Программа дополнительного образования по краеведению
элективный курс по краеведению (5 класс) на тему
Программа дополнительного образования "Записки путешественника" (3 года обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kraevedeniyu.zip | 62.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа № 503, ОДОд «Совенок»
Программа по истории и культуре СПб
«Записки путешественника»
ДО «Юные гиды»
Пояснительная записка.
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
В школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека; начинается длительный процесс формирования тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Изменения, произошедшие в общественном строе в последнее время, внесли изменения в нравственные ценности. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос человек. Материал по краеведению и изучение его в рамках настоящей программы является богатым источником, дающим возможность восполнить те пробелы в воспитательной работе, которые возникли в последнее время. Эта проблема актуальна и целесообразно воспитывать патриотизм и нравственные ценности в целом на таком благодатном материале, как культурно-исторические наследие нашего родного края.
Новизна подхода к данному материалу заключается в том, что мы приходим к необходимости изучить не только планировку и архитектуру города, но и его культуру, быт. Этому направлению в общеобразовательных программах, и даже программах дополнительного образования нередко уделяется недостаточно внимания. Санкт-Петербург – это воплощенная в камне история. Однако не только внешний вид города определяет его характер. Петербургский стиль, петербургская школа, петербуржцы, даже петербургская речь – понятия, имеющие совершенно четкое культурно-историческое значение. Чем же наш город отличается от других? Откуда этот особый духовный склад людей? И что определяет судьбу Санкт – Петербурга? Попробовав взглянуть на жизнь города глазами путешественника - гостя города, мы сможем выделить его своеобразие с точки зрения культурного развития.
Данная программа является комплексным обобщением элементов истории и культуры Санкт-Петербурга в таких предметах как история, музыка, мировая художественная культура, литература.
Содержание и построение программы обеспечивает преимущественное внимание к изучению истории и культуры СПб, способствует социальному и культурному самоопределению учащихся, творческой самореализации личности и отвечает задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям региона.
Цель дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего города с точки зрения его культуры и быта, способствуя развитию ребенка и его эмоциональному благополучию.
Задачи
Обучающая:
- развитие познавательного интереса к изучению истории города;
- формирование знаний о жизни города на разных этапах его истории – петровское время, 18 и 19 век; о том, кто жил в городе, как велось городское хозяйство, как жили богатые и бедные горожане – на чем ездили, где учились, как развлекались;
-знакомство с достижениями культуры и искусства, находящимися в Санкт-Петербурге;
Развивающая:
- формирование ответственности за порученное дело, за счет индивидуальных заданий;
-развитие логического мышления, речи, памяти, за счет установления причинно-следственных связей между историей страны и города, политическим и культурным развитием и т.п.;
- развитие творческих способностей учащихся, за счет творческих заданий – рисунок, сочинение и другое, а также участия в инсценировках;
- расширение словарного запаса детей, за счет новых слов, терминов – алтын, бенуар, кибитка, фарс…
Воспитательная:
- воспитание любви к малой Родине
-воспитание чувства ответственности за окружающие нас достижения искусства, стремления не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека
-выработка активной жизненной позиции
-воспитание творческого отношения к жизни и стремления к постоянному развитию и самообразованию
- воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и региона.
-воспитание художественно – эстетического вкуса, через изучение достижений искусства, моды разных лет.
Здоровьесберегающая
-воспитывать ответственное отношение к здоровью, через исторические примеры.
Отличительные особенности данной образовательной программы дополнительного образования.
Главной отличительной особенностью программы является акцентирование внимания учащихся на культурно – бытовой стороне истории города СПб, а также использование в образовательном процессе элементов различных образовательных технологий – технология коллективного обучения, компьютерные технологии, широкое использование наглядных и игровых методов обучения и другое.
Возраст детей и сроки реализации программы.
Программа предназначена для детей 9-12 лет (3-6 класс) и предполагается полная реализация программы в течение 3 лет при режиме занятий 1 раз в неделю по 3 часа. Программа рассчитана на 324 часа. При этом предполагается 70% учебного времени отвести на теоретические занятия и 30% на практические.
Наполняемость групп - 15 человек.
Формы и режим занятий:
Формы занятий отличаются разнообразием, так как работа проводиться с детьми младшего и среднего школьного возраста. Смена деятельности и различные формы занятий будут способствовать поддержанию интереса детей и их желанию заниматься.
В работе очень активно используется индивидуальный подход к каждому учащемуся, но, тем не менее, используется и коллективная работа. Занятия проводятся с элементами педагогических образовательных технологий. Использование разнообразного вида игр, таких как игры – упражнения, настольно-печатные игры, игры – театрализации, позволяет ребенку проявить себя и показать свои творческие способности.
В течение занятия используются разнообразные приемы учебно– воспитательной работы, такие как чтение художественной литературы, разгадывание и придумывание самими детьми загадок, кроссвордов, рисование на заданную тему и исходя из собственной фантазии.
Ожидаемый результат: Ожидается, что в результате освоения программы у учащихся повысится интерес к изучению истории и культуры города, уровень их образованности в области исторических, культурных ценностей и традиций своего народа и региона, а также стремление учащихся к развитию, самосовершенствованию, творческой самореализации, выработается активная жизненная позиция детей.
Формы подведения итогов:
В данной образовательной программе проводиться, как итоговая, так и промежуточная аттестация учащихся, с целью выявления степени заинтересованности учащихся в предлагаемом материале и уровня овладения учебным материалом. В качестве промежуточной аттестации используются мини-опросы в конце занятия, тестовые задания, игры «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Лото», кроссворды.
Итоговой формой аттестации и подведения итогов реализации программы является выполнение и презентация исследовательской работы.
Учебно-тематический план.
1 год обучения.
«Петровская эпоха»
№ | Разделы и темы программы | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | |||
I | Раздел «Рождение города» Тема: Быт первых строителей и жителей города. | 2 2 | 1 1 | 3 3 | |
II | Раздел «Общественная жизнь петровского Петербурга» Тема: Петербургская знать и дворянская служба. Тема: Гвардия при Петре I Тема: Двор при Петре I | 5,5 2 2,5 1 | 3,5 1 0,5 2 | 9 3 3 3 | |
III | Раздел «Петербург деловой» Тема: Занятия населения Петербурга. | 2 2 | 1 1 | 3 3 | |
IV | Раздел «Официальные торжества и праздники в петровском Петербурге» Тема: Петровские ассамблеи Тема: Гулянья в Летнем саду и Петергофе Тема: Из истории фейерверков Тема: Забавы петровского времени (свадьба карликов, «зверовой двор») Тема: Зимние забавы, игры Тема: Новый год при Петре I | 13,5 3 3 2,5 2 1 2 | 19,5 3 3 0,5 4 2 7 | 33 6 6 3 6 3 9 | |
V | Раздел «Издание газет и книг. Первые библиотеки и музеи СПБ» Тема: Издание газет в петровском Петербурге Тема: Издание книг в петровском Петербурге Тема: Первые библиотеки и музеи города | 6,5 2 2 2,5 | 2,5 1 1 0,5 | 9 3 3 3 | |
VI | Раздел «Просвещение. Наука. Культура» Тема: Первые учебные заведения. Тема: Основание Академии Наук Тема: Первые театры Тема: Первые оркестры. Хор государевых певчих. Тема: ИЗО эпохи Петра I | 15 2,5 2,5 2 2 6 | 15 0,5 0,5 1 1 12 | 30 3 3 3 3 18 | |
VII | Раздел «Внешний облик Петербурга петровского времени» Тема: Первые постройки (Домик Петра I, Петропавловская крепость) Тема: Меншиковский дворец, Здание 12 коллегий Тема: Летний дворец Петра I Тема: Улицы Петербурга при Петре I Тема: Как в Петербурге добывали воду? | 11,5 2,5 2,5 2,5 2 2 | 6,5 0,5 0,5 0,5 4 1 | 18 3 3 3 6 3 | |
VIII | Раздел Повторительно–обобщающий | 1 | 8 | 9 | |
IX | ИТОГО | 56 | 49 | 105 |
По истечению первого года обучения предполагается, что учащиеся
Знают:
-как рождался город СПб, кто был первыми строителями и жителями города
-условия жизни знати, двора, гвардии, а также простого населения при Петре I в Петербурге
-кто управлял городом при Петре I
- какие торжества и праздники существовали в петровском Петербурге и какие традиции и правила их проведения существовали
-какие газеты и книги издавались в Петербурге при Петре I
-когда появились первые библиотеки и музеи города, какие они были
-какие учебные заведения были первыми в Петербурге,
-когда и как была основана Академия Наук
-какие театры, оркестры были в Петербурге первыми
-отличительные особенности живописи, скульптуры времен Петра I
-какие здания были построены в городе при Петре I
-как выглядел город в петровскую эпоху
Умеют:
- применять в речи новые слова и термины
-находить и отмечать на карте улицы, постройки петровского времени
- соотносить достижения искусства с эпохой Петра I
Могут:
- охарактеризовать быт жителей города на этапе рождения СПб и как он менялся на протяжении первой половины XVIII века
-определять стиль эпохи Петра I в архитектуре, живописи и других видах искусства.
Содержание программы.
Год 1.
«Петровская эпоха»
Раздел 1. «Рождение города»
Часов всего 3(теор.2, практ.1)
Тема 1. «Быт первых строителей и жителей города»
Знакомство с коллективом детей. Основание Санкт-Петербурга. Застройка города по сторонам. «Переведенцы». Первый губернатор. Еда, жилища первых жителей города. Градостроительные организации в петровском Петербурге. А. Д. Меншиков. Г.И. Головкин.
Практическая работа.
1.Коллективное разгадывание кроссворда с занимательными вопросами на тему занятия.
2.Анализ легенды об основании города
Раздел 2. «Общественная жизнь петровского Петербурга»
Часов всего – 9 (5,5 – теория, 3,5 – практика)
Тема 1. Петербургская знать и дворянская служба.
Теория.
Одежда и мода знати в допетровскую и петровскую эпоху. Новая одежда и отношение к ней. Занятия знати петровского времени в Петербурге.
Обязательность дворянской службы при Петре I. Меры привлечения дворян к службе. Табель о рангах. «Петровские новики».
Практическая работа.
Создание рисунков – иллюстраций к теме. Задания «Найди ошибку» (на изображении одежды один из элементов не соответствует времени), викторина «Названия одежды и деталей костюма»
Тема 2. Гвардия при Петре I
Теория.
«Потешные полки». Петровская гвардия. Кампании Северной войны. Новая форма – мундиры западного образца.
Практическая работа.
Выполнение эскизов мундиров петровского времени.
Тема 3. Двор при Петре I
Теория.
Старый двор и реформы Петра I. Денщики и их обязанности. Занятия царя. Названия придворных чинов.
Практическая работа.
Подготовка и разыгрывание театра – экспромта на тему «Один день из жизни Петра I», выполнение задания «Соотнеси старые и новые названия придворных чинов»
Раздел 3. «Петербург деловой»
Часов - всего- 3 (теор. – 2, практика – 1)
Тема 1. Занятия населения Петербурга.
Теория.
Судостроение, как главное занятие в промышленности в петровском Петербурге. Корабельные мастера, наемные рабочие, работные люди – уровень жизни, заработная плата, условия труда.
Пушечный литейный двор. Подсобные мастера, литейщики, кузнецы, печники и другие – условия труда.
Работа на других мануфактурах. Условия труда и жизни.
Практическая работа
Отработка применения в речи новых терминов. Заполнение таблицы «Заводы и фабрики в петровском Петербурге».
Раздел 4. «Официальные торжества и праздники в петровском Петербурге»
Часов - всего- 33 (теор. – 13,5 практика – 19,5)
Тема 1. Петровские ассамблеи
Теория.
Понятие ассамблеи. Указ об ассамблеях. Первая ассамблея. Порядок проведения ассамблей. Традиции. Чем занимались на ассамблеях?
Практическая работа
Подготовка и разыгрывание ролевой игры – инсценировки «На петровской ассамблее».
Тема 2. Гулянья в Летнем саду и Петергофе
Теория.
Летний сад, его вид при Петре I. Кто присутствовал на гуляньях? Как посетители прибывали на празднество? Застолье в Летнем саду.
Петергоф. Проведение праздников и ассамблей.
Практическая работа
Экскурсия в Петергоф/Летний сад.
Тема 3. Из истории фейерверков
Теория.
Травматичность петровских фейерверков. Новогодний фейерверк. Огненные спектакли. Иллюминация. Грандиозные фейерверки в честь победы при Гангуте и Гренгаме, победы в Северной войне.
Практическая работа
Выполнение иллюстраций к теме.
Тема 4. Забавы петровского времени (свадьба карликов, «зверовой двор»)
Теория.
Свадьба карликов – жених и невеста, проведение церемонии, праздничный обед.
Зверовой двор – основание, месторасположение, первые обитатели, первый слон.
Практическая работа
Написание сочинения – рассказа о посещении мероприятия петровского времени.
Тема 5. Зимние забавы, игры
Теория.
Катание с гор – история забавы, места катания в петровском Петербурге.
Катание на буерах. Ледостав и ледоход.
Практическая работа
Ролевая игра на улице «Прогулка в стиле петровского времени – катание с гор и другое».
Тема 6. Новый год при Петре I
Теория.
Новый год – 1 января. Традиции празднования Нового года. Такие разные праздники – Новый год при дворе, колядки, народные гулянья.
Практическая работа
Подготовка и инсценировка празднования Нового года у знати и народа в двух творческих группах. Чаепитие в стиле петровского времени.
Раздел 5. «Издание газет и книг. Первые библиотеки и музеи СПБ»
Часов - всего- 9 (теор. – 6,5 практика – 2,5)
Тема 1. Издание газет в петровском Петербурге
Теория.
Первый гражданский шрифт и арабские цифры. Печатный и гравировальный станок. Первая типография. Знаменитые мастера печатного дела. Типографии петровского времени.
Газета «Ведомости» в Петербурге.
Практическая работа
Задания на написание шрифтом петровского времени. Создание эскиза газеты в стиле петровского времени.
Тема 2. Издание книг в петровском Петербурге
Теория.
Первая типографская книга. Содержание первых книг. Переводы. Учебники.
«Юности честное зерцало» - основное содержание. Цены на книги.
Практическая работа
Создание «нравоучения» в современном стиле по типу книги «Юности честное зерцало»
Тема 3. Первые библиотеки и музеи города
Теория.
Первые библиотеки – первая в Летнем дворце, количество книг, работники, перевод в Кикины палаты. Библиотека Академии Наук. Частные библиотеки. Учебные библиотеки.
Первые музеи – начало «Музейного дела», первые экспонаты, Кунсткамера, Военно-морской музей, Военно-исторический музей, музей «Домик Петра I».
Практическая работа
Составление кроссворда на тему
Раздел 6. «Просвещение. Наука. Культура»
Часов - всего- 30 (теор. – 15 практика – 15)
Тема 1. Первые учебные заведения.
Теория.
Необходимость образования в петровское время.
Открытие Русской школы, Обучающиеся в ней, учебные дисциплины. Основание Морской Академии, дисциплины, ученики.
Открытие Инженерной школы. Артиллерийская школа. Медицинские школы. Школы для солдатских детей. Гарнизонные школы. Карповская школа.
Практическая работа
Заполнение таблицы «Первые учебные заведения в Петербурге»
Тема 2. Основание Академии Наук
Теория.
Идея создания. Зарубежные ученые, участвовавшие в создании. Дата основания. Месторасположение. Первые президенты. Положение об Академии Наук и университете, гимназии при университете.
Практическая работа
Работа с документом «Положение об Академии Наук»
Тема 3. Первые театры
Теория.
Первый театр Натальи Алексеевны, месторасположение, спектакли, театральные представления, пьесы.
Строительство нового театра – на Мойке.
Практическая работа
Составление афиши для театра петровского времени.
Тема 4. Первые оркестры. Хор государевых певчих.
Теория.
Первые оркестры – создание духовых оркестров в воинских частях, музыка. Хор государевых певчих – канты – приветственные, хвалебные, религиозные. Капелла.
Практическая работа
Прослушивание и написание эссе по хоровому пению петровского времени.
Тема 6. ИЗО эпохи Петра I
Теория.
Идея создания Академии художеств. Первая рисовальная школа при типографии. Искусство гравюры. Алексей Зубов. Иван Зарудный – один из первых скульпторов Петербурга. Б.К.Расстрелли.
Первая картинная галерея в России. Светская живопись при Петре I. Иван Никитин. Андрей Матвеев.
Практическая работа
Посещение Государственного Эрмитажа , отдел русской культуры концаXVII - перв. четв. XVIII века.
Выполнение рисунков - картин в стиле ИЗО эпохи Петра I.
Раздел 7. «Внешний облик Петербурга петровского времени»
Часов - всего- 18 (теор. – 11,5 практика – 6,5)
Тема 1. Первые постройки (Домик Петра I, Петропавловская крепость)
Теория.
Домик Петра I – время основания, внешний вид, бюст Петра.
Петропавловская крепость – как строилась, кто был узником, структура, Петропавловский собор.
Практическая работа
Зарисовка схемы Петропавловской крепости
Тема 2. Меншиковский дворец, Здание 12 коллегий
Теория.
Меншиковский дворец – история, архитектура, внутреннее убранство.
А.Д. Меншиков.
Здание 12 коллегий – история, архитектура, внутреннее убранство.
Практическая работа
Анализ архитектуры зданий
Тема 3. Летний дворец Петра I
Теория.
Д. Трезини. Легенда и история создания. Внешний вид и внутренняя планировка. Комнаты дворца и их назначение в эпоху Петра I.
Практическая работа
Анализ архитектуры зданий
Тема 4. Улицы Петербурга при Петре I
Теория.
История названий улиц в петровскую эпоху.
Направления будущих крупных магистралей.
Нумерация домов. Внешний вид улиц.
Практическая работа
Работа с контурной картой по истории СПб
Тема 5. Как в Петербурге добывали воду?
Теория.
Вода в реках и каналах. Колодцы.
«Водоливная машина». Оплата водокачек.
Первый водопровод – водопровод Фермора (принцип действия, месторасположение, водопроводные станции). Качество воды.
Практическая работа
Создание иллюстраций к теме.
Повторительно – обобщающие занятия.
I этап. Повторение материала в форме блиц – опроса.
II этап. Игровая программа по разделу «Петербург петровской эпохи»
Типы заданий
- соотнеси термин и определение
-архитектурное лото
-найди среди представленных репродукций картин картины петровского времени (аналогично скульптуры, памятники)
-найди ошибки в рассказе «Один день из жизни Петра I» (аналогично – дворянина, работного человека )
-разыгрывание ситуаций – встреча гостей на петровской ассамблее, посетители гулянья в Летнем саду и т.п.
-отгадывание загадок о газетах, книгах, учебных заведениях петровского времени.
2-й год обучения
Учебно-тематический план
«Петербург середины-второй половины XVIII века»
I | Раздел: Городское управление и городское хозяйство в СПб середины-второй половины XVIII века Тема: Градостроение в послепетровском Петербурге Тема: Городское хозяйство. Полиция Тема: Транспорт в Петербурге Тема: Бани в Петербурге | 9 2,5 2,5 2 2 | 3 0,5 0,5 1 1 | 12 3 3 3 3 |
II | Раздел: Петербуржцы XVIII века Тема: Низшее сословие (занятия, условия жизни) Тема: Петербургское купечество Тема: Дворяне в СПб Тема Интерьер богатых домов СПб Тема: Двор при Анне Иоанновне. Придворные церемонии. | 15 2 2 6 2 3 | 12 1 1 3 1 6 | 27 3 3 9 3 9 |
III | Раздел: Образ жизни и развлечения знати Тема: Слоновые дворы, карусели. Тема: Маскарады. Азартные игры. Тема: Модная одежда, косметика. Тема: Петербургская кухня | 8 2 2 2 2 | 7 1 1 1 4 | 15 3 3 3 6 |
IV | Раздел: Петербург центр образования и науки Тема: Учебные заведения Тема: Академия Наук. Академия Российской словесности. | 4 2 2 | 2 1 1 | 6 3 3 |
V | Раздел: Литература и искусство в Петербурге XVIII века Тема: Литературная жизнь Тема: Театр Тема: Музыка Тема: Живопись и скульптура | 8 2 2 2 2 | 7 1 1 1 4 | 15 3 3 3 6 |
VI | Раздел: Внешний облик СПб XVIII века Тема: Освещение СПб Тема: Уборка улиц. Вывоз мусора. Канализация. Тема: Сады и парки XVIII века Тема: Архитектура XVIII века (Таврический, Аничков, Юсуповский, Мраморный дворцы) | 13 2 2 4 5 | 14 1 1 5 7 | 27 3 3 9 12 |
VII | Раздел: Повторительно-обобщающий | 1 | 5 | 6 |
ИТОГО | 58 | 50 | 108 |
По истечению второго года обучения учащиеся
Знают:
-как развивался город после смерти Петра I
-кто и как управлял городом в XVIII веке
-каким было население города, как жили и развлекались жители СПб
-какие учебные заведения существовали в Петербурге
- какие здания были построены в Петербурге в XVIII веке
- как освещался и убирался город в изучаемый период
-какие сады и парки действовали в Петербурге
Умеют:
-охарактеризовать быт жителей города
-находить и отмечать на карте улицы, постройки XVIII века
-соотносить достижения искусства со временем создания
Определять стиль XVIII века в архитектуре, живописи и других видах искусства
Могут:
-описать особенности и направления искусства и литературы Петербурга XVIII века
-описать архитектурные особенности зданий, построенных в XVIII веке
-применять в речи новые слова и термины
2-й год обучения
Содержание
«Петербург середины-второй половины XVIII века»
Раздел: Городское управление и городское хозяйство в СПб середины-второй половины XVIII века
Часов всего 12 (теор.9, практ.3)
Тема: Градостроение в послепетровском Петербурге
Теория
Упадок города после смерти Петра I
Комиссия о Санкт-Петербургском строительстве. Архитекторы П.М. Еропкин. , М.Г. Земцов, И.К. Коробов. Адмиралтейский трезубец.
Появление каменных зданий. Классицизм – ранний и строгий.
Практика
Заполнение памятки «Архитектурные стили. Работа с контурной картой
Тема: Городское хозяйство. Полиция.
Теория
Органы городского хозяйства. Функции городских властей.
Полиция первой половины XVIII века.
Реформа городского управления при Екатерине II. Вид столицы при Екатерине. Категории населения города. Создание Городской Думы.
Практика
Создание схемы «Структура городского управления»
Тема: Транспорт в Петербурге
Теория
Появление карет. Придворные кареты. Коляски. Прогулки на каретах.
Форейторы.
Извозчики – единственный вид городского транспорта. Пролетки. «Ваньки» и «лихачи».
Введение правил уличного движения.
Практика
Создание иллюстраций к теме
Тема: Бани в Петербурге
Теория
Петербургские бани – народные, домашние и лечебные
«Зазывалы» в бани Петербурга. Внутренне убранство бань
Практика
Написание сочинения – рассказа о походе в баню XVIII века
Раздел: Петербуржцы XVIII века
Часов всего 27 (теор.15, практ 12)
Тема Занятия и условия жизни низшего сословия
Теория
Численность населения. Деление на «обывателей», «жильцов», приезжих, служителей и слуг. Рост населения.
Занятия населения. Жилье для рабочих. Биржи труда. Сезонные рабочие.
Практика
Составление кроссворда по теме
Тема: Петербургское купечество
Теория
Указ о переселении купцов. Рост купеческого сословия в Петербурге.
Знаменитые купцы Петербурга. Купеческие дома. Уровень и образ жизни.
Практика
Анализ исторических документов о жизни купцов в данную эпоху
Тема: Дворяне
Теория
Жизнь дворянского ребенка в первые годы жизни. Уход за ним. Интерьер джетскойкомнаты. Одежда и игрушки маленького дворянина.
Обучение и воспитание детей дворян. Обряд совершеннолетия дворянской девушки.
Ухаживание за девушками – дворянками. Сватовство. Свахи. Свадебные традиции.
Практика
Создание иллюстраций к теме
Разыгрывание эпизодов из жизни дворян
Подбор примеров изученных традиций в художественной литературе
Тема: Интерьер богатых домов Петербурга в 18 веке
Теория
Новая мебель. Назначение помещений дома. Отопление. Украшения дома. Полы.
Где жили слуги? Порядок в доме. Распорядок жизни.
Практика
Экскурсия по Петербургу XVIII века
Тема: Двор при Анне Иоанновне. Придворные церемонии.
Теория
Пышность и великолепие двора. Четвертый Зимний дворец.
Новшества – одежда для слуг, азартные игры, театр, манеж, охота, шуты.
Ледяной дом. «Свадебная церемония» придворных шутов.
Практика
Заполнение таблицы «Сходства и различия петровского двора с анненинским»
Раздел: Образ жизни и развлечения знати
Часов всего 15 (теор.8, практ.7)
Тема Слоновые дворы, «карусели»
Теория
Первый слон в Петербурге. Содержание слона. Прогулки слона и реакция жителей города. Появление слонового двора в Петербурге. Месторасположение и содержание.
«Карусели» - рыцарские турниры. Суть и порядок проведения. Посетители и участники.
Практика
Разыгрывание экспромтом басни Крылова «Слон и Моська»
Тема: Азартные игры. Маскарады.
Теория
Карты, кости, зернь. Отношение императоров – Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III – к азартным играм. Величина ставок.
Маскарады в екатерининскую эпоху – размах, частота. Приглашенные Разные виды костюмов и тем маскарадов.
Практика
Придумывание вопросов к теме
Тема: Модная одежда. Косметика.
Теория
Новая одежда, введенная Петром. Новая мода Анны Иолановны. Придворные туалеты Елизаветы. Французская мода Екатерины. Прически. Украшения. Веер. Блошиные ловушки. Мундирные платья. Мужские костюмы. Зимняя одежда. Духи и туалетная вода.
Практика
Создание одного из предметов туалета знатного человека XVIII века – аксессуара.
Тема: Петербургская кухня
Теория
Питание горожан – скоромное и постное. Блюда. Напитки. Чай. Столовые приборы. Появление шампанского. Деликатесы. Сервировка. Традиции проведения знатного обеда
Практика
Подготовка и проведение «званого обеда» в стиле XVIII века с учащимися
Раздел: Петербург – центр образования и науки
Часов всего 6 (теор.4., практ.2)
Тема: Учебные заведения
Теория
Образование в Петербурге. Гимназия при Академии Наук. М.В. Ломоносов. Императорский сухопутный шляхетский корпус. Морской шляхетный корпус. Пажеский дворцовый корпус. Императорское общество благородных девиц. И.И. Бецкой. Народные школы. Народные училища.
Практика
Заполнение таблицы «Ученые, просветители, изобретатели 18 века»
Тема: Академия Наук. Академия Российской словесности.
Теория
Академия Наук в Петербурге XVIII века. Открытие фарфора. Первая химическая лаборатория.
Академия Российской словесности
Практика
Продолжение заполнения таблицы «Ученые, просветители, изобретатели XVIII века»
Раздел: Литература и искусство в Петербурге XVIII века
Часов всего 15 (теор.8, практ.7)
Тема: Литературная жизнь
Теория
Классицизм – основное направление в литературе. Его особенности.
А.Д. Кантемир. Сатира. Силлабические стихи.
В.К. Тредиаковский. Тонический способ стихосложения.
А.П. Сумароков. Сарказм и близость к народным истокам.
Д.И. Фонвизин. Г.Р. Державин. Реалистический стиль.
А.Н. Радищев
Н.М. Карамзин. Появление сентиментализма.
Практика
Чтение и анализ фрагментов изучаемой литературы
Тема: Театр
Теория
Первые театры Петербурга. Петербургская театральная культура. Появление оперы. Танцевальная школа. Русский театр. Первая опера на русском языке. Театры – крепостные, императорские, любительские.
«Всенародный театр». Сочинительство пьес. Зрители, приходившие в театр. Опера – буфф.
Практика
Составление ребусов на тему
Театр: Музыка
Теория
Частные концерты. Появление музыкальных обществ. Возникновение музыкального клуба. Филармонические общество. Музыкальные инструменты в изучаемый период. Роговая музыка.
Практика
Придумывание символов к теме
Тема: Живопись и скульптура
Теория
Академия художеств – основание и история. И.И. Шувалов. Жанры русского искусства 18 века. Историческая живопись. Портретный жанр. Монументальная портретная скульптура. Миниатюрная барельефная скульптура. Монументально-декоративная пластика.
Д.Г. Левицкий. М.И. Махаев. Ф.И. Шубин.
Практика
Экскурсия в Государственный Русский музей.
Заполнение таблицы «Знаменитые художники, скульпторы, граверы и их произведения»
Раздел: Внешний облик СПб 18 века
Часов всего 27 (теор.13, практ.14)
Тема: Освещение в СПб
Теория
Первое освещение при Петре. Масляные фонари.
Создание фонарной команды.
Внешний вид фонарей. Обслуживание фонарей жителями. Изготовление новых фонарей.
Практика
Рисование фонаря по устному описанию
Тема: Уборка улиц. Вывоз мусора. Канализация.
Теория
Уборка улиц при Петре. Мусорщики. «Квадратные деньги» Домовые уборные. Инфекционные заболевания.
Практика
Составление конспекта выданного текста
Тема: Сады и парки 18 века
Теория
Первые сады Петербурга. Летний сад. Сад Меншиковского дворца. Екатерингоф. Итальянский сад. Регулярные сады при Аничковом, Воронцовском, Шереметевском, Юсуповском дворцах.
Внешний вид садов. Архитектура пейзажного парка.
Парк у Таврического дворца. Висячий сад Эрмитажа
Первый общественный увеселительный парк – «Воксал в Нарышкином саду»
Практика
Экскурсия в Екатерингоф
Тема: Архитектура XVIII века
Теория
Таврический, Аничков, Юсуповский, Мраморный дворцы – история, архитектура, внутреннее убранство…
Практика
Анализ архитектуры зданий
Раздел: Повторительно-обобщающий
Часов всего 3 (теор.1, практ.2)
I этап – Игра «Архитектурное лото»
II этап – Игра «Что? Где? Когда?»
3-й год обучения
Учебно-тематический план
«Санкт-Петербург в XIX веке»
№ | Разделы и темы программы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Раздел: Население и его занятия Тема: Городские жители. Тема: Основные занятия и одежда горожан – рабочие, ремесленники. Тема: Основные занятия и одежда горожан – разночинцы, мещане, слуги Тема: Жилища СПб бедноты | 8 2 2 2 2 | 4 1 1 1 1 | 12 3 3 3 3 | |
Раздел: Городское хозяйство и транспорт Тема: Городское управление Тема: Транспорт в СПб 19 века (омнибусы, конки, первая ж\д) Тема: Транспорт СПб 19 века (ж\д вокзалы, первый пароход, первый электроход) Тема: Петербургские бани | 8 2 2 2 2 | 4 1 1 1 1 | 12 3 3 3 3 | |
Раздел: Торговля и купечество Тема: Торговля и снабжение города Тема: Большой Гостиный двор Тема: Апраксин двор Тема: Купечество Тема: Трактиры, чайные, столовые, гостиницы | 9 2 2 2 1 2 | 6 1 1 1 2 1 | 15 3 3 3 3 3 | |
Раздел: Петербург – столица империи Тема: Императорский двор в XIX веке Тема: Дворянская служба Тема: СПб – военная столица (парады, гвардейский флотский экипаж) Тема: Чиновники (одежда, условия жизни) | 7 2 2 2 1 | 5 1 1 1 2 | 12 3 3 3 3 | |
Раздел: Дворяне в XIX веке Тема: Женщины – дворянки. Детство в дворянских семьях. Тема: Дворянский бал. Тема: Образ жизни столичных дворян (одежда, дуэль, дендизм Тема: Дома богатых людей. Обеденный ритуал. | 7 2 1 2 2 | 8 1 2 1 4 | 15 3 3 3 6 | |
Раздел: «Просвещение в Петербурге XIX века» Тема: Просвещение в перв.пол. XIX века Тема: Просвещение в втор.пол. XIX века Тема: Библиотеки. Книжные лавки. Тема: Газетно-журнальная печать. Тема: Музеи в СПб XIX века Тема: Наука в СПб XIX века | 11 2 2 2 1 2 2 | 10 1 1 1 2 4 1 | 21 3 3 3 3 6 3 | |
Раздел: «Культура и искусство» Тема: Литературные салоны, собрания, кружки Тема: ИЗО Тема: Театральная и музыкальная жизнь | 5 2 2 1 | 10 4 4 2 | 15 3 6 3 | |
Раздел: Повторительно-обобщающий | 1 | 8 | 9 | |
ИТОГО | 56 | 52 | 108 |
По истечению третьего года обучения учащиеся
Знают:
-особенности населения города в XIX веке
- кто и как управлял городом в XIX веке
- какой транспорт действовал в СПБ в XIX веке
- как развивалась торговля СПб в XIX веке
- каким был императорский двор в XIX веке
- какие учебные заведения действовали в Петербурге в XIX веке
- отличительные особенности изобразительного искусства. А также театральной и музыкальной жизни СПб в XIX веке
Уметь:
- охарактеризовать быт жителей города, а также образ жизни и развлечения в XIX веке, выделять особенности данного века
- находить и отмечать на карте улицы, постройки XIX века
- соотносить достижения искусства со временем создания - XIX век
-выделять главные аспекты учебного материала для выполнения плана, конспекта или творческого задания
Могут:
-описать особенности и направления искусства и литературы Петербурга XIX века
-описать архитектурные особенности зданий, построенных в XIX веке
-применять в речи новые слова и термины
- быть ответственными за окружающие нас достижения искусства, заботящимися о процветании своего города
Содержание программы.
Год 3.
«Санкт-Петербург в XIX веке»
Раздел 1. «Население и его занятия»
Часов всего 12(теор.8, практ.4)
Тема: Городские жители
Теория
Введение. Петербург – центр страны.
Количество населения. Национальный состав общества в XIX веке
Практика
Анализ статистических данных
Тема: Занятия горожан – рабочие, ремесленники
Теория
Предприятия столицы и их рабочие. Одежда рабочих, мастеров и инженеров.
Военные поселения и условия жизни в них.
Ремесленники – вечно- и временно-цеховые. Заработок и рабочий день. Дети – подмастерья.
Практика
Создание иллюстраций к теме
Тема: Занятия горожан – разночинцы, мещане, слуги
Теория
Мещанское сословие СПб. Положение мещан в городе Чем занимались и кем работали мещане.
Разночинцы – кто становился разночинцем, профессии, эмигранты.
Слуги – условия жизни, работы, питание, одежда, «вид на жительство»
Практика
Составление таблицы «Характеристика населения СПБ»
Тема: Жилища петербургской бедноты
Теория
Месторасположение домов бедноты.
Казармы. Доходные дома – плата. Условия жизни, быт. «Вяземская лавра». Ночлежные дома
Практика
Разгадывание кроссворда
Раздел 2. « Городское хозяйство и транспорт»
Часов всего 12(теор.8, практ.4)
Тема: Городское управление
Теория
Глава города – генерал-губернатор. Его функции. Обер-полицмейстер, функции полиции
Деление города на отделения, части и кварталы. Частные приставы, квартальные надзиратели.
Домовладельцы и их обязанности
Городовое положение 1848 года. Новое Городовое положение.
Практика
Составление схемы «Структура органов управления СПб», работа с картой.
Тема: Транспорт – омнибусы, конно-железные дороги
Омнибус – понятие, появление, первый городской общественный транспорт, маршруты.
Конно-железные дороги – конки – понятие, 1-е товарищество, маршруты, внешний вид и внутренние удобства, управление конкой, паровая конка
Практика
Работа с контурной картой – нанесение маршрутов, отработка применения в речи новых понятий
Тема: Транспорт – железные дороги, вокзалы, первые пароходы
Первая железная дорога – идея, инженер, строительство, первый железнодорожный вокзал, открытие, действие, билеты, стоимость.
Железная дорога из Петербурга в Москву – проект, инженер, строительство, железнодорожные станции, открытие.
Железнодорожные вокзалы Петербурга. Первые пароходы. Первый электроход.
Практика
Составление кроссворда по теме.
Тема: Петербургские бани
Теория
Домашние бани в женских учебных заведениях, военных училищах, тюрьмах.
Частные домашние бани.
Рост количества торговых бань – внешний вид, условия, вместимлсть, стоимость посещения, артель.
Первые прачечные. Платные купальни.
Бани – архитектурные шедевры.
Практика
Придумывание словесных иллюстраций к теме – стихи, песни, частушки, басни, рассказы и т.п.
Раздел: «Торговля и купечество»
Часов всего 15 (теор.9, практ.6)
Тема: Торговля и снабжение города
Теория
Морской порт. Новые суда. Предметы ввоза и вывоза.
Фабрики и заводы города. Биржа.
Баржи и обозы. Склады.
Частная торговля. Купцы. Магазины и мелочные лавки.
Практика
Составление таблицы «Товарооборот в морском порту Петербурга в XIX веке»
Анализ легенды о люстре в Елисеевском магазине
Тема: Большой Гостиный двор
Теория
Архитектор и дата постройки. Архитектурный стиль.
Товары. Площадь. Условия торговл. Склады. Продавцы.
Практика
Архитектурный анализ здания
Тема: Апраксин двор
Теория
Адрес. История названия. Условия торговли. Купцы.
Развитие букинистической торговли. Оптовая торговля. Торговый оборот.
Александровская и Мариинская линии
Практика
Составление загадок, ребусов
Тема: Купечество
Теория
Условия жизни. Дома. Быт и образ жизни. Одежда.
Практика
Составление плана учебного материала
Создание иллюстраций к теме
Тема: Трактиры, чайные, столовые.
Теория
Трактиры – понятие, количество в Петербурге. Качество и вкус еды. Публика.
Трактиры и чайные для извозчиков. Постоялые дворы.
Общество дешевых столовых и Общество народных столовых.
Столовые для бедных. Как питались студенты?
Практика
Придумывание символов к фрагментам темы
Подготовка и разыгрывание театра-экспромта
Раздел: « Петербург – столица империи»
Часов всего 12 (теор.7, практ.5)
Тема: Императорский двор
Теория
«Большой двор» и дворы императрицы и наследника престола.
Дворцы, парки, театры двора.
Образ жизни императорской семьи. Крепостные крестьяне.
Придворные чины – порядок назначения, функции. Придворные дамы. Пажи. Камер – фурьеры.
Практика
Составление кроссворда к теме
Тема: Дворянская служба
Теория
Табель о рангах (повторение). Наследственные и личные чины. Права и обязанности, привилегии.
Виды служб. Одежда. Обращения.
Практика
Составление конспекта выданного учебного материала
Заполнение таблицы «Обращение к особам разных классов»
Тема: СПб – военная столица (парады, гвардейский флотский экипаж)
Теория
Гвардия. Гвардейская пехота и кавалерийские полки. Форма.
Военное и морское министерства. Генеральный штаб.
Гвардейские казармы – местонахождение. Условия жизни. Образ жизни.
Военные парады. Гвардейский флотский экипаж
Практика
Заполнение таблицы «Расположение гвардейских казарм в столице XIX века»
Чтение и анализ фрагмента «Медный всадник» А.С. Пушкина.
Тема: Чиновники (одежда, условия жизни)
Теория
Число чиновников в городе. Мелкие чиновники – профессии, жалованье.
Форменная одежда чиновников.
Практика
Чтение и анализ фрагментов «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя
Создание иллюстраций к теме
Раздел: Дворяне в XIX веке
Часов всего 15 (теор.7, практ.8)
Тема: Женщины – дворянки. Детство в дворянских семьях.
Теория
Домашние дела женщины – дворянки. Внешний облик дворянок. Мода.
Новое отношение к детям – ноавя одежда. Новые методы обучения и воспитания.
Воспитание подростка – новые идеалы. Детские балы.
Практика
Просмотр фрагментов фильмов о жизни дворян в XIX веке
Беседа на тему «Сходства и различия детства в дворянской семье 18 и 19 века»
Тема: «Дворянский бал»
Теория
Значение балов в жизни дворян. Кто давал балы? Время бала. Порядок бала – последовательность. Танцы.
Традиции проведения бала.
Практика
Прослушивание фрагментов изучаемой музыки – менуэт, полонез, вальс, кадриль, мазурка, котильон.
Чтение стихов А.С. Пушкина
Просмотр фрагментов художественных фильмов, изображающих дворянский бал 19 века
Образ жизни столичных дворян
Теория
Разъезда по гостям и прием гостей у себя. Визиты. Распорядок дня.
Дуэль – понятие, причины, «Дуэльный кодекс», порядок проведения.
Дворянская одежда и аксессуары.
Дендизм – понятие, поведение, характерные черты
Практика
Чтение фрагментов «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
Создание иллюстраций к теме
Отработка применения новых слов в речи
Тема: Дома богатых людей
Дворцы и особняки знати – понятие. Внешний вид и внутреннее убранство, назначение комнат, условия жизни слуг.
«Барские квартиры» в доходных домах – интерьер.
Обеденный ритуал в дворянской семье. Появление кулинарных книг. Программа обедаю Меню
Практика
Анализ интерьера по иллюстрации
Составление меню дворянского обеда
Проведение обеда в стиле 19 века
Раздел: Просвещение в Петербурге XIX века
Часов всего 18 (теор.11, практ.10)
Тема: Просвещение в перв. пол. XIX века
Теория
Министерство народного просвещения. Объявление школы всесословной. Новая система обучения.
Гимназия и Высшее училище – условия и сроки обучения.
Педагогический институт. Царскосельский лицей.
Вольное общество. Частные учебные заведения. Домашние учителя. Училище правоведения. Кадетские корпуса. Одежда учащихся.
Практика
Составление таблицы «Учебные заведения и сословия, которые в них обучались»
Чтение и анализ стихов А.С. Пушкина о Царскосельском лицее
Тема: Просвещение во втор. пол. XIX века
Теория
Педагогические журналы К.Д. Ушинский.
Начальные училища, пансионаты, приюты.
Воскресные и профессиональные школы.
Реформа средней школы 1854 года. Высшая школа в Петербурге. Женское образование. Форма студентов.
Практика
Составление тестов к теме
Тема: Библиотеки и книжные лавки
Теория
Публичная библиотека – основание, количество книг, режим работы.
Библиотека Румянцевского музея.
Частные библиотеки. Бесплатная читальня. Библиотека Академии Наук. Торговля книгами.
Практика
Ролевая игра «Мы пришли в библиотеку...»
Тема: Газетно-журнальная печать
Теория
Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в XIX веке.
Газеты «Северная почта», «Русский инвалид», «Северная пчела».
Журналы «Сын Отечества», «Невский зритель»
Альманах «Полярная звезда»
Журнал «Современник». Литературные журналы.
Практика
Игра «Проба пера» по написанию статей в газеты и журналы
Тема: Музеи в Петербурге XIX века
Теория
Развитие уже действующих музеев – Кунсткамера, Эрмитаж и т.д.
Основание Морского музея при Адмиралтействе. Музей института Корпуса инженеров. Азиатский музей. Ботанический музей. Зоологический музей.
Педагогический музей. Конюшенный музей. Русский музей.
Практика
Посещение одного или нескольких изученных музеев
Тема: Наука в Петербурге 19 века
Теория
Столица – научный центр. Новый устав Академии Наук. Петербургская научная математическая школа. Открытие Пулковской обсерватории
Основание физического кабинета при Медико-хирургической академии. В.В. Петров.
Кругосветные экспедиции.
Практика
Подготовка и сообщение докладов о деятелях науки изучаемого времени
Раздел: Культура и искусство
Часов всего 15 (теор.5, практ.10)
Тема: Литературные салоны, собрания, кружки
Теория
Значение литературных кружков. Литературные салоны. Литературные вечера. Г.Р. Державин.
Обстановка собраний. Общество «Беседа любителей русского слова»
«Шишковисты», «Карамзинисты» Общество «Арзамас»
В.А. Жуковский. Д.В. Дашков. К.Н. Батюшков. П.А. Вяземский. А.С. Пушкин
Места проведения собрании. Общество «Зеленая лампа» Салон А.Н. Оленина
Вольное общество любителей российской словесности. В.Ф. Одоевский
Практика
Составление плана учебного материала
Проведение литературного вечера в стиле XIX века
Тема: Изобразительное искусство
Теория
Академия Художеств. Председатель .С. Строганов. Художники. Преподаватели. Ученики, получившие известность.
Стиль живописи XIX века – классицизм, зарождение реализма. Знаменитые картины 19 века.
Санкт-Петербургская артель художников. Товарищество передвижных художественных выставок.
Первая фотомастерская в Петербурге.
Практика
Анализ изучаемых картин
Тема: Театр и музыка
Теория
Театральный стиль – классицизм. Трагедии В.А. Озерова. Популярные спектакли.
Актеры – Е.С. Семенова. А.С. Яковлев.
Сентиментальная драма, романтическая драма, мелодрама. Водевиль – понятие, примеры.
Создание Александрийского театра
Премьеры Петербурга – «Горе от ума», «Ревизор», «Женитьба»
Цирк в Петербурге.
Музыкальная культура – Филармоническое общество, загородные музыкальные развлечения, «Могучая кучка», Бесплатная музыкальная школа.
Петербургский балет – сентиментализм, романтизм, появление парадных спектаклей.
Практика
Чтение фрагментов изучаемых пьес
Прослушивание фрагментов изучаемой музыки
Придумывание словесных иллюстраций к теме – стихи, песни, частушки, басни, рассказы и т.п.
Раздел: Повторительно-обобщающий
Часов всего 9 (теор.1, практ.8)
I занятие
Историческая командная игра «Путешествие в прошлое» (содержание соответствует учебному материалу, изученному за все три года)
II занятие
Подготовка творческих работ «Мой Санкт-Петербург», в которой учащиеся должны отразить любой наиболее понравившийся и запомнившийся аспект изученного материала (Пример: Транспорт в Петербурге 19 века, бал в доме дворянина, карусели екатерининской эпохи и т.п) в любой творческой форме наиболее понравившейся каждому ученику (Пример: рисунок, стихотворение, рассказ, инсценировка и т.п.)
III занятие
Презентация подготовленных учащимися работ. Совместное обсуждение и подведение итогов.
Методическое обеспечение образовательной программы
№ п/п | Тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов | ||||
1 | Быт первых строителей и жителей города | Комбинированное занятие | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, упражнения, анализ текста | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации к теме «Рождение города». | Беседа с элементами фронтального опроса и отгадывание загадок на тему. | ||||
2 | Петербургская знать и дворянская служба. | Комбинированное занятие с элементами мастерской и деловой игры | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации к теме «Знать петровского времени». Задания «Найди ошибку», таблица, в которой «спрятаны» названия одежды и деталей костюма. | Блиц – опрос | ||||
3. | Гвардия при Петре I | Комбинированное занятие с элементами мастерской и конкурса | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации к теме «Как выглядела гвардия петровского времени?», историческая карта «Северная война». | Тестовые задания. | ||||
4 | Двор при Петре I | Комбинированное занятие с элементами театра-экспромта | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, атрибут для театра – экспромта. | Опрос – «Мозговой штурм». | ||||
5 | Занятия населения СПб | Комбинированное занятие с элементами лабораторной работы, | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, работа по образцу | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел. | Тестовые задания и ответы на развернутые вопросы. | ||||
6 | Петровские ассамблеи | Комбинированное занятие с элементами ролевой игры защиты проектов, фестиваля | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, игра. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, декорации и костюмы для инсценировки, копии сценария по количеству участников сценки. | Терминологический диктант. Задания «Вставь пропущенное слово в рассказ об ассамблее» | ||||
7 | Гулянья в Летнем саду и Петергофе | Традиционное занятие, экскурсия | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, показ натурального объекта. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел. | Фронтальный опрос – подведение итогов экскурсии. | ||||
8 | Из истории фейерверков | Комбинированное занятие с элементами мастерской | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания, упражнения. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации. | Разгадывание кроссворда по теме. | ||||
9 | Забавы петровского времени | Комбинированное занятие с элементами подготовки и защиты проектов | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации. | Анализ сочинений, написанных учащимися | ||||
10 | Зимние забавы, игры | Традиционное занятие, ролевая игра-фестиваль | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, ролевая игра. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел. Для прогулки – теплые вещи, санки. | Беседа на тему «Сходства и отличия зимних гуляний петровского времени и современных | ||||
11 | Новый год при Петре | Традиционное занятие, Ролевая игра, Праздник. | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, ролевая игра. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел. Декорации, костюмы, сценарии для инсценировки, блюда для чаепития в петровском стиле. | Анализ инсценировки. Беседа. | ||||
12 | Издание газет в петровском Петербурге | Комбинированное занятие с элементами мастерской | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации – пример написания букв новым шрифтом, газета «Ведомости». | Выполнение тестовых заданий. | ||||
13 | Издание книг в петровском Петербурге | Комбинированное занятие с элементами практического | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания, упражнения. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел. Цитаты из «Юности честное зерцало», иллюстрация – обложка книги.
| Разгадывание ребусов на тему. | ||||
14 | Первые библиотеки и музеи | Традиционное занятие | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации. | Блиц – опрос | ||||
15 | Первые учебные заведения | Традиционное занятие | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, работа по образцу. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел. | Опрос – «мозговой штурм» | ||||
16 | Основание Академии Наук | Комбинированное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, анализ источника. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, копии «Положения об Академии Наук» | Выполнение задания «Вставьте пропуски в текст» | ||||
17 | Первые театры | Комбинированное занятие с элементами мастерской | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел. | Индивидуальный опрос | ||||
18 | Первые оркестры. Хор государевых певчих. | Комбинированное занятие с элементами подготовки и защиты проектов | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, фонограмма стилизованного хорового пения. | Комбинированный опрос - карточки, устно, письменно на доске. | ||||
19 | ИЗО эпохи Петра I | Комбинированное занятие с элементами мастерской, Экскурсия | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания, показ натурального объекта | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, краски, лист бумаги А4. | Анализ увиденного на экскурсии и выполненных рисунков. Беседа. | ||||
20 | Первые постройки города | Традиционное занятие | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации – изображение домика Петра I, изображение Петропавловской крепости, схема внутреннего расположения в Петропавловской крепости. | Индивидуальный опрос. | ||||
21 | Меншиковский дворец, Здание 12 коллегий | Традиционное занятие | Объяснение, беседа, показ иллюстраций | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации – изображение внешнего и внутреннего убранства зданий. | Фронтальный опрос | ||||
22 | Летний дворец Петра I | Традиционное занятие | Объяснение, беседа, показ иллюстраций | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации – изображение внешнего и внутреннего убранства здания. | Выполнение тестовых заданий | ||||
23 | Улицы Петербурга | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение заданий по образцу | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, комплект контурных карт и атласов на группу. | Анализ выполненных контурных карт. Беседа. | ||||
24 | Как в Петербурге добывали воду? | Комбинированное занятие с элементами мастерской | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение творческих заданий | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел. | Выполнение заданий «Вставь пропущенные слова в рассказ» | ||||
25 | Повторительно-обобщающиезанятия | Игра, зачет | Опрос, упражнения, задания, соревнования. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, задания, архитектурное лото, репродукции картин, загадки. | Опрос, упражнения, задания, соревнования. | ||||
26 | Градостроение в послепетровском Петербурге | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение заданий по образцу | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, комплект контурных карт | Индивидуальный анализ архитектуры зданий | ||||
27 | Городское хозяйство. Полиция | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение заданий по образцу | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Комбинированный опрос – карточки, устно, письменно на доске | ||||
28 | Транспорт в Петербурге | Комбинированное занятие с элементами мастерской | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение творческих заданий | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Отгадывание загадок | ||||
29 | Бани в Петербурге | Традиционное занятие с элементами творческих заданий | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение творческих заданий | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Анализ сочинений учащихся | ||||
30 | Низшее сословие (занятия, условия жизни) | Традиционное занятие | Объяснение, беседа, показ иллюстраций | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Разгадывание кроссвордов, составленных учащимися | ||||
31 | Петербургское купечество | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, анализ источника | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, комплект копий исторических документов | Игра «Что? Где? Когда?» | ||||
32 | Дворяне в СПб | Комбинированное занятие с элементами ролевой игры защиты проектов, фестиваля | Объяснение, беседа, показ иллюстраций,ролевая игра, защита проектов | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации. Примеры изученного в художественной литературе, листы и краски для создания рисунков, атрибут для разыгрывания сценок по теме. | Анализ рисунков и разыгранных сценок | ||||
33 | Интерьер богатых домов СПб | Традиционное занятие Экскурсия | Объяснение, беседа, показ иллюстраций | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Анализ экскурсии. Беседа | ||||
34 | Двор при Анне Иоанновне. Придворные церемонии. | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение заданий по образцу | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Написание эссе о любой особенности жизни двора Анны Иоанновны, особенно запомнившейся учащимся | ||||
35 | Слоновые дворы, карусели. | Комбинированное занятие с элементами театра-экспромта | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, ролевая игра | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, басня «Слон и Моська» | Тестовые задания | ||||
36 | Маскарады. Азартные игры. | Традиционное занятие с элементами творческих заданий | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение творческих заданий | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Анализ вопросов и ответов, составленных учащимися | ||||
37 | Модная одежда, косметика. | Комбинированное занятие с элементами мастерской | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, подготовка и защита проектов | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, материалы для поделки по желанию каждого учащегося | «Показ мод» в стиле 18 века с использованием выполненных учащимися предметов туалета | ||||
38 | Петербургская кухня | Ролевая игра, Праздник | Ролевая игра, выполнение творческих заданий | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации. Декорации, столовые приборы, блюда и напитки (подготовлены учащимися при помощи педагога) | Беседа | ||||
39 | Учебные заведения | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение заданий по образцу | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Комбинированный опрос | ||||
40 | Академия Наук. Академия Российской словесности. | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение заданий по образцу | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Анализ таблицы | ||||
41 | Литературная жизнь | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, анализ источника | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, портреты деятелей искусства, фрагменты литературы 18 века | Блиц-опрос | ||||
42 | Театр | Комбинированное занятие с элементами мастерской | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение творческих заданий | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, портреты деятелей искусства | Выполнение задания «Вставь пропущенные слова в рассказ о театре 18 века» | ||||
43 | Музыка | Комбинированное занятие с элементами мастерской | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение творческих заданий | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, портреты деятелей искусства | Тестовые задания | ||||
44 | Живопись и скульптура | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы Экскурсия | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение заданий по образцу Экскурсия | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, портреты деятелей искусства | Беседа – анализ экскурсии | ||||
45 | Освещение СПб
| Традиционное занятие | Объяснение, беседа, показ иллюстраций | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Фронтальный опрос | ||||
46 | Уборка улиц. Вывоз мусора. Канализация | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы, | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выпонение заданий | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Игра «Поле чудес» | ||||
47 | Сады и парки XVIII века | Традиционное занятие Экскурсия | Объяснение, беседа, показ иллюстраций Экскурсия | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Викторина | ||||
48 | Архитектура XVIII века (Таврический, Аничков, Юсуповский, Мраморный дворцы) | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение заданий по образцу | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Тестовые задания | ||||
49 | Повторительно-обобщающий раздел | Традиционное занятие | Учебная игра, викторина. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации. | Игра «Архитектурное лото» Игра «Что? Где? Когда?» | ||||
50 | Городские жители. . | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, анализ стат.данных | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, статистические данные по населению | Игра «Ты - мне, я – тебе» | ||||
51 | Основные занятия и одежда горожан – рабочие, ремесленники | Комбинированное занятие с элементами мастерской | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение творческих заданий | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Игра «Верю – не верю» | ||||
52 | Основные занятия и одежда горожан – разночинцы, мещане, слуги | Традиционное занятие | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение заданий по образцу | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Индивидуальный вопрос в игровой форме « Я – разночинец/мещанин/слуга…» | ||||
53 | Жилища СПб бедноты | Комбинированное занятие | Объяснение, беседа, показ иллюстраций. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, цитаты иностранцев – путешественников | Тестовые задания | ||||
54 | Городское управление | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение заданий по образцу | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Задания «Вставь пропущенные слова в рассказ» | ||||
55 | Транспорт в СПб 19 века (омнибусы, конки, первая ж\д) | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение заданий по образцу | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, контурные карты и атласы | Терминологический диктант с взаимопроверкой | ||||
56 | Транспорт СПб 19 века (ж\д вокзалы, первый пароход, первый электроход) | Традиционное занятие с элементами творческих заданий | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение творческих заданий | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Коллективное отгадывание лучших кроссвордов, составленных учащимися | ||||
57 | Петербургские бани | Традиционное занятие с элементами творческих заданий | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение творческих заданий | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Ребусы | ||||
58 | Торговля и снабжение города | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение заданий по образцу | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Игра «Верю – не верю» | ||||
59 | Большой Гостиный двор | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, анализ архитектуры | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Фронтальный опрос | ||||
60 | Апраксин двор | Традиционное занятие с элементами творческих заданий | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Игра «Угадай-ка», учащиеся загадывают друг другу загадки | ||||
61 | Купечество | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы и творческих заданий | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания, заданий по образцу | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Задания «Найди ошибку» Терминологический диктант | ||||
62 | Трактиры, чайные, столовые, гостиницы | Комбинированное занятие с элементами творческих заданий | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, атрибуты для инсценировки | Анализ инсценировки, беседа | ||||
63 | Императорский двор в XIX веке | Комбинированное занятие с элементами творческих заданий | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Опрос «Мозговой штурм» | ||||
64 | Дворянская служба | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение заданий по образцу | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, комплект копий фрагмента учебного материла для конспектирования на группу | Анализ составленных конспектов, комбинированный опрос | ||||
65 | СПб – военная столица (парады, гвардейский флотский экипаж) | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение заданий по образцу и творческих заданий. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, «Медный всадник А.С. Пушкина» | Тестовые задания | ||||
66 | Чиновники (одежда, условия жизни) | Комбинированное занятие с элементами лабораторной работы и мастерской | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, «Петербургские повести» Гоголя | Терминологический диктант, Задания «Найди ошибку» | ||||
67 | Женщины – дворянки. Детство в дворянских семьях. | Комбинированное занятие | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания, просмотр видеофрагментов | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, фрагменты худ. Фильмов, изображающих жизнь дворян в 19 веке. | Написание рассказа о любой особенности жизни дворянской женщины и детей Анализ рассказов | ||||
68 | Дворянский бал. | Комбинированное занятие | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания, просмотр видеофрагментов, прослушивание музыкальных фрагментов | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации. Фрагменты худ. Фильмов, изображающих дворянский бал 19 века. Ырагменты изучаемой музыки – менуэт, полонез, вальс, кадриль, мазурка, котильон. Стихи А.С. Пушкина | Викторина | ||||
69 | Образ жизни столичных дворян (одежда, дуэль, дендизм | Комбинированное занятие с элементами лабораторной работы и мастерской | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания, чтение фрагментов худ. литературы | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации. «Евгений Онегин» Пушкина | Задания «Соотнеси термин и определение» Задания «Найди ошибку в рассказе» | ||||
70 | Дома богатых людей. Обеденный ритуал. | Комбинированное занятие с элементами творческих заданий Ролевая игра. Праздник. | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания, ролевая игра. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации. Атрибуты, блюда и чай для «Дворянского обеда» | Беседа | ||||
71 | Просвещение в перв.пол. XIX века | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания, выполнение заданий по образцу. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации. Стихи А.С. Пушкина. | Тестовые задания | ||||
72 | Просвещение в втор.пол. XIX века | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Игра «Поле Чудес» | ||||
73 | Библиотеки. Книжные лавки. | Комбинированное занятие с элементами игры | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания, ролевая игра. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Комбинированный опрос | ||||
74 | Газетно-журнальная печать. | Комбинированное занятие с элементами творческих заданий | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, творческие задания, игра. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, примеры разных газет и журналов. | Блиц-опрос | ||||
75 | Музеи в СПб XIX века | Традиционное занятие Экскурсия | Объяснение, беседа, показ иллюстраций Экскурсия | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Тестовые задания Анализ экскурсии в музей | ||||
76 | Наука в СПб XIX века | Традиционное занятие | Объяснение, беседа, показ иллюстраций Подготовка и защита проектов | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации | Отгадывание кроссвордов | ||||
77 | Литературные салоны, собрания, кружки | Традиционное занятие Ролевая игра, Праздник. | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, выполнение заданий по образцу. Ролевая игра | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, стихи 19 века. | Задания «Вставь пропуски в текст» Задания «Соотнеси кружки и годы их существования» | ||||
78 | ИЗО | Традиционное занятие с элементами лабораторной работы | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, анализ творчества | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, портреты изучаемых художников, репродукции изучаемых картин. | Тестовые задания | ||||
79 | Театральная и музыкальная жизнь | Комбинированное занятие с элементами творческих заданий | Объяснение, беседа, показ иллюстраций, чтение фрагментов худ. Литературы, прослушивание музыкальных фрагментов, творческие задания. | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, иллюстрации, портреты изучаемых деятелей искусства, фрагменты изучаемых пьес, фрагменты изучаемой иузыки | Анализ придуманных произведений Викторина | ||||
80 | Повторительно-обобщающее занятие | Традиционное занятие | Учебная игра Подготовка и защита проектов | Тетрадь, письменные принадлежности, классная доска, мел, материалы для игры «Путешествие в прошлое». | Анализ подготовленных и презентованных проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Литературное краеведене. Сказочный мир Лапландии""
Программа способствует воспитанию чувства патриотизма, учитывает региональный компонент. Основу составляет творческая деятельность обучающихся....
Программа дополнительного образования кружка "Краеведение" для 6- 10 классов
Пояснительная записка Стандартизация образования детей с ограниченными возможностями здоровья потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонент...
ПРОГРАММА дополнительного образования детей по краеведению «История нашего города»
«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия» Ф. Гансберг...
Программа объединения дополнительного образования «Начальное краеведение»
Чтобы понять, по достоинству оценить и по-настоящему полюбить нашу землю, её людей, необходимы знания(Ю.К.Ефремов)Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.Для...
Образовательная программа дополнительного образования "Литературное краеведение"
Актуальность данного курса определяется тем, чтообращение к литературе родного края способствует духовно-нравственному развитию школьников,являющемуся одной из важнейших задач образования на современн...
Программа дополнительного образования по краеведению " Наш край"
Направленность программы " Наш край". По содержанию является краеведческой. По функциональному предназначению учебно - познавательной. Изучение истории родного края. По форме организации кру...
Программа дополнительного образования "Историческое краеведение"
Программа «Юный краевед» разработана на основе программы по краеведению «Дзержинск – наш дом», С.М.Шальнов, педагог дополнительного образования высшей квалифицированной к...