Рабочая программа по литературному краеведению
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Ярославцева Людмила Анатольевна

Рабочая программа по литературному краеведению для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_lit.kr_._6_kl.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ В 6 КЛАССЕ

1.Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературному краеведению для 6 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования по литературе, используя учебно-методический комплект Л.М.Пальман.

Структура документа

Рабочая программа включает  восемь разделов: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературного краеведения; содержание учебного предмета; планируемые результаты изучения учебного предмета; тематическое планирование; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам 6 класса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом метапредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из видов гуманитарных учебных предметов содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина и патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление  своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

-использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у обучающихся представления о логике развития литературного процесса. Рабочая программа включает в себя перечень произведений художественной литературы  Пензенского края с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения).

2.Общая характеристика учебного предмета

Литературное краеведение -  учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Знание истории и культуры своей «малой» Родины является очень важным звеном в образовании, в воспитании истинного гражданина и патриота своей страны.

Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности. Специфика литературного краеведения как  предмета регионального компонента определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературного краеведения как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд Пензенского края. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте; учится любить свою малую родину. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя.

Курс литературного краеведения опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях.

Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям.

Освоение литературного краеведения как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности обучающегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

3. Место предмета в  учебном плане МБОУ СОШ 15

В учебном плане Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15  на изучение курса литературного краеведения в 6 классе выделено 35 часов из части, формируемой участниками учебного процесса; итого 35 часов; 1 час в неделю.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения литературного краеведения

 Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной  траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование ценностного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов  России и зарубежной литературы;

2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

7) собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

8) понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

5. Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

Предания и легенды народов Поволжья (2 часа)

«Почему Сура так называется?», «О реке Айва». «Мокшанская княгиня Нарчатка», «Большая сосна»

П.А.Вяземский и Пензенский край (2 часа)

Пребывание опального поэта на Пензенской земле, его переписка с А.С.Пушкиным, их многолетняя дружба.

Произведения поэта, написанные на Пензенской земле. «Саловка», «Зимние карикатуры», «Степь»

О.Савин «Пишу тебе в Пензу», «Написал историю пугачевщины»

(2 часа)

Творчество выдающегося краеведа, поэта, историка. Подвижническая краеведческая работа.

М.Ю. Лермонтов (16  часов)

М.Ю. Лермонтов и Пензенский край.  Связь Лермонтова с Сурским краем. События и впечатления раннего детства поэта. Заочная экскурсия по Тарханам. Пензенские источники стихотворения «Бородино».

Сказка М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб». Внимание и уважение Лермонтова к обычаям горцев, к их свободолюбивым характерам, к народному творчеству. Сходство сюжетов и героев сказок различных народов.

Пейзажная лирика М.Ю.Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Прекрасны вы, поля земли родной...» Юношеская поэма «Черкесы». Мотивы свободы  в поэме.

Любимое произведение М.Ю.Лермонтова

Выдающиеся исследователи творчества М.Ю.Лермонтова С.А.Андреев-Кривич и И.Л.Андроников.  «Тарханская пора», «В старых Тарханах, сегодняшнем Лермонтово», «У Кормилицына пруда», «Земляк Лермонтова».

Н.С.Лесков и Пензенский край (2 часа)

Пребывание Н.С.Лескова в Пензенском крае. Н.С.Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Очерк «Мелочи архиерейской жизни» (отрывок)

Ф.В. Гладков «Повесть о детстве» (3 часа)

Творческий путь писателя, многолетние связи писателя с Пензенским

краем. Развитие понятия об автобиографическом произведении. Жизнь и люди нашего края начала века.

Стихи пензенских поэтов о природе родного края (8 часов)

А.Сазонов, О.Савин, Н.Почивалин, М. Смирнова, Д.Злобина, Ф.Ракушин и др.

Главы из повести В. Канина «На тропе Батыевой» (2 часа)

Эпоха становления русского государства. История возникновения города Пензы. Первопроходцы нашего края. Закладка города–крепости, торговые пути, идущие через Пензу. Люди, которые стояли у основания города. Характеры героев.

Пензенские писатели – детям (4 часа)

Стихи В. Звягинцевой В.Агапова. В. Завьялова

Писатели-выходцы  из нашего города, района (3 часа)

А.Анисенко, Г.Штурмин, В.Завьялов, М.Гриб (по выбору учителя)

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

Художественный образ.

Фольклор. Жанры фольклора.

Литературные роды и жанры.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

6.Планируемые результаты изучения

литературного краеведения в 6 классе                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литературное краеведение», являются:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, к своей малой родине, уважительного отношения к русской литературе, к культуре других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

Метапредметные результаты изучения предмета «Литературное краеведение» проявляются в:

- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

Предметные результаты в следующем:

  1. в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, литературы 18 века, русских писателей 19-20 века;

-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них временных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных  родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный  пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного  или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

-владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям  литературы, их оценка;

3) в коммуникативной сфере:

-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаическое произведение или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической      функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Слово о родной земле. Учебная хрестоматия для 5-6 классов по курсу литературного краеведения/ Автор-составитель Л.М.Пальман/ Пенза, 1996

Методические рекомендации к курсу литературного краеведения/ Журнал «Просвещение», №1, 1996 год

Программа курса литературного краеведения в 5-9 классах/ Л.М.Пальман/ Журнал «Земство», №3, 1995 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному краеведению

Рабочая программа по литературе Забайкальского края...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению для восьмого класса

Рабочая программа включает все предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Региональный компонент государственного стандарта общего образова...

Рабочая программа по литературному краеведению в 9 классе

Программа курса «Литературное краеведение» включает  в себя материал, не содержащийся  в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми ф...

рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...

Рабочая программа по литературному краеведению

Рабочая программа по литературному краеведению. Литературное краеведение. Учебник для 8-9 классов. Тамбов 2007.     Поляковой Л.В., Дорожкиной В.Т....