Рабочая программа по краеведению 7 класс.
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Зам.директора МБОУ «ООШ с. Степное» Энгельсского муниципального района ___________/Нурмухамбетова К.К./ | Утверждаю Директор МБОУ «ООШ с. Степное» Энгельсского муниципального района __________/Корниенко В.Н./ Приказ № от |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «краеведение»
для обучающихся 7 класса
МБОУ «ООШ. С. Степное»
Энгельсского муниципального района
(базовый уровень)
На 2012/2013 учебный год
Составитель:
Фомина Марина Владимировна
учитель географии
второй квалификационной категории
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии.
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009.
Данная программа содержит план изучения учебного материала по краеведению и предназначена для обучающихся 7 класса.
Рабочая учебная программа предназначена для обучения в МБОУ «ООШ с. Степное» Энгельсского района Саратовской области.
Основные цели и задачи курса:
1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.
2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.
3. Способствовать развитию биолого – экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.
4. Опираясь на концепцию В.И. Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.
5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.
6. Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.
7. Научить детей чувствовать красоту природы.
8. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
9. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты).
Специфика предмета:
Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим:
1. Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;
2. В новом стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Расте-ния. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;
3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возмож-ности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.
В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.
Ожидаемые образовательные результаты:
Обучающиеся должны знать/понимать
– сущность понятия «флора», «природное сообщество», «фитоценоз», «зооценоз»;
– значение различных экологических факторов для живых организмов; для устойчивости природных сообществ, значение биоразнообразия;
– роль и значение растений, грибов и бактерий, животных в круговороте веществ и непрерывности жизни;
– роль растений, грибов и животных в жизни человека;
– распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;
– виды опасных и ядовитых растений, грибов и животных нашей местности, правила безопасного поведения в природной среде;
– роль человека в охране органического мира, в сохранении биоразнообразия.
Обучающиеся должны уметь
– определять виды растений и животных с помощью школьного определителя;
–называть основные типичные виды растений, грибов, животных своей местности;
– узнавать по внешнему виду распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;
– приводить различные примеры природных сообществ и их видового состава;
– объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на их жизнедеятельность;
– давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям внутри сообщества, различным сезонным изменениям в жизни растений и животных;
– определять антропогенное влияние на природные сообщества, уровни жизненного состояния растений;
– прогнозировать изменения в развитии природных сообществ под воздействием антропогенной нагрузки;
– применять полученные знания для изучения и улучшения экологической ситуации в своем посёлке, районе.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Тематический блок | Кол- во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
1 | Введение | 1 | |||
2 | Методы краеведческой работы | 2 | |||
3 | Краткая географическая характеристика области. Характеристика природных сообществ | 4 | |||
4 | Растительный мир | 8 | 8 | 1 | |
5 | Животный мир области | 8 | 8 | 1 | |
6 | История развития органического мира | 4 | |||
7 | Влияние Человека на природные объекты. Охрана природы | 5 | 2 | 1 | |
8 | Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба» | 3 | 1 | ||
9 | Всего | 35 | 18 | 1 | 3 |
Основное содержание тематического плана.
Тематический блок, тема учебного занятия | Количество часов |
Введение Краеведение - наука о местности, в которой мы живем. Основные направления краеведческой работы. Науки, связанные с краеведением – география, биология, геология, история, метеорология. Краеведческая работа в области. Важнейшие краеведческие музеи. Районный краеведческий музей. Видные ученые краеведы области (Леопольдов А. Ф., Минх А. Н., Тилло А. А., Худяков Д. С. и др.). Краеведческие кружки, школьные музеи, детские краеведческие походы, как формы краеведческой работы. | 1 |
Методы краеведческой работы. Полевые наблюдения. Походы, экскурсии, фенологические и метеорологические наблюдения. Работа с картографическим материалом. Поиск информации о родном крае в краеведческой литературе и Internet. Статистическая обработка материала. Школьный краеведческий музей. Особенности школьных музеев. Размещение, оформление и систематизация экспонатов. Методика сбора палеонтологического исторического и биологического материала. Систематизация отобранного материала. Размещение экспонатов, оформление витрин, диорам, каталогизация коллекции. *Практическая работа со школьными определителями растений и животных. | 2 |
Краткая географическая характеристика области. Характеристика природных сообществ Рельеф. Приволжская возвышенность, Приокско-донская и Прикаспийская низменности, Сырт. Геологическая структура и важнейшие полезные ископаемые. Внутренние водоемы. Волга, малые реки, озера, пруды. Климат области. Сезонные климатические изменения. Сезонные изменения в жизни животных и растений. Основные природные зоны – лесостепь, степь, полупустыня. Пойменные природные объекты. Связь фауны и флоры с зональными, ландшафтными и климатическими характеристиками. Особенности представителей живого мира, обитающих в разных условиях. Взаимоотношения живых организмах в разных экосистемах. Природные сообщества лесостепной, степной и полупустынных зон. Природные сообщества пойм. Сообщества водоемов. Основные природные сообщества своей местности. *Практическая работа с атласом карт Саратовской области. *Экскурсия. Изучение местных экосистем: лес (лесополоса), степь (луг, поляна), водоем (река, пруд, озеро). | 4 |
Растительный мир Характеристика почв области. Общая информация о флоре. Растительность лесостепной, степной и полупустынной зоны. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со средой обитания. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы нашей местности. Редкие и охраняемые виды грибов. Использование растений в жизни человека. Лекарственные, пищевые растения. Дикорастущие листовые овощные растения. Сельскохозяйственные культуры. НИИ "Элита Поволжья". Роль саратовских ученых в растениеводстве (Н.И.Вавилов, Д.Л.Цицин, И.Н. Мамонтова и др.). Растения – паразиты. Сорные растения. Изучение распространенности местной флоры в зависимости от зоны, рельефа почв, водного режима и пр. Изучение флоры родного населенного родного города или поселка. Наиболее важные и интересные растительные объекты и сообщества окрестностей населенного пункта. Причины преобладания определенных форм растений в районе. Основные сельскохозяйственные культуры, характерные для района. *Практическая работа по изготовлению гербариев растений. *Составление рефератов об интересных растениях района. | 8 |
Животный мир области Общая характеристика фауны области. Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны. Водные животные. Связь строения животных с природной средой и образом жизни. Рыбные богатства Волги и малых рек. Микрофауна водоемов. Беспозвоночные животные. Ракообразные, черви, паукообразные и насекомые характерные для нашего края. Характерные птицы и млекопитающие района. Оседлые и мигрирующие птицы. Связь жизни животных с климатическими условиями и временами года. Животноводство в Саратовской области. Животный мир городов и других населённых пунктов. *Экскурсии в лес (лесополосу), в степь, на реку (озеро, пруд). *Составление списков местных животных и растений. *Практическая работа Зарисовка животных. *Составление рефератов о животном мире и отдельных интересных животных района. | 8 |
История развития органического мира. Основные этапы развития животного и растительного мира. Понятие о геохронологии. Восемнадцать саратовских морей и один океан. Наиболее интересные палеонтологические районы области (Тепловка, Озинки, Горный, Нижняя Банновка и др.). Характерные ископаемые животные области – губки, плеченогие, аммониты, белемниты, акулы, ихтиозавры и плезиозавры. Палеонтологическая характеристика родного края. *Экскурсия в карьер на обрыв или в места выхода древних пород. *Составление рефератов о наиболее интересных вымерших животных и растений или интересных геологических эпохах (отложения которых находятся на территории района). | 4 |
Влияние Человека на природные объекты . Охрана природы Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области. Промышленные предприятия. Саратовский химкомбинат и нефтеперерабатывающий завод, Балаковский комбинат химического волокна, Вольские цементные заводы и др. Промышленные предприятия, влияющие на окружающую среду в нашей местности. Предприятия энергетики. Добыча и транспортировка нефти и газа. Балаковская АЭС и экологические проблемы, связанные с ней. Крупнейшие месторождения и путепроводы области. Гидроэлектростанции и их влияние на флору, и фауну Волги. Транспорт. Важнейшие магистрали области. Сельское хозяйство. Глобальное влияние распашки целинных земель и строительство Саратовской оросительной системы на фауну и флору области. Влияние пестицидов на природные живые объекты. Влияние населения на состояние окружающей среды. Свалки. Методы снижения бытовой нагрузки на окружающую среду. ВПК. Проблемы, связанные с ликвидацией химического оружия. Природоохранная деятельность в Саратовской области. Защита животных, растений, природных комплексов. Защита малых рек и родников. Меры охраны природной среды. Организации, занимающиеся охраной природы. Экологическая пресса области. Мероприятия по охране природы. Очистка сточных вод. Леса и лесное хозяйство области. Регуляция охоты. Гос. НИИОРХ. Красная книга Саратовской области. Редкие и охраняемые животные России, области и родного края. Дрофа, стрепет, орлан-белохвост, тюльпан Шренка, Венерин Башмачок и другие уникальные растения и животные – природные достояния всей планеты. Природоохранные территории нашей области. Хвалынский национальный парк. Природоохранные заказники. Памятники природы. Природоохранные объекты родного края. *Составление красной книги своего района. | 5 |
Итоговая конференция «Судьба природы– наша судьба» | 3 |
Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема | Практические работы, проекты | Дата проведения | Корректировка |
1. | Введение. Цели и задачи курса «Биологическое краеведение». | |||
2. | Методы краеведческой работы. | №1. Полевые наблюдения. Работа с картографическим материалом. | ||
3. | Экскурсия на пришкольный участок | №2. Ознакомление с методами гербаризации растений, правилами оформления гербария. | ||
4. | Особенности компонентов природы Саратовской области (Рельеф, климат, природные зоны) | №3. Работа с картами Саратовской области для установления связей фауны и флоры с зональными, ландшафтными и климатическими характеристиками | ||
5. | Природные сообщества лесной, степной и полупустынных зон; пойм, водоёмов. Основные природные сообщества своей местности. | . | ||
6. | Практическая работа с атласом карт Саратовской области. | |||
7. | Экскурсия. Изучение местных экосистем: лесополоса, луг, поляна, водоём. | |||
8. | Общая информация о флоре Саратовской области. | |||
9. | Споровые растения. Грибы. | |||
10. | Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области. | |||
11. | Сельскохозяйственные культуры | |||
12. | Лесная растительность | |||
13. | Степная и полупустынная растительность | |||
14. | Луговая и прибрежно-водная растительность | |||
15. | Обобщающее повторение. Контрольная работа по теме растительный мир области | |||
16. | Общая характеристика фауны области | |||
17. | Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны | |||
18. | Околоводные и водные животные | |||
19. | Беспозвоночные животные. | |||
20. | Связь жизни животных с климатическими условиями и временами года | №4. Фенологические наблюдения за животными | ||
21. | Животноводство в Саратовской области. Сельскохозяйственные животные. Заочная экскурсия на зооферму | |||
22. | Животные города | №5. Наблюдение за птицами. Зарисовка животных | ||
23. | Обобщение материала по теме «Животные Саратовской области» | |||
24. | Основные этапы развития животного и растительного мира. Понятие о геохронологии | |||
25. | Характерные ископаемые животные области | |||
26. | Палеонтологическая характеристика родного края | |||
27. | Обобщение по теме «История развития органического мира». | Составление рефератов о наиболее интересных вымерших животных и растений или интересных геологических эпохах | ||
28. | Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области. | |||
29. | Влияние сельского хозяйства на природу области | |||
30. | Природоохранная деятельность в Саратовской области | |||
31. | Красная книга Саратовской области | |||
32. | Итоговая контрольная работа по курсу биологическое краеведение | |||
33 - 35. | Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба» . | Защита проектов |
Информационно – методическое обеспечение.
УМК:
«Биологическое краеведение»: учебное пособие для 7 кл./Сост. В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010 – 96 с.
Рабочая тетрадь по «Биологическому краеведению» Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская: для 7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010 – 64 с.
Программа «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ
авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009.
Литература для учителя:
1. Атлас мезозойской фауны и спорово-пыльцевых растений нижнего Поволжья и сопредельных областей. вып. I-IV. Саратов, Изд-во СГУ, 1972.
2. Доклады о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1991 - 2005-х годах. Саратов, Государственный комитет по охране окружающей среды (названия менялись), 1991 - 2006 гг.
3. Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996.
Литература для обучающихся:
1. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто не видел. Саратов, Прив. Изд-во, 1989.
2. Энциклопедия Саратовского края. Саратов, Приволжское кн. Изд-во, 2002, 688 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Данная рабочая програма сосотавлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008) для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...
Рабочая программа по краеведению 9 класс
Рабочая программа по краеведению для 9 класс...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Культура народов Поволжья»....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Рабочая программа курса «Культура края» разработана на основе авторской программы для 8 класса общеобразовательных школ (авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.)...