Рабочая программа по литературному краеведению
рабочая программа по краеведению (10 класс) на тему

Королёва Елена Владимировна

           Предмет  «Литературное краеведение» является дополнительным источником углубленного литературного образования. Опираясь на общую культуру ученика, мы должны стимулировать его развитие; обеспечить его приобщение к духовному богатству русской литературы, в общем, и Липецкой земли.

           Данная программа составлена с учетом Программы по литературному краеведению для средних общеобразовательных учебных заведений Липецкой области, составителем которой является кандидат филологических наук, профессор ЕГУ им. И.А.Бунина А.М.Стрельцов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_15-16_uch.god_.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа c. Большая Боевка

  «Согласовано»  

                                                                               «Согласовано»                                                                        «Утверждено»

    Руководитель МО                                 Заместитель директора по УВР                                 Директор МБОУ СОШ с.Большая

                            Боевка

 _____/Иванищева С.М./                              МБОУ СОШ  с. Большая Боевка                                                   ____/Юдина Т.А./

                                                                           ______/Голубева Е.М._/                                                                          

Протокол №______от                                                                                                                             Приказ № _100 от   «31» августа 2015 г.

«___» ___________2015   г                             «___» _____________2015   г.      

                                                                                                                                   

                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Королёвой Елены Владимировны ( 1 квалификационная категория)

по литературному краеведению, 10 класс

                                                               

                                                                                                     

        2015-2016 уч. год

Содержание

  1. Пояснительная записка

  1. Учебно-тематический план

  1. Содержание тем учебного предмета

  1. Календарно-тематическое планирование

  1. Требования к уровню подготовки  учащихся, обучающихся по данной программе

  1. Список литературы

                                                     

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

  Рабочая программа по литературному краеведению в 10 классе   составлена в соответствии со следующими документами:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
    №273-ФЗ
    ;
  2. Устав школы;
  3. Образовательная программа МБОУ СОШ села Большая Боевка на 2015-2016 гг., утвержденная приказом №  91 от 31.08.2015;
  4. Положение о рабочей программе педагога

Краеведение воспитывает в людях патриотизм, гордость за свой край и людей, которые жили и живут в нём. Краеведение – это тончайшая связующая нить между прошлым, настоящим и будущим родной земли. Краеведение помогает понять духовную сущность современного человека, воспитанного на богатейшей истории и культуре Липецкой губернии.

        Предмет  «Литературное краеведение» является дополнительным источником углубленного литературного образования. Опираясь на общую культуру ученика, мы должны стимулировать его развитие; обеспечить его приобщение к духовному богатству русской литературы, в общем, и Липецкой земли.

            Академик Д.С.Лихачев, говоря о пробуждении любви к родине, воспитании нравственной оседлости человека, об охране окружающей среды, считает государственной необходимостью введение краеведения в круг школьного обучения.

            Данная программа составлена с учетом Программы по литературному краеведению для средних общеобразовательных учебных заведений Липецкой области, составителем которой является кандидат филологических наук, профессор ЕГУ им. И.А.Бунина А.М.Стрельцов

           Основная задача, которая реализуется в процессе преподавания литературного краеведения,  - воспитание у молодого поколения нашей области регионального языкового сознания, осознания ими региональной культуры, умение целостно воспринимать знаки этой культуры.

           Изучение программы факультативного курса идет под девизом: «С углубленного познания родного края начинается воспитание патриотизма».

           Перечень литературно-краеведческих тем определен разделами школьной программы по литературе и богатством краеведческого материала Липецкой области.

           В основу школьного курса литературы в старших классах положен единый историко-литературный  и тематический принцип с постепенным расширением  и углублением изучаемого материала. Этот же метод использован и в композиции программы по литературному краеведению.

           Изучение литературного краеведения в школе решает следующие цели и задачи:

  1. При сочетании литературного образования с краеведческим наглядно продемонстрировать органическую связь литературы с жизнью, помочь понять творческую специфику писателя и углубить литературоведческие знания учащихся на доступном местном материале.
  2. Вызвать у школьников живой интерес к своей местности  с ее природным ландшафтом, достопримечательными историческими событиями и выдающимися людьми.
  3. Растить в душах юных граждан «зеленое дерево народного творчества», созидать «мечту своей родины» и обусловливать серьезную гуманистическую подготовку.

            Программа предмета «Литературное краеведение»:

  • включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем      

     самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с  

     новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов через

     призму Липецкого края;

  • способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию

     школьников, формирует навыки исследовательской деятельности,  

     предполагает использование методов активного обучения;

  • формирует у учащихся высокую гражданскую позицию;
  • способствует воспитанию речевой культуры школьников.

            В процессе освоения курса предполагается:

  • знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение  

     художественных произведений и их критическая оценка;

  • освоение элементарных знаний по истории и теории литературы;
  • знакомство с биографическими данными писателей-классиков ХYIII, Х1Х, ХХ веков, побывавших на Липецкой земле;
  • анализ содержания и структуры литературного произведения( тема, идея,

      сюжет, композиция, основные образы);

  • изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения.

             По окончании курса у учащихся должны сложиться определенные умения и навыки:

  • школьники должны знать содержание изученных произведений писателей;
  • уметь давать самостоятельную оценку изученным произведениям, освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы;
  • знать сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений;
  • уметь грамотно высказывать и обосновывать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному произведению;
  • выступать с докладами и сообщениями, писать отзывы, рецензии, эссе;
  • уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане на литературное краеведение отводится 1 час в неделюиз компонента образовательного учреждения, 70 часов в год.

2. Учебно-тематический план

                      Раздел программы

Кол-во часов

Введение.

1

1

Декабристы Черноземья

2

2

А. С. Грибоедов

2

3

М.Ю. Лермонтов

2

4

А.С. Пушкин

2

5

М.М. Пришвин

1

6

И.А. Бунин

2

7

М. Горький.

3

8

Поэты «Серебряного века»

4

9

Е. Замятин

3

10

М. Булгаков.

3

11

А. Жемчужников.

4

12

Л. Н. Толстой

4

13

Презентация исследовательских работ

1

Резервный урок  

1

Всего 35 часов

3. Содержание программы учебного предмета

10 класс

(35 часов)

Введение (1ч.)

1. У карты литературного краеведения.

1. Декабристы Черноземья (2 ч)

2. «Совесть, благородство, достоинство»    (декабристы Черноземья)

3. Урок-практикум  «Декабристы Черноземья»

2. А. С. Грибоедов (2 ч.)

4. А. С. Грибоедов и Липецкий край

5. А. С. Грибоедов и С. И. Бегичев

3. А.С. Пушкин (2 ч.)

6. Липецкие «предки» А.С. Пушкина.

7. Чтение и анализ стихов Пушкина:  «В поле чисто серебрится», «Когда б не смутное влеченье», «В славной Муромской земле», «Давно об ней воспоминанье».

4. М. Ю. Лермонтова (2 ч.)

 8. «Две жертвы жребия земного…» Кропотово в жизни   М. Ю. Лермонтова

 9.  Родовые корни семьи Лермонтовых.

5. М.М. Пришвин (1 ч.)

10. «Литературная прогулка» с М. Пришвиным

6. И. А. Бунин (2 ч.)

11. И. А. Бунин  «Край ты мой, родимый край…» 

12. Бунинские места на карте Липецкой области.

5. М. Горький (3 ч)

13. М. Горький. Путешествие по стране советов.

14. М. Горький и Липецкий край

15. Добринка в жизни М. Горького.

6. Поэты «Серебряного века» (4 ч.)

16. Поэты «Серебряного века» и провинция.

17. Пересечения и параллели.  А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева

18. М. Цветаева. Поездка в Усмань.

19. Поэты «Серебряного века» и Липецкий край.

7. Е. Замятин (3 ч.)

20. Е. Замятин «Пишу вам из России…»

21.  Е. Замятин и Липецкий край.

22. Отражение Липецкого края в произведениях Е. Замятина.

8. М. Булгаков (3 ч.)

23. М. Булгаков. «Пусть Лебедянское солнце…»

24. Лебедянь в жизни М. Булгакова.

25. Липецкий край и М. Булгаков.

9. А. Жемчужников (4 ч.)

26. Обзор творчества поэта.

27. А. Жемчужников и Долгоруковская земля.

28. А. Жемчужников – создатель Козьмы Пруткова.

29. Культурно-просветительские связи с Липецким краем  А. Жемчужников.

10. Л. Н. Толстой (4 ч.)

30. Обзор творчества Л. Толстого.

21. Л. Н. Толстой и Липецкая земля.

32. Последнее пристанище Л. Н. Толстого.

33. Значение творчества Л. Н. Толстого в мировой литературе.

11. Презентация исследовательских работ (1 ч.)

12. Резервный урок (1 ч.)

 

  1. Календарно-тематическое планирование.

Дата проведения

                      Тема урока

Домашнее задание

По плану

фактически

Введение.

1

02.09.15

У карты литературного краеведения

Записи в тетради

Декабристы Черноземья

2

09.09.15

«Совесть, благородство, достоинство»    (декабристы Черноземья)

Рефераты

3

16.09.15

Урок-практикум  «Декабристы Черноземья»

Записи в тетради

А. С. Грибоедов

4

23.09.15

А. С. Грибоедов и Липецкий край

Биография Грибоедова

5

30.09.15

А. С. Грибоедов и С. И. Бегичев

Записи в тетради

А.С. Пушкин

6

07.10.15

Липецкие «предки» А.С. Пушкина.

Биография А.С. Пушкина

7

14.10.15

Чтение и анализ стихов Пушкина:  «В поле чисто серебрится», «Когда б не смутное влеченье», «В славной Муромской земле», «Давно об ней воспоминанье».

Анализ одного стихотворения в тетради

М.Ю. Лермонтов

8

21.10.15

«Две жертвы жребия земного…» Кропотово в жизни   М. Ю. Лермонтова

Биография М.Лермонтова

9

28.10.15

Родовые корни семьи Лермонтовых

Биография И.Бунина

М.М. Пришвин

10

11.11.15

«Литературная прогулка» с М. Пришвиным

Записи в тетради

И.А. Бунин

11

18.11.15

И. А. Бунин  «Край ты мой, родимый край…»

Сообщения, рефераты

12

25.11.15

Бунинские места на карте Липецкой области

Биография М.Горького

М. Горький.

13

02.12.15

М. Горький. Путешествие по стране советов.

Анализ произведений

14

09.12.15

М. Горький и Липецкий край

Сообщения, рефераты

15

16.12.15

Добринка в жизни М. Горького

Сообщения, рефераты

Поэты «Серебряного века»

16

23.12.15

Поэты «Серебряного века» и провинция

Записи в тетради

17

13.01.16

Пересечения и параллели.

А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева

Записи в тетради

18

20.01.16

М. Цветаева. Поездка в Усмань.

Анализ творчества

19

27.01.16

Поэты серебряного века и Липецкий край

Сообщения, рефераты

Е. Замятин

20

03.02.16

Е. Замятин «Пишу вам из России…»

Биография Е.Замятина

21

10.02.16

Е. Замятин и Липецкий край

Записи в тетради

22

17.02.16

Отражение Липецкого края в произведениях

Е. Замятина

Сообщения, рефераты

М. Булгаков.

23

24.02.16

М. Булгаков. «Пусть Лебедянское солнце…»

Биография М.Булгакова

24

2.03.16

Лебедянь в жизни М. Булгакова

Записи в тетради

25

09.03.16

Липецкий край и М. Булгаков

Сообщения, рефераты

А. Жемчужников.

26

16.03.16

Обзор творчества поэта

Биография А.Жемчужникова

27

23.03.16

А. Жемчужников и Долгоруковская земля.

Записи в тетради

28

06.04.16

А. Жемчужников – создатель Козьмы Пруткова.

Анализ творческого наследия

29

13.04.16

Культурно-просветительские связи с Липецким краем  А. Жемчужников.

Анализ творческого наследия

Л. Н. Толстой

30

20.04.16

Обзор творчества Л. Толстого.

Биография Л.Толстого

31

27.04.16

Л. Н. Толстой и Липецкая земля

Записи в тетради

32

04.05.16

Последнее пристанище Л. Н. Толстого

Сообщения, рефераты

33

11.05.16

Роль творчества Л. Н. Толстого для современников

Анализ творческого наследия

34

18.05.16

Презентация исследовательских работ

Подготовка исследовательских работ

35

25.05.16

Резервный урок  (итоговый)

  1. Требования к уровню подготовки  учащихся, обучающихся по данной программе.

В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны

Знать и понимать:

  • Взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
  • Историю создания произведений;
  • Биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;
  • Характеристику героев;
  • Характерные особенности эпохи и жизни Липецкого края, отраженные в изученных произведениях;
  • Жанровые особенности произведений;
  • Тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть;
  • знать литературные мест края, уметь рассказать о них, опираясь на изученные литературные произведения.

Уметь:

  • Анализировать и оценивать произведения как художественное целое;
  • Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
  • Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
  • Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
  • Писать отзыв о самостоятельно прочитанной книге;
  • Составлять рассказ об авторе книги;
  • Подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
  • Выразительно читать произведение или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;
  • Делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
  • Работать со справочной и критической литературой.

Формы контроля: устное сообщение, выступление по ранее подготовленному материалу, презентация исследовательских работ.

Предмет  предполагает проведение промежуточной аттестации в форме тестирования.

6. Список литературы.

 Астахов В., Дюкарев Ю., Сарычев В. Заповедная природа Липецкого края на рубеже тысячелетий. Липецк, 2000.

Баратынский Е.А. Полн.собр.стихотворений. – Л.,1957; Стихотворения. Проза. Письма. – М.,1951; Стихотворения и поэмы. – М.,1971.

Биографии писателей серии "Жизнь замечательных людей"

Державин Г.Р. Алмазна сыплется гора. Стихотворения. – М.,1972; Стихотворения. – М.,1982; Глагол времен. Стихотворения. – М.,1978; Избранная проза. – М.,1984.

Жемчужников А.М.Избранное. – Тамбов, 1959; Избранные произведения. – М.-Л., 1963; Стихотворения. – М.,1988. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи: курс лекций. - Тамбов, 2000; 

Творческое наследие Евгения Замятина', взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 13 кн. - Тамбов, 1994, 1997, 2000,2003,2005.

Краеведение как одно из важнейших направлений образовательной и воспитательной работы с учащимися. Методические рекомендации из опыта работы педагогических коллективов области. – Тамбов: ТОИПКРО, 2002.

Лермонтов М.. Собр.соч.:В 4т. – М.,1983; Стихотворения. Поэмы. – М.,1969; Поэмы. – М.,1970.

Пушкин А.С.Полн.собр.соч:В10т. – М.,1962 – 1966; Полн.собр.соч.: В17т. – М.,1994-1997; Собр.соч: В8т.- М.,1967-1970; Избр. произведения.- М.,1969 и другие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному краеведению

Рабочая программа по литературе Забайкальского края...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению для восьмого класса

Рабочая программа включает все предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Региональный компонент государственного стандарта общего образова...

Рабочая программа по литературному краеведению в 9 классе

Программа курса «Литературное краеведение» включает  в себя материал, не содержащийся  в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми ф...

рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...

Рабочая программа по литературному краеведению

Рабочая программа по литературному краеведению для 6 класса....