рабочая программа курса "Природа родного края"
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме
Данная рабочая программа создана для ведения курса «Природа родного края» в 5 классе (региональный компонент , о природе Новосибирской области)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_i_ekologiya_rodnogo_kraya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В традиционном курсе природоведения, на мой взгляд, недостаточное внимание уделяется проблеме формирования экологической культуры учащихся, решение которой является одной из самых актуальных задач на сегодняшний день. В связи с этим мной разработан дополнительный природоведческий курс «Природа и экология родного края». Этот курс, опираясь на региональный компонент образования, направлен на решение проблемы развития природоведческой и экологической культуры учащихся. Школьники на основе изучения природы и экологии родного города и района, культуры проживающих у нас народов, традиций, родословной своей семьи и т.п. получат систему базовых краеведческих знаний: о площади, конфигурации своей местности, границах района, понятии экологии, особенностях геологического строения, характерных горных породах, особенностях рельефа, полезных ископаемых, климате, водах, растительном и животном мире, почвах своего края, основах охраны природы различных компонентов, особо охраняемых территориях, основах рационального использования природных ресурсов, влиянии окружающей среды на здоровье человека.
В процессе освоения курса школьники получают навык находить местоположение своего района области, России и т.д.; вести наблюдения, поиск и сбор материалов, описание объектов своей местности, вести элементы исследовательской деятельности по изучению родного края; участвовать в благоустройстве села и двора.
Ребята учатся наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и природой, тем самым вырабатывать собственное нравственное отношение к окружающему миру и стремление улучшить его.
В плане методики проведения курса «Природа и экология родного края» предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края в процессе экскурсий, через систему практических заданий с использованием контурных карт района, наблюдений за погодой, выявления источников загрязнения и влияние их на состояние здоровья населения, разработки «кодекса туриста», исследование отношения жителей города к своему месту проживания, написание рассказов, сообщений, родословной своей семьи, оформление альбомов, коллекций полезных ископаемых своего района и т.д.
Данный курс должен стать начальным в системе таких предметов как «География», «Экология» и др., которые направлены на формирование экологической и природоведческой культуры школьников, формирование у них гражданских качеств, патриотического отношения к своему городу, республике, стране.
Содержание курса «Природа и экология родного края» построено на информации различных литературных источников, предполагает активное использование книг, журнальных, газетных статей, архивных материалов музеев, интернет- ресурсов.
Курс рассчитан на 17 часа.
Главная идея курса:
- освоение знаний о многообразие объектов и явлений природы;
- овладение начальными учениями проводить наблюдения, описание. Формулировать выводы:
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.
Основные задачи курса:
- формирование знаний о природе и обществе.
- воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому.
Учащиеся должны уметь:
- Описывать природные влияния.
- Выявлять и описывать виды воздействия природы.
- Работать с дополнительной литературой
- Решать задачи экологического содержания.
Учащиеся должны знать:
- Предмет и задачи курса экологии родного края.
- Формы влияния животных на растения.
- Животных различных сред жизни и сред обитания и их адаптации к жизни в специфических условиях среды.
- Роль животных и растений в образовании почвы.
Примерное поурочное планирование «Экология родного края» 5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
I. Введение. 1 час | |||
1 | Природа-часть окружающей среды. Гармония в природе. | 1 | |
II. Явление природы. 4 часа | |||
2 | Наступила осень. Экскурсия «Осенний лес. Растения и животные леса родного края». | 1 | экскурсия |
3 | Необходимость сохранения и восстановления лесов. Вечнозелёные растения родного края. | 1 | |
4 | Организация и проведение наблюдений за изменениями погоды. Влияния природных явлений на микроклимат: температура воздуха, почву. | 1 | |
5 | Зима в природе. | 1 | КВН |
III. Экология Земли. 3часа | |||
6 | Есть ли в природе вредное животное. | 1 | |
7 | Что такое круговороты веществ. | 1 | |
8 | Экологические катастрофы. Хорошо ли, что климат тёплый. | 1 | |
IV.Экология человека. 5 часов | |||
9 | Что такое пестициды. | 1 | |
10 | Труд и здоровье современного человека. | 1 | |
11 | Культура общения людей в семье, в кругу друзей как показатель нравственного здоровья. | 1 | |
12 | Вредные привычки – знак беды. | 1 | Сообщения |
13 | Урок обобщение: временные проблемы экологии и здоровье человека. | 1 | |
V. Экология почвы.1 час | |||
14 | Уход за почвой. Охрана почвы. Лекарства с огорода. | 1 | ЛР-1ч |
VI. Животные – братья наши меньшие.3 часа | |||
15 | Домашние любимцы. | 1 | Викторина |
16 | Условия жизни домашних животных. Значения домашних животных и их охрана | 1 | |
17 | Животные водоемов родного края. | 1 |
Литература:
- Л.Н. Ердалов, О.Н. Чернышова. Задачи и вопросы по экологии. Пособия для учителей 5-8 классов. Новосибирск 1996 год.
- З. Д. Молодцова. В стране экологических загадок. Н-ск 1995 год
- Под редакцией А.А. Касьяна. Современные проблемы экологии. М. Просвещение 1997 год.
- С.В. Рянжин. Экологический букварь. Санкт-Петербург. Пит-Тал 1996 года
- А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М. Посвещение 1984 год.
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор школы
_______________Синицына Н.Г. _________Рифлинг А.Ф.
«_____» ___________2012 года «____»___________2012 года
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Черновская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
регионального компонента
«Природа и экология родного края»
на 2012-2013 учебный год
Класс 5
Учитель Коржова Оксана Петровна
Количество уроков часов: в год 17, в неделю 0,5
Рабочая программа составлена в соответствии:
с региональным базисным учебным планом для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования на 2012-2013 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Ономастика родного края"
Аңлатма язуы. Кешеләрнең фикерләү һәм үзара аңлашу-аралашу чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...
Программа кружка "Родной край"
Программа содержит пояснительную записку, учебный план, календарно-тематическое планирование, список литературы....
Дополнительная образовательная программа" Литература родного края"
Дополнительная образовательная программа «Литература родного края"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. ...
Образовательная программа "Изучаем родной край" для начальной школы
Тематическая образовательная программа «История родного края» предназначена для занятий краеведением с учащимися начальной школы. Разработана для учебных групп "Активисты школьного музея". Прграмма ра...
Образовательная программа "Знатоки родного края"
Изучение краеведения дает возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории скла, кожууна, ре...
Рабочая программа "История родного края", 5 класс
Рабочая программа дополнительного образования "История родного края". План краеведческой работы с учащимися 5 класса.Краеведческая работа предполагает изучение особенностей истории Саратов...
Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани
Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...