рабочая программа по литературному краеведению 6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_6_klass.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителем краеведения Г.С.Константиновой на основе методических рекомендаций для учителей по преподаванию литературного краеведения в Липецкой (И.Н.Ковалюк, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарного образования ЛИРО).
Программа отражает обязательный минимум содержания образования по литературному краеведению на базовом уровне и рассчитана на 35 ч( 1 ч в неделю).
Представляемый курс является составной частью литературного образования в школе. Программа курса основывается на следующих принципах:
- связи искусства и литературы с жизнью;
- единства формы и содержания;
- историзма;
- взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве и др.
Программа направлена на формирование и развитие читательской компетенции обучающихся, развитие у них культуры устной и письменной речи. В 6 классе ученики входят в мир литературы, достигают определённого уровня начитанности, позволяющего делать первые обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, производить необходимые наблюдения языком произведения, выполнять устные и письменные работы. Это положение стало ведущим для включения в программу произведений фольклора.
Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданина и патриота родного края, формирование представления о литературе Липецкого края как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание своеобразия литературы родного края;
• формирование навыка чтения, способов приемов работы с текстом и книгой, знакомство с творчеством зауральских авторов;
• общее и литературное развитие учащихся, формирование нравственно-эстетических ценностей.
Изучение литературного краеведения способствует решению следующих задач:
• совершенствовать навыки чтения, правильного литературного произношения;
• формирование читательских умений, в том числе умений соотносить нравственные идеалы произведений классической литературы и литературы Липецкого края;
• развитие речи;
• расширение эстетического кругозора учащихся через многожанровые произведения о родном крае, понимание авторской позиции, манеры письма;
• развитие творческой деятельности;
• формирование нравственно-эстетических ценностей.
Главной идеей программы является изучение литературы Липецкого края в развитии от фольклора до наших дней. Курс «Литературное краеведение» опирается на основные виды деятельности по освоению произведений:
- осознанное творческое чтение художественных текстов разных жанров;
- выразительное чтение;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческими заданиями);
- анализ и интерпретация произведений;
- составление планов и написание отзывов о произведении;
- самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование художественного текста;
- подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам художественных произведений- написание сочинений и изложений по литературным произведениям и на основе собственного опыта.
Содержание учебного материала.
Введение.- 2 ч
Соотнесённость истории, быта, фольклора и литературы Липецкого края.
Устное народное творчество. – 3 ч
Мифологические образы в фольклоре родного края в преданиях, легендах. Связь мифологии с жизнью человека. Отражение мифологии в народных праздниках. Народные праздники – составная часть фольклора. Рождество, Крещение, Святки, Троица и др.
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Моё знакомство с фольклором местности, где я живу.
Исследовательский практикум. Пословицы в речи моей бабушки. Поговорки моего села. Народные игры, песни, сказки моего села.
Исследователи и собиратели фольклора.
Исследователи и собиратели фольклора как особая категория людей. Отличительные черты этой категории людей: любовь к народному искусству, глубокое знание народной жизни, энциклопедичность знаний, целеустремлённость, преданность своему делу. Их роль в сохранении народной культуры.
Древнерусская литература – 3ч.
Исторические события края в памятниках древнерусской литературы. «Сказании о Мамаевом побоище» - освещены местные события, нашествие Тамерлана и пейзаж Елецкого края в Никоновской летописи (материалы из книги «Литературное краеведение в Липецкой области» (Елец, 1997)).
Из русской литературы XIX века - .
Тема «В. А. Жуковский». Стихотворения, баллады. «Лесной царь».
Тема «И.А. Крылов». Басни.
Тема «А. С. Пушкин». Стихотворения. «К сестре», «К Юдину», «Товарищам»
Тема «М.Ю. Лермонтов». «Две жертвы жребия земного...».
Тема «И. С. Тургенев». «Записки охотника» - «Лебедянь», «Касьян с Красивой Мечи».
Тема «Ф.М. Достоевский» «Мальчики».
Тема «Л. Н. Толстой».Сказки
Тема « М.Горький». «Детство».
Из русской литературы ХХ века.
Тема «И. А. Бунин». «Детство», «Первый соловей».
Тема «Е.И. Замятин « Огненное “А”»
Тема «М. М. Пришвин».
Павел Шубин. Поэт-фронтовик.
Поэты-современники Липецкого края.
Посещение выставок по народному искусству и музея истории, искусства и быта.
Встречи со знатоками фольклора, краеведами, мастерами декоративно-прикладного искусства.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Устное народное творчество. | 4 |
3 | Древнерусская литература. | 3 |
4 | Из русской литературы XIX века. | 14 |
5 | Из русской литературы ХХ века. | 8 |
6 | Поэты-современники Липецкого края. | 3 |
7 | Обобщение изученного | 1 |
8 | Итого: | 35 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
По завершении курса шестиклассники должны знать/понимать:
• Жанровое и тематическое своеобразие литературы Липецкого края;
• Содержание изученных литературных произведений;
• Историко-литературный контекст и творческую историю изученных произведений литературы Липецкого края;
• Основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
• Воспроизводить содержание изученных произведений;
• Производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом отношении произведений литературы Липецкого края, используя сведения по истории и теории литературы;
• Соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• Раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии родного края;
• Определять жанр произведения;
• Выразительно читать изученные произведения;
• Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста;
- определения своего круга чтения;
- оценки литературных произведений;
- участия в диалоге или дискуссии;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Методические рекомендации для учителей по преподаванию литературного краеведения в Липецкой . И.Н.Ковалюк, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарного образования ЛИРО)Липецк: 2013.
- Литературное краеведение в Липецкой области.– 2-е издание, переработанное и дополненное.– Елец: ЕГУ им. Бунина, 2011
- Писатели Липецкого края. Библиографический указатель. Вып.1. /Сост. Курков А.С., Куликова Л.Т.– Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1986.
- Памятная краеведческая карта Липецкой области. /Сост. Яблонский А.Я.– Липецк: Липецкая партийная типография, 1990.
- Кирющенко Т.Г. И.А. Бунин и Елец.– Елец: МУП «Типография» г. Ельца, 2012
- Борисова Н.В. Жизнь мифа в творчестве М.М. Пришвина. Монография. – Елец: ЕГУ им.И.А. Бунина, 2001.
- Шахов В.В. От Бояна Вещего до Есенина. – Липецк, 1995
Календарно-тематическое планирование:
№ | Тема урока | Коли-чество ч | Дата по плану | Дата фактически |
1 | Введение. Введение. Мой край задумчивый и нежный… | 1 | ||
2 | Источники изучения родного края. | 1 | ||
3 | Мифологические образы в фольклоре Липецкого края в преданиях, заговорах, легендах. | 1 | ||
4 | Отражение мифологии в народных праздниках. Народные праздники – составная часть фольклора. Рождество, Крещение, Святки, Троица и др. | 1 | ||
5 | Моё знакомство с фольклором местности, где я живу. | 1 | ||
6 | Исследовательский практикум. Пословицы в речи моей бабушки. Поговорки моего села. | 1 | ||
7 | Исторические события края в памятниках древнерусской литературы. | 1 | ||
8 | «Сказании о Мамаевом побоище» | 1 | ||
9 | Пейзаж Елецкого края в Никоновской летописи | 1 | ||
10 | В. А. Жуковский. «Лесной царь». | 1 | ||
11 | И.А. Крылов. А.Я. Бакулин. «Басни провинциала» | 1 | ||
12 | Липецкий венок А.С. Пушкину. | 1 | ||
13 | Стихотворения. «К сестре», «К Юдину», «Товарищам» | 1 | ||
14 | Липецкие тропы М.Ю. Лермонтова. | 1 | ||
15 | «Две жертвы жребия земного...». | 1 | ||
16 | «По – над Доном сад цветет…» (А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.П. Бунина) | 1 | ||
17 | И.С. Тургенев и Липецкий край | 1 | ||
18 | «Лебедянь», «Касьян с Красивой Мечи». | 1 | ||
19 | Ф.М. Достоевский. «Мальчики». | 1 | ||
20 | Липецкие тропы Л.Н. Толстого. | 1 | ||
21 | Сказки Л.Н.Толстого | 1 | ||
22 | Посещение музея Л.Н.Толстого | 1 | ||
23 | М.Горький. «Детство» | 1 | ||
24 | И.А.Бунин и Елецкий край. | 1 | ||
25 | Рассказы «Детство», «Первый соловей». | 1 | ||
26 | Посещение музея И.АБунина | 1 | ||
27 | Е.И. Замятин « Огненное «А»» | 1 | ||
28 | М.М.Пришвин и г. Елец | 1 | ||
29 | М.М.Пришвин и г. Елец | 1 | ||
30 | Павел Шубин. Поэт-фронтовик. | 1 | ||
31 | Павел Шубин. Поэт-фронтовик | 1 | ||
32 | Поэты-современники Липецкого края. | 1 | ||
33 | Тамбовская Александра Ивановна | 1 | ||
34 | «Когда строку диктует чувство…». Алла Линева | 1 | ||
35 | Обобщение изученного | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
Рабочая программа по литературному краеведению для восьмого класса
Рабочая программа включает все предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Региональный компонент государственного стандарта общего образова...
Рабочая программа по литературному краеведению в 9 классе
Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми ф...
Рабочая программа по литературному краеведению в 7 классе (по учебнику Л. Пальман)
Программа включает в себя изучение материала по литературному краеведению по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле" (Пенза, 2008 год)...
Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс
Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"...
Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г.
Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г....