Чтение 5 класс. Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: «А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами»»
план-конспект урока (5 класс)

Лобозева Наталья Александровна
Цель: - продолжить знакомство с поэзией А.С. Пушкина, с его стихотворением «Гонимы вешними лучами», Задачи: -учить выразительному чтению стихотворения, формировать умение видеть и замечать прекрасное в природе; - развивать устойчивое внимание, память, мышление, умение выделять главное, связную речь, ориентировку в малом пространстве (в учебнике), расширять словарный запас; - воспитывать любовь к прекрасному, бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gonimy_veshnimi_luchami.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение 5 класс.

Тип урока: урок  усвоения новых знаний.

Тема урока: «А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами»»

Цель:

- продолжить знакомство с поэзией А.С. Пушкина, с его стихотворением «Гонимы вешними лучами»,  

Задачи: -учить выразительному чтению стихотворения, формировать умение видеть и замечать прекрасное в природе;

- развивать устойчивое внимание, память, мышление, умение выделять главное, связную речь, ориентировку в малом пространстве (в учебнике), расширять словарный запас;

- воспитывать любовь к прекрасному, бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, разрезные картинки, картинки с изображением весны, зимы, лета, пчелы и улей, сигнальные карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

- Чему нас учат уроки чтения?

- Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами

Проверка домашнего задания.

Чтение рассказа Г.Сребицкого «Весенние ручьи».Стр.!52-153

Беседа по содержанию, выборочное чтение. Стр.154

  1. Введение в тему урока.

1. Просмотр картин о весне.

2. Загадка.

Звонкий, громкий, озорной
Появляется весной.
И бежит до моря,
Звонко тараторя.
 (Ручей)

- Звонкие песни весенних ручьёв, весёлая капель, первые зелёные листочки, конечно же, не могут оставить равнодушными ни одного человека, тем более, если это поэт.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина «Гонимы вешними лучами…»

  1. Изучение нового материала.

Но прежде, чем приступить к изучению нового стихотворения, посмотрите на картинку и скажите, кого вы видите на ней? (пчелу)

- Что вы можете сказать о ней, какая она – ленивая или трудолюбивая?

- Почему вы так решили? Чем она занимается? (собирает мед)

- А как выдумаете, легко ли он ей достается? Ей много приходится трудиться?

- Я хочу, чтобы и вы сегодня потрудились, как пчелки на уроке. И как можно больше добыли для себя новых знаний.

- Когда просыпаются пчелы? (Весной)

  1. Беседа по теме.

- Весна – удивительное и всеми любимое время года. Именно весной начинают просыпаться животные, насекомые. Птицы возвращаются к нам из теплых стран.

Вот почему ВЕСНА не может оставить равнодушными поэтов и писателей, художников, композиторов. На наших уроках мы уже неоднократно наблюдали, как они, каждый своими средствами, изображают это чудесное время года и А.С.Пушкин в том числе.

- Сегодня мы понаблюдаем, какие весенние приметы подметил А. С. Пушкин и передал нам в своем стихотворении.

2. Словарная работа.

Но прежде, чем приступить к прослушиванию этого стихотворения, давайте разберем с вами слова и словосочетания, которые могут быть вам непонятны.

Вешние лучи – весенние лучи

Окрестные горы- горы, которые находятся вокруг.

Потоплённые луга-залитые водой.

Утро года – весна

Келья - отдельная комната монаха в монастыре.

Дань - налог, который собирает победитель с побежденного народа.

В безмолвии ночей - в полной тишине.

3. Слушание стихотворения А.С. Пушкина

- Прослушайте стихотворение нашего любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Обратите внимание как просто, ярко, точно и поэтично он описывает весну. Закройте глаза и представьте, какие картины вам рисуются, слушая это стихотворение.

4. Первичное восприятие текста.

- О каком времени года это стихотворение?

- По каким приметам вы узнали, что это стихотворение о весне?

5. Словесное рисование.

- Какую картину вы можете себе представить, прослушав это стихотворение?

6. Словарь настроений.

- С каким настроением вы читали бы это стихотворение?

- Какое это стихотворение по тону - спокойное или взволнованное?

- Из каких предложений (повествовательных, вопросительных, восклицательных) оно состоит?

- Какие чувства надо передать при чтении?

Выберите из таблицы «Словарь настроений» подходящие слова для передачи чувств при чтении.(радость, грусть, веселье, тоска, восторг, лёгкость).

Физкультминутка.

- Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет
(дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки
(ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

  1. Работа по теме урока.
  1. Чтение стихотворения про себя (жужжащее чтение).

- А сейчас прочитайте это стихотворение жужжащим чтением.

2.Чтение стихотворения с обучающимися (вслух).

3.. Работа по содержанию. Анализ текста стихотворения.

- Найдите строчки, в которых А.С. Пушкин одушевляет природу.

СНЕГА (сбежали мутными ручьями)

(В первом четверостишии поэт «оживляет» зимние снега словами: «сбежали» с «окрестных гор», «гонимы весенними лучами».Автор рисует весенние воды: «мутные ручьи», «потопленные луга»).

- О чем же здесь рассказывает поэт? (о таянии снега)

ПРИРОДА (встречает утро года)

- Прочитайте следующие три стихотворные строчки. - Как в них по-другому поэт называет весну? Какой вы ее представили в своем воображении?

(Поэт называет весну «утром года», потому что с весной связано пробуждение природы. Природа здесь живая: она не пробудилась от зимнего сна, но уже «с улыбкой ясною» встречает весну. Автор олицетворяет природу, и мне она представляется в образе молодой красивой девушкой с улыбающимся лицом.

НЕБЕСА (синея, блещут)

В этом стихотворении А.С. Пушкин снова употребляет свое любимое слово «блещут», и я представила веселое синее небо, яркую солнечную картину: «синея, блещут небеса»).

ЛЕСА ( как будто пухом зеленеют)

- А каким вы представили себе весенний лес? Какие слова вам помогли представить его таким? (Лес только начал пробуждаться, кое-где из почек пробиваются листочки, но он пока еще «прозрачный», – ветви отчетливо просматриваются на фоне «блестящих синих небес».Весенний лес издали похож на зеленую дымку, – вот почему автор сравнивает его с «пухом»).

- Дочитайте стихотворение до конца. Как вы поняли выражение «полевая дань» и «восковая келья»?

КЕЛЬЯ (из кельи восковой)

(Пчела взлетает «из кельи восковой», т.е. из улья, в котором есть отсеки, сделанные из воска, которые автор сравнивает с маленькими комнатками в монастыре (кельями).

ПЧЕЛА (летит за данью полевой)

А «полевая дань» – это сок и пыльца, которые пчелы собирают с цветов, – и автор сообщает нам, что уже появились первые весенние цветы.

ДОЛИНЫ (сохнут и пестреют)

И земля уже пестреет от зеленой травы и первых цветов: «Долины сохнут и пестреют».

СТАДА (шумят, т.е. мычат, блеют)

На зеленые луга уже вышли стада, они «шумят», – природа наполнилась весенним шумом.

СОЛОВЕЙ (уж пел в безмолвии ночей).

А ночь наполняется соловьиным пением.)

VIII. Подведение итогов.

-Как называется стихотворение, которое мы сегодня читали? («Гонимы вешними лугами»)

-Кто автор этого стихотворения? (А.С. Пушкин)

- Какова тема стихотворения? (Тема весны)

IX.Рефлексия.

- Вам понравился урок?

- Что вам показалось в нем особенно интересным?

- Что показалось сложным и непонятным?

У вас на партах картинки пчел.

На одной картинке пчела без ведра- выбирают те ребята, которые считают что урок был трудный и неинтересный, и вы ничего нового для себя не узнали.

На другой картинке пчела с одним ведром- выбирают те ребята, которые испытывали затруднения в некоторых заданиях, но справились с ними и что-то для себя узнали нового.

На третьей картинке пчела с двумя ведрами (запасами пыльцы) - выбирают ребята которым было на уроке все интересно, легко и выполнимо, кто почерпнул для себя много нового и интересного. Прикрепляем пчел на улей.

Спасибо вам за урок! Вы сегодня поработали как пчелки.

X. Домашнее задание.

с. 154 - Подготовить выразительное чтение стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новый урок для новой школы» Проект урока русского языка в 6 классе с презентацией

Пояснительная запискак уроку русского языка в 6 классе по теме «Неопределённые местоимения»Автор:учитель русского языка и литературы  МБОУ « Марушинская СОШ»Направление:естественно-научноеТема, к...

Урок сообщения новых знаний. Тема "Сталинградская битва" 9 класс

На данном уроке формируется у обучающихся общее представление о Сталинградской битве,  разъясняются планы немецкого командования; рассказывается о героической борьбе сталинградцев; показыва...

Урок – усвоения новых знаний. Тема: Звуки вокруг нас. Источники звуков.

Данный урок является первым-ознакомительным уроком в разделе звуковые явления, в котором предусмотрено  4 часа (Звук вокруг нас. Источники звука. Распространение звука. Инфразвук и ультразв...

Технология деятельностного метода. Урок «открытия» нового знания.Тема урока: «Умножение обыкновенных дробей»

Урок постороен с использованием деятельностного подхода в обучении математики. Урок будет полезен для учителей математики....

Конспект фрагмента урока музыки в 1 классе (этап - первичное усвоение новых знаний). Тема урока: Музыкальная азбука"

Тема: «Музыкальная азбука»Тип урока: урок ознакомления с новым материаломЦель урока: ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты.Задачи урока: познакомить детей с названиями н...

Технологическая карта урока по математике. 6 класс Тип урока: открытие новых знаний Тема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

Технологическая карта урока по математике. 6 классТип урока: открытие новых знанийТема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.Цели:I. Образовательно-развивающая:1. Выведение  и  усв...

Урок открытия новых знаний. Тема Раскрытие скобок.

Цель урока: формировать навык раскрытия скобок при упрощении выражений (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока). Создание условий для систематизаци...