Образовательная программа дополнительного образования "Литературное краеведение"
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Актуальность данного курса определяется тем, чтообращение к литературе родного края способствует духовно-нравственному развитию школьников,являющемуся одной из важнейших задач образования на современном этапе.Цель-приобщение молодого поколения к творческому наследию А.П.Гайдара, писателей-земляков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_kraevedenie.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»
Рассмотрено на заседании Утверждаю приказом
педагогического совета Директор школы
Протокол от_______ ______________ М.В.Булгакова
№ приказ от _______
№
Образовательная программа
дополнительного образования
по туристско-краеведческому
направлению
«Литературное краеведение»
(Возраст детей-13 лет, 2-ой год обучения, 2 часа в неделю)
Составитель программы:
Баздырева Наталья Викторовна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Щигры,2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования по туристско-краеведческому направлению «Литературное краеведение» имеет художественно-эстетическую направленность.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что изучение литературного краеведения не только способствует расширению знаний учащихся по литературе, а также интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, эстетическому и патриотическому воспитанию. Кроме того, курс «Литературное краеведение» предлагается как элемент активизации интереса к гуманитарным дисциплинам и может служить предпрофильной подготовкой для последующего выбора профессии.
Актуальность данного курса определяется тем, что обращение к литературе родного края способствует духовно-нравственному развитию школьников, являющемуся одной из важнейших задач образования на современном этапе
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, 7 класс.
Сроки реализации образовательной программы: 2 года обучения - 2 часа в неделю,68 часов в год
Формы и режим занятий: содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей, наполняемость групп – не менее 11 человек.
Наполняемость учебных групп и продолжительность занятий выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп»
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.
Полезными в данном случае могут быть специальные задания и упражнения, выполняемые индивидуально.
Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.
Цель -приобщать молодое поколение к творческому наследию А.П.Гайдара, писателей-земляков.
Задачи :
Для достижения данной цели формулируются следующие задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с наиболее значительными произведениями детского писателя А,П.Гайдара, с жизнью, творчеством, взглядами наиболее известных писателей родного края
расширять литературный кругозор учащихся,
формировать читательские потребности, навыки анализа и критической оценки литературных произведений.
Развивающие:
развивать:
интерес к литературе родного края,
умение эстетического анализа художественных произведений;
творческие способности учащихся,
совершенствовать умение учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал.
Воспитательные:
воспитывать
чувство патриотизма через поэтическое, художественное познание Родины;
эмоционально-ценностное отношение к литературе курского края;
культуру поведения в процессе общения.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
По окончании курса обучающиеся должны знать:
- произведения А.П.Гайдара;
- места расположения литературных музеев имени Гайдара;
-места расположения памятников А.П.Гайдару;
-факты биографии курских писателей и поэтов,
их творческое наследие.
По окончании курса обучающиеся должны уметь:
- работать с краеведческой литературой,
энциклопедиями.
По окончании курса обучающиеся должны овладеть :
-навыками проектной деятельности.
Учебно-тематический план
образовательной программы
«Литературное краеведение»
Разделы,темы. | Кол-во часов | Теоретическ | Практическ | |||
1 раздел «Жизнь и творчество А.П.Гайдара» | 48 | |||||
1. | Организационное заседание Совета «Тимуровец». Обсуждение плана работы на I полугодие | 1 | ||||
2. | Выбор Совета музея. | 1 | ||||
3. | Знакомство с жизнью и творчеством А.П.Гайдара. | 2 | ||||
4. | Наш славный земляк Пётр Исидорович Голиков | 2 | ||||
5. | Гайдар - журналист. Очерки военных лет. | 2 | ||||
6. | Обсуждение книги Бориса Камова «Гайдар. Спецрасследование» | 2 | ||||
7. | Экскурсии «Друзья Гайдара», «Детство.Мамина школа» | 2 | ||||
8. | Подготовка группы экскурсоводов ко Дню памяти А.П.Гайдара | 2 | ||||
9. | Подготовка экскурсии «Аркадий Голиков и Щигры» | 1 | ||||
10. | Экскурсии «Гайдар и партизанское движение» | 2 | ||||
11. | Беседа «Личная жизнь Гайдара» | 2 | ||||
12. | Компьютерная презентация «Увековечение памяти Гайдара»» | 2 | ||||
13. | Подготовка беседы на тему «Художественные произведения о Гайдаре»» | 2 | ||||
14. | Игра « По следам гайдаровских произведений» | 2 | ||||
15. | Подготовка экскурсии «Мальчишка - командир» | 2 | ||||
16. | Литературные викторины«Гайдар - детский писатель» | 2 | ||||
17. | Подготовка к торжественной линейке, посвящённой дню рождения Гайдара | 1 | ||||
18. | «Эстафета поколений». Заседание штаба «Тимуровец» | 1 | ||||
19. | Подготовка мероприятия «30 лет со дня открытия памятника Гайдара на территории школы» | 2 | ||||
20. | Знакомство с деятельностью скульптора Делова. Оформление собранного материала | 2 | ||||
21. | Просмотр художественного фильма «Император тайги» ( 5-6 классы | 2 | ||||
22. | Конкурс сочинений «Вечные ценности жизни » ( по прозведениям Гайдара) | 1 | ||||
22 | Обсуждение рассказа Гайдара «Чук и Гек» 5 класс | 1 | ||||
23. | Обсуждение рассказа Гайдара «Голубая чашка» 4 класс | 2 | ||||
24. | Игра «Эй же вы, мальчишки!» | 2 | ||||
25. | Брейн- ринг «Гайдар: писатель, герой, гражданин» | 2 | ||||
26. | Праздничное заседание Совета «Тимуровец»-эстафета поколений | 2 | ||||
27 | Поход в школьный музей Пригородненской школы | 2 | ||||
2 раздел «Курская земля в литературе, живописи, рукотворном труде земляков» ( 12 часов) | 12 | |||||
28. | Подготовка доклада «Жизнь и творчество композитора Г.Свиридова» | 2 | ||||
29. | Изучение биографии Евгения Ивановича Носова | 2 | ||||
30. | Чтение и обсуждение рассказа Е.И.Носова «Красное вино победы» | 2 | ||||
31. | Конкурс чтецов. Любимые стихи моего земляка Владимира Конорева | 2 | ||||
32. | Оформление стенда « Наши земляки» | 4 | ||||
3 раздел.Собирание материала на тему «Почётные граждане Щигров» (6) | 6 | |||||
34. | Собирание материала на тему «С.П.Непобедимый- почётный гражданин Щигров» | 2 | ||||
35 | Собирание материала на тему «А.Г.Ачкасов- Почётный гражданин Щигров» | 2 | ||||
37 | Собирание материала на тему «М.В.Зайцев - Почётный гражданин Щигров» | 2 | ||||
38 | Составление отчёта по теме «Литературное краеведение» | 1 |
Календарно-тематический план
образовательной программы
«Литературное краеведение»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата План Факт | ||
1. | Организационное заседание Совета «Тимуровец». Обсуждение плана работы на I полугодие | 1 | |||
2. | .Выбор Совета музея. | 1 | |||
3. | Знакомство с жизнью и творчеством А.П.Гайдара. | 2 | |||
4. | Наш славный земляк Пётр Исидорович Голиков | 2 | |||
5. | Гайдар - журналист. Очерки военных лет. | 2 | |||
6. | Обсуждение книги Бориса Камова «Гайдар. Спецрасследование» | 2 | |||
7. | Экскурсии «Друзья Гайдара», «Детство.Мамина школа» | 2 | |||
8. | Подготовка группы экскурсоводов ко Дню памяти А.П.Гайдара | 2 | |||
9. | Подготовка экскурсии «Аркадий Голиков и Щигры» | 2 | |||
10. | Экскурсии «Гайдар и партизанское движение» | 2 | |||
11. | Беседа «Личная жизнь Гайдара» | 2 | |||
12. | Компьютерная презентация «Увековечение памяти Гайдара»» | 2 | |||
13. | Подготовка беседы на тему «Художественные произведения о Гайдаре»» | 2 | |||
14. | Игра « По следам гайдаровских произведений» | 2 | |||
15. | Подготовка экскурсии «Мальчишка - командир» | 2 | |||
16. | Литературные викторины«Гайдар - детский писатель» | 2 | |||
17. | Подготовка к торжественной линейке, посвящённой дню рождения Гайдара | 1 | |||
18. | «Эстафета поколений». Заседание штаба «Тимуровец» | 1 | |||
19. | Подготовка мероприятия «30 лет со дня открытия памятника Гайдара на территории школы» | 2 | |||
20. | Знакомство с деятельностью скульптора Делова. Оформление собранного материала | 2 | |||
21. | Просмотр художественного фильма «Император тайги» ( 5-6 классы | 2 | |||
22. | Конкурс сочинений «Вечные ценности жизни » ( по призведениям Гайдара) | 1 | |||
22 | Обсуждение рассказа Гайдара «Чук и Гек» 5 класс | 1 | |||
23. | Обсуждение рассказа Гайдара «Голубая чашка» 4 класс | 2 | |||
24. | Игра «Эй же вы, мальчишки!» | 2 | |||
25. | Брейн- ринг «Гайдар: писатель, герой, гражданин» | 2 | |||
26. | Праздничное заседание Совета «Тимуровец»-эстафета поколений | 2 | |||
27. | Поход в школьный музей Пригородненской школы | 2 | |||
28 | Литературное краеведение на тему «Курская земля в литературе, живописи, рукотворном труде земляков» Жизнь и творчество композитора Свиридова. | 2 | |||
29. | Изучение биографии Евгения Ивановича Носова | 2 | |||
30. | Обсуждение рассказа Е.И.Носова «Красное вино победы» | 2 | |||
31 | Конкурс чтецов. Любимые стихи моего земляка Владимира Конорева. | 2 | |||
32 | Оформление стенда «Наши земляки» | 4 | |||
33 | Собирание материала на тему «Почётные граждане Щигров» | 6 | |||
34. | Составление отчета по теме «Литературное краеведение» | 1 |
Содержание программы
Основным содержанием программы “Литературное краеведение ” является выполнение заданий, направленных на изучение литературного краеведения, на проведение тематических уроков, сочинений, экскурсий, бесед, игр, викторин.
Деятельность школьников по программе ”Литературное краеведение ” определяется следующими тематическими блоками:
1.Вводное занятие. Теоретическое занятие – 1 час.
2Жизнь и творчество Аркадия Петровича Гайдара.( 48 часа)
3.Курская земля в литературе, живописи, рукотворном
труде земляков(12 часов)
4.Собирание материала на тему «Почётные граждане Щигров»(6ч.)
I.Вводное занятие. Теоретическое занятие – 1 час.
Задачи:
· Согласование плана работы на год;
· выбор актива;
· техника безопасности;
· инструктаж по ТБ.
II. Жизнь и творчество Аркадия Петровича Гайдара.
На этот раздел отводится 48 часов , на которых учащиеся знакомятся с жизненным и творческим путём детского писателя А.П.Гайдара, собирают материал для докладов и
презентаций. На практических занятиях, на которых отводятся 19 часов, проводятся экскурсия, игры, викторины.
III. Курская земля в литературе, живописи, рукотворном
труде земляков.
На этот раздел отводится 12 часов, где ученики более углубленно изучают творчество писателей-земляков, тем самым пробуждается настоящая любовь к литературе.
IV. Собирание материала на тему «Почётные граждане Щигров»
На этот раздел отводится 6 часов , на которых кружковцы изучают материалы о С.П.Непобедимом, А.Г.Ачкасове, оформляют доклады, для них организуются встречи с М.В.Зайцевым, создателем школьного музея имени А.П.Гайдара.
Методическое обеспечение
образовательной программы
«Литературное краеведение»
Программа обеспечена наглядным материалом - музейными предметами основного и вспомогательного фонда школьного музея имени Аркадия Петровича Гайдара. Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных и изобразительных источников, на примере работы с которыми учащиеся овладевают методикой литературного краеведения.
В организации занятий используются визуальные средства – видеофильмы .
Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки
экскурсий, лекций, бесед, игр, конкурсов, практических занятий по литературному краеведению.
Литература
- Н. Богданов «Всадник, скачущий впереди», издательство «Малыш», Москва, 1978 г.
- А.Гольдин «Невыдуманная жизнь», Москва «Детская литература», 1972 г.
- Б. Камов «А. Гайдар. Мишень для газетных киллеров», Москва, 2009 г
- Б. Камов «Партизанской тропой Гайдара», Москва, 1965 г.
- В Малюгин «Жизнь такая, как надо», издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1962 г.
- Э. Пашнев «Яблоня Гайдара» , книжное издательство, Воронеж, 1976 г.
- Н. Рыбаков «Гайдар в Арзамасе» Москва «Сов. Россия», 1984г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Литературное краеведене. Сказочный мир Лапландии""
Программа способствует воспитанию чувства патриотизма, учитывает региональный компонент. Основу составляет творческая деятельность обучающихся....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Программа дополнительного образования "Краеведение" "ЗУБР"
Программа дополнительного образования "Краеведение "ЗУБР" (туристско-краеведческое направление). Срок реализации 3 года. Да так, то урагану не сломать!Сегодня время каждому пришлоО жизни предков ...
Программа дополнительного образования "Краеведение"
Программа дополнитльного образования реализуется на основе метода проектно-исследовательской деятельности учащихся и может быть использована условиях ФГОС во внеурочке....
Дополнительная образовательная программа по историческому краеведению
Данная образовательная программа имеет большую значимость в деле личностного развития гражданина России, готового принять традиции, ценности, особенности культурно-исторической и духовной жизни ...
Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Краеведение"
Изучение истории родного края по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание духовно-нравственной культуры, а также формирование умений практического характера, что позво...