Рабочая программа по краеведению.
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему
Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kraevedeniyu.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бондаревская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрено на ШМО Проверено Утверждено
Протокол № ____ от зам. дир. по УВР ________________ директор школы ___________
«___»______20____ г. «___»______20____ г. «___»______20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по краеведению
(8-9 классы)
Составил: Зуева Н.Д.
учитель географии и краеведения.
2015-2016 уч.г.
1. Пояснительная записка
Программа курса «Историческое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшего использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В программе учитывались современные подходы к школьному историческому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы исторического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.
Региональный курс «Историческое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 8, 9 классах, связан с содержанием федерального курса школьной истории.
2. Общая характеристика учебного предмета
Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.
В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов, поэтому программа и учебник должны составляяются с учётом такого непрерывного изучения.
Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Задача исторического краеведения заключается также в том, чтобы учащиеся могли соотносить события, происходившие на территории нашей области с историей страны и мира.
Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, историческое краеведение становится своеобразным дополнением курса истории, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.
Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками истории своей местности.
Задачи образовательные:
- познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
- изучить особенности истории Воронежской области в различные исторические периоды;
- выяснить особенности заселения территории области, формирования ее территории и современного населения.
Задачи воспитательные:
- развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
- воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;
- укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;
Задачи развивающие:
- развивать историческое мышление учащихся;
- научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных общественных процессов, происходящих в Воронежской области и России в целом;
- развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и истории;
- развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.
3. Место краеведения Воронежской области в учебном плане
Курс «Историческое краеведение Воронежской области» рассчитан на 70 часов. Он изучается на этапе основного общего образования в 8 и 9 классах, в том числе в 8 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю; в 9 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю.
Изучение курса предусматривается в региональном (школьном) компоненте базисного учебного плана.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностным результатом обучения историческому краеведению в 6-7 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения историческому краеведению Воронежской области:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории и краеведения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний о истории Воронежской области, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» в 8-9-х классах
Знать (понимать):
- основные этапы и главные события истории края с древнейших времён до наших дней;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития нашего края;
- изученные виды исторических источников.
Уметь:
- соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;
- объяснять исторически сложившихся нормы социального поведения.
5. Содержание курса «Историческое краеведение Воронежской области»
8 класс
Тема 1. История Воронежского края в истории России.
Что изучает краеведение. История воронежского краеведения.
Краеведческие знания: топонимика, геральдика, генеалогия, другие вспомогательные исторические дисциплины (метрология, хронология, сфрагистика, нумизматика и др.).
Археология, археологические исследования, археологические памятники, в том числе в Воронежской области.
Тема 2. Воронежский край в древности.
Четвертичный период на Земле, наш край в четвертичном периоде. Каменный век, периодизация. Жизнь людей в палеолите, переселения людей. Первые поселенцы в нашем крае. Поселения в Костёнках – «жемчужина палеолита».
Эпохи мезолита и неолита: природные условия, жизнь населения, основные занятия.
Медный и бронзовый века. Жизнь людей на территории Воронежского края. Изменения в орудиях труда и жизни людей.
Железный век. Появление и распространение железных орудий труда и оружия. Железный век на территории нашей области. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Скифские и сарматские находки, курганы. Великое переселение народов.
Тема 3. Воронежский край в XII - первой половине XVI века
Славяне, их расселение по Восточно-Европейской равнине. Первые славяне на Дону и Воронеже. Занятия и жилища донских славян. Верования и торговые связи донских славян.
Южные соседи славян: Хазарский каганат (Маяцкое городище), печенеги, половцы.
Наш край в составе Рязанского княжества. Первое упоминание Воронежа в летописях. Монгольское нашествие, разорение Рязанского княжества. Наш край в составе Золотой Орды. Ордынское иго.
Тема 4. Воронежский край в конце XVI-XVII веках.
Положение на южных окраинах русского государства. Основание Воронежа. Население Воронежа. Основные занятия жителей. Воронеж в Смутное время. Воронежский уезд в начале XVII в.
Строительство Белгородской засечной черты. Украинские переселенцы в Воронежском крае. Хозяйственная жизнь в нашем крае в XVII в. Народные восстания XVII в. Фрол Разин на Дону.
Тема 5. Воронежский край в Петровскую эпоху.
Время правления Петра I. Азовские походы 1695, 1696 гг. Строительство флота в Воронеже. Кумпанства.
Положение населения. Народные возмущения в крае.
Развитие экономики Воронежского края в петровское время. Заселение Воронежского края. Азовская (Воронежская) губерния.
Святитель Митрофаний.
Воронеж в петровское время.
Тема 6. Воронежская губерния во второй – последней четверти XVIII века.
Хозяйство Воронежской губернии в XVIII в. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Торговля.
Изменения границ Воронежской губернии. Освоение края. Изучение природы Воронежской губернии (С. Гмелин, П.С. Паллас, И. Гюльденштедт и др.).
Город Воронеж во второй половине XVIII в.
Тема 7. Воронежский край в первой половине XIX в.
Отечественная война 1812 г. Её влияние на Воронежскую губернию. Восстание декабристов. Декабристы на воронежской земле.
Воронеж в первой половине XIX в.
Экономика Воронежской губернии в первой половине ХIX в.: сельское хозяйство, развитие промышленности, торговля.
Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века. Учебные заведения. Театр.
Воронежские поэты – А. В. Кольцов и И. С. Никитин.
Обобщающее повторение по курсу (1 час)
Резервное время (2 часа)
9 класс.
1. Воронежская губерния во второй половине XIX в.
Реформа 1861 г. в Воронежской губернии. Подготовка и проведение реформы. Проведение реформы в Воронежской губернии. Результаты реформы в губернии.
Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в. Развитие сельского хозяйства Воронежской губернии, жизнь крестьян. Железнодорожное строительство. Развитие промышленности (завод Столля, железнодорожные мастерские). Условия труда на промышленных предприятиях.
Общественно-политическая жизнь Воронежской губернии. Ход либеральных реформ 1860-1870-х гг. в Воронежской губернии. Развитие образования. Появление в Воронежской губернии первых революционных организаций.
Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. Развитие издательского дела. Краеведческие исследования. Театр, музыка, духовно-религиозная жизнь, художественное искусство. События культурной жизни губернии.
2. Воронежская губерния в начале ХХ в.
Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в. «Вымирающая деревня». Развитие промышленности. Ход столыпинской аграрной реформы в губернии. Развитие образования.
Деятельность революционных организаций в Воронежской губернии в начале ХХ века. Ход первой российской революции в губернии. Образование политических партий.
Первая Мировая война. Ход войны. Героизм русского солдата. Влияние I Мировой войны на Воронежскую губернию.
3. Воронежская губерния в годы Великой российской революции 1917 г. и Гражданской войны. (1917-1920 гг)
Падение монархии в ходе Февральской революции. Изменения в жизни Воронежской губернии.
Политические партии в 1917 г. Подготовка и проведение Октябрьской революции партией большевиков. Двоевластие в стране. Октябрьская революция. Восстание в Воронеже. Установление советской власти в Воронежской губернии.
Первые годы советской власти. Изменения в жизни населения. Военный коммунизм. Централизация власти, формирование однопартийной системы. Комбеды в сельской местности. Недовольство крестьян. Национализация воронежской промышленности. Изменения в общественной жизни. Развитие образования, ликбез, Воронежский университет.
Гражданская война, причины начала войны. Губерния в начале войны, соотношение сил воюющих сторон. Наступление Краснова в 1918 г. Наступление войск Деникина в 1919 г. (Мамонтов, Шкуро, Будённый). Завершение гражданской войны в губернии.
4. Воронежский край в 1920-1930-е годы
Влияние событий Первой мировой войны и Гражданской войны на социально-экономическую ситуацию в Воронежской крае. Изменения в административно-территориальном делении Центрального Черноземья. Индустриально развитие края, особенности коллективизации сельского хозяйства. Образование и культура.
Послевоенная разруха в губернии. Новая экономическая политика в Воронежской губернии.
Образование ЦЧО и Воронежской области. Коллективизация в губернии. Индустриализация воронежской промышленности. Сталинские репрессии. Развитие образования и культуры Воронежской области. Воронеж в годы первых пятилеток.
5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны
Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область в начале войны. Бои на Воронежской земле. Область в оккупации. Освобождение Воронежской области. Восстановление хозяйства области в 1943-1945 гг. Духовная жизнь Воронежского края в 20-40-е гг. ХХ в.
6. Воронежская область в послевоенный период.
Воронежская область в 1945-1950-е гг. Восстановление промышленности и сельского хозяйства.
Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1960-1990 гг. Образование и культура Воронежской области в послевоенные годы.
Воронеж в послевоенные годы. Рост и благоустройство города.
Воронежские писатели и поэты второй половины ХХ века.
Воронежская область в годы перестройки.
Воронежская область в 1990-е гг. Изменения в общественной жизни и экономике Воронежской области. Развал промышленности и сельского хозяйства. Обеднение населения.
Россия и Воронежская область в ХХI в. Экономика региона в начале XXI в.
6. Тематическое планирование 8 класс
Дата | № | Тема урока | Основные понятия или содержание | Практическая работа |
| ||||
1 | Источники историко-краеведческих знаний |
Что изучает краеведение. История воронежского краеведения. Археология, археологические исследования, археологические памятники, в том числе в Воронежской области. | ||
2 | Генеалогия и другие вспомогательные дисциплины | |||
3 | История Воронежского края в истории России | |||
| ||||
4 | Эпоха позднего палеолита. Первые поселения человека. | Четвертичный период на Земле, наш край в четвертичном периоде. Каменный век, периодизация. Жизнь людей в палеолите, переселения людей. Первые поселенцы в нашем крае. Поселения в Костёнках – «жемчужина палеолита». Эпохи мезолита и неолита: природные условия, жизнь населения, основные занятия. Медный и бронзовый века. Жизнь людей на территории Воронежского края. Изменения в орудиях труда и жизни людей. Железный век. Появление и распространение железных орудий труда и оружия. Железный век на территории нашей области. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Скифские и сарматские находки, курганы. Великое переселение народов. | ||
5 | Памятники эпохи мезолита, неолита, энеолита. | Презентация по теме | ||
6 | Медный и бронзовый век в истории Воронежской области. | |||
7 | Железный век. | |||
8 | Появление восточнославянских племен. | |||
9 | Маяцкий комплекс памятников Хазарского каганата. | Сообщение о комплексе памятников | ||
10 | На пути кочевников. | |||
| ||||
11 | На юго-восточной окраине русских земель. | Славяне, их расселение по Восточно-Европейской равнине. Первые славяне на Дону и Воронеже. Занятия и жилища донских славян. Верования и торговые связи донских славян. Южные соседи славян: Хазарский каганат (Маяцкое городище), печенеги, половцы. Наш край в составе Рязанского княжества. Первое упоминание Воронежа в летописях. Монгольское нашествие, разорение Рязанского княжества. Наш край в составе Золотой Орды. Ордынское иго. | ||
12 | На русско-ордынском пограничье. | Презентация «Занятия и жилища донских славян». | ||
13 | На окраине русского государства. | |||
| ||||
14 | Основание Воронежа и его развитие в XVII веке. | Положение на южных окраинах русского государства. Основание Воронежа. Население Воронежа. Основные занятия жителей. Воронеж в Смутное время. Воронежский уезд в начале XVII в. Строительство Белгородской засечной черты. Украинские переселенцы в Воронежском крае. Хозяйственная жизнь в нашем крае в XVII в. Народные восстания XVII в. Фрол Разин на Дону. | Сообщения «Занятия населения Воронежа» | |
15 | Социальные особенности развития Воронежского края в XVII веке. | |||
16 | Воронежские «ухожьи» и борьба с набегами татар. | |||
17 | Возникновение и развитие городов. | |||
5. Воронежский край в Петровскую эпоху. (3 часа) | ||||
18 | Время правления Петра I. | Азовские походы 1695, 1696 гг. Строительство флота в Воронеже. Кумпанства. Положение населения. Народные возмущения в крае. Заселение Воронежского края. Азовская (Воронежская) губерния. Святитель Митрофаний. | Презентация «Воронеж – колыбель русского флота» | |
19 | Развитие экономики Воронежского края в петровское время. | |||
20 | Воронеж в петровское время. | Презентация «Памятники петровской эпохи» | ||
6.Воронежская губерния во второй – последней четверти XVIII века. (8 часов) | ||||
21 | Формирование административно-территориальной структуры. | Хозяйство Воронежской губернии в XVIII в. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Торговля. Изменения границ Воронежской губернии. Освоение края. Изучение природы Воронежской губернии (С. Гмелин, П.С. Паллас, И. Гюльденштедт и др.). Город Воронеж во второй половине XVIII в. | ||
22 | Экономическое развитие. | |||
23 | Социальная структура. | |||
24 | Судостроение в послепетровский период. | |||
25 | Органы власти и управление. | |||
26 | Воронеж – центр управления. | |||
27 | Социальные конфликты. | |||
28 | Культурная и научная жизнь. | |||
7. Воронежский край в первой половине XIX в. (4 часа) | ||||
29 | В годы Отечественной войны 1812 года. | Отечественная война 1812 г. Её влияние на Воронежскую губернию. Восстание декабристов. Декабристы на воронежской земле. Воронеж в первой половине XIX в. Экономика Воронежской губернии в первой половине ХIX в.: сельское хозяйство, развитие промышленности, торговля. Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века. Учебные заведения. Театр. Воронежские поэты – А. В. Кольцов и И. С. Никитин. | ||
30 | Социально-экономическое развитие Воронежской губернии. | |||
31 | Общественная жизнь. | |||
32 | Развитие просвещения и культуры в Воронежской губернии в первой половине XIX века. | |||
33 | Обобщающий урок по курсу. | |||
34-35 | Резервное время. |
6. Тематическое планирование 9 класс
Дата | № | Тема урока | Основные понятия или содержание | Практическая работа |
| ||||
1 | Отмена крепостного права. | Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в. Развитие сельского хозяйства Воронежской губернии, жизнь крестьян. Железнодорожное строительство. Развитие промышленности (завод Столля, железнодорожные мастерские). Условия труда на промышленных предприятиях. Общественно-политическая жизнь Воронежской губернии. Ход либеральных реформ 1860-1870-х гг. в Воронежской губернии. Развитие образования. Появление в Воронежской губернии первых революционных организаций. Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. Развитие издательского дела. Краеведческие исследования. | ||
2 | Развитие капиталистических отношений в Воронежской губернии. | |||
3 | Проведение реформ 1860-1870-х годов в Воронежской губернии. | |||
4 | Общественное движение в Воронежской губернии. | |||
5 | Просвещение и культура. | Виртуальная экскурсия по краеведческому музею Воронежа. | ||
| ||||
6 | Социально-экономическое положение Воронежской губернии на рубеже ХIХ – ХХ веков. | «Вымирающая деревня». Развитие промышленности. Ход столыпинской аграрной реформы в губернии. Развитие образования. Деятельность революционных организаций в Воронежской губернии в начале ХХ века. Ход первой российской революции в губернии. Образование политических партий. Первая Мировая война. Ход войны. Героизм русского солдата. Влияние I Мировой войны на Воронежскую губернию. | ||
7 | Общественное движение в Воронежской губернии в начале ХХ века. | |||
8 | Власть и общество в Воронежской губернии во время революции 1905-1907 годов. | Сообщение или презентация об одном из деятелей движения. | ||
9 | Воронежская губерния в 1907-19014 годы. | |||
10 | Воронежская губерния в период Первой мировой войны. (1914-1917 годы) | |||
11 | Развитие культуры Воронежской губернии в начале ХХ века. | Сообщение о культурной жизни губернии того времени. | ||
| ||||
12 | В годы Великой российской революции 1917 года. | Первые годы советской власти. Изменения в жизни населения. Военный коммунизм. Централизация власти, формирование однопартийной системы. Комбеды в сельской местности. Недовольство крестьян. Национализация воронежской промышленности. Изменения в общественной жизни. Развитие образования, ликбез, Воронежский университет. | ||
13 | Воронежская губерния в годы Гражданской войны. | Тестовые задания по истории Воронежского края в начале ХХ века. | ||
| ||||
14 | Индустриальное развитие края. | Влияние событий Первой мировой войны и Гражданской войны на социально-экономическую ситуацию в Воронежской крае. Изменения в административно-территориальном делении Центрального Черноземья. Индустриально развитие края, особенности коллективизации сельского хозяйства. Образование и культура. | ||
15 | Воронежская деревня в 1920-1930-е годы. | презентация | ||
16 | Развитие образования и культуры. | |||
17 | Государственные репрессии в Воронежском крае в 1920-1930-е годы. | |||
| ||||
18 | Перестройка на военный лад ( 22 июня 1941-го – 27 июня 1942 года) | Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область в начале войны. Бои на Воронежской земле. Область в оккупации. Освобождение Воронежской области. Восстановление хозяйства области в 1943-1945 гг. Духовная жизнь Воронежского края в 20-40-е гг. ХХ в. | ||
19 | Боевые действия на территории Воронежской области ( 28 июня 1942-го – 2 февраля 1943 года) | |||
20 | Героическая оборона на Воронежском направлении и в черте города Воронежа ( 28 июня – 11 июля 1942 года) | Работа с картой | ||
21 | Контрнаступление советских войск на Верхнем и Среднем Дону и в районе Воронежа ( 12 июля – 4 октября 1942 года) | |||
22 | Зимние наступление 1942-1943 годов и полное освобождение Воронежа и Воронежской области. | Виртуальная экскурсия по местам боевой славы. | ||
23 | Героизм и подвиги защитников и освободителей воронежской земли. | |||
24 | Оккупационный режим и преступления захватчиков | |||
25 | Народное сопротивление захватчикам в тылу врага. | Сочинение «Война в судьбе моей семьи» | ||
26 | Начало восстановления разрушенного хозяйства и помощь фронту в 1943-1945 годах. | |||
27 | Ратный и трудовой подвиг жителей Воронежской области в годы Великой Отечественной войны. | Сообщение или презентация о подвигах наших земляков | ||
| ||||
28 | Воронежская область в послевоенный период (1946-1953 годы) | Воронежская область в 1945-1950-е гг. Восстановление промышленности и сельского хозяйства. Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1960-1990 гг. Образование и культура Воронежской области в послевоенные годы. Воронеж в послевоенные годы. Рост и благоустройство города. Воронежские писатели и поэты второй половины ХХ века. Воронежская область в годы перестройки. Воронежская область в 1990-е гг. Изменения в общественной жизни и экономике Воронежской области. Развал промышленности и сельского хозяйства. Обеднение населения. Россия и Воронежская область в ХХI в. Экономика региона в начале XXI в. | ||
29 | Воронежская область в годы «оттепели» ( 1953-1964 годы) | |||
30 | Воронежская область в период стабильности и кризиса советской системы (1964-1985 годы) | Сообщения о развитии промышленности края. | ||
31 | Воронежская область в годы перестройки и гласности ( 1985-1991 годы) | |||
32 | Воронежская область в условиях новой России (1991-1999 годы) | |||
33 | Воронежская область в начале ХХI века. | |||
34 | Обобщающее повторение за весь курс. |
7. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Дополнительная литература:
Историческое краеведение Воронежской области. 8-9 классы. Под редакцией Б.Я. Табачникова.
Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2015.
Интернет ресурсы:
сайт поддержки курсов по краеведению Воронежской области – www.край36.рф
8. Панируемые результаты изучения предмета
По итогам изучения исторического краеведения Воронежской области ученик должен знать:
- историю заселения территории области;
- историю ее исследования, имена ученых, внесших наибольший вклад в изучение области, источники по истории края;
- основные этапы и главные события истории края с древности до настоящего времени;
- важнейшие достижения культуры края.
Уметь:
- соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
- соотносить события истории Воронежской области с историей России и мира;
- использовать для выполнения заданий различные источники краеведческой информации;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и выполнении учебных заданий; сравнивать свидетельства разных источников;
- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебных пособий, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
- понимать исторические причины и историческое значение событий и явлений современной жизни.
Владеть
- методами получения краеведческих знаний;
- приемами работы с географическими картами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Данная рабочая програма сосотавлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008) для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...
Рабочая программа по краеведению 9 класс
Рабочая программа по краеведению для 9 класс...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Культура народов Поволжья»....
Рабочая программа по краеведению 7 класс.
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....