Рабочая программа по краеведению 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Фомина Марина Владимировна

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам.директора МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

___________/Нурмухамбетова К.К./

Утверждаю

Директор МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

__________/Корниенко В.Н./

Приказ №           от

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету «краеведение»

для обучающихся 5 класса

МБОУ «ООШ. С. Степное»

Энгельсского муниципального района

(базовый уровень)

На 2012/2013 учебный год

Составитель:

Фомина Марина Владимировна

учитель географии

второй квалификационной категории

Пояснительная записка.

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья». КИЦ- «Саратовтелефильм»- «Добродея». 2008 г.(авторы Юнг Е.Л,Сторожева Т.Ю) и  учебного пособия для 5 класса «Волжские сказки, легенды, были» КИЦ- «Саратовтелефильм»- Добродея.2008 г.(Составитель Толкачева Л.П.).

Данная программа содержит план изучения учебного материала по краеведению и предназначена для обучающихся 5 класса. При составлении рабочей учебной программы учитывались психофизиологические особенности обучающихся данного класса, поэтому содержание программы ориентировано на их развитие в процессе внутренне мотивированной увлекательной деятельности.

Рабочая учебная программа предназначена для обучения в МБОУ «ООШ с. Степное» Энгельсского района Саратовской области.

Цель обучения:

Воспитание художественного вкуса обучающихся в соединении литературы как искусства слова с этнографией; углубление знаний о народностях, населяющих Поволжье, их традициях и обычаях.

Задачи обучения:

-углубление и расширение знаний о народах данного края;

-развитие умения понимать, любить и беречь родное слово;

-воспитание интереса и любви к родному краю, к своей малой родине;

-формирование здорового образа жизни и укрепления здоровья посредством экскурсионной работы.

Специфика предмета:

Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его - двойственная природа, соединение литературы как искусства  слова с  этнографией. Необходимость  введения курса «Культура народов Поволжья» продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей. Эти народы издавна проживают друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют,  сохраняя  при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс включает в себя фольклорные и литературные произведения  разных народов Поволжья, а также этнографические  сведения о  национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа. Резервное время, при этом, составляет 1 час.

На уроках краеведения в 5 классе будут  использованы различные образовательные технологии:

Дифференцированный подход к обучению, целью которого является обучение в одном классе детей с разными способностями.

Данная технология обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, тем самым, создавая наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.

Технология исследовательской деятельности. Данная технология направлена на   развитие у школьников умений и навыков самостоятельного научного поиска.

Изучение краеведения в 5 классе будет строиться с использованием различных форм уроков, а именно:

-уроки практикумы;

- экскурсии;

- презентации;

- игра;

- уроки контроля;

- лекции.

Ожидаемые образовательные результаты:

Обучающиеся должны знать /уметь: 

-о богатстве истории народов и культуры данного региона;

-авторов и художественные произведения родного края;

-пользоваться навыками музейно-экскурсионной работы.

 

   Этот курс призван сформулировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая обозначает уважение, принятие и правильное  понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения  и способов проявления человеческой индивидуальности.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Введение

3

2

Предание волгарей

1

1

3

Топонимика

4

4

Моя родословная

2

1

5

Обитатели Древней Волги

1

1

6

Сербы

1

1

7

Татары

1

1

8

Чуваши

1

1

9

Мордва

1

1

10

Русские

4

1

1

11

Немцы

3

1

12

Казахи

2

1

13

Украинцы

2

1

1

14

Калмыки

2

1

15

Создание итогового проекта «Мы разные ,но мы вместе –Россия.

4

1

16

Резерв

2

Всего:                                         34          11

Основное содержание тематического плана.

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

Введение.

Знакомство с целями и задачами курса, предметов изучения этнографии и фольклора. Народы, проживающие на берегах Волги сегодня .Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира) Крупные города, края ,автономии. Фольклор как форма познания и эстетического восприятия окружающего мира. Знакомство с жанрами .

3

Предания волгарей

Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке. Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Предания, записанные М. Ежовым, - «Как вас прозывают», «Первый силач Волги»,Машинист «,Лоцман»,»Медвежий парад»,»Потайное подземелье»,Г. Шенеманон -«Пароход на лугу»(по выбору учителя). Возможно использование других преданий, имеющихся у учителя. «Ковыли»- легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа.

Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.

1

Топонимика

Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём? Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся . Место моей семьи в истории родного края и на карте области. Предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.

4

Моя родословная

Принципы и правила  составления родословной. Практическое занятие.

Творческая работа .Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье ,  характерного для каждого поколения.) Выступление учащихся (по желанию)

2

Обитатели Древней Волги

Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания. Предания и легенды о народах, проживающих в нашем крае.

1

Сербы

Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня . Календарно-праздничный цикл. Сербские сказки.

1

Татары

Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни . Национальный костюм. Национальная кухня Календарно- праздничный цикл. Нравственные идеалы, утверждаемые в сказках, в легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках.

1

Чуваши

 Чуваши на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня . Календарно-праздничный цикл. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах

1

Мордва

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня . Календарно-праздничный цикл. Быт и обычаи в  мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности . Герои. Сюжеты.

1

Русские

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома .Этикет гостеприимства .Этикет семейной жизни Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия.  «Утесы над Волгой», «Наказание Волги», «Казань», «Русланушка», «Про град Китеж», «Легенды о граде Китеже», «Воцарение Ивана Грозного», «Свеча». Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).

4

Немцы

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома .Этикет гостеприимства .Этикет семейной жизни Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Немецкие колонии на Волге. Б.Пильняк «Немецкая история», Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья. Сказки. «Госпожа метелица», «Червячок и скворец». Творческая работа. Как немцы на Волгу попали(жанр выбирают учащиеся).

3

  Казахи

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах »,легенда о Ер-Каптагае, сказка «Мастер Али».

2

Украинцы

«Откуда есть пошла украинская земля ?» Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. «Иван-да-Марья». Творческая работа. Сочинение сказки.

2

Калмыки

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома .Этикет гостеприимства .Этикет семейной жизни Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Легенды и придания калмыков. «Почему комар жалобно поет», «Сказка о родном крае», «Лотос», «Как ленивый старик работать стал», «Три мудреца».




2

Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе - Россия».

Защита проекта.

4

Экскурсии

2

Календарно – тематическое планирование.

Дата проведения

Тема урока

Корректировка.

1

Введение. Предмет изучения этнографии и фольклора  

2

Крупные города края

3

Покровск-малая моя родина

4

Предания волгарей  

5

Топонимика

6

Литературные произведения о родном городе

7

Л.А.Кассиль - мой земляк

8

Экскурсия в музей Л.Кассиля

9

Моя родословная.

10

Творческая работа: Составление родословной.

11

Обитатели Древней Волги

12

Сербы. Историческая справка

13

Татары

14

Чуваши на Волге

15

Мордва. Быт и обычаи

16

Русские. Историческая справка

17

Что значит быть русским

18

Обрядовая поэзия

19

Творческая работа: Сочинение о происхождении русского народа  

20

Немцы

21

Как немцы на Волгу попали?

22

Сказания о немцах Поволжья  

23

Казахи

24

Сказания и легенды

25

Украинцы. Быт и обычаи

26

Сочинение сказки (творческая работа)

27

Калмыки

28

Интересные обычаи

29

«Мы разные, но мы вместе – Россия» (работа над проектом)

30

«Мы разные, но мы вместе – Россия» (работа над проектом)

31

«Мы разные, но мы вместе – Россия» (работа над проектом)

32

Защита проекта.

33

Экскурсия в краеведческий музей

34

Обобщающий урок

 

Информационно – методическое обеспечение.

УМК:

1.Волжские сказки, легенды, были: учебное пособие для 5 класса, сост. Л.П.Толкачева.-Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея». 2008.

2.Юнг Е.Л.,Сторожева Т.Ю., Толкачева Л.П.Рабочая тетрадь к пособию «Волжские сказки,легенды, были» для 5 класса.-Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея». 2008

3.Юнг Е.Л.,Сторожева Т.Ю. Методические рекомендации и этнографические материалы для проведения занятий по программе «Культура народов Поволжья.»- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея». 2008.

Литература для учителя.

1.Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней/ Сост. В.И. Вардугин Саратов. Надежда 1996г.

2.Саратовский вестник Выпуск 5. Костюм. 1995г.

Литература для обучающихся

1. Волжские сказки Саратовское  издательство. «Надежда» 1993г.

2. Фольклор Саратовской области. Саратовское областное издательство 1946г.

3.Серия  «Сказки народов мира»  с 1991г.

4. Волга – река русская Саратовское книжное издательство 1954г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа курса «Культура края» разработана на основе авторской программы  для 8 класса общеобразовательных школ (авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.)...