РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться клитературному краеведению.
Занятия литературным краеведением является, я думаю, важным источни-ком патриотического воспитания, расширения их жизненного опыта, развития их плодотворного творческого мышления.
Краеведение вводит молодых людей в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в художественном творчестве. В этом случае представляется сам процесс создания литературно-го произведения, зримее выступает так называемый «первоэлемент» литерату-ры – СЛОВО.
Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой краеведы познают во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе через литературное произведение писателей – земля-ков убеждает школьников, и это, очевидно, беречь её богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники невольно становятся её добрыми друзьями и защитниками, и эти чувства, я надеюсь, останутся у них на всю жизнь. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постоянно сливается с чувством Родины, а в будущем переходит в глу-
бокое патриотическое убеждение. Природа нашего края воспета великолепно и трогательно, по крайней мере, десятком поэтов и писателей, начиная с самого С. Т. Аксакова.
Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывают активно-го читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать чело-века, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному.
Уникален и самобытен наш Оренбургский край. Здесь культура центральной части России соприкасается с веками складывающимися на этой территории самобытными общественными отношениями. Оренбуржье, в силу своего геопо-литического положения, внесло неоценимый вклад в обеспечение органичного пе-
реплетения европейской, русской и азиатской культур, закладывая основу для их взаимного дальнейшего развития и обогащения.
Эти процессы нашли широкое отражение в русской литературе как прошлых веков, так и в современной.
Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и
тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывают активно-
го читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать чело-века, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному.
Понимая важность и значимость изучения истории культуры своего родного края для воспитания глубокого чувства патриотизма, любви к своей малой ро-дине, а через неё и всей России, предлагаю обратиться к факультативному кур-
су – «Литературное краеведение».
В. Бианки писал, что «краевед – прежде всего, исследователь. Он влюблён в свой край, и это помогает ему понять многое, что недопустимо пониманию равнодушных…». Занятия по краеведению не претендуют на автономию. Их следует рассматривать как одно из направлений организуемого учебным заве-дением и школой учебно-воспитательного процесса по формированию активной человеческой личности. Без чувства гармонии, прекрасного не существует духов-ной жизни человека, и всегда, во все времен на любом уровне культуры это чувство было присуще человеку.
Искусство, как и наука, как и само мышление, имеет источником не т олько общество, но и природу и входит в историю всего человечества, отражая и опре-
деляя его культурный уровень.
Справедливо сказал известный художник, учёный, общественный деятель
Н. К. Рерих: «Уберите памятник Красоты, и весь аспект истории нарушится... Прекрасное – это благородный водитель всей нашей жизни». В этих словах со-
держится указание на этическую сторону воздействия природы. Любуясь красо-той жизни, человек становится бережней к ней. Учимся мы этому во время занятий краеведческой работы в целом, литературно-краеведческой – в част-ности.
ЦЕЛЬ ДАННОГО КУРСА – выявить процесс влияния творчества писате- лей-земляков на сознание современного школьника; ознакомление учащихся с творчеством поэтов-земляков, как средство активного, действенного познания родины, её культуры.
ЗАДАЧИ КУРСА:
*изучить литературу по данному вопросу, выявить влияние жизненного пути писателя на его творчество;
* собрать фактический материал по творчеству поэтов-земляков;
* через фольклорные и литературные произведения расширить знания учащихся о родном крае;
*помочь увидеть Оренбургский край и литературу в их взаимосвязанном историческом развитии.
* воспитание культуры личности, отношения к краеведению как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
СУЩНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ.
Воспитание у школьников активного отношения к жизнедеятельности людей, к общественной жизни, к познавательной деятельности, развитие ин-
тереса к присвоению разносторонних знаний приобретают особую значимость для общества.
Эта система определяет образ жизни человека и свойства его личности. В этих отношениях каждый человек является активным участником, он включен в них через деятельность и общение.
На этой основе формируется субъективные и психологические отношения личности к различным сторонам жизни общества и другим людям и, наконец, к самому себе.
В ходе проведения занятий по литературному краеведению необходимо ре-шить следующие ПРОБЛЕМЫ:
* соответствие краеведческой работы целям современного воспитания;
* воспитывающее и развивающее влияние творчества поэтов г.Бугуруслана на современного школьника;
*воспитывающее и развивающее влияние творчества русских писателей на Оренбургский край;
* выявление связи и взаимовлияния истории края, его заселения, жизни и быта оренбуржцев с оренбургским фольклором.
В нашей стране существуют определённые территории, которые в ситлу разных причин занимают особое место в русской литературе. Огромный пласт русской литературы связан с русскими столицами. Многими поэтами воспеты Кавказ, Крым, изображены Сибирь, Поволжье. Не менее важен для русских пи-сателей Урал, оренбургский край. Природа оренбургских мест воспеты
Г. Р. Державиным, М. В. Авдеевым,
С. Т. Аксаковым, В. П. Правдухиным,
А. С. Пушкиным, В. П. Кудряшевым,
В. И Далем, А. П. Крюковым и др.
Учитывая всё вышесказанное, я и предлагаю данный курс факультатива – «Литературное краеведение».
№ | Название раздела и тема урока | Форма урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. | Вводный | 1 |
|
2 | Оренбургский фольклор. Пословицы и поговорки. Загадки. |
Комбинирован. |
1 |
|
3 | Скороговорки. Прибаутки. Исторические песни. | Творческая мастерская |
1 |
|
4 | Предания. Сказки. | Комбинирован. | 1 |
|
5 | Из этнографических заметок фольклориста А. П. Кузнецова, сделанных в начале XXвека. Песни, записанные в Оренбургском уезде. |
Творческая мастерская. |
1 |
|
6 | Литературные сказки. С. Т. Аксаков. Слово о писателе. Своеобразие творчества. |
Лекция |
1 |
|
7 | С. Т. Аксаков. Аленький цветочек. (Сказка ключницы Пелагеи) |
Комбинирован. |
1 |
|
8 | Н. Н. Карамзин. Дедушка-Буран, бабушка-Пурга. |
Комбинирован. |
1 |
|
9 | В. А. Бахревский. Как солнышко будили. |
Комбинирован. |
1 |
|
10 | Из русской поэзии XXвека. Иван Алексеевич Бунин. Бродяги. | Урок- конкурс |
1 |
|
11 | Владимир Иванович Одноралов. Оренбуржье. Бузулукский бор. | Урок- конкурс |
1 |
|
12 | Игорь Александрович Бехтерев. Старый Оренбург. Родные. |
Комбинирован. |
1 |
|
13 | Практическое занятие по теме: «Красота областного города» - «Проба пера». |
Практика |
1 |
|
14 | Светлана Борисовна Попова. Оренбург. | Урок- конкурс |
1 |
|
15 | Владимир Иванович Курушкин. Бузулук. Евгений Васильевич Кур-даков. Воспоминания о Бузулуке. |
Комбинирован. |
1 |
|
16 | Практическое занятие по теме: «Города, воспетые поэтами». | Урок-зарисовка |
1 |
|
17 | Итоговое занятие за первое полугодие. |
Круглый стол |
1 |
|
18 |
Природа оренбургского края в русской литературе. Сергей Тимофеевич Аксаков. Буран. Вступление. |
Лекция |
1 |
|
19 | Сергей Тимофеевич Аксаков. Воспоминания автора об Оренбург-ской зиме. |
Комбинирован. |
1 |
|
20 | Особенности описания времён года у Василия Федоровича Наседкина («Мороз», «После бурана» и другие) и Александра Александровича Воз- няка («Снегири»). |
Пресс- конференция |
1 |
|
21 | Суровое и жаркое времена года в лирике Надежды Алексеевны Емельяновой и Юрия Михайловича Орябинского. |
Урок- презентация |
1 |
|
22 | Практическое занятие по теме: «Природа оренбургского края в русской литературе». |
Практика |
1 |
|
23 | Зачётный урок. | Урок-зачёт | 1 |
|
24 | Тебя я воспою… (о Бугуруслане) Лидия Федоровна Салмина – автор стихов и рассказов. |
Комбинирован. |
1 |
|
25 | Галина Сокурова. Слово о писателе. | Дискуссия | 1 |
|
26 | Галина Сокурова. «О любви, о счастье, о печали…» |
|
|
|
27 | Александр Шиперов. Слово о писателе. |
Круглый стол |
1 |
|
28 | Александр Шиперов. «Живу, не уставая удивляться…» |
|
1 |
|
29 | Практическое занятие «Я тоже сейчас сотворю». |
Практика |
1 |
|
30 | Валерий Николаевич Левановский. Детский писатель. |
Комбинирован. |
1 |
|
31 | Валерий Николаевич Левановский. Многообразие произведений. |
Комбинирован. |
1 |
|
32 | Контрольный урок. | К/Р | 1 |
|
33 | Практическое занятие по теме «Поэты Бугуруслана». |
Практика |
1 |
|
34 | Заключительное занятие. | Заключение | 1 |
|
Учебных занятий – 24 часа, Вводных занятий – 1 занятие,
Практических занятий – 5 часов, Итоговых и заключительных – по 1 занятию
Зачётных занятий – 1 занятие,
Контрольных занятий – 1 занятие,
Раздел №1. Оренбургский фольклор.
Цель и задачи изучаемого курса, сущность познавательного интереса в процессе работы по литературному краеведению, терминология курса, обзор авторов и их произведений;
Знакомство с произведениями устного народного творчества, записанные в Орен-бургском крае фольклористами А. В. Бардиным и П. Т. Завьяловским;
Актуализация знаний прошлого в современном мире.
Раздел №2. Из этнографических заметок фольклориста А. П. Кузнецова, сделанных в начале XXвека.
Знакомство с произведениями «Село Покровское», расширение понятия «этнографичес-кий очерк» - «Попрядушки», сбор и запись песен об Оренбургском крае, их заучивание;
Знакомство с обрядовыми произведениями, выявление их особенностей.
Раздел №3. Литературные сказки.
Биографические сведения об авторах, знакомство с их произведениями;
Значение творчества писателей в современном мире, предназначение сказок.
Раздел №4. Из русской поэзии XXвека.
Биографические сведения об авторах; знакомства с произведениями;
Чтение наизусть лирических произведений, сбор и обработка информации о печатных изданиях Оренбургского края.
Раздел №5. Природа Оренбургского края в русской литературе.
Выявление результатов литературных трудов писателей, систематизация мате-риалов, значение нововведений в литературу;
Чтение и анализ произведений, подбор и составление опорного конспекта по биографии писателей, иллюстрирование сказок.
Раздел №6. «Тебя я воспою…»
Биографические сведения об авторах, подборка произведений, сбор материалов в перио-
дических изданиях Оренбургского края,
Организация выставки работ учащихся по творчеству местных авторов, творческий анализ проделанной работы;
Подведение итогов работы.
Данный курс литературного краеведения рассчитан для 6 класса. Продолжительность факультатива составляет всего 34 часа. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю.
Основными формами организации занятий являются:
* лекция
* практическое занятие
* урок-презентация
* творческая мастерская
* урок-зарисовка
* урок-конкурс
* контрольный и зачётный урок
* круглый стол
* дискуссия
Методы и приёмы обучения соотнесены с возрастными и психологическим особен-ностями учащихся, таковыми являются:
* рассказ
* беседа
* индивидуальные задания
* показ и др.
Для облегчения зрительного восприятия необходимо использовать наглядные пособия, иллюстрации, репродукции, таблицы, фильмы, слайды… Для более эмоцио-нального восприятия изучаемого материала необходимо организовывать творческие встре-чи с авторами.
Предполагаемые результаты: расширение круга знаний и умений учащихся по тема-тике данного курса, позволяющего применять полученные знания и умения на практике (например, участие в работе «Проба пера»).
Оценивание результатов может производиться по выполнению учащимися практи-ческих работ. Основными критериями оценивания работ являются :
* самостоятельность
* глубокое понимание темы
* новизна и оригинальность решения
* аккуратность
Указания на возможный характер работы с текстом («Для чтения и изучения» или «Для чтения и обсуждения») помогут учителю творчески подходить к изучению худо-жественных произведений, активно использовать реальную ситуацию подготовленности класса.
Иными слова, содержание данного курса литературного краеведения определяется ми-ром интересов учащихся-подростков. Факультатив направлен на формирование грамот-ного читателя, свободно владеющего словом.
Активное включение ученика в творчество, на всех этапах литературного образования, неразрывно связано с последовательным усилением его самостоятельности от года к году.
1. В. А. Сухомлинский. Полное собрание сочинений т. 2 – М.: Просвещение, 1984 г.
2. В. В. Бианки. Полное собрание сочинений – М .: Просвещение, 1994г.
3. А. Н. Петренко. Как научиться писать стихи – М.: Просвещение, 1999г.
4. Русская литература для детей – М.: Академия, 1998г.
5. Л. Е. Коваленко. Под сенью муз – М.: Просвещение, 1991г.
6. Литературный альманах «Русское эхо» - Самара, 2002г.
7. Периодическое издание «Бугурусланская правда».
8. Хрестоматия для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской лите-ратуры и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. – «Оренбургское литературное агентство» - Оренбург, 2003г.
9. А. Н. Буханов. Литературное краеведение. М.: Просвещение, 2001г.
10. Г. К. Петровский. Интересные вопросы литературы. М.: Просвещение, 2005г.
11. В. В. Дурнов. Наши малые родины. М.: Просвещение, 2006г.
12. Е.А. Ильницкая, Р. О. Ладикова. Краевед. Краеведческая работа. М.: Издательский дом «Дрофа», 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Данная рабочая програма сосотавлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008) для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...
Рабочая программа по краеведению 9 класс
Рабочая программа по краеведению для 9 класс...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Культура народов Поволжья»....
Рабочая программа по краеведению 7 класс.
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....
Реализация социокультурного образования в школьной библиотеке. (Фрагмент программы литературного краеведения «Край родной, земля уральская»).
В целях содействия духовному и интеллектуальному развитию подрастающего поколения посредством чтения в рамках регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Исто...