Рабочая программа по литературному краеведению в 9 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме
Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.kraeved._9kl._34ch.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по литературному краеведению в 9 классе
на 2013-2014 учебный год.
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы регионального компонента литературного образования учащихся 5 - 9 классов общеобразовательных школ ( А.Г.Прокофьева. Оренбургский край в русской литературе. Оренбург. Издательство ООИПКРО, 1998.), рекомендованного Главным управлением образования администрации Оренбургской области.
Рабочая программа ориентирована на использование хрестоматии по литературному краеведению «Оренбургский край в русской литературе» 9 – 11 классы ( А.Г.Прокофьева. Оренбург, 2003).
Согласно действующему учебному плану лицея образовательная программа для 9 класса предусматривает обучение литературному краеведению в объеме 34 часов, 1 час в неделю.
Материал, связанный с Оренбургским краем, можно включить в уроки литературы при изучении творчества А.С. Пушкина, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Л.Н. Толстого и др.
Цели и задачи курса
Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Можно выделить следующие цели и задачи:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- формирование информационной культуры;
- формирование навыков коммуникативного общения;
- формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности;
- расширение кругозора учащихся;
- закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.
Данный курс призван решить важные задачи: развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства, обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры своего края, способствовать воспитанию любви к Родине; играет большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.
Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдение многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Методы исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.
Формы занятий данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие.
Одно из условий школьного краеведения – руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет возможности для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать учеников. Учитель должен хорошо знать край, изучать его и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Краеведение для учителя – верный путь к научной исследовательской деятельности.
Календарно-тематическое планирование по литературному краеведению в 9 классе на 2013-2014 учебный год
№п/п | Темы и произведения основной программы | Формы и организация учебного занятия | Кол-во часов | дата |
1 | Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина | Учебная лекция | 1ч. | |
2 | Основатели Оренбурга | лекция | 1ч. | |
3 | Появление литературных усадеб | лекция | 1ч. | |
4 | Исторические труды П.И.Рычкова | лекция | 1ч. | |
5 | Г.Р.Державин в Оренбургском крае | презентация | 1ч. | |
6-7 | Оренбургские мотивы в поэзии поэта. Оренбургская природа в стихах. | практикум | 2ч. | |
8 | И.А.Крылов и Оренбургский край | Лекция | 1ч. | |
9 | Басня «Безбожники» | Комментированное чтение | 1ч. | |
10-11 | Культурная жизнь Оренбуржья в начале 19в. Оренбургский губернатор В.А.Перовский. | лекция | 2ч. | |
12 | Перовский и А. и К. Брюлловы | лекция | 1ч. | |
13 | Литературно-музыкальные вечера в Оренбурге | сообщения | 1ч. | |
14 | Поездка П.П.Свиньина по Оренбургскому краю | лекция | 1ч. | |
15 | Очерки Свиньина об Илецкой Защите | Комментированное чтение | 1ч. | |
16-17 | Творчество П.М.Кудряшева. Повесть «Искак» | анализ | 2ч. | |
18 | Разнообразие лирики поэта | лекция | 1ч. | |
19 | Оренбургский поэт и прозаик А.П.Крюков | Лекция, сообщения | 1ч. | |
20 | Рассказ «Киргизский набег» | Исследование | 1ч. | |
21-22 | Повесть «Рассказ моей бабушки» | Комментированное чтение | 2ч. | |
23 | В.И.Даль и Оренбургский край | лекция | 1ч. | |
24 | Работа В.И. Даля над словарем | презентация | 1ч. | |
25-26 | Литературные занятия Даля | Комментированное чтение | 2ч. | |
27 | Оренбургская поездка А.С.Пушкина | лекция | 1ч. | |
28 | Путь следования А.С. Пушкина в Оренбургскую губернию | практикум | 1ч. | |
29 | «Оренбургские записи» А.С. Пушкина | лекция | 1ч. | |
30 | Оренбургские материалы в «Капитанской дочке» | лекция | 1ч. | |
31-32 | Путешествие В.А.Жуковского по Уралу. В.А.Жуковский и В.А.Перовский | лекция | 2ч. | |
33-34 | Литературная эпоха начала 19в. в произведениях писателей 20в. Итоговое занятие | Лекция, беседа | 2ч. |
Список литературоведческих работ регионального компонента литературного образования
1. Бессараб М.П. Владимир Даль . - М.,1970.
2.Измайлов Н.М. Очерки творчества Пушкина. – М., 1976.
3. Кузнецов В.Н. Я посетил места / Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство», 2007.
4.Овчинников Р.В. Над «пугачевскими» страницами Пушкина. – М., 1981.
5.Оренбургский край в произведениях русских писателей. Учебное пособие по литературному краеведению. Сост. А.Г. Прокофьева, Т.Н. Пузанева, Оренбург. 1991.
6.Прянишников Н.Е. Писатели – классики в Оренбургском крае.- Челябинск,1977.
7.Славянский Ю.Л. Поездка Пушкина в Поволжье и на Урал. - Казань, 1980.
8.Смольников И. Путешествие Пушкина в Оренбургский край. – М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
Рабочая программа по литературному краеведению для восьмого класса
Рабочая программа включает все предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Региональный компонент государственного стандарта общего образова...
рабочая программа по литературному краеведению 6 класс
Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...
Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс
Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"...
Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г.
Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г....
Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс
Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс по учебнику Л.М.Пальман...
Комментарии
Спасибо за материал и
Спасибо за материал и экономию времени на предварительное составление плана.Могу,если необходимо, скинуть материал по краеведению за 5, 7, 8 классы.