«Новый урок для новой школы» Проект урока русского языка в 6 классе с презентацией
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Крикунова Любовь Сергеевна

Пояснительная записка

к уроку русского языка в 6 классе по теме «Неопределённые местоимения»

Автор:

учитель русского языка и литературы  МБОУ « Марушинская СОШ»

Направление:

естественно-научное

Тема, класс:

Неопределённые местоимения, 6 класс

Тип:

Урок изучения нового материала

Характеристика класса

Общеобразовательный класс со средним показателем качества обученности

Программа:

Русский язык  5-9 классы,. Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., – М.: «Просвещение»,2011 г.

Учебник:

 Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., «Русский язык 6 класс» 2011 г.

Раздел:

Раздел  «Местоимения»

Количество часов: 204 учебных часа в год, 6 учебных часов в неделю

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с разрядом неопределённых местоимений , их значением , образованием и правописанием.

 Задачи урока:

Образовательная: организовать деятельность учащихся по закреплению умения видеть местоимения  разных разрядов, употреблять их в речи , правильно писать.

Развивающая: создать условия для развития логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.

Воспитательная: создать условия для воспитания внимательного отношения к языку , к ответам своих товарищей.

 

 

Методы:

проблемно-поисковый, исследовательский, словесный , наглядный, практический.

Оборудование:

 ПК, мультимедийный проектор; презентация; карточки с заданиями, ЭОР,тест, карточки для самостоятельной работы по новой теме, мел, доска.

.

 

 

Формы работы:

самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа.

 

Данный урок состоит из восьми основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx47.49 КБ
Файл kosmos.pptx923.73 КБ
Файл kartochka.docx13.33 КБ
Файл hod_uroka.docx47.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

              Целинного района Алтайского края

                         

Районный конкурс «Новый урок для новой школы»

                                                                                                                   

Номинация «Реализация системно-деятельностного подхода

в обучении школьников на уроках

естественно-научного цикла»

 Тема:

«Неопределённые местоимения»

Проект урока русского языка в 6 классе

 с презентацией.  

Крикунова Любовь Сергеевна

Учитель русского языка и литературы                                                                  МБОУ «Марушинская СОШ»

Целинного района  Алтайского края

2013 г.

Пояснительная записка

к уроку русского языка в 6 классе по теме «Неопределённые местоимения»

Автор:

учитель русского языка и литературы  МБОУ « Марушинская СОШ»

Направление:

естественно-научное

Тема, класс:

Неопределённые местоимения, 6 класс

Тип:

Урок изучения нового материала

Характеристика класса

Общеобразовательный класс со средним показателем качества обученности

Программа:

Русский язык  5-9 классы,. Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., – М.: «Просвещение»,2011 г.

Учебник:

 Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., «Русский язык 6 класс» 2011 г.

Раздел:

Раздел  «Местоимения»

Количество часов: 204 учебных часа в год, 6 учебных часов в неделю

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с разрядом неопределённых местоимений , их значением , образованием и правописанием.

 Задачи урока:

Образовательная: организовать деятельность учащихся по закреплению умения видеть местоимения  разных разрядов, употреблять их в речи , правильно писать.

Развивающая: создать условия для развития логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.

Воспитательная: создать условия для воспитания внимательного отношения к языку , к ответам своих товарищей.

Методы:

проблемно-поисковый, исследовательский, словесный , наглядный, практический.

Оборудование:

 ПК, мультимедийный проектор; презентация; карточки с заданиями, ЭОР,тест, карточки для самостоятельной работы по новой теме, мел, доска.

.

Формы работы:

самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа.

Данный урок состоит из восьми основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.

                  Тема: Неопределенные  местоимения.

Класс 6

Предмет : русский язык

Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

 

Цель урока: создать условия для знакомства обучающихся с разрядом неопределённых местоимений , их значением , образованием и правописанием.

 Задачи урока:

Образовательная: организовать деятельность учащихся по закреплению умения видеть местоимения  разных разрядов, употреблять их в речи , правильно писать.

Развивающая: создать условия для развития логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.

Воспитательная: создать условия для воспитания внимательного отношения к языку , к ответам своих товарищей.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация; карточки с заданиями .
  • ЭОР

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить неопределённые местоимения  в тексте , правильно их писать ,употреблять в речи; аргументировано отвечать , доказывать своё мнение.

                                         

                                     

                                        Ход урока:

Слайд 1

- Здравствуйте ребята и гости!

 Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, а теперь улыбнитесь друг другу. Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Один древний философ сказал: «Если ты утром улыбнулся и пожелал доброго  утра кому-нибудь, то значит, день твой прожит не зря. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

А теперь настроимся на работу - откроем ладошки новым знаниям и произнесем

волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

- Сегодня у нас урок пройдёт под девизом : Кто думает – тот всегда додумается!

- Как вы думаете , почему сегодня у нас такой девиз?

- Да , вы правильно определили, сегодня у нас урок открытия новых знаний , а значит , мы выполним два шага учебной деятельности :

 1 шаг – чего я не знаю?

 2 шаг – сам найду способ.

2.Слово учителя

-Ребята , вы любите мечтать? Тогда …я думаю , что вам будут близки строчки стихотворения:

В ночном красивом небе

Звёздочки мерцают,

И все на свете дети

К ним полететь мечтают.

Туда , где светит Марс , Юпитер и Венера,

И на Луну попасть

Живёт в ребятах вера.

И на корабле космическом увидеть всё вокруг…

- А вы хотите отправиться в космос?

-Ну тогда я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие сейчас , на уроке русского языка. Вы понимаете , что путешествие наше будет не совсем в «космос» , а в такой же таинственный , такой же интересный , как космос , ещё мало изведанный вами космический мир русского языка.

В космос летят космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты. А кто такие лингвисты? Лингвистика-языкознание. Значит, лингвисты - знатоки языка.

Слайд№2

        Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся сегодня на необычную , загадочную планету под названием « Местоимение»

Обратите внимание на экран: открытые звезды обозначены на карте яркими красками, но есть еще неоткрытые (белые) звезды. И одна из них нас уже ждет.

(Слайд№2)

- Давайте вспомним , какие звёзды на этой планете , мы с вами уже открыли?

Хочу заметить: за успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные космонавты будут отмечаться звёздами (оценками), которые в конце полета будут занесены в Почётную книгу космических достижений (журнал).

- Внимание, экипаж! Во время полета вы будете делать записи в бортовом журнале, то есть в ваших тетрадях, заносить все, что будет происходить во время полёта. Запишите в них , пожалуйста , сегодняшнее  число. Классная работа.

        - Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше тоже будет проходить поэтапно.

1 этап «Подготовка к полёту».

        -Путешественник , намечая маршрут , уже хоть что – то знает о том месте , в которое направляется. Он всегда готов к неожиданностям.

 Проверим , что мы знаем о местоимении:

  1. Что называется местоимением?
  2. Какие разряды местоимений вы знаете?
  3. Почему местоимения называются личными? Назовите их.
  4. В чём особенность возвратного местоимения?
  5. Для чего нужны относительные местоимения?
  6. Какова роль вопросительных местоимений?
  7. А какие местоимения склоняются как прилагательные? Назовите их.

- Давайте проверим , можете ли вы узнать звёзды с планеты «Местоимение» в лицо.

Слайд№ 4

Морфологическая разминка. Мини- исследование

-Давайте найдём  в тексте все звёзды – местоимения , с которыми мы с вами уже познакомились , определим их разряд.

На протяжении тысяч лет человека привлекали огоньки, сверкающие на небе. В течение нескольких  столетий астрономы изучали звёзды и планеты. Со временем люди научились изготавливать инструменты , с помощью которых можно наблюдать за небесными светилами и определять их положение. Эти открытия изменили наше представление о Земле и месте , которое она занимает во Вселенной. Ещё  в 4 в. до н. э. Аристарх Самосский определил , что Земля вращается вокруг Солнца. Но ему никто не поверил.

Слайд№ 5

Проверка:

  • Которых – относительное
  • Их – притяжательное
  • Наше – притяжательное
  • Которое – относительное
  • Что – относительное
  • Ему – личное
  • Никто - отрицательное

- Вижу, космонавты готовы.

-А в течение скольких столетий астрономы изучали звёзды и планеты?

- Определить часть речи слова «нескольких»?

 - Как вы определили?

  - А можете ли вы определить разряд у этого местоимения?

Значит ,это звезда с планеты

 « Местоимение» , которая нам ещё неизвестна , которую нам с вами предстоит открыть.

Слайд№6

2 этап «Внимание! Неопознанный объект»   Звук тревоги!

- Ой, что это? Что-то непонятное …(читаем)

Слайд №7

Несколько неопознанных летающих объектов движутся нам навстречу.  Некоторые из них разлетелись по всей Галактике. Следует что-то предпринять, чтобы они не навредили кораблю. Кое-кто должен отправиться в какой-то день на помощь.

По всей видимости, какой-то неизведанный объект движется нам навстречу. Не знаешь, что и ожидать от него. Но бояться не стоит – нужно изучить и обезвредить. Рассмотрим повнимательнее.

- Сколько неопознанных летающих объектов движется к нам? (Несколько)

-Какие из них разлетелись по Галактике?  (Некоторые)

-Что необходимо предпринять, чтобы они не навредили кораблю?   (Что-то)

- Кто и когда должен отправиться на помощь? (Кое-кто в какой-то день)

-Назовите  выделенные слова.

- К какой части речи они относятся? Почему? (указывают на предметы, количества, признаки, но не называют их). 

 - Указывают ли данные местоимения определённо, точно, количество, признак, предмет?

- Как называется звезда в созвездии Местоимение, к которой мы сегодня отправимся?

Название нашей звезды – Неопределенная.

Курс определен.

Слайд№8

-Что означает слово неопределенный?

Мы послушаем сообщение, которое приготовил…, работая со словарем С. И. Ожегова (читает по словарю)

 Индивидуальное задание. 

Значение слова «неопределенный» по словарю С.И.Ожегова.

Неопределенный (словарь Ожегова): 1)точно не установленный;

                                                               2)не вполне отчетливый 

Запишем в бортовом журнале тему урока.

        - В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью.

 -У нас такая цель есть?

- А какая у нас с вами цель?

- Чему мы с вами должны научиться?

- Что понять?

- Что узнать?

Слайд№9

(Дети формулируют цель урока)

Познакомиться с неопределенными местоимениями: узнать, на что они указывают, от чего и с помощью чего образованы и как правильно пишутся.

3 этап «Взлет ракеты» Полетели!

Слайд№11

Игра «Найди своё»

-Что мы уже знаем о лексическом значении неопределенных местоимений? (указывают на неопределенные предметы, признаки и количества).

Распределите в колонки таблицы местоимения по значению.

Примеры и ответы – на слайдах. Слайд№12

…на предметы

...на признаки

на количество

Некто

Нечто

Кто-то

Кое-какой

Некоторый

Какой-либо

Несколько

Сколько-нибудь

(Самопроверка)

Проверка: ученик читает – затем ответ «выезжает» - все проверяют.

Молодцы! Взлет состоялся!

4 этап «Ориентирование по маршрутному листу»  

   

(Слайд ) – Откройте учебник (стр.175), посмотрите на «карту» на экране и в учебнике.

Слайд№14

 -Как образуются  неопределенные местоимения?

Слайд №15    (Делаем вывод, опираясь на слайды и таблицу учебника)

- От каких местоимений?

- Что присоединяется к вопросительным местоимениям?

Слайд №16 (схема составляется на доске :

НЕ+ВОПР.М.

КОЕ+ВОПР.М.

           ВОПР.М.+ТО

           ВОПР.М.+ЛИБО

           ВОПР.М.+НИБУДЬ

 

  Упр. 414 – по цепочке – как образованы данные слова. Записываем в бортовой журнал и комментируем по ходу записи.

 5 этап «Выход в открытый космос» -

Слайд №17

Музыкальная физминутка для глаз (релаксация).

- Ребята, после выполнения задания вы немного устали. Я предлагаю вам отдохнуть: сядьте поудобнее, расправьте плечи – и наслаждайтесь полетом по просторам Вселенной.

 А теперь , ребята ,встали,

 Быстро – быстро побежали,

 Руки в стороны , вперёд

Повернулись вправо , влево ,

Тихо сели.

5этап «Встреча с инопланетянами»  

- Каких только чудес ни бывает в космосе! Не редкость и сами инопланетяне. А вот и они. Один инопланетянин вручил мне письмо с информацией, которая позволит нам лучше узнать звезду «Неопределенная» в созвездии «Местоимение». Только он торопился и не успел всё рассказать ,ещё как-то странно написал. Помогите разобраться.

(читаем)

Слайд № 18

Кто(то) просит чего(нибудь) (кое) (у) кого.

Встречайте кого(либо) в (не)котором году.

- Раскройте скобки, напишите правильно местоимения. Тогда информация восстановится.

- А сможем , мы с вами правильно написать местоимения?

- А  почему не сможем?

- Мы не знаем, как правильно писать  неопределённые местоимения.

Для того чтобы правильно написать слова, нужно знать как пишутся местоимения с приставками и суффиксами.

-Прочитаем правила на стр.175-176.

Слайд №19

Рассмотрите таблицу , которую вы видите на экране.

Опираясь на примеры и правила учебника, озаглавьте колонки и расскажите, как пишутся неопределенные местоимения.

«Выезд» правил -  по очереди, после ответа ученика.

Слайд№ 20

                            Работа с таблицей .

вместе

раздельно

Через дефис

Некто

Нечто

Некоторый

несколько

Кое с кем

Кое для кого

Кое о чем

Кое по кому

Кто-то

Чей-либо

Где-нибудь

Кое-какой

Не пишется слитно

местоимения с предлогом пишутся в три слова

Приставка кое- и суффиксы –то, –либо, -нибудь пишутся через дефис

Слайд № 21

       Напоминалка:

кое, либо, то, нибудь - черточку не позабудь! ( дети проговаривают хором)

Слайд №22-25

         -  Ребята, я считаю, что теперь настало время заняться расшифровкой        текста и извлечь информацию. Теперь вы справитесь.

Задание: списываем, раскрывая скобки и обозначая орфограмму№43,№44. Работаем в бортовых журналах.

(Слайды – правильные ответы «появляются» после ответа ученика)

-Какие местоимения вы написали слитно?                                                            

-Раздельно?

-Через дефис?

- Расшифровывать вы научились, а теперь давайте попробуем зашифровать информацию.

Задание: на экране вы видите неопределённые местоимения, раскройте скобки, зашифровав правописание местоимений.

Слайд№26

Цифровой диктант

  • Что (нибудь),кое (с) кем,
  • кое ( к) кому, (не)который,
  •  кое (кому),
  • чьи (нибудь),
  • (не)сколько, чего(то),
  • кое(из) кого, кое(чему),какой(либо).

Слитно -1

Раздельно – 2

Через дефис – 3

Слайд№ 27

Проверка:

Шрифт

  • 32213313233

- Расскажите о правилах написания неопределенных местоимений, опираясь на составленную  схему.

Слайд №28    

Работа с электронным образовательным ресурсом

Задания:

  1. Чем являются выделенные части слов? Подпишите колонки таблицы .Ответ выберите из списка
  2. Как пишутся данные местоимения Перенесите их в таблицу.

Слайд №29

Работа в парах:

Помогаем друг другу в процессе работы

Задание: запишите  в тетрадь из карточки предложения, вставляем подходящие по смыслу неопределённые местоимения.

1)Поздно вечером …постучался к нам.

2)На берегу реки росла … пышная зелень.

3) Товарищ вытащил из шкафа … книгу.

4) Вскоре  мы заметили на дороге … чёрное .

7этап «Возвращение на Землю»  

- Чтобы возвратиться на Землю, нужно выполнить задания:

Слайд № 30

Игра « Третье лишнее»

  1. Себя , никто , ничего ( себя – возвратное)
  2. Наш , меня , тебя   (наш- притяжательное)
  3. Мой , твой , никого ( никого – отрицательное)
  4. Никакой , ничей , вас ( вас – личное)

Работа по карточкам.

Определите , как пишутся неопределённые местоимения в данных в таблице предложениях . Рядом укажите номер правила. Работаем ручкой!

(Карточки у детей на парте)

Слайды  № 31-32

Я об этом уже (кое) (с) кем беседовал.

1. Приставка не-  в неопр. местоимениях пишется слитно.

Расскажите что (нибудь) интересное.

2. Приставка кое- пишется через дефис.

(Не) которые из нас сразу поняли тему.

3.Суффикс –либо пишется через дефис.

Уже нельзя было что (либо) сделать.

4. Суффикс –нибудь пишется через дефис.

Мне нужно приобрести (кое) какие книги.

5.Если приставка кое- отделена от местоимения предлогом, то пишется отдельно.

Моя оценка:

Оценка после проверки:

                                                             

- Поднимите руки, у кого 5 правильных ответов?

-4 правильных  ответа?

-3 правильных ответа?  

- Молодцы!

Я довольна! Мы благополучно вернулись на Землю.

8этап «Итоги полёта»

Мы побывали в созвездии «Местоимение «и привезли с собой много новой информации. Нужно применить ее к домашнему заданию.

Слайд № 33

Задание на дом:

  Составьте рассказ о нашем путешествии  ,включая него неопределенные местоимения.

Слайд №34

-  Обсудим наш полёт.

- Цель достигнута?

-Какую звезду на планете « Местоимение»мы с вами открыли?

- Понравилось путешествие?

- Закончите предложение:

Сегодня на уроке

  • было интересно…
  • было трудно…
  • я поняла , что…
  • я научился…
  • у меня получилось…

Слайд

Тест на закрепление темы « Неопределённые местоимения»

Слайды №35 - 39

                                Тест

  1. Какое утверждение является верным?

Неопределенные местоимения

  1. обозначают признак предмета по принадлежности
  2. выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества
  3. указывают на неопределенные предметы, признаки, количества
  4. указывают на того, о ком говорят
  1. Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение

1.Кто посмеялся над ним?

2.Эта вещь никому не нужна.

3.Нет лучше шутки , чем над собой.

4.Из того угла доносились какие – то звуки

  1. Какое местоимение пишется раздельно:

1.какой(либо)

 2. кто(то)

  3.Кое(у)кого

  4.Кто(нибудь)

  1. Какое местоимение пишется в одно слово:

1.(не)кто

2.Кое(с)кем

3.Кое(какой)

4.Сколько(нибудь)

5.Какое местоимение пишется через дефис:

1. Как(будто)

2.(не)сколькими

3.чей(либо)

4.(подо)мной

Слайд № 40

- Отметим самых активных космонавтов. (Подсчёт звёздочек. Оценки)

Наше космическое путешествие состоялось!

Впереди ещё много неоткрытых звёзд в созвездии « Местоимение» Мы их будем с вами открывать.

Если вы получили удовольствие от общения друг с другом , со мной , считаете , что уносите в душе хорошее настроение , просигнальте звёздами , которые лежат у вас на парте.

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро пожаловать на урок Крикунова Л.С.

Слайд 2

? Планета «Местоимение»

Слайд 3

? Планета «Местоимение» Личные отрицательные вопросительные Возвратное Относительные притяжательные

Слайд 4

Выписать из текста все звёзды , которые мы с вами открыли на планете «Местоимения», указать их разряд. На протяжении тысяч лет человека привлекали огоньки , сверкающие на небе. В течение нескольких столетий астрономы изучали звёзды и планеты. Со временем люди научились изготавливать инструменты , с помощью которых можно наблюдать за небесными светилами и определять их положение. Открытия изменили наше представление о Земле и месте , которое она занимает во Вселенной. Ещё в 4 в. до н. э. Аристарх Самосский определил , что Земля вращается вокруг Солнца .Но ему никто не поверил.

Слайд 5

Проверка: Которых – относительное Их – притяжательное Наше – притяжательное Которое – относительное Что – относительное Ему – личное Никто - отрицательное

Слайд 6

? Планета «Местоимение»

Слайд 7

Несколько неопознанных летающих объектов движутся нам навстречу. Некоторые из них разлетелись по всей Галактике. Следует что-то предпринять, чтобы они не навредили кораблю. Кое-кто должен отправиться в какой-то день на помощь.

Слайд 8

Словарь С.И.Ожегова 1.Точно не установленный 2.Не вполне отчетливый Неопределенный

Слайд 9

Неопределенные местоимения значение образование правописание

Слайд 10

На что указывают неопределенные местоимения?

Слайд 11

Неопределенные местоимения указывают На неопределенные предметы На неопределенные признаки На неопределенное количество Некто, нечто, кое-какой, некоторый, несколько, кто-то, какой-либо, сколько-нибудь

Слайд 12

Неопределенные местоимения указывают На неопределенные предметы На неопределенные признаки На неопределенное количество некто нечто кто-то кое-какой некоторый какой-либо несколько сколько-нибудь

Слайд 13

Неопределенные местоимения указывают кто-то, что-то какие-то, какой-нибудь сколько-нибудь , несколько Неопределенные предметы Неопределенное количество Неопределенные признаки

Слайд 14

Как образуются неопределенные местоимения?

Слайд 15

не кое кто что какой который чей сколько то либо нибудь Вопросительные местоимения

Слайд 16

Неопределенные местоимения образуются Вопросительные местоимения не кое то либо нибудь

Слайд 18

Кто(то) просит чего( нибудь ) (кое)(у)кого. Встречайте кого(либо) в (не)котором году.

Слайд 19

Как пишутся неопределенные местоимения с приставками и суффиксами?

Слайд 20

Неопределенные местоимения пишутся не кто не что не сколько не который кое с кем кое для кого кое о чём кое по кому кто- то чей- либо где- нибудь кое -какой Приставка не пишется слитно Местоимения с предлогом пишутся в три слова Приставка кое- и суффиксы –то, -либо, - нибудь пишутся через дефис слитно раздельно через дефис

Слайд 21

Напоминалка КОЕ-, -ЛИБО , -ТО , -НИБУДЬ - ЧЕРТОЧКУ НЕ ПОЗАБУДЬ

Слайд 22

Кто(то) просит чего( нибудь ) (кое)(у)кого. Встречайте кого(либо) в (не)котором году.

Слайд 23

Кто(то) просит чего( нибудь ) (кое)(у)кого. Встречайте кого(либо) в не котором году.

Слайд 24

Кто(то) просит чего( нибудь ) кое у кого. Встречайте кого(либо) в не котором году.

Слайд 25

Кто -то просит чего -нибудь кое у кого. Встречайте Кого -либо в не котором году.

Слайд 26

Цифровой диктант Задание : Определите , как правильно пишутся местоимения и зашифруйте их Что ( нибудь ),кое (с) кем, кое ( к) кому, (не)который, кое (кому), чьи ( нибудь ), ( не)сколько, чего(то), кое(из ) кого, кое(чему),какой(либо).

Слайд 27

Шрифт 32213313233

Слайд 29

Вставьте подходящие по смыслу неопределённые местоимения , обозначьте условия выбора изученной орфограммы. 1)Поздно вечером …постучался к нам. 2)На берегу реки росла … пышная зелень. 3) Товарищ вытащил из шкафа … книгу. 4) Вскоре мы заметили на дороге … чёрное .

Слайд 30

Игра « Третье лишнее » Себя , никто , ничего ( себя – возвратное) Наш , меня , тебя (наш- притяжательное) Мой , твой , никого ( никого – отрицательное) Никакой , ничей , вас ( вас – личное)

Слайд 31

Раскройте скобки, напишите неопределённые местоимения правильно. Рядом укажите номер правила. Я об этом уже (кое) (с) кем беседовал. 1. Приставка не- в неопр. местоимениях пишется слитно. Расскажите что ( нибудь ) интересное. 2. Приставка кое- пишется через дефис. (Не) которые из нас сразу поняли тему. 3.Суффикс –либо пишется через дефис. Уже нельзя было что (либо ) сделать. 4. Суффикс – нибудь пишется через дефис. Мне нужно приобрести (кое) какие книги. 5.Если приставка кое- отделена от местоимения предлогом, то пишется отдельно. Моя оценка: Оценка после проверки:

Слайд 32

Раскройте скобки, напишите неопределённые местоимения правильно. Рядом укажите номер правила . Я об этом уже кое с кем беседовал . 5 1. Приставка не- в неопр. местоимениях пишется слитно . Расскажите что-нибудь интересное. 4 2. Приставка кое- пишется через дефис. Некоторые из нас сразу поняли тему. 1 3.Суффикс –либо пишется через дефис. Уже нельзя было что-либо сделать . 3 4. Суффикс – нибудь пишется через дефис. Мне нужно приобрести кое-какие книги. 2 5.Если приставка кое- отделена от местоимения предлогом, то пишется отдельно. Моя оценка: Оценка после проверки:

Слайд 33

Задание на дом: Используя неопределенные местоимения, составьте рассказ о нашем путешествии

Слайд 34

Неопределенные Планета «Местоимение» личные притяжательные вопросительные возвратное Относительные отрицательные

Слайд 35

Тест Какое утверждение является верным? Неопределенные местоимения Обозначают признак предмета по принадлежности Выражают отсутствие чего - либо: предмета , признака , количества Указывают на неопределённые предметы, признаки, количества Указывают на того , о ком говорят

Слайд 36

Укажите предложение в котором употреблено неопределенное местоимение: Кто посмеялся над ним? Эта вещь никому не нужна. Нет лучше шутки , чем над собой. Из того угла доносились какие – то звуки.

Слайд 37

Какое местоимение пишется раздельно: какой(либо) кто(то) Кое(у)кого Кто( нибудь )

Слайд 38

Какое местоимение пишется в одно слово: (не)кто Кое(с)кем Кое(какой) Сколько( нибудь )

Слайд 39

Какое местоимение пишется через дефис: Как(будто) (не)сколькими чей(либо) (подо)мной

Слайд 40

До свидания ! Спасибо за урок .



Предварительный просмотр:

Я об этом уже  (кое) (с) кем беседовал.

1. Приставка не-  в неопр. местоимениях пишется слитно.

Расскажите  что (нибудь) интересное.

2. Приставка кое- пишется через дефис.

(Не) которые  из нас  не сразу поняли тему.

3.Суффикс –либо пишется через дефис.

Уже нельзя было что (либо) сделать.

4. Суффикс –нибудь пишется через дефис.

Мне нужно приобрести

 (кое) какие  книги.

5.Если приставка кое- отделена от местоимения предлогом, то пишется отдельно.

Моя оценка:

Я об этом уже (кое) (с) (кем) беседовал.

1. Приставка не-  в неопр. местоимениях пишется слитно.

Расскажите  

что (нибудь )интересное.

2. Приставка кое- пишется через дефис.

(Не) которые  из  нас не  сразу поняли тему.

3.Суффикс –либо пишется через дефис.

Уже нельзя было что (либо) 

сделать.

4. Суффикс –нибудь пишется через дефис.

Мне нужно приобрести

 (кое) какие   книги.

5.Если приставка кое- отделена от местоимения предлогом, то пишется отдельно.

Моя оценка:



Предварительный просмотр:

МБОУ «Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

              Целинного района Алтайского края

                         

Районный конкурс «Новый урок для новой школы»

                                                                                                                   

Номинация «Реализация системно-деятельностного подхода

в обучении школьников на уроках

естественно-научного цикла»

 Тема:

«Неопределённые местоимения»

Проект урока русского языка в 6 классе

 с презентацией.  

Крикунова Любовь Сергеевна

Учитель русского языка и литературы                                                                  МБОУ «Марушинская СОШ»

Целинного района  Алтайского края

2013 г.

Пояснительная записка

к уроку русского языка в 6 классе по теме «Неопределённые местоимения»

Автор:

учитель русского языка и литературы  МБОУ « Марушинская СОШ»

Направление:

естественно-научное

Тема, класс:

Неопределённые местоимения, 6 класс

Тип:

Урок изучения нового материала

Характеристика класса

Общеобразовательный класс со средним показателем качества обученности

Программа:

Русский язык  5-9 классы,. Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., – М.: «Просвещение»,2011 г.

Учебник:

 Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., «Русский язык 6 класс» 2011 г.

Раздел:

Раздел  «Местоимения»

Количество часов: 204 учебных часа в год, 6 учебных часов в неделю

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с разрядом неопределённых местоимений , их значением , образованием и правописанием.

 Задачи урока:

Образовательная: организовать деятельность учащихся по закреплению умения видеть местоимения  разных разрядов, употреблять их в речи , правильно писать.

Развивающая: создать условия для развития логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.

Воспитательная: создать условия для воспитания внимательного отношения к языку , к ответам своих товарищей.

Методы:

проблемно-поисковый, исследовательский, словесный , наглядный, практический.

Оборудование:

 ПК, мультимедийный проектор; презентация; карточки с заданиями, ЭОР,тест, карточки для самостоятельной работы по новой теме, мел, доска.

.

Формы работы:

самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа.

Данный урок состоит из восьми основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.

                  Тема: Неопределенные  местоимения.

Класс 6

Предмет : русский язык

Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

 

Цель урока: создать условия для знакомства обучающихся с разрядом неопределённых местоимений , их значением , образованием и правописанием.

 Задачи урока:

Образовательная: организовать деятельность учащихся по закреплению умения видеть местоимения  разных разрядов, употреблять их в речи , правильно писать.

Развивающая: создать условия для развития логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.

Воспитательная: создать условия для воспитания внимательного отношения к языку , к ответам своих товарищей.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация; карточки с заданиями .
  • ЭОР

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить неопределённые местоимения  в тексте , правильно их писать ,употреблять в речи; аргументировано отвечать , доказывать своё мнение.

                                         

                                     

                                        Ход урока:

Слайд 1

- Здравствуйте ребята и гости!

 Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, а теперь улыбнитесь друг другу. Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Один древний философ сказал: «Если ты утром улыбнулся и пожелал доброго  утра кому-нибудь, то значит, день твой прожит не зря. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

А теперь настроимся на работу - откроем ладошки новым знаниям и произнесем

волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

- Сегодня у нас урок пройдёт под девизом : Кто думает – тот всегда додумается!

- Как вы думаете , почему сегодня у нас такой девиз?

- Да , вы правильно определили, сегодня у нас урок открытия новых знаний , а значит , мы выполним два шага учебной деятельности :

 1 шаг – чего я не знаю?

 2 шаг – сам найду способ.

2.Слово учителя

-Ребята , вы любите мечтать? Тогда …я думаю , что вам будут близки строчки стихотворения:

В ночном красивом небе

Звёздочки мерцают,

И все на свете дети

К ним полететь мечтают.

Туда , где светит Марс , Юпитер и Венера,

И на Луну попасть

Живёт в ребятах вера.

И на корабле космическом увидеть всё вокруг…

- А вы хотите отправиться в космос?

-Ну тогда я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие сейчас , на уроке русского языка. Вы понимаете , что путешествие наше будет не совсем в «космос» , а в такой же таинственный , такой же интересный , как космос , ещё мало изведанный вами космический мир русского языка.

В космос летят космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты. А кто такие лингвисты? Лингвистика-языкознание. Значит, лингвисты - знатоки языка.

Слайд№2

        Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся сегодня на необычную , загадочную планету под названием « Местоимение»

Обратите внимание на экран: открытые звезды обозначены на карте яркими красками, но есть еще неоткрытые (белые) звезды. И одна из них нас уже ждет.

(Слайд№2)

- Давайте вспомним , какие звёзды на этой планете , мы с вами уже открыли?

Хочу заметить: за успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные космонавты будут отмечаться звёздами (оценками), которые в конце полета будут занесены в Почётную книгу космических достижений (журнал).

- Внимание, экипаж! Во время полета вы будете делать записи в бортовом журнале, то есть в ваших тетрадях, заносить все, что будет происходить во время полёта. Запишите в них , пожалуйста , сегодняшнее  число. Классная работа.

        - Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше тоже будет проходить поэтапно.

1 этап «Подготовка к полёту».

        -Путешественник , намечая маршрут , уже хоть что – то знает о том месте , в которое направляется. Он всегда готов к неожиданностям.

 Проверим , что мы знаем о местоимении:

  1. Что называется местоимением?
  2. Какие разряды местоимений вы знаете?
  3. Почему местоимения называются личными? Назовите их.
  4. В чём особенность возвратного местоимения?
  5. Для чего нужны относительные местоимения?
  6. Какова роль вопросительных местоимений?
  7. А какие местоимения склоняются как прилагательные? Назовите их.

- Давайте проверим , можете ли вы узнать звёзды с планеты «Местоимение» в лицо.

Слайд№ 4

Морфологическая разминка. Мини- исследование

-Давайте найдём  в тексте все звёзды – местоимения , с которыми мы с вами уже познакомились , определим их разряд.

На протяжении тысяч лет человека привлекали огоньки, сверкающие на небе. В течение нескольких  столетий астрономы изучали звёзды и планеты. Со временем люди научились изготавливать инструменты , с помощью которых можно наблюдать за небесными светилами и определять их положение. Эти открытия изменили наше представление о Земле и месте , которое она занимает во Вселенной. Ещё  в 4 в. до н. э. Аристарх Самосский определил , что Земля вращается вокруг Солнца. Но ему никто не поверил.

Слайд№ 5

Проверка:

  • Которых – относительное
  • Их – притяжательное
  • Наше – притяжательное
  • Которое – относительное
  • Что – относительное
  • Ему – личное
  • Никто - отрицательное

- Вижу, космонавты готовы.

-А в течение скольких столетий астрономы изучали звёзды и планеты?

- Определить часть речи слова «нескольких»?

 - Как вы определили?

  - А можете ли вы определить разряд у этого местоимения?

Значит ,это звезда с планеты

 « Местоимение» , которая нам ещё неизвестна , которую нам с вами предстоит открыть.

Слайд№6

2 этап «Внимание! Неопознанный объект»   Звук тревоги!

- Ой, что это? Что-то непонятное …(читаем)

Слайд №7

Несколько неопознанных летающих объектов движутся нам навстречу.  Некоторые из них разлетелись по всей Галактике. Следует что-то предпринять, чтобы они не навредили кораблю. Кое-кто должен отправиться в какой-то день на помощь.

По всей видимости, какой-то неизведанный объект движется нам навстречу. Не знаешь, что и ожидать от него. Но бояться не стоит – нужно изучить и обезвредить. Рассмотрим повнимательнее.

- Сколько неопознанных летающих объектов движется к нам? (Несколько)

-Какие из них разлетелись по Галактике?  (Некоторые)

-Что необходимо предпринять, чтобы они не навредили кораблю?   (Что-то)

- Кто и когда должен отправиться на помощь? (Кое-кто в какой-то день)

-Назовите  выделенные слова.

- К какой части речи они относятся? Почему? (указывают на предметы, количества, признаки, но не называют их). 

 - Указывают ли данные местоимения определённо, точно, количество, признак, предмет?

- Как называется звезда в созвездии Местоимение, к которой мы сегодня отправимся?

Название нашей звезды – Неопределенная.

Курс определен.

Слайд№8

-Что означает слово неопределенный?

Мы послушаем сообщение, которое приготовил…, работая со словарем С. И. Ожегова (читает по словарю)

 Индивидуальное задание. 

Значение слова «неопределенный» по словарю С.И.Ожегова.

Неопределенный (словарь Ожегова): 1)точно не установленный;

                                                               2)не вполне отчетливый 

Запишем в бортовом журнале тему урока.

        - В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью.

 -У нас такая цель есть?

- А какая у нас с вами цель?

- Чему мы с вами должны научиться?

- Что понять?

- Что узнать?

Слайд№9

(Дети формулируют цель урока)

Познакомиться с неопределенными местоимениями: узнать, на что они указывают, от чего и с помощью чего образованы и как правильно пишутся.

3 этап «Взлет ракеты» Полетели!

Слайд№11

Игра «Найди своё»

-Что мы уже знаем о лексическом значении неопределенных местоимений? (указывают на неопределенные предметы, признаки и количества).

Распределите в колонки таблицы местоимения по значению.

Примеры и ответы – на слайдах. Слайд№12

…на предметы

...на признаки

на количество

Некто

Нечто

Кто-то

Кое-какой

Некоторый

Какой-либо

Несколько

Сколько-нибудь

(Самопроверка)

Проверка: ученик читает – затем ответ «выезжает» - все проверяют.

Молодцы! Взлет состоялся!

4 этап «Ориентирование по маршрутному листу»  

   

(Слайд ) – Откройте учебник (стр.175), посмотрите на «карту» на экране и в учебнике.

Слайд№14

 -Как образуются  неопределенные местоимения?

Слайд №15    (Делаем вывод, опираясь на слайды и таблицу учебника)

- От каких местоимений?

- Что присоединяется к вопросительным местоимениям?

Слайд №16 (схема составляется на доске :

НЕ+ВОПР.М.

КОЕ+ВОПР.М.

           ВОПР.М.+ТО

           ВОПР.М.+ЛИБО

           ВОПР.М.+НИБУДЬ

 

  Упр. 414 – по цепочке – как образованы данные слова. Записываем в бортовой журнал и комментируем по ходу записи.

 5 этап «Выход в открытый космос» -

Слайд №17

Музыкальная физминутка для глаз (релаксация).

- Ребята, после выполнения задания вы немного устали. Я предлагаю вам отдохнуть: сядьте поудобнее, расправьте плечи – и наслаждайтесь полетом по просторам Вселенной.

 А теперь , ребята ,встали,

 Быстро – быстро побежали,

 Руки в стороны , вперёд

Повернулись вправо , влево ,

Тихо сели.

5этап «Встреча с инопланетянами»  

- Каких только чудес ни бывает в космосе! Не редкость и сами инопланетяне. А вот и они. Один инопланетянин вручил мне письмо с информацией, которая позволит нам лучше узнать звезду «Неопределенная» в созвездии «Местоимение». Только он торопился и не успел всё рассказать ,ещё как-то странно написал. Помогите разобраться.

(читаем)

Слайд № 18

Кто(то) просит чего(нибудь) (кое) (у) кого.

Встречайте кого(либо) в (не)котором году.

- Раскройте скобки, напишите правильно местоимения. Тогда информация восстановится.

- А сможем , мы с вами правильно написать местоимения?

- А  почему не сможем?

- Мы не знаем, как правильно писать  неопределённые местоимения.

Для того чтобы правильно написать слова, нужно знать как пишутся местоимения с приставками и суффиксами.

-Прочитаем правила на стр.175-176.

Слайд №19

Рассмотрите таблицу , которую вы видите на экране.

Опираясь на примеры и правила учебника, озаглавьте колонки и расскажите, как пишутся неопределенные местоимения.

«Выезд» правил -  по очереди, после ответа ученика.

Слайд№ 20

                            Работа с таблицей .

вместе

раздельно

Через дефис

Некто

Нечто

Некоторый

несколько

Кое с кем

Кое для кого

Кое о чем

Кое по кому

Кто-то

Чей-либо

Где-нибудь

Кое-какой

Не пишется слитно

местоимения с предлогом пишутся в три слова

Приставка кое- и суффиксы –то, –либо, -нибудь пишутся через дефис

Слайд № 21

       Напоминалка:

кое, либо, то, нибудь - черточку не позабудь! ( дети проговаривают хором)

Слайд №22-25

         -  Ребята, я считаю, что теперь настало время заняться расшифровкой        текста и извлечь информацию. Теперь вы справитесь.

Задание: списываем, раскрывая скобки и обозначая орфограмму№43,№44. Работаем в бортовых журналах.

(Слайды – правильные ответы «появляются» после ответа ученика)

-Какие местоимения вы написали слитно?                                                            

-Раздельно?

-Через дефис?

- Расшифровывать вы научились, а теперь давайте попробуем зашифровать информацию.

Задание: на экране вы видите неопределённые местоимения, раскройте скобки, зашифровав правописание местоимений.

Слайд№26

Цифровой диктант

  • Что (нибудь),кое (с) кем,
  • кое ( к) кому, (не)который,
  •  кое (кому),
  • чьи (нибудь),
  • (не)сколько, чего(то),
  • кое(из) кого, кое(чему),какой(либо).

Слитно -1

Раздельно – 2

Через дефис – 3

Слайд№ 27

Проверка:

Шрифт

  • 32213313233

- Расскажите о правилах написания неопределенных местоимений, опираясь на составленную  схему.

Слайд №28    

Работа с электронным образовательным ресурсом

Задания:

  1. Чем являются выделенные части слов? Подпишите колонки таблицы .Ответ выберите из списка
  2. Как пишутся данные местоимения Перенесите их в таблицу.

Слайд №29

Работа в парах:

Помогаем друг другу в процессе работы

Задание: запишите  в тетрадь из карточки предложения, вставляем подходящие по смыслу неопределённые местоимения.

1)Поздно вечером …постучался к нам.

2)На берегу реки росла … пышная зелень.

3) Товарищ вытащил из шкафа … книгу.

4) Вскоре  мы заметили на дороге … чёрное .

7этап «Возвращение на Землю»  

- Чтобы возвратиться на Землю, нужно выполнить задания:

Слайд № 30

Игра « Третье лишнее»

  1. Себя , никто , ничего ( себя – возвратное)
  2. Наш , меня , тебя   (наш- притяжательное)
  3. Мой , твой , никого ( никого – отрицательное)
  4. Никакой , ничей , вас ( вас – личное)

Работа по карточкам.

Определите , как пишутся неопределённые местоимения в данных в таблице предложениях . Рядом укажите номер правила. Работаем ручкой!

(Карточки у детей на парте)

Слайды  № 31-32

Я об этом уже (кое) (с) кем беседовал.

1. Приставка не-  в неопр. местоимениях пишется слитно.

Расскажите что (нибудь) интересное.

2. Приставка кое- пишется через дефис.

(Не) которые из нас сразу поняли тему.

3.Суффикс –либо пишется через дефис.

Уже нельзя было что (либо) сделать.

4. Суффикс –нибудь пишется через дефис.

Мне нужно приобрести (кое) какие книги.

5.Если приставка кое- отделена от местоимения предлогом, то пишется отдельно.

Моя оценка:

Оценка после проверки:

                                                             

- Поднимите руки, у кого 5 правильных ответов?

-4 правильных  ответа?

-3 правильных ответа?  

- Молодцы!

Я довольна! Мы благополучно вернулись на Землю.

8этап «Итоги полёта»

Мы побывали в созвездии «Местоимение «и привезли с собой много новой информации. Нужно применить ее к домашнему заданию.

Слайд № 33

Задание на дом:

  Составьте рассказ о нашем путешествии  ,включая него неопределенные местоимения.

Слайд №34

-  Обсудим наш полёт.

- Цель достигнута?

-Какую звезду на планете « Местоимение»мы с вами открыли?

- Понравилось путешествие?

- Закончите предложение:

Сегодня на уроке

  • было интересно…
  • было трудно…
  • я поняла , что…
  • я научился…
  • у меня получилось…

Слайд

Тест на закрепление темы « Неопределённые местоимения»

Слайды №35 - 39

                                Тест

  1. Какое утверждение является верным?

Неопределенные местоимения

  1. обозначают признак предмета по принадлежности
  2. выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества
  3. указывают на неопределенные предметы, признаки, количества
  4. указывают на того, о ком говорят
  1. Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение

1.Кто посмеялся над ним?

2.Эта вещь никому не нужна.

3.Нет лучше шутки , чем над собой.

4.Из того угла доносились какие – то звуки

  1. Какое местоимение пишется раздельно:

1.какой(либо)

 2. кто(то)

  3.Кое(у)кого

  4.Кто(нибудь)

  1. Какое местоимение пишется в одно слово:

1.(не)кто

2.Кое(с)кем

3.Кое(какой)

4.Сколько(нибудь)

5.Какое местоимение пишется через дефис:

1. Как(будто)

2.(не)сколькими

3.чей(либо)

4.(подо)мной

Слайд № 40

- Отметим самых активных космонавтов. (Подсчёт звёздочек. Оценки)

Наше космическое путешествие состоялось!

Впереди ещё много неоткрытых звёзд в созвездии « Местоимение» Мы их будем с вами открывать.

Если вы получили удовольствие от общения друг с другом , со мной , считаете , что уносите в душе хорошее настроение , просигнальте звёздами , которые лежат у вас на парте.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ (НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»(текст+презентация)

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»...

Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация" русский язык 5 класс

Обобщение пройденного материала по теме "Синтаксис и пунктуация", анализ текста....

Открытый урок по русскому языку 6 класс с презентацией

Данный урок разработан для учащихся 6 класса при изучении темы "Имя существительное"....

Презентация к уроку "Правописание корней -кос- и -кас- (русский язык 6 класс)

Дапнная презентация моджет использоваться на уроке русского языка в 6 классе в качестве практического материала при изучении темы "Словообразование"...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

Технологическая карта урока "Закрепление изученного по теме "Союз", русский язык 7 класс

Технологичекая карта урока русского языка в 7 классе в соответствии с  требованиями ФГОС....

Календарно-тематическое планирование уроков по АООП ООО, 102 ч. ("Русский язык. 8 класс: учебник". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)

Календарно-тематическое планирование уроков по АООП ООО,  102 ч. ("Русский язык. 8 класс: учебник". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)...