Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
рабочая программа (10 класс) по теме

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной культуры людей. 

 Я составила данную образовательную программу в силу актульности и востребованности в наше время. Основная цель программы: воспитание патриота и гражданина России. В работе обобщен, накопленный за многие годы материал о башкирских писателях- выходцах из Оренбургской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по литературному краеведению (10 класс)

на 2010-2011 учебный год

количество часов в неделю: 1 час

(на 1 полугодие)

методическое объединение  учителей  родного (башкирского) и русского языка и литературы

учитель Агишева В.А..


Литературное краеведение. Хрестоматия. 9 класс. Прошла экспертизу на заседании  школьного методического объединения  и утверждена в Оренбургском ИПКРО

04.01.2004 года.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

10 КЛАСС


Раздел I. Пояснительная записка

Преподавание литературного краеведения в 10-ом классе ведется по хрестоматии «Литературное краеведение. Хрестоматия 10 класс», Оренбург, 2004 год.

Допущено управлением образования и науки Оренбургской области в качестве хрестоматии для учащихся общеобразовательных учебных заведений. Особенности развития России, ее национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека.

На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в российской школе остается «Родная ( башкирская) литература». Прежде всего, с ней в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению.

Обучение по предлагаемой программе «Литературное краеведение» позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С. Лихачев: «... понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной» (Лит. Газета. 1980. 12 марта).

Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся прочувствовать своеобразие башкирской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.

Цель курса - обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путем изучения произведений писателей, чье творчество связано с Оренбургвским краем и отражает его жизнь.

Цель курса определяет характер конкретных
задач:


  1. воспитывать любовь и привязанность школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;

  2. сформировать их представление о месте Оренбургского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;

  3. расшить и обогатить знания учащихся по башкирской литературе и культуре через изучение литературы Оренбургского края;


-помочь школьникам осознать себя частью родного края;

- развить практические навыки исследовательской работы учащихся с литературно-
краеведческим материалом.

Программа предусматривает различные формы организации занятий: лекции, беседы, очные и заочные экскурсии, вечера-встречи, литературные гостиные и т.д.

Годовой объем программы – 34 часа.

 Программа составлена на 1 полугодие (17 часов)


Раздел II. Учебно-тематический план

Содержание занятий

Количество

часов

1.

Литературная карта Оренбургского края. Башкирские писатели – выходцы из Оренбургской области.

Башкирская литература (проза ,поэзия и драматургия) в начале 20 века. Тематика и жанры башкирской литературы в начале 20 века.

1

2

Бахтигарей Шафиев.Биография и творчество.Роль поэта  в развитии башкирской  поэзии.

1

3

Хабибулла Ибрагимов. Биография и творчество.Роль писателя  в становлении башкирского театрального искусства, в развитии башкирской литературы

1

4

Даут Юлтый.Биография и творчество.Роль Д.Юлтыя в развитии башкирской литературы. Жанровое разнообразие творчества.

1

5

Рассказы Даута Юлтыя: « Маленький Кутуш» и «Философия Тимеркая».

1

6

Роль писателя в становлении Башкирской драматургии. Историческая драма «Карагул». Главные герои. Дух оптимизма. Изображение событий и общественных отношений кантонного правления в Башкортостане.

1

7

Д.Юлтый, роман «Кровь».Главные герои.

1

8

Сагит Агиш. Биография и творчество.Роль писателя  в развитии башкирской прозы. С.Агиш- мастер рассказов.

1

9

С.Агиш. Рассказ «Фатхи солдат».

1

10

Сагит Агиш. Роман «Фундамент»

1

11

Литературный вечер – встреча. Воспоминания земляков.

1

12

Мухаматша Буранголов. Биография и творчество.Роль М.Буранголова  в становлении и  развитии башкирской драматургии.

1

13

М.Буранголов и  башкирский фольклор.

1

14

М.Буранголов.Драма «Башкирская свадьба»

1

15

Габдулла Амантай. Биография и творчество.Роль Г.Амантая  в развитии и сохранении  башкирского фольклора.

1

16.

Г.Амантай. Стихи. .Поэтический диапазон поэта.

1

17.

Урок- зачет.

1



Раздел III. Содержание тем учебного курса


Тема 1. Литературная карта Оренбургского края. Башкирские писатели – выходцы из Оренбургской области.

Башкирская литература (проза ,поэзия и драматургия) в начале 20 века. Заочная экскурсия по литературной карте . .Становление и развитие башкирской советской литературы в  Оренбургском крае. Творчество  и культурно – просветительская деятельность Ризаитдина Фахретдинова. Организация периодических изданий на башкирском языке. Зарождение и развитие издательского дела . Тематика и жанры башкирской литературы в начале 20 века..


Тема 2.. Бахтигарей Шафиев. Биография и творчество.Роль поэта  в развитии башкирской  поэзии. Башкирский политический и общественный деятель . Состояние библиотечного дела в начале 20 века. Лирические произведения и политические стихотворения поэта и их роль в борьбе за становление Советской власти. Культурно- просветительская деятельность Б.Шафиева.




Тема 3 Хабибулла Ибрагимов. Биография и творчество. Духовное становление национального театра. Роль писателя  в становлении башкирского театрального искусства, в развитии башкирской литературы. Художественно- эстетические идеалы драматурга. Известные актеры и режиссеры театра в начале 20 века.

Важные события в развитии башкирского театра. Первые театральные представления в городе Оренбурге.

Тема 4.  Даут Юлтый. Биография и творчество. Роль Д.Юлтыя в развитии башкирской литературы. Жанровое разнообразие творчества. Литературное наследие писателя и жанровое разнообразие произведений. Стихи. Сатирические песни и баиты поэта. Грусть  о прошлой вольной жизни башкир. Критика невежества народа в произведениях поэта. Воспевание сельской жизни, крестьянского труда. Горесть разлуки, бессмысленность  массового кровопролития Сбор и использование устного народного творчества башкирского народа.

Тема 5.. Даут Юлтый. Биография и творчество. Роль Д.Юлтыя в развитии башкирской литературы. Жанровое разнообразие творчества. Реалистическое изображение жизни рабочих  и крестьян в начале 29 века в рассказе «Маленький Кутуш». Борьба за социальную справедливость. Главные герои произведения. Жестокая судьба мальчиков круглых  сирот –Кутуша и Тимеркая в начале 20 века..Образ безвинной жертвы 1-ой мировой войны и раскрытие остродраматических событий в рассказе «Философия Тимеркая». Ужасы империалистической войны.




Тема 6. Роль писателя в становлении башкирской драматургии. Историческая драма «Карагул». Главные герои. Дух оптимизма. Изображение событий и общественных отношений кантонного правления в Башкортостане. Сострадание к обездоленному, угнетенному народу. Грусть  о прошлой вольной жизни башкир. Критика невежества народа в произведениях поэта. Воспевание сельской жизни, крестьянского труда. Пафос героической борьбы народа против своих феодалов и колониальной политики царизма. Взрывной конфликт пьесы, столкновение полярных сил. Характеристика главных героев драмы.Освободительная война и дух оптимизма народа в драме « Карагул»

Тема 7 Автобиографический характер  романа  «Кровь». Стремление разглядеть логику творящихся событий, познать причины и цели империалистической войны. Рост самосознания простых солдат на войне. Состояние безысходности  и проклинание судьбы. Резкий протест против войны. Раскрытие социальной природы братоубийственной  войны  и бессмысленного побоища. Главные герои романа  «Кровь»-  Булат, Новиков, Индрил, Байгужа и их политические действия в  приобретении жизненного опыта простых солдатских масс.
Тема 8. Сагит Агиш. Биография и творчество. Роль писателя  в развитии башкирской прозы. С.Агиш- мастер рассказов.

 Первые стихи и пьесы писателя. «Сборники стихов и рассказов. Тематика и литературные жанры произведений С.Агиша. Описание  быта местных башкир, народных традиций и  обрядов , местных топонимических терминов  и гидронимов нашего края и села Исянгильдино: Егэнлек, Тук, Митрофановка, Актыново. Буласа. Юмор и сатира в рассказах писателя. 

Тема 9. С.Агиш. Рассказ «Фатхи солдат». Глубокое знание жизни простых людей. Изображение социальной несправедливости. Изображение событий и общественных отношений кантонного правления в Башкортостане Борьба за счастье народа. Смекалка и мудрость народа. Использование устного народного творчества. Политика угнетения народных масс . Главный герой- настоящий патриот. Использование местных топонимов Уртник, Митрофановка. Буласа, Хутор Холодковского.. Выразительные средства речи в произведениях писателя  

Тема10. Сагит Агиш. Роман «Фундамент». Политические события и новые веяния в жизни сельских людей 30-х годов  20 века. Правдивое изображение жизни крестьянства в эпоху коллективизации. Жизнь села и организация колхоза . Типичные герои и  образы колхозников- активистов  Яруллы, Ташбулата,  Миникамал и т.д. Молодежные организации: пионерия , комсомольская  и  коммунистическая организации.. Воспоминания старожилов села Исянгильдино и Актыново того времени.

Тема 11. Литературный вечер – встреча. Воспоминания земляков. Рассказы Махмузы Агишевой, Муниры Булташевой,Розы Агишевой, Мажита Агишева, Камила Гайсина. Сарвар Агишевой, Райли Булташевой и т. д. . Инсценирование рассказа « Минен ос айым». Рассказы о воспинаниях односельчан о  Сагите Агише.

Тема12. Мухаматша Буранголов. Биография и творчество. Роль М.Буранголова  в становлении и  развитии башкирской драматургии. Мухаматша Буранголов- лучший знаток устного народного творчества оренбургских башкир.Книга «Башкирские легенды».Культурно – просветительская деятельность драматурга. Педагогическая деятельность писателя.Работа по сбору и систематизации башкирского фольклора.Работа в Башкирском филиале Научно- исследовательского института Академии Российских наук.

Тема.13. М.Буранголов  и башкирский фольклор. Роль писателя в сборе и сохранении башкирского фольклора. Башкирские народные песни «Салима», «Ашкадар», «Шауракай», «Буранбай»,«Ялан Яркай» и одноименные  драматические произведения писателя. Песня и предания местного населения  по содержанию «Буранбай» .

Характеристика главных героев . Тематика башкирских народных песен оренбургских башкир.

Тема 14. М.Буранголов. Драма «Башкирская свадьба» .Хорошее знание быта и культурного наследия местного населения и подробное описание народных обрядов и  ритуалов свадьбы оренбургских башкир. Варианты драмы « Башкирская свадьба».Значение драмы  в этнографическом воспитании учащихся. Социальные мотивы пьесы. Реклама башкирской национальной кухни :кымыз, буза, бал, бауырсак и т.д. Элементы башкирской национальной одежды. Использование башкирских народных свадебных песеп и частушек.

Тема 15. Габдулла Амантай. Биография и творчество. Выдающийся поэт и талантливый ученый  в области филологических наук ,крупный общественный деятель. Роль Г.Амантая  в развитии и сохранении  башкирского фольклора .Руководитель комсомольского движения  Туксоранского кантона. Первый директор Башкирского НИИ национальной культуры. Заместитель председателя правления Союза писателей Башкирии.Литературные жанры его произведений.

Тема 16. Г.Амантай. Стихи. .Поэтический диапазон поэта.Воспевание активной роли советской молодежи в строительстве новой жизни. Раскрытие роли комсомола в деле просвещения,  культурно- духовного развития народа. Эпические и лирические произведения поэта. Отражение великих исторических преобразований в стране и в Оренбургском крае. Создание портрета родного Башкортостана. Стихи для детей. Популярность среди маленьких читателей. Полиглот. Кандидатская диссертация поэта.

Тема 17. Урок- зачет.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс 10 класса

В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны
знать и понимать:


  1. взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

  2. истори ю создания произведений;

  3. биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;

  4. характеристику героев;

  5. характерные особенности эпохи и жизни Оренбургского края, отраженные в изученных произведениях;


* жанровые особенности произведений;

*ексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.

*Уметьанализировать и оценивать произведение как художественное целое 4
выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
* пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
*давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
* писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;
* составлять рассказ об авторе книги;

* подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;

*выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе выученные наизусть ;

*делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;

* работать со справочной и критической литературой.


  1. Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ учащихся по изученному материалу.




Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учителя

  1. «Горжусь я малой родиной своей, частицей необъятнейшей России...» Тамбов, 2004.
  2. М.Гайнуллин, Г.Хусаинов.Писатели Советской Бшкирии.Уфа.Издательство «Китап», 2010 год.
  3. С.А.Галин, Г.С. Галина. Ф.Т. Кузбеков. Культура Башкортостана. Уфа, Китап,2009.
  4. Р.Г.Азнагулов, Аминева Ф.Х, Галлямов А.А.Родной Башкортостан, Уфа, Китап, 2008.
  5. С.А.Галин, Г.С. Галина. Ф.Т. Кузбеков., Р.А.Кузбекова, Л.Н.Попова. Культура Башкортостана. Уфа, Китап,2008
  6. Дорожкина В. Остров спасения. - Тамбов, 1999. – 45с.
  7. Замятин Е.И. Мы. Избранные страницы. Анализ текста. Сочинения 11 кл.: Сравоч. Пособ. /Авт.-сост. М.Г.Павловец, Г.В.Павловец. – М.» Дрофа. 1997. – 96с.
  8. .Иващенко Ю. Где дом твой, душа? – Тамбов, 1999. – 45с.
  9. Краеведение как одно из важнейших направлений образовательной и воспитательной работы с учащимися. Методические рекомендации из опыта работы педагогических коллективов области. – Тамбов: ТОИПКРО, 2002.
  10. Молодая прозаУрала.. – Воронеж: Центр.-Черноземное кн.изд-во, 1988. – 399с.
  11. Полякова Л.В., Дорожкина В.Т. Литературное краеведение. Пособие для учителя. Тамбов, 2007
  12. Совершенствование внеклассной работы по литературе – путь к развитию личности. – Тамбов: ТОИПКРО, 2001. – 101с.
  13. Страницы истории Башкирского края, - Уфа, Китап,2009.
  14. Г.Хусаинов. История ашкирской литературы. в 6-и томах, Уфа, 1989
  15. Подшивка литературного журнала «Агидель» за 1980-2013 годы.




    Раздел VI. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля, вид самостоятельной работы

Дата проведения

По плану

фактически

1.

   Литературная карта          

Оренбургского края.

Башкирские писатели –

выходцы из Оренбургской

области.Башкирская

литература (проза ,поэзия

и драматургия) в начале 20

века. Тематика и жанры

башкирской литературы в

начале 20 века.

Знать  местонахождение малой родины башкирских писателей и известные  места, связанные с литературной деятельностью земляков- писателей Оренбургской области.

Рассказ по опорным записям лекции, беседа по вопросам, анализ стихотворений

2.

Бахтигарей Шафиев.Биография и творчество.Роль поэта  в развитии башкирской  поэзии.

Знать жизненный и творческий путь писателя, его связь с Оренбуржьем; содержание изучаемых произведений.

Уметь: воспринимать и
анализировать
текст; определять жанр
литературного произведения;
формировать идею, проблематику произведения.

Сообщения, беседа по прочитан-ному. Рассказ по опорным записям лекции, беседа по вопросам, анализ стихотворений

4.

Хабибулла Ибрагимов. Биография и творчество.Роль писателя  в становлении башкирского театрального искусства, в развитии башкирской литературы

Уметь: воспринимать и
анализировать
текст; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению;
выделять смысловые части текста.

Сообщения аналитическая беседа;
работа с книгой

5.

Даут Юлтый.Биография и творчество.Роль Д.Юлтыя в развитии башкирской литературы. Жанровое разнообразие творчества.

Знать жизненный и творческий путь писателя, его связь с Оренбуржьем; содержание изучаемых произведений.

Уметь: воспринимать и
анализировать

Сообщения, беседа по прочитан-ному. Рассказ по опорным записям лекции, беседа по вопросам, анализ стихотворений

6.

Роль писателя в становлении Башкирской драматургии. Историческая драма «Карагул». Главные герои. Дух оптимизма. Изображение событий и общественных отношений кантонного правления в Башкортостане.

Уметь: выразительно читать произведения, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

Составление мультилитературного проекта.

7.

Д.Юлтый, роман «Кровь».Главные герои.

Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выявлять авторскую позицию.

Беседа, работа с книгой, различные виды пересказа.

8.

Сагит Агиш. Биография и творчество.Роль писателя  в развитии башкирской прозы. С.Агиш- мастер рассказов.

Знать жизненный и творческий путь писателя, его связь с Оренбуржьем; содержание изучаемых произведений.

Уметь: воспринимать и
анализировать

Сообщения, беседа по прочитан-ному. Рассказ по опорным записям лекции, беседа по вопросам, анализ стихотворений

9.

С.Агиш. Рассказ «Фатхи солдат».

Уметь: воспринимать и
анализировать
текст; определять жанр
литературного произведения;
формировать идею, проблематику произведения.

Сообщения и аналитическая беседа;
работа с книгой

10.

Сагит Агиш. Роман «Фундамент»

Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выявлять авторскую позицию.

Беседа, работа с книгой, различные виды пересказа.

11.

Литературный вечер – встреча. Воспоминания земляков.

Уметь: владеть различными видами пересказа;
участвовать в диалоге по прочит. произв.; выявлять авторскую позицию

Беседа с односельчанами. Уметь вести диалог по изученному материалу.

12.

Мухаматша Буранголов. Биография и творчество.Роль М.Буранголова  в становлении и  развитии башкирской драматургии.

Знать жизненный и творческий путь писателя, его связь с Оренбуржьем; содержание изучаемых произведений.

Уметь: воспринимать и
анализировать

Беседа, работа с книгой, различные виды пересказа.

13.

М.Буранголов и  башкирский фольклор.

Уметь: воспринимать и
анализировать
текст; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению;
выделять смысловые части текста.

Сообщения и аналитическая беседа;
работа с книгой

14.

М.Буранголов.Драма «Башкирская свадьба»

Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выявлять авторскую позицию.

Сообщения, беседа по прочитан-ному. Рассказ по опорным записям лекции, беседа по вопросам, анализ произведения.

15.

Габдулла Амантай. Биография и творчество.Роль Г.Амантая  в развитии и сохранении  башкирского фольклора.

Знать жизненный и творческий путь писателя, его связь с Оренбуржьем; содержание изучаемых произведений.

Уметь: воспринимать и
анализировать

Беседа, работа с книгой, различные виды пересказа

Г.Амантай. Стихи. .Поэтический диапазон поэта.

Уметь: воспринимать и
анализировать
текст; определять жанр
литературного произведения;
формировать идею, проблематику произведения.

Сообщения и аналитическая беседа;
работа с книгой

Урок- зачет.

Защита творческих и исследовательских работ

Доклады, сочинения, рефераты, исследовательские работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснитель...

Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"...

Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г.

Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г....