Образовательная программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование»
рабочая программа (5, 6 класс)

Кучерова Дарья Викторовна

      В условиях динамично развивающегося общества повышается необходимость в самостоятельных, инициативных, творческих людях.    

       Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение, создавать.

       Детское техническое творчество - это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей обучающихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.

       Программа «Начальное техническое моделирование»  развивает познавательный интерес к научно-техническому творчеству,  развивает пространственное воображение, конструкторские способности,  расширяет круг возможностей, позволяет реализовать индивидуальные творческие потребности каждого ребенка,  включает занимающихся в коллективную творческую работу, независимо от степени мастерства, позволяет  развить новые качества личности, необходимые для адаптации к требованиям, предъявляемым обществом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Южноуральский городской округ

Челябинской области

Муниципальное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 1

________________________________________________________________________________________

Российская Федерация, Челябинская область, 457040, г. Южноуральск, ул. Куйбышева,???

телефон  8(35134) 4-15-00

         Рассмотрена и одобрена

         на заседании

         методического совета

         Протокол  №   от  .2016 г.

                 УТВЕРЖДАЮ

                 Директор

                 ____________Ю.М. Бондаренко

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА                                                                                                    дополнительного образования

«Начальное техническое моделирование»

для детей 10 – 12  лет

срок реализации 3 года

Составила:                                                                                                                                                          Кучерова Дарья Викторовна,

педагог дополнительного

образования

I квалификационной категории

г. Южноуральск

2016г.

Информационная карта к образовательной программе  основного курса

«Начальное техническое моделирование»

Тип  программы:  модифицированная.

Целевая   установка:  комплексная ( учебная,  воспитательная, развивающая ).

Образовательная область:   технология, искусство.

Направленность деятельности:  научно-техническая.

Способ реализации: творческий

Уровень усвоения: репродуктивный

Направление деятельности:  начальное моделирование из бумаги и подручного материала

Форма реализации: индивидуально-групповая.

Продолжительность реализации:   3 года

Пол   обучающихся:  мальчики и девочки

Возраст  обучающихся:  10  - 12 лет

       

     

Пояснительная записка

Направленность программы. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление, узнавать и создавать, поэтому   программа «Начальное техническое моделирование»

направлена  на развитие познавательного интереса к научно-техническому творчеству и   на формирование   творческой личности ребёнка.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

      . Настоящая программа  позволяет реализовать индивидуальные творческие потребности каждого ребенка. Новым в программе является включение занимающихся в коллективную творческую работу, независимо от степени мастерства, позволяющее развить новые качества личности, необходимые для адаптации к требованиям, предъявляемым обществом.

       В условиях динамично развивающегося общества повышается необходимость в самостоятельных, инициативных, творческих людях. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

      С учетом педагогических и психологических точек зрения детское техническое творчество - это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей обучающихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны

      Занятие начальным техническим творчеством предполагает, прежде всего, развитие изобретательности. А изобретательность необходима  как в организации игры, так и  в моделировании технических объектов.

. Работа с различными материалами, в разных техниках расширяет круг возможностей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, познавательный интерес.

Главная идея программы - Любой ребенок талантлив, ему только нужно помочь найти интересное творческое дело, которое раскрыло бы его потенциал.

Цель программы: Формирование познавательного  интереса к моделированию технических объектов из различных материалов

Задачи, реализуемые на каждом этапе обучения:

1 год обучения:

- формирование элементарных знаний и умений;

- развитие ручной умелости;

- привитие навыков изобретательности;

- сформировать сознательное отношение к безопасности труда.

- воспитание трудолюбия, настойчивости, прилежания к работе.

2 год обучения:

- совершенствование и расширение знаний, умений, навыков, полученных в течение I года обучения;

- развитие интереса к миру техники;

- развитие творческого воображения, конструктивного  мышления;

- формирование осознанного желания совместной творческой деятельности;

- выработка навыков планирования и конструирования, через создание

простейших моделей и макетов.

3 год обучения:

- формирование умений экспериментировать при конструировании по собственному замыслу, преобразовывать модели в соответствии с различными задачами;

- формирование самостоятельности, настойчивости;

- формирование творческого отношения к труду.

Отличительные особенности программы.  Первоначальные умения и навыки в овладении  некоторыми инструментами ручного труда младшие школьники приобретают на уроках трудового обучения  в школе  и дома. На занятиях в объединении обучающиеся закрепляют, развивают и совершенствуют уже имеющиеся у них практические умения и навыки работать с самыми разнообразными инструментами ручного труда.

В отличие от школьной программы трудового обучения начальной школы данная программа дает возможность обучающимся полнее проявить творческий потенциал, больше времени уделить выбору модели, процессу ее конструирования.

       Занятия в объединении имеют наиболее благоприятные условия для того, чтобы провести школьника через переживания изобретателя, конструктора, дизайнера и делают возможность испытать  радость творчества.

         Занятия в объединении не только формируют трудовые навыки и умения, но и имеют тесную связь с другими предметами. Из опыта проведения занятий, в объединении на уровне современных требований, обучающиеся раньше изучают элементы предметов физики (физические свойства, обработка материала), черчения (масштаб, чертежные линии и обозначения), химии (получение бумаги), природоведение, истории, чем это предусмотрено школьной программой. Также укрепляется связь с уроками математики, русского языка.

        Содержание программы согласованно с объемом и последовательностью усвоения знаний по трудовому обучению, природоведению, изобразительному искусству, литературе.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Набор обучающихся  в объединение свободный,  без конкурсов и тестирования.

1-й г.о. - формируется из детей 10 лет , ранее не обучавшихся в объединениях данного профиля;

2-й г.о. - формируется из школьников прошедших начальное обучение техническому моделированию или имеющие требуемые навыки;

3-й г.о. - формируется из обучающихся, успешно освоивших программу 2- го года и имеющих интерес к техническому моделированию  и  осознанное желание продолжить активное творчество. Желающие участвовать в коллективном творчестве единомышленников.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

Программа рассчитана на 3 года обучения (переход на следующий год обучения осуществляется по мере освоения программы предыдущего г. о., и в то же время предусматривает возврат к темам предыдущих годов):

Год обучения

Количество часов

Количество           об-ся в группе

Возраст

 об-ся (лет)

в год

в неделю

I

156

4

12

10

II

195

5

10

11

III

195

5

10

12

Режим занятий. Занятия проводятся  2 раза в неделю по 2 часа(156 часов в год) и 2 раза в неделю по 2 и 3 часа(195 часов в год)

Учебно - тематический план первого  года обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теоретич.

практич.

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Аппликация

20

1

19

3

Оригами, аэрогами

20

1

19

4

Бумажная пластика,

20

1

19

5

Бумажная пластика в украшениях

20

1

19

6

Макетирование из бумаги

30

1

29

7

Плетение из бумаги

40

1

39

8

Экскурсии выставки

4

-

4

 9

Заключительное занятие

1

1

-

                                     Всего:

156

8

148

Содержание первого год обучения

1. Вводное занятие. Знакомство с объединением - почему такое название «Начальное техническое моделирование». Порядок и содержание работы кружка. Правила поведения. Правила техники безопасности, организация рабочего места. Показ образцов готовых изделий.

Практическая работа:  Сложить домик «Оригами».

Базовое понятие: техника безопасности.

2. Аппликация. Знакомство с аппликацией, её видами ( плоская, объёмная, торцевание, и д. д.). Правила и последовательность работы с различными видами бумаги.

Практическая работа:  Выполнение аппликации из различных геометрических фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат). Аппликация: собачка, клоун, аквариум, луг, и д.р.

Базовое понятие:   Эскиз, фон, геометрические фигуры, торцевание.

3. Оригами.Аэрогами.Знакомство с историей возникновения «оригами» и «аэрогами». Ознакомление со свойствами бумаги. Знакомство с правилами «оригами». Понятия. Основные базовые формы «оригами».

Практическая работа: Сложить: стаканчик, коготь, шлем, лилия, коробочки…

Базовое понятие:  Квадрат, ромб, диагональ, угол, линия, базовая форма.

4. Бумажная пластика. Знакомство с искусством кириками. Ознакомление с новыми видами бумаги, их свойствами. Знакомство с новыми терминами. Новые виды разметки.

Практическая работа: Учимся складывать бумагу в разных направлениях для того, чтобы детали фигурок были объёмными и имели возможность двигаться. Изготовление поделок: петух, сова, пудель, викинг, олень и т.д. Изготовление групповых композиций.

Базовое понятие:   Сплошная и пунктирная линии, ребро жесткости, бумажная пластика.

5. Бумажная пластика в украшениях. Ознакомление со свойствами креповой, папиросной, бархатной бумаги. Использование в изготовлении одной поделки разных видов техники изготовления (оригами, аппликации, кириками). Применение новых способов разметки.

Практическая работа: Изготовление: открытки, гирлянды, фонарики, маски, карнавальные шапочки.

Базовое понятие:  Разметка.

6. Моделирование. Ознакомление с простейшими макетами из бумаги и бросового материала. Ознакомление с новыми терминами. Знакомство с элементами черчения. Новый вид разметки по линейке. Знакомство с разнообразием поделочного материала. Сравнивание формы изготавливаемой модели с формой тарных коробок. Способы соединения деталей. Художественное оформление (окрашивание, оклеивание цветной бумагой). Возможность применения природного материала.

Практическая работа: Изготовление макетов технических объектов и игрушек из готовых, объёмных форм - тарных коробок, с добавлением необходимых деталей для конкретного изделия (мебель для комнаты, подставки для карандашей, фонарь, львенок и др.).

Базовое понятие:   Линейка, сантиметр.

7. Плетение из бумаги.  Изучение видов переплетов. Знакомство с приемами плетения. Новые термины.

Практическая работа: Коврик из цветных полос, поясок, закладка.

Базовое понятие:  Переплет.

8. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились». Планирование работы на следующий учебный год. Выставка всех моделей, поделок, изготовленных в течение года.

Учебно - тематический план второго года обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теоретич.

практич.

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Кирикоми

29

2

27

3

Изготовление моделей игрушек из бумаги и картона

30

2

28

4

Динамические игрушки

30

2

28

5

Строительное  макетирование

30

2

28

6

Конструирование из  природного и бросового материала

30

1

29

7

Моделирование технических объектов

40

1

39

8

Экскурсии, соревнования ,выставки

4

-

4

 9

Заключительное занятие                                      

1

1

-

Всего:

195

12

183

Содержание второго года обучения

1. Вводное занятие. Вспомнить название и назначение объединения. Вспомнить всё, чем занимались в прошлом году. Беседа на тему « Как мы провели лето». Знакомство с планом работы объединения в новом учебном году. Правила техники безопасности, организация рабочего места.

Практическая работа: Поделки по желанию.

Базовые понятия. Техника безопасности. Работа с шилом.

2.Кириками. Вспомним базовые формы, изученные в прошлом году. Освоение новых базовых форм (журавлик, украшение, блинчик и др.) с использованием надрезов и надрывов. Включение в программу модульного оригами.

Практическая работа:  Изготовление поделок: звезда, кубик, лягушка, фусен, ирис, коробка и др.

Базовые понятия.Кириками, модуль.

3. Изготовление моделей игрушек из бумаги и картона. Знакомствами с приемами бумажной пластике. Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, круг и др.), с объемными геометрическими телами (цилиндр, конус, параллелограмм). Знакомство с новыми терминами и инструментами.

Практическая работа:  Изготовление поделок на основе цилиндра, конуса, куба, параллелограмма.

Базовые понятия. Геометрическое тело, развертка, циркуль.

4. Динамические игрушки. Знакомство с новыми терминами и приемами. Применение новых способов соединения деталей подвижных частей.

Практическая работа: Выполнение поделок: петрушка, медведь, неваляшка, цыплёнок, собака.

Базовые понятия. Шаблон, крепление, инструкционная карта.

5. Моделирование макетов домов и замков. Знакомство с развертками объемных тел (призма, цилиндр, конус, куб, параллелепипед). Разметка разверток при помощи шаблона. Вычерчивание разверток при помощи линейки, циркуля. Знакомство с новыми терминами (грань, ребро, сторона, вершина, основание и др.). Экскурсии к памятникам архитектуры в музей с целью сопоставления форм.

Практическая работа:  Изготовление моделей геометрических тел. Изготовление моделей технических объектов на основе выполненных разверток. Создание образа макетов по собственному замыслу путем манипулирования моделями геометрических тел. Изготовление макетов. Художественное оформление с учетом особенностей данных форм.

Базовые понятия.  Куб, конус, параллелепипед, грань, ребро, сторона, вершина, основание.

6. Конструирование из природного и бросового материала. Ознакомление с различным природным материалом нашей местности (березовая кора, еловые и сосновые шишки, солома и др.). Заготовка и обработка материала (резание, отчистка, распаривание и т. д.). Способы соединения деталей.

Практическая работа:  Изготовление игрушек и сувениров.

Базовые понятия.  Природный материал.

7. Экскурсии, соревнования, выставки. Организуются на выставки прикладного, технического, художественного творчества,  в учреждения дополнительного образования города, историко-художественный музей, с целью закрепления пройденного материала и обмена опытом. Экскурсии по городу с целью изучения ПДД, на природу с целью сбора материала для работы.

8. Заключительное занятие. Беседа «Чему мы научились за год». Итоговая выставка.

Учебно - тематический план третьего года обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теоретич.

практич.

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Жёсткое конструирование. Многогранники

29

2

27

3

Изготовление простейших

подвижных моделей из бумаги

30

2

28

4

Модели, передвигающиеся по

земле

30

2

28

5

Плавающие модели и игрушки

30

2

28

6

Летающие модели и игрушки

30

1

29

7

Изготовление моделей и макетов по собственному замыслу

40

1

39

 8

Экскурсии, соревнования ,выставки                                      

4

-

4

9

Заключительное занятие

1

1

-

Всего:

195

12

183

Содержание третьего года обучения

1. Вводное занятие. Вспомнить пройденный материал в прошлом году. Беседа: «Чем занимались летом?». Ознакомление с планом и расписанием работы объединения.

Правила техники безопасности, организация рабочего места.

Практическая работа:  Изготовление поделки по собственному замыслу.

2. Построение основных многоугольников с помощью циркуля и линейки. Изготовление шаблонов. Номограммы равностороннего треугольника.. Ребристый шар. Моделирование платоновых тел. Составление выкройки. Основные приёмы работы с бумагой. Моделирование архимедовых тел. Составление выкройки. Основные приёмы работы с бумагой. Моделирование многогранников. Моделирование звёздчатых многогранников. Принципы моделирования.

Практическая работа:  . Составление чертежей отдельных деталей и единой выкройки. Моделирование природных кристаллов. Икосаэдр. Додекаэдр

3. Изготовление простейших подвижных моделей из бумаги. Совершенствование способов и приемов работы по шаблону. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Соединение отдельных деталей между собой. Вырезание заготовок для изделий и отдельных деталей из бумаги, сложенной по полам (симметричное вырезание) или нескольких слоев

( гармошкой). Элементы предварительного планирования.

Практическая работа: Конструирование из бумаги и картона действующих игрушек (пьеро, крокодил, дракон и т. д.).

Базовые понятия.  Технологический процесс (самостоятельное планирование работы по изготовлению игрушки).

4. Модели, передвигающиеся по земле. Расширение знаний детей об автотранспорте. Беседа: « Нужны ли в наше время конструкторы и изобретатели?». Расширение знаний о спортивно-технических объединениях  «Картинг» и «Мотоспорт» и др. Работа по шаблонам и разверткам. Понятие о центре тяжести. Элементарные двигатели, используемые в моделях: резиновые, пружинные.

Практическая работа: Изготовление моделей: вездеход, колесо самокат, тачка, грузовой автомобиль, легковой автомобиль, автокран.

Базовые понятия.  Машина,  центр тяжести, двигатель.

5. Плавающие модели и игрушки. Расширение знаний о плавающей технике. История морского и речного флота. Виды судов и их назначение. Название частей судов.

Практическая работа:  Изготовление складных лодочек. Моделирование плота. Катамаран. Изготовление декоративной лодки «уточка». Опыты и наблюдения за плавающими моделями.

Базовые понятия.  Карма, нос, якорь, палуба, азбука Морзе.

6. Летающие модели и игрушки.  Простейшие модели. Изучение принципа полета авиамоделей. Простые сборные модели.

 Практическая работа:  Вырезание симметричных моделей «Крыло 2». Центровка модели на примере модели «Крыло 2». Управление полетом на старте модели. Вырезание контурных моделей с крыльями по технологии симметричного вырезания. Сборка и склеивание контурных моделей, созданных по принципу симметричного вырезания на примере модели «Симметрия 1».Запуск и регулировка модели. Предполетная подготовка модели на старте. отдельных элементов «крыло», «фюзеляж» и «стабилизатор».

Сборка модели из подготовленных элементов на примере модели «Планер 1». Подгонка деталей друг к другу для плотной установки.

Проведение соревнований на дальность полета по одному, двум и трем запускам. Требования к прочности моделей. Проведение соревнований планеров на длительность планирования.

7. Изготовление макетов и моделей по собственному замыслу. Проектная деятельность обучающихся. Выбор темы проекта, выдвижение основной идеи. Постановка цели и задачи. Планирование деятельности. Оформление проекта и презентации.

Практическая работа:  Коллективная работа по изготовлению макетов. Самостоятельная работа детей в работе над собственными моделями. Использование различных материалов, способов обработки и способов изготовления.

Базовые понятия. Проект.

8. Экскурсии, соревнования, выставки. Посещение выставок прикладного, технического, художественного творчества,  в учреждения дополнительного образования города, историко-художественный музей, с целью закрепления пройденного материала и обмена опытом. Экскурсии по городу с целью изучения ПДД, на природу с целью сбора материала для работы.

9. Заключительное занятие. Подведение итогов обучения. Анкетирование обучающихся - выпускников программы. Итоговая выставка.

Методическое  обеспечение дополнительной образовательной программы

Одной из форм повышения познавательного интереса обучающихся является методически верно построенная организация процесса обучения: разнообразная, занимательная, систематическая и последовательная работа.

Основные формы работы с детьми: комбинированное занятие; беседа; игра; викторина, творческая встреча, соревнование, экскурсия и др.

Играв обучении младших школьников. Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение, особенно для учебной деятельности. Воспитательное значение игры, ее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игровые формы используются как универсальное средство в деле обучения, развития и воспитания. Одна и та же игра может выполнять несколько функций:

1. Обучающая - развитие основных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие информации, развитие навыков владения языком.

2. Развивающая - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение занятий из скучного мероприятия в увлекательное приключение; гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей.

3. Коммуникативная - объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов.

4. Релаксационная - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

5. Психотехническая - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.

6. Воспитательная - психотренинг и психокоррекция поведения обучающихся.

Формула игры: увлечение плюс развлечение. Сознание такого рода мотивации является основной целью применения игровых форм ведения занятий в системе обучения. Применение игр позволяет решить и другую, не менее важную задачу, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, с организацией психологического и физиологического отдыха.

Технические эстафеты - одна из форм работы с детьми по технике, сочетающая в себе элементы игры, занимательности, соревнования, способствующая повышению интереса ребят к занятиям в объединении, развитию интеллекта.

    Программа базируется на личностно ориентированной педагогике, методике сотрудничества и  развивающего обучения.

В основу начального технического моделирования положены дидактические принципы:

- сознательности и активности (дети вовлекаются в активные формы обучения:«Сделай как я, сделай со мной, сделай лучше меня!»).,

- систематичности и последовательности,

- доступности и научности,

- опора на интерес ребенка,

- индивидуальный подход,

- постепенный переход от простого к сложному.

- наглядности (органы зрения пропускают наибольшее количество информации, чем другие  органы чувств.);

Методы обучения

Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки  и опыта обучающихся.

Традиционные методы развития интереса учащихся к технике и техническому творчеству можно объединить в группы, каждая из которых наиболее продуктивна на том или ином этапе работы.

1. Методы развития познавательной активности и технической самодеятельности обучающихся:

•        Объяснительно – иллюстративный:  беседа, лекция, рассказ, работа с

технической литературой.

•        Репродуктивный: манипулятивные, сборка по образцу, изготовление по памяти, сборка по чертежу.

•        Эвристические (частично - поисковые): черный ящик, метод мозгового штурма, метод фокальных объектов, проектный метод.

•        Исследовательские: наблюдение, анализ-синтез, обобщение, эксперимент, аналогия.

2. Методы развития творческих способностей учащихся и побуждения интереса к технике:

- Конструирование (моделирование) изделий.

- Манипулятивное конструирование (конструирование объектов при помощи различного вида «конструкторов»).

-Применение технической документации с сокращенными данными.

-Решение творческих задач.

- Выполнение творческих заданий.

-Повторное выполнение работ с изменением ранее изготовленных конструкций.

- Мысленный эксперимент.

Учитывая возрастные психолого-физические особенности детей, можно выделить следующие закономерности применения методов и приёмов работы по годам обучения:

-на первом году обучения подача основной части материала осуществляется через объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, при применении остальных методов акцент делается на задействование эмоциональной сферы ребенка;

- на втором году обучения выделить ведущий метод практически невозможно, т. к. все методы применяются в разных  объемах; однако роль эмоциональной окраски материала и практических занятий остается велика;

- на третьем году обучения подача основной части материала осуществляется через практические занятия и закрепление теоретического. Ведущие методы – эвристический, исследовательский и метод проектов способствуют формированию  уобучающихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в социуме.

Основная форма - занятия в объединении носят вариативный характер. Используется фронтальная, групповая, бригадная, индивидуальная направленность работы. На занятии используются любые формы работы, в любых сочетаниях, в зависимости от подготовленности детей, и эмоционального психологического настроя обучающихся. При подготовке выставочных работ, занятия проводятся по подгруппам.

Задачи, реализуемые на занятиях:

- развитие ручной умелости через овладение многообразием ручных операций по-разному влияющих на психофизические функции ребенка;

- формирование умения ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение;

- формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах работы;

- знакомство с разными материалами и инструментами.

Работа, предлагаемая детям, носит различный характер:

- и точное повторение образца, предоставленные в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа;

- и выполнение работы по заданному педагогом условию;

- и выполнение работы по собственному замыслу, из любых материалов, в любой технике.

- комбинирование различных материалов и приемов в одном изделии.

Каждый из этих видов работы предполагает различную мыслительную деятельность на этапе ориентировки в задании.

С первых шагов деятельности педагог ставит детей в ситуацию поиска, в ситуацию самостоятельного анализа предлагаемого для изготовления предмета, самостоятельного планирования хода его изготовления. И обязательно предоставляет простор для высказываний обучающихся. Здесь важный момент развития, личное отношение ребенка к происходящему на занятии, его удовлетворение тем, что его участие в занятии - а оно потребовало определенных усилий - завершилось успехом.

На первом году обучения у обучающихся формируются представления о многообразии техники и технических объектов: навыки работы с бумагой, ножницами, клеем; обучающиеся учатся экономно использовать материал, расширяются знания, полученные в ДОУ.

На втором году обучения закрепляются и расширяются знания, полученные на уроках труда, формируются навыки работы с инструментами и приспособлениями, знакомятся с другими материалами, формируются политехнические понятия. На занятиях конструируются более сложные модели, дети учатся делать разметку, пользоваться чертежом, использовать масштаб.

        На третьем году обучения совершенствуются и накапливаются умения и навыки в решении конструкторско-технологических задач с наибольшим проявлением самостоятельности и смекалки. Программа предполагает использование метода проектов, ориентированного на развитие творческих способностей в процессе создания моделей.

Методическое и дидактическое обеспечение программы

Перечень средств учебно-методического обеспечения

   Решающим фактором при реализации программы является технологическая оснащенность, наличие тематических учебно-методических пакетов, которые  включать в себя:

·        пособия для педагога;

·        профильные энциклопедические словари-справочники (технический, исторический, биологический);

·        видеоматериалы;

·        технологическая оснастка (инструменты);

·        подборка чертежей, развертки, шаблонов, технологические карты, дидактический материал;

·        методические разработки к занятиям;

·        перечень объектов для экскурсий;

·        календарь знаменательных дат;

·        информация о жизни и особенностях деятельности людей, внесших существенный вклад в науку, развитие техники, производство и т.п.;

·         перечень и подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся;

·        коллекции фотографий  (электронный вид) работ обучающихся объединения;

·        материалы, отражающие достижения обучающихся в данном объединении детей.

Формы подведения итогов по каждой теме и контрольно-диагностический  инструментарий:

- Занятие-знакомство                                                                                              

 -Алгоритм самооценки

- Анкета (выявление интересов).

- Выставки,  соревнования, учебно-исследовательские конференции (результат)

-Контрольная работа

Материальное обеспечение программы

При изготовлении объектов используются:

- разные виды бумаги, обладающие различными свойствами;

- материалы текстильного характера;

- самый разнообразный природный материал растительного и минерального  

   происхождения, который можно найти в нашей местности;

- проволока;

- фольга;

- бросовый материал (обертки от конфет, шоколада, мыла, старые журналы,

   пакеты от пищевых продуктов из металлизированной бумаги,

   коробочки, пластиковые банки и бутылки, кожа, ткань, пряжа   и другие.);

- клей: ПВА, «Момент», канцелярский;

- цветная бумага и картон;

- нитки швейные;

- веревка;

- ножницы;

- циркуль;

- линейка;

- шило.

                                      Воспитательная работа

Циклограмма мероприятий в объединении

Мероприятия

Место проведения

Количество участников

Срок исполнения

Ответствен-ный

1

 День знаний

Экскурсия по кабинету

Кабинет

Члены объеди-нения

Сентя-брь

Педагог Родители

2

Подготовка к Новогоднему празднику

Мастерская Деда Мороза

Кабинет

Члены объеди-нения

Ноябрь

Декабрь

Педагог Актив  объединения Родители

2

Новый год

Новогодний праздник

Актовый зал школы

Члены объеди-нения

Дека-брь

Педагог

Актив объединения Родители

3

День защитника Отечества

Показательные  запуски самолётов из бумаги

Кабинет

Члены объеди-нения

Фев-раль

Педагог, члены объединения

4

Международный женский день

Выставка подарков с  последующим вручением

Кабинет

Члены объеди-нения

Март

Педагог

Актив  объединения

4

День космонавтики

Стенд «Ракеты»

Кабинет

Члены объеди-нения

Апрель

Педагог

Актив  объединения

День пионерии

Соревнования  бумажных самолётиков в закрытом помещении

Кабинет

Члены объеди-нения

Май

Педагог

5

Международный день защиты детей

Показательные запуски самолётов из бумаги

КСК

Члены объеди-нения

1 июня

Педагог

Актив  объединения

6

 День города

Соревнования  бумажных самолётиков

Площадь

Все желающие

 Август

Педагог

Работа с родителями

Цель работы - расширение и укрепление связей родителей с объединением.

Мероприятия

Место проведения

Срок проведения

1

Индивидуальная работа. Знакомство с родителями вновь записавшихся детей.

Кабинет

В течение года

2

Родительские собрания. Информация родителей о текущей работе детей в объединении.

Кабинет

2 раза в год

3

Работа с родительским активом. Участие родителей  в мероприятиях   объединения

Кабинет

В течение года

Психологическое сопровождение

Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей школьников. Без учета развития психики детей невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели.

Младший школьный возраст. Воспитание, обучение и развитие младшего школьника – очень ответственный этап образовательного процесса. В этот период происходит формирование произвольности процессов  памяти, внимания, мышления, дети учатся управлять своим поведением. При этом идет переход от игровой деятельности к целенаправленной учебной,  практической.

        Необходимо учитывать в этой возрастной группе традиционность неопытного малыша, очень быстро входящего в контакт с социальной жизнью и не знающего её законов, а потому исполняющего всё, что ему предписывается. Авторитет педагога в этом возрасте непререкаем.

        Учащиеся по своим возрастным проявлениям удивительно динамичны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, не могут долго работать над одной и той же поделкой. Поэтому первое занятие начинается с изготовления простейших, доступных для всех моделей.

Познавательные процессы младших школьников отличает непроизвольность, неустойчивость, недифференцированность и нецеленаправленность. Непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Оно «скачет» по ярким, эмоционально значимым признакам предметов.

Для младших школьников свойствен довольно широкий, но поверхностный технический кругозор: живость, чувственное содержание представлений, их изменчивость под влиянием наглядной ситуации, а наряду с этим недостаточная степень подлинной схематизации образов, диспропорции между количеством технических замыслов и уровнем успешности их реализации.

Процесс обучения техническому творчеству начинается не только с раскрытия значения техники в жизни человека, основных направлений научно- технического прогресса, но и с определения «Что такое техника?»

Младшие школьники должны уяснить, что слово «техника» происходит от греческого «искусство мастерить», что техника включает в себя средства труда, предметы или комплекс предметов труда, а также комплекс приемов труда и что любое приспособление, рационализирующее какую-либо сферу деятельности может быть отнесено к технике.

Контроль и оценка знаний.

Диагностируются результаты различным образом и на различных этапах деятельности. Для определения уровня знаний и умений обучающихся проводятся: в начале года - входной контроль, в середине года - промежуточный контроль, в конце года — итоговый контроль.Основной способ оценки – самооценка выполнения изделий по алгоритму с ответами на сопутствующие вопросы. Эта оценка присутствует на всех этапах.  Еще одной формой диагностики результатов работы в объединении для обучающихся является представление выполненной работы на выставках различного уровня, соревнованиях

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по трехуровневой системе (Р – репродуктивный, Э – эвристический, К – креативный)  и фиксируется в журнале объединения.

Предполагаемые  результаты

I год обучения

Обучающийся должен знать:

-термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значения;

-свойства материалов, из которых изготовлены поделки;

-названия инструментов, приспособлений;

-приемы разметки деталей из бумаги; с помощью шаблонов,

  трафаретов, перегибания;

-способы соединения деталей.

Обучающийся должен уметь:

- вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично;

- складывать бумагу по прямым линиям, в том числе приемом гофрирования;

- экономно размечать детали на бумаге;

- соединять детали различными способами;

- самостоятельно или с помощью педагога ориентироваться в заданиях, данных в натуральных образца, схемах, чертежах;

- самостоятельно или с помощью педагога планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу;

- контролировать свои действия;

- переносить полученные знания и умения в новую ситуацию.

II год обучения

Обучающийся должен знать:

- новые термины;

- свойства новых материалов;

- новые приемы разметки деталей из бумаги с помощью кальки, копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет;

- приемы комбинирования в одном изделии различных материалов. Обучающийся должен уметь:

- самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания;

- самостоятельно планировать последовательность действий при выполнении  изделия по образцу;

- вырезать из бумаги детали криволинейного контура;

- вырезать из бумаги полоски на глаз;

- самостоятельно ориентироваться в задании данного в виде натурального образца, рисунка;

- создавать простейшие модели поделок по собственному замыслу при

использовании различных материалов;

- самостоятельно или при помощи педагога планировать работу в паре (в группе, в бригаде);

III год обучения:

Обучающийся должен знать:

- свойства материалов, появившихся при новых видах работы;

- приемы разметки с помощью создания эскизов;

- способы соединения деталей с помощью щелевого замка и клапана.

Обучающийся должен уметь:

- вырезать узоры на глаз без предварительной разметки;

- самостоятельно складывать из бумаги по прямым линиям с использованием схемы;

- соединять детали с помощью клея, ниток, щелевого замка, проволоки;

- пользоваться приемом скручивания проволоки;

- складывать бумагу по прямой линии;

- делать разметку с помощью выкройки по клеткам;

- видеть возможность использования различных предметов в новой для них функции для соединения образов;

- комбинирование в изделии различных материалов;

- пользоваться чертежом;

- самостоятельно вносить изменения в конструкцию изделия с целью его  усовершенствования;

- создавать композиции из разных материалов в разной технике;

- создание коллективных работ (макетов).

Модель выпускника

Список литературы

Литература для детей

1. Кугафьева. «Оригами. Бумажный конструктор для детей». Выпуск ЗЧ 1, Х2, М3.Н-ск. «Студия дизайн I41-{ФОЛИО» 1994г. 1995г.

2. Самоделки из бумаги. « 94 современные модели». Москва. «Лирус».

1993г.

3. Сделай сам из бумаги. Ижевск. «Удмуртский университет». 1994г.

Литература для педагога

1.     Афонькин С.Ю и Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Изд., «Алим». 1996 г. - 207 с.

2.      Андронова П.Н. Развитие технического творчества младших школьников. 1990.

3.     Болотина Л.А. Журавлева А.П. Начальное техническое моделирование. Москва. «Просвещение»1982.

4.     Геронимус Т.М. Учебный комплект. Я все умею делать сам. 1-3 класс.-М: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003. -176 с

5.     Геронимус Т.М. 150 уроков технического труда.1990.

6.     Геронимус Т.М. Урок труда. Работаем с удовольствием. Методическое пособие. Москва. «АСТ_ПРЕСС».1998.

7.     Гукасова А.М, Фрейтаг И.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Выпуск 1 .Обработка бумаги. Москва «Просвещение» 1979.-143 с.

8.     Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 144 с.

9.     Крухлет М.В., Крухлет А.А. Самоделкино. Методическое пособие для педагогов ДОУ. «Детство- пресс», 2004.-112 с.

10.  Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.-128 с.

11.  Мейстер Н.Г. Бумажная пластика/ Н.Г. Мейстер. -М.:ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ»,2001,-64 с.

12.  Межуева Ю.В. Уроки труда.- Саратов: Лицей,2007.1 кл.-64 с.2 кл.-64 с 3кл.-64 с.4кл.-64 с.

13.  Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития»,1997.-192 с.

14.  Покидаева Т.Ю. (Перевод с английского). Наши руки не для скуки. Оригами ,конструирование из бумаги. Москва «Росмен» 2000.-138

15.  Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами.- М.:Рольф, Айрис-пресс,1999.-288 с.

16.  Тимофеева М.С. Твори, выдумывай пробуй!: Сборник бумажных моделей.-М.: Просвещение,1981.-111 с.

17.  Филенко Ф.П. Поделки bp[ природных материалов. Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. М., «Просвещение», 1976.-112 с.

18.  Црулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Виды художественной обработки материалов. Моделирование и конструирование.- Самара: Корпорация «Федоров», Изд., «Учебная литература»,2006.-80 с.

19.  Шмидт Н. Реактивные самолеты из бумаги / Н.Шмидт //Пер. с англ. П.А.Самсонов.-Мн.: ООО «« Попурри»,2004.-96 с.

Учебно – методический комплекс

Приложение 1

Содержание учебно – методического комплекса

к образовательной программе

      Учебно – методические материалы для обучающихся и педагога.

1. Учебные и методические пособия:

 - Геронимус Т. М. 150 уроков труда в 1 – 4 классах: Методическое пособие. – «Родничок», 1998

 - Перевертень Г. И. Техническое творчество в начальных классах: Кн. Для учителя по внеклас. работе. 1988

 - Перевертень Г. И. Самоделки из различных материалов: Кн. Для учителя нач. классов по внеклас. работе. 1985

 - Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Уроки мастерства. Уроки творчества.: Учебники для 1 -3 класса, 2002

2. Конспекты занятий: 

3. Наглядный материал:

- Папки с чертежами общего вида и отдельных деталей.

- Таблицы графических обозначений.

- Папка с иллюстрациями: марок автомобилей, пароходов, кораблей, самолетов

- Альбом с фотографиями готовых поделок.

- Технологические схемы изготовления некоторых поделок.

- Образцы моделей и поделок.

4. Раздаточный материал:

- Чертежи моделей, развертки моделей.

- Схемы изготовления поделок

- Шаблоны и трафареты.

5. Дидактический материал.

- Таблица с правилами техники безопасности на занятиях технического творчества.

- Аудиокассеты, диски.

- Викторины:

- «Правила дорожного движения»

- «Армейский калейдоскоп»

- «Цветы, цветы…»

- «Как поступить?»- ко Дню матери,

- «Мы на железной дороге»

-  «О море»

- «Рыбы»

- «Я люблю тебя, Россия!»,

- «Поговорим о видах транспорта»

- «Из истории чисел»

- «О космосе».  

6. Прочие средства для поддержки изучения теоретического материала:

  • Информационный и методический материал:

- «Развитие графических навыков детей младшего школьного возраста на занятиях                            начального технического моделирования и конструирования»

-  «Игры, как метод обучения и развития графических навыков на занятиях технического                            творчества»

-  «Задачи и задания, служащие основой для развития графических навыков и подготовки обучающихся к конструкторской деятельности»

-  «Способы педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе»                                                                               «Художественное вырезание из бумаги»

-  «Народное творчество»

-  «Коттедж из бумаги».

  • Перечень поделок для самостоятельной, творческой работы обучающихся.

             IV. Воспитательный компонент.

  1. Разработки сценарий игровых программ и познавательных мероприятий:            

  1. Памятка для родителей:
  1. Советы для родителей и педагогов:
  1. Диагностический материал:

- анкеты для родителей;

- анкета для обучающихся;

- тест для обучающихся.

           V. Компонент результативности.

- Дипломы и грамоты.

- Анкеты для родителей.

- Перечень участия в выставках и конкурсах обучающихся различного уровня.

- Карта индивидуальных достижений.

- Протоколы контроля ЗУН обучающихся.

- Портфолио.

Приложение 2

Перечень поделок

для самостоятельной, творческой работы обучающихся

      Первый год обучения.  

         По окончании каждого занятия детям рекомендуется изготовить подобную поделку самостоятельно, особенно поделки используемые для оформления интерьера, праздников:

  • новогодние гирлянды («зайчики», «мишки»);
  • витражи на стекле («машины», «птицы», «домики», «матрешки»);

-    елочные украшения («колокольчик», «шар», «носок»);

-    панно («Домик в деревне», «На море», «Осенний листопад»);

-    вращающиеся конструкции («Самолеты», «Голуби»);

Изготовить сувениры:

-    подставку под пасхальное яйцо;

  • рамку для фотографии;
  • маски карнавальные;
  • открытки в форме домика, сердечка, яйца, елочки.

       При изготовлении поделок можно использовать различные материалы (страницы журналов, оберточную бумагу, обои, макаронные изделия и.т.п.), дополнять и изменять изделия.

        Второй год обучения.

   Предлагается обучающимся:

 -    на основе объемных геометрических тел (конус, цилиндр, призма) изготовить поделки: «Ракета», «Домик», «Лисичка», «Лягушонок», «Матрешка», дополненные плоскими деталями, аппликацией, коллажем, элементами, выполненными в технике оригами;

      Третий год обучения.

 -  изготовить поделки по чертежу: «Коробка», «Шкатулка», «Кораблик», «Плот»;

-   сделать динамичные поделки: «Машина», «Вертолет», «Поезд», выделяя плоскостные проекции объемных геометрических тел.

-   самостоятельно создавать и выполнять поделки, применяя простейшие чертежи.

   

Приложение 3

Словарь терминов к образовательной программе «Техническое творчество»

Аппликация - произошло от латинского слова прикладывать – это вид декоративно-прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.

Брак - изделие или деталь, которые не могут быть использованы по назначению.

Выкройка - образец для кройки.

Графическое изображение - это представление предмета линиями и штрихами на рисунке.

Геометрия - наука о свойствах геометрических фигур.

Деталь - часть изделия , изготовленная из целого куска материала.

Длина - расстояние между двумя точками.

Изделие - любой предмет, изготовленный человеком.

Инструмент - предмет, которым обрабатывают материал

Изобретатель - человек, который придумывает новые изделия.

Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Картон - толстая, твердая бумага.

Качество изделия - соответствие его свойств задуманному образу.

Калька - прозрачная бумага или ткань для снятия копий с чертежей и рисунков.

Копирка - тонкая бумага, покрытая слоем специальной краски, легко отстающей при нажиме.

Конструкция - это устройство и взаимное расположение частей предмета.

Конструирование – создание нового изделия.

Конструирование художественное – особый вид художественного творчества в области техники, изготовление изделия не только технически совершенного, но и удобного, красивого по своим формам, отделке, цвету.

Контур – линия, которая передаёт очертания предмета.

Композиция – расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.

Клей - липкое, затвердевающее вещество для плотного соединения частей чего- либо.

Линейка - чертежный инструмент. Ее используют для измерения длины и построения.

Линия – черта, узкая полоса.

Лист – тонкий, плоский кусок какого – либо материала.

Материал - это предмет или вещество, из которого делают какое-нибудь изделие.

Моделирование – исследование объектов, процессов, явлений на моделях – устройствах, подобных прототипу, настоящему предмету.

Модель – воспроизводит строение и действие своего образца.

Ножницы - инструмент для резания тонких материалов

Стилизация - представление предметов в условной, упрощенной форме

Оригами – древнейшее искусство складывание из бумаги различных плоских и объёмных фигурок.

Образец – предмет, материал, взятый для показа или служащий примером при массовом изготовлении 

Открытка - прямоугольная карточка с художественным изображением отрезков.

Отрезок - часть прямой линий между двумя точками.

Окружность - контур круга

Приспособление - предмет или устройство, которое помогает выполнить работу

Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые.

Развертка - плоская заготовка, из которой получается деталь изделия.

Размётка – нанесение на бумагу или картон контурных линий выкройки, детали, место прорези, сгиба, клея и т.п.

Радиус – отрезок прямой линии, соединяющий центр с любой точки окружности.

Рицовка – надрез по линии будущего сгиба примерно до середины толщины бумаги.

Силуэт – заполненное контурное изображение предмета или тёмное пятно, которое передаёт очертание предмета. Контур можно нарисовать, начертить, а если вырезать ножницами по контурной линии, то образует силуэт.

Симметричное вырезание – вырезание с использованием оси симметрии.

Симметричное вырезание основано на предварительном складывании бумаги для одновременной передачи при вырезании одинаковых частей.

Сувенир- подарок на память, художественное изделие как память о посещении какого-то места или страны

Стек - инструмент для работы с глиной или пластилином.

Трафарет – приспособление для размётки, которая проводится по внутреннему контуру.

Технический рисунок - изображение линиями и штрихами от руки.

Технология - план действий, необходимых для получения желаемого результата.

Технолог- человек, который разрабатывает процесс изготовления изделий.

Техника – совокупность устройств и приёмов, применяемых человеком в производственной и не производственной деятельности для облегчения и ускорения трудовых процессов.

Техника - умение пользоваться инструментами и выполнять приемы работы.

Техника – машины, станки, приборы, инструменты, и др.; здания и сооружения, дороги и каналы.

Технология – совокупность наиболее эффективных приёмов, методов, способов использования оборкдоания и других технических средств для обработки сырья, матеоиалов и изделий и получения полуфабрикатов и готовой продукции.

Угольник - чертежный инструмент в форме треугольника для вычерчивания углов, проведения перпендикулярных линий, разметки отрезков.

Форма - внешнее очертание, вид предмета

Фольга - тонкий лист металла.

Фальц – сгиб, проглаживание.

Фальцевание – сгибание.

Фальцовка – инструмент удлиненной, плоской формы для проглаживания сгибов.

Циркуль – инструмент, который используется для вычерчивания окружностей. У него две ножки. Одна ножка установлена неподвижно, а на другой закреплён грифель или карандаш. У циркуля – измерителя на двух ножках закреплены иглы.

Чертеж - изображение изделия на плоскостях проекций с соблюдением правил и условных обозначений.

Шаблон – приспособление, имеющее форму необходимой для работы детали, используется для размётки по внешнему контуру, пластина с вырезом, очертания которой соответствуют контуру чертежа или изделия, служащая для вычерчивания деталей.

Шило - инструмент для прокалывания отверстий в виде заостренной спицы с рукояткой

Щелевой замок- способ соединения деталей продеванием частей изделия в прорезь.

Эскиз - чертеж, выполненный без точного масштаба и применения чертежных инструментов.

Приложение 5

Каталог учебного оборудования

№ п/п

   Технические средства обучения

Инструменты и приспособления общего пользования на одну группу обучающихся

 Инструменты и    приспособления   индивидуального пользования  на одну группу обучающихся

1

  Музыкальный центр

степлер – 1 шт

 ножницы- 15 шт.

 линейка - 15 шт.

 угольник- 5 шт.

 терка- 15 шт.

 циркуль- 15 шт.

 карандаш- 15 шт.

 фломастеры- 15 шт.

 цветной картон - 15 наборов

 цветная бумага - 15 наборов

 клей - 15 шт.

 бросовый материал

2

   Видеомагнитофон

шило – 5 шт

3

    Мультимедийный проектор

дырокол – 1шт

4

   Цифровой фотоаппарат

доска для прокалывания – 1шт

Приложение 6

Перечень расходных материалов

№          п/п

Тема

Расходные материалы

Кол-во               на 1 уч-ся

Примечание

1-й год обучения

1

Вводное занятие.

клей           карандаш цветная бумага  цветной картон

1 шт.

1шт.

1лист

1лист

2

Понятие о материалах и инструментах. Техника безопасности

клей

 карандаш   цветная бумага   цветной картон

1 шт.

1шт.

2листа

2листа

3

Первоначальные графические знания и умения. Работа с геометрическим материалом.

клей

 цветная бумага цветной картон  бумага для принтера

1 шт.

4листа

4листа

4листа

4

Конструирование из природного материала.

клей               цветная бумага  цветной картон  бумага для принтера  природный материал        пластилин

1 шт.

1шт.

2листа

2листа

20 листьев

1 набор

5

Моделирование на плоскости с элементами художественного конструирования.

клей                     цветная бумага   цветной картон бумага для принтера             обойная бумага  гофрированный картон

1 шт.

8 листов

8 листов

8 листов

2листа

2листа

6

Моделирование и конструирование объемных изделий.

клей                     цветная бумага   цветной картон  бумага для принтера             обойная бумага   калька             газетная бумага   скотч

1 шт.                    7 листов             7 листов            7 листов                                        2 листа

2 листа  

1шт

1шт

7

Моделирование из бросового материала.

клей                   цветной картон обойная бумага  газетная бумага скотч                    коробки               пластмассовые бутылки

1 шт.                    1 лист          

 1 лист                1 лист               1шт                       1 шт.               1шт.

8

Изготовление поделок к знаменательным датам.

клей                     цветная бумага    цветной картон бумага для принтера             обойная бумага упаковочная бумага                 скотч

1 шт.                    7 листов      

7 листов              7 листов                                

 2 листа                                             2 листа             1шт

9

Экскурсии.

10

Заключительное занятие.

газетная бумага

2шт.

2 год обучения

1

Вводное занятие. Инструменты и материалы. Техника безопасности

клей 

 карандаш

 цветная бумага 

цветной картон

1шт.                

1 шт                   1 лист                 1 лист

2

Художественное конструирование из природного материала.

клей                      цветная бумага   цветной картон

 бумага для принтера     природный материал             пластилин

1 шт.                   1 шт.                   2 листа                2 листа                                         20 листьев         1набор

3

Конструирование и моделирование поделок на плоскости:

1. Способы соединения деталей плоской формы;

клей                     цветная бумага    цветной картон  бумага для принтера             обойная бумага  гофрированный картон

1шт                    1 лист          

 1 лист               

1 лист                  

2 листа                1 лист

4

II.  графическая подготовка;

клей                     карандаш           цветная бумага       цветной картон

1шт.                   1шт.                     3 листа                                             3 листа

5

III. изготовление аппликаций и мозаик с элементами художественного конструирования.

клей                     карандаш         цветная бумага  цветной картон  журнальная бумага

1шт.                   1шт.          

6 листов              6 листов                                         1шт.

6

Изготовление плоских игрушек и поделок из бумаги и картона.

клей                     цветная бумага   цветной картон  бумага для принтера             обойная бумага  проволока         гофрированный картон

1шт.                   1 комплект          1комплект             4листа                                

 2 листа             40 см.               3 листа

7

Изготовление объемных макетов и моделей, игрушек, поделок с элементами художественного оформления.

клей                     карандаш         цветная бумага  цветной картон  журнальная бумага

1шт.                     1шт.              

1 комплект       1комплект     

1шт.

8

Выполнение коллективной работы.

клей                     карандаш           цветная бумага   цветной картон

1шт.                     1 шт.                   1 лист                  1 лист

9

Экскурсии

10

Заключительное занятие.

клей                     карандаш         цветная бумага  цветной картон

1 шт.                      1 шт.                 1 лист                 1 лист

3-й год обучения

1

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

клей                     карандаш           цветная бумага   цветной картон

1  шт.                   1  шт.          

 1 лист               1 лист

2

Художественное конструирование из природного материала.

клей                     карандаш         цветная бумага  цветной картон  природный материал

1 шт.                    1  шт.          

2 лист                2 лист                

10 шт.

3

Графические знания и умения.

клей                     карандаш           цветная бумага  цветной картон

1 шт.                    1 шт.                   1 лист                1 лист

4

Изготовление объемных аппликаций с элементами художественного конструирования

клей                     цветная бумага   цветной картон бумага для принтера            

 обойная бумага  гофрированный картон

1 шт.                      7 листов            7 листов             3 листа                                             2 листа                                             2 листа

5

Конструирование и моделирование на основе геометрических фигур динамичных поделок из плоских деталей.

клей                     карандаш         цветная бумага  цветной картон  проволока

1 шт.                   1 шт.                      5 листов            5 листов                 60 см.

6

Изготовление объемных макетов и моделей на основе геометрических фигур

клей                     цветная бумага   цветной картон  бумага для принтера             обойная бумага

 гофрированный картон

1  шт                  1 комплект   1комплект       4листа             

2 листа                      

3 листа

7

Изготовление моделей игрушек и сувениров из различных материалов.

клей                     цветная бумага   цветной картон  бумага для принтера             обойная бумага упаковочная бумага                 калька                  проволока         гофрированный картон

1 шт.                   6 листов            6 листов               6 листов                                             2 листа

 2 листа        

2 листа                 30 см.               3 листа

8

Моделирование из бросового материала.

клей                   цветной картон обойная бумага  газетная бумага

 скотч                  коробки               пластмассовые бутылки                                 крышки

1шт.                   2 листа          

1 лист                1 лист                 1шт                                                 1 шт.               1шт.                     1шт.

9

Выполнение коллективных работ.

клей                      карандаш           цветная бумага   цветной картон

1шт.                     1 шт.             

1 лист                  1 лист

10

Экскурсии.

11

Заключительное занятие.

клей                     карандаш         цветная бумага  цветной картон

1 шт.                    1 шт.              

1 лист          

1 лист

Приложение 7

Каталог дидактических пособий

  • Таблицы:

Техника безопасности на занятиях технического творчества:

 - Общие правила техники безопасности;

 - Организация рабочего места;

 - Правила обращения с ножницами;

 - Работа с клеем.

 - Санитарно-гигиенические правила.

Чертёжные инструменты и  принадлежности;

Условные обозначения

  • Демонстрационная коллекция образцов бумаги и картона:

-  Коллекция бумаги.

- Коллекция картона и раздаточный материал.

  • Схемы по оригами:

- Условные обозначения, принятые оригами;

- Основные базовые формы – заготовки.

 - Схемы базовых форм техники оригами для изготовления объёмных поделок.

  • Иллюстрации:

- цветовые оттенки;

- цветовые гаммы;

- птицы и животные;

- природа;

- цветы;

- фрукты;

- геометрические фигуры, предметы.

- виды домов, здания;

- техника: наземный, воздушный, космический транспорт, техника в доме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Начальное техническое моделирование»

Обучение учащихся на занятиях НТМ происходит в учебных мастерских, оснащенных необходимыми инструмен­тами, оборудованием, приспособлениями. В соответствии с этим к уровню профессион...

Программа дополнительного образования детей "Техническое моделирование и конструирование из дерева".

Программа дополнительного образования детей "Техническое моделирование и конструирование из дерева" составлена на 3 года обучения. Её содержание рассчинано на возраст детей от 7 до 14 лет.  Основ...

Защита образовательной программы дополнительного образования «Начальное техническое моделирование»

Модифицированная образовательная  программа  дополнительного образования «Начальное   техническое   моделирование»  - бюджетный вариант Типовой программы...

Общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование и конструирование». Составитель педагог дополнительного образования Тогмитов Жаргал Батоевич

Актуальность и целесообразность образовательной программыобосновывается  острым  востребованием научно-технических, инженерных и технических кадров для прогрессирующего развития экономики ст...

Общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование и конструирование». Составитель педагог дополнительного образования Тогмитов Жаргал Батоевич

Актуальность и целесообразность образовательной программыобосновывается  острым  востребованием научно-технических, инженерных и технических кадров для прогрессирующего развития экономики ст...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование для малышей»(начальн.62часа),Титова Е.В.2021-2022 уч.год

Дополнительная общеразвивающая программатехнической направленности«Начальное техническое моделированиедля малышей» Возраст обучающихся: 5 – 7 лет Срок реализации: 1 год...