Программа объединения дополнительного образования «Начальное краеведение»
рабочая программа (краеведение) по теме

Чтобы понять, по достоинству  оценить и по-настоящему

 полюбить нашу землю, её людей, необходимы знания

(Ю.К.Ефремов)

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalnoe_kraevedenie.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия  №1» г.Курчатова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

__________Краеведение                                 

(НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА)

___________________3 А, 3 Б ______________

(КЛАСС)

____________2013-2014 учебный год_________                                              

(СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ)

Педагог дополнительного образования Дрёмова Инна Владимировна

(Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую программу)

Программа объединения

 дополнительного образования «Начальное краеведение»

Пояснительная записка.

Чтобы понять, по достоинству  оценить и по-настоящему

 полюбить нашу землю, её людей, необходимы знания

(Ю.К.Ефремов)

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

  1. Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
  2. Задачи программы:
  • Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
  • Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
  • Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
  1. Особенности программы.

Данный курс “Краеведения” рассчитан на 2 года преподавания в начальной школе (3 А.Б классы), 34 часа в год (1 час в неделю) содержит пять разделов:

№ п/п (блока)

Тема

Кол – во часов

1

Курчатов - город мой (история города, района)

7

2

Моя семья

5

3

Моя гимназия

6

4

Мой край Соловьиный

8

5

Знаменитости Курской области

6

Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы.

В итоге, в конце учебного года обучающиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:

  1. самостоятельно подбирать литературу по теме;
  2. работать в читальном зале библиотеки;
  3. готовить и выступать с докладами и сообщениями;
  4. работать в семейных архивах;
  5. сравнивать и обобщать факты;
  6. воспитывать бережное отношение к своему городу.
  7. воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков

Тематическое планирование на учебный год

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

блок

Тема занятий

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие. Техника БП. Что изучает краеведение?

1

1

-

I блок

Курчатов - город мой (история города, района)

7

5

1

2

История рождения города Курчатова

1

3

Улицы нашего города, карта города

1

4

Мой дом, моя улица, мой город

1

5

Памятные места города Курчатова

1

6

Предприятия нашего города

1

7

Православие в нашем городе (встречи)

1

8

Обобщающий урок по теме

1

II блок

Моя гимназия

5

3

2

9

История гимназии

1

10

Школьная библиотека

1

11

Мои родители учились в моей школе

1

12

Учителя нашей гимназии (встречи)

1

13

Обобщающий урок по теме

1

III блок

Моя семья

6

6

0

14

Имя, отчество, фамилия

1

15

Моя родословная

1

16

Режим дня

1

17

Спорт в моей семье

1

18

Увлечения моей семьи

1

19

Обобщающий урок по теме

1

IV блок

Мой край Соловьиный

8

7

1

20

Край, в котором мы живем.

1

21

Пернатые Курского края (зимующие птицы)

1

22

Пернатые Курского края (зимующие птицы)

1

23

Животный мир Курского края.

1

24

Домашние животные (выставка)

1

25

Земноводные Курского края.

1

26

Красная книга

1

27

Обобщающий урок по теме

1

V блок

Знаменитости Курской области

6

3

3

28

А.П.Гайдар

1

29

Е.Благинина

1

30

Г. Шелихов

1

31

И.Зиборов (встреча)

1

32

М.Малец (встреча)

1

33

Обобщающий урок по теме

1

34

Итоговое занятие

1

Итого:

34

27

7

Прогнозируемые результаты:

Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы.

в итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:

  1. самостоятельно подбирать литературу по теме;
  2. работать в читальном зале библиотеки;
  3. готовить и выступать с докладами и сообщениями;
  4. работать в семейных архивах;
  5. сравнивать и обобщать факты;
  6. воспитывать бережное отношение к своему городу.
  7. воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования кружка "Краеведение" для 6- 10 классов

Пояснительная записка Стандартизация образования детей с ограниченными возможностями здоровья потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонент...

Программа дополнительного образования по краеведению

Программа дополнительного образования "Записки путешественника" (3 года обучения)...

Образовательная программа дополнительного образования "Литературное краеведение"

Актуальность данного курса определяется тем, чтообращение к литературе родного края способствует духовно-нравственному развитию школьников,являющемуся одной из важнейших задач образования на современн...

Программа дополнительного образования по краеведению " Наш край"

Направленность программы " Наш край". По содержанию является краеведческой. По функциональному предназначению учебно - познавательной. Изучение истории родного края. По форме организации кру...

Образовательная программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование»

    В условиях динамично развивающегося общества повышается необходимость в самостоятельных, инициативных, творческих людях.           Сов...

Защита образовательной программы дополнительного образования «Начальное техническое моделирование»

Модифицированная образовательная  программа  дополнительного образования «Начальное   техническое   моделирование»  - бюджетный вариант Типовой программы...

Программа дополнительного образования "Историческое краеведение"

Программа «Юный краевед» разработана на основе программы по краеведению «Дзержинск – наш дом», С.М.Шальнов, педагог дополнительного образования высшей квалифицированной к...