Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения
методическая разработка по теме
Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.
Конспект занятия. 2 класс. Тема: "Средства выразительности речи. Интонация."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie__universalnyh_deystviy_chtenie.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель – логопед высшей категории
Асеева Ирина Ивановна
Формирование коммуникативных универсальных действий
на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с
учащимися с нарушениями чтения.
(из опыта работы)
В нашем веке новых технологий и открытий, от современных школьников требуется быстро и в большом объёме усваивать всё новые и новые знания. Уровень и объём знаний, получаемых школьниками, во многом зависит от возможности быстро и правильно читать, понимать смысл прочитанного.
В Национальной программе поддержки и развития чтения, принятой в России в
2007 г., указано: «..чтение – основной и ничем не заменимый источник социального опыта…. Все остальные каналы (телевидение, радио, повседневное общение и др.) несут более поверхностную информацию и выполняют роль своего рода путеводителей, побудителей к поиску достоверной письменной информации».
Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Трудности в овладении детьми навыком чтения являются одной из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости. Как правило, они обнаруживаются к концу 1-го класса и в большинстве случаев сохраняются позднее.
По разным данным доля детей с нарушениями чтения колеблется от 2 до 20%.
Нарушение чтения или дислексия – это состояние, основной характеристикой которой является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения. (А.Н. Корнев).
А.Н. Корнев в своих работах пишет, что неудачи при овладении письмом и чтением могут вызвать и закрепить у ребёнка такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.
Эти дети нуждаются в специальной психологической поддержке и коррекционной работе с учителем-логопедом.
Дислексические нарушения поддаюся коррекции и значительно повышают шансы на успех, особенно на начальных этапах формирования навыка чтения. По данным исследователей при выявлнии дислексии в 1-2 классе чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 3-м классе это происходит в 46% , в 4-м – в 42%, в 5-7-м классе в 10-15% случаев. Для эффективности коррекционной работы необходима преемственность между логопедом, психологом и учителем, у которого учится ребёнок (согласование коррекционных занятий с программой школы и, наоборот для внесения некоторых необходимых изменений в методику преподавания в классе; также необходимо включение родителей в коррекционную и психотерапевтическую работу с ребёнком). Без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим.
При первичном обследовании учащегося я информирую обо всех результатах обследования учителя, родителей, психолога и обсуждаю с ними цели коррекции, ближайшие и отдалённые, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. С уверенностью могу сказать, что одной из распространенных причин неуспе
ваемости учащихся начальных классов школы являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением.
У учащихся с нарушением устной речи неполноценно сформированы значимые для обучения в школе коммуника тивная и обобщающая функции речи. От своевременного по явления этих функций зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получа ет новую информацию, но и усваивает ее. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и диф ференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания.
Словарный запас учащихся с нарушением чтения ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, харак теризуется неточностью значений (неправомерным расшире нием или сужением значений, смешением слов по смыслово му и звуковому сходству), трудностями актуализации словаря. Бедность словаря особенно ярко выступает при необходимости обозначения пространственных, временных и других отвлечённых понятий. В речи этих детей имеются аграмматизмы, отсутствуют слож ные синтаксические конструкции. Особенно трудна для этих учащихся монологическая речь.
В большинстве случаев у детей с дислексией нарушено полноценное понимание прочитаного, поэтому использую следующие приемы в процессе работы:
- проверочные задания:
а) короткие (одно -, трёхфразные) тексты заканчиваются вопросами: «Почему?»
или «зачем?»;
б) в коротком тексте пропущено одно слово, значение которого становится
ясным из контекста;
в) после каждого короткого рассказа даётся контрольное предложение, которое
согласуется со смыслом, либо противоречит ему. Дети должны сделать правиль
ный выбор.
г) игра «Почта». Получив «письмо», ребёнок должен выполнить написанное
задание;
- обязателен контроль понимания прочитанного путём пересказа или подбора сюжетных картинок, соответствующих фрагменту текста или предложению;
- процесс анализа произведения включает и работу над техникой чтения, чему способствуют: выборочное чтение, чтение по ролям, нахождение отдельных эпизодов, связанных с иллюстрациями, картинным планом.
В коррекционной работе использую упражнения, развивающие выразительность чтения и правильную постановку ударения. Для этого использую чтение – инсценировку рассказов и сказок с распределением ролей между детьми. Коррекционные занятия по чтению проводятся индивидуально, но для инсцинировок сказок объединяю детей в группы (от 3 – 6 человек).
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
(2 класс – занятие в группе по преодолению дислексических ошибок)
Тема: «Средства выразительности речи. Интонация».
Цели: Формировать коммуникативные универсальные действия: учить взаимопониманию в процессе активного диалога и работе в коллективе; обмениваться необходимой и достаточной информацией для совместной деятельности; проверять результат своей работы; развивать связную речь, формировать монологическую и диалогическую речь; учить мыслить, рассуждать. Формировать умение пользоваться основными средствами выразительности устной речи (основной тон высказывания, логическое ударение, темп, громкость, паузы, мимика, жесты), упражнять в выразительном чтении текста с разной интонационной окраской; совершенствовать технику чтения.
Развивать внимание, мышление, память.
Оборудование: Предметные картинки, плакат, тексты, пословицы, таблицы слов,
сюжетные картинки (по количеству детей), мяч.
Ход урока
1. Организационный момент.
Развитие внимания, зрительной памяти.
На доске предметные картинки:
Стол, диван, люстра, кресло.
Кукла, платье, юбка, брюки;
а) Что лишнее в каждом ряду? (убрать лишнюю картинку).
б) Как одним словом можно назвать оставшиеся предметы? (мебель, одежда)
в) Вспомните и назовите все картинки.
2. Дыхательная гимнастика.
- Вдохнули через нос, на выдохе посчитаем до 5.
- Вдохнули через нос, на выдохе посчитаем до 10.
Повторение скороговорки.
- Вдохнули через нос, на выдохе скажем знакомую скороговорку:
На осинке росинки
Засверкали утром перламутром.
На доске новая скороговорка: Читайте вслух скороговорку:
ЗАЯЦ КОСОЙ СИДИТ ЗА ОСОКОЙ ТРАВОЙ, СМОТРИТ
КОСОЙ, КАК ДЕВУШКА С КОСОЙ КОСИТ ТРАВУ КОСОЙ.
(темп чтения средний)
Дать толкование словосочетания – заяц косой.
- Как называются слова – «близнецы» КОСА? (омонимы) картинки на доске.
- Чётко артикулируя, прочитайте скороговорку 2 раза.
- ускоряя темп, проговорим скороговорку на одном выдохе – 3 раза.
3. Новая тема.
а) Сообщение темы, целей урока.
б) Вступительное слово логопеда.
- Вы не раз слышали такие замечания:
Говори нормальным тоном.
Не спеши, говори медленнее.
Говори быстрее, не тяни кота за хвост.
Не кричи, говори тише.
- А также похвальные слова:
Мне нравится твой тон.
Молодец, ты знаешь, где и когда нельзя громко разговаривать.
Тон, громкость, темп бывают важнее самих слов. Они говорят о том, как ты относишься к тому, что говоришь; какие чувства испытываешь, какое у тебя настроение.
4. Развитие логического мышления.
а) Прочтите на карточках пословицы (у каждого ребёнка на столе)
Поразмышляйте о смысле этих пословиц.
Важно не только, что сказал, но и как сказал.
То же слово, да не так бы молвить.
Шёпоток во весь роток.
Говорит, словно жвачку жуёт.
Опредлите, какой символ тона, темпа, громкости подходит каждой из пословиц.
(На доске плакат в рисунках: мальчик улыбается, сердится …(тон); мальчик молчит, кричит…(громкость); мальчик медленно говорит, быстро ... (темп)
б) Чтение Русской народной сказки в обработке А.Н.Афанасьева
«Лиса, Заяц и Петух».
(У каждого ученика текст сказки на столе)
На прошлом занятии учащиеся ознакомились со сказкой.
- самостоятельная работа, жужжащее чтение (дать толкование слова лубяная – сделанная из луба (луб – плотная часть липового подкорья; из луба делали короба, крыли им крыши)
- распеделить роли по желанию, слова автора читает логопед.
- чтение текста по ролям таким тоном, чтобы были понятны чувства героев сказки.
(Выделенные слова-подсказки помогут детям определить тон и громкость чтения реплик, слова в скобках – не читать).
Беседа по содержанию:
- Что чувствовал зайчик когда его выгнала лиса?
- Как надо прочитать слова: возмущённо; всхлипывая и т.д.
(Слова от автора повествовательные):
- Жили-были лиса и заяц. У лисы была избёнка ледяная, а зайца лубяная. Пришла весна. Избушка у лисы растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Лиса попросилась к зайчику погреться:
- Пусти меня зайчик!
- Заходи!- (пожалел её зайчик).
А лиса зайчика-то и выгнала. Идёт дорогой зайчик да плачет, а навстречу ему собака и – спрашивает:
- О чём зайчик плачешь?
- Как мне не плакать? – (всхлипнул зайка.) Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
- Не плачь, зайчик! – (возмущенно говорит собака.) – Я её выгоню.
Подошли к избёнке:
- Гав, гав,гав! Поди, лиса, вон! – (грозно зарычала собака).
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам! – (закричала лиса.)
Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идёт и плачет. Ему навстречу медведь. (Медведь спрашивает):
- О чём, зайчик, плачешь?
- Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала – (сказал зайчик грустным голосом).
- Не плачь, зайчик! – (говорит медведь грубым голосом.) - Я её выгоню.
Пошли гнать.
– Поди, лиса, вон!
А она с печи как закричит:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!
Медведь испугался и ушёл.
Идёт опять зайчик и плачет, а ему навстречу петух с косой.
(Петух спрашивает звонким голосом):
- О чём, зайчик, плачешь?
- Отстань, петух! – (говорит зайчик обиженным голосом.) – Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
- Кукареку! – (запел петух). – Пойдём, я выгоню.
– Нет, не выгонишь! – (сказал зайчик очень грустным голосом). – Собака гнала – не выгнала, медведь – гнал – не выгнал, и ты не выгонишь – (вздохнул зайчик.)
- Нет, выгоню! – (уверенно сказал петух).
Подошли к избёнке:
- Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! – (грозно закричал Петух).
- Бегу, бегу! – (испугалась лиса, и убежала).
– Пожалуйста, петух, оставайся у меня жить! – (обрадовался зайчик.)
И стали жить поживать да добра наживать.
6. Физминутка.
Игра «Горячий – холодный» (антонимы).
- Я скажу слово, а вы подберёте своё слово с противоположным значением
(Логопед, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением: тихий – громкий, быстрый - медленный)
7. Чтение таблиц слов (автор А.Н. Корнев)
«Упражнение чтение – спринт»
- Прочитаем хором одну строчку слов 3 раза.
а) Чтение обыкновенным голосом.
б) Чтение грубым голосом (как медведи).
в) Чтение тонким голосом (как зайчики).
(Аналогичная работа проводится с другими строчками)
8. Составление рассказов по сюжетным картинкам.
(У каждого ребёнка на карточке сюжетная картинка).
- Внимательно рассмотрите рисунки и определите, кто из героев говорит:
«Спасибо, помог (помогла)!»
Составьте рассказ и произнесите в конце это предложение подходящим тоном: огорчённо, возмущённо, с нежностью; признательно, одобрительно.
9. Итог занятия. - Что нового узнали?
- Что больше всего понравилось на занятии?
При подведении итогов хочется сказать, что у учащихся испытывающих трудности в обучении, снижена мотивация. Поэтому к каждому занятию подбираю разные виды коррекционной работы, не только таблицы, тексты для чтения, но и наглядный материал, символы, кроссворды, ребусы, действия с мячом, хлопками и т.д. Занимательный материал способствует снятию напряжения и страха чтения, создаёт положительный настрой в ходе занятия. В процессе коррекционных занятий стараюсь создать широкие возможности для самостоятельной деятельности детей, побуждаю их активно контролировать свою речь, чтение, видеть свои ошибки и исправлять их.
Таким образом, наблюдается стабильное улучшение качества устной речи учащихся и техники чтения; заметно повышается мотивация к обучению и самооценка; стремление к речевому творчеству. Ребёнок полноценно развивается как личность.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. А.Н. Корнев. Нарушения чтения и письма у детей. С – Пет. 1997 г.
2. Т.И. Кондранина.
Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения. М. 2003 г.
3. Т.А. Ладыженская. Детская риторика. Учебник для 2 класса. М. 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Современные технологии, направленные на формирование коммуникативных универсальных действий учащихся пятых классов на уроках русского языка и изобразительного искусства».
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования. Современная система об...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Золотая осень» у дошкольников с нарушением речи.
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Золотая осень» у дошкольников с нарушением речи....
Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ
При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии ...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с тяжелым нарушением речи» 2-3 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...