Программа дополнительного образования кружка "Краеведение" для 6- 10 классов
рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме
Пояснительная записка
Стандартизация образования детей с ограниченными возможностями здоровья потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонента. Программа кружка включает подходы введения регионального компонента в содержание образования через краеведение.
Краеведение – один из элементов общего образования в школе, одна из важнейших отраслей обществоведческой системы. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Экологическое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно – политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, а также занимает важное место в формировании патриотических качеств личности. «Краеведение» - это изучение данного края.
В настоящее время краеведение включает в себя практическую деятельность и популизаторскую, является одной из форм общественной деятельности. За основу взято одно из краеведческих направлений – эколого – нравственное. Значимость данного направления краеведения состоит в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, способствует познанию законов общественного развития, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь истории своего села с историей Родины, воспитывает чувство гордости за прошлое своего края.
Программа составлена с опорой на Закон «Об образовании» и является общеразвивающей. Особенность данной программы состоит в ее универсальности. Она может стать основой для организации деятельности всей школы по изучению родного края, может использоваться руководителями кружков различной направленности: экологической, географической, туристско – краеведческой, этнографической. Отдельные разделы, вопросы программы могут использоваться учителями с целью реализации регионально – национального компонента образования. Программа апробирована в коррекционной школе VIIIвида и дала положительные результаты, может быть использована в общеобразовательных школах любого вида.
Актуальность и практическая значимость данной программыв том, что работа по изучению малой родины привлекает внимание к проблемам села, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Программа реализует личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества. Изучаемый материал актуален и своевремен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относится друг к другу гуманно.
Цель программы:Развитие и коррекция личности обучающихся; формирование активной жизненной позиции и познавательной потребности в освоении нравственных ценностей.
Задачи:
1. Образовательные
· расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
· повысить интерес к экологическим знаниям;
· формировать у воспитанников эколого – краеведческие умения и навыки;
· вовлечь учащихся в природоохранную деятельность.
2. Развивающие
· коррегировать нарушения психофизических функций у обучающихся;
· развивать творческие возможности учащихся.
3. Воспитательные
· формировать личностные качества воспитанников;
· трудолюбие, ответственность, коммуникабельность;
· воспитывать чувства любви к Родине, родному краю и бережное отношение к ним;
· содействовать активной гражданской позиции учащихся, культуре общения и поведения в социуме.
Программа дополнительного образования по уровню освоения является общеразвивающей, социальной, адаптированной; по направленности – эколого – краеведческой.
Программа рассчитана на два учебных года.
Возраст обучающихся: 13-17 лет (дети с ОВЗ, обучающиеся в школе VIIIвида).
Количество учащихся: 10-12 человек.
Общее количество часов: 72 часа.
Количество занятий в неделю: 1 час.
Формы организации:Программа предусматривает теоретический и практический материал, который раскрывается в ходе занятия. Основные задачи теоретических знаний – дать необходимые знания по истории родного края; познакомить учащихся с прошлым и современным состоянием поселка, предположить перспективы ее развития. На практических занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о деятельности людей, учреждений, предприятий, писать рефераты, проводить опросы, составлять анкеты, работать с научно – популярной литературой, архивными документами; проводить исследовательские и поисковые работы, оформлять материалы.
Основными формами краеведческой работы являются:экскурсии, походы, сбор информации, участие в конференциях, конкурсах, защита проектов, создание презентаций и т.д.
Основные условия, которые учитываются в работе:
1.Добровольность,без желания не будет успешной работы, необходимо самому выбрать задание по душе, посильное с учетом возраста.
2.Ответственность учащихся за порученное дело.
3.Увидеть итог и значимость своей работы.
4.Самостоятельность в поиске. Умело дать совет, помочь при затруднениях в организации общения с жителями, нужными людьми, которые могут помощь в поисковой работе.
Учащиеся должны знать и уметь:
- правила техники безопасности на практических занятиях;
- правила поведения в музеях во время экскурсии;
- работать с первоисточниками;
- составлять доклады, рефераты;
- самостоятельно проводить беседы с населением для сбора информации;
- оформлять материалы, создавать экспозиции;
- уметь работать с компьютером;
- проводить экскурсионную работу;
- применять полученные знания на практике.
Результативность деятельности:
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности кружка. Наглядным результатом является устойчивый интерес учащихся школы к деятельности краеведческого кружка. Это могут стать итоги участия кружковцев в школьных, районных, республиканских конкурсах, конференциях. Повышается уровень воспитанности учащихся и уровень социальной активности, происходит утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека. На занятиях кружка учащиеся приобретают нравственные качества, дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.
Программа разработана для того, чтобы воспитанники почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.
Учебно – тематический план
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | В том числе | |
теоретических | Практических | |||
I. II. 1. 2.
3.
4. III. 1.
2. 3. IV. 1. 2. 3. 4. 5.
I. II. 1.
2.
III. 1.
2. IV. 1. 2. V.
| Iгод Введение. История поселка Нартас. Экскурсия по историческим местам Нартаса. Был в Нартасе техникум. Славное прошлое и настоящее Нартаса. История вспомогательной школы-интерната. Экскурсия в село Мари-Билямор – там начало нашей школы-интерната. Встречи с интересными людьми. Знаменитые люди Нартаса. В.П. Мосолов – первый марийский академик. Его труды. Г.Н. Дракин, его деятельность в п. Нартас. И. Меркушев – герой Советского союза Знай и люби свой край. «Удивительное рядом» Чистый родник Памятники истории вокруг нас. Экскурсия Благоустройство территории памятников Однодневный поход «По родным местам» Всего:
II. Год Вводное занятие. История родного края. Экскурсия в краеведческий музей п. Мари-Турек. Встречи с интересными людьми: а) Они работали во вспомогательной школе. б) Встреча с местным поэтом В.В.Зайцевым. в) Встреча и презентация книги корреспондента районной газеты «Знамя» С.Ф.Фоминых. г) Встреча с настоятелем Петропавловской церкви отцом Николаем. Традиции народа. Сбор материала о народных праздниках «Рождество», «Крещение», «Пасха» и другие. Сбор материала о народных обрядах и легендах. «Святому источнику – чистоту и уют» Благоустройство святого источника. Однодневный поход «Знай и люби свой край!» Обобщение по работе кружка «Краеведение» Всего:
Итого: |
1 12 2 2
2 4
2 6 2
2 2 17 1 2 2 6 6 36
1 8 4
4 1 1 1
1
4 2
2 12 10 6 7 36
72 |
1
2
2
1
1 2
1
10
1
1 1 1
1
5
15 |
2
4
2
1
1
2 2 6 6 26
4
2
2
10 6 7 31
57 |
Содержание изучаемого курса
дополнительной образовательной программы
I.Вводное занятие. Теоретическое занятие – 1 час.
Задачи:
· Согласование плана работы на год;
· выбор актива;
· техника безопасности;
· инструктаж по ТБ.
II. История поселка Нартас, отводится 12 часов из них 4 часа теоретические, на которых учащиеся знакомятся с историей п. Нартас, историей школы – интерната, собирают материал для докладов и презентаций. На практических занятиях, на которых отводятся 8 часов, проводятся экскурсия, встречи с людьми, которые работали раньше в школе. Также идет сбор материалов, фотографий, интервью, воспоминаний для оформления истории школы.
III. Знаменитые люди п. Нартаса. На этот раздел отводится 6 часов из них 4 часа теоретические, на которых кружковцы изучают архивные материалы о В.П. Мосолове, Г.Н. Дракине, подвиге И.Меркушеве и оформляют доклады, на экскурсии – 2 часа, знакомятся с памятниками Мосолова и Дракина и организуют шефство над ними. Подведением итогов по разделу является Устный журнал «Прошлое храним и помним».
IV. В разделе «Знай и люби свой край», на который отводится 17 часов, из них в основном практические – 16 часов на благоустройство территории памятников, расчистку родников.
И заключительным является однодневный поход – урок «По родным местам». На маршруте похода проводятся занятия:
· Викторина «Знаешь ли ты историю своего края»;
· По географии – ориентирование на местности;
· По биологии – растения и животные края; Красная книга Марий Эл;
· По физкультуре – полоса препятствий;
· По социально – бытовой ориентировке – умение разбить бивак.
Во второй год обучения занятия кружка носят преимущественно практический характер.Перед кружковцами ставятся задачи:
· Научится брать интервью;
· Уметь составлять опросник для бесед;
· Быстро и грамотно записывать ответы;
· Уметь проводить не сложные исследования;
· Проводить сбор информации;
· Составлять проекты и презентации;
· Готовить выступления на краеведческих конференциях, на защите проектов.
I. Вводное занятие – 1 час. Инструктаж по ТБ.
II. В разделе «История родного края» планируется посещение краеведческого музея, изучение архивных документов по истории школы и поселка; встречи с местным поэтом В.В.Зайцевым, который прославляет родной край в сборнике стихов «Край утренней зари», с корреспондентом районной газеты «Знамя» С.Ф. Фоминых, с настоятелем Петропавловской церкви п. Мари - Турек отцом Николаем, посещение храма.
III. На изучение традиций народа отводится 4 часа. Кружковцы собирают материал о народных праздниках: «Рождество», «Крещение», «Пасха» и т.д. Сбор материала о народных обрядах, легендах.
IV. На этот раздел отводится больше всего времени – 10 часов и все они практические. Сбор материала об этом святом источнике, анкетирование жителей п. Нартаса о необходимости его благоустройства, исследовании родниковой воды и практические работы по благоустройству родника.
V. На обобщение отводится 7 часов на подготовку и оформление проекта «Святому источнику – чистоту и уют» и защиту его в районной акции «Я – гражданин России». Завершается курс однодневным походом «Знай и люби свой край», в ходе которого учащиеся показывают свои знания и умения как нужно вести себя в природе. Оказывают практическую помощь в преобразовании родного края, ведь Нартасская природа уникальна, не случайно вошла в повесть марийского писателя В. Юксерна «Вюдшо йога – серже кодеш» («Воды текут, берега остаются»).
Техническое оснащение занятий.
1. Магнитофон.
2. Использование компьютера.
3. Аудио и видеодиски.
4. Компасы.
5. Фотоаппарат.
6. Туристское снаряжение.
Формы проведения итогов реализации программы
По окончании реализации программы участники кружка должны подвести итоги. Формами итогов должны быть:
1. Оформление докладов, альбомов.
2. Участие в школьных конкурсах, краеведческих чтениях. Например: Мосоловские чтения.
3. Участие в республиканских конкурсах. 1 место в фотоконкурсе «Природа глазами детей».
4. Оформление и защита проектов.
5. Совершение экскурсии в районный, республиканский музеи.
6. Печатание материалов в СМИ.
Список литературы:
1. Государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (проект)./ «Дефектология», №1, 2010г.
2. Грибова О.Е., Королева Т.В. Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе. / «Воспитание и обучение детей с нарушением развития». №1, 2006г.
3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник – 4-е изд., М.,2003г.
4. Еладова Е.Б. Образование основное и дополнительное: проблемы, взаимосвязи. / «Внешкольник», №3, 2000г.
5. Программы специальных (коррекционных)общеобразовательных учреждений VIIIвида. Сборник №1, ВЛАДОС, 2000г.
6. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. Туризм и краеведение. М. Просвещение, 1982г.
7. Румянцева Т.Б. Краеведение во внеурочной деятельности. /«Школа и производство» №3,2010г.
8. Романов А.И. Был в Нартасе техникум. г. Йошкар – Ола, 1999г.
9. Чубарева Е.А. Особенности реализации национально – регионального компонента в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIIIвида. г. Красноярск, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования для начальных классов коррекционной школы
Программа "Страна Вообразилия" направлена на развитие творческих способностей, на развитие внимания и воображения...
Кружок "Юный информатик" Программа дополнительного образования обучающихся 5 классов Срок реализации 1 год
Пояснительная запискак рабочей программе кружка«ЮНЫЙ ИНФОРМАТИК»Направленность программыI....
Программа дополнительного образования 3-4 класс«The world of English speaking children»
Целью дополнительной образовательной программы является развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций соврем...
Программа дополнительного образования 8-9 класс «The world of English»
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы состоят в то, что она усиливает вариативную составляющую общего образования. При максимальном расширен...
Презентация программы дополнительного образования детей 1 класса
Авторская программа "Глиняные сказки. Обучение детей 1 класса лепке из глины." Методика , разработанная в данной програме позволяет донести до учащихся технологию изготовления изделия из глины н...
Программа дополнительного образования для старших классов на основе фитнес - аэробики
программа дополнительного образования для старшеклассников составленная на основе программы " Фитнес - аэробика" О.С. Слуцкер,...
Программа дополнительного образования для 1 класса "Мои первые шаги в английском"
Данная рабочая программа разработана для учащихся 1 классов на основе стандартов образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по английскому языку и методических ре...