Образовательная программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование»
рабочая программа (5, 6 класс)
В условиях динамично развивающегося общества повышается необходимость в самостоятельных, инициативных, творческих людях.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение, создавать.
Детское техническое творчество - это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей обучающихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.
Программа «Начальное техническое моделирование» развивает познавательный интерес к научно-техническому творчеству, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, расширяет круг возможностей, позволяет реализовать индивидуальные творческие потребности каждого ребенка, включает занимающихся в коллективную творческую работу, независимо от степени мастерства, позволяет развить новые качества личности, необходимые для адаптации к требованиям, предъявляемым обществом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Начальное техническое моделирование» | 223.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Южноуральский городской округ
Челябинской области
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 ________________________________________________________________________________________ Российская Федерация, Челябинская область, 457040, г. Южноуральск, ул. Куйбышева,??? телефон 8(35134) 4-15-00 |
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета Протокол № от .2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ____________Ю.М. Бондаренко |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования
«Начальное техническое моделирование»
для детей 10 – 12 лет
срок реализации 3 года
Составила: Кучерова Дарья Викторовна,
педагог дополнительного
образования
I квалификационной категории
г. Южноуральск
2016г.
Учебно – методический комплекс
Приложение 1
Содержание учебно – методического комплекса
к образовательной программе
Учебно – методические материалы для обучающихся и педагога.
1. Учебные и методические пособия:
- Геронимус Т. М. 150 уроков труда в 1 – 4 классах: Методическое пособие. – «Родничок», 1998
- Перевертень Г. И. Техническое творчество в начальных классах: Кн. Для учителя по внеклас. работе. 1988
- Перевертень Г. И. Самоделки из различных материалов: Кн. Для учителя нач. классов по внеклас. работе. 1985
- Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Уроки мастерства. Уроки творчества.: Учебники для 1 -3 класса, 2002
2. Конспекты занятий:
3. Наглядный материал:
- Папки с чертежами общего вида и отдельных деталей.
- Таблицы графических обозначений.
- Папка с иллюстрациями: марок автомобилей, пароходов, кораблей, самолетов
- Альбом с фотографиями готовых поделок.
- Технологические схемы изготовления некоторых поделок.
- Образцы моделей и поделок.
4. Раздаточный материал:
- Чертежи моделей, развертки моделей.
- Схемы изготовления поделок
- Шаблоны и трафареты.
5. Дидактический материал.
- Таблица с правилами техники безопасности на занятиях технического творчества.
- Аудиокассеты, диски.
- Викторины:
- «Правила дорожного движения»
- «Армейский калейдоскоп»
- «Цветы, цветы…»
- «Как поступить?»- ко Дню матери,
- «Мы на железной дороге»
- «О море»
- «Рыбы»
- «Я люблю тебя, Россия!»,
- «Поговорим о видах транспорта»
- «Из истории чисел»
- «О космосе».
6. Прочие средства для поддержки изучения теоретического материала:
- Информационный и методический материал:
- «Развитие графических навыков детей младшего школьного возраста на занятиях начального технического моделирования и конструирования»
- «Игры, как метод обучения и развития графических навыков на занятиях технического творчества»
- «Задачи и задания, служащие основой для развития графических навыков и подготовки обучающихся к конструкторской деятельности»
- «Способы педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе» «Художественное вырезание из бумаги»
- «Народное творчество»
- «Коттедж из бумаги».
- Перечень поделок для самостоятельной, творческой работы обучающихся.
IV. Воспитательный компонент.
- Разработки сценарий игровых программ и познавательных мероприятий:
- Памятка для родителей:
- Советы для родителей и педагогов:
- Диагностический материал:
- анкеты для родителей;
- анкета для обучающихся;
- тест для обучающихся.
V. Компонент результативности.
- Дипломы и грамоты.
- Анкеты для родителей.
- Перечень участия в выставках и конкурсах обучающихся различного уровня.
- Карта индивидуальных достижений.
- Протоколы контроля ЗУН обучающихся.
- Портфолио.
Приложение 2
Перечень поделок
для самостоятельной, творческой работы обучающихся
Первый год обучения.
По окончании каждого занятия детям рекомендуется изготовить подобную поделку самостоятельно, особенно поделки используемые для оформления интерьера, праздников:
- новогодние гирлянды («зайчики», «мишки»);
- витражи на стекле («машины», «птицы», «домики», «матрешки»);
- елочные украшения («колокольчик», «шар», «носок»);
- панно («Домик в деревне», «На море», «Осенний листопад»);
- вращающиеся конструкции («Самолеты», «Голуби»);
Изготовить сувениры:
- подставку под пасхальное яйцо;
- рамку для фотографии;
- маски карнавальные;
- открытки в форме домика, сердечка, яйца, елочки.
При изготовлении поделок можно использовать различные материалы (страницы журналов, оберточную бумагу, обои, макаронные изделия и.т.п.), дополнять и изменять изделия.
Второй год обучения.
Предлагается обучающимся:
- на основе объемных геометрических тел (конус, цилиндр, призма) изготовить поделки: «Ракета», «Домик», «Лисичка», «Лягушонок», «Матрешка», дополненные плоскими деталями, аппликацией, коллажем, элементами, выполненными в технике оригами;
Третий год обучения.
- изготовить поделки по чертежу: «Коробка», «Шкатулка», «Кораблик», «Плот»;
- сделать динамичные поделки: «Машина», «Вертолет», «Поезд», выделяя плоскостные проекции объемных геометрических тел.
- самостоятельно создавать и выполнять поделки, применяя простейшие чертежи.
Приложение 3
Словарь терминов к образовательной программе «Техническое творчество»
Аппликация - произошло от латинского слова прикладывать – это вид декоративно-прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.
Брак - изделие или деталь, которые не могут быть использованы по назначению.
Выкройка - образец для кройки.
Графическое изображение - это представление предмета линиями и штрихами на рисунке.
Геометрия - наука о свойствах геометрических фигур.
Деталь - часть изделия , изготовленная из целого куска материала.
Длина - расстояние между двумя точками.
Изделие - любой предмет, изготовленный человеком.
Инструмент - предмет, которым обрабатывают материал
Изобретатель - человек, который придумывает новые изделия.
Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Картон - толстая, твердая бумага.
Качество изделия - соответствие его свойств задуманному образу.
Калька - прозрачная бумага или ткань для снятия копий с чертежей и рисунков.
Копирка - тонкая бумага, покрытая слоем специальной краски, легко отстающей при нажиме.
Конструкция - это устройство и взаимное расположение частей предмета.
Конструирование – создание нового изделия.
Конструирование художественное – особый вид художественного творчества в области техники, изготовление изделия не только технически совершенного, но и удобного, красивого по своим формам, отделке, цвету.
Контур – линия, которая передаёт очертания предмета.
Композиция – расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.
Клей - липкое, затвердевающее вещество для плотного соединения частей чего- либо.
Линейка - чертежный инструмент. Ее используют для измерения длины и построения.
Линия – черта, узкая полоса.
Лист – тонкий, плоский кусок какого – либо материала.
Материал - это предмет или вещество, из которого делают какое-нибудь изделие.
Моделирование – исследование объектов, процессов, явлений на моделях – устройствах, подобных прототипу, настоящему предмету.
Модель – воспроизводит строение и действие своего образца.
Ножницы - инструмент для резания тонких материалов
Стилизация - представление предметов в условной, упрощенной форме
Оригами – древнейшее искусство складывание из бумаги различных плоских и объёмных фигурок.
Образец – предмет, материал, взятый для показа или служащий примером при массовом изготовлении
Открытка - прямоугольная карточка с художественным изображением отрезков.
Отрезок - часть прямой линий между двумя точками.
Окружность - контур круга
Приспособление - предмет или устройство, которое помогает выполнить работу
Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые.
Развертка - плоская заготовка, из которой получается деталь изделия.
Размётка – нанесение на бумагу или картон контурных линий выкройки, детали, место прорези, сгиба, клея и т.п.
Радиус – отрезок прямой линии, соединяющий центр с любой точки окружности.
Рицовка – надрез по линии будущего сгиба примерно до середины толщины бумаги.
Силуэт – заполненное контурное изображение предмета или тёмное пятно, которое передаёт очертание предмета. Контур можно нарисовать, начертить, а если вырезать ножницами по контурной линии, то образует силуэт.
Симметричное вырезание – вырезание с использованием оси симметрии.
Симметричное вырезание основано на предварительном складывании бумаги для одновременной передачи при вырезании одинаковых частей.
Сувенир- подарок на память, художественное изделие как память о посещении какого-то места или страны
Стек - инструмент для работы с глиной или пластилином.
Трафарет – приспособление для размётки, которая проводится по внутреннему контуру.
Технический рисунок - изображение линиями и штрихами от руки.
Технология - план действий, необходимых для получения желаемого результата.
Технолог- человек, который разрабатывает процесс изготовления изделий.
Техника – совокупность устройств и приёмов, применяемых человеком в производственной и не производственной деятельности для облегчения и ускорения трудовых процессов.
Техника - умение пользоваться инструментами и выполнять приемы работы.
Техника – машины, станки, приборы, инструменты, и др.; здания и сооружения, дороги и каналы.
Технология – совокупность наиболее эффективных приёмов, методов, способов использования оборкдоания и других технических средств для обработки сырья, матеоиалов и изделий и получения полуфабрикатов и готовой продукции.
Угольник - чертежный инструмент в форме треугольника для вычерчивания углов, проведения перпендикулярных линий, разметки отрезков.
Форма - внешнее очертание, вид предмета
Фольга - тонкий лист металла.
Фальц – сгиб, проглаживание.
Фальцевание – сгибание.
Фальцовка – инструмент удлиненной, плоской формы для проглаживания сгибов.
Циркуль – инструмент, который используется для вычерчивания окружностей. У него две ножки. Одна ножка установлена неподвижно, а на другой закреплён грифель или карандаш. У циркуля – измерителя на двух ножках закреплены иглы.
Чертеж - изображение изделия на плоскостях проекций с соблюдением правил и условных обозначений.
Шаблон – приспособление, имеющее форму необходимой для работы детали, используется для размётки по внешнему контуру, пластина с вырезом, очертания которой соответствуют контуру чертежа или изделия, служащая для вычерчивания деталей.
Шило - инструмент для прокалывания отверстий в виде заостренной спицы с рукояткой
Щелевой замок- способ соединения деталей продеванием частей изделия в прорезь.
Эскиз - чертеж, выполненный без точного масштаба и применения чертежных инструментов.
Приложение 5
Каталог учебного оборудования
№ п/п | Технические средства обучения | Инструменты и приспособления общего пользования на одну группу обучающихся | Инструменты и приспособления индивидуального пользования на одну группу обучающихся |
1 | Музыкальный центр | степлер – 1 шт | ножницы- 15 шт. линейка - 15 шт. угольник- 5 шт. терка- 15 шт. циркуль- 15 шт. карандаш- 15 шт. фломастеры- 15 шт. цветной картон - 15 наборов цветная бумага - 15 наборов клей - 15 шт. бросовый материал |
2 | Видеомагнитофон | шило – 5 шт | |
3 | Мультимедийный проектор | дырокол – 1шт | |
4 | Цифровой фотоаппарат | доска для прокалывания – 1шт |
Приложение 6
Перечень расходных материалов
№ п/п | Тема | Расходные материалы | Кол-во на 1 уч-ся | Примечание |
1-й год обучения | ||||
1 | Вводное занятие. | клей карандаш цветная бумага цветной картон | 1 шт. 1шт. 1лист 1лист | |
2 | Понятие о материалах и инструментах. Техника безопасности | клей карандаш цветная бумага цветной картон | 1 шт. 1шт. 2листа 2листа | |
3 | Первоначальные графические знания и умения. Работа с геометрическим материалом. | клей цветная бумага цветной картон бумага для принтера | 1 шт. 4листа 4листа 4листа | |
4 | Конструирование из природного материала. | клей цветная бумага цветной картон бумага для принтера природный материал пластилин | 1 шт. 1шт. 2листа 2листа 20 листьев 1 набор | |
5 | Моделирование на плоскости с элементами художественного конструирования. | клей цветная бумага цветной картон бумага для принтера обойная бумага гофрированный картон | 1 шт. 8 листов 8 листов 8 листов 2листа 2листа | |
6 | Моделирование и конструирование объемных изделий. | клей цветная бумага цветной картон бумага для принтера обойная бумага калька газетная бумага скотч | 1 шт. 7 листов 7 листов 7 листов 2 листа 2 листа 1шт 1шт | |
7 | Моделирование из бросового материала. | клей цветной картон обойная бумага газетная бумага скотч коробки пластмассовые бутылки | 1 шт. 1 лист 1 лист 1 лист 1шт 1 шт. 1шт. | |
8 | Изготовление поделок к знаменательным датам. | клей цветная бумага цветной картон бумага для принтера обойная бумага упаковочная бумага скотч | 1 шт. 7 листов 7 листов 7 листов 2 листа 2 листа 1шт | |
9 | Экскурсии. | |||
10 | Заключительное занятие. | газетная бумага | 2шт. | |
2 год обучения | ||||
1 | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Техника безопасности | клей карандаш цветная бумага цветной картон | 1шт. 1 шт 1 лист 1 лист | |
2 | Художественное конструирование из природного материала. | клей цветная бумага цветной картон бумага для принтера природный материал пластилин | 1 шт. 1 шт. 2 листа 2 листа 20 листьев 1набор | |
3 | Конструирование и моделирование поделок на плоскости: | |||
1. Способы соединения деталей плоской формы; | клей цветная бумага цветной картон бумага для принтера обойная бумага гофрированный картон | 1шт 1 лист 1 лист 1 лист 2 листа 1 лист | ||
4 | II. графическая подготовка; | клей карандаш цветная бумага цветной картон | 1шт. 1шт. 3 листа 3 листа | |
5 | III. изготовление аппликаций и мозаик с элементами художественного конструирования. | клей карандаш цветная бумага цветной картон журнальная бумага | 1шт. 1шт. 6 листов 6 листов 1шт. | |
6 | Изготовление плоских игрушек и поделок из бумаги и картона. | клей цветная бумага цветной картон бумага для принтера обойная бумага проволока гофрированный картон | 1шт. 1 комплект 1комплект 4листа 2 листа 40 см. 3 листа | |
7 | Изготовление объемных макетов и моделей, игрушек, поделок с элементами художественного оформления. | клей карандаш цветная бумага цветной картон журнальная бумага | 1шт. 1шт. 1 комплект 1комплект 1шт. | |
8 | Выполнение коллективной работы. | клей карандаш цветная бумага цветной картон | 1шт. 1 шт. 1 лист 1 лист | |
9 | Экскурсии | |||
10 | Заключительное занятие. | клей карандаш цветная бумага цветной картон | 1 шт. 1 шт. 1 лист 1 лист | |
3-й год обучения | ||||
1 | Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности. | клей карандаш цветная бумага цветной картон | 1 шт. 1 шт. 1 лист 1 лист | |
2 | Художественное конструирование из природного материала. | клей карандаш цветная бумага цветной картон природный материал | 1 шт. 1 шт. 2 лист 2 лист 10 шт. | |
3 | Графические знания и умения. | клей карандаш цветная бумага цветной картон | 1 шт. 1 шт. 1 лист 1 лист | |
4 | Изготовление объемных аппликаций с элементами художественного конструирования | клей цветная бумага цветной картон бумага для принтера обойная бумага гофрированный картон | 1 шт. 7 листов 7 листов 3 листа 2 листа 2 листа | |
5 | Конструирование и моделирование на основе геометрических фигур динамичных поделок из плоских деталей. | клей карандаш цветная бумага цветной картон проволока | 1 шт. 1 шт. 5 листов 5 листов 60 см. | |
6 | Изготовление объемных макетов и моделей на основе геометрических фигур | клей цветная бумага цветной картон бумага для принтера обойная бумага гофрированный картон | 1 шт 1 комплект 1комплект 4листа 2 листа 3 листа | |
7 | Изготовление моделей игрушек и сувениров из различных материалов. | клей цветная бумага цветной картон бумага для принтера обойная бумага упаковочная бумага калька проволока гофрированный картон | 1 шт. 6 листов 6 листов 6 листов 2 листа 2 листа 2 листа 30 см. 3 листа | |
8 | Моделирование из бросового материала. | клей цветной картон обойная бумага газетная бумага скотч коробки пластмассовые бутылки крышки | 1шт. 2 листа 1 лист 1 лист 1шт 1 шт. 1шт. 1шт. | |
9 | Выполнение коллективных работ. | клей карандаш цветная бумага цветной картон | 1шт. 1 шт. 1 лист 1 лист | |
10 | Экскурсии. | |||
11 | Заключительное занятие. | клей карандаш цветная бумага цветной картон | 1 шт. 1 шт. 1 лист 1 лист |
Приложение 7
Каталог дидактических пособий
- Таблицы:
Техника безопасности на занятиях технического творчества:
- Общие правила техники безопасности;
- Организация рабочего места;
- Правила обращения с ножницами;
- Работа с клеем.
- Санитарно-гигиенические правила.
Чертёжные инструменты и принадлежности;
Условные обозначения
- Демонстрационная коллекция образцов бумаги и картона:
- Коллекция бумаги.
- Коллекция картона и раздаточный материал.
- Схемы по оригами:
- Условные обозначения, принятые оригами;
- Основные базовые формы – заготовки.
- Схемы базовых форм техники оригами для изготовления объёмных поделок.
- Иллюстрации:
- цветовые оттенки;
- цветовые гаммы;
- птицы и животные;
- природа;
- цветы;
- фрукты;
- геометрические фигуры, предметы.
- виды домов, здания;
- техника: наземный, воздушный, космический транспорт, техника в доме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей «Начальное техническое моделирование»
Обучение учащихся на занятиях НТМ происходит в учебных мастерских, оснащенных необходимыми инструментами, оборудованием, приспособлениями. В соответствии с этим к уровню профессион...
Программа дополнительного образования детей "Техническое моделирование и конструирование из дерева".
Программа дополнительного образования детей "Техническое моделирование и конструирование из дерева" составлена на 3 года обучения. Её содержание рассчинано на возраст детей от 7 до 14 лет. Основ...
Защита образовательной программы дополнительного образования «Начальное техническое моделирование»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование» - бюджетный вариант Типовой программы...
Общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование и конструирование». Составитель педагог дополнительного образования Тогмитов Жаргал Батоевич
Актуальность и целесообразность образовательной программыобосновывается острым востребованием научно-технических, инженерных и технических кадров для прогрессирующего развития экономики ст...
Общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование и конструирование». Составитель педагог дополнительного образования Тогмитов Жаргал Батоевич
Актуальность и целесообразность образовательной программыобосновывается острым востребованием научно-технических, инженерных и технических кадров для прогрессирующего развития экономики ст...
Презентация к общеобразовательной программе дополнительного образования "Начальное техническое моделирование"
Можно использовать на родительском собрании...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование для малышей»(начальн.62часа),Титова Е.В.2021-2022 уч.год
Дополнительная общеразвивающая программатехнической направленности«Начальное техническое моделированиедля малышей» Возраст обучающихся: 5 – 7 лет Срок реализации: 1 год...