Рабочая программа по культуре родного края
презентация к уроку по краеведению (8 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sostavlena_na_osnove_avtorskoy_programmy_e.docx | 26.06 КБ |
cheboksarskaya_krepost.pptx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Программа составлена на основе авторской программы Е.В.Александровой (Енькка) Программа "Тёван ен культури". "Культура родного края". Чебоксары: Чув.кн.издательство. 2004 г.
^ Пояснительная записка
Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. В соответствии с государственной образовательной политикой Чувашской Республики одним из приоритетных направлений развития школ в республике является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.
В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться прежде всего к повседневности, к близкой для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.
Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства.
В 1992г. в обязательный компонент школьной программы был введен предмет «Культура родного края». Предмет был введен, но возникло немало проблем: во-первых, не было четкой программы, во-вторых, не было методического обеспечения.
Поэтому я поставила перед собой задачу - создать программу, которая во- первых, способствует осуществлению главной цели учебно-воспитательного процесса - формированию зрелой личности, во-вторых, воспитание чувства любви к своей Малой Родине у школьников, воспитание нравственности и патриотизма, воспитание на приоритете общечеловеческих ценностей .
Цель программы:
Сохранить чувашскую культуру во всем ее многообразии.
Задачи программы:
1.Возрождение, сохранение и развитие прикладных видов народного искусства;
2. Развитие в учащихся творчества, высокого художественного вкуса;
3. Воспитание экономичности, трудолюбия, осуждение праздности, лени.
4. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России, развитие интереса и привязанности к своей Малой Родине.
5. Научить учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события в истории края; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научить видеть их в контексте всероссийских исторических явлений и событий.
6. Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории.
7. Формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; чуткости к национальным традициям, воспитывать чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.
Для выполнения поставленных задач учащиеся имеют достаточные знания, умения и навыки, полученные в начальных классах на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, чувашского языка .
Основные методы работы:
- словесные;
- наглядные;
Формы работы:
- экскурсии
- экскурсии в разные театры Республики;
- посещение выставок народного творчества, магазинов народного промысла;
- изучение литературы;
- выполнение практических работ;
-выполнение лабораторных работ по предмету;
- создание творческих проектов;
- проведение выставок работ учащихся;
- создание мультимедийных презентаций;
- составление исследовательских работ;
- создание электронных программ для контроля знаний.
Прогнозируемые результаты
Учащиеся будут знать все о шитье на руках, начиная с организации рабочего места и инструментов для шитья и кончая непростыми швами (косой шов с украшениями, прямой старинный шов, ажурные швы, различные стежки); научатся вышивать, используя различные швы и их разновидности (солнце, огонь, вода, небосвод и др.); научатся бисероплетению, бисерному тканью, вышиванию бисером, будут изготовлять изделия из бисера, изготовят полный комплект чувашского девичьего наряда (одежда, головной убор, украшения).
^ Ожидаемый результат
Овладение знаниями и умениями, способствующими сохранению чувашской культуры, формированию заинтересованного и уважительного отношения современного ребенка к миру его дедов и прадедов, осознанного восприятии детьми своей принадлежности народу, Чувашии, России, Земле и ответственности за все это.
Знание истории родного края, его природных особенностей. Повышение уровня обученности школьников и качества знаний по истории, географии, биологии. Увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
В построении программы присутствует и тематический принцип, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является история и культура на разных этапах развития.
Программа предоставляет возможность систематически использовать следующие формы изучения материала: уроки-лекции, семинары, деловые игры, путешествия в прошлое, творческие задания, экскурсии, задания индивидуального исследовательского характера, рефераты, электронные учебники, мультимедийные презентации, электронные программы для контроля знаний и т.д.
^ Интеграция с предметами
чувашский язык и литература,
история,
музыка,
физическая культура,
ИЗО,
география.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся культуре родного края. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2)степень осознанности, понимания изученного;
3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры;
3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по КРК критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Содержание программы
Тематическое содержание КРК включает в себя: историю и культуру чувашского народа, историю и культуру родного края.
Темы истории чувашского народа рассматривают период со 2 тысячелетия до н. э. и до середины XVI века (вхождение в состав России).
Темы культуры чувашского народа до XVI—XVII вв. необходимо изучать одновременно с историческими событиями, так как материальное воплощение этого периода представлено в основном археологическими находками и памятниками. Наиболее полноценны источники, отражающие чувашскую культуру периода XVII—начала XX вв. Именно на этом материале возможно формирование наглядного представления о реальной жизни предыдущих поколений.
В программе школьного образования термин «чувашский край» целесообразно применять с периода вхождения чувашских территорий в состав России (XVI—XXI вв.). Тема «История и культура родного края» включает в себя историю Чувашии XVI—XXI вв., события и деятельность персоналий науки, культуры, политики, экономики, спорта, здравоохранения, СМИ и т.п.
В тематическое содержание курса КРК входят:
1. Вводный курс истории родного края («Мой адрес»).
2. Вводный курс культуры чувашского народа («Что такое культура»).
3. Материальная и духовная культура чувашского народа в XVI—
XIX вв. («Жизнь древних* чувашей»).
4. История и культура булгаро-чувашей до середины XVI века
(«История чувашского народа»).
5. История и культура родного края XVI — XXI вв. («Родной край»).
Содержание предмета
Вводный курс культуры чувашского народа «Что такое культура»(5 класс)
Этот курс — вводный не только для КРК, но и для предметов культурологического цикла. Большинство тем проецируются во все темы последующих курсов КРК и находят там дальнейшее развитие. Темы материальной и духовной культуры рассматриваются здесь большей частью в искусствоведческом плане, а в последующих курсах — в этнографическом плане.
Содержание курса:
Культура: искусство, наука, спорт, религия; понятие профессионального и самодеятельного (народного) искусства; виды искусств.
Чувашское музыкальное искусство: музыка в жизни древних чувашей, пентатонический музыкальный лад народов Поволжья и других регионов; виды чувашских народных музыкальных инструментов; чувашские народные песни, «Алран кайми...» как гимн народной жизни; чувашские народные танцы; певцы земли чувашской: Эмине, Хведи Чуваш, Федоров Г.Ф., Михайлов М.Д.; первые чувашские композиторы: Павлов Ф.П., Воробьев В.П., Максимов СМ.; ансамбли Чувашской Республики; певцы и композиторы, ансамбли твоего района, населенного пункта. Современные певцы Чувашии.
Чувашское изобразительное искусство: изобразительное искусство в жизни древних чувашей, принцип единства эстетического и утилитарного; чувашская народная вышивка; изделия из глины; изделия из древесины; изделия из металлов и других материалов; стиль народного искусства ( сравнение русского и чувашского народного искусств); первые профессиональные художники: Егоров П. Е., Зайцев Ю.А., Спиридонов М.С., Сверчков Н.К.; современное изобразительное искусство: Миттов А.И.; художественные музеи Чувашской Республики; художники, музеи твоего района, населенного пункта.
Чувашское театральное искусство: элементы театральных действий в жизни древних чувашей; профессиональное театральное искусство, киноискусство, Максимов-Кошкинский И.С; театры Чувашии; Ырзем О.И.; Павлова Н.В.; телевидение и радиовещание Чувашии; деятели театра и кино, эстрады; театральные коллективы твоего района, населенного пункта.
Древние научные знания: языковые группы и семьи — финно-угорская группа, тюркская группа, славянская группа; особенности чувашского языка; Ашмарин Н.И.; древняя чувашская письменность; древние чувашские цифры; древние единицы измерения, весы; чувашский календарь; элементы экологии; приметы о погоде; первые чувашские ученые: Бичурин Н.Я., Никольский Н.В., Яковлев И.Я.; музеи Чувашской Республики; ученые, научно-исследовательские учреждения твоего района, населенного пункта.
Религия: основные мировые религии; основные религиозные конфессии Чувашии (православное христианство, мусульманство, чувашская народная религия); храмы Чувашской Республики, района.
Спорт: элементы физической культуры в жизни древних чувашей; спортивная культура Чувашии, чувашские спортсмены-олимпийцы; спортсмены твоего района, населенного пункта.
Материальная и духовная культура чувашского народа XVI—XIX вв. «Жизнь древних чувашей»
Данный курс состоит из двух тематических блоков, изучаемых в 6 и 7 классах.
6 класс
Духовная культура древних чувашей: создание мира и мироустройство в представлениях древних чувашей; отражение представлений о мироустройстве в элементах материальной культуры; боги и духи; чỷк; киремет; числовая символика в мифологии; народные сказки; обряды и отношения, связанные с человеком, семьей, обществом (обряды детства; имена; семья; сельская община; элементы этнопедагогики, этика; обряды при болезнях; свадьба; рекрутство; похороны, поминки; правила человеческой жизни); трудовые обряды; календарные обряды; обряды и религия в наши дни, понятие веротерпимости.
Миросоздание и мироустройство по представлениям древних чувашей. Боги, духи верхнего и нижнего миров. Духи среднего мира {арçури: вупǎр: ийе: вутǎш: шыври: вупкǎн и др?)? Киремет. Чỷк. Чувашский культ предков. Числовая символика в мифологии. Отражение представлений о мироустройстве в элементах материальной культуры. Чувашские народные сказки.
Обиталище человека — дом: материал, конструкция; обряды, связанные со строительством, орудия труда, замки; интерьер жилища, мебель, светильники; духи дома, йěрěх: Двор: хозяйственные постройки, баня, духи двора. Поселения. Охранные обряды {хěр аки: çěнě вут: çěр хапхи)?
Обряды рождения и детства. Имена. Семья. Элементы этнопедагогики — трудовое, умственное, эстетическое, нравственное, экономическое, этическое, физическое воспитание. Кёмёл? Волков Г.Н. Игры и игрушки. Чувашская народная этика. Сельская община. Ниме.
Одежда. Материалы для одежды и способы их изготовления. Кěпе: крой, детали, отделка, варианты по этногруппам. Верхняя одежда. Обувь. Головные уборы: мужские, женские, девичьи; групповые отличия. Украшения: наушные, накосные, шейные, нагрудные, поясные; мужские украшения. Прически. Хранение и стирка одежды. Обрядовая одежда. Обряды, связанные с одеждой.
7 класс
Материальная культура древних чувашей: земледелие, скотоводство, пчеловодство, охота, рыболовство; орудия труда; одежда и украшения; поселения; дом и его конструкция; интерьер жилища; хозяйственные постройки; бани; мебель и светильники; пища; посуда; весы; музыкальные инструменты; транспорт; игрушки; оружие; промыслы; экология, Земледелие: процесс, орудия труда, мельницы, обряды земледелия.
Скотоводство, обряды. Пчеловодство, обряды. Охота. Рыболовство. Транспорт. Экология. Пища: растительная, животная; блюда, хлеб, напитки, пиво; обряды приема пищи. Посуда. Современная диетология и система питания древних чувашей.
Народный календарь. Календарные обряды: сурхури: кёшарни: ларма: çǎварни: калǎм: вирем-сěрен: мǎнкун: килěш пǎтти: общесельское поклонение киремет: акатуй: çимěк: уй чỷк: çумǎр чỷк: çинçе: хывни: чỷклеме: карта пǎтти: килěш пǎтти? семейное поклонение киремет: улах? Музыкальные инструменты. Свадьба. Правила жизни в человеческом обществе. Женские и мужские занятия. Обряды рекрутства. Оружие. Обряды при болезнях. Наговоры. Похороны. Религия в наши дни; понятие веротерпимости
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В письменных источниках Чебоксары упоминаются с 1469 года, когда русские воины остановились здесь на последний привал по пути в Казанское ханство. Участники похода « ночевали на Чебоксари , а от Чебоксари шли день весь да ночь всю ту шли, и приидоша под К азань ». В 1552 году после взятия Казани войсками Ивана Грозного поселение перешло к Московскому государству.
Официальное основание города-крепости на Волге Новопоставленному архиепископу Казанскому и Свияжскому Гурию предписывалось по пути в Казань дойти «до нового места Чебоксар, идеже благоволит бог граду быти на Чебоксарю , с воеводами по совету определить место, где быти святой соборной церкве Введению Пречистой, назнаменовати место, где граду быти и совершить все освящение граду, якож указась во уставе». (Грамота Ивана IV ,26 мая 1555г.)
Кремль деревянный, рубленный в две стены с перегородками. Высота стен около 5 метров, ширина – 4 метра. Снаружи крепостной стены – частокол.
Кремль Двор воеводы(государев двор) с приказной избой. Казна. Тюрьма. Аманатный двор. Церкви. Дома дворян, бояр , приказных служителей , духовенства, стрельцов.
Подумай сам С чьими именами связано строительство Чебоксарской крепости? В чём состояла роль Чебоксар во второй половине XVI века? Какие функции выполняла Чебоксарская крепость?
Домашняя работа Лаборатория юного историка, стр. 59-60. Параграфы 13-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по искусству родного края
Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область) ...
Рабочая программа кружка "Топонимы родного края"
Методическая разработка кружка по краеведению. Топонимы - различные географические названия. Программа расчитана на 1 год обучения для средних классов....
рабочая программа курса "Природа родного края"
Данная рабочая программа создана для ведения курса «Природа родного края» в 5 классе (региональный компонент , о природе Новосибирской области)...
Рабочая программа по культуре родного края
Курс « Культура родного края» является существенным дополнением к кругу учебных предметов мировоззренческого направления. Для реализации рабочей программы выбрано учебное пос...
Рабочая программа кружка "Летопись родного края"
В рабочей программе рассматривается процесс привлечения учащихся к декоративно-прикладному искусству Кубани, рассказывает обыте и жизни казаков....
Рабочая программа курса "Искусство родного края" на английском языке для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка
Пояснительная записка, тематическое планирование одногодичного курса на английском языке "Искусство родного края" в рамках регионального компонента....
рабочая программа кружка "История родного края"
Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возр...
Комментарии
Чебоксарская крепость.