Рабочая программа по логопедии для учащихся с нарушением чтения и письма
рабочая программа (7 класс) на тему
В программе отражаются основные направления коррекционной работы по исправлению чтения и письма в старших классах. С учетом учебного плана 2 часа в неделю. Материал разбит на блоки в соответствии со структурой логопедических занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass.docx | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА В СТАРШИХ КЛАССАХ.
Подготовила Васильченко О. Н. учитель – логопед
специальной (коррекционной) школы – интернат
VIII вида п. Матвеева Кургана, Ростовской области.
Наряду с патологией устной речи существуют и нарушения чтения и письма. Нарушения чтения (дислексия) очень распространены среди учащихся школ VIII вида. Учащиеся с недостатками письма часто пишут так, что не зная, что им было продиктовано, невозможно прочитать написанное. Письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Чтобы контролировать своё письмо, учащиеся школы должны читать написанное, и, наоборот, при чтении учащиеся пользуются написанным ими или другим лицом текстом.
Нарушения чтения и письма у учащихся наших школ чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка:
- фонетико-фонематического и лексико-грамматического;
- дисграфия и дислексия возникают, как правило, у детей с III уровнем речевого развития, так как при тяжелых формах общего речевого недоразвития (I и II уровни) они вообще оказываются не в состоянии овладеть письмом и чтением. Это связано с тем, что учащиеся недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным или акустическим признакам. У учащихся наших школ очень беден словарный запас, они не понимают значений некоторых даже самых простых слов, поэтому искажают их, пропускают, заменяют, смешивают. Но у детей дисграфиков и дислексиков нет затруднений при усвоении зрительно-пространственного расположения букв в слове, так как они правильно списывают предъявляемые им тексты.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В ПИСЬМЕ И ЧТЕНИИ.
Недостатками чтения считаются следующие:
- замедленность, причем механизм чтения может быть побуквенным, послоговым, целыми словами;
- неточность ошибки;
- пропуски букв;
- угадывание букв;
- механичность (без понимания прочитанного);
- несоответствие правилам орфоэпии;
- монотонность.
На письме к специфическим ошибкам дисграфика относятся:
- Ошибки фонетического характера (повторяющиеся замены букв по сходству их произношения.) Замены букв указывают на то, что ученики выделяют в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрали несоответствующую букву. Это имеет место при нечётком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Обычно встречается смешивание букв.
- Искажение слоговой структуры слова: пропуски гласных, согласных и целых слов, перестановка слогов.
- Раздельное написание частей одного слова и совместное написание двух слов (например, настоле, вруке и др.).
- Ошибки графического характера – замены по графическому сходству (ш – и, т – п, л – м, е – в, ы – и, х – ж) и по расположению в пространстве (е – з, б – д, т – ш).
- Ошибки на уровне предложения, словосочетания. В письменных работах учащихся нередко отсутствует обозначение границ предложений или эти границы обозначаются произвольно.
Нередко случаи несогласованности членов предложения в роде, числе, падеже, неумение выделить ведущее слово в словосочетании приводит к случайному согласованию слов в предложении. Учащиеся испытывают трудности в употреблении предлогов, опускают их или заменяют.
Таким образом, ошибки, которые учащиеся допускают на письме и при чтении показывают, что дисграфия и дислексия есть одно из проявлений системного нарушения речи, охватывающего все стороны речевого развития учащихся, а также состояние ряда неречевых функций и затрудняющего усвоение языковых знаний и умений на последующих ступенях обучения – при изучении морфологии и синтаксиса на уроках русского языка в старших классах.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
- Всестороннее развитие личности логопата.
- Добиваться того, чтобы обучение носило воспитывающий характер.
- Учитывать возрастные особенности учащихся и уровень развития и в соответствии с этим подбирать дидактический материал.
- Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности.
- Добиваться прочности приобретенных знаний и навыков.
- Использовать наглядность.
- Строить занятия с учетом программы соответствующего класса.
- Стремиться к тому, чтобы на каждом логопедическом занятии было слушание, говорение, письмо и чтение.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.
- Выявление нарушений чтения и письма.
- Уточнение пространственно-временных представлений.
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
- Развитие грамматических навыков.
- Развитие связной речи.
Предлагаемая программа по преодолению нарушений чтения и письма рассчитана для учащихся 7 класса школ VIII вида с учетом учебного плана 2 часа в неделю, 68 часов в год и программы для коррекционных школ под редакцией Воронковой.
Материал разбит на блоки в соответствии со структурой логопедических занятий.
ПЕРВЫЙ БЛОК.
ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.
Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза, составляющих её звуков, без него процессы письма и чтения оказываются невозможными. Поэтому необходимо, прежде всего, выявить готовность учащихся устно производить анализ звукового состава слов.
Для этого необходимо использовать приемы:
- Различение и выделение звуков из состава слова.
- Придумывание учащимися слов, начинающихся на заданный звук.
- Подбор и распределение картинок, названия которых начинаются с наиболее смешиваемых детьми звуков.
- Сравнение слов по звуковому составу.
- Деление предложений на слова, слоги и буквы.
- Написание слов по картинкам.
- Написание предложений по картинкам.
- Написание слуховых диктантов.
- Чтение отдельных предложений и специально подобранных текстов, выяснение того, как учащиеся понимают прочитанное.
Учитель-логопед выявляет при обследовании ошибки в письме и чтении, тщательно их анализирует.
ВТОРОЙ БЛОК.
ВРЕМЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
В работе с учащимися дисграфиками и дислексиками необходимо обращать внимание и на развитие пространственных ориентировок, то есть осознание схемы собственного тела, графических знаков. Выявление круга временных представлений учащихся предлагается уточнение и активизацию соответствующего слогового запаса, а также усвоение времен глагола.
Выяснить правильно ли дети употребляют слова, устанавливают последовательность событий, изображенных в серии сюжетных картинок.
ТРЕТИЙ БЛОК.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Для развития фонематических процессов необходимо привлечь внимание учащихся к работе артикуляционного аппарата, приучать учащихся оценивать мысленные ощущения при проговаривании звуков слов, узнавание неречевых звуков, различение слов, близких по звуковому составу, дифференциация фонем, развитие навыков элементарного звукового анализа.
С развитием фонематического слуха осуществляется работа над звукопроизношением. Необходимо устранить все недостатки в произношении фонем искажения, замены, отсутствия звука. Иногда у некоторых учащихся при нарушенном фонематическом слухе даже сохраненные звуки не могут артикулироваться абсолютно чётко.
ЧЕТВЁРТЫЙ БЛОК.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
Для усвоения навыков чтения и письма большое значение имеет умение учащихся разделять слово на составляющие его слоги, кроме того, слоговый анализ помогает более эффективно овладевать звуковым анализом слова.
В процессе письма дети часто пропускают гласные буквы, которые воспринимаются как оттенки согласных звуков. Учащиеся должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Главным в работе является и выделение из предложения слов из слов слогов, а затем и звуков. Поэтому на логопедических занятиях учащиеся обязательно должны уметь составлять схемы предложений, учиться придумывать слова по различным графическим схемам.
ПЯТЫЙ БЛОК.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО УМЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ.
На этом этапе логопед учит учащихся разным способам образования новых слов, например, образование слов с помощью различных приставок от одной гласной основы (у – шел, при - шел), с помощью одной приставки от разных глагольных основ (при – шел, при – нес). Необходимо проводить работу и по подбору однокоренных слов.
На протяжении всех занятий расширяется, уточняется, закрепляется словарный запас и ставится главная задача – сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении. Проводить работу по очищению словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов.
ШЕСТОЙ БЛОК.
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
Так как данная работа рассчитана для старших классов, необходимо в логопедические занятия включать задания на формирование лексического запаса и грамматического строя языка. Эти упражнения вырабатывают у учащихся умения использования различных частей речи. Материал подбирается с учетом программы по русскому языку. Упражнения носят характер наблюдения, сравнения, в результате чего учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, осмысливать и вводить изучаемые конструкции в собственную речь.
Используются упражнения для практического овладения грамматическими категориями существительного, прилагательного, причастия, наречия, глагола. Упражнения для уточнения и расширения лексического запаса слов, упражнения по словообразованию. Работа с родственными словами, с антонимами, синонимами, с многозначностью слов.
Испытывают трудности умственно отсталые учащиеся в понимании предлогов, поэтому необходимо вводить и упражнения для практического овладения навыками пользования предлогами.
СЕДЬМОЙ БЛОК.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Развитию связной речи как устной, так и письменной на логопедических занятиях должно уделяться большое внимание. На этом этапе проводится работа над иллюстрацией предметной, сюжетной (с небольшим или развернутым сюжетом, описанием природы), серией последовательных картин, сравнительными картинками для объяснения причинно-следственных связей. На занятиях необходимо использовать объяснительное чтение. В процессе чтения выполнять чтение с делением на слоги всех слов предложения, поочередное чтение параллельно по одной строке, предложению, слову. Дается задание для заучивания пословиц, считалок.
Большое место отводится в работе при нарушении чтения и письма составлению рассказа по серии сюжетных картинок, работе с деформированным текстом. Проводится работа по формированию пословного выразительного чтения, а также работа над содержанием прочитанного. Учащиеся учатся составлять план к прочитанному небольшому рассказу. Одновременно проводится работа над умением самостоятельно отвечать на прочитанный вопрос, умению пересказывать прочитанное по частям с использованием картинного материала. Для обучения составлению рассказа вводится рисование по словесному описанию. Для пересказа лучше давать учащимся короткие истории, пословицы поговорки, тексты со скрытым смыслом.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева «Логопедия». Москва. 1995 г.
- С.Ф. Иваненко «Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи». Москва. 1987 г.
- Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина «Основы логопедии». Москва. 1989 г.
- И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи». Москва. 1983 г.
- Л.Г. Кобзорева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина «Коррекционная работа со школьниками с общим недоразвитием речи». ТЦ «Учитель». 2001 г.
- Т.А. Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка». Москва. 1980 г.
- Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах». Москва. 1999 г.
- В.В. Воронкова, Е.Д. Переяслова «Русский язык». Учебник для 7 класса вспомогательной школы.
ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.
№ | Программный материал по письму и чтению. Темы. | Развития фонематического восприятия. | Словарная работа, расширение словарного запаса. | Развитие навыков звукового анализа и синтеза. | Развитие лексико-грамматических навыков. | Развитие связной речи. | Дидактический материал | Кол-во часов |
1 | Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание. | Определение места звука в слове. | Чемодан, аппарат. | К названиям животных дописать названия их детенышей (волк – волчонок). | Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. | Составить мини-текст «О дружбе» грибов с деревьями, используя опорные слова | Учебник, тетради, инд. карточки, перфокарты. | 2 |
2 | Окончание | Определение последнего звука в словах. Лиса | Платформа | Придумать слова по различным лексическим схемам. | Упражнение в образовании И.п. мн. числа, имени сущ. Изменить слова по образцу: кот – коты. | Составить рассказ по серии сюжетных картинок. | Наборы картинок для составления связных рассказов, таблицы по русскому языку. | 1 |
3 | Правописание гласных в корне слова. | Выделение гласных звуков в корне слов. | Отворить. Отварить. | Деление слов на слоги. | Правописание безударных гласных в корне слов. | Описание сюжетных картинок. | Карточки «Найди ошибку». | 3 |
4 | Правописание согласных в корне слова. | Выделение согласных звуков в середине слов. | Паспорт, население. | Определение места, количества, последовательности звуков в слове. | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | Составить рассказ по картине «Моя Родина». | 3 | |
5 | Правописание приставок. | Добавить слог –за, образуя новые слова: солить – засолить, светить – засветить. | Подъезд, съемка, объявление. | Выделение первого слова из названных картинок. | Правописание приставок, оканчивающихся на согласную перед буквами е, ё, ю, я. | Описание предмета по плану. | 2 | |
6 | Сложные слова. | Выделение соединительных гласных в сложных словах. | Электростанция, радиопередача, самолет. | Деление слов на слоги. | Написание сложных слов, вставить пропущенные соединительные гласные. | Чтение рассказа. Ответы на вопросы к тексту «Суздаль» | 2 | |
7 | Имя существительное | Определение последовательности звуков в именах существительных. | Почтальон, продавец, хирург, тренер. | Преобразование слов, добавлением звуков в начале слова (рот – крот). | Выделение имен существительных из ряда слов. Подбор нужных слов (нарисуй что?). | Записать рассказ, дополняя предложения нужными именами сущ-ми. | 2 | |
8 | Одушевленные, неодушевленные имена существительные | Запись слов: зима, Зина, замок, зяблик, зонт, зерна. Дифференциация звуков з – з,. | Мастер | Выделение глухого согласного в словах. | Постановка вопросов к именам существительным и их запись в 2 столбика. | Составить рассказ, дополняя предложения нужными именами сущ-ми. | 1 | |
9 | Имена существительные: собственные и нарицательные. | Составление предложений по картинкам. | Москва, Енисей. | Вставить пропущенную букву в начале слова. | Уметь различать имена собственные и нарицательные. | Чтение рассказа «Бродячие корабли». Выделение в тексте имен собственных и нарицательных | 2 | |
10 | Род и число имен существительных | Слуховая и произносительная дифференциация твердых и мягких согласных. | Материк, милиция. | Наращивание слоговой структуры: гусь – гусята. | Определять род и число имен существительных в словах ночь, враг, багаж, рожь. Составить с ними предложения. | Составление мини-рассказа «Мой родной город» по опорным словосочетаниям. | 2 | |
11 | Падеж и склонение имен существительных | Различие слов близких по звуковому составу. | Лекарство, хозяйка, программа. | Цифрой указать на место звука в ряду звуков. | Упражнения в образовании и.п., мн.ч. имен существительных Изменение слов по образцу (кот - коты). | Чтение текста «Разговор деревьев». Указать падеж и склонение выделенных слов. | 2 | |
12 | Диктант | Разбор имени существительно- го | 1 | |||||
13 | Имя прилагательное | Узнавание начального звука в словах (именах прилагательных). | Указать четвертое лишнее слово: грустный, печальный, унылый, глубокий. | Подобрать проверочные слова: садовый, лесистый. | Распознавать имена прилагательные по признакам предмета: по цвету, форме, вкусу, запаху, величине. | Работа с текстом из произведений писателей Дона. | 2 | |
14 | Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. | Дифференциация ё - ю | Назвать слово с противоположным значением: высокий – большой – чистый – | Деление слова на слоги | Согласование в прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. | Работа с деформированными предложения-ми (пословицами) | 3 | |
15 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных единственного числа. | Устный диктант. Услышав слово, поднять соответствующую букву – п, б. | Работа с прилагательными – синонимами, прилагательными – антонимами. | Объяснить значение слов: говорят: часы стоят, говорят: часы идут, но немного отстают. | Запись прилагательных с теми существительными, с которыми их можно употребить, выделить окончание прилагательных. | Работа с репродукцией картины В.М. Васнецова «Алёнушка» | 2 | |
16 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных множественного числа. | Мини-сочинение «Старая береза» | Составить схемы предложений. | Чтение текста. Во время чтения текста ставить прилагательные в нужном роде и числе. | 2 | |||
17 | Склонение имен прилагательных. | Вставить в тексте пропущенные согласные. | Назвать слова с противоположными значениями: жестокий, большой и т.д. | Добавить слог, чтобы получить слово, записать слова, составленные из данных слогов. | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского, мужского и среднего рода. | Описание реки Дон. Чтение «Животный мир тундры», пересказ прочитанного. Рассмотрение картины А. Саврасова «Грачи прилетели».Прочитать её описание, ответить на вопросы. | 4 | |
18 | Местоимение | Отгадывание загадок, определение в отгадках место звуков с – ш. | Объяснить буквальный и переносный смысл выражений: намылить шею, прикусить язык, развязать руки. | Составить схему предложения. | Заменить название предметов местоимениями. Распознать местоимения в предложении. Выписать местоимения из стихотворений «Навстречу солнцу и весне». | Рассмотреть рисунки и написать сочинение на тему «На пришкольном участке». Правильно использовать местоимения. | 3 | |
19 | Диктант | 1 | ||||||
20 | Глагол | Придумать рассказ по картинке, проговаривая каждое предложение. | Объяснить, какое из слов каждой строки употребляется чаще в разговорной речи: приехал, прибыл, прикатил, пришел, пожаловал, заявился. | Составить предложения, увеличивая каждое последующее на одно слово. | Выделить глагол из группы частей речи. Составление предложений по образцу: крик журавлей – журавли кричат. Изменение слов по образцу: я стучу, ты ... он … Замена словосочетания одним словом, обозначающим действие: сделать подарок – подарить. | Рассмотреть рисунок. Написать по рисунку по плану рассказ на тему «Раннее утро» Пересказать написанный рассказ. | 4 | |
21 | Изменение глаголов по временам. | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | Прослушать текст и назвать глаголы. | Назвать противоположные действия, используя приставки – от, -вы, приклеить – отклеить, внести – вынести. | Научить учащихся различать времена глаголов. Постановка к данным глаголам вопросов. | Работа с отрывком из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Чтение стихотворений | 4 | |
22 | Диктант. | 1 | ||||||
23 | Изменение глаголов по числам. | Слуховая и произносительная дифференциация твердых и мягких согласных в словах. | Прослушать стихотворение и определить, сколько значений слов. | Прочитать и записать слова, вставляя недостающий слог. | Различие глаголов единственного числа и множественного числа. Заменить глаголы ед.ч. множественным числом: соловей (…?) поёт; соловьи (…?) поют. | Рассмотреть рисунок. Составить по нему рассказ, используя слова: наступила, покрыл, спрятался. Рассказ записать. | 3 | |
24 | Изменение глагола по лицам. | Узнавание согласных звуков на слух. | Указать слова-антонимы в пословицах: родная сторона – мать, а чужая – мачеха. | Прочитать и записать слова, вставляя недостающий слог. | Изменение глаголов по лицам. | Описание погоды с опорой на слова для справок. | 3 | |
25 | Неопределенная форма глагола. | Запись слов с Ь на конце: беречь, сберечь, болеть, заболеть. | Объяснить значение выделенных слов. | Разделить слова на слоги. | Поставить вопросы к глаголам, на которые они отвечают (что делать?, что сделать?) | Чтение рассказа «Весна». Составление плана рассказа и пересказ. | 2 | |
26 | НЕ с глаголами. | Составить предложение по картинкам. | Вставить пропущенные буквы в словах, сравнив их по значению. | Составление схем предложений. | Написание частицы НЕ с глаголами. | Описать настроение мальчика на картинке. | 2 | |
27 | Предложение. | Составление слов на заданный звук. | Какими словами описывается дождь? (Дождь уже не лил, а сонно шептал). | Составление схем предложений. | Выделять главные и второстепенные члены предложения. | Чтение рассказа «Наступила весна». Пересказ. | 3 | |
28 | Простое предложение с однородными членами. | Подбор слов на заданный звук. | Календарь природы. | Разбор предложения. | Написание предложений с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. | Письменные ответы на вопросы с указанием однородных членов предложения. | 3 | |
29 | Сложные предложения. | Определение согласного звука в середине слова. | Вставить пропущенные слова в тексте. | Составление схем предложений. Составление предложений по опорным картинкам. Из ряда слов составить предложение. | Написание сложных предложений с союзами и, а, но. | Прочитать рассказ «Ландыш». Составить план рассказа, пересказать. Объяснить, как соединены части сложно- го предложения | 2 | |
30 | Диктант. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи.
Комбинированное занятие, направленное на обощение знаний о гласных звуках и буквах. В занятии раскрыты приемы сравнения звуков и букв Ш и Щ на слух и по начертанию....
Адаптированная рабочая программа по логопедии с учащимися с ОВЗ
Данная программа расчитана для работы с учащимися начального звена для проведения подгрупповых занятий. Она используется для работы с учащимися со сниженным интеллектом школы VIII вида....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушением письма и чтения
Программа предназначена для работы с детьми 8-18 лет, имеющими нарушения навыков чтения и письма, обусловленных ОНР, ФФН, ФН и направленных на коррекцию различных видов дисграфии и дислексии (аг...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов. Срок реализации...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 5 – 9 классов (Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР у учащихся с ЗПР)
Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Это связано с тем, что нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный хара...