Рабочая программа кружка "Летопись родного края"
рабочая программа по технологии (6 класс) на тему
В рабочей программе рассматривается процесс привлечения учащихся к декоративно-прикладному искусству Кубани, рассказывает обыте и жизни казаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_letopis_rodnogo_kraya.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Руководитель учреждения
__________Т.Г.Першина
Протокол совета учреждения
от «__» _________20_ г.
Программа учебной дисциплины
Социальная педагогика
Летопись родного края
3 года
10-12 лет
Исакова Галина Ивановна
Пояснительная записка
Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа.
Литературное краеведение – одно из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся, укрепление связи литературы с жизнью.
Литературное краеведение играет немаловажную роль в патриотическом воспитании подростков, как писал А.Твардовский, чувство Родины в широком смысле родной страны, Отчизны – связано в нашем сознании с чувством родины малой, “первоначальной” - отчего края, района, города и деревни. “Эта малая родина со всем своим особым обликом… предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души”. Чувство малой родины с годами вырастает в любовь и преданность “той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем – для всех одна”.
Формирование в ребяческой душе этого “чувства малой родины”, которому способствует предмет литературное краеведение, - одна из важных сторон воспитания патриота-гражданина. При этом важно, чтобы в основе литературно-краеведческих занятий была целевая установка не только на воспитание “местного патриотизма”, а на то, чтобы помочь учащимся ощутить “малую родину” как частицу большой нашей Родины, чтобы история культуры и литературы края рассматривалась в связи с развитием истории всей нашей страны.
Чтение и изучение лучших произведений о родном крае, восприятие посвященных ему произведений изобразительного искусства, изучение его истории, культуры, экскурсии, походы по родному краю и последующие сочинения о родной земле, природе, земляках и другие формы литературно-краеведческих занятий активно участвуют в нравственно-эстетическом и патриотическом воспитании,
Основой для разработки данной программы послужили идеи О. А. Дураповой.
Программа рассчитана на три года обучения: дети 10 – 12 лет.
Для каждого класса подобраны такие произведения кубанских писателей, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся, и перекликаются с программой по литературе, по которой занимаются учащиеся. Работа над произведениями дополняется тематическими материалами по кубановедению, на которых пополняются знания учащихся по истории и культуре родного края.
Режим занятий
- группа занимается 3 раза в неделю по 2 часа, всего за год 144 часа, группа второго и третьего года обучения занимается 3 раза в неделю (3 раза по 2 часа) всего за год 216 часов.
Возможные изменения в режиме занятий ( по производственной необходимости или по согласованию с администрацией).
Цель работы:
Воспитывать учащихся грамотными людьми, пламенными патриотами, любящими отчизну и родной край, его прошлое и сегодняшний день; умеющими видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира, заботиться об ее приумножении; способными творчески и радостно трудиться; преданными родному дому, родителям, семье.
Задачи 1-го года обучения:
- Познакомить с устным народным творчеством Кубани.
- Развивать познавательный интерес и речевую культуру.
- Осуществлять нравственное воспитание через художественную литературу. Воспитание чувства любви к родному краю, бережное отношение к историческим знаниям.
- Изучать литературу кубанских писателей.
- Обратить особое внимание на творчество писателей и поэтов родного района. 6. Воспитывать интерес через художественную литературу познавать и возрождать лучшие традиции народов Кубани.
Задачи 2–го года обучения:
1.Вооружить учащихся знаниями об окружающем мире, познакомить с героическими делами современников, приобщить к культуре умственного труда, способствовать формированию характера и воспитанию гражданского чувства учащихся.
2.Расширять литературный кругозор учащихся, развивать интерес к литературе Кубани прошлого и наших дней, формировать читательские потребности и навыки анализа и критической оценки литературных произведений.
3. Воспитать патриотические чувства на примерах литературных героев.
Основные дидактические принципы построения программы
При обучении использовать следующие методы:
- сознательность и активность
- доступность
- систематичность
- наглядность и прочность
Занятия по теоретическому курсу проводятся в форме, рассказа, лекции, беседы, показа портретов писателей, иллюстраций из книг.
При обучении используются методы:
1. Практические методы: экскурсии.
2. Словесные методы: объяснения, чтение, рассказ, описания, анализ, замечание, словесная оценка…
3. Методы наглядного воздействия: портреты, плакаты, выставки, рисунки, фотографии.
Основные направления деятельности по реализации программы:
1. изучение уровня эрудированности детей в данном направлении;
2. оказание помощи семье в разрешении проблем, связанных с ознакомлением истории родного края;
3. формирование у детей и родителей осознанного, позитивного отношения к ознакомлению истории родного края;
4. проведение диагностики по определению осведомлённости по данному направлению;
5. формирование режима самоорганизации, саморазвития, самореализации;
6. организация массовых мероприятий для детей и родителей.
Учебно – воспитательный процесс по данному направлению предполагает:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- индивидуальные занятия;
- совместные занятия с воспитанниками других групп, родителями;
- круглые столы, дискуссии, досуговые праздники.
Развивающие игры, викторины, просмотры фрагментов фильма, экскурсии.
Теоретическая подготовка:
-изучение устного народного творчества Кубани;
- изучение литературы кубанских писателей;
- изучение творчества писателей своего района;
- познакомится с биографией и творчеством выдающихся деятелей культуры и просвещения Кубани;
- Узнать как можно больше о представителях русской литературы побывавших на Кубани.
Практические занятия:
Практические занятия включают в себя:
- экскурсии в музей М.Ю.Лермонтова в Тамани;
- экскрсия в литературный музей имени атамана Кухаренко;
- встречи с казаками Полтавского куреня;
- изучение быта кубанских казаков на примерах литературных произведений;
- встречи с писателями, поэтами, художниками Красноармейского района;
- участие во всевозможных конкурсах по литературе;
- посещение литературнх праздников.
Индивидуальные занятия:
Индивидуальные занятия включают в себя:
- составить рассказ, написать сочинение о природе края, его жителях;
- придумать сказку – волшебную или бытовую;
- нарисовать рисунки к прочитанным произведениям;
- индивидуальные беседы с учащимися и их родителями по теме истории родного края, района, станицы.
- Подготовить рефераты: «М.Ю. Лермонтов в Тамани», «А.С. Пушкин на Кубани»…
Учебно-тематический план занятий
1 года обучения
№ | Наименование тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Устное народное творчество | 20 | 15 | 5 |
2. | Ты Кубань, ты наша Родина, вековой наш богатырь. | 24 | 18 | 6 |
3. | Казачество в литературе XVIII-XIX веков | 20 | 15 | 5 |
4. | Радетели родного края. | 8 | 6 | 2 |
5. | Кубань литературная | 28 | 21 | 7 |
6. | Великая Отечественная война на Кубани. | 24 | 20 | 4 |
7. | Земля отцов – моя земля. | 20 | 15 | 5 |
Всего часов: | 144 |
Реферативное описание тем (1 год обучения):
№ | Наименование тем | Реферативное описание темы |
1. | Устное народное творчество | Искусство народа или фольклора – народное знание, народная мудрость, жизненно и прекрасно. Искусство, созданное народом, живет вечно. Учащиеся познакомятся с казачьими песнями, пословицами, поговорками, сказками, загадками. Узнают о тех, кто занимался собиранием материала по станицам края – фольклористах. |
2. | Ты Кубань, ты наша Родина, вековой наш богатырь. | О далеком прошлом нашей Кубани. Кто-то здесь сделает для себя открытие, что в «Повести временных лет», и в «Слове о Полку Игореве» есть упоминание о нашей кубанской земле. |
3. | Казачество в литературе XVIII-XIX веков | Казаки были героями произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя… Но интересно узнать, что первым автором, изобразившим казаков героями своих произведений следует считать выдающегося украинского поэта И.П. Котляровского. |
4. | Радетели родного края. | Из этого блока учащиеся узнают имена людей, которые способствовали рассвету Кубани – К.В. Россинский, Л.Г. Кухаренко, В.С. Вареник…Их имена достойны вечной нашей благодарности и доброй памяти, так как мы пользуемся плодами их творчества и подвижнической деятельности. |
5. | Кубань литературная | Кубанская литература является составной частью русской литературы. Наши современники с большим интересом относятся к творчеству русских авторов, но их вдохновителями явились природа Кубани, речь и характеры ее жителей. |
6. | Великая Отечественная война на Кубани. | Нет ничего страшнее войны. Война разрушает, калечит человеческие жизни. Великая Отечественная война явилась испытанием для всего народа. Кубанские писатели и поэты пишут о страшных годах войн, возвышая героизм кубанцев в борьбе с врагом. |
7. | Земля отцов – моя земля. | В этом блоке учащиеся познакомятся с творчеством писателей и поэтов родного района. Строки, написанные нашими творцами – Н. Ивеншевым, И.Глазыриной, Е. Поздняковой…- близки и понятны каждому жителю района. |
Учебно – тематический план занятий
2 года обучения
№ | Наименование тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Устное народное творчество | 66 | 50 | 16 |
2. | Великие писатели на Кубанской земле. | 30 | 20 | 5 |
3. | Радетели родного края. | 18 | 12 | 6 |
4. | Кубань литературная | 48 | 41 | 7 |
5. | Великая Отечественная война на Кубани. | 36 | 28 | 8 |
6. | Земля отцов – моя земля. | 18 | 12 | 6 |
Всего часов: | 216 |
Реферативное описание тем (2 год обучения):
№ | Наименование тем | Реферативное описание темы |
1. | Устное народное творчество | Искусство народа или фольклора – народное знание, народная мудрость, жизненно и прекрасно. Искусство, созданное народом, живет вечно. Учащиеся продолжат знакомство казачьими песнями, пословицами, поговорками, сказками, загадками. Узнают о тех, кто занимался собиранием материала по станицам края – фольклористах. |
2. | Великие писатели на Кубанской земле. | На кубанской земле побывали многие русские писатели А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь…Л.Н. Толстой не был на Кубани, но написал замечательную повесть «Казаки». В этом блоке учащиеся изучат произведения русских писателей, описавших жизнь казаков, природу Кубани. |
3. | Радетели родного края. | Из этого блока учащиеся узнают имена людей, которые способствовали рассвету Кубани – К.В. Россинский, Л.Г. Кухаренко, В.С. Вареник…Их имена достойны вечной нашей благодарности и доброй памяти, так как мы пользуемся плодами их творчества и подвижнической деятельности. |
4. | Кубань литературная | Кубанская литература является составной частью русской литературы. Наши современники с большим интересом относятся к творчеству русских авторов, но их вдохновителями явились природа Кубани, речь и характеры ее жителей. |
5. | Великая Отечественная война на Кубани. | Нет ничего страшнее войны. Война разрушает, калечит человеческие жизни. Великая Отечественная война явилась испытанием для всего народа. Кубанские писатели и поэты пишут о страшных годах войн, возвышая героизм кубанцев в борьбе с врагом. |
6. | Земля отцов – моя земля. | В этом блоке учащиеся продолжат знакомство с творчеством писателей и поэтов родного района. Строки, написанные нашими творцами – Н. Ивеншевым, И.Глазыриной, Е. Поздняковой…- близки и понятны каждому жителю района. |
Учебно – тематический план занятий
3 года обучения
№ | Наименование тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Устное народное творчество | 54 | 48 | 6 |
2. | Великие писатели на Кубанской земле. | 42 | 36 | 6 |
3. | Радетели родного края. | 36 | 30 | 6 |
4. | Кубань литературная | 54 | 48 | 6 |
5. | Великая Отечественная война на Кубани. | 24 | 18 | 6 |
6. | Земля отцов – моя земля. | 6 | 4 | 2 |
Всего часов: | 216 |
Реферативное описание тем (2 год обучения):
№ | Наименование тем | Реферативное описание темы |
1. | Устное народное творчество | Искусство народа или фольклора – народное знание, народная мудрость, жизненно и прекрасно. Искусство, созданное народом, живет вечно. Учащиеся продолжат знакомство казачьими песнями, пословицами, поговорками, сказками, загадками. Узнают о тех, кто занимался собиранием материала по станицам края – фольклористах. |
2. | Великие писатели на Кубанской земле. | На кубанской земле побывали многие русские писатели А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь…Л.Н. Толстой не был на Кубани, но написал замечательную повесть «Казаки». В этом блоке учащиеся продолжат знакомится с произведениями русских писателей – М. Горького, А.И. Полежаева, В.Г. Короленко…, описавших жизнь казаков, природу Кубани. |
3. | Радетели родного края. | Из этого блока учащиеся продолжат знакомится с именами людей, которые способствовали рассвету Кубани – В. С. Мова, Ф.А. Щербина, АВ.Д. Бигдай…Их имена достойны вечной нашей благодарности и доброй памяти, так как мы пользуемся плодами их творчества и подвижнической деятельности. |
4. | Кубань литературная | Кубанская литература является составной частью русской литературы. Наши современники с большим интересом относятся к творчеству русских авторов – С. Макаровой, П. Ткаченко, И. Бойко…, но их вдохновителями явились природа Кубани, речь и характеры ее жителей. |
5. | Великая Отечественная война на Кубани. | Нет ничего страшнее войны. Война разрушает, калечит человеческие жизни. Великая Отечественная война явилась испытанием для всего народа. Кубанские писатели и поэты пишут о страшных годах войн, возвышая героизм кубанцев в борьбе с врагом. |
6. | Земля отцов – моя земля. | В этом блоке учащиеся продолжат знакомство с творчеством писателей, поэтов, художников родного района. Строки, написанные нашими творцами – Н. Ивеншевым, И.Глазыриной, Е. Поздняковой…- близки и понятны каждому жителю района. |
Ожидаемый результат:
(по окончании учебного курса воспитанники должны знать и уметь)
После первого года обучения
Знать | Уметь |
- устное народное творчество Кубани; - имена выдающихся деятелей культуры Кубани; - произведения кубанских писателей; - творчество великих русских писателей, посетивших Кубань. - творчество писателей района. | -охарактеризовать героев произведений; - выделять особенности кубанского фольклора; - писать сочинения по произведениям; - составлять рассказы; - художественное чтение стихотворений и произведений. |
После второго года обучения
Знать | Уметь |
- произведения писателей Кубани; - произведения русских писателей, писавших о казачестве; - к какому периоду относится творчество писателей; - творчество писателей района. | - ориентироваться в творчестве кубанских писателей; - анализировать художественные произведения и стихотворения; - давать полную характеристику героям произведений; - описать красоту кубанской природы, быт казаков… |
После третьего года обучения
Знать | Уметь |
- произведения писателей Кубани и района; - к какому периоду относится творчество писателей; - произведения о Великой Отечественной войне. | - самостоятельно ориентироваться в мире кубанской литературы; - выражать, прочитанное в творческих работах; - показать особенности кубанской литературы. |
Контроль за выполнением задач программы (1 год обучения):
№ | Мероприятие | Сроки | Место проведения | Ответственные |
1 | Посещение музея М.Ю. Лермонтова в Тамани. | сентябрь | музей М.Ю. Лермонтова в Тамани. | Исакова Г.И. |
2 | Проведение литературного праздника «Казачьи сказки» | октябрь | СОШ № 9 | Исакова Г.И. |
3 | Проведение литературного путешествия «Великие люди – на великой земле». | ноябрь | Библиотека СОШ № 9 | Исакова Г.И. Сергеенко Н.Н. |
5 | Проведение литературной гостиной на тему «Радетели земли кубанской». | январь | СОШ № 9 | Исакова Г.И |
7 | Проведение беседы за круглым столом на тему: «Кто они герои произведений кубанских писателей». | март | СОШ № 9 | Исакова Г.И |
8 | Проведение читательской конференции на тему: «Война в произведениях кубанских писателей». | апрель | сельская библиотека | Исакова Г.И Елькина С.Б. |
9 | Проведение поэтического часа на тему: «Творчество поэтов района» | май | СОШ № 9 | Исакова Г.И |
Контроль за выполнением задач программы (2 год обучения):
№ | Мероприятие | Сроки | Место проведения | Ответственные |
1 | Проведение викторины «Сказка ложь, да в ней намек» | октябрь | СОШ № 9 | Исакова Г.И
|
2 | Проведение литературно-исторического часа «События давно минувших лет» | ноябрь | Библиотека СОШ № 9 | Исакова Г.И Сергеенко Н.Н. |
3 | Проведение литературной гостиной на тему « Тема казачества в произведениях великих писателей». | январь | СОШ № 9 | Исакова Г.И
|
4 | Проведение литературного часа на тему: «Благие дела достойных людей Кубани». | март | СОШ № 9 | Исакова Г.И
|
5 | Проведение читательской конференции на тему: «Поэзия и проза кубанской литературы». | апрель | сельская библиотека | Исакова Г.И
Елькина С.Б. |
6 | Проведение конкурса чтецов «Поэтические строки о родном». | май | СОШ № 9 | Исакова Г.И
|
Контроль за выполнением задач программы (3 год обучения):
№ | Мероприятие | Сроки | Место проведения | Ответственные |
1 | Инсценировка кубанских сказок. | октябрь | СОШ № 9 | Исакова Г.И
|
2 | Проведение литературно-исторического часа «На Кубани будем жить». | ноябрь | Библиотека СОШ № 9 | Исакова Г.И Сергеенко Н.Н. |
3 | Проведение литературного праздника « Кубань – песенный край». | январь | СОШ № 9 | Исакова Г.И
|
4 | Проведение литературного часа на тему: « Герои современных произведений». | март | СОШ № 9 | Исакова Г.И
|
5 | Проведение читательской конференции на тему: «Война в произведениях кубанских писателей» | апрель | сельская библиотека | Исакова Г.И
Елькина С.Б. |
6 | Проведение фестиваля творческих работ учащихся «Край родной» | май | СОШ № 9 |
Исакова Г.И
|
Методическое обеспечение программы:
(указать источники литературы)
1. Дурапова О.А. Учебная программа.
2.Бардадым В.П. Радетели земли кубанской .- Краснодар, 1998
3. Кубань литературная.- Краснодар,2002
4. Писатели Кубани.- Краснодар, 2000.
5. Родное .- Краснодар, 2006
6. Краснодар – 2007)
7.Ситдикова Н.В. «Моя Кубань» (Ростов н/Д)
8.Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю» (Краснод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Ономастика родного края"
Аңлатма язуы. Кешеләрнең фикерләү һәм үзара аңлашу-аралашу чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...
Программа кружка "Родной край"
Программа содержит пояснительную записку, учебный план, календарно-тематическое планирование, список литературы....
Дополнительная образовательная программа" Литература родного края"
Дополнительная образовательная программа «Литература родного края"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. ...
Образовательная программа "Изучаем родной край" для начальной школы
Тематическая образовательная программа «История родного края» предназначена для занятий краеведением с учащимися начальной школы. Разработана для учебных групп "Активисты школьного музея". Прграмма ра...
Образовательная программа "Знатоки родного края"
Изучение краеведения дает возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории скла, кожууна, ре...
Рабочая программа "История родного края", 5 класс
Рабочая программа дополнительного образования "История родного края". План краеведческой работы с учащимися 5 класса.Краеведческая работа предполагает изучение особенностей истории Саратов...
Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани
Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...