматического строя речи; слуховое восприятие детей.
ОО «Познавательное развитие» - закрепление знаний о зимующих птицах; развитие умения узнавать, сравнивать, называть разных птиц, выделяя общее и различия в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи.
ОО «Художественно – эстетическое развитие» - продуктивная деятельность (изготовление мни-кормушек).
ОО «Физическое развитие» - формировать у детей потребности в двигательной активности; сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Ход НОД:
Воспитатель: - Сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте ещё раз поздороваемся с ними.
Воспитатель:
- Ребята, встанем дружно вместе в круг
(дети встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг.
(каждый ребёнок показывает сначала на себя, затем на товарища).
Дружно за руки возьмёмся
(дети берутся за руки)
И друг – другу улыбнемся.
(улыбаются друг - другу)
От ваших улыбок стало светлее и теплее вокруг.
Звучит музыка.
- Сегодня мы с вами очутились в сказочном лесу. Посмотрите как красиво!
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
- А как будем вести себя в лесу? (не шуметь, веток не ломать, не мусорить)
Воспитатель: Посмотрите, кто нас встречает около елочки? Да это же снеговик. А у него письмо. Оно адресовано нам, давайте прочитаем.
Здравствуйте, ребята!
В нашем лесу произошла беда. Снежная Королева нагнала стужу, и зимующие птицы превратились в ледяные фигурки. Они не смогли ее пережить, потому что они были голодны. А чтобы оживить птичек, надо выполнить задания Снежной Королевы. Но я боюсь, что один я не справлюсь. Прошу Вас о помощи! Заранее благодарю. Ваш Снеговик.
Воспитатель: Поможем Снеговику?
- Посмотрите, а вот и первое задание: «Собери картинку» Выберите себе картинку сами. (дети собирают картинки: клест, снегирь, синица, воробей, лебедь, дятел, ворона, сорока, сова, голубь).
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание?
- Ксюша, какая птица у тебя получилась? (появление птиц на слайдах, проверка у всех детей)
Воспитатель: Назовите птиц. Какая птица здесь лишняя, почему?
- Может ли лебедь остаться у нас на зиму? Как называются такие птицы?(перелетные)
- Давайте отправим лебедя в теплые края.
- Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (зимующие)
- Почему этих птиц называют зимующими?
Дети: Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных краях.
Воспитатель: А, вот и второе задание Снежной Королевы.
Игра «Кто внимательный». (Изображения зимующих птиц)
Дятел/ воробей /сорока /
Сова/ ворона/ клест/
Голубь/ снегирь /синица
- Ребята, с нами остались зимовать много птиц. Посмотрите на них внимательно.
- Я задумала птицу, которая стоит перед снегирем. - Это кто? (голубь) Что вы про него знаете? (Голубь- это птица с небольшой головой, тонким клювом и короткими ногами. Ещё у этой птицы красивые, длинные крылья. Голуби –доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Питаются хлебными крошками, семенами трав, зернышками)
- Послушайте, как воркуют голуби (флешка с записью).
- Справа от вороны? (клест)
(У клеста удивительный клюв – напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы.)
-Послушаем, как поют клесты.
- Слева от воробья? (дятел)
(Дятел - крупная птица с пёстрым оперением. Верх тела чёрный с белыми полосами, на голове красная шапочка. Клюв прочный, острый. Дятлов называют санитарами леса или лесным доктором. Почему их так называют? – они спасают деревья от вредителей. Питаются зимой семенами еловых и сосновых шишек.)
-Послушайте, как стучит дятел.
- Сверху над вороной? (воробей)
(Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Воробей – это маленькая, неунывающая птичка. Это очень неприхотливые птички. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях. Воробьи приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей.)
-Послушайте какой звук издает воробей.
- Снизу под клестом? (синица)
-Послушайте, как синичка поёт.
(Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека)
- Между дятлом и голубем? (сова)
(Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. У совы-большая голова, которой она ловко вертит во все стороны, почти нет шеи и круглые немигающие янтарные глаза. Зимой совы остаются в наших краях)
-Как кричит сова? Послушайте!
- Вы были очень внимательны, много знаете про птиц, но чары Снежной Королевы еще не закончились.
Воспитатель: Прежде чем приступить к новому заданию, давайте отдохнем.
- Я знаю такую игру, которая называется «Найди пару». Хотите, научу? Каждый из вас превратится в птицу, выберите себе шапочку.
Под музыку вы «летаете» по «лесу», когда музыка заканчивается, каждый из вас ищет себе пару, такую же птицу, как и у вас.
- Молодцы, а сейчас проверим, правильные ли пары у вас получились.
Игра « Один-много»
Воспитатель: Вы какие птицы? (снегири). Один - снегирь, а много (кого?) снегирей, один воробей, а много (кого?) – воробьев…
- Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.
- Ребята, надо спешить расколдовать птиц. Следующее задание: Игра «Четвертый лишний» (слайды)
- Найдите лишнюю птицу и ответьте, почему она лишняя.
- Молодцы, вы отлично справились и с этим заданием.
Воспитатель: А вот следующее задание Снежной Королевы.
Игра «Кто что ест?» Перед вами лист с изображением птиц с одной стороны и кормом с другой. Нужно соединить изображение птицы с кормом, которым вы хотите ее угостить. (Проверка на картинке)
Воспитатель: Мы с вами поговорили о птицах, решили, как нужно помогать птицам, а теперь я вам предлагаю перейти от слов к делу. (Проходим за столы)
- Ребята, для того, чтобы чары Снежной Королевы закончились нам нужно отогреть птиц, а согреются они тогда, когда будут сыты.
- Как мы, ребята старшей группы, можем помочь птицам? (сделать кормушки)
- Давайте поможем нашим пернатым друзьям. Выберите себе заготовку, садитесь за столы.
- Для начала подготовим наши руки для работы.
Пальчиковая гимнастика
Прилетайте, птички! «зовущие» движения пальцев
Сала дам синичке. 4раза- «режущие» движения одной ладони по другой
Приготовлю крошки пальцы щепоткой – «крошим хлеб» », тереть подушечки пальцев друг о друга
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям, вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, то же – левой рукой
Ешьте макароны! тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»
Ручной труд: изготовление с детьми съедобных мини-кормушек.
- Для изготовления кормушки нам понадобится: картон, зерна, крупа, семечки, мучной клейстер.
- Послушайте порядок выполнения работы: Заготовку намажем клейстером и густо посыплем семенами, крупой, семечками. Так же сделаем, с другой стороны.
- Наши кормушки готовы, когда мы с вами пойдем на прогулку на нашей площадке мы развесим их на ветках.
Воспитатель: Ваши съедобные кормушки сохнут, но у меня есть такая кормушка. Давайте, повесим ее на елку. Ой, ребята, посмотрите, кто к нам прилетел (воробей, синица, снегирь). Мы с вами разрушили чары Снежной королевы, птицы поели и отогрелись. Я думаю, что с помощью таких кормушек, мы за зиму спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Итог:
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.
- Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили. Что вам понравилось?
-Кому мы сегодня помогали?
-В какие игры хотите поиграть еще раз?
- Давайте попрощаемся с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в старшей группе по теме "Зимующие птицы"
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, прививать любовь к природе....
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме: "Какие бывают книги"
Занятие поможет детям вспомнить как определить жанры книги, правила обращения с книгой....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите животных».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите животных»....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Перелетные птицы»
Цель: дать обобщенное представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, в воде и имеющих типичное строение; активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищны...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. Тема: «В мире насекомых»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. ...
Конспект совместной непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе тема: «Кем быть?»
Используемые современные технологии:ИнтерактивныеТРИЗИгровыеЛогоритмикаЗдоровьесберегающие...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Домашние животные»
Конспект занятия по ознакомлению с домашними животными....