рабочая программа кружка "История родного края"
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – Саратовскому краю, Питерскому району, поселка Нива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_istoriya_rodnogo_kraya.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель руководителя Руководитель МОУ
_________Аюпова Т.А _________Иванова С.Н «СОШ п. Нива»
(ф.и.о.) (ф.и.о.) _____________Землянова Л.И.
Протокол №___ «____» __________20__г. (ф.и.о.)
От «__» ______20__г. Приказ № _______
«___» ________20__г.
Рабочая программа
кружка
«История родного края»
Учитель: Таскаринова А.А
Срок реализации: 1 год
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол №_____
От «___» ______20___г.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Объект изучения: история и культурное наследие Саратовского края
Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – Саратовскому краю, Питерскому району, поселка Нива.
Актуальность программы заключается в том, что она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось народом, проживающим на этой территории. Учащиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности. Предполагается более осознанное освоение прошлого не только поселка, его округи, но и Саратовской области; формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий и исторический материал, но и умений грамотно их обработать, а затем применять на практике, представлять его на мероприятиях по истории. Программа призвана также, способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.
Цели программы:
- Приобщать учащихся к истории малой родины.
- Создавать условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности.
- Воспитание активной гражданской позиции талантливых детей.
- Познакомить учащихся с историческим и культурным наследием г. Саратова, его округи и области
- сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Основные задачи: передать колорит исторической эпохи, раскрыть её сущность, показать роль людей, оценить уроки и значение исторических событий.
Задачи программы:
- Изучение прошлого и настоящего своей малой родины, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе и области.
- Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о районе.
- Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
- Активизация поисковой деятельности учащихся.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучение краеведения.
- Пополнение фондов школьного музея работами учащихся по краеведению.
Методические приемы:
- Исследовательская деятельность.
- Поисковая деятельность.
- Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
- Индивидуальная работа с учащимися.
- Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов проектов).
Основные виды деятельности:
проведение викторин, выставок рисунков, фотографий, создание проектов, проведение исследований, написание мини-сочинений, стенгазет, создание электронных презентаций, участие в областных и районных краеведческих конкурсах и мероприятиях, коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия; поездка, практическое занятие, работа с документами, викторина, консультация, проблемная лекция, исследовательская деятельность, работа в музеях, встречи с участниками исторических событий.
Программа предусматривает разнообразные формы исследования краеведческого материала: изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Программа наталкивает к созданию архивов устной истории в результате бесед, опросов, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий. Нацеливает на развитие навыка выступления на конференциях и популяризации накопленного опыта. Целесообразно использование проектной методики и мультимедийного комплекса.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Программа рассчитана на учащихся 8 класса, реализуется в течение 1 года – 17 часов, из расчета 0,5 час в неделю.
Программа предназначена для проведения кружковой работы в общеобразовательных школах.
Тематическое планирование занятий
№ п/п | Тема разделов | Количество часов |
1. | Введение. | 2 |
2. | Тема 1. Моя малая родина. | 4 |
3. | Тема 2. Культура Саратовского края. | 6 |
4. | Тема 3. Саратов. | 6 |
5. | Тема 4. Географические особенности Саратовкой области. | 4 |
6. | Тема 5. Вехи истории края. | 10 |
7. | Обобщающее занятие. | 2 |
Анализ продуктов творческой деятельности учащегося.
Основным критерием результативности занятий туристско-краеведческого кружка «История родного края» выступает критерий сформированности у учащихся эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:
- наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
- активная познавательная позиция учащегося; участие в различных краеведческих проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;
- широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
- овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством);
- овладение опытом исследовательской и проектной деятельности.
Планируемые результаты реализации программы:
- организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления знаний об окружающем мире, осуществляющаяся в кружковой деятельности;
- интегрированность общего и дополнительного образования на основе комплексного изучения родного края;
- получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае;
- создание комплексной системы кружковой работы по развитию и реализации интересов учащихся в различных направлениях краеведческой деятельности;
- создание условий для развития ключевых компетентностей школьников;
- отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых формах организации краеведческих материалов;
- приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;
- реализация социально-экологических проектов;
- духовно – нравственное развитие личности.
Личностными результатами изучения являются:
- установка на поиск решения проблем;
- критичность;
- развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами изучения являются:
- способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
- способность осуществлять информационный поиск;
- способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;
- основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы;
- целенаправленно совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам информации;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Календарное тематическое планирование занятий
на (2014-2015 гг.)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения | Оборудование |
1. | Введение (1 ч.) Вводное занятие, знакомство с планом работы | 1 | рассказ, демонстрация, | презентация, исторический путеводитель | |
Тема 1. Моя малая родина (4 ч.) | |||||
2. | Из истории моей школы. | 1 | экскурсия, рассказ | материалы краеведческого уголка | |
3. | Родной поселок Нива: прошлое и настоящее. | 1 | чтение информационных текстов | материалы сельской библиотеки | |
4. | История Питерского района: прошлое и настоящее | 1 | проблемная лекция | материалы сельской библиотеки | |
5. | Оформление материала о родной школе, поселке, районе. | 1 | практическое занятие | материалы исторических книг | |
Тема 2. Культура Саратовского края(6ч) | |||||
6. | Народное образование, наука | 1 | чтение информационных текстов | материалы исторических книг | |
7. | Архитектура, благоустройство | 1 | чтение информационных текстов | материалы исторических книг | |
8. | Цирк | 1 | чтение информационных текстов | материалы исторических книг | |
9. | Театральная жизнь | 1 | чтение информационных текстов | материалы исторических книг | |
10. | Литература | 1 | чтение информационных текстов | материалы исторических книг | |
11. | Известные люди Саратовской земли. | 1 | исследовательская деятельность | презентация | |
Тема3. Саратов (6 ч) | |||||
12. | Символика Саратова | 1 | рассказ, демонстрация | карта саратовской области, | |
13. | Символ области и города – река Волга. | 1 | рассказ, демонстрация | карта саратовской области | |
14. | Крупные города области. | 1 | исследовательская деятельность | карта саратовской области | |
15. | Курорты и санатории Саратова | 1 | исследовательская деятельность | материалы исторических книг | |
16. | Оформление материала о Саратове и Саратовской области. | 1 | практическое занятие | материалы исторических книг | |
17. | Обобщающее занятие. | 1 | рассказ, демонстрация | презентация |
Список членов кружка
- Веретенникова Арина
- Ильина Диана
- Калиева Земфира
- Минькеева Екатерина
- Овчинникова Валерия
- Таскаринова Адина
- Хамзин Чингиз
8. Хохотова Лариса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Ономастика родного края"
Аңлатма язуы. Кешеләрнең фикерләү һәм үзара аңлашу-аралашу чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...
Программа кружка "Родной край"
Программа содержит пояснительную записку, учебный план, календарно-тематическое планирование, список литературы....
Дополнительная образовательная программа" Литература родного края"
Дополнительная образовательная программа «Литература родного края"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. ...
Образовательная программа "Изучаем родной край" для начальной школы
Тематическая образовательная программа «История родного края» предназначена для занятий краеведением с учащимися начальной школы. Разработана для учебных групп "Активисты школьного музея". Прграмма ра...
Образовательная программа "Знатоки родного края"
Изучение краеведения дает возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории скла, кожууна, ре...
Рабочая программа "История родного края", 5 класс
Рабочая программа дополнительного образования "История родного края". План краеведческой работы с учащимися 5 класса.Краеведческая работа предполагает изучение особенностей истории Саратов...
Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани
Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...