Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
рабочая программа (7 класс) по теме
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной культуры людей.
Я составила данную образовательную программу в силу актульности и востребованности в наше время. Основная цель программы: воспитание патриота и гражданина России. В работе обобщен, накопленный за многие годы материал о башкирских писателях- выходцах из Оренбургской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modificirovannaya_programma.docx | 183.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ” Исянгильдиновская средняя общеобразовательная школа”
“Утверждено”
на методическом совете РОО
приказ № ___ от _________ 2010 г
Заведующий РМК _____________
Авторская образовательная программа
кружка
“Юный лингвист”
Возраст детей: от 11 до 17 лет.
Срок реализации: 3 года.
Автор-составитель
Агишева Венера Ахтямовна
педагог дополнительного образования
руководитель кружка “Юный лигвист”
с.Исянгильдино
2010 год.
Пояснительная записка.
Цель кружковых занятий по родному(башкирскому языку)”Юный лингвист” для учащихся 5 -11 классов:
А.Помочь учащимся обобщить и систематизировать знания в области фонетики, грамматики, орфографии, пунктуации и усовершенствовать орфографические и речевые навыки;
Б.Раскрыть и развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Кружок “ Юный лингвист” ставит следующие задачи:
-воспитание любви к родному языку;
-формирование устойчивого интереса к предмету;
-расширение и углубление программного материала;
-пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью; привитие навыков самостоятельной работы;
-совершенствование общего языкового развития школьников.
Важной задачей кружковых занятий следует считать развитие и закрепление у школьников познавательных интересов, воспитание чувства собственного достоинства, т.е. личности, уважающей себя, уважаемой другими и уважающей других.
Для успешного выполнения этих задач необходимо систематически прививать учащимся глубокий интерес к языку.
Организация внеурочной деятельности учащихся на занятиях кружка основывается на следующих принципах:
- на принципе добровольности участия школьников; научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся;
- гуманизации образования;
- соответствия содержания материала возрастным особенностям учащихся;
- осуществления целостного подхода к воспитанию.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с учащимися 5 – 7 классов. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей роли внеклассной работы по родному( бащкирскому )языку.
Кружковые занятия дополняют и развивают содержание, ведущие идеи и научные понятия основных школьных курсов.
В отборе материала для занятий кружка “ Юный лингвист” учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по родному языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между средними и старшими классами.
Данная программа кружковых занятий по родному языку, благодаря богатому содержанию, методам позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по родному языку, стремление овладеть богатствами языка, создает эмоциональный настрой, который способствует успешному изучению предмета и формирует любовь к родному языку, любовь к малой Родине, своему народу. Знание родного языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
С целью развития языкового чутья, которое служит основой для совершенствования речи, особое внимание при отборе заданий следует обращать на сопоставления внешне сходных, но различных по сути языковых явлений(омонимов), а также на анализ слов различных по форме, но близких или тождественных по значению(синонимов).
Воспитательные возможности кружковых занятий будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у учащихся этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию правильного речевого поведения следует проводить на всех занятиях, начиная с первых занятий. Для этого используются ролевые игры.
Многие занятия предполагают выполнение упражнений, связанных с использованием словарей. Следует научить детей пользоваться не только орфографическим, толковым, но и другими словарями башкирского языка.
Программа кружка “Юный лингвист” включает несколько тем, общих для учащихся всех классов:
- это вводные и заключительные занятия, где проводятся беседы на такие темы:
- ”Хорошо ли ты знаешь свой родной язык?”;
- “ Сокровища родного языка”;
- “ Для чего надо изучать родной язык?”.
Занятия на такие темы должны убедить учащихся в том, что их знания в области родного языка нужны для понимания окружающей нас действительности, для освоения опыта старших поколений, для расширения объема сведений по лексике родного языка; для того, чтобы знать культуру, историю своего народа.
Внеклассная работа по родному языку составляет неразрывную часть учебно – воспитательного процесса по данному предмету. Она содействует развитию речи, восприятию, представлениям, памяти, воображению; развивает познавательную деятельность учащихся. Занятия кружка “ Юный лингвист” строятся, исходя из общего уровня знаний и умений учащихся.
Характерной особенностью внеклассной работы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение чувств детьми; строятся на интересе детей. В кружок дети принимаются по желанию.
На кружковых занятиях важно использовать специфические формы работы и задания: грамматические задачи на смекалку, викторины, конкурсы, КВН,загадки, пословицы и поговорки, дидактические и ролевые игры, экскурсии, семинары, рефераты, экспедиции, оформление альбомов, индивидуальная и групповая работа с одаренными детьми, выполнение упражнений и т.д.
Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психические барьеры, испытывают радость познания.
На занятиях кружка используются наглядные пособия: репродукции картин известных башкирских художников, опорные таблицы по башкирскому языку, башкирская музыка.
Новизна данной программы состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая дает возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный( воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
-проблемый ( педагог ставит проблему и вместе с учащимися ищет пути ее решения).
Занятия кружка “ Юный лингвист” должны содействовать развитию логического мышления учащихся, вырабатывать у них навыки работы с книгой для самостоятельного пополнения знаний, совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения.
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации, стилистики, а также некоторые сведения о роли и значении башкирского языка в жизни общества.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия – 2 часа.
Программа рассчитана на 3 года.
Учебно – тематический план
на 1 –ый год обучения
№ | Тема занятий | Колич. часов |
1. | Фонетика | 10часов |
2. | Лексика | 16 часов |
3. | Ономастика | 12 часов |
4. | Фразеология | 12 часов |
5. | Пословицы и поговорки | 14часов |
6. | Морфология. Словообразование. | 12 часов |
2-ой год обучения
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Имя существительное | 16часов |
2 | Имя прилагательное | 12 часов |
3 | Имя числительное | 10 часов |
4 | Глагол | 14 часов |
5 | Наречие | 8 часов |
6 | Местоимение | 8 часов |
7 | Орфография | 6 часов |
3-ий год обучения
№ | Темы занятий | Количество часов |
1 | Союзы | 8часов |
2 | Частицы | 6часов |
3 | Междометия | 6часов |
4 | Вводные слова | 4 часа |
5 | Синтаксис и пунктуация | 32часов |
6 | Стилистика | 6часов |
7 | Орфоэпия | 6часов |
8 | Орфография | 6часов |
Календарно – тематический план
1-ый год обучения
№ | Дата прове дения | Теоретическая часть | Об щие часы | Практическая часть | ||||
Тема занятия | Содержание | Ко ли чес тво ча сов | Формы работы, исполь зуемые на заня тиях кружка | Литера тура, рекомен дуемая круж ковцам | ТСО, наглядные пособия | |||
1-2 | Фонетика | 10 | Фонетика | 2 | анализ | “Заним. граммат.” | ж”.Аманат” | |
3-4 | Викторина по фонетике | 2 | викто рина | “Заним. граммат” | карточки | |||
5-6 | Решение фонет. задач Метаграммы. Шарады. | 2 | состав ление метагр., шарад | “Занимат. граммат” | ж”Аманат” | |||
7-8 | Слог. Алфавит. | 2 | деление на слоги | алфавит | таблица | |||
9-10 | Фонетический разбор слова | 2 | таблица | |||||
11-12 | Лексика | 16 | Однознач ные и много значные слова | 2 | упраж нения | “Заним. грамма тика” | словарь | |
13-14 | Прямое и косвенное значение слов | 2 | Состав ление словаря | “Заним. грамма тика” | “Вне класс ная рабо та по башкир скому языку” | |||
15-16 | Антонимы | 2 | Упраж нения | словарь | Словарь антони мов | |||
17-18 | Синонимы | 2 | упражн. | словарь | Кодо скоп | |||
19-20 | Логогрифы | 2 | упражн. | словари | “Дет ский фольклор” | |||
21-22 | Палиндро моны. Этногра фические термины | 2 | викторина | “Этногр. башкир” | “Дет ский фольклор” | |||
23-24 | Заимство ванные слова | 2 | Упражн. | Лингвист. словари | таблица | |||
25-26 | “ Знаешь ли ты эти слова?” | 2 | Работа со слова рями | Толковый словарь | таблица | |||
27-28 | Ономастика | 12 | Ономас тика. Соб ственные имена. Антро понимы. | 2 | беседа | “Башк. фольклор” | Книга ” Жен ские и мужские имена” | |
29-30 | Родослов ная. | 2 | Состав ление родосл. | “Родосл.” 2 том. | “ Родосл.” 1 и2 том | |||
31-32 | Топонимы, гидронимы | 2 | Беседа, чтение легенд | “Легенды” | ||||
33-34 | Литера турно – фольклор ная экспе диция | 2 | Встречи со старожи лами села | Образцы родослов ной | Фольк лор башк. народа | |||
35-36 | Составле ние родо словной | 2 | Самостоя тельная работа | |||||
37-38 | Состав ление родо словной | 2 | Сам. раб. | словарь | ||||
39-40 | Фразеология | 12 | Фразеологи ческие обороты | 2 | Упражн. | словарь | словарь | |
41-42 | Фразеоло гизмы.
| 2 | Упражн. | словарь | словарь | |||
43-44 | Фразеоло гизмы- сред ства выра зитель ности речи | 2 | Упражн. | словарь | словарь | |||
45-46 | Перевод фразеоло гизмов с башкир ского на русский язык | 2 | Упражн. | словарь | словарь | |||
47-48 | Состав ление текста с фразеоло гизмами | 2 | Упражн. | словарь | словарь | |||
49-50 | “Кто знает больше7” | 2 | Состав ление таблицы | Викто рина | ||||
51-52 | Пословицы и поговорки | 14 | Пословицы и поговорки, их тематика | 2 | Упражн. | “Послов. и пого ворки” | альбом | |
53-54 | Пословицы и поговорки нашего села | 2 | Составл. альбома | |||||
55-56 | Составл. альбома пословиц и поговорок | 2 | Состав ление альбома | “Фольк лор баш кирск. народа” | Газеты и жур налы | |||
57-58 | Лингвисти ческий журнал | 2 | Выпуск журнала | Ккнга “Пословицы и поговорки” | “В мире мудрых мыслей” | |||
59-60 | В мире мудрых мыслей | 2 | беседа | |||||
61-62 | Конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок | 2 | конкурс | Справоч ник | ||||
63-64 | Сочинение “Здоровье – главное богатство человека” | 2 | Посло вицы и пого ворки | Выстав ка книг | ||||
65-66 | Морфоло гия и сло вообра- зование | 12 | Способы словооб разования. | 2 | Упраж нения | “Морфо логия” | таблица | |
67-68 | Суффиксы | 2 | Разбор по составу слова | таблица | ||||
69-70 | Правопи сание окончаний | 2 | Упраж нения | таблица | ||||
71-72 | Разбор по составу слова | 2 | разбор | таблица | ||||
73-74 | Сложные и сложно Сокращен ные слова | 2 | Упраж нения | Орфо гра фичес кий словарь | таблица | |||
75-76 | Составление таблицы “Слово образование” | 2 | Состав ление таблицы | таблица |
2-ой год обучения
1-2 | Имя существи тельное | 16 | Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. | 2 | викто рина | спра вочник | таблица | |
3-4 | Склонение имен существительных | 2 | упраж нения | таблица | таблица | |||
5-6 | Склонение имен существительных | 2 | упражне ния | таблица | карточ ки | |||
7-8 | Изменение существительных по лицам и числам | 2 | упраж нения | таблица | таблица | |||
9-10 | Измение имен существительных по лицам и числам | 2 | упраж нения | справоч ник | перфо карта | |||
11-12 | Образование имен существительных | 2 | упраж нения | справоч ник | таблица, карточки | |||
13-14 | Правописание сложных имен существительных | 2 | упраж нения | таблица | таблица, перфокарты | |||
15-16 | Разбор имен существительных | 2 | морфоло гический разбор | справоч ник | таблицы, карточки | |||
17-18 | Имя прилага тель ное | 12 | Качественные и относительные прилагательные | 2 | упраж нения | справоч ник | таблица, перфо карты | |
19-20 | Прилагательные: синонимы и антонимы | 2 | упраж нения | словарь | словарь | |||
21-22 | Степени имен прилагательных | 2 | упраж нения | справоч ник | таблица | |||
23-24 | Образование прилагательных | 2 | составле ние таблицы | справоч ник | таблица | |||
25-26 | Правописание сложных прилагательных | 2 | упаржне ния | словарь | словарь, таблица | |||
27-28 | Морфологический разбор прилагательных | 2 | разбор | справоч ник | таблица, справоч ник | |||
29-30 | Имя числитель ное. | 10 | Простые и сложные числительные | 2 | упражне ния | таблица | ||
31-32 | Разряды имен числительных | 2 | упражне ния | справоч ник | опорные таблицы | |||
33-34 | Разряды имен существительных | 2 | упражне ния | справоч ник | опорные таблицы | |||
35-36 | Склонение числительных | 2 | упражне ния | справоч ник | таблица, перфокарты | |||
37-38 | Правописание числительных. Морфолог. разбор числительных | 2 | разбор | справоч ник | таблица, карточки | |||
39-40 | Глагол. | 14 | Образование глаголов. | 2 | образо вание глаголов | таблица | ||
41-42 | Наклоне ния глаголов | 2 | упражне ния | справоч ник | таблица, карточки | |||
43-44 | Наклонения глаголов | 2 | упражне ния | таблица | таблица, перфокарты | |||
45-46 | Спряжение глаголов | 2 | спряжение глаголов | таблица | таблица, карточки | |||
47-48 | Спряжение глдголов | 2 | спряжение глаголов | справоч ник | таблица | |||
49-50 | Времена глаголов | 2 | упраж нения | таблица | таблица, перфокарты | |||
51-52 | Морфологи ческий разбор глаголов | 2 | разбор | справоч ник | таблица | |||
53-54 | Наречие | 8 | Наречия. Образование наречий. | 2 | упражне ния | таблица, карточки | ||
55-56 | Группы наречий. | 2 | опреде ление групп | справоч ник | таблицы, перфокарты | |||
57-58 | Группы наречий | 2 | определе ние групп | справоч ник | таблица, перфокарта | |||
59-60 | Морфоло гический разбор наречий | 2 | разбор | справоч ник, таблица | карточки | |||
61-62 | Местои мение. | 8 | Местоимения. Склонение местоимений по карточкам | 2 | склонения по падежам | таблица | ||
63-64 | Разряды местоимений | 2 | упражне ния | справоч ник | таблица | |||
65-66 | Правописание местоимений | 2 | упражне ния | справоч ник | карточки | |||
67-68 | Морфологи ческий разбор местоимений | 2 | разбор | справоч ник | таблица | |||
69-70 | Орфогра фия. | 6 | Правописание удвоенных согласных. | 2 | орфогра фические упражне ния | таблички с орфограм мами | таблица | |
71-72 | Правописание Ь и Ъ | 2 | упраж нения | таблица | таблица | |||
73-74 | Правописание числительных | 2 | упражнения | таблица |
3-ий год обучения
1-2 | Союзы | 8 | Сочинительные союзы | 2 | упражне ния | справоч ник | кодоскоп, таблица | |
3-4 | Подчинительные союзы | 2 | синт.разбор | справочник | таблица | |||
5-6 | Группы подчинительных союзов | 2 | упр-ния | справочник | таблица | |||
7-8 | Морфологический разбор союза | 2 | упр-ния | справочник | таблица | |||
9-10 | Частицы | 6 | Разряды частиц | 2 | упр-ния | справочник | компьютер | |
11-12 | Правописание частиц | 2 | упр-ния | справочник | компьютер | |||
13-14 | Морфологический разбор частиц | 2 | разбор | таблица | таблица | |||
15-16 | Междометие | 6 | Группы междометий | 2 | упр-ния | таблица | кодоскоп | |
17-18 | Правописание междометий | упр-ния | таблица | сборник | ||||
19-20 | Правописание междометий | упр- ния | таблица | сборник | ||||
21-22 | Вводные слова | 4 | Вводные слова | 2 | упр-ния | таблица | сборник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
рабочая программа по литературному краеведению 6 класс
Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснитель...
Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс
Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"...
Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г.
Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г....