"Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся"
рабочая программа
Коррекционно-развивающая программа "Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи" составлена для учащихся вторых классов с с нарушениями чтения и письма, с учётом требований ФГОС НОО, рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, УМК «Начальная школа 21 века».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsiya_narusheniya_chtenii_i_pisma_obusl._ffn.docx | 68.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||||
всего | конт роль ные работ ы | практич еские работы | |||||||||
Раздел 1 Звуки и буквы | |||||||||||
1.1. | Звуки речи. Способы их образования. Артикуляция гласных звуков. Характеристика звуков. Соотнесение звука с буквой. Выделение звука. Определение места звука в слове | 1 | 0 | 0 | Знакомство с речевыми и неречевыми звуками. Дифференциация гласных и согласных звуков. Игры на слуховое восприятие. Работа в парах: поймай гласные, поймай согласные. | Устный опрос. | |||||
1.2. | Гласные первого ряда. Способы их образования. Артикуляция гласных звуков. Характеристика звуков. Выделение звука. Определение места звука в слове. Звуко-буквенный анализ слов. | 1 | 0 | 0 | Выделение гласных первого ряда из ряда слогов, слов. | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | |||||
Итого по разделу | 2 | ||||||||||
Раздел 2 Гласные 2-го ряда. | |||||||||||
2.1. | Звуки речи. Способы их образования. Артикуляция гласных звуков. Характеристика гласных. Соотнесение звуков с буквой. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. | 1 | 0 | 0 | Игровые упражнения «Найди картинке ее домик», «Чей домик?» Беседа: «В каких случаях буквы Я (Ю,Ё,Ё) обозначает один звук, а в каких два?» Работа в группах: вставь пропущенные буквы. Дифференцированное задание: подчеркни слова, которые можно объединить в одну группу. | Устный опрос. | |||||
2.2. | Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков. Уточнение и сравнение артикуляции гласных. | 10 | 0 | 1 | Дифференцировать гласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Практическая работа: запиши слова парами, выдели гласные буквы А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е. Чем они отличаются? | Практическая работа | |||||
Итого по разделу | 11 | ||||||||||
Раздел 3 Твердые и мягкие согласные. | |||||||||||
3.1 | Звуки речи. Способы их образования. Артикуляция согласных звуков. Характеристика согласных. Соотнесение звуков с буквой. Звуко-буквенный анализ слов. Определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме. | 1 | 0 | 0 | Учебный диалог «Можно ли общаться без помощи языка?». Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения. Работа с рисунками и текстом как основа анализа особенностей ситуаций устного и письменного общения. Творческое задание: придумать ситуацию, когда необходимо воспользоваться письменной речью | Устный опрос; Практическая работа | |||||
3.2 | Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков. Уточнение и сравнение артикуляции гласных. Соотнесение звуков с буквами. Звуковой анализ слова. | 1 | 0 | 1 | Упражнения: выделить звуки в словах, сравнить. Совместная работа: подбирать и записать слова с мягким знаком на конце слова. Практическая работа: составить предложения из слов. | Устный опрос. Практическая работа | |||||
3.3. | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 2 | 0 | 0 | Работа со схемами: обозначение мягкости согласных при помощи Ь. Практическая работа: подбери к моделям слова. Укажи роль мягкого знака. | Практическая работа | |||||
3.4. | Мягкий знак в функции смягчения и разделения. | 2 | 0 | 1 | Вставь в слова пропущенный мягкий знак. Дифференцированное задание: сравни пары слов. Сделай вывод о месте и роли мягкого знака в каждом слове. Практическая работа: назови картинки. Определи место и роль мягкого знака в каждом слове. | Практическая работа | |||||
3.5 | Непарные твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц]. | 2 | 1 | Отгадать загадки, выделить первые звуки в словах. Игровые упражнения: собери слова, цепочка. Дифференцированное задание: составить слова из звуков. | Устный опрос; | ||||||
3.6. | Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ], [й]. | 2 | 0 | 1 | Отгадать загадки, выделить первые звуки в словах. Практическая работа: распределить слова на группы, сделать вывод. | Практическая работа | |||||
Итого по разделу | 9 | ||||||||||
Раздел 4 Звонкие и глухие согласные. | |||||||||||
4.1 | Артикуляция согласных звуков. Характеристика согласных звуков. Соотнесение звука с буквой. Выделение звука. Определение места звука в слове. Дифференциация согласных. | 1 | 0 | 1 | Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного); Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком»; Дифференцированное задание: установление основания для сравнения звуков; Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам. | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | |||||
4.2 | Артикуляция согласных звуков. Характеристика согласных звуков. Дифференциация парных согласных звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | 1 | 0 | 2 | Упражнение: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его качественной характеристики; Работа в парах: группировка звуков по заданному основанию; Комментированное выполнение задания: оценивание правильности предложенной характеристики звука, нахождение допущенных при характеристике ошибок; Дидактическая игра «Детективы», в ходе игры нужно в ряду предложенных слов находить слова с заданными характеристиками звукового состава; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | |||||
Итого по разделу | 12 | ||||||||||
Раздел 5 Лабиализованные гласные. | |||||||||||
5.1 | Артикуляция гласных звуков. Характеристика звуков. Соотнесение звука с буквой. Выделение звука. Определение места звука в слове. Дифференциация гласных. | 5 | 0 | 0 | Игровое упражнение «Назови звук»: Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком»; Дифференцированное задание: установление основания для сравнения звуков; Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам. Написать слова с пропущенными буквами. | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | |||||
Итого по разделу | 5 | ||||||||||
Раздел 6 Сонорные согласные. | |||||||||||
6.1 | Артикуляция согласных звуков. Характеристика согласных звуков. Соотнесение звука с буквой. Выделение звука. Определение места звука в слове. Дифференциация согласных. | 3 | 0 | 0 | Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного); Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком»; Дифференцированное задание: установление основания для сравнения звуков; Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам. | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | |||||
6.2 | Артикуляция согласных звуков. Характеристика согласных звуков. Дифференциация парных по твёрдости — мягкости согласных звуков. | 2 | 0 | 1 | Упражнение: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его качественной характеристики; Работа в парах: группировка звуков по заданному основанию; Комментированное выполнение задания: оценивание правильности предложенной характеристики звука, нахождение допущенных при характеристике ошибок. | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | |||||
Итого по разделу | 5 | ||||||||||
Раздел 7 Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. | |||||||||||
7.1 | Артикуляция согласных звуков. Характеристика согласных звуков. Соотнесение звука с буквой. Выделение звука. Определение места звука в слове. Дифференциация согласных звуков. | 7 | 0 | 0 | Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе которой актуализируются знания, приобретённые в период обучения грамоте; Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного); Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком»; Дифференцированное задание: установление основания для сравнения звуков; Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам; Учебный диалог «Объясняем особенности гласных и согласных звуков»; Игра «Отгадай звук» (определение звука по его характеристике); Упражнение: прочитай слоги, сравни. | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | |||||
7.2 | Дифференциация согласных звуков. Звуковой анализ слова. | 4 | 0 | 1 | Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка». Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного); Игровые упражнения «Придумай слово с заданным звуком», «Найди букву». Дифференцированное задание: установление основания для сравнения звуков; Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам; Учебный диалог «Объясняем особенности согласных звуков»; Игра «Отгадай звук» (определение звука по его характеристике). Практическая работа: подобрать слова, соответствующие заданной модели. | Устный опрос; Практическая работа | |||||
Итого по разделу | 11 | ||||||||||
Раздел 8 Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам. | |||||||||||
8.1 | Дифференциация согласных звуков. Звуковой анализ слова. | 2 | 0 | 2 | Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка». Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам; Практическая работа: исправить ошибки в словах. | Устный опрос; Практическая работа | |||||
Итого по разделу | 2 | ||||||||||
Раздел 5. Проверка знаний, умений и навыков. | |||||||||||
Проверка усвоения навыков сформированности письма. | 5 | 5 | 0 | Проверочная работа, АКС. | |||||||
Итого по разделу: | 5 | ||||||||||
Резервное время | 0 | ||||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 62 | 5 | 12 | ||||||||
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Гласные, согласные звуки | 1 | 0 | 0 | 19.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Гласные первого ряда | 1 | 0 | 0 | 21.09.2022 | Устный опрос; |
3. | Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда | 1 | 0 | 0 | 26.09.2022 | Устный опрос; |
4. | Дифференциация гласных А-Я | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Устный опрос; |
5. | Дифференциация гласных А-Я | 1 | 0 | 0 | 03.10.2022 | Устный опрос; |
6. | Дифференциация гласных У-Ю | 1 | 0 | 0 | 05.10.2022 | Устный опрос; |
7. | Дифференциация гласных У-Ю | 1 | 0 | 0 | 10.10.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
8. | Дифференциация гласных О-Ё | 1 | 0 | 0 | 12.10.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
9. | Дифференциация гласных О-Ё | 1 | 0 | 0 | 17.10.2022 | Устный опрос; |
10. | Дифференциация гласных Ы-И | 1 | 0 | 0 | 19.10.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
11. | Дифференциация гласных Э-Е | 1 | 0 | 0 | 24.10.2022 | Устный опрос; |
12. | Дифференциация гласных Э-Е | 1 | 0 | 0 | 26.10.2022 | Устный опрос; |
13. | Дифференциация гласных | 1 | 0 | 1 | 07.11.2022 | Практическая работа; |
14. | АКС по теме «Гласные первого, второго ряда» (тест) | 1 | 1 | 0 | 09.11.2022 | Письменный контроль; |
15. | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 | 0 | 0 | 14.11.2022 | Устный опрос; |
16. | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 | 0 | 1 | 16.11.2022 | Практическая работа; |
17. | Разделительный мягкий знак | 1 | 0 | 0 | 21.11.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
18. | Разделительный мягкий знак | 1 | 0 | 0 | 23.11.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
19. | Мягкий знак в функции смягчения и разделения | 1 | 0 | 0 | 28.11.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
20. | Мягкий знак в функции смягчения и разделения | 1 | 0 | 1 | 30.11.2022 | Практическая работа; |
21. | Непарные твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц] | 1 | 0 | 0 | 05.12.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
22. | Непарные твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц] | 1 | 0 | 1 | 07.12.2022 | Практическая работа; |
23. | Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ], [й] | 1 | 0 | 0 | 12.12.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
24. | Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ], [й] | 1 | 0 | 1 | 14.12.2022 | Практическая работа; |
25. | АКС по теме «Твердые, мягкие согласные» (тест) | 1 | 1 | 0 | 19.12.2022 | Письменный контроль; |
26. | Дифференциация звуков [б]-[б,], [п]-[п,] | 1 | 0 | 0 | 21.12.2022 | Письменный контроль |
27. | Дифференциация звуков [б]-[б,], [п]-[п,] | 1 | 0 | 0 | 26.12.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
28. | Дифференциация звуков [в]-[в,], [ф]-[ф,] | 1 | 0 | 0 | 28.11.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
29. | Дифференциация звуков [в]-[в,], [ф]-[ф,] | 1 | 0 | 0 | 09.01.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
30. | Дифференциация звуков [г]-[г’], [к]-[к’] | 1 | 0 | 0 | 11.01.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
31. | Дифференциация звуков [г]-[г’], [к]-[к’] | 1 | 0 | 0 | 16.01.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
32. | Дифференциация звуков [д]-[д’], [т]-[т’] | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
33. | Дифференциация звуков [д]-[д’], [т]-[т’] | 1 | 0 | 0 | 23.01.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
34. | Дифференциация звуков [з]-[з’], [с]-[с’] | 1 | 0 | 0 | 25.01.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
35. | Дифференциация звуков [з]-[з’], [с]-[с’] | 1 | 0 | 1 | 30.01.2023 | Практическая работа; |
36. | Дифференциация звуков [ж]-[ш] | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
37. | Дифференциация звуков [ж]-[ш] | 1 | 0 | 1 | 06.02.2023 | Практическая работа; |
38. | Дифференциация парных согласных в словах | 1 | 0 | 1 | 08.02.2023 | Практическая работа; |
39. | Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | 0 | 1 | 13.02.2023 | Практическая работа; |
40. | АКС по теме «Звонкие и глухие согласные» (тест) | 1 | 1 | 0 | 15.02.2023 | Письменный контроль; |
41. | Дифференциация звуков [о]-[у] | 1 | 0 | 0 | 27.02.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
42. | Дифференциация звуков [о]-[у] | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
43. | Дифференциация букв Ё-Ю | 1 | 0 | 0 | 06.03.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
44. | Дифференциация букв Ё-Ю | 1 | 0 | 0 | 13.03.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа ; |
45. | Дифференциация букв Ё-Ю | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
46. | Дифференциация звуков [р]-[р’], [л]-[л’] | 1 | 0 | 0 | 20.03.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
47. | Дифференциация звуков [р]-[р’], [л]-[л’] | 1 | 0 | 0 | 22.03.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
48. | Дифференциация звуков [с]-[ш] | 1 | 0 | 0 | 03.04.2023 | Устный опрос; |
49. | Дифференциация звуков [с]-[ш] | 1 | 0 | 0 | 05.04.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
50. | Дифференциация звуков [з]-[ж] | 1 | 0 | 0 | 10.04.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
51. | Дифференциация звуков [з]-[ж] | 1 | 0 | 0 | 12.04.2023 | Устный опрос; |
52. | Дифференциация звуков [с]-[ц] | 1 | 0 | 0 | 17.04.2023 | Устный опрос; |
53. | Дифференциация звуков [с]-[ц] | 1 | 0 | 0 | 19.04.2023 | Устный опрос; |
54. | Дифференциация звуков [ч]-[щ] | 1 | 0 | 0 | 24.04.2023 | Устный опрос; |
55. | Дифференциация звуков [ч]-[щ] | 1 | 0 | 0 | 26.04.2023 | Устный опрос; |
56. | Дифференциация звуков [ч]-[т’] | 1 | 0 | 0 | 03.05.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
57. | Дифференциация звуков [ч]-[ш] | 1 | 0 | 1 | 08.05.2023 | Практическая работа; |
58. | Дифференциация согласных звуков. | 1 | 0 | 0 | 10.05.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
59. | АКС по теме «Свистящие и шипящие звуки, аффрикаты» (тест) | 1 | 1 | 0 | 15.05.2023 | Письменный контроль; |
60. | Итоговая проверочная работа по теме «Дифференциация звуков и букв» | 1 | 1 | 0 | 17.05.2023 | Письменный контроль; |
61 | Дифференциация букв б-д, а-о, п-т, и-ш, л-м | 1 | 0 | 1 | 22.05.2023 | Практическая работа |
62 | Дифференциация букв б-д, а-о, п-т, и-ш, л-м | 1 | 0 | 1 | 24.05.2023 | Практическая работа |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 60 | 5 | 12 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В. Мазанова. –2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ, 2022.
Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников /Е.В.Мазанова.- 2-е изд., испр.-М.: Издательство ГНОМ, 2022.
Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии / Е.В. Мазанова.- М.: Издательство ГНОМ, 2022.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов/ Е.В. Мазанова. –2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ, 2022.
Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов/ Е.В. Мазанова. –М.: Издательство ГНОМ, 2022.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок. Аудиоцентр/колонки. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Компьютер.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Колонки.
Наглядные пособия
Электронные наглядные пособия:
Логопедический тренажер «Дэльфа-142.1»
Программно-дидактический комплекс «Логомер 2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль коррекции нарушений чтения и письма у детей специальных коррекционных классов IV вида.
Одна из главных задач в начальной школе - обучение ребенка грамотному письму. Речь является важнейшим фактором в развитии личности и возникает на почве познания окружающего мира. Развитие ...
Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи.
Комбинированное занятие, направленное на обощение знаний о гласных звуках и буквах. В занятии раскрыты приемы сравнения звуков и букв Ш и Щ на слух и по начертанию....
Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников.
Программа по коррекции нарушений чтения и письму у младших школьников 2 классов на базе общеобразовательной школы....
Конспект занятия. Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез слов с лексической темой "Овощи" 2 класс с логопедическим заключением нарушение чтения и письма, обусловленное н.в. ОНР III уровня.
Обучение учащихся 2 классов к звуко-буквенному анализу и синтезу....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов. Срок реализации...
Конспект занятия в группе младших школьников с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР
Тема занятия. Однокоренные слова. Лексическая тема "Осень"....
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...