Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
методическая разработка по теме
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение приобретает формирование и развитие монологической и диалогической речи.
Конспект занятия. 3 класс. Тема: "Полюбуйся весна наступает..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovani_universalnyh_deystviy_pismo.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЦО №1948 «Лингвист М»
ЮЗАО г. Москва
Учитель – логопед высшей категории
Асеева Ирина Ивановна
Формирование коммуникативных универсальных действий
на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с
учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи.
(из опыта работы)
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности в процессе овладения знаниями. В связи с этим большое значение приобретает формирование и развитие монологической и диалогической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Как известно, содержание коммуникативных умений многообразно. Это умение передать в речи свои знания о предмете, сделать какое-либо сообщение, выразить отношение к событию, привлечь внимание собеседника к тому или иному факту; обратиться с приветствием, благодарностью, извинением, просьбой, вопросом; умение предложить помощь, выразить сочувствие, расспросить собеседника, дать эмоциональную оценку какому-либо факту и событию и т. д.
Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие умения и учебные действия необходимо формировать при проведении коррекционной работы с учащимися имеющими дисграфические и дислексические нарушения.
У этих детей неполноценно сформированы значимые для обучения в школе коммуника тивная и обобщающая функции речи.
Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распрастранённого предложения, непонимание связей в тексте, а отсюда неумение последовательно передавать содержание услышенного, увиденного или пережитого, приводят к тому, что ученики на более поздних этапах обучения не владеют навыками написания изложения и сочинения. Особенно трудна для этих учащихся монологическая речь.
При первичном обследовании устной речи выявляю возможности учащегося в использовании различных видов связных высказываний – от единичной фразы до составления рассказов с элементами собственного творчества; определяю способность к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.
Комплексное исследование связной монологической речи позволяет получить дополнительные данные о степени готовности детей к школьному обучению и разработать индивидуальные и групповые коррекционные занятия; разработать разные по сложности задания по вариантам.
Коррекционное обучение предполагает решение, следующих задач:
- Развивать речевую активность детей во всех видах деятельности;
- Развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь;
- Обогащать пассивный и активный словарь;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Совершенствовать уже сформировавшиеся функции и формы речи
(в частности диалогическую речь);
- Учить детей действию планирования в рассказывании (работать над фразой с использованием внешних опор в виде предметных и сюжетных картинок);
- Обучать творческому рассказыванию;
- Формировать осознание языковой действительности;
- Развивать слуховое внимание, память, фонематический слух;
- Формировать интонационную выразительность.
Такие задачи, как развитие словаря, грамматического строя речи и некоторые другие успешно решаются в процессе общей коррекционно-развивающей работы с детьми. Работу по развитию и совершенствованию монологической и диалогической речи у детей с 1 класса осуществляю в процессе игровой деятельности (практические задания, упражнения, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры), что позволяет активизировать детей, заинтересовать их, создать мотивацию для речевой деятельности.
Одним из начальных этапаов работы является обучение связности высказывания. Использую следующие тренировочные упражнения:
- даётся деформированный текст из 3-4 фраз, дети учатся располагать предложения в логической последовательности;
- данное предложение дополнить другим предложением, логически с ним связанным;
- логическое продолжение мысли (Коля выбежал из дома. Он….);
- составление связного высказывания по двум-трём опорным вопросам:
«Кто идёт? Куда идёт? Кого встретил?»; с нахождением в контексте предложений, не подходящих по смыслу.
- составление предложений разной структуры.
Далее перехожу к отработке умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания. Так, обучая
детей повествованию (т.е. умению рассказать о прочитанном, увиденном, каких-либо событиях направляю их внимание на смену действий и причинно-временную их последовательность, т.е. специально учу выбирать глаголы и опираться на них при построении рассказа).
При описании предметов активно используем на занятиях имена прилагаельные. Провожу работу по формированию умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия; использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания. Чаще всего рассказы-описания составляются при опоре на восприятие, т.е. учащиеся описывают то, что видят перед собой. Но мы используем в описательном рассказе и образы памяти - ребёнок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям даёт описание одушевлённого или неодушевлённого предмета.
Учу детей составлять рассказы по серии картинок; соотносить данные вразбивку предложения с определёнными картинками серии; составлять начало и конец повествования; составлять повествование по ключевым словам, по вопросам, по аналогии с изменением последовательности действия как с опорой на картинку, так и без неё и т.д. На занятиях учащиеся учатся проявлять творческую инициативу и выдумку в рамках реалистического рассказа. Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события или действия. По сюжетам дети придумывают рассказы не только с одним героем, но и с несколькими действующими лицами. Наличие двух-трёх персонажей даёт основание вводить в описание диалог. Учащиеся учатся вести диалоги на разные темы; составляют различные вопросительные предложения по инструкции, речевому образцу, а также путём корректировки высказываний ребёнка другими детьми в процессе живого общения. На занятиях дети знакомятся со стилями речи: разговорным и книжным; учатся отбирать языковые средства, соответствующие содержанию высказывания; упражняются в построении высказываний в определённой композиционной форме в зависимости от данного типа и стиля речи; интонационно грамотно их оформлять.
Для успешного решения задач по повышению уровня общеобразовательной подготовки учащихся необходимо заложить прочный фундамент знаний в начальных классах. Учитель - логопед активно помогает ученикам в усвоении программного материала, индивидуализируя методы и прёмы их обучения, эффективно осуществляет коррекцию имеющихся у них нарушений устной и письменной речи.
Формирование коммуникативных универсальных действий.
КОНСПЕКТ
группового логопедического занятия в 3 классе
Тема: «Полюбуйся: весна наступает…».
Цели: Формировать коммуникативные универсальные действия: учить взаимопониманию в процессе активного диалога и работе в коллективе; обмениваться необходимой и достаточной информацией для совместной деятельности; проверять результат своей работы; развивать связную речь, формировать монологическую и диалогическую речь; формировать понятия у учащихся о предложении, тексте; формировать умение подбирать проверочные слова к безударным гласным; учить мыслить, рассуждать, делать выводы; воспитывать любовь к русскому слову, языку, природе.
Задачи урока:
- Организовать работу по конструированию образных выражений.
- Организовать работу по подбору синонимов.
- Учить правильно подбирать проверочные слова к безударным гласным.
- Учить внимательно относиться к русскому слову, языку.
Оборудование: предметные картинки, карточки с заданиями для фронтальной и самостоятельной работ, репродукции известных художников и рисунки детей на тему: «Весна»; мяч.
Ход урока
1. Организационный момент.
Развитие внимания, зрительной памяти.
На доске предметные картинки:
Муравей, волк, паук, шмель
Ласточка, журавль, курица, грач.
а) Что лишнее в каждом ряду? (убрать лишнюю картинку).
б) Как одним словом можно назвать оставшиеся предметы?
(насекомые, перелётные птицы)
в) Вспомните и назовите все картинки на определённую тему.
2. Дыхательная гимнастика.
- Вдохнули через нос, на выдохе посчитаем до 5.
- Вдохнули через нос, на выдохе посчитаем до 7.
Повторение скороговорки.
- Вдохнули через нос, на выдохе скажем знакомую скороговорку:
Журчали ручьи и урчали,
Жужжали шмели над ручьями.
3. Сообщение темы урока.
Вступительное слово логопеда:
- Сегодня на уроке мы будем говорить о весне, о любви к этому удивительному времени года, к окружающему нас миру, к самой жизни. Весна….. Какое это прекрасное время года! Почему весну называют прекрасным временем года?
Предлагает подобрать синоним к слову «прекрасное»
Ученики
рассуждают, высказывают свои мнения (прелестное, чудесное, очаровательное,
удивительное).
Логопед:
- Никогда не бывает столько перемен в природе, как весной. Неизъяснимой прелестью наполняется всё вокруг. Природа с каждым днём больше и больше прихорашивается. Она пробуждается, расцветает, звенит, поёт на все голоса.
Послушайте стихотворение И.С. Никитина
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
- Это эпиграф к нашему уроку.
Эпиграф – изречение (цитата) перед произведением, в котором сосредоточена главная мысль, его идея.
- Какую картину представили, слушая поэта И.С. Никитина?
Ученики словесно рисуют картины природы.
Логопед
- В каком значении выступает слово «золото»? (учащиеся рассуждают)
- Какие ещё значения имеет слово «наступает»? (ответы детей)
4. Составление словосочетаний.
На доске репродукции и фотозарисовки о весне.
Логопед
- Обратите внимание на слова, записанные на доске: капель, проталина, ручьи.
- Что такое проталина? Капель? (если дети затрудняются, объясняет смысл слов)
- Есть ли связь между весной и данными словами? Найдите её.
Ученики называют признаки весны (речка темнеет, надувается, скоро «заревёт», солнце светит ярко, плачут сосульки, появляются подснежники и т. д.)
- Какие признаки весны вы ещё можете назвать?
- Подберите и запишите подходящие признаки к данным существительным.
( у каждого ученика индивидуальные карточки со словами-существительными:
Весна (какая?) - ..; подснежник (какой?) - ..; солнце (какое?) - ..; ручьи (какие?) - .
Ученики составляют словосочетания и записывают их. Работа проверяется.
5. Физкультминутка.
Игра «Подбери проверочное слово»
(Логопед говорит слово и отдаёт мяч – ребёнок называет проверочное слово:
страна– страны; гнездо – гнёзда, плечо – плечи, пятно – пятна, тяну –...)
- Работа с текстом.
а) Логопед:
- Послушайте, как писатель Н. Сладков пишет о проталинах. Читает выразительно текст.
На всех снежных полянах рыжие пятна-проталины. Это апрельские веснушки.
День ото дня их всё больше и больше. Не успеешь глазом моргнуть, как все эти
маленькие веснушки сольются в одну большую весну.
Логопед
- С чем сравниваются весенние проталины? Какое сравнение подобрали бы вы?
Какой вы представляете большую весну?
Ученики рассуждают.
б) Логопед предлагает ученикам из данных слов составить предложения. Озаглавить текст и записать в тетрадь. Ученики работают в паре.
(слова каждого предложения напечатаны на цветной бумаге; ученики вдвоём сначала ищут полоски одинакового цвета, а потом из слов составляют в нужной последовательности предложения).
1) Растопила, снежные, весна, сугробы;
2) крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились;
3) с, жаворонки, скворцы, ласточки, юга, прилетели;
4) слышатся, задорные, всюду, песни, пернатых.
Взаимопроверка тетрадей.
6. Итог занятия. - Что нового узнали?
- Что больше всего понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения
Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однак...
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
Виды упражнений,направленных на формирование умения работать с текстом учащимися ,имеющими нарушения устной и письменной речи
методическая разработка для учителей-логопедов и учителей начальной школы...
Компьютер - как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи.
Цель использования компьютерных ресурсов в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...
Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»...