Урок сообщения новых знаний. Тема "Сталинградская битва" 9 класс
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
На данном уроке формируется у обучающихся общее представление о Сталинградской битве,
разъясняются планы немецкого командования; рассказывается о героической борьбе сталинградцев; показываются особенности борьбы за Сталинград; даётся общее представление о разгроме немецкого войска под Сталинградом и его историческом значении; поясняется суть понятия «коренной перелом»;
развивается внимание; познавательные способности; диалогическая и монологическая речь, используется дополнительный материал при изучении темы;
воспитываются чувства патриотизма, гордости и восхищения героями Сталинградской битвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока – сообщение новых знаний.
Тема: Сталинградская битва.
Цель: Формировать у обучающихся общее представление о Сталинградской битве.
Задачи: Образовательные: разъяснить планы немецкого командования; рассказать о героической борьбе сталинградцев; показать особенности борьбы за Сталинград; дать общее представление о разгроме немецкого войска под Сталинградом и его историческом значении; пояснить суть понятия «коренной перелом».
Коррекционно-развивающие: развивать внимание; познавательные способности; диалогическую и монологическую речь, используя дополнительный материал при изучении темы.
Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, гордости и восхищения героями Сталинградской битвы.
Основные знания: Лето 1942 – февраль 1943г. – битва под Сталинградом; массовый героизм советских людей, дом Павлова; начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны
Основные термины и понятия: эскадрилья.
Оборудование и материалы: карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945гг.», атласы по истории Отечества. XX век. Таблица «Главные битвы войны», тетради, ручки, карандаши, линейки.
Ход урока.
Организационный этап.
Цель – подготовка обучающихся к работе на уроке, насторой на работу, организация внимания.
- По звонку занять своё место.
- Взаимное приветствие.
- Определение отсутствующих.
- Проверка готовности к уроку (рабочее место – наличие учебных принадлежностей, рабочая поза, внешний вид).
- Коррекция внимания: назвать количество треугольников на представленном рисунке.
- Сообщение темы и цели урока. Запись в тетради числа и темы урока.
Подготовка к усвоению новых знаний.
Цель – организация познавательной деятельности обучающихся.
- Игра «Четвёртый лишний».
Определить лишнее понятие: Ленинград, «Дорога жизни», мужество, трусость.
Изучение нового материала.
Цель – формирование у обучающихся конкретного представления о ходе, результатах и значении Сталинградской битвы.
Вводная беседа:
Вспомните три главных направления движения фашистских войск по советской территории после перехода границы. ( Северное – на Ленинград, Центр – на Москву, Южное – Северный Кавказ и низовья Волги).
После победы под Москвой Красной армии удалось отбросить врага и перейти в наступление. Но сил и средств у советской армии не хватало. Немцы прорвали нашу оборону и двинулись к Волге.
Знакомство с планом изучения нового материала. (Меловая запись на доске).
- Положение на фронте (лето 1942 г.).
- Оборона Сталинграда.
- Прорыв обороны города, бои в городе.
- Героизм советских солдат. Дом Павлова.
- Бои за Мамаев курган.
- Наступление советских войск.
- Победа под Сталинградом и её значение.
Работа с таблицей «Главные битвы войны».
Название битвы | Время | Значение |
Сталинградская битва | Август 1942 г. – Февраль 1943 г. | Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. |
Создание таблицы в тетради, запись названия битвы. (Дальнейшее заполнение таблицы по ходу урока.)
Сообщение новых знаний.
Весной 1942 года немцы неуклонно продвигались вперёд по советской территории. На юге страны они взяли Керчь и Севастополь. Они захватили Орёл, Харьков и Таганрог. Советские войска с боями отступали. Бойцы Красной армии были измотаны в непрерывных боях, силы их были на исходе. (Показ на карте городов, занятых немцами.)
Немцы подступили к Ростовской, Воронежской и Орловской областям. Руководство страны объявило эвакуацию жителей этих областей. (Показ на карте городов).
Фашисты стремились захватить Кавказ и низовья Волги. Они хотели лишить советских людей главного водного пути, по которому в центральные районы страны везли хлеб и нефть. Но на пути немцев стоял город Сталинград. По своему расположению Сталинград протянулся по правому берегу Волги. Захватить город означало перекрыть великую реку.
Работа с картой и атласом.
- Какие города захватили немцы? (Показ обучающимися на карте в атласах городов).
- Показ на настенной карте г. Сталинграда. (Обучающиеся находят город в атласах).
Сообщение новых знаний. (Продолжение).
Летом 1942 года немецкие войска подошли к Сталинграду. Чтобы остановить отступление советских войск, Сталин отдал приказ «Ни шагу назад!». В нём говорилось, что Красная армия не может отдать немцам великую русскую реку Волгу. Поэтому советские бойцы должны стоять насмерть, но не допустить врага к Волге.
- Какой приказ был издан И.В. Сталиным?
Работа с текстом учебника о прорыве обороны Сталинграда, о боях в городе.
(Один ученик читает указанные абзацы, остальные следят. По ходу чтения дают ответы на вопросы.)
-Когда немцы прорвали оборону Сталинграда?
-Какие вражеские силы были стянуты к Сталинграду?
Опережающее задание выступление учащегося по содержанию рассказа для дополнительного чтения «Дом Павлова».
Вопросы для беседы с обучающимися после выступления одного из учеников:
- Какое задание выполняла группа сержанта Я.Ф. Павлова?
- Сколько времени удерживали бойцы дом?
- Почему бойцы не уходили из этого дома?
Продолжение рассказа учителя: Советское командование перебросило к Сталинграду свежие части – дивизию под командованием генерала А.И. Родимцева. Это помогло переломить ход боёв. Дивизия Родимцева переправилась через Волгу и атаковала противника. К Сталинграду были направлены новые эскадрильи советской авиации. Наши самолёты начали бомбить расположения немецких войск.
Словарная работа: Эскадрилья – объединение воздушных войск.
Запись слова в тетради.
Физкультминутка.
Работа с учебником:
Чтение абзаца о боях за Мамаев курган.
- Сколько времени шли бои за Мамаев курган?
- Почему так важно было владеть этой высотой?
- Кто руководил операцией по освобождению Сталинграда?
- Когда была одержана победа под Сталинградом Советскими войсками?
- Какое значение имела эта победа?
Работа с таблицей:
Запись даты Сталинградской битвы и её значение в составленную ранее таблицу. (Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.)
Объяснение значение понятия коренной перелом – переход от обороны к наступлению.
Краткое изложение изученного материала. Вывод по теме: После победы под Сталинградом преимущество перешло к Советской армии. С этого момента Красная армия перешла в наступление по всему фронту. Советские люди верили, что победа близка.
Закрепление нового материала.
Цель – закрепление полученных на уроке знаний.
Фронтальная беседа.
- Когда началась битва под Сталинградом? (август 1942г. – 2.02.1943 года.)
- Какой приказ был издан И.В. Сталиным? («Ни шагу назад!»)
- На каком участке проходили кровопролитные бои? (Мамаев курган.)
- Какие примеры храбрости, героизма совершили советские солдаты? (Дом Павлова.)
- Кто руководил военной операцией по освобождению Сталинграда? (маршалы Жуков и Василевский.)
-Когда была одержана победа под Сталинградом? (2 февраля 1943 года.)
- Какое значение имела эта победа? (После победы под Сталинградом Красная армия перешла в наступление по всему фронту. Советские люди верили, что победа близка.)
Подведение итогов урока.
Цель – подведение итога, как работал класс на уроке.
Комментарии. Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание. Разбор и запись задания в дневники: Прочитать материал учебника стр.188 – 193. Ответить на вопросы стр.193.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Множества и операции над ними. Урок получения новых знаний. Алгебра 9 класс.
Разработка содержит презентацию и план конспект урока по теме "Множества и операции над ними". Цели урока: образовательные: знакомство с понятием множества, подмножества и элементами множес...
Урок открытия нового знания в 4 классе по теме "Состав симфонического оркестра"
Тема урока: Состав симфонического оркестра.Тип урока: урок открытия нового знанияОсновные цели:Сформировать понятия о составе инструментов входящих в симфонический оркестр.Тренировать умен...
Сценарий урока открытия новых знаний, математика 5 класс, тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"
В документе содержится примерный сценарий урока, разработанный в соответствии с элементами этапов урока открытия новых знаний....
Урок открытия нового знания в 5 классе на тему "Фразеологизмы"
Урок на тему "Фразеологизмы" был создан совместно с коллегой Голодяевой О.В. Данная разработка была удостоена диплома 1 степени на 6 ФМП "Фразеологизмы вокруг нас" ...
урок открытия новых знаний в 5 классе по теме "Прямоугольный параллелепипед"
Урок составлен на основе ФГОС...
Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися новых понятий: типы подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...
Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:
План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...