Рабочая программа кружка "Топонимы родного края"
рабочая программа (8 класс) по теме
Методическая разработка кружка по краеведению. Топонимы - различные географические названия. Программа расчитана на 1 год обучения для средних классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_toponimika_rodnogo_kraya.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Алгазинская СОШ»
Вурнарского района Чувашской Республики
Программа внеурочной деятельности
Кружок
«Топонимика родного края»
Направление: туристско-краеведческая
Вид деятельности: поисково-исследовательская
Возраст школьников:8 класс
Разработчик: Иванова Римма Германовна
История предков всегда любопытна для тех,
кто достоин иметь Отечество.
Н.М.Карамзин
Пояснительная записка
Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска. Ведущая задача программы – создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.
Цель: совершенствование организации содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения, сохранения исторической памяти.
Основные задачи:
- воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
- приобщение учащихся к краеведческой поисково-исследовательской деятельности;
- сохранение исторической памяти;
- совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся.
Содержание программы уделяет особое внимание обобщению опыта школьного краеведения, разработке научных основ использования краеведческого материала в педагогическом процессе, исходя из учебных программ, привлечению средств массовой информации к распространению краеведческих знаний, опыта работы на местах.
Педагогическая значимость внеклассной краеведческой работы в школе включает следующие положения:
- в ходе изучения истории и культуры края в распоряжение учителей школы предоставляются разнообразные краеведческие материалы, собранные учащимися. Данные материалы находят широкое применение в учебной работе при изготовлении различных наглядных пособий (карт, схем, таблиц, диаграмм, рисунков, макетов и т.п.), разнообразного раздаточного материала (вырезки статей из местной печати, воспоминаний участников исторических событий и др.), применяемых на уроках учителями многих учебных дисциплин, наряду с устными сообщениями учащихся-краеведов;
- собранные учащимися краеведческие материалы широко используются во внеурочной воспитательной работе при проведении в школе ежегодных научных ученических историко-краеведческих конференций, вечеров, викторин, встреч с известными людьми, выпуске стенгазет;
- принимая участие в работе краеведческого кружка, участвуя в походах, работая в экспедициях, библиотеках, музеях у учащихся формируются новые учебные умения и навыки, повышается ответственность за порученное дело, коллективизм;
- в процессе внеклассной краеведческой работы учащиеся приобщаются к посильному, для их возраста, общественно-полезному труду, в т.ч. и по уходу за историческими и природными памятниками. На основе собранных материалов готовят доклады и выступают с ними в различных аудиториях, рефераты для их защиты на экзамене по истории;
- краеведческая работа способствует и профессиональному совершенствованию учителя, обогащению его знаний по истории края, повышению педагогического мастерства, установлению с учащимися делового сотрудничества с учащимися, на основе лучшего знания их характерных особенностей и интересов.
Настоящая программа предоставляет возможность работающему по ней педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно «переходить» от более простых результатов к более сложным.
Учебно-тематический план
№№ п/п | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Вводное занятие | 1 | - |
2 | Изучение теоретических вопросов и методики работы по сбору краеведческого материала | 1 | 1 |
3 | Сбор топонимических названий | 1 | 3 |
4 | Первоначальные сведения о топонимике родного края | - | 1 |
5 | Происхождение названий местных населенных пунктов, рек, озер, улиц, других географических названий | 1 |
6 | Что означают географические названия родного края?
| 1 |
7 | Анализ типов географических названий в их связи друг с другом | 1 | 1 |
8 | Составление топонимической карты. Оформление собранных материалов на карте | 1 | 1 |
9 | Сбор материалов для составления топонимической карты, легенд, связанных с историей населенных пунктов | - | 2 |
10 | Классификации топонимов. Навыки классификации краеведческого материала. | 1 | 1 |
11 | Гидронимы и их виды | 1 | 1 |
12 | Ойконимы. | 1 | 1 |
13 | Оронимы | 1 | 1 |
14 | Дромонимы. | 1 | 1 |
15 | Годонимы. | 1 | 1 |
16 | Агроонимы. | 1 | 1 |
17 | . Антропотопонимы, их виды. | 1 | 1 |
18 | Итоговое занятие. Защита исследовательской работы. | 1 | 1 |
Содержание программы – 34 часа.
- Вводное занятие (1 час). Начальное представление о краеведении. Что такое топонимика? «Топонимика», объяснение происхождения и смысла (семантики) термина. Знакомство с общими принципами краеведческой деятельности.
- Методика сбора материалов (4 часа)
Изучение теоретических вопросов и методики работы по сбору:
1) знакомство с изучаемой территорией, в ходе проводимых ученических экспедиций;
2) изучение названий населенных пунктов, расположенных по течению реки, и запись сохранившихся преданий об их возникновении и названиях;
3) методика сбора топонимических названий.
Знания и умения, необходимые при сборе краеведческого материала.
- Топонимика родного края( 6 часов).
Первоначальные сведения о топонимике родного края. Происхождение названий местных населенных пунктов, рек, озер, улиц, других географических названий. Что означают географические названия родного края?
- Составление карты (6 часов).
Составление топонимической карты. Оформление собранных материалов на карте и комментарии к ним.
Анализ типов географических названий в их связи друг с другом, с собственными именами и со всей системой языка, в котором они создаются и употребляются.
Сбор материалов для составления топонимической карты; легенд, связанных с историей населенных пунктов. Связь с фольклорными и историческими представлениями населения.
- Классификация топонимов (16 часов).
Классификации топонимов. Навыки классификации краеведческого материала. Гидронимы и их виды. Ойконимы. Оронимы. Дромонимы. Годонимы. Агроонимы. Антропотопонимы, их виды.
- Итоговое занятие (2 час).
Подведение итогов. Защита исследовательской работы.
Методическое обеспечение программы:
Основные формы и итоги краеведческой деятельности:
- организация походов, путешествий и экспедиций, направленных на реализацию конкретных программ;
- проведение наблюдений и исследований в природе и социуме;
-работа с терминами и понятиями краеведения;
- теоретические семинары;
- интервьюирование;
- создание конкретных баз данных по выбранным темам;
- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
- подготовка краеведческих карт, словарей.
Предполагаемые результаты программы:
- социально-значимые знания:
- получение первоначальных сведений о топонимике;
- знакомится с правилами сбора, обработки и хранения первичной информации;
- изучение методов происхождения названий местной топонимики;
2) социально-значимые отношения:
- профессиональная ориентация;
- формирование активной гражданской позиции;
- воспитание любви к родному краю;
- формируются новые учебные умения и навыки;
- повышается ответственность за порученное дело;
- коллективизм;
развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, ее истории и культуре, населяющим ее народам, сотрудничеству, к людям, к
исследовательской деятельности;
3) опыт социально значимого действия:
- применение в учебной работе при изготовлении различных наглядных пособий (карт, схем, таблиц, диаграмм, рисунков, макетов и т.п.);
- использование во внеурочной воспитательной работе при проведении в школе ежегодных научных ученических историко-краеведческих конференций, вечеров, викторин;
- приобретение опыта участия в работе краеведческого кружка;
- приобретение опыта участия в походах, работы в экспедициях, библиотеках, музеях
- приобретение опыта публичного выступления по проблемным вопросам; опыта природосберегающей и природоохранной деятельности; опыта интервьюирования и проведения опросов общественного мнения.
Ссылки и литература:
- Отделение краеведения и учебной географии Московского центра Русского географического общества
- Лихачев Д. С. Краеведение как наука и как деятельность
- Блог для краеведов всех уголков России
- Два десятилетия российского краеведения (Г. А. Мельничук, Н. В. Степанова. Два десятилетия российского краеведения // Библиография, № 5, 2010, C. 43-50)
- Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение.- 1980.
- Барков А.С. О научном краеведении. - М.: Просвещение.- 1961.
- Историческое краеведение./ Под ред. Г.Н. Манюшина. – М., 1975.
- Историческое краеведение./ Под ред. Н.П. Милонова.- М., 1975.
- Кацюба Д.В. Историческое краеведение в воспитании учащихся. – М., 1965.
- Лазунова Н.Н., Ермолаева Л.К. Историческое образование: тенденции и перспективы. // Преподавание истории в школе. – 1999. - № 2. – С. 40-48.
- Методика историко-краеведческой работы в школе. / Под ред. Н.С. Борисова. – М., 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Ономастика родного края"
Аңлатма язуы. Кешеләрнең фикерләү һәм үзара аңлашу-аралашу чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...
Программа кружка "Родной край"
Программа содержит пояснительную записку, учебный план, календарно-тематическое планирование, список литературы....
Дополнительная образовательная программа" Литература родного края"
Дополнительная образовательная программа «Литература родного края"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. ...
Образовательная программа "Изучаем родной край" для начальной школы
Тематическая образовательная программа «История родного края» предназначена для занятий краеведением с учащимися начальной школы. Разработана для учебных групп "Активисты школьного музея". Прграмма ра...
Образовательная программа "Знатоки родного края"
Изучение краеведения дает возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории скла, кожууна, ре...
Рабочая программа "История родного края", 5 класс
Рабочая программа дополнительного образования "История родного края". План краеведческой работы с учащимися 5 класса.Краеведческая работа предполагает изучение особенностей истории Саратов...
Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани
Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...