рабочая программа по литературному краеведению
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему
Рабочая программа по литературе Забайкальского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_kraevedenie.docx | 22.33 КБ |
Municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №2
Рабочая программа дисциплины
« Литературное краеведение» для 9 класса.
г. Балей, 2008.
Пояснительная записка.
Региональный компонент учебного плана представлен программой дисциплины «Литературное краеведение» и предназначен для учащихся 9 класса. Изучая дисциплины регионального компонента, учащиеся приобщаются к культурному наследию родного края как части культурного пространства России. Через процессы культуро - и самоидентификации происходит духовно- нравственное становление личности учащихся. В воспитании важно иметь в виду, что Забайкалье – полиэтнический регион, поэтому необходимо обращать внимание на изучение ценностей коренного населения нашего края, на воспитание уважения к представителям другой национальности, к литературе другого народа.
Основные направления изучения дисциплины: историческая характеристика эпохи, творческая биография писателя или поэта, анализ тематики и идейного содержания произведения, системы художественных образов, особенностей стиля автора произведения.
Цель программы: расширить и углубить представления учащихся о региональных особенностях фольклора и литературы Забайкалья, с привлечением необходимых знаний по истории, географии Читинской области.
Задачи изучения « Литературного краеведения»:
1.Формирование знаний как элементов культуры.
2. Овладение учащимися репродуктивными и творческими способами деятельности.
3. Приобретение учащимися опыта эмоционально – ценностного отношения к миру на основе изучения литературы Забайкалья.
Программа предполагает использование разнообразных форм занятий: традиционные лекционно-семинарские занятия, экскурсии, презентации самостоятельно прочитанных произведений.
Содержание дисциплины « Литературное краеведение».
1.Введение. Предмет и задачи курса « Литературное краеведение».
2. «Житие протопопа Аввакума» - замечательный памятник древнерусской литературы 13 в.
Протопоп Аввакум – первый бытописатель Забайкалья и первооткрыватель забайкальской темы в русской литературе.
Учащиеся должны знать: понятие о литературном краеведении, его основных направлениях, особенностях жанра жития, основные факты биографии протопопа Аввакума, связанные с историей Забайкалья.
Учащиеся должны уметь: работать с первоисточниками, текстами древнерусской литературы.
3. Развитие литературного движения Сибири в 19 веке.
Характеристика мемуарной литературы декабристов. Декабристы в социокультурной среде забайкальской ссылки. Нравственный подвиг жен декабристов. «Записки» кн. М. Н. Волконской, «Записки» П. Е. Анненковой. Поэма Н. А. Некрасова « Русские женщины» и « Записки» кн. М. Н. Волконской. Поэтическое наследие декабристов. Ф. И. Бальдауф – представитель романтизма на «сибирской почве». Творческая биография поэта. Трагичность его судьбы в условиях самодержавия.
Учащиеся должны знать: понятие о мемуарной литературе; содержание произведений и их жанровые особенности, характерные особенности романтизма как литературного течения; характеристика эпохи 19 века в России; наизусть отрывок из стихотворения Ф. И. Бальдауфа « К бурятке».
Учащиеся должны уметь: анализировать мемуарные и поэтические произведения, выявлять их жанровые особенности, владеть анализом эпизода.
Самостоятельная работа: сочинение « Пленителен образ отважной жены» на материале сопоставления поэмы Н. А. Некрасова « Русские женщины» и «Записок» кн. М.Н. Волконской.
4.Героико-революционная тема в творчестве забайкальских писателей.
Обзор тематики, идейного содержания, системы художественных образов в романе В. И. Балябина « Забайкальцы» и К. Ф. Седых « Даурия».
Учащиеся должны знать: историю забайкальского казачества, его роль в гражданской войне и установлении советской власти; творческую биографию писателей, содержание романов.
Учащиеся должны уметь: отбирать исторический и литературоведческий материал по теме для сообщения на уроке литературы.
Самостоятельная работа: подготовка и оформление литературного бюллетеня « Эпоха великого перелома».
5.Тема Великой Отечественной войны в произведениях забайкальского писателя С. Зарубина « Трубка снайпера», « Путь разведчика», в сборниках
Стихотворений Б. Макарова и Н. Суханова. Тема подвига, преданности и любви к Родине. Героические характеры забайкальцев, Реализм изображения военного времени.
Учащиеся должны знать: содержание произведений, особенности документальной повести, реальные факты из жизни героев, составляющие содержание произведений.
Учащиеся должны уметь: анализировать особенности документальной повести; создавать отзывы и аннотации на самостоятельно прочитанные произведения.
Самостоятельная работа: выполнение творческого проекта « Читательская конференция по книге С. Зарубина « Путь разведчика».
6. Писатели о природе и людях Забайкалья.
Тематика произведений Г. Р. Граубина « Четырехэтажная тайга», « Серебряный капкан», « Люди золота золотей» Е. Е. Куренного « Цветы и камни», « Осенняя сухмень», « Он вышел, чтобы вернуться». Образ автора в произведении Н. Д. Кузакова « Лунные колокола», « Королевский выстрел» и др.
Отражение в произведениях писателей региональных особенностей истории, опыта и образа жизни, культуры забайкальцев. Нравственная и социальная проблематика произведений Г. Р. Граубина, Е. Е. Куренного, Н. Д. Кузакова. Духовное начало в образах героев.
Учащиеся должны знать: тематику, идейное содержание, художественное своеобразие произведений писателей Забайкалья.
Учащиеся должны уметь: анализировать тематику произведений, ее своеобразие, позицию автора, владеть творческим пересказом; отбирать для урока биографический материал, интерпретировать самостоятельно прочитанные произведения.
Самостоятельная работа: рецензия на самостоятельно прочитанное произведение.
7. Уроки любви и жизни. Обзор творчества забайкальских поэтов: Г. Головатого, В. Никонова, В. Казанцева, Б. Макарова, Е. Стефанович, перевод М. Вишнякова « Слова о полку Игореве» и др. Тематическое и жанровое многообразие поэзии забайкальских авторов.
Учащиеся должны знать: поэтические сборники забайкальских поэтов, тематику и жанровые особенности поэтических произведений, основные факты творческой биографии.
Учащиеся должны уметь: анализировать поэтические сборники, создать презентацию самостоятельно прочитанных произведений, интерпретировать самостоятельно прочитанное стихотворение.
Тематическое планирование дисциплины « Литературное краеведение».
№ п/ п | Наименование разделов и тем | Количество уроков |
1. | Введение. Предмет и задачи дисциплины «Литературное краеведение». | 2 |
2. | « Житие протопопа Аввакума» - замечательный памятник древнерусской литературы 17 в. | 4 |
3. | Развитие литературного движения Сибири в 19 веке:
| 6 |
4. | Героико-революционная тема в творчестве забайкальских писателей В. И. Балябина и К. Ф. Седых. («Забайкальцы», «Даурия»). Просмотр к/ф В. Трегубовича «Даурия». | 4 |
5. | Тема Великой Отечественной войны в произведениях забайкальского писателя С. Зарубина «Путь разведчика» и «Трубка снайпера». | 4 |
Писатели о природе и людях Забайкалья:
| 4 | |
6. | Мир человека и мир природы в произведениях Е. Куренного «Цветы и камни», « Осенняя сухмень», «Он вышел, чтобы вернуться». | 2 |
Образ автора, удивительного сына тайги, в произведениях Н. Д. Кузакова «Любовь шаманки», «Королевский выстрел», «Лунные колокола». | 3 | |
7. | Уроки любви к жизни.Творчество забайкальских поэтов: Г. Головатого, В. Никонова, А. Казанцева и др. | 4 |
8. | Зачет. | 1 |
Итого: 36 | 36 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №2
Рабочая программа дисциплины
« Литературное краеведение» для 9 класса.
г. Балей, 2008.
Пояснительная записка.
Региональный компонент учебного плана представлен программой дисциплины «Литературное краеведение» и предназначен для учащихся 9 класса. Изучая дисциплины регионального компонента, учащиеся приобщаются к культурному наследию родного края как части культурного пространства России. Через процессы культуро - и самоидентификации происходит духовно- нравственное становление личности учащихся. В воспитании важно иметь в виду, что Забайкалье – полиэтнический регион, поэтому необходимо обращать внимание на изучение ценностей коренного населения нашего края, на воспитание уважения к представителям другой национальности, к литературе другого народа.
Основные направления изучения дисциплины: историческая характеристика эпохи, творческая биография писателя или поэта, анализ тематики и идейного содержания произведения, системы художественных образов, особенностей стиля автора произведения.
Цель программы: расширить и углубить представления учащихся о региональных особенностях фольклора и литературы Забайкалья, с привлечением необходимых знаний по истории, географии Читинской области.
Задачи изучения « Литературного краеведения»:
1.Формирование знаний как элементов культуры.
2. Овладение учащимися репродуктивными и творческими способами деятельности.
3. Приобретение учащимися опыта эмоционально – ценностного отношения к миру на основе изучения литературы Забайкалья.
Программа предполагает использование разнообразных форм занятий: традиционные лекционно-семинарские занятия, экскурсии, презентации самостоятельно прочитанных произведений.
Содержание дисциплины « Литературное краеведение».
1.Введение. Предмет и задачи курса « Литературное краеведение».
2. «Житие протопопа Аввакума» - замечательный памятник древнерусской литературы 13 в.
Протопоп Аввакум – первый бытописатель Забайкалья и первооткрыватель забайкальской темы в русской литературе.
Учащиеся должны знать: понятие о литературном краеведении, его основных направлениях, особенностях жанра жития, основные факты биографии протопопа Аввакума, связанные с историей Забайкалья.
Учащиеся должны уметь: работать с первоисточниками, текстами древнерусской литературы.
3. Развитие литературного движения Сибири в 19 веке.
Характеристика мемуарной литературы декабристов. Декабристы в социокультурной среде забайкальской ссылки. Нравственный подвиг жен декабристов. «Записки» кн. М. Н. Волконской, «Записки» П. Е. Анненковой. Поэма Н. А. Некрасова « Русские женщины» и « Записки» кн. М. Н. Волконской. Поэтическое наследие декабристов. Ф. И. Бальдауф – представитель романтизма на «сибирской почве». Творческая биография поэта. Трагичность его судьбы в условиях самодержавия.
Учащиеся должны знать: понятие о мемуарной литературе; содержание произведений и их жанровые особенности, характерные особенности романтизма как литературного течения; характеристика эпохи 19 века в России; наизусть отрывок из стихотворения Ф. И. Бальдауфа « К бурятке».
Учащиеся должны уметь: анализировать мемуарные и поэтические произведения, выявлять их жанровые особенности, владеть анализом эпизода.
Самостоятельная работа: сочинение « Пленителен образ отважной жены» на материале сопоставления поэмы Н. А. Некрасова « Русские женщины» и «Записок» кн. М.Н. Волконской.
4.Героико-революционная тема в творчестве забайкальских писателей.
Обзор тематики, идейного содержания, системы художественных образов в романе В. И. Балябина « Забайкальцы» и К. Ф. Седых « Даурия».
Учащиеся должны знать: историю забайкальского казачества, его роль в гражданской войне и установлении советской власти; творческую биографию писателей, содержание романов.
Учащиеся должны уметь: отбирать исторический и литературоведческий материал по теме для сообщения на уроке литературы.
Самостоятельная работа: подготовка и оформление литературного бюллетеня « Эпоха великого перелома».
5.Тема Великой Отечественной войны в произведениях забайкальского писателя С. Зарубина « Трубка снайпера», « Путь разведчика», в сборниках
Стихотворений Б. Макарова и Н. Суханова. Тема подвига, преданности и любви к Родине. Героические характеры забайкальцев, Реализм изображения военного времени.
Учащиеся должны знать: содержание произведений, особенности документальной повести, реальные факты из жизни героев, составляющие содержание произведений.
Учащиеся должны уметь: анализировать особенности документальной повести; создавать отзывы и аннотации на самостоятельно прочитанные произведения.
Самостоятельная работа: выполнение творческого проекта « Читательская конференция по книге С. Зарубина « Путь разведчика».
6. Писатели о природе и людях Забайкалья.
Тематика произведений Г. Р. Граубина « Четырехэтажная тайга», « Серебряный капкан», « Люди золота золотей» Е. Е. Куренного « Цветы и камни», « Осенняя сухмень», « Он вышел, чтобы вернуться». Образ автора в произведении Н. Д. Кузакова « Лунные колокола», « Королевский выстрел» и др.
Отражение в произведениях писателей региональных особенностей истории, опыта и образа жизни, культуры забайкальцев. Нравственная и социальная проблематика произведений Г. Р. Граубина, Е. Е. Куренного, Н. Д. Кузакова. Духовное начало в образах героев.
Учащиеся должны знать: тематику, идейное содержание, художественное своеобразие произведений писателей Забайкалья.
Учащиеся должны уметь: анализировать тематику произведений, ее своеобразие, позицию автора, владеть творческим пересказом; отбирать для урока биографический материал, интерпретировать самостоятельно прочитанные произведения.
Самостоятельная работа: рецензия на самостоятельно прочитанное произведение.
7. Уроки любви и жизни. Обзор творчества забайкальских поэтов: Г. Головатого, В. Никонова, В. Казанцева, Б. Макарова, Е. Стефанович, перевод М. Вишнякова « Слова о полку Игореве» и др. Тематическое и жанровое многообразие поэзии забайкальских авторов.
Учащиеся должны знать: поэтические сборники забайкальских поэтов, тематику и жанровые особенности поэтических произведений, основные факты творческой биографии.
Учащиеся должны уметь: анализировать поэтические сборники, создать презентацию самостоятельно прочитанных произведений, интерпретировать самостоятельно прочитанное стихотворение.
Тематическое планирование дисциплины « Литературное краеведение».
№ п/ п | Наименование разделов и тем | Количество уроков |
1. | Введение. Предмет и задачи дисциплины «Литературное краеведение». | 2 |
2. | « Житие протопопа Аввакума» - замечательный памятник древнерусской литературы 17 в. | 4 |
3. | Развитие литературного движения Сибири в 19 веке:
| 6 |
4. | Героико-революционная тема в творчестве забайкальских писателей В. И. Балябина и К. Ф. Седых. («Забайкальцы», «Даурия»). Просмотр к/ф В. Трегубовича «Даурия». | 4 |
5. | Тема Великой Отечественной войны в произведениях забайкальского писателя С. Зарубина «Путь разведчика» и «Трубка снайпера». | 4 |
Писатели о природе и людях Забайкалья:
| 4 | |
6. | Мир человека и мир природы в произведениях Е. Куренного «Цветы и камни», « Осенняя сухмень», «Он вышел, чтобы вернуться». | 2 |
Образ автора, удивительного сына тайги, в произведениях Н. Д. Кузакова «Любовь шаманки», «Королевский выстрел», «Лунные колокола». | 3 | |
7. | Уроки любви к жизни.Творчество забайкальских поэтов: Г. Головатого, В. Никонова, А. Казанцева и др. | 4 |
8. | Зачет. | 1 |
Итого: 36 | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
Рабочая программа по литературному краеведению для восьмого класса
Рабочая программа включает все предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Региональный компонент государственного стандарта общего образова...
Рабочая программа по литературному краеведению в 9 классе
Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми ф...
рабочая программа по литературному краеведению 6 класс
Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...
Рабочая программа по литературному краеведению
Рабочая программа по литературному краеведению для 6 класса....
Рабочая программа по литературному краеведению
Рабочая программа по литературному краеведению. Литературное краеведение. Учебник для 8-9 классов. Тамбов 2007. Поляковой Л.В., Дорожкиной В.Т....