Рабочая программа по краеведению 9 класс
рабочая программа по краеведению (9 класс) по теме
Рабочая программа по краеведению для 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по краеведению 9 класс | 629 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Бобровская средняя общеобразовательная школа» Троицкого муниципального района Челябинской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
ШМО Зам.директора по УВР Директор
Руководитель: В.Н.. Бегашева В. Е. Чернова
«___»__________2012__г. «___»___________2012г. «____»________2012__г.
Рабочая учебная программа
по краеведению для 6-9 классов_(9 класс)_____
на 2012 -2013 учебный год
составлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008).
Примерной программы основного общего образования
Учебника: Краеведение. Челябинская область. 9 класс: Учебник для основной школы/ под ред. В.М. Кузнецова.–
Челябинск: АБРИС, 2012 г.
Учитель: Л. Н.Мироненко
Образование: высшее
Квалификационная категория: высшая
2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
Паспорт программы ..…………………………………………………………………………………………………….. | 3 |
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………… | 4-6 |
Содержание курса…………………………………………………………………………………………………6 - 8 |
Календарно-тематический план курса ……………………………………………………………………………9 -11 |
Планируемые результаты обучения по курсу …...……………………………………………………………………… | 12-13 |
Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу ……….………………………………13-14 |
Цифровые образовательные ресурсы по курсу ....……………………………………………………………………… | 15 |
Приложения………………………………………………………………………………………………………………………. |
Контрольно-измерительные материалы по курсу ………………………………………………15 -25………… |
ПАСПОРТ
рабочей программы учебного курса краеведения
«Челябинская область - субъект Российской Федерации» ( 9 класс)
Тип программы: программа общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Цель Программы: оказание содействия обучающимся в освоении содержания учебного курса
Назначение программы:
- для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МКОУ« Бобровская средняя общеобразовательная школа» программа определяет приоритеты в содержании исторического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МКОУ« Бобровская средняя общеобразовательная школа» программа является основанием для определения качества реализации общего краеведческого образования.
Категория обучающихся: учащиеся 9-х классов МКОУ« Бобровская средняя общеобразовательная школа»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 35 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Уровень освоения содержания краеведческого образования: общекультурный.
Основные способы освоения содержания Программы: репродуктивный и творческий.
Виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, портфолио ученика), промежуточная аттестация в форме контрольной работы
Итоговый документ: аттестат об основном общем образовании
(выставляется отметка по предмету «Краеведение» за 9 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание учебного предмета «Краеведение» в основной школе (6-9 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
- Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской
Области / Под общей редакцией канд. ист. наук В.М.Кузнецова/. – Челябинск: АБРИС, 2008
- Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006);
- Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004 года № 1089);
- «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011 – 2012 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16 июня 2011 г. № о4-997)
- «О разработке и утверждении рабочих программ учебных дисциплин, предметов, курсов (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404;
- «О преподавании учебного предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области
в 2012-2013 учебном году» (приложение № 10 к письму Министерства образования и науки Челябинской области
от 10 .07. 2012 г. № 24/5135);
- Учебный план МКОУ « Бобровская средняя общеобразовательная школа» на 2012 – 2013 учебный год.
Согласно учебному плану МКОУ« Бобровская средняя общеобразовательная школа» учебный предмет «Краеведение» изучается в 6-9 классах основной школы.
На изучение курса краеведения «Челябинская область - субъект Российской Федерации»
в 9 классе выделяется 35 часов в год (1 час в неделю).
Данная рабочая программа инновационного курса краеведения 9класса составлена на основе вариативной программы по краеведению под редакцией В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2009).
Главной целью краеведческого образования в основной школе является воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Изучение краеведения в курсе 9 класса «Челябинская область - субъект Российской Федерации» ( 9 класс)
направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных краеведческих понятиях, особенностях природы, населения и хозяйства Челябинской области во всем его разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, об истории и современной жизни своего населенного пункта и Южного Урала как опорного края России;
• овладение умениями работать с различными источниками краеведческой информации; сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия; ориентироваться на местности;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание уважения к истории региона и местным традициям, любви к родному краю, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению природы родного края и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Изучение краеведения в курсе «Челябинская область - субъект Российской Федерации» ( 9 класс)
направлено на достижение следующих задач:
освоение учащимися знаний об истории изучения, особенностях природы, населения и хозяйства Челябинской области,
г. Челябинска, села Бобровка Троицкого района, города Троицка, Северо-Восточного микрорайона.
- овладение обучающимися умениями самостоятельно работать с основными источниками социально-экономической информации;
- развитие у школьников познавательных интересов к изучению краеведения на основе решения местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание у детей уважения к истории Южного Урала как опорного края России и современной жизни Челябинской области – субъекта Российской Федерации, позитивного отношения к окружающей природной среде;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к реализации потенциала родного края и социально-ответственному поведению в городе; адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Ведущими принципами обучения по краеведению в 9 классе являются научность, последовательность, сбалансированность теории и практики.
Структура интегрированного учебного курса 9 класса определяется тем, что краеведение вбирает в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические элементы. Курс включает 4 учебные темы: «От Исетской провинции до Челябинской губернии», «Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской области», «Микрорегионы и города Челябинской области», «Челябинская область – субъект РФ».
В основу содержания курса положено понимание краеведения как интегрированного учебного предмета, раскрывающего взаимодействие человека и окружающей среды, позволяющего обучающимся увидеть родной край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый регион Челябинского Южного Урала. Обращается пристальное внимание к субрегиональному материалу, изучению Челябинска, города Троицка и родного села Бобровка, и Троицкого района..
На изучение курса «Челябинская область - субъект Российской Федерации» в 9 классе выделяется 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы, резерв учебного времени в объеме 7 часов, предусмотренный вариативной программой по краеведению, распределен учителем на изучение местного (школьного) компонента по следующим темам: «Наш край в составе России» (1 час), «Хозяйство и социально-экономическое развитие Челябинской области» (2 часа), «Микрорегионы и города Челябинской области» (2 часа), «Челябинская область – субъект РФ» (2 часа).
При изучении курса будет использоваться учебно-методический комплект издательства «АБРИС», включающий учебник и справочные издания. В школе имеются также учебник «Челябинск. История моего города» и дополнительная краеведческая литература, а также цифровые образовательные ресурсы, в том числе мультимедийные презентации, подготовленные учителем.
В преподавании курса реализуется важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, деятельностным формам организации учебного процесса в сельской школе. Предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные, комбинированные и повторительно-обобщающие уроки. Планируются следующие формы (виды) учебных занятий: уроки-практикумы, уроки-экскурсии, уроки-конференции.
В обучении используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов); практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками).
В системе педагогического мониторинга по краеведению используются следующие виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, оценочные практические работы), промежуточный контроль (контрольная работа). Годовая контрольная работа проводится по контрольно-измерительным материалам, рекомендованным кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО, с включением заданий по местному (школьному) компоненту содержания курса.
Планируемые результаты обучения по курсу как ступень личностного и коллективного роста учащихся в краеведческом образовании представлены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся».
Предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные (ВУ), комбинированные и повторительно-обобщающие (ПОУ) уроки. Планируются следующие формы (виды) учебных занятий: уроки-практикумы (ПР), уроки-экскурсии (УЭ), уроки-конференции (УК), в календарно-тематическом плане соответственно обозначенные указанными сокращениями.
На основании решения педагогического совета МКОУ« Бобровская средняя общеобразовательная школа» оценка по краеведению выставляется по полугодиям.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (35 часов)
«Челябинская область - субъект Российской Федерации»
Тема 1. Введение. От Исетской провинции до Челябинской губернии
Челябинская область на карте России. Административно-территориальные преобразования на Южном Урале. 1708 г. – губернская реформа Петра I. Южный Урал в составе Сибирской и Казанской губерний. Исетская провинция. «Оренбургский проект». «Птенцы гнезда Петрова» на Южном Урале: И.К.Кирилов, В.Н.Татищев, В.А.Урусов, И.И.Неплюев. 1775 г. – губернская реформа Екатерины II. 1865 г. – реформы Александра II. Губернаторы и градоначальники XVIII – XIX вв. Горнозаводские округа. Оренбургская, Уфимская и Пермская губернии. Челябинский, Троицкий, Верхнеуральский и Златоустовский уезды. Земли Оренбургского казачьего войска. Уральская область. 17 января 1934 г. – образование Челябинской области. 1943 г. – формирование современных границ Челябинской области. Практическая работа по контурной карте. Административно-территориальные преобразования на Южном Урале.
Тема 2. «Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской области»
Исторические этапы формирования хозяйства края. Структура современной экономики. Отрасли промышленности. Производство конструкционных материалов. Черная и цветная металлургия. Строительный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Машиностроительный комплекс. Химико-лесной комплекс. Легкая промышленность. Агропромышленный комплекс. Изучение, использование и охрана почв. «Целинная эпопея». Инфраструктурный комплекс. Транспорт и энергетика. Сфера услуг. Челябинск – финансовый центр. Банки. Известные хозяйственники. Экологические проблемы и пути их решения.
Встречи с интересными людьми, интервью:
- Передовики производства, фермеры, руководители и предприниматели.
Экскурсии:
- Местные предприятия промышленности, сельского хозяйства и торговли.
Практические работы:
- Анализ статистики промышленного и сельскохозяйственного производства. Построение диаграмм и графиков.
- Выполнение схемы отраслевых и межотраслевых связей.
- Подготовка выставки продукции местных предприятий промышленности и Южного Урала.
- Подготовка стенгазеты «Торговые знаки предприятий и фирм Южного Урала».
- Характеристика промышленного (сельскохозяйственного) предприятия.
- Конкурс проектов: выступление на международном экономическом форуме с рекламой продукции предприятий и фирм Челябинской области.
- Контурная карта. Размещение промышленных предприятий Южного Урала.
- Контурная карта. Развитие сельского хозяйства на Южном Урале.
- Контурная карта. Развитие транспорта на Южном Урале.
Тема 3. Микрорегионы и города Челябинской области
Обзорные историко-географические портреты микрорегионов Южного Урала. Историко-географические особенности развития районов. Факторы, оказавшие влияние на производственную специализацию районов. Горнозаводский район. Аша, Сим, Миньяр. Катав-Ивановск, Усть-Катав и Юрюзань. Нязепетровск и Верхний Уфалей. Бакал, Сатка. Касли, Кыштым, Карабаш. Златоуст, Куса. Миасс. Озерск, Снежинск, Трехгорный. Верхнеуральск. Чебаркуль. Троицк, Пласт, Южноуральск. Копейск, Коркино, Еманжелинск. Челябинск – столица Южного Урала. Городское хозяйство. Экономические связи Южного Урала. «Большой Урал». Инвестиционная привлекательность региона.
Встречи с интересными людьми, интервью:
- Пожарные, спасатели, участковые милиционеры, сотрудники ГИБДД, работники коммунальных служб о своей работе.
- Ученые и краеведы об истории городов и сел Южного Урала.
Экскурсии:
- Местные предприятия коммунального хозяйства и системы жизнеобеспечения.
Практические работы:
- Анализ статистики хозяйственного развития городов и районов. Построение диаграмм и графиков.
- Выполнение схемы территориальных связей городов и районов.
- Подготовка стенгазеты «Гербы и символы городов и районов Южного Урала».
- Экономико-географическая характеристика города (районного центра).
- Сравнительная характеристика районов и городов.
- Конкурс проектов: выступление на градостроительном совете с концепцией развития сельского поселения.
- Контурная карта. Города и районы Южного Урала.
Тема 4. Челябинская область – субъект Российской Федерации.
Региональный рынок труда. Структура занятости населения в районе (городе, селе). Юридически-правовые аспекты развития края. Сфера защиты прав, интересов, здоровья жителей (юридические консультации, поликлиники, диагностические центры и др.). Известные врачи, социологи, политики, юристы и правозащитники. Социальный портрет южноуральца в прошлом и настоящем.
Уральский федеральный округ. Законодательное собрание Челябинской области. Устав и законы Челябинской области. Губернатор и Правительство Челябинской области. Челябинский областной суд и система правосудия. Местное самоуправление. Муниципальные районы и городские округа. Газеты, журналы, радио, телевидение и Интернет на Южном Урале. Роль средств массовой информации в социальной и культурной жизни Челябинской области.
Встречи с интересными людьми, интервью:
- Депутаты, представители органов управления о полномочиях местных властей.
- Журналисты о своей работе.
- Социологический опрос: «Социальные проблемы Южного Урала и пути их решения».
Экскурсии:
- Школьный (краеведческий) музей об истории Челябинской области.
- Объединенный Государственный архив Челябинской области (историческая выставка).
- Музей Челябинского областного суда.
Практические работы:
- Анализ статистики социально-культурного развития региона. Построение диаграмм и графиков.
- Выполнение схемы «Разделение властей в Челябинской области».
- Подготовка стенгазеты «Социальный портрет южноуральца».
- Сравнительная характеристика «Челябинская городская дума в начале ХХ в. и в начале XXI в.
- Конкурс проектов: выступление кандидата в депутаты перед избирателями с предложениями по решению социальных проблем.
Местный (школьный) компонент (6 час.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса краеведения
«Челябинская область – субъект Российской Федерации» ( 9класс, 35 час)
Дата | № п/п | Наименование темы, учебного занятия | Материал учебника | Примечание |
Тема 1 «От Исетской провинции до Челябинской области» (4 час). |
Введение. «От Исетской провинции до Челябинской области» | Урок-практикум по карте |
2. | В горных округах : южноуральские заводы. | §2 | Контурная карта |
3 | « На службе Отечеству»: оренбургское казачество | § 1 |
4. | «Зауральский Чикаго»: дореволюционный Челябинск | §3 |
Тема 2. «Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской области» (10 ч) |
5 | «Опорный край державы»: общая характеристика хозяйства | §4 |
6 | Бурый у голь и мирный атом: топливно-энергетический комплекс | §5 |
7 | «Хлеб экономики : чёрная, цветная и «белая» металлургия | §6 |
8 | Машиностроительный комплекс Южного Урала | §7 | Контурная карта |
9 | Химико-лесной комплекс Южного Урала | §8 |
10 | «Фундамент завтрашнего дня»: строительный комплекс | §9 |
11 | Агропромышленный комплекс Южного Урала | §10 |
12 | Легкая промышленность Южного Урала | §11 |
13 | Инфраструктурный комплекс Южного Урала | §12 | Контурная карта |
14 | От охраны природы к устойчивому развитию: экология и природопользованию | Г. Ч.О§13 |
15 | Обобщающее повторение темы : «Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской области» | С.74Тестирование |
Тема 3. Микрорегионы и города Южного Урала (9ч) |
16 | «Край дважды целинный»: Южно-зауральский район | §14 |
17 | « Стальная столица России - Магнитогорск» . | § 15 |
18 | Горнозаводской район. | §16эссе | Виртуальная Экскурсия |
19 | Южноуральское «Сколково»: Озёрск,Снежинск,Трёхгорный | § 17 |
20 | «Центр или периферия?»-Восточно-зауральский район. | §18 |
21 | Челябинск – столица Южного Урала» | §19 | Защита проектов |
22 | «Экономика Троицка и Троицкого района». | М/К | Лабораторная работа с учебником и контурной картой и раб. тетрадью. |
23 | «Между Европой и Азией»: экономические связи Южного Урала | § 20 | Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы. |
24 | Обобщающее повторение темы: «Микрорегионы и города Южного Урала» |
Тема 4. Челябинская область – субъект Российской Федерации. |
25 | Южноуральцы – главное богатство нашего края | § 21 |
26 | Губернатор и депутаты: полномочия областных органов государственной власти | § 22. лит-ра | Подготовка стенгазеты |
27 | « На страже Закона»: судебная власть | § 23 работа с документами |
28 | «От мэра до старшего по подъезду»: Местное самоуправление | § 24 Доп.лит-ра |
29 | «Четвёртая власть»: средства массовой информации | § 25 | Урок- практикум |
30 | Местное самоуправление на примере Троицкого района и с Бобровка | Встреча -конференция | М/к Встреча с депутатами |
31 | Обобщающее повторение темы: Челябинская область – субъект Российской Федерации. | Конкурс проектов |
32 | Итоговая контрольная работа |
33 | Газеты, журналы, радио, телевидение г. Троицка и Троицкого района. Роль средств массовой информации в социальной и культурной жизни района. | Обмен впечатлений Встреча с местными журналистами |
| 34 | Школьный музей об истории Челябинской области | Экскурсия |
35 | Экскурсия: Местные предприятия коммунального хозяйства и системы жизнеобеспечения | Экскурсия |
Контрольные работы по курсу
15 | Обобщающее повторение темы : «Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской области» | С.74Тестирование |
32 | Итоговая контрольная работа |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ обучающихся
В результате изучения курса ученик должен…
знать/понимать
- краеведческие понятия и термины: ‘’ экономика, этнография, генеалогия, метрические книги, шежере; фольклор, топонимика; миграция, колонизация, ассимиляция; этнос, этнографическая группа; крестьяне, казаки, горнозаводские жители; изба, горница, тирмэ (юрта); реальное училище, гимназия, университет; церковь, мечеть, синагога, костёл, кирха; архив, библиотека, музей; круглая скульптура, рельеф, гравюра; «престольный праздник», сабантуй, фестиваль;
- лингвистическую классификацию народов Южного Урала; десять наиболее многочисленных национальностей Челябинской области;
- ключевые события истории народов Южного Урала: 1552 г. – после взятия Казани войсками Ивана IV Грозного башкиры добровольно приняли подданство русского царя; 1682 г. – основана Белоярская (Теченская) слобода (первое русское поселение на территории современной Челябинской области); 1731 г. – хан Младшего казахского жуза Абулхаир принят в подданство Российской империи; 1842 г. – казаки-нагайбаки переселены на Новую пограничную линию; 1897 г. – Первая Всероссийская перепись населения;
- ключевые события истории культуры Южного Урала: 1779 г. – открылось русское словесное училище (первая школа на территории Челябинской области); 1816 г. – открылся музей в Златоусте (старейший в Челябинской области); 1900 г. – Каслинский павильон получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже; 1903 г. - открылся Народный дом в Челябинске (ныне здание Театра юного зрителя); 1904 г. – первая демонстрация кинофильмов в Челябинске; 1921 г. – начал действовать Челябинский архив; 1922 г. – открылся театр драмы в Челябинске; 1923 г. – открылся краеведческий музей в Челябинске; 1929 г. – открылся ветеринарный институт в Троицке; 1956 г. – открылся театр оперы и балета в Челябинске; 1976 г. – открылся Челябинский государственный университет;
- результаты важнейших исследований ученых и краеведов: М.Д. Голубых, И.Г. Горохов, В.П. Бирюков, А.М. Маметьев, А.И. Лазарев, А.П. Моисеев, А.А. Рыбалко, Г.С. Трифонова, Е.В. Конышева, Е.И. Артюшкина;
- творчество выдающихся деятелей культуры Южного Урала: П.Г. Сафронов, А.К. Буров, Е.В. Александров; Л.Н. Головницкий, В.С. Зайков, В.А. Авакян, В.Ф. Митрошин; И.Н. Бушуев, Н.А. Лаверецкий, А.В. Чиркин; Н.А. Русаков, И.Л. Вандышев, З.Н. Латфулин; Г.Д. Моргулис, С.Г.Эйдинов, О.Г.Митяев; Н.Ю. Орлов, С.А. Герасимов, Л.Л. Оболенский;
уметь:
- анализировать семейные реликвии и фотографии как историко-краеведческие источники;
- соотносить даты событий истории Южного Урала с основными периодами отечественной истории;
- объяснять происхождение (приводить версии) этнонимов народов Южного Урала;
- объяснять причины добровольного и вынужденного переселения представителей различных национальностей на Южный Урал;
- показывать на карте Челябинской области районы современного компактного расселения народов;
- описывать произведения народного и профессионального искусства, проводить их классификацию;
- рецензировать просмотренные театральные постановки и кинофильмы;
- приводить примеры связей условий жизни и особенностей культуры народов Южного Урала, их взаимовлияния и взаимодействия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни; художественного языка различных видов искусства; смысла народных и религиозных обрядов и обычаев;
- формулирования собственных суждений о значимости переписей населения; об историко-культурном наследии народов Южного Урала;
- общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
- Используемый учебно-методический комплект
Материалы для контроля | Учебная программа | Учебники, учебные пособия | Пособия для учителя | Дидактические материалы |
Кузнецов В.М., Кузнецова Е.В. Контрольные работы по краеведению. 8 класс // Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 4 мая 2007 г. № 243. | Кузнецов В.М., ред. Краеведение: Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области:– Челябинск: АБРИС, 2008. | Краеведение. Челябинская область. 9 класс: Учебник для основной школы/ под ред. В.М. Кузнецова.– Челябинск: АБРИС, 2012 г. М. А. Андреева и А. С. Маркова Учебник «География Челябинская области» Челябинск: 2002/ Гитис М.С. Южноральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению. Челябинск: АБРИС, 2007. Челябинск. История моего города. Кн. для чтения / Под ред. В.С.Боже Г.С.Шкребня,. 2-е изд. Челябинск: АБРИС,2006 Виноградов Н.Б., Гитис М.С., Кузнецов В.М. Историческое краеведение. Челябинская область: учебное пособие. – Челябинск: Абрис, 2009. Гитис М.С Тетради Тетрадь юного краеведа «Троицкий район» Челябинск: Абрис, 2009. | А. С. Маркова, Т. Н. Малышева, Н. М. Чистякова Уроки по изучению географии Челябинской области Челябинск: АБРИС, 2008г. | Гитис М.С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. Челябинск: АБРИС, 2006. Челябинская область. Атлас / под ред. проф. В.В. Латюшина. – изд. 2-е, перераб. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2010. Виноградов Н.Б. Исчезнувший мир: атлас древней истории Южного Урала. Челябинск: ЮУКИ, 1995. |
Используемая дополнительная литература
- Алеврас Н.Н., Конюченко А.И. История Урала XI – XVIII вв. Учебн. пособие. Челябинск: ЮУКИ, 2000.
- Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учеб. пособие. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
- Челябинская область. Краткий справочник / Авт.-сост. М.С.Гитис, А.Л.Моисеев. Челябинск: АБРИС, 2004.
- Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. Челябинск: АБРИС, 2006НаНн.
- Челябинск. Энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2001.
- Челябинская область: Энциклопедия. Т. 1-5. Челябинск: Каменный пояс, 2003-2006.
- Алеврас Н.Н., Ибрагимова Л.Д., Кузнецов В.М., Салмина М.С. История Урала (XI – XVIII вв.): Метод. пособие для учителя. Челябинск: ЮУКИ, 2001.
- Андреева М.А. Озера Среднего и Южного Урала. Челябинск: ЮУКИ, 1973.
- Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия / Науч. ред. Г.Б.Зданович; сост. Н.О.Иванова. Челябинск: Каменный пояс, 1995.
- Архипова Н.П. Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. Свердловск: СУКИ, 1980.
- Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., ШкеринВ.А. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века XVIII века: Учеб. пособие. Екатеринбург: Дом учителя, 2001.
- Обухов., Шкерин В.А. ,Шкребень Г.С. История УралаXIX – XX веков : Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2005.
- Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей: В 2-х частях. Ч.1. УрО РАН, ЧелГУ. Челябинск: ЮУКИ, 1992.
- Горное сердце края / Сост. А.П. Моисеев. Челябинск: Рифей, 1994.
- Культура оренбургского казачества:сб. науч. Ст./ отв. ред. С. Е. Матушкин. Челябинск: Челяб. Гос. ун-т,2007
- Наш дом - Южный Урал./Ред. – сост.У.С. Бабунова/ Челябинск: Взгляд, 2007.
- Новое в археологии Южного Урала: Сб. научных трудов / Под ред. С.А. Григорьева. Челябинск: Рифей, 1996.
- Особо охраняемые природные территории Челябинской области. Челябинск: АТОКСО, 1993.
- Скобелкин Е.И..Шамсутдинов И.В. Щит порубежья, опора отечества.-Еманжелинск:, 2008.
- Ильменский заповедник. Челябинск: ЮУКИ, 1991.
- Калишев В.Б. У природы нет плохой погоды: о погоде Урала. Челябинск, 1998.
- Матвеев А.К. Вершины Каменного пояса. Челябинск: ЮУКИ, 1990.
- Аблина Н.А. Путешествия по столетиям… Троицку 260 лет. Челябинск: : Дом печати, 2003.
- Виноградов Н.Б. и др.Страницы древней истории Южного Урала: методическое пособие. Челябинск: ЮУКИ, 2000.
- Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ, 2007.
- Виноградов Н.Б., Гитис М.С., Кузнецов В.М. Историческое краеведение. Челябинская область: учебное пособие. – Челябинск: Абрис, 2009.
Материалы для контроля:
- Контрольно-измерительные материалы по курсу краеведения 9 класса «История и культура народов Южного Урала» Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 13 мая 2010 г. № 322
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
- Отечественная история до начала XX века: Учебное электронное издание. 1CD. – М.: ИНК, 2004.
- Виртуальная школа. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшее время.- М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.
- Стратегия Победы Восток. 1941-1945. 1CD. – М.: ИНК,2004
- История техники: Электронное средство учебного назначения. 2 CD. – М.: ГУРЦЭМТО; ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2004.
- Культурология: Русская художественная культура в контексте культур народов мира. 2 CD. – М.: ГУРЦЭМТО; ЗАО «Новый Диск»,2003.
- История религий: Электронное издание психолого-педагогического воспитательного назначения. 1 CD. - М.: ГУРЦЭМТО: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.
- История искусства: Электронное средство учебного назначения. 2 CD. – М.: ГУРЦЭМТО: ООО «Кирилл и Мефодий», 2003
- Приложение
- КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Цель проведения контрольной работы – оценка уровня подготовки обучающихся по курсу
- План (спецификация) контрольной работы:
Код задания | Проверяемые элементы содержания образования | Уровень сложности задания | Тип задания | Макс. балл за задание |
А1 | Границы Челябинской области | Б | ВО | 1 |
А2 | Органы государственной власти Челябинской | Б | ВО | 1 |
А3 | История Челябинской области | Б | ВО | 1 |
А4 | История Челябинской области | Б | ВО | 1 |
А5 | Отрасли специализации экономики Челябинской области. Металлургия и машиностроение | Б | ВО | 1 |
А6 | Отрасли специализации экономики Челябинской области. Энергетика | П | ВО | 1 |
А7 | Агропромышленный комплекс Челябинской области | Б | ВО | 1 |
А8 | Транспортная система Челябинской области | Б | ВО | 1 |
А9 | * История и экономика Челябинска | П | ВО | 1 |
В1 | Губернатор – высшее должностное лицо Челябинской области | П | КО | 1 |
В2 | Население и города Челябинской области | П | КО | 3 |
В3 | История и общая характеристика хозяйства Челябинской области | П | КО | 2 |
В4 | * История и экономика Челябинска | П | КО | 2 |
В5 | * Местное самоуправление Челябинска | П | КО | 2 |
С1 | * Геополитическое положение Челябинской области и Челябинска. Экологические проблемы в Челябинской области и Челябинске, пути их решения | В | РО | 6 |
Всего | 25 |
- * Проверяется местный материал (школьный компонент)
Уровень сложности задания: | Тип задания: |
Б – базовый П – повышенный В – высокий | ВО – задание с выбором ответа КО – задание с кратким открытым ответом РО – задание с развернутым открытым ответом |
- Контрольная работа по курсу
Учени 9 класса |
МОУ | (фамилия, имя) |
- Вариант I
- Инструкция по выполнению работы
- Контрольная работа состоит из трех частей, включающих 10 заданий. На её выполнение отводится 30 минут. Ответы на задания необходимо выполнять на данных бланках с вопросами.
- Часть 1 включает 6 заданий. К каждому заданию даётся 3 варианта ответа, только один из которых – правильный. Номер правильного ответа необходимо обвести кружком.
А1 | С государственной границей Российской Федерации совпадает граница Челябинской области… |
1 | с Республикой Башкортостан |
2 | с Республикой Казахстан |
3 | с Курганской областью |
4 | со Свердловской областью |
А2 | Высший исполнительный орган государственной власти Челябинской области называется |
1 | исполнительный комитет |
2 | министерство |
3 | областная администрация |
4 | правительство области |
А3 | С. Бродокалмак, с. Русская Теча и с. Усть-Багаряк в начале ХХ века относились к территории |
1 | Исетской провинции |
2 | Кыштымского горного округа |
3 | Оренбургского казачьего войска |
4 | Челябинского уезда |
А4 | Челябинская область была образована |
1 | 17 января 1934 г. |
2 | 6 февраля 1943 г. |
3 | 13 октября 1976 г. |
4 | 13 апреля 1995 г. |
А5 | Найдите лишний среди городов Челябинской области, в которых расположены крупнейшие предприятия отрасли специализации региона – машиностроительные заводы |
1 | Верхнеуральск |
2 | Златоуст |
3 | Кыштым |
4 | Миасс |
А6 | Какому из городов Челябинского угольного бассейна принадлежит этот герб? |
1 | Еманжелинск |
2 | Копейск |
3 | Коркино |
4 | Челябинск |
А7 | К какой отрасли хозяйства относятся знаменитые холдинги «Равис», «Макфа» и «Ариант»? |
1 | Коммунальной |
2 | Легкой |
3 | Пищевой |
4 | Химической |
А8 | Начало Транссибирской магистрали – самой протяженной в мире железной дороги длиной более 9 тыс. км |
1 | Екатеринбург |
2 | Златоуст |
3 | Москва |
4 | Челябинск |
А -9.К какой стадии по уровню социально-экономического развития относится территория Челябинской области, в которой мы проживаем? |
- Контрольная работа по курсу
Учени 9 класса |
МОУ | (фамилия, имя) |
- Вариант II
- Инструкция по выполнению работы
- Контрольная работа состоит из трех частей, включающих 10 заданий. На её выполнение отводится 30 минут. Ответы на задания необходимо выполнять на данных бланках с вопросами.
- Часть 1 включает 6 заданий. К каждому заданию даётся 3 варианта ответа, только один из которых – правильный. Номер правильного ответа необходимо обвести кружком.
А1 | Челябинская область имеет наиболее протяженную границу |
1 | с Республикой Башкортостан |
2 | с Республикой Казахстан |
3 | с Курганской областью |
4 | со Свердловской областью |
А2 | Законодательный (представительный) орган государственной власти Челябинской области называется: |
1 | Законодательное Собрание |
2 | Областная Дума |
3 | Правительство |
4 | Совет депутатов |
А3 | Современные с. Еткульское, г. Миасс, пос. Чурилово в начале ХХ века относились к территории |
1 | Исетской провинции |
2 | Кыштымского горного округа |
3 | Оренбургского казачьего войска |
4 | Челябинского уезда |
А4 | Первый Устав Челябинской области был принят |
1 | 17 января 1934 г. |
2 | 6 февраля 1943 г. |
3 | 13 октября 1976 г. |
4 | 13 апреля 1995 г. |
А5 | Найдите лишний среди городов Челябинской области, в которых расположены предприятия отрасли специализации региона – черной металлургии |
1 | Верхний Уфалей |
2 | Златоуст |
3 | Сатка |
4 | Челябинск |
А6 | Какому из «закрытых» городов Челябинской области, где планировали построить Южно-Уральскую атомную станцию, принадлежит этот герб? |
1 | Локомотивный |
2 | Озерск |
3 | Снежинск |
4 | Трехгорный |
А7 | К какой отрасли животноводства относится агропромышленное предприятие, которое находится в поселке Красногорском Еманжелинского района Челябинской области? |
1 | Молочное животноводство |
2 | Овцецоводство |
3 | Птицеводство |
4 | Свиноводство |
А8 | Город железнодорожников, узел широтных и меридиональных магистралей, связывающих промышленные предприятия Урала с Казахстаном и Средней Азией |
1 | Бреды |
2 | Карталы |
3 | Усть-Катав |
4 | Южноуральск |
А9 | К территории какой губернии относился наш город в начале ХХ века? |
1 | Оренбургской |
2 | Пермской |
3 | Уфимской |
4 | Челябинской |
- Часть 2 состоит из 3 заданий. Ответы на эти задания необходимо сформулировать самостоятельно, в виде слова, сочетания букв или цифр, (например, Челябинск, АБВГ, 1234), и вписать в прямоугольник.
В1 | Прочтите краткое жизнеописание известного политического деятеля Челябинской области, укажите его фамилию, имя, отчество и должность Родился в 1946 г. в селе Верхняя Санарка под Троицком. Окончил металлургический факультет ЧПИ. После института работал на ЧМЗ подручным сталевара, мастером. Затем на комсомольской и партийной работе. Возглавлял общественно-политическое движение «За возрождение Урала». |
В2 | Расставьте города Челябинской области по убыванию численности населения после Челябинска, Магнитогорска, Златоуста и Миасса |
А) Троицк | Б) Копейск | В) Снежинск | Г) Озерск |
1. | 2. | 3. | 4. |
В3 | Укажите, за какие заслуги перед страной 4 декабря 1970 г. Челябинская область была награждена вторым орденом Ленина? |
В4 | Укажите название и экономическую отрасль, которой относится градообразующее предприятие нашего района. |
В5 | Укажите фамилию, имя, отчество и должность высшего должностного лица в нашем городе. |
- Часть 3 включает 1 задание с развернутым открытым ответом. Это задание требует полного ответа на поставленные вопросы в виде связного рассказа.
С1 | Как называется наука, изучающая взаимоотношения человека и природы? Опишите проблемы, связанные с охраной окружающей среды в Челябинской области и Челябинске. Какие могут быть пути решения этих проблем? |
- Указания к проверке и оцениванию контрольной работы
- 1) Дробные баллы (0,25; 1,5) при оценивании не допускаются.
- 2) В заданиях А1-В1 выставляются максимальные баллы (1 или 2).
- 3) В заданиях В2-С1 баллы выставляются от 1 до максимального.
Код | Правильный ответ | Баллы |
I вариант | II вариант |
А1 | 2 | 1 | 1 |
А2 | 4 | 1 | 1 |
А3 | 4 | 3 | 1 |
А4 | 1 | 4 | 1 |
А5 | 1 | 1 | 1 |
А6 | 1 | 2 | 1 |
А7 | 3 | 4 | 1 |
А8 | 4 | 2 | 1 |
А9 | * | * | 1 |
В1 | Михаил Валерьевич Юревич – губернатор Челябинской области | Петр Иванович Сумин – экс-губернатор Челябинской области | 1 |
В2 | Г А В Б | Б Г А В | 1-3 |
В3 | За успехи в освоении целинных земель и выполнение планов сдачи зерна государству | За успехи в выполнении по развитию народного хозяйства и особенно отраслей тяжелой промышленности | 1-2 |
В4 | * | * | 1-2 |
В5 | * | * | 1-2 |
С1 | Связный рассказ. Основное содержание ответов: | 1-6 |
1) Наука о законах развития хозяйства и рациональных правилах его ведения 2)* В конце ХХ столетия с распадом СССР территория Челябинской области, находившаяся в центре страны, как и в XVIII в., вновь стала пограничной 3-4)* Положительные изменения 5-6) * Проблемы и негативные последствия | 1) Наука о взаимоотношении человека и природы – экология. 2-6)* Экологические проблемы и пути их решения: загрязнение атмосферы и вод; радиоактивное загрязнение; загрязнение почв и последствия разработки полезных ископаемых; деградация лесов и растительности |
Возможны иные формулировки, отличающиеся от примерных ответов, но не искажающие правильного смысла ответа |
- * Правильный ответ определен учителем (вопрос по местному материалу)
- 4) Отметка за работу выставляется в соответствии со шкалой перевода
Суммарный балл | % выполнения | Отметка по 5-балльной шкале |
20-25 | 80-100 | «5» |
15-19 | 60-76 | «4» |
10-14 | 40-56 | «3» |
0 - 9 | 0-36 | «2» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Данная рабочая програма сосотавлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008) для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Культура народов Поволжья»....
Рабочая программа по краеведению 7 класс.
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Рабочая программа курса «Культура края» разработана на основе авторской программы для 8 класса общеобразовательных школ (авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.)...