Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Перелетные птицы»
план-конспект
Цель: дать обобщенное представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, в воде и имеющих типичное строение;
активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой)
развивать познавательный интерес к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: дать обобщенное представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, в воде и имеющих типичное строение;
активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой)
развивать познавательный интерес к природе.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, давайте улыбаться друг другу. Сегодня прекрасный день, у нас с вами отличное настроение.
Готовы? Да!
Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного.
Итак, послушайте загадку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкой.
Волшебной палочной взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
Ответы детей.
Воспитатель: Да, это весна. Давайте вспомним и назовем приметы весны. Я дам вам подсказку, вы ее выполните вместе со мной. Кто догадается, поднимает руку.
Воспитатель с помощью жестов показывает:
• Бегут ручьи
• День становиться длиннее, а ночь короче
• Появляются первые насекомые
• Появляются первоцветы (подснежники)
• Возвращаются с теплых краев перелетные птицы…
Воспитатель: И сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Проходите в научную лабораторию.
- Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.
Д/и «Угадай, что за птица»
Игра: «Не сорока, не ворона и не чайка» (дети стоят в кругу)
Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы:
кукушка, ласточка, скворец, соловей, трясогузка, грач, цапля, журавль, аист.
Упражнение: «Птицы Чувашии»
Воспитатель:
- Выберите иллюстрации, на которых изображены птицы проживающие на территории Чувашии.
Воспитатель: Вы сказали, птицы возвращаются из теплых краев. Ребята, какую птицу называют предвестником весны? Поиграем с пальчиками
«Грачи»
Мы лепили куличи,
«Лепить пирожки».
Прилетели к нам грачи.
Помахать крыльями-ладошками.
Первый грач испек пирог,
А второй ему помог,
Поочередно массировать каждый палец, начиная с большого.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Постучать пальцами по коленям.
Раз, два, три, четыре, пять,
Поочередно загибать пальчики.
Выходи грачей считать!
Воспитатель: Дети, как вы думаете, как летят птицы?
Ответы детей.
Воспитатель: Они могут лететь по одной, а могут стаями.
В одиночку летят кукушки, зимородки, козодои и большинство хищных птиц.
Многие птицы летят в определенном порядке: клином, дугой, шеренгой, линией, скученной стаей.
- журавли и гуси летят клином;
- кулики, цапли, каравайки, утки, сороки – шеренгой;
- утки-нырки – пологими дугами;
- бакланы – клином.
- ласточки, грачи, скворцы
Все виды перелета птиц проецируются на экран.
Воспитатель: Ребята, а почему птицы летят не кто как хочет, а в определенном порядке?
В полете птица оставляет за собой расходящийся след взволнованного воздуха. Другой птице по этому следу лететь будет трудно. Поэтому в стаях устанавливается определенный порядок: каждая птица пристраивается к передней справа или слева, сверху или снизу. Сопротивление воздуха уменьшается и птицам лететь гораздо легче.
Воспитатель: Человеку, чтобы попасть куда-то в определенное место, что нужно?
Ответы детей: карты, атласы, компас, навигатор…
Воспитатель: Птица найдет дорогу, где бы она ни находилась. Ведет стаю вожак. Устав, он отстает, на его место становится следовавшая за ним птица. И так постоянно.
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в птиц.
Раз, два, три (хлопают в ладоши), На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя), И быстро в журавля превратись! И клином полетим!
Раз, два, три (хлопают в ладоши), На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя), И быстро в ласточку превратись! И стаей полетим!
Раз, два, три (хлопают в ладоши), На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя), И быстро в сороку превратись! И шеренгой полетим!
Раз, два, три (хлопают в ладоши), На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя), И быстро в ласточку превратись! И стаей полетим! (включить аудиозапись "Голоса птиц")
Дети садятся.
Воспитатель: Ну, вот, птицы вернулись домой. Что они начинают делать?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, вы правильно сказали, что они ремонтируют старые и строят новые гнезда.
Воспитатель: Давайте рассмотрим гнездо птицы. Из чего оно сделано?
Ответы детей.
Из веточек, сухих травинок, пуха, шерсти…
Воспитатель: Гнезда у всех птиц разные и находятся не только на деревьях, но и на земле, на воде, под карнизом домов, в дуплах…
На экран проецируются различные гнезда птиц.
Воспитатель: Дети, чем похожи все птицы? Чем они отличаются?
(На экране различные птицы.)
Упражнение «Почему птицы летают» (6 задание).
Воспитатель:
- Проведите эксперимент и определите, почему птицы умеют летать.
- Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные).
- Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены? (на теле птицы)
- А другое - называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)
- Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге).
- Возьмите карандаш. Какой он легкий как перо или тяжелее?
- Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)
- Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают).
- Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?
- Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?
- Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).
Воспитатель:
- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.
- Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?
Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть. Вы вновь становитесь птицами. Звучит музыка. Я называю перелетную или оседлую птицу. Услышав название перелетной птицы – вы продолжаете летать, оседлой – присаживаетесь. Игра с мячом “Продолжи предложение, найди причину”(4 задание).
Воспитатель:
- Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.
Педагог читает предложения, дети заканчивают их.
- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
- Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)
- У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по болоту)
- У орла большое гнездо, потому что…(он большая птица)
- Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет)
- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)
В-ль молодцы ребята вы очень много знаете я хочу вам дать значки орнитологов, а теперь нам пора возвращаться Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.
Воспитатель:
- Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе по теме "Насекомые"
На данном занятии дети в доступной форме узнают новое о знакомых насекомых....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите животных».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите животных»....
Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе на тему «Весна»
Программное содержание: Систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны. Закрепить знания народных примет, загадок о весне. Учить детей согласовывать прилагательные с существительны...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. Тема: «В мире насекомых»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) Возраст: средняя группа Тема: «Перелетные птицы».
формировать представления детей о перелетных птицах в весенний период....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Домашние животные»
Конспект занятия по ознакомлению с домашними животными....
Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Зимующие птицы»
уточнение и расширение знаний о зимующих птицах родного края...