Речь и альтернативная коммуникация для де-тей с РАС «Путешествие в зимнюю сказку»
план-конспект урока

Ивенкова Галина Евгеньевна

Преодоление фонетико-фонетического недоразвития речи у детей путем коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_v_zimnyuyu_skazku.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»  ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС

«Путешествие в зимнюю сказку»

Ивенкова Г.Е.,

учитель


Цель - преодоление фонетико – фонематического недоразвития речи детей путем коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

1. Закреплять знания детей о признаках зимы.

2. Развивать связную монологическую и диалогическую речь.

3. Совершенствовать общую и мелкую моторику.

4. Развивать речевое дыхание и голос.

5. Воспитывать любовь к природе и заботу о ней.

Словарь: зима, сугробы, снежный, морозный, вьюга, иней, гололед, берлога.

Оборудование: костюмы Зимы, медведя, снежинки из бумаги, елка, макет берлоги, фонограммы звуков  вьюги, рева медведя, хруста снега, проектор, презентация «Картины зимы».

Предварительная работа: изучение тем «Зима», «Животные зимой», тематические беседы, рассматривание сюжетных и предметных картинок,  разучивание логоритмических упражнений.

Ход занятия:

I. Организационный  момент: входит учитель в костюме Зимы.

Зима: Здравствуйте дети! Какое сейчас время года? А почему вы так решили? (дети перечисляют признаки зимы). А хотите попасть в зимнюю сказку? (ответы детей). Ну, тогда я приглашаю вас!!!

 II. Основная часть.

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, послушайте.

Он большой, густой, зелёный
Представляет целый дом
В нём найдут приют и птицы
Зайки, волки и лисицы.(Лес)

Зима: Ребята, а пойдем на лыжах?

Упражнение – разминка «В лес на лыжах мы пойдем»

Зима: Вот мы с вами и попали в зимнюю сказку!

Артикуляционная гимнастика:

- Ребята, мы с вами оказались в лесу. Прислушайтесь, лес с нами разговаривает:

«У-у-у» — встревожился лес,

«О-о-о» — удивился лес,

«А-а-а» — обрадовался лес (гости пришли).

Здравствуй, лес

Зимний лес,

Полон сказок и чудес.

Чтобы нам дальше продолжить свое путешествие, давайте вспомним, что бывает зимой ? (дети отвечают- идет снег, дует ветер, метет метель, пороша или вьюга и др.)

Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса «Вьюга»:

Морозная, седая, с ледяной клюкой

Вьюга ковыляет бабушкой Ягой

Вьюга воет «З-з-з-з-з-з-з» (все звуки с усилением то тихого до громкого)

Лес от вьюги застонал «М-м-м-м-м-м»

Стонут тяжело дубы «М-м-м-м-м-м»

Сосны и ели шумят «Ш-ш-ш-ш-ш-ш»

Вьюга стихает «С-с-с-с-с-с» (то громкого до тихого).

Развитие музыкального слуха.

Учитель: Вот мы и узнали, как звучит вьюга в  зимнем лесу, а теперь послушаем.

Музыка вьюги

Учитель: Какая вьюга?

Дети. Холодная, злая, колючая, студеная(любые варианты ответов поощряются).

Учитель: Ребята, давайте пропоем  звук вьюги

Дети: У-У-У-У-У

Зима: Ох, и застудила нас вьюга!!! А тут еще и мороз заморозил!!!

Упражнение «Вот на улице мороз».

Учитель:  Надо нам, ребята, отогреться.

Самомассаж «Вот на улице мороз» - поднятие общего тонуса с музыкальным сопровождением.

Зима с детьми тихонько подходят к берлоге. Слышно тихое рычание медведя.

Зима: Ой, смотрите, что это здесь? И кто там рычит? (ответы детей) Не надо нам будить зимой медведя. Давайте ему тихонько колыбельную споем.

Упражнение «Медвежата в чаще жили…»

Зима: (подходит к елке) Смотрите какая красивая елочка в нашем сказочном лесу! А под ней нас ждет сюрприз (дети находят под елкой снежки)

Подвижная игра «Снежки» (Зима предлагает покидать снежки, погреть руки теплым дыханием «ш-ш-ш-ш-ш») или же игра «Льдинки, ветер и мороз».

Зима: (с показом на экране снегопада). Ребята,  посмотрите, что это с неба на нас падает? (ответы детей)

Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку»

Зима: Немного потеплело, можно слепить снеговика!

Упражнение «Лепим снеговика».

Зима: А сейчас, внимание, раз, два, три,

 четыре, пять – будем как снеговики плясать.

Дети под музыку изображают снеговиков,

а в конце имитируют таяние.

Учитель: Молодцы, ребята. Пора отправляться домой в детский сад.

Речь с движениями, развитие координации движений.

  • Не боимся мы пороши- (дети идут по кругу и делают движения с музыкальным сопровождением)
  • Ловим снег,
  • Хлопок в ладоши!
  • Руки в стороны, по швам-
  • Снега хватит нам и вам.
  • Мы шагаем по сугробам,
  • По сугробам крутолобым.
  • Поднимай повыше ногу,
  • Проложи себе дорогу.

 Зима: До свиданья, зимний лес!

  • Было много здесь чудес!
  • Возвращаемся домой,
  • Еще встретимся с тобой!
  • Зима спрашивает детей о том, что им понравилось и запомнилось в зимнем сказочном лесу.

Упражнение «Медвежата в чаще жили…»

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили.

Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
(поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали.

А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед).

А потом они плясали
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо).
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.

«СДУЙ СНЕЖИНКУ»

Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.

Чтоб не таяли снежинки

На ладошках у Маринки,

Подсказали ей синички

Спрятать ручки в рукавички.

(М. Даценко)

Игра «Льдинки, ветер и мороз».

  • Дети стоят парами лицом друг к другу, стучат ладошками и говорят:
  •  Холодные льдинки,
    Прозрачные льдинки.
    Искрятся и звенят:
    Динь! Динь! Динь!
  • На слова педагога «ветер» дети разбегаются под музыку. На слово «мороз» — строят льдинки. 
  • Упражнение – разминка «В лес на лыжах мы пойдем»
  • Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем (имитация действий-потянулись – взяли),
  • По сугробам высоко ноги поднимаем(поднимаем, сгибая в колене, высоко),
  • А по льду совсем легко тихонечко шагаем(тихонько на носочках),
  • Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся(побежали-побежали быстро).
  • Мы деревья и кусты змейкой обойдем
  • И к лесной опушке вскоре мы придем (змейкой, друг за другом).

Самомассаж «Вот на улице мороз»

Вот на улице мороз!    

Эй, потри скорее нос,

Подбородок отогрей мороз!

Улыбнулись все скорей!

И у глаз потрём дружнее,

Веселее, веселее.

Ну-ка взялись все за уши,

Ни к чему нам бить баклуши,

Покрутили, повертели –

Вот и уши отогрели.

Каждый палец согреваем,

Сильно-сильно растираем.

Указательным пальцем по бровям от носа  к вискам трем носовую перегородку

Подбородок  трем, от подбородка к ушам

По бровям

 Трем уши «вилочкой».  Массируем пальцы

Упражнение «ЛЕПИМ СНЕГОВИКА»

Давай, дружок, смелей, дружок,          

Кати по снегу свой снежок.                              

Он превратится в снежный ком,       

 И станет ком снеговиком.                    

Его улыбка так светла!                        

Два глаза, шляпа, нос, метла.             

Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком, рисуют» руками большой круг.

«Рисуют» снеговика из трех комков.

Широко улыбаются.

Показывают глаза. Прикрывают голову

ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ

(КАРТОТЕКА)

Игра на развитие речевого слуха

«Слушай и выполняй».

 (Музыка Т. Ломовой.). Звучит мелодия «Прогулка». Девочки спокойным шагом идут в парк, затем садятся на заранее указанные места

Музыкальные произведения исполняются произвольно, и определенной последовательности.

Звучит мелодия «Колыбельная» — девочки вместе с педагогом поют колыбельную и покачивают кукол:

Баю-бай, баю-бай,

Поскорее засыпай.

Ты закрой, закрой глазок,

Ты поспи, поспи часок.

Баю-бай, баю-бай,

Поскорее засыпай.

Звучит мелодия «Музыканты», и дети идут бодрым шагом, ударяя в бубны и звеня погремушками. Музыка заканчивается, мальчики садятся на свои места. Девочки с куклами выбегают на середину зала, танцуют.

Игра на развитие фонематического слуха

«Шмели и жуки».

  • Дети под спокойную мелодию идут по кругу, мелодия меняется, и «шмели» с «жуками.» «летят» на полянку.
  • По сигналу педагога «ш-ш!» «шмели» ложатся на спины и быстро машут «лапками», «жуки» продолжают «летать» вокруг лежащих «шмелей».
  • По сигналу педагога «ж-ж» «жуки» ложатся на спины и машут «лапками», а «шмели» «летают» вокруг них.
  • Смена команд повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку «шмели» и «жуки» «улетают» с поляны.

Игра на развитие артикуляционной моторики

«Лошадки»

         (Музыка М. Раухвергера.).

  • Дети стоят в колонне. Они лошадки.
  • Звучит музыка, все идут друг за другом.
  • На акцент в музыке дети цокают языком, подражая топоту копыт.
  • Музыка прекращается. Лошадки останавливаются.
  • По предложению педагога: «Чья лошадка лучше умеет цокать копытами?» — двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают языком. Остальные слушают.

Игра на развитие речевого дыхания

  • Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой  руки (2-й, 3-й, 4-й, 5-й с большим пальцем).
  • Пальцы должны касаться друг друга у самых ногтей. Во время упражнения ритмично произносят текст:
  • Эти игры полезно проводить в сочетании с движением рук, туловища.

Сидит Коля на лугу,

Он играет во дуду,

Хорошо дуда играет.

Выговаривает.

Выходите-ка па луг.

На зеленый луг гулять.

На зеленый луг гулять

Да под дудку плясать.

Куры, гуси да индюшки

Закусили лебедой,

Наклевалися петрушки,

Побежали за водой.

То же левой рукой, затем двумя руками вместе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...

Конспект образовательной деятельности по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» в форме игры- путешествия для воспитанников с умственной отсталостью по теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ»

Занятие для детей с ОВЗ направлено на развитие понимания эмоционального состояния другого человека,на развитие коммуникативных навыков....

Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках "Речь и альтернативная коммуникация".

Говоря о трудностях, которые приходится преодолевать в процессе обучения наших детей, в первую очередь, нужно отметить отсутствие вербальной речи, что является значительным препятствием для всего обра...

Конспект к открытому уроку по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 6 класс 8.2 тема: " Изучение сказки Репка".

В конспекте  урока, представленного  технологической картой, подробно описаны этапы изучения сказки. Обозначены цель и задачи. На последнем этапе дети самостоятельно проигрывали сказку...

Урок по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 1* классе. Надомное обучение. На тему: Использование изобразительных и игровых средств коммуникации

Формирование эмоционально-волевой сферы младших школьников посредством выразительности движений средствами ритмотерапии....