Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках "Речь и альтернативная коммуникация".
статья (5 класс)

Говоря о трудностях, которые приходится преодолевать в процессе обучения наших детей, в первую очередь, нужно отметить отсутствие вербальной речи, что является значительным препятствием для всего образовательного процесса. Дети развиваются в общении, и поэтому перед коллективом педагогов остро встала проблема освоения альтернативных средств коммуникации, которые бы способствовали более успешному взаимодействию с неговорящими детьми и позитивно влияли на развитие познавательной, эмоциональной, двигательной сферы ребенка.  В 2017 я прошла курс обучения русскому жестовому языку,  а в 2018 наш педагогический коллектив  стал работать по программе «Макатон».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5e10808f443b9.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С И        НТЕЛЛЕКУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.

Говоря о трудностях, которые приходится преодолевать в процессе обучения наших детей, в первую очередь, нужно отметить отсутствие вербальной речи, что является значительным препятствием для всего образовательного процесса. Дети развиваются в общении, и поэтому перед коллективом педагогов остро встала проблема освоения альтернативных средств коммуникации, которые бы способствовали более успешному взаимодействию с неговорящими детьми и позитивно влияли на развитие познавательной, эмоциональной, двигательной сферы ребенка.  В 2017 я прошла курс обучения русскому жестовому языку,  а в 2018 наш педагогический коллектив  стал работать по программе «Макатон».

Главные преимущества этой программы в том, что в русской версии многие жесты были заимствованы из русского жестового языка, что, несомненно, является плюсом, так как делает ее достаточно универсальной.

Второе преимущество заключается в использовании разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ (упрощенная картинка). Символы довольно просты и доступны пониманию умственно отсталого ребенка. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь педагога.

Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. При помощи символов могут общаться те, кто не может жестикулировать в силу разных причин (например, дети с ДЦП).

Методику обучения жестам мы разработали самостоятельно, совместно с нашими логопедами.

Кратко о методике обучения новому жесту:

Сначала обследуется натуральный объект, отмечаются его существенные признаки, потом постепенно вводится предметная картинка,  чтобы ребенок мог соотносить ее с натуральным объектом, далее следует символ и показ слова. Педагог каждый раз произносит название объекта,  упражняет ребенка в узнавании и различении объекта, изображения, и в конечном итоге отрабатывает показ жеста и упражняет в запоминании символа. На обучение новому жесту и символу отводится минимум 2 урока, впоследствии он повторяется, в том числе и в процессе осуществления межпредметных связей.

Рисуем мячик – повторяем жест и символ «Мяч»;

На предмете «Человек» - повторяем «Мыть руки»,  «Кран».

 «Окружающий природный  мир» - «Дерево», жесты, обозначающие животных.

Развивающие и обучающие задания, проводимые в игровой форме, позволяют создавать  благоприятную атмосферу и поддерживать  интерес  детей к процессу общения. Вот некоторые упражнения, которые мы применяем на уроках предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:

- работа с силуэтными и контурными картинками – облегчает процесс соотнесения объемного предмета и плоскостного изображения;  

- выкладывание символа из геометрических фигур и счетных палочек улучшает процесс запоминания символа;

- дидактические игры по принципу «Лото», где детям предлагается разложить символы на соответствующие предметные картинки (или наоборот);

- упражнение по такому же принципу, может браться сюжетная картинка с несколькими объектами (например, с персонажами сказки);

- выкладывание коротких предложений или словосочетаний из символов с опорой на сюжетную картинку «девочка ест», «девочка смотрит»;

- показать жестом объект (ребенок показывает «Дедушка», «Бабушка»);

- выбрать показанный жестом предмет из группы предметов;

- инсценировка сказки или фрагмента сказки, когда дети показывают своих персонажей жестами и «озвучивают» их при помощи жестов (с подсказкой педагога)

- в процессе реализации межпредметных связей: рисуем корову, дети повторяют жест «Корова»

Важно соблюдать основные правила общения с детьми:

1. Прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать.

2. Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом.

3. Постарайтесь говорить мало и не быстро.

4. После своих реплик оставляйте паузы для ответа.

5. Если ребенок ответил вам «нет», не делайте с ним того, от чего он отказался.

 6. Не забывайте обращаться к ребенку по имени!

Многочисленные учебные и бытовые ситуации дают возможность  активно использовать данные  жесты, а, следовательно, и закреплять. Благодаря  внедрению и использованию жестов и символов в учебно-воспитательном процессе у обучающихся с ТМНР  появляется возможность  лучше понимать происходящее вокруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей с интеллектуальной недостаточностью через экспериментальную деятельность с неживой природой

В статье представлен опыт работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми в ДОУ компенмирующего вида....

Игры и упражнения на развитие внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Материал в помощь воспитателю, работающему в коррекционной школе VIII вида. Представлены игры и упражнения на развитие внимания....

Развитие творческих способностей детей с интеллектуальной недостаточностью

Став неотъемлемой частью современной жизни, кинематограф формирует собственную виртуальную реальность, оказывающую всё возрастающее воздействие на мировоззренческие позиции человека, на его эмоциональ...

Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью существенно отличается от речи нормального ребенка. Отставание в развитии речи у них...

статья "Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Одна из основных задач дошкольного учреждения  – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Для облегчения процесса становления связной речи ...