Рабочая программа по краеведению 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_programma_kraevedenie_5_kl..docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО «___________________» _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _____20___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ СОШ п.Алексеевка ____/___________/ ФИО «___» _______20___г. | «Утверждено» Руководитель МОУ СОШ п.Алексеевка ______/______________/ ФИО Приказ № ______ от «___» _______ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Пальцевой Светланы Владимировны, высшая квалификационная категория
по краеведению, 5 класс
Принято на заседании педагогического совета
протокол № _______ от «___» _________ 201 __г.
2011 - 2012 учебный год
Пояснительная записка
Курс «Краеведение», 5 класс
В соответствии с рекомендациями Министерства образования Саратовской области и учебным планом МОУ СОШ п. Алексеевка на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности вводится региональный компонент.
Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.
Курс «Краеведение» для 5 класса разработан учителем истории высшей категории МОУ СОШ п. Алексеевка Пальцевой С.В. Тип программы - авторская; вид программы - общеобразовательная.
Данный курс составлен на основе программы «История Саратовского края с древнейших времен до конца XVI века» в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования по истории (история края). Программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю. Сроки реализации программы – 1 год.
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории края и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народов. На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.
Цели курса:
- формирование представлений о древней истории края как части общемировых процессов;
- воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
- развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;
- способствовать воспитанию патриотического, природо - и культуро-охранного, экологического сознания.
Задачи курса:
- пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
- дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном своеобразии родного края;
- обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона;
- развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;
- расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;
- воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;
- формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;
- развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.
Для реализации программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются нетрадиционные формы организации учебной деятельности: урок в музее. Используются современные педагогические технологии:
- проблемное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- использование исследовательского метода в обучении;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемых на соответствие требованиям программы включает традиционные письменные работы – самостоятельные и контрольные работы.
- Итоговая контрольная работа: по теме «Саратовский край в древности».
- Самостоятельная работа: по теме «Герои моего края».
Практические работы:
- знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка, описание.
- Составление генеалогического древа «моей семьи».
Творческие работы:
- по темам «Памятники моей Родины».
- «Рассказ моей (моего) бабушки (дедушки) о памятном историческом событии.
Содержание курса
Раздел I. Я – гражданин (9ч)
Занятие 1-3.
Календарно-тематический план
по курсу краеведение для 5 класса (1 час в неделю, всего 34 часов).
№ п/п урока | Содержание Тема раздела и урока | Кол-во час. | Дата проведения | Факт проведение | Примечание | |
1 | Введение в тематику.Россия – родина моя | 1 | 3.09 | |||
2 | Символы государства РФ:герб, гимн, флаг | 1 | 10.09 | |||
3 | Символы малой родины | 1 | 17.09 | |||
4 | Саратовский край – частица России | 1 | 24.09 | |||
5 | Село моё родное. Экскурсия в школьный музей | 1 | 1.10 | |||
6 | Наша улица. Названия улиц рассказывает. | 1 | 8.10 | |||
7 | Я - ученик. История школы | 1 | 22.10 | |||
8 | Родной дом и семья | 1 | 29.10 | |||
9 | Традиции семьи | 1 | 5.11 | |||
10 | Как жили наши предки. Этнографическая экскурсия | 1 | 12.11 | |||
11 | Как жили наши предки. Саратовский край в древности | 1 | 19.11 | |||
12 | Русский солдат – сам чёрт ему не брат | 1 | 3.12 | |||
13 | Богатырская наша сила. Герои Руси | 1 | 10.12 | |||
14 | Русские полководцы А.Невский и Д.И.Донской | 1 | 17.12 | |||
15 | Русские полководцы. А. В. Суворов | 1 | 24.12 | |||
16 | Пётр I – сила и слава России | 1 | 14.01 | |||
17 | История села. Общество «Самолёт», | 1 | 21.01 | |||
18 | История села. Имение Воронцова-Дашкова | 1 | 28.01 | |||
19 | История села. Колония Джона Рида | 1 | 4.02 | |||
20-21 | Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей. | 2 | 11.02 | |||
22 | Дети войны. Труженики тыла | 1 | 18.02 | |||
23 | Проект «Военная летопись нашей семьи». | 1 | 3.03 | |||
24 | Знаменитые земляки В.М.Пашин Экскурсия в музей. | 1 | 10.03 | |||
25 | Знаменитые земляки В.Д.Казанцев Экскурсия в музей. | 1 | 17.03 | |||
26 | Знаменитые земляки Экскурсия в музей. | 1 | 24.03 | |||
27 | История завода АРМЗ | 1 | 31.03 | |||
28 | Выпускники, которыми гордимся Экскурсия в музей. | 1 | 7.04 | |||
29 | Из истории храма на территории посёлка Экскурсия в музей. | 1 | 21.04 | |||
30-31 | Современная жизнь села: люди и занятия – экскурсия на объекты | 1 | 28.04 5.05 | |||
32 | Подготовка к проектам: экскурсия в сельскую библиотеку | 1 | 12.05 | |||
33-34 | Итоговый урок: обобщение, защита проектов «История посёлка в истории моей семьи» | 2 | 19.05 26.05 | |||
К концу учебного года учащиеся должны знать:
уметь:
|
Список литературы:
- Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
- Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
- О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
- Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Данная рабочая програма сосотавлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008) для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...
Рабочая программа по краеведению 9 класс
Рабочая программа по краеведению для 9 класс...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Культура народов Поволжья»....
Рабочая программа по краеведению 7 класс.
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Рабочая программа курса «Культура края» разработана на основе авторской программы для 8 класса общеобразовательных школ (авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.)...