Конспект занятия в группе младших школьников с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР
план-конспект
Тема занятия. Однокоренные слова. Лексическая тема "Осень".
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА, ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Тема занятия. Однокоренные слова. Лексическая тема «Осень».
Цель. Обогащение словаря, развитие навыков правильного согласования слов в словосочетании и предложении в устной и письменной речи.
Задачи:
пополнить и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов, в том числе за счёт однокоренных слов, относящихся к разным частям речи; развивать навык согласования существительных и прилагательных с количественными числительными;
формировать навык самоконтроля при письме;
развивать речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
Материал: предметные картинки «Деревья»; листья разных деревьев: клёна, дуба, ивы, берёзы, осины, тополя; индивидуальные карточки с заданиями; табличка-памятка «Проверь написанное!» с окончаниями имён прилагательных:
«Если какая? – то -ая, -яя;
Если какой? – то -ый, -ий или –ой;
Если какое? – то -ее, -ое;
Если какие? – то -ые, -ие».
Ход занятия
I.Оргмомент
– Правильно ли говорят: «Ноябрь – последний месяц осени». «Ноябрь – предзимний месяц»?
– Какое слово не подходит и почему? (Вспоминаем признаки однокоренных слов).
Осень, осенний, синий;
дождь, дождливый, дождевик, подожди.
– Скажи по-другому (образуй однокоренные слова):
месяц осени – (месяц (какой?) осенний);
погода осенью – (погода (какая?) осенняя);
ненастье осенью – (ненастье (какое?) осеннее)
(уточнение значения слова ненастье – пасмурная, дождливая погода, запись слова на доске;
дни осени – (дни (какие?) осенние).
II. Объявление темы занятия
– Мы продолжим изучение темы «Однокоренные слова», вспомним слова-предметы (имена существительные), слова-признаки (имена прилагательные), слова-действия (глаголы) и в конце осени ещё немножко поговорим про это время года.
III. «Подбери признак». Согласование имён прилагательных с именами существительными
Работа на доске и в тетрадях. Самоконтроль с использованием табличек-памяток.
– В левый узкий столбик записываем слова-предметы (уточняется вопрос), а в правый широкий – слова-признаки (вспоминаем, на какие вопросы они отвечают):
осень ранняя, золотая, поздняя;
небо хмурое, серое, низкое, облачное;
дожди мелкие, холодные, частые, затяжные.
– Вспомним слова-действия. Что делает небо? (Хмурится, потому что хмурое).
Что делают дожди? (Идут, моросят, льют, накрапывают).
IV. Работа над дикцией
Чтение слогов, написанных на доске:
– взма-взма-взма – хоровое и индивидуальное проговаривание, сопровождающееся движениями кистей рук. Договорите слово: взмах, взмахнул. Объяснение значения слова: взмах – маховое движение вверх. Чем? (рукой, крылом, веслом, ногой).
Чтение и отгадывание загадки, написанной на доске:
Рукавом взмахнул – деревья согнул (ветер).
– Добавьте в таблицу слово ветер.
– Какой ветер может согнуть деревья? Признаки ветра впишите в соответствующий столбик (сильный, резкий, порывистый).
– Прочитайте загадку с разной интонацией: с удивлением, весело, сердито, спокойно.
V. Дыхательная гимнастика, физминутка. Дети снимают обувь, встают на массажные коврики.
Вдох носом, на выдохе спокойно тянем: ввввв _______ умеренный ветер;
вдох ртом, выдох толчкообразный: ввв______ ввв _______ ввв ______ порывистый ветер.
Что делает ветер? (Дует, налетает, сгибает, качает (деревья), срывает (листья) и т.д.).
Покажите, как качаются от ветра высокие деревья. (Поднимаются на носочки, тянутся вверх, вытягивая позвоночник, раскачиваются вправо, влево).
Ветер сорвал листья и разбросал их повсюду. Найдите одинаковые листья. Скажите, с какого дерева и какой лист, посчитайте их. Правой рукой посчитаем тополиные листья 1(2, 3, 4, 5); левой рукой – ивовые (берёзовые, дубовые, осиновые – на выбор).
VI. Заключительная часть.
– Прочитайте все слова-предметы (имена существительные) и сделайте вывод, что можно описать с их помощью. (Погоду). Впишите это слово в соответствующий столбик. (Дети добавляют в первый столбик слово погода).
– Какая бывает погода, когда:
идёт дождь – (дождливая); какая гласная пишется в корне слова и почему?
дует ветер – (ветреная);
когда холодно – (холодная). Как напишем это слово?
– А как можно назвать такую погоду одним словом? (Ненастная). В этом слове есть непроизносимый согласный. Как его проверить? Найдите на доске однокоренное слово.
– Впишите все слова-признаки в нужный столбик самостоятельно (работа в тетрадях).
Работа по карточкам.
1.Впишите в предложения недостающие слова, пользуясь таблицей в тетрадях.
На улице (какая?) осень.
Хмурится (какое?) (что?) .
Моросит (какой?) (что?) .
Дует (какой?) (что?) .
Стоит (какая?) погода.
2. Самопроверка с использованием табличек-памяток. Чтение предложений. Оценка работ.
VII. Итог занятия
1.О каких словах мы сегодня говорили? (О словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях, т.е. об именах существительных, именах прилагательных, глаголах).
2.Приведите примеры, показывающие, как дружат между собой слова (Дождь идёт, дожди идут и т.д.)
3.Какие однокоренные слова мы называли? (осень – осенний, ветер – ветреный, ива – ивовый и т.д.)
4.Для чего нужны однокоренные слова? (Они делают нашу речь правильной, богатой, выразительной).
Сайфуллина Светлана Степановна
учитель-логопед высшей квалификационной категории МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ
Список литературы
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: ИД «Литера», 2003.
- Парамонова Л.Г. Как научить ребёнка правописанию. – СПб.: «Дельта», М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА, ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Тема занятия. Однокоренные слова. Лексическая тема «Осень».
Цель. Обогащение словаря, развитие навыков правильного согласования слов в словосочетании и предложении в устной и письменной речи.
Задачи:
пополнить и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов, в том числе за счёт однокоренных слов, относящихся к разным частям речи; развивать навык согласования существительных и прилагательных с количественными числительными;
формировать навык самоконтроля при письме;
развивать речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
Материал: предметные картинки «Деревья»; листья разных деревьев: клёна, дуба, ивы, берёзы, осины, тополя; индивидуальные карточки с заданиями; табличка-памятка «Проверь написанное!» с окончаниями имён прилагательных:
«Если какая? – то -ая, -яя;
Если какой? – то -ый, -ий или –ой;
Если какое? – то -ее, -ое;
Если какие? – то -ые, -ие».
Ход занятия
I.Оргмомент
– Правильно ли говорят: «Ноябрь – последний месяц осени». «Ноябрь – предзимний месяц»?
– Какое слово не подходит и почему? (Вспоминаем признаки однокоренных слов).
Осень, осенний, синий;
дождь, дождливый, дождевик, подожди.
– Скажи по-другому (образуй однокоренные слова):
месяц осени – (месяц (какой?) осенний);
погода осенью – (погода (какая?) осенняя);
ненастье осенью – (ненастье (какое?) осеннее)
(уточнение значения слова ненастье – пасмурная, дождливая погода, запись слова на доске;
дни осени – (дни (какие?) осенние).
II. Объявление темы занятия
– Мы продолжим изучение темы «Однокоренные слова», вспомним слова-предметы (имена существительные), слова-признаки (имена прилагательные), слова-действия (глаголы) и в конце осени ещё немножко поговорим про это время года.
III. «Подбери признак». Согласование имён прилагательных с именами существительными
Работа на доске и в тетрадях. Самоконтроль с использованием табличек-памяток.
– В левый узкий столбик записываем слова-предметы (уточняется вопрос), а в правый широкий – слова-признаки (вспоминаем, на какие вопросы они отвечают):
осень ранняя, золотая, поздняя;
небо хмурое, серое, низкое, облачное;
дожди мелкие, холодные, частые, затяжные.
– Вспомним слова-действия. Что делает небо? (Хмурится, потому что хмурое).
Что делают дожди? (Идут, моросят, льют, накрапывают).
IV. Работа над дикцией
Чтение слогов, написанных на доске:
– взма-взма-взма – хоровое и индивидуальное проговаривание, сопровождающееся движениями кистей рук. Договорите слово: взмах, взмахнул. Объяснение значения слова: взмах – маховое движение вверх. Чем? (рукой, крылом, веслом, ногой).
Чтение и отгадывание загадки, написанной на доске:
Рукавом взмахнул – деревья согнул (ветер).
– Добавьте в таблицу слово ветер.
– Какой ветер может согнуть деревья? Признаки ветра впишите в соответствующий столбик (сильный, резкий, порывистый).
– Прочитайте загадку с разной интонацией: с удивлением, весело, сердито, спокойно.
V. Дыхательная гимнастика, физминутка. Дети снимают обувь, встают на массажные коврики.
Вдох носом, на выдохе спокойно тянем: ввввв _______ умеренный ветер;
вдох ртом, выдох толчкообразный: ввв______ ввв _______ ввв ______ порывистый ветер.
Что делает ветер? (Дует, налетает, сгибает, качает (деревья), срывает (листья) и т.д.).
Покажите, как качаются от ветра высокие деревья. (Поднимаются на носочки, тянутся вверх, вытягивая позвоночник, раскачиваются вправо, влево).
Ветер сорвал листья и разбросал их повсюду. Найдите одинаковые листья. Скажите, с какого дерева и какой лист, посчитайте их. Правой рукой посчитаем тополиные листья 1(2, 3, 4, 5); левой рукой – ивовые (берёзовые, дубовые, осиновые – на выбор).
VI. Заключительная часть.
– Прочитайте все слова-предметы (имена существительные) и сделайте вывод, что можно описать с их помощью. (Погоду). Впишите это слово в соответствующий столбик. (Дети добавляют в первый столбик слово погода).
– Какая бывает погода, когда:
идёт дождь – (дождливая); какая гласная пишется в корне слова и почему?
дует ветер – (ветреная);
когда холодно – (холодная). Как напишем это слово?
– А как можно назвать такую погоду одним словом? (Ненастная). В этом слове есть непроизносимый согласный. Как его проверить? Найдите на доске однокоренное слово.
– Впишите все слова-признаки в нужный столбик самостоятельно (работа в тетрадях).
Работа по карточкам.
1.Впишите в предложения недостающие слова, пользуясь таблицей в тетрадях.
На улице (какая?) осень.
Хмурится (какое?) (что?) .
Моросит (какой?) (что?) .
Дует (какой?) (что?) .
Стоит (какая?) погода.
2. Самопроверка с использованием табличек-памяток. Чтение предложений. Оценка работ.
VII. Итог занятия
1.О каких словах мы сегодня говорили? (О словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях, т.е. об именах существительных, именах прилагательных, глаголах).
2.Приведите примеры, показывающие, как дружат между собой слова (Дождь идёт, дожди идут и т.д.)
3.Какие однокоренные слова мы называли? (осень – осенний, ветер – ветреный, ива – ивовый и т.д.)
4.Для чего нужны однокоренные слова? (Они делают нашу речь правильной, богатой, выразительной).
Сайфуллина Светлана Степановна
учитель-логопед высшей квалификационной категории МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ
Список литературы
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: ИД «Литера», 2003.
- Парамонова Л.Г. Как научить ребёнка правописанию. – СПб.: «Дельта», М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма».
Преодоление нарушений чтения и письма у младших школьников предполагает прежде всего формирование языкового анализа и синтеза. В ходе коррекционной работы логопед нередко сталкивается с...
Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи.
Комбинированное занятие, направленное на обощение знаний о гласных звуках и буквах. В занятии раскрыты приемы сравнения звуков и букв Ш и Щ на слух и по начертанию....
Конспект занятия. Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез слов с лексической темой "Овощи" 2 класс с логопедическим заключением нарушение чтения и письма, обусловленное н.в. ОНР III уровня.
Обучение учащихся 2 классов к звуко-буквенному анализу и синтезу....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов. Срок реализации...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 3 класса с нарушением чтения и письма.
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 3 класса с нарушением чтения и письма.Цель: совершенствование навыка анализа структуры предложения, обогащение лексико-грамматической стороны реч...
"Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся"
Коррекционно-развивающая программа "Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи" составлена для учащихся вторых классов с с нарушениями чтен...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...