Рабочая программа внеурочной деятельности "Традиции казаков Тихого Дона"
рабочая программа по краеведению (8 класс)
Курс «Традиции казаков Тихого Дона» входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное развитие личности. В данной программе выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура донских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Дону», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории донского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот».Курс внеурочной деятельности «Традиции казаков Тихого Дона» рассчитан на учащихся 8-х классов, срок реализации 1- год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_traditsii_kazakov_tihogo_dona.docx | 54.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА ВЕРХНЕДОНСКАЯ ГИМНАЗИЯ
«Рассмотрена» На заседании ПЦК Протокол № _______________ От «___» ____________ 20__г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________Фомичева Т.Н. От «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор школы __________Галушкина А.С. Приказ №___ от «___» ____ 20__г. |
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности:
«Традиции казаков Тихого Дона»
Программа ориентирована на учащихся 8-х классов
Срок реализации : _1год
Разработчик программы:
_Коршунова Е.А.
ст. Казанская
2019г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Традиции казаков Тихого Дона» составлена в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 12 и 28) ( от 29.12.2012г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1624, от 01.12.2015 №1577)
« Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р об утверждении «Концепции развития дополнительного образования детей»
- Региональным проектом «Воспитан-на-Дону» во исполнение Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996
- Уставом МБОУ Верхнедонской гимназии
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнедонской гимназии на 2015-2020гг (срок реализации -5 лет)
- Авторской интегрированной образовательной программы дополнительного образования детей «Традиции родного края. История и культура казачества» Н.В. Буровой, Волгоград, «Учитель», 2015 год.
ЦЕЛИ:
- привить бережное отношение к культурным традициям своего народа;
- приобщить к традициям культуры русского народа с учётом регионального казачьего компонента;
- сформировать представление о традициях культуры донских казаков;
- воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;
- формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия Ростовской области
ЗАДАЧИ:
- дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте казачества и других народов, населяющих Дон;
- сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих Донской край для применения полученных знаний и умений на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;
- обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыков бесконфликтного поведения;
- способствовать этнической идентификации и социально-политической консолидации населения Ростовской области;
- помочь выпускникам образовательных учреждений, имеющих статус «казачьих», осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней;
- способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
- пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;
- развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;
- развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;
- создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей науки и культуры, представителей всех национальностей;
- формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Традиции казаков Тихого Дона»
Курс «Традиции казаков Тихого Дона» входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное развитие личности. История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории донского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
В данной программе выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура донских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Дону», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории донского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот».
Осознание своей включенности в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие-заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий портрет, занятие-праздник. Запланированы и занятия в музее, посещение концертов творческих коллективов и др. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.
Курс внеурочной деятельности «Традиции казаков Тихого Дона» рассчитана на учащихся 8-х классов, срок реализации 1- год.
Программа рассчитана: в 8 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 минут; Программа рассчитана на 35 часов в год.
III. ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
8 КЛАСС
Личностными результатами изучения курса «Традиции казаков Тихого Дона» являются:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса «Традиции казаков Тихого Дона» являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Предметными результатами изучения курса «Традиции казаков Тихого Дона» являются:
- знание истории происхождения, общественного устройства, традиций, верований, обычаев и военного искусства казаков;
- умение характеризовать основные этапы развития казачьего общества и его трансформации в военное сословие России; причины участия в восстаниях против власти; отражение государственных реформ в казачьем обществе; образование и развитие основных казачьих войск и участие их в войнах XVI – XX вв.;
- умение анализировать полученную информацию об истории казачества;
- выявлять причины, цели и результаты исторических событий, связанных с казачеством, и находить их отражение в современном российском обществе;
- сопоставлять различные суждения об истории казачества и формулировать на основе их критического анализа собственные выводы;
- использовать различные исторические и социокультурные источники для получения информации, в том числе интерактивные;
- уметь самостоятельно работать с книгой, картой, историческим документом;
- высказывать собственную позицию на основе осмысления исторических, этнокультурных, национальных, нравственных традиций развития России и казачества;
- применять полученные знания в социокультурной среде.
IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Традиции казаков Тихого Дона»
8 КЛАСС
№ | Наименование раздела | Содержание раздела |
1 | Вводное занятие (1 ч) | Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Доноведение», «Основы православной культуры», История Донского края. Анализ основных точек зрения о происхождении казаков. Сравнение географического и природно-климатических условий жизни казаков. Характеристика казачьих символов. |
2 | Традиционная культура донских казаков (4 ч) | Пословицы и поговорки, колыбельные песни донских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. Казачьи сказки, легенды, былички. Донский говор. |
3 | История моей казачьей семьи (4 ч) | Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье. |
4 | Труд и быт казаков на Дону (4 ч) | Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Обустройство жилища, домашняя утварь. Донская кухня. Конь - верный друг казака. |
5 | Декоративно-прикладное искусство (2 ч) | Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Ростовской области |
6 | Памятники истории донского казачества (4ч) | Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта. |
7 | Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества. (4 ч) | Основные памятные даты и знаменательные события областного и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного донского казачества. |
8 | Православие и казачество (4 ч) | Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец - особо почитаемые святые среди донских казаков. |
9 | Казак — патриот (4 ч) | Казак. Всевеликое войско Донское. Атаман. Казачья честь. Регалии. Нравственные качества - основа патриотизма донского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь. |
10 | Итоговые занятия ( 4 ч) | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий |
V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(календарно-тематическое планирование)
Класс 8 «А»_ Учитель_Коршунова Е.А._
№ | Дата | Тема | Содержание занятия с основными видами учебной деятельности |
1 | 2.09 | Вводное занятие | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. Познавательная деятельность |
Традиционная культура донских казаков | |||
2 | 9.09 | Устный фольклор как часть системы жизни народа. | Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. Познавательная деятельность |
3 | 16.09 | Казачьи пословицы и поговорки | Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков Познавательная деятельность |
4 | 23.09 | Казачьи сказки. Чайка, Ковш, Ось. Сказка из книги Полякова П.С. «Смерть Тихого Дона», Чикамас, Бессмертник. | Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. Познавательная деятельность. Художественное творчество |
5 | 30.09 | Казачий язык. Гутар и балачка. Термины и понятия. Петр 1 о казачьем гутаре. | Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. Художественное творчество |
История моей казачьей семьи | |||
6 | 7.10 | Понятие «казачья семья». Обязанности и увлечения членов семьи. | Понять содержание казачьих заповедей. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Проявлять уважение, взаимопомощь, умение прислушиваться к чужому мнению. Познавательная деятельность |
7 | 14.10 | Распределение обязанностей в семье. | Понять содержание казачьих заповедей. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Проявлять уважение, взаимопомощь, умение прислушиваться к чужому мнению. Познавательная деятельность |
8 | 21.10 | Предки-казаки. Семейный фотоальбом. | Понять содержание казачьих заповедей. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Проявлять уважение, взаимопомощь, умение прислушиваться к чужому мнению. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение |
9 | 11.11 | Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. | Понять содержание казачьих заповедей. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Проявлять уважение, взаимопомощь, умение прислушиваться к чужому мнению. Проблемно – ценностное общение |
Труд и быт казаков на Дону | |||
10 | 18.11 | Быт казачьей семьи. | Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. Познавательная деятельность |
11 | 25.11 | Обустройство жилища, домашняя утварь. | Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. Художественное творчество. |
12 | 2.12 | Донская кухня | Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. Художественное творчество. |
13 | 9.12 | Конь - верный друг казака. | Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. Познавательная деятельность. |
Декоративно-прикладное искусство | |||
14 | 16.12 | Декоративно-прикладное искусство верховых казаков | Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона. Художественное творчество. |
15 | 23.12 | Декоративно-прикладное искусство низовых казаков | Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона. Художественное творчество. |
Памятники истории донского казачества | |||
16 | 13.01 | Казачьи столицы. Раздоры, Монастырский городок, Старочеркасск, Азов, Новочеркасск. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края. Туристско-краеведческая деятельность. Познавательная деятельность. |
17 | 20.01 | Донская архитектура | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края. Туристско-краеведческая деятельность. Познавательная деятельность. |
18 | 27.01 | Собор в Старочеркасске | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Познавательная деятельность |
19 | 3.02 | Собор в Новочеркасске | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Познавательная деятельность |
Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества. | |||
20 | 10.02 | Азовское осадное сидение 1641г. | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Познавательная деятельность. |
21 | 17.02 | Морские походы казаков | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Познавательная деятельность. |
22 | 2.03 | Москва и Дон | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Познавательная деятельность. |
23 | 16.03 | Казаки и всемирная история | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Познавательная деятельность |
Православие и казачество | |||
24 | 30.03 | Общевойсковые православные праздники | Уважительно относиться к религии своего народа и народов, населяющих наш край. Изучать православные традиции в казачьих семьях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в храме. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Проблемно – ценностное общение |
25 | 6.04 | Икона в храмах и жилищах. Казак в храме. Молитва | Уважительно относиться к религии своего народа и народов, населяющих наш край. Изучать православные традиции в казачьих семьях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в храме. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Проблемно – ценностное общение |
Казак — патриот | |||
26 | 13.04 | Донские казачьи генералы | Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия. Познавательная деятельность |
27 | 20.04 | Казачья честь и доблесть. Донские казачьи регалии | Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия. Познавательная деятельность |
38 | 27.04 | Казачий военный костюм. Оружие, награды | Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия. Познавательная деятельность |
Итоговые занятия | |||
29 | 18.05 | Акция «Ночь в краеведческом музее» | Участие в выставках и мастер-классах. Досугово – развлекательная деятельность |
30 | 25.05 | Итоговое занятие «Казачьи посиделки» | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Игровая деятельность |
Итого: 30 часов |
VI.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
|
1.Используемая литература (книгопечатная продукция) | |
1. | 1. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 17-20 в.в., Ростов-на-Дону, «БАРО-ПРЕСС», 2006. 2. Алмазов Б.А. Слава тебе, Господи, что мы казаки! Сальск, «Смена», 1991. 3. Венков А.В., Озеров А.А., Рудиченко Т.С., Трут В.П., Хижняков В.Ф., Борисова О.Н., Хохульников К.Н. Казачий Дон: Пять веков воинской славы, Москва, «Яуза:Эксмо», 2010. 4. Чеснок В.Ф. По старым казачьим станицам. Ростов-на-Дону, Ростовское книж. изд., 1985. |
2. Печатные пособия | |
2. | |
3. Игры и другие пособия | |
3. | Фильмы: «Происхождение казаков», «Начало донских казаков», «Казачий Спас», «Рукопашный бой пластунов», «Энциклопедия казачества» 4 части. Презентации по темам |
4. Технические средства обучения | |
4 | ПК Мультимедийный проектор |
5. | Интернет-ресурсы |
1. cossackweb.com Казачья сеть - материалы по культуре казачества 2. www.allcossacks.ru Союз казаков России 3.www.kazakirossii.ru История Российского казачества 4. www.kazak-history.ru/ проект посвящен истории казачества России 5. www.doncossacks.ru Виртуальная экскурсия по музею истории Донского казачества 6. cossackdom.com КазачествоXV-XXI вв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Программа внеурочной деятельности «Изучаем казачество Дона»
Программа внеурочной деятельности «ИЗУЧАЕМ КАЗАЧЕСТВО ДОНА» составлена для обучающихся 5-7 классов....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Авторская программа курса "Казаки Тихого Дона"
Изменения в общественной жизни, возрождение казачества и перевод казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение на Дону образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...