Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 5 – 9 классов (Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР у учащихся с ЗПР)
учебно-методический материал (5 класс)
Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Это связано с тем, что нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У обучающихся отмечаются в остаточной степени выраженности дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, нейродинамики и др. У учащихся с ЗПР повышена психическая истощаемость, что приводит к снижению умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_zpr_5-9_kl.doc | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
коррекционно-развивающих логопедических занятий
для учащихся 5 – 9 классов
(Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР
у учащихся с ЗПР)
2024 г.
Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Это связано с тем, что нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У обучающихся отмечаются в остаточной степени выраженности дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, нейродинамики и др. У учащихся с ЗПР повышена психическая истощаемость, что приводит к снижению умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден 05.03. 2004 г. № 1089); методиками логопедического сопровождения учащихся, методическими рекомендациями для учителей-логопедов Н.Н. Яковлевой, Т.А. Ткаченко, Е.В. Мазановой, И.А. Морозовой, О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской, О. А. Ишимовой, Л.Н. Ефименковой.
Цель курса: создание условий для преодоления нарушений чтения и письма, профилактики и преодоления дизорфографии, развития навыков учебной деятельности у обучающихся 5 – 9 классов.
Основные задачи:
РЕЧЕВЫЕ:
коррекция дисграфии, дислексии;
профилактика и (или) коррекция дизорфографии;
формирование и развитие фонематических, морфологических, грамматических, морфемных представлений;
развитие орфографической зоркости, отработка алгоритмов решения орфографических задач;
уточнение значений слов и обогащение словарного запаса посредством накопления новых слов, относящихся к разным частям речи;
формирование правильного звукопроизношения.
НЕРЕЧЕВЫЕ:
совершенствование умений и навыков планирования и организации деятельности;
совершенствование умение произвольно управлять вниманием; регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой группы;
совершенствование навыков самоконтроля и самопроверки;
совершенствование коммуникативных навыков в процессе учебной деятельности;
повышение мотивации к обучению и преодолению учебных затруднений;
совершенствование умения осуществлять рефлексию в процессе учебной деятельности.
Общая характеристика специального (коррекционного) курса
В соответствии с поставленными целями и задачами в программе можно выделить три основных направления коррекционной работы. Работа по направлениям строится параллельно с работой над освоением грамматических тем.
Коррекция нарушений чтения и письма
Развитие орфографической зоркости
Формирование грамматических, фонематических, морфологических и морфемных представлений
Отработка алгоритмов решения орфографических задач
Работа над словарными словами
Развитие навыков интонированного, осмысленного чтения
Обучение «учению»
Совершенствование умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию
Совершенствование умения планировать действия по выполнению задания
Совершенствование умения осуществлять итоговый самоконтроль
Совершенствование умения общаться в учебной ситуации
Совершенствование способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности
Развитие неречевых функций
Совершенствование квазипространственных представлений;
Совершенствование зрительно – моторных координаций;
Совершенствование сукцессивных функций;
Совершенствование гностических функций;
Совершенствование мнестических функций;
Совершенствование когнитивных функций.
Выбор грамматических тем соответствует основным темам программы по русскому языку 5 -9 классов. В каждом классе предусмотрены часы для закрепления и повторения пройденного.
В начале каждого занятия выполняется при необходимости артикуляционная гимнастика и упражнения для автоматизации звуков в словах и предложениях.
Место коррекционного курса в учебном плане
На прохождение курса отводиться 1 ч в неделю в каждом классе. Всего 34 часов в год.
класс | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | итого |
количество часов в учебном году | 34 ч | 34 ч | 34 ч | 34 ч | 34 ч | 170 ч |
количество часов в неделю | 1 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч | |
обследование состояния устной и письменной речи | 2 ч | 2 ч | 2 ч | 2 ч | 2 ч | 10 ч |
проверочные работы | 3 ч | 3 ч | 3 ч | 3 ч | 3 ч | 15 ч |
Планируемые результаты
Предметные результаты
- усвоить основные понятия курса русского языка (фонетические, лексические, грамматические), представляющие основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношения и функции;
- овладеть основными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач
Личностные результаты
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои ошибки, поступки;
- овладеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- овладеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности;
- формирование установки к работе на результат.
Метапредметные результаты
- уметь ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);
- уметь полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- уметь задавать вопросы.
Содержание логопедических занятий
Диагностика. Логопедическая диагностика: вводная, промежуточная, итоговая (изучение состояния устной, письменной речи и неречевых функций). Используется модифицированная теестовая методика Т. А. Фотековой (Речевая карта для учащихся среднего и старшего школьного возраста). Кроме того, проводятся диагностические работы: диктанты, списывания, тесты.
Фонетика. Графика.
Развитие фонематических представлений (дифференциация гласных и согласных, согласных по различным основаниям; обозначение мягкости согласных буквами Ь, Ю, Я, И, Е, Ё; транскрипция). Упражнения для совершенствования графомоторной координации.
Орфография. Развитие орфографической зоркости, отработка алгоритмов решения орфографических задач (повторение изученных орфограмм).
Морфемика и морфология. Развитие морфологических морфемных и лексико-грамматических представлений (состав слова, части речи, орфограммы в различных частях слова, дифференциация корней «-лаг-»-«-лож-», «-раст-/-ращ-»-«-рос-»; чередование гласных в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-. дифференциация приставок на з-с; суффиксальные орфограммы; суффиксы наречий (правило окна) и глаголов.
Синтаксис. Развитие анализа структуры предложения. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Обращение. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания.
Связная речь. Чтение. Упражнения в составлении предложений (с заданными словами, на различные темы). Устный рассказ, пересказ. Упражнения для развития навыка чтения.
Оценка планируемых результатов
Оценка динамики индивидуальных достижений проводится на основании сопоставительных данных первичной и контрольной диагностики: по методике О.Б. Иншаковой;
Уровень усвоения по разделам программы оценивается по результатам проверочных работ.
Обучающийся 5 – 7 класса должен знать:
понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение», «рассказ».
роль гласных и согласных и слове;
смысловые и грамматические признаки слов-предметов, действий, отношений, признаков;
вопросительные слова к словам-предметам, действиям, признака
условно - графические схемы слов и предложений; принцип построения простого предложения и возможность его распространения;
существительные изменяются по числам и падежам;
глаголы изменяются по числам, родам и временам;
возможности использования способов словообразования.
Обучающийся должен уметь: говорить фонетически внятно, членораздельно, выразительно;
производить фонетический разбор; делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в словах различной слоговой структуры, определять характер звуков: гласные /ударные, безударные/, согласные /звонкие - глухие, твердые - мягкие/, соотносить количество звуков и букв в словах;
образовывать нужную в предложении форму словаиспользовать в предложении слова различных частей речи /существительные, глаголы, прилагательные/, устанавливать связь между ними по вопросам;
отвечать на вопросы, используя слова вопроса;
составлять предложения по опорным словам по картинкам и сериям
группировать слова, словосочетания, предложения по заданному признаку;
пользоваться формами словообразования и словоизменения для точности выражения мысли; использовать грамматические, конструкции словосочетаний с существительными /по типу согласования/ и с глаголами /по типу управления и примыкания/.
Обучающийся 8 – 9 класса должен знать:
- структуру и грамматические признаки простых распространенных предложений;
- характеристику частей речи, их формы, возможности употребления в предложениях;
- признаки однокоренных слов, синтаксическая роль разных морфемных частей слова; одно и то же смысловое содержание может оформляться разными речевыми средствами;
- различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыслу содержание;
- запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением обогащает речь; грамматические средства изменения существительных, прилагательных, глаголов; связь частей речи и значения формы каждой части речи для выполнения синтаксической роли.
Обучающийся должен уметь:
- включать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, в состав предложений разных структур; определять синтаксическую роль слова по той или иной его части /окончанию, суффиксу, приставке/;
- различать существительные мужеского, женского и среднего рода по их связям с другими словами в предложении;
- определять значение наиболее употребляемых существительных с мягким знаком; изменять грамматическую форму слов в зависимости от ее значения в составе предложения;
- составлять простые и сложные предложения и ситуативной речи; пользоваться приемами словообразования и словоизменения для выражения отношений между словами; определять тему рассказа по содержанию.
Тематическое планирование
5 класс (34 часа)
№ | Тема коррекционного занятия | Кол-во часов |
1 | Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи, связной речи. | 1 |
2 | Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений. | 1 |
Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки и буквы | ||
3 | Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 |
4 | Гласные после шипящих и Ц. | 1 |
Согласные звуки и буквы | ||
5 | Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова) | 1 |
6 | Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком. | 1 |
7 | Разделительный мягкий знак. | 2 |
8 | Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. | 1 |
9 | Непроизносимые согласные. | 1 |
10 | Удвоенные согласные. | 1 |
Морфемика и словообразование | ||
11 | Основа слова и окончание. | 1 |
12 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 |
13 | Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с приставками, противоположными и близкими по значению. | 1 |
14 | Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-). | 1 |
15 | Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, -енн-). | 1 |
16 | Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …). | 1 |
17 | Проверочная работа | 1 |
Словоизменение Имя существительное | ||
18 | Изменение существительных по числам. | 1 |
19 | Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.) | 1 |
20 | Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.) | 1 |
21 | Закрепление пройденного | 1 |
Имя прилагательное | ||
22 | Род имён прилагательных. | 1 |
23 | Изменение прилагательных по числам. | 1 |
24 | Согласование прилагательных с существительными в роде. | 1 |
25 | Согласование прилагательных с существительными в числе. | 1 |
26 | Изменениепо падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, -ий, -ья, -ье, -ов, -ин. | 1 |
27 | Закрепление пройденного | 1 |
Глагол | ||
28 | Изменение глаголов по временам. | 1 |
29 | Изменение глаголов по числам. | 1 |
30 | Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. | 1 |
31 | Согласование глаголов с существительными в числе. | 1 |
32 | Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным. | 1 |
33 | Обследование | 1 |
Всего: | 34 часа |
Тематическое планирование
6 класс (34 часа)
№ | Тема коррекционного занятия | Кол-во часов |
1 | Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант. | 1 |
2 | Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи, связной речи. | 1 |
Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки и буквы | ||
3 | Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, -ращ-. | 1 |
4 | Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-. | 1 |
5 | Правописание гласных в приставках –пре-, -при-. | 2 |
Согласные звуки и буквы | ||
6 | Правописание согласных в приставках. | 2 |
Твёрдые и мягкие согласные | ||
7 | Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм. | 2 |
8 | Проверочная работа. | 1 |
Развитие слогового анализа и синтеза | ||
9 | Правописание сложных слов. | 2 |
Словообразование | ||
10 | Сложные слова. Сложносокращённые слова. | 2 |
Словоизменение Имя существительное | ||
11 | Несклоняемые имена существительные. | 2 |
Имя прилагательное | ||
12 | Степени сравнения имени прилагательных. | 2 |
Имя числительное | ||
13 | Согласование порядковых числительных с существительными. | 2 |
Местоимение | ||
14 | Согласование местоимений с существительными. | 2 |
Глагол | ||
15 | Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Окончания глаголов | 2 |
16 | Закрепление пройденного. Проверочная работа | 1 |
Развитие анализа структуры предложения | ||
17 | Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на предложения. | 1 |
18 | Составление текста из предложений, данных в разбивку. | 2 |
19 | Составление текста из деформированных предложений. | 2 |
20 | Обследование | 1 |
21 | Закрепление изученного | 2 |
Всего: | 34 часа |
Тематическое планирование
7 класс (34 часа)
№ | Тема коррекционного занятия | Кол-во часов |
1 | Письменная работа, включающая в себя диктант. | 1 |
2 | Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи, связной речи. | 1 |
Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки и буквы | ||
3 | Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-. | 1 |
4 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 |
5 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 |
6 | Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 |
7 | Наречие. Конечные гласные наречий. | 1 |
Согласные звуки и буквы | ||
8 | Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий. | 1 |
9 | Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е. | 1 |
10 | Проверочная работа | 1 |
Развитие анализа структуры предложений | ||
11 | Причастие как особая форма глагола. | 1 |
12 | Причастный оборот. | 1 |
13 | Анализ предложений с причастным оборотом. | 1 |
14 | Деепричастие как особая форма глагола. | 1 |
15 | Деепричастный оборот. | 1 |
16 | Анализ предложений с деепричастным оборотом. | 1 |
17 | Наречие как часть речи. | 1 |
18 | Анализ предложений с наречиями. | 1 |
19 | Анализ предложений с предлогами (без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через). | 1 |
20 | Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над). | 1 |
21 | Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде). | 1 |
22 | Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. | 1 |
23 | Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. | 1 |
24 | Распространение предложений. | 1 |
25 | Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но). | 1 |
26 | Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение. | 1 |
27 | Закрепление пройденного | 1 |
Развитие анализа структуры текста | ||
28 | Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение». | 1 |
29 | Составление текста из деформированных предложений. | 1 |
30 | Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста. | 1 |
31 | План. Пересказ текста по составленному плану. | 1 |
32 | Подробное изложение повествовательных текстов. | 1 |
33 | Обследование | 1 |
34 | Проверка результативности коррекционной работы. | 1 |
Всего: | 34 часа |
Тематическое планирование
8 класс (34 часа)
№ | Тема коррекционного занятия | Кол-во часов |
1 | Письменная работа, включающая в себя диктант. | 1 |
2 | Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи, связной речи. | 1 |
Повторение | ||
3 | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 |
4 | Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова) | 1 |
5 | Состав слова | 1 |
6 | Удвоенные согласные | 1 |
7 | Приставки и предлоги | 1 |
8 | Диктант | 1 |
Работа над предложением | ||
9 | Уточнение представлений о предложении. | 1 |
10 | Типы предложений по цели высказывания. | 1 |
11 | Главные и второстепенные члены предложений. | 1 |
12 | Нахождение слов, связанных с подлежащим. | 1 |
13 | Нахождение слов, связанных со сказуемым. | 1 |
14 | Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). | 1 |
15 | Конструирование предложений с однородными членами. | 1 |
16 | Конструирование предложений с обращениями и вводными словами. | 1 |
17 | Способы передачи чужой речи. | 1 |
18 | Прямая и косвенная речь. | 1 |
19 | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. | 1 |
20 | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. | 1 |
21 | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже. | 1 |
22 | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице. | 1 |
23 | Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений. | 1 |
24 | Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений. | 1 |
25 | Проверочная работа | 1 |
Работа над текстом | ||
26 | Пересказ по серии сюжетных картинок. | 1 |
27 | Пересказ по сюжетной картинке. | 1 |
28 | Что такое план. | 1 |
29 | Виды планов. | 1 |
30 | Пересказ по плану. | 1 |
31 | Изложение текста по вопросам и опорным словам. | 1 |
32 | Изложение текста по коллективно составленному плану. | 1 |
33 | обследование | 1 |
34 | Проверка результативности коррекционной работы. | 1 |
Всего: | 34 часа |
Тематическое планирование
9 класс (34 часа)
№ | Тема коррекционного занятия | Кол-во часов |
1 | Письменная работа, включающая в себя диктант. | 1 |
2 | Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи, связной речи. | 1 |
Повторение | ||
3 | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 |
4 | Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова) | 1 |
5 | Непроизносимые согласные. | 1 |
6 | Состав слова | 1 |
7 | Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, -ращ-. | 1 |
8 | Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-. | 1 |
9 | Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-. | 1 |
10 | Диктант | 1 |
Работа над предложением | ||
11 | Уточнение представлений о предложении. | 1 |
12 | Типы предложений по цели высказывания. | 1 |
13 | Главные и второстепенные члены предложений. | 1 |
14 | Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). | 1 |
15 | Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами. | 1 |
16 | Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами. | 1 |
17 | Конструирование бессоюзных сложных предложений. | 1 |
18 | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. | 1 |
19 | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. | 1 |
20 | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже. | 1 |
21 | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице. | 1 |
22 | Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений. | 1 |
23 | Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений. | 1 |
24 | Проверочная работа | 1 |
Работа над текстом | ||
25 | Тема текста, основная мысль, опорные слова. | 1 |
26 | Типы текстов. | 1 |
27 | Структура текста. Понятие о микротеме. | 1 |
28 | План. Виды плана. | 1 |
29 | Составление планов разных видов. | 1 |
30 | Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. | 1 |
31 | Редактирование изложения. | 1 |
32 | Типы текста. Сравнительное описание. | 1 |
33 | Обследование | 1 |
34 | Проверка результативности коррекционной работы. | 1 |
Всего: | 34 часа |
Материально – техническое обеспечение
Для учащихся:
О. А. Ишимова. Чтение. Читаю словами.
О. А. Ишимова. Чтение. Читаю и понимаю.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Электронные пособия:
«Я пишу грамотно» 1С: Образовательная коллекция.
Для учителя:
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006г.
Елецкая О.В. Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи// Логопед, 2005 - №1
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР/ практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003г.
О. Б. Иншакова. Методика выявления дизорфографии у младших школьников. – М.: В. Секачев, 2014 г
Ишимова О. А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Програмно – методические материалы. М.: Просвещение, 2014 г.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991.
Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО,2004.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения
Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...
Рабочая программа по логопедии для учащихся с нарушением чтения и письма
В программе отражаются основные направления коррекционной работы по исправлению чтения и письма в старших классах. С учетом учебного плана 2 часа в неделю. Материал разбит на блоки в соответствии со с...
Конспект занятия. Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез слов с лексической темой "Овощи" 2 класс с логопедическим заключением нарушение чтения и письма, обусловленное н.в. ОНР III уровня.
Обучение учащихся 2 классов к звуко-буквенному анализу и синтезу....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов. Срок реализации...
Конспект занятия в группе младших школьников с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР
Тема занятия. Однокоренные слова. Лексическая тема "Осень"....
"Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся"
Коррекционно-развивающая программа "Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи" составлена для учащихся вторых классов с с нарушениями чтен...