Рабочая программа по искусству родного края
рабочая программа по краеведению (8 класс) по теме
Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_iskusstvo_rodnogo_kraya_word.docx | 65.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
МОУСОШ №2 Карасукского района Новосибирской области
Рабочая программа
по искусству родного края
8-класс (базовый уровень)
(региональный компонент)
Составила: Е.А.Порох
Утверждаю:_________________ Директор школы П.В.Загарюк «____»_________________2011 | Утверждаю:_________________ Зам. Директора по УВР Г.В.Дороганова «____»_________________2011 | Утверждаю:_________________ Руководитель МО Н.П.Яланская «____»_________________2011 |
2011 год.
Структура документа
- Пояснительная записка;
- Календарно-тематический план;
- Темы для презентации творческих проектов;
- Требования к уровню подготовки выпускников;
- Условия реализации рабочей программы;
- Список литературы;
- Электронные ресурсы;
- График выполнения программы.
Пояснительная записка
«Народ, забывший свою красоту
Перестают существовать как нация»
В.И.Ленин
Рабочая программа по «Искусству родного края» составлена на основе стандарта регионального компонента Новосибирской области по предмету «Искусство». Данный курс рассчитан на один год обучения в 8 классе и предполагает изучение содержания предмета в течение 36 часов, из расчёта 1 час в неделю.
Сквозной линией учебного курса является изучение ре гионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследо вание местных объектов культуры, народных традиций и обычаев.
Цель рабочей программы: формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачи тельного пользователя и умелого создателя его социокуль турных ценностей и традиций.
Рабочая программа реализуется через решение следующих задач:
- приобщение учащихся к художественным и эстети ческим ценностям родного края;
- формирование способности к восприятию региональной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате — осознание ее цен
ности, уникальности и неповторимости; - воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать инди
видуальную модель социокультурного развития, орга низовывать личный досуг и включаться в самостоя тельное художественное творчество; - развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативности
личных интерпретаций её феноменов, что может способствовать включению подростка в продуктивную, по исковую и творческую деятельность.
Содержание программы моделируется на основе совре менных педагогических подходов, среди которых для кон цепции программы особенно значимы следующие: краевед ческий подход, содержательно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.
Основные принципы, определяющие структуру и реа лизацию содержания образования курса: принцип куль турных доминант, территориальный принцип, прин цип интегративности.
Структура содержания программы «Искусство родно го края» представлена 4 модулями:
- «Архитектура и дизайн».
- «Музыкальное искусство».
- «Декоративно-прикладное и изобразительное
искусство». - «Театр и кино».
В разделе «Архитектура и дизайн» раскрываются вопро сы из истории становления архитектурного облика Новоси бирска как областного центра: первые городские постройки,* храмы, административные здания города и области, архитек турные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитек торов прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города.
Раздел «Музыкальное искусство» охватывает вопросы из истории становления музыкальной культуры в Новосибир ской области, народное и профессиональное творчество си бирских музыкантов, музыкальные театры.
В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоратив но-прикладного творчества и Новосибирскому государствен ному художественному музею. Раскрывается творчество яр ких личностей из плеяды новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы воз никновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров Купинского игру шечного промысла.
В разделе «Театр и кино» крупным блоком представлен Новосибирск театральный — драматические театры, моло дежный театр, детский театр, творчество ведущих театраль ных деятелей. Раскрываются вопросы из истории создания сибирской хроники, рождения Западно-Сибирской студии ки нохроники и детской студии мультипликации.
Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края» — преемственность в реа лизации содержания образования с учетом внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, проектный под ход в организации учебно-познавательной деятельности.
Методика реализации курса «Искусство родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентированному подходам.
Развитие восприятия произведений искусства школьни ками осуществляется по модели: «активный зритель, слуша тель», развитие способности интерпретировать в рамках мо дели «функция — исполнитель». Важным показателем будет способность школьников включаться в сотворчество, осно ванное на развитии полифонического воображения, ассоциа тивного мышления и умения импровизировать.
Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оцениваться в режиме «зачет - незачет».
Календарно-тематический план
(номера уроков соответствуют последовательности учебных недель)
№ урока | Тема | Содержание | Практическая работа |
Раздел 1 АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН 9 часов | |||
Тема 1.1: «История градостроительства» 3 часа | |||
УРОК1 | Вводное занятие, история строительства города. | Основные теоретические сведения на занятии Вопросы Генерального плана строительства города, гра достроительный дизайн, его роль в формировании совре менного облика Новосибирска. Летописец истории градо строительства Новосибирска С. Н. Баландин. | |
УРОК2 | Градостроительный дизайн | Ведущие архитекторы: А. Д. Крячков, Б. А. Гордеев, Т. Я. Бардт, К. Е. Осипов и др. | |
УРОК3 | Административные здания и промышленные сооружения | Первые городские постройки, административные здания города и области, промышленные сооружения. | |
Тема 1.2: «Архитектурные ансамбли» 2 часа | |||
УРОК4 | Архитектурные ансамбли центра города | Архитектурные ансамбли центра: центральная площадь Новосибирска — Областной краеведческий музей, здания Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, здания 40-х годов застройки, здания XXI века; площадь Свердлова, здания администрации Ново сибирской области, Новосибирского государственного ху дожественного музея; первый 100-квартирнып жилой дом., здания и постройки начала века; сквер Героев революции; мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» — Монумент Славы. | |
УРОК5 | Малые архитектурные формы | Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна (павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники). Городская скульптура «Светофор и милиционер» и др. | Создание макета (зарисовки) малой городской скульпту ры для родного города. Эссе на тему «Твое любимое место в городе (селе)». |
Тема 1.3: «Храмы» 1 час | |||
УРОК 6 | Храмы | Храмы как воплощение исторической памяти народа. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города и данной местности. Собор Александра Невского (1895 г., архитектор К. К. Лыгин), Вознесенский кафедральный собор (1913 г.); часовня святителя Николая Чудотворца, соборы и храмы Новосибирской области. | |
Тема 1.4: «Места досуга» 1 час | |||
УРОК 7 | Места досуга | Культурные центры областного, районного, городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной компо зиции. Дизайн отдыха горожан: парковые зоны, зоопарк, дет ские, спортивные площадки, пляж и др. Ведущие архитекторы: А. А. Воловик (Речной вокзал, гостиница «Обь», здание аэропорта «Толмачёво», Государ ственная публичная научно-техническая библиотека СО АН СССР). | Деловая игра «Ты — архитектор». Создание архитектур ного замысла места досуга в твоем районе (селе) и его осу ществление. |
Тема 1.5: «Жилые массивы» 1 час | |||
УРОК8 | Жилые массивы | Инфраструктуры жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера как микро среда человека. Ведущие архитекторы: 6. П. Авксентюк (здание Внеш-торбанка, жилой комплекс «Тихая площадь», реконструк ция Вознесенского кафедрального собора и пригородногокомплекса в Новосибирске); В. В. Бородкин (деловой центр «Зелёные купола», римско-католический костел). | Создание проекта «Архитектура и дизайн твоего дома (комнаты, сада)». |
УРОК 9 | Защита творческого проекта. | ||
Раздел 2 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 9 часов | |||
Тема 2.1 «Из истории музыкальной культуры Новосибирской Области» 2 часа | |||
УРОК10 | Центры музыкальной культуры | Народная консерватория, музыкальные школы и училища, консерватория, учителя и ученики, составившие славу и гордость страны — мировая и всероссийская извест ность: М. С. Лебензон, 3. Л. Брон, М. В. Богуславский, В. Ре пин, В. Коновалов. | |
УРОК11 | Музыкальная слава города | Сибирские композиторы: А. П. Новиков, А. Ф. Муров, Ю. П. Юкечев, Г. Н. Иванов и др. Новосибирские композиторы — детям: О. Сереброва, С. Ранда, К. Журавлев и др. | |
Тема 2.2: «Народное творчество» 2 часа | |||
УРОК12 | Народные коллективы | Общее знакомство с хоровыми коллективами, ансамбля ми, исполнителями на русских народных инструментах. | |
УРОК13 | Народная музыка | Музей сибирского баяна и гармони им. И. И. Маланина; твор чество братьев Геннадия и Александра Заволокиных; Сибир ский народный хор; ансамбль «Чалдоны» под руководством С. Смоленцевой; ансамбль «Рождество» под руководством О. Гуриной; ансамбль В. Асанова. | знакомство с исполнителями и коллективами самодеятельности отдельных районов города, Новосибирской области. |
Тема 2.3: «Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии» 2 часа | |||
УРОК14 | Новосибирская филармония | Знакомство с историей создания Новосибирской филар монии, ее 12 музыкальными коллективами (по выбору): Новосибирский академический симфонический оркестр и его создатель Арнольд Кац; оркестр русских народных инстру ментов под руководством В. Гусева; Камерный хор под управлением И. Юдина; хоровой ансамбль «Маркелловы го лоса» под управлением И. Тюваева; вокальный ансамбль под управлением П. Шаромова; ансамбль ранней музыки «Insula magica» под управлением А. Бурханова; «Биг-Бэнд» под управлением В. Толкачева; «Сибирский диксиленд» под управлением Б. Балахнина. | |
УРОК15 | Музыкальные коллективы филармонии | написание эссе, мини-сочи нения на тему о прослушанной музыке или впечатлении от исполнительской культуры коллектива. | |
Тема 2.4: «Музыкальные театры Новосибирска» 2 часа | |||
УРОК16 | Страницы истории музыкальных театров | Страницы истории музыкальных театров Новосибирска: Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, | написание отзыва на спектакль. |
УРОК17 | Театр муз-комедии | Новосибирский театр музыкальной коме дии. | |
УРОК18 | Защита творческого проекта. | ||
Раздел 3 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 9 часов | |||
Тема 3.1: «Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел» 1час | |||
Урок 19 | Декоративно- прикладное искусство | Истоки современного декоративно-прикладного творчест ва, развитие народных ремесел. | |
Тема 3.2: «Музеи декоративно-прикладного искусства» 2 часа | |||
Урок 20 | История создания музеев декоративно-прикладного искусства | Из истории создания музеев декоративно-прикладного искусства | |
Урок 21 | Музеи декоративно-прикладного искусства | . Новосибирский краеведческий музей, музей «Си бирская береста», Новосибирский музей игрушки, Центр художественных ремесел «Сибирский вернисаж». | Посещение (по выбору) музея декоративно-прикладного искусства. |
Тема3.3: «Народные мастера» 1 час | |||
Урок 22 | Народные мастера | Знакомство с купинским игрушечным промыслом, изде лиями народных мастеров Е. Д. Дьяковой и Т. С. Лысенко. | |
Тема 3.4: «Новосибирский государственный художественный музей» 2 часа | |||
Урок 23 | Новосибирская картинная галерея | История создания и становления Художественного музея (картинной галереи). Просветительская и образовательная функции Художественного музея.. | |
Урок 24 | Экспозиция картинной галереи | Русская живопись и гра фика первой трети XX века. Иконы XV - XIX веков. Уни кальная коллекция полотен Н. К. Рериха. Произведения Н. Д. Грицюка. Действующие выставки | Посещение выставочных залов или виртуальных музеев. Знакомство с уникальными коллекциями Н. К. Рериха, рус ской живописью и графикой первой трети XX века, произве дениями Н. Д. Грицюка, иконами XV - XIX веков (по выбору учителя и учащихся). |
Тема 3.5: «Выставочный зал Союза художников» 1 час | |||
Урок 25 | Выставочный зал союза художников | Общее знакомство с творчеством новосибирских худож ников: X. А. Аврутис, Н. Д. Грицюк. Г. Н. Трошкин, А. Г. Позднеев, С Мосиенко, И. В. Титков (возможны другие вари анты). | Мини-сочинение «Размышление у картины» (художник — по выбору учащихся). |
Тема 3.6: «Новосибирские художники-иллюстраторы» 1 час | |||
Урок 26 | Художники книги | Обзор творчества художников — «Рыцари Её Величества Книги»: Ю. Е. Ефимова, С. Гороховского, С. В. Калачева, А. Шурица. | Сравнительный анализ творчества художников Алексан дра Шурица, Спартака Калачева, Эдуарда Гороховского. |
Урок 27 | Защита творческого проекта. | ||
Раздел 4 ТЕАТР И КИНО 9 часов | |||
Тема 4.1: «Новосибирск театральный» 4 часа | |||
Урок 28 | Новосибирские театры | Общий обзор: из истории создания театров; посеще ние — по выбору. Драматические театры: Новосибирский те атр «Красный факел», | |
Урок 29 | Драматические театры | Новосибирский областной театр дра мы, Новосибирский городской драматический театр под ру ководством Сергея Афанасьева, Театр на «Левом берегу». | Театральное закулисье: «Урок грима» в театре «Глобус». Посещение театральной постановки, устное рецензиро вание просмотренного спектакля. Анализ драматургии просмотренной театральной поста новки. |
Урок 30 | Театр «Глобус» | Молодежный театр: Новосибирский академический моло дежный театр «Глобус». | |
Урок 31 | Кукольный театр | Детский театр: Новосибирский областной театр кукол. | |
Тема 4.2: «Новосибирская студия кинохроники» 2 часа | |||
Урок 32 | История кинопроката | ||
Урок 33 | Западносибирская студия документального кино | Из истории создания сибирской хроники: первый кино театр в Новосибирске, фильмы Ф. Махотина — «Виды города Новосибирска», «Новониколаевские юбилейные торжества дома Романовых», «Масленица в Новониколаев-ске», «Прогулка от Новониколаевска до Бердска». 1930 год: рождение Западно-Сибирской студии кинохро ники; первый звуковой номер журнала «Сибирь на экране», первый цветной фильм студии «Сады Сибири» Г. Гребен-кина (первый руководитель Западно-Сибирского отделения Союза кинематографистов СССР). | Круглый стол по проблемам истории документального ки но: актуальность кинохроники родного края. Раскадровка своего клипа о Новосибирске. |
Тема 4.3: «Детская студия мультипликации» 2 часа | |||
Урок 34 | Детская киностудия «Поиск» | «Сибирский Фонд развития детского кино» (руководи тель — Пётр Анофриков). Детская киностудии «Поиск». | знакомство с техноло гией создания детских мультфильмов. |
Урок 35 | Мультфильм | Мультфильмы «Поиска» | творческий проект или сценарий «Мы делаем фильм о родном городе». |
Урок 36 | Защита творческого проекта. | ||
Итого: 36 часов |
темы для презентации творческих проектов
Раздел 1. «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
1. «Ведущий архитектор Новосибирска — А. Д. Крячков (страницы жизни и творчества)».
- «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры».
- «Архитектурный облик города».
- «С. Н. Баландин — летописец истории градостроительства Новосибирска».
- «Новосибирские архитекторы».
- «Храмы Новосибирска».
- «Любимые места твоего города (села)».
Раздел 2. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
- «Из истории становления музыкальной культуры Новосибирска».
- «Новосибирские композиторы: биография творчества»(по выбору).
- «Личность Арнольда Каца».
- «Символы российских регионов: Новосибирский государственный академический театр оперы и балета(страницы истории)».
- «Вокально-хоровая культура города Новосибирска: Камерный хор, хоровой ансамбль „Маркелловы голоса",вокальный ансамбль П. Шаромова, ансамбль ранней музыки и др.».
6. «Никогда не умолкнут гармони России" (братья Заволокины)
Раздел 3. «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
- «Новосибирский государственный краеведческий музей: история создания».
- «Новосибирский государственный художественный музей: просветительская деятельность».
- «Народные промыслы Сибири».
- «Музей „Сибирская береста"».
- «Новосибирский музей игрушки».
- «Новосибирские художники — детям».
Раздел 4. «ТЕАТР И КИНО»
- «Новосибирский театр „Красный факел":
страницы истории». - «Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева».
- «Молодежный театр: Новосибирский академический молодежный театр „Глобус"».
- «Всё началось с хроники Федота Махотина».
- «Западно-Сибирская студия кинохроники: история создания».
- «Детская студия мультипликации».
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения и овладения стандартом регио нального компонента ученик должен:
знать / понимать:
- основные направления и имена выдающихся пред ставителей различных видов искусства, работавших в Новосибирской области в различные исторические периоды;
- памятники материальной и духовной культуры ре гиона, вошедшие в мировой художественный фонд;
- виды деятельности народных умельцев и представи телей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или
школу;
уметь:
- выделять характерные черты творческого наследия сибирских авторов, отражающие традиции художест венной культуры региона;
- работать с источниками информации, преобразовы вая ее в интеллектуальный продукт (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной
учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практи ческой деятельности и повседневной жизни:
- для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;
- ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с регио нальными особенностями развития искусства;
- высказывания собственного суждения о представи телях искусства Сибири через анализ их произведений;
- организации личного и коллективного досуга.
Литература
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.04. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и прим ерных учебных планов для общеобразователь ных учреждений Российской Федерации, реали зующих программы общего образования», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.04 № 1089 «Об утверждении фе дерального компонента государственного стан дарта образования» [Пояснительная записка к феде ральному компоненту государственного стандарта общего образования // Вестник образования России. 2004. № 12. С. 18];
- Федеральный компонент государственного стан дарта среднего (полного) общего образования. «Искусство» [Сборник нормативных документов. Ис кусство. М.: Дрофа, 2004];
- Приказ департамента образования Новосибирской об ласти от 02.07 07 № 675 «Об утверждении регио нального базисного учебного плана для общеобра зовательных учреждений Новосибирской области на 2007/2008 учебный год»,
- «Минимум содержания образования регионального компонента Новосибирской области среднего (полного) общего образования по искусству. „Ис кусство родного края". VIII класс».
Электронные ресурсы
1. Литературно-художественная антология культурной жиз ни Сибири // «Л№егга». — URL: http://www.literra.websib.ru.
2. Путешествия по Сибири с Леонидом Боровиковым. Статьи. Фонтаны Новосибирска. Имя Глинки в культурно-историческом ландшафте города Новосибирска. Про
Санкт-Петербург, просвещенную Сибирь и многое другое. Сказ о Сузуне. Кочки. Рыбка-чинюшка. А. Д. Крячков. И др. // «ЛШегга». — URL: http://www.literra.websib.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Топонимы родного края"
Методическая разработка кружка по краеведению. Топонимы - различные географические названия. Программа расчитана на 1 год обучения для средних классов....
рабочая программа курса "Природа родного края"
Данная рабочая программа создана для ведения курса «Природа родного края» в 5 классе (региональный компонент , о природе Новосибирской области)...
Рабочая программа по культуре родного края
Курс « Культура родного края» является существенным дополнением к кругу учебных предметов мировоззренческого направления. Для реализации рабочей программы выбрано учебное пос...
Рабочая программа кружка "Летопись родного края"
В рабочей программе рассматривается процесс привлечения учащихся к декоративно-прикладному искусству Кубани, рассказывает обыте и жизни казаков....
Рабочая программа курса "Искусство родного края" на английском языке для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка
Пояснительная записка, тематическое планирование одногодичного курса на английском языке "Искусство родного края" в рамках регионального компонента....
Рабочая программа по искусству "Родного края" 8 класс
Искусство "Родного края"...