"Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся"
рабочая программа

Коррекционно-развивающая программа "Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи" составлена для учащихся вторых классов с с нарушениями чтения и письма, с учётом требований ФГОС НОО,  рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, УМК «Начальная школа 21 века».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена   в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ по русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, УМК «Начальная школа 21 века», а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в программе воспитания.

         Рабочая программа разработана с учетом Программы формирования УУД у обучающихся и   Рабочей программы воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

 

  Рабочая программа «Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся» связана с    учебными программами начальной ступени обучения, с содержанием школьной программы по русскому языку и литературного чтения. 

  Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение возможностей младшим школьникам получения качественного образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов), на формирование УУД, на развитие личности школьника, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся и на сохранение их здоровья.

Целью коррекционной программы является устранить нарушения устной и письменной речи у младших школьников.

    Адресат: учащиеся вторых классов с ФФН, НВОНР, испытывающие затруднения при овладении устной и письменной речью.

Основные задачи коррекционного обучения детей с ФФН:

2 класс

-  формировать фонетическую систему языка: уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, устранить грубые нарушения звукопроизношения (если имеются);    

  • формировать умения дифференцировать звуки (буквы) в речи и на письме;
  • формировать умения осуществлять языковой анализ и синтез: анализ предложения на слова, слоговой анализ и синтез, фонематический анализ и синтез;
  • восполнить пробелы в развитии лексико-грамматических средств языка (обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического оформления речи: согласование в роде, числе, падеже…).

    Цель коррекционной программы: устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников, формировать у них предпосылки (лингвистические, психологические) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.

Основные задачи коррекционного обучения:

  • формировать фонетическую систему языка (коррекция дефектов звукопроизношения);
  • развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки языкового анализа и синтеза
  • восполнить пробелы лексико-грамматических средств языка (обогащение словарного запаса, совершенствование навыков грамматического оформления речи: согласование в роде, числе, падеже);
  • развивать речь, способности к развитию речевой активности.

Характеристика группы

нарушение чтения и письма, обусловленное ФФН

В группу нарушение чтения и письма, обусловленное ФФН приняты учащиеся с нарушениями чтения и письма, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) с нормальным слухом и нормальным интеллектом.

В картине недоразвития речи для детей с ФФН на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны: нарушение произношения (р,р,), замены звуков (ж-ш), дефект смягчения (с,), а также недостаточное развитие фонематических процессов.

Для детей с нарушением чтения и письма, обусловленным ФФН характерны недостаточность процесса формирования фонематического слуха и фонематического восприятия, что отражается на письме.

В письменных работах учащихся с ФФН имеются специфические ошибки на замену и смешение согласных букв, соответствующих оппозиционным звукам. Дети заменяют звонкие согласные глухими, твердые - мягкими и наоборот. Ошибки в письме не всегда соответствуют ошибкам в произношении. В одних случаях наблюдается прямая зависимость: в письме заменяется та буква, соответствующий звук которой дефектен в произношении; в других случаях такой прямой зависимости нет. Нередко звуки правильно произносимые, записываются не соответствующей им буквой. Так, правильно произносимый звук ц на письме может заменяться буквами ч и с и т.д. Неправильное произношение одного звука также может проявляться на письме множественными заменами.

Наряду со специфическими ошибками наблюдаются и такие, как пропуски букв, добавления, перестановки, замены букв по графическому сходству. Например: иглки - иголки, скврцы – скворцы, ктачиха – ткачиха.

Несформированность представлений о звуковом составе слова приводит не только к специфическим нарушениям письма, но и к своеобразным нарушениям чтения: замена букв; пропуски; перестановки; добавления; искажения; повторы букв (звуков), слогов, слов в читаемом тексте; отрывистое слоговое чтение.

Чтение  отдельных детей с ФФН характеризуется также замедленным темпом, т.к. учащиеся часто «застревают» на чтении отдельных букв, отдельных частей слова или целого слова, чтобы правильно соотнести букву с соответствующим звуком и осмыслить читаемое. Затруднения и ошибки при чтении объясняются недостатками произношения и различения оппозиционных звуков, недостаточным овладением звуковым составом слова, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

Проявление речевого недоразвития у данной группы детей выражены нерезко.

На коррекцию нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи учащихся отводится 62   часа. 

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Звуки и буквы

Гласные, согласные звуки.

Гласные 1-го ряда.

Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные.

Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда.

Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Разделительный мягкий знак.

Мягкий знак в функции смягчения и разделения.

Непарные твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц].

Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ], [й].

Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация звуков [б]-[б,], [п]-[п,].

Дифференциация звуков [в]-[в,], [ф]-[ф,].

Дифференциация звуков [г]-[г’], [к]-[к’].

Дифференциация звуков [д]-[д’], [т]-[т’].

Дифференциация звуков [з]-[з’], [с]-[с’].

Дифференциация звуков [ж]-[ш].

Лабиализованные гласные.

Дифференциация звуков[о]-[у].

Дифференциация букв Ё-Ю.

Сонорные согласные.

Дифференциация звуков [р]-[р’], [л]-[л’].

Свистящие и шипящие звуки, аффрикаты.

Дифференциация звуков[с]-[ш].

Дифференциация звуков [з]-[ж].

Дифференциация [с]-[ц].

Дифференциация звуков [ч]-[щ].

Дифференциация звуков [ч]-[т’].

Дифференциация звуков [ч]-[ш].

Звуки и буквы.

Путешествие в страну согласных звуков и букв.

Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам.

Дифференциация букв б-д, а-о, п-т, и-ш, л-м.

Проверка знаний, умений и навыков.

Проверка усвоения орфографических навыков.

  Данный вариант последовательности изучения тем и количества часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФН, является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от уровня сформированности речевого развития детей. Темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы обучающихся.

Коррекционно-развивающая программа опирается на содержание, результаты изучения учебного курса «Русский язык».

    На I этапе коррекционной программы по устранению нарушений письменной речи ведется работа по формированию полноценных фонематических процессов; представлений о звукобуквенном составе слова; навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова; пространственно-временных представлений; психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.

    При завершении  I этапа коррекционно-развивающего обучения у учащихся должны быть восполнены пробелы в формировании фонематических процессов; уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;  уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением); введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение и т.д.; сформирована направленность на звуковую сторону речи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

     Коррекционная программа направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ФФН соответствуют ФГОС НОО.

 

Личностные результаты

Изучение коррекционной программы будет способствовать достижению следующих личностных образовательных результатов:

гражданско-патриотическое воспитание:

- становление ценностного отношения к своей Родине - России, формирование чувства гордости за свою страну;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

- уважение к народам, формируемое на основе примеров из художественных произведений;

- о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственное воспитание:

- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетическое воспитание:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в искусстве слова;

физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде;

- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудовое воспитание:

- осознание ценности труда в жизни человека и общества (благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологическое воспитание:

- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

- неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные результаты

В результате коррекционно-развивающей работы у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

  • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (грамматический признак,  лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
  • объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
  • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
  • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного   учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
  • устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на   основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование;
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой  информации, для уточнения;
  • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в  предложенном источнике: в словарях, справочниках;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании   предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
  • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и  условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
  • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования,
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
  • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,   характеристике, использованию языковых единиц;
  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат.

Предметные результаты:

К концу коррекционного обучения во втором классе обучающийся научится:

  • узнавать и различать гласные и согласные звуки;
  • обозначать гласные; твердые, мягкие, звонкие и глухие согласные на письме;
  • использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • производить фонетический разбор слова;
  • записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
  • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
  • самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем  программы

Количество часов

Дата

изучения

Виды  деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

конт роль ные работ ы

практич еские работы

Раздел 1 Звуки и буквы

1.1.

Звуки речи. Способы их образования. Артикуляция гласных звуков.  Характеристика звуков. Соотнесение звука с буквой. Выделение звука. Определение места звука в слове

1

0

0

Знакомство с речевыми и неречевыми звуками. Дифференциация гласных и согласных звуков. Игры на слуховое восприятие.

Работа в парах: поймай гласные, поймай согласные.

Устный опрос.

https://mersibo.ru/

1.2.

Гласные первого ряда. Способы их образования. Артикуляция гласных звуков.  Характеристика звуков. Выделение звука. Определение места звука в слове. Звуко-буквенный анализ слов.

1

0

0

Выделение гласных первого ряда из ряда  слогов, слов.

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

https://mersibo.ru/

Итого по разделу

2

   Раздел 2 Гласные 2-го ряда.  

2.1.

Звуки речи. Способы их образования. Артикуляция гласных звуков.  Характеристика гласных. Соотнесение звуков с буквой. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда.

1

0

0

Игровые упражнения «Найди картинке ее домик», «Чей домик?» Беседа: «В каких случаях буквы Я (Ю,Ё,Ё) обозначает один звук, а в каких два?» Работа в группах: вставь пропущенные буквы. Дифференцированное задание: подчеркни слова, которые можно объединить в одну группу.

Устный опрос.

https://mersibo.ru/

2.2.

Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков. Уточнение и сравнение артикуляции гласных.

10

0

1

Дифференцировать гласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Практическая работа: запиши слова парами, выдели гласные буквы А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е. Чем они отличаются?

Практическая  работа

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

Итого по разделу

11

   Раздел 3 Твердые и мягкие согласные.

3.1

Звуки речи. Способы их образования. Артикуляция согласных звуков.  Характеристика согласных. Соотнесение звуков с буквой. Звуко-буквенный анализ слов. Определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме.  

1

0

0

Учебный диалог «Можно ли общаться без помощи языка?».

Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения. Работа с рисунками и текстом как основа анализа особенностей ситуаций устного и письменного общения.

Творческое задание: придумать ситуацию, когда необходимо воспользоваться письменной речью

Устный опрос;

Практическая работа

https://mersibo.ru/

3.2

Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков. Уточнение и сравнение артикуляции гласных. Соотнесение звуков с буквами. Звуковой  анализ слова.

1

0

1

Упражнения: выделить звуки в словах, сравнить.

Совместная работа: подбирать и записать слова с мягким знаком на конце слова.

Практическая работа: составить предложения из слов.

Устный опрос.

Практическая работа

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

3.3.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

2

0

0

Работа со схемами: обозначение мягкости согласных при помощи Ь.

Практическая работа: подбери к моделям слова. Укажи роль мягкого знака.

Практическая  работа

https://mersibo.ru/

3.4.

Мягкий знак в функции смягчения и разделения.

2

0

1

Вставь в слова пропущенный мягкий знак. Дифференцированное задание: сравни пары слов. Сделай вывод о месте и роли мягкого знака в каждом слове.

Практическая работа: назови картинки. Определи место и роль мягкого знака в каждом слове.

Практическая  работа

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

3.5

Непарные твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц].

2

1

Отгадать загадки, выделить первые звуки в словах.

Игровые упражнения: собери слова, цепочка. Дифференцированное задание: составить слова из звуков.

Устный опрос;

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

3.6.

Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ], [й].

2

0

1

Отгадать загадки, выделить первые звуки в словах.

Практическая  работа: распределить слова на группы, сделать вывод.

Практическая  работа

https://mersibo.ru/

Итого по разделу

9

   Раздел 4 Звонкие и глухие согласные.

4.1

Артикуляция согласных звуков. Характеристика согласных звуков. Соотнесение звука с буквой. Выделение звука. Определение места звука в слове. Дифференциация согласных.

1

0

1

Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного);

Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком»;

Дифференцированное задание: установление основания   для   сравнения   звуков;

Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам.

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

4.2

Артикуляция согласных звуков. Характеристика согласных звуков. Дифференциация парных согласных звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.

1

0

2

Упражнение: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его качественной характеристики;

Работа в парах: группировка звуков по заданному основанию;

Комментированное выполнение задания: оценивание правильности предложенной характеристики звука, нахождение допущенных при характеристике ошибок;

Дидактическая игра «Детективы», в ходе игры нужно в ряду предложенных слов находить слова с заданными характеристиками звукового состава;

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

Итого по разделу

12

   Раздел 5 Лабиализованные гласные.

5.1

Артикуляция гласных звуков. Характеристика звуков. Соотнесение звука с буквой. Выделение звука. Определение места звука в слове. Дифференциация гласных.

5

0

0

Игровое упражнение «Назови звук»:

Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком»;

Дифференцированное задание: установление основания   для   сравнения   звуков;

Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам.

Написать слова с пропущенными буквами.

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

Итого по разделу

5

  Раздел 6 Сонорные согласные.

6.1

Артикуляция согласных звуков. Характеристика согласных звуков. Соотнесение звука с буквой. Выделение звука. Определение места звука в слове. Дифференциация согласных.

3

0

0

Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного);

Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком»;

Дифференцированное задание: установление основания   для   сравнения   звуков;

Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам.

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

6.2

Артикуляция согласных звуков. Характеристика согласных звуков. Дифференциация парных по  твёрдости — мягкости согласных звуков.

2

0

1

Упражнение: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его качественной характеристики;

Работа в парах: группировка звуков по заданному основанию;

Комментированное выполнение задания: оценивание правильности предложенной характеристики звука, нахождение допущенных при характеристике ошибок.

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

Итого по разделу

5

   Раздел 7 Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты.

7.1

Артикуляция согласных звуков. Характеристика согласных звуков. Соотнесение звука с буквой. Выделение звука. Определение места звука в слове. Дифференциация согласных звуков.

7

0

0

Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе которой актуализируются знания, приобретённые в период обучения грамоте; Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного);

Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком»;

Дифференцированное задание: установление основания   для   сравнения   звуков; Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам;

Учебный диалог «Объясняем особенности гласных и согласных звуков»; Игра «Отгадай звук» (определение звука по его характеристике);

Упражнение: прочитай слоги, сравни.

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

7.2

Дифференциация согласных звуков. Звуковой  анализ слова.

4

0

1

Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка». Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного);

Игровые упражнения «Придумай слово с заданным звуком», «Найди букву».

Дифференцированное задание: установление основания   для   сравнения   звуков;

Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам;

Учебный диалог «Объясняем особенности согласных        звуков»; Игра «Отгадай звук» (определение звука по его характеристике).

Практическая работа: подобрать слова, соответствующие заданной модели.

Устный опрос;

Практическая работа

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

Итого по разделу

11

  Раздел 8 Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам.

8.1

Дифференциация согласных звуков. Звуковой  анализ слова.

2

0

2

Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка».

Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам;

Практическая работа: исправить ошибки в словах.

Устный опрос;

Практическая работа

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

Итого по разделу

2

   Раздел 5. Проверка знаний, умений и навыков.

Проверка усвоения навыков       сформированности письма.

5

5

0

Проверочная работа, АКС.

Итого по разделу:

5

Резервное время

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

62

5

12

    ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Гласные, согласные звуки

1

0

0

19.09.2022

Устный

опрос;

2.

Гласные первого ряда

1

0

0

21.09.2022

Устный

опрос;

3.

Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда

1

0

0

26.09.2022

Устный

опрос;

4.

Дифференциация гласных А-Я

1

0

0

28.09.2022

Устный

опрос;

5.

Дифференциация гласных А-Я

1

0

0

03.10.2022

Устный

опрос;

6.

Дифференциация гласных У-Ю

1

0

0

05.10.2022

Устный

опрос;

7.

Дифференциация гласных У-Ю

1

0

0

10.10.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

8.

Дифференциация гласных О-Ё

1

0

0

12.10.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

9.

Дифференциация гласных О-Ё

1

0

0

17.10.2022

Устный

опрос;

10.

Дифференциация гласных Ы-И

1

0

0

19.10.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

11.

Дифференциация гласных Э-Е

1

0

0

24.10.2022

Устный

опрос;

12.

Дифференциация гласных Э-Е

1

0

0

26.10.2022

Устный

опрос;

13.

Дифференциация гласных

1

0

1

07.11.2022

Практическая  работа;

14.

АКС по теме «Гласные первого, второго ряда» (тест)

1

1

0

09.11.2022

Письменный контроль;

15.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1

0

0

14.11.2022

Устный

опрос;

16.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1

0

1

16.11.2022

Практическая  работа;

17.

Разделительный мягкий знак

1

0

0

21.11.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

18.

Разделительный мягкий знак

1

0

0

23.11.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

19.

Мягкий знак в функции смягчения и разделения

1

0

0

28.11.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

20.

Мягкий знак в функции смягчения и разделения

1

0

1

30.11.2022

Практическая  работа;

21.

Непарные твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц]

1

0

0

05.12.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

22.

Непарные твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц]

1

0

1

07.12.2022

Практическая  работа;

23.

Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ], [й]

1

0

0

12.12.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

24.

Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ], [й]

1

0

1

14.12.2022

Практическая  работа;

25.

АКС по теме «Твердые, мягкие согласные» (тест)

1

1

0

19.12.2022

Письменный контроль;

26.

Дифференциация звуков

[б]-[б,], [п]-[п,]

1

0

0

21.12.2022

Письменный контроль

27.

Дифференциация звуков

[б]-[б,], [п]-[п,]

1

0

0

26.12.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

28.

Дифференциация звуков

[в]-[в,], [ф]-[ф,]

1

0

0

28.11.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

29.

Дифференциация звуков

[в]-[в,], [ф]-[ф,]

1

0

0

09.01.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

30.

Дифференциация звуков

[г]-[г’], [к]-[к’]

1

0

0

11.01.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

31.

Дифференциация звуков

[г]-[г’], [к]-[к’]

1

0

0

16.01.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

32.

Дифференциация звуков

[д]-[д’], [т]-[т’]

1

0

0

18.01.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

33.

Дифференциация звуков

[д]-[д’], [т]-[т’]

1

0

0

23.01.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

34.

Дифференциация звуков

[з]-[з’], [с]-[с’]

1

0

0

25.01.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

35.

Дифференциация звуков

[з]-[з’], [с]-[с’]

1

0

1

30.01.2023

Практическая  работа;

36.

Дифференциация звуков

[ж]-[ш]

1

0

0

01.02.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

37.

Дифференциация звуков

[ж]-[ш]

1

0

1

06.02.2023

Практическая  работа;

38.

Дифференциация парных согласных в словах

1

0

1

08.02.2023

Практическая  работа;

39.

 Твердые и мягкие согласные звуки.

1

0

1

13.02.2023

Практическая  работа;

40.

АКС по теме «Звонкие и глухие согласные» (тест)

1

1

0

15.02.2023

Письменный контроль;

41.

Дифференциация звуков

[о]-[у]

1

0

0

27.02.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

42.

Дифференциация звуков

[о]-[у]

1

0

0

01.03.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

43.

Дифференциация букв

Ё-Ю

1

0

0

06.03.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

44.

Дифференциация букв

Ё-Ю

1

0

0

13.03.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа ;

45.

Дифференциация букв

Ё-Ю

1

0

0

15.03.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

46.

Дифференциация звуков

[р]-[р’], [л]-[л’]

1

0

0

20.03.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

47.

Дифференциация звуков

[р]-[р’], [л]-[л’]

1

0

0

22.03.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

48.

Дифференциация звуков

[с]-[ш]

1

0

0

03.04.2023

Устный

опрос;

49.

Дифференциация звуков

[с]-[ш]

1

0

0

05.04.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

50.

Дифференциация звуков

[з]-[ж]

1

0

0

10.04.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

51.

Дифференциация звуков

[з]-[ж]

1

0

0

12.04.2023

Устный

опрос;

52.

Дифференциация звуков

[с]-[ц]

1

0

0

17.04.2023

Устный

опрос;

53.

Дифференциация звуков

[с]-[ц]

1

0

0

19.04.2023

Устный

опрос;

54.

Дифференциация звуков

[ч]-[щ]

1

0

0

24.04.2023

Устный

опрос;

55.

Дифференциация звуков

[ч]-[щ]

1

0

0

26.04.2023

Устный

опрос;

56.

Дифференциация звуков

[ч]-[т’]

1

0

0

03.05.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

57.

Дифференциация звуков

[ч]-[ш]

1

0

1

08.05.2023

Практическая  работа;

58.

Дифференциация согласных звуков.

1

0

0

10.05.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

59.

АКС по теме «Свистящие и шипящие звуки, аффрикаты» (тест)

1

1

0

15.05.2023

Письменный контроль;

60.

Итоговая проверочная работа по теме «Дифференциация звуков и букв»

1

1

0

17.05.2023

Письменный контроль;

61

Дифференциация букв

б-д, а-о, п-т, и-ш, л-м

1

0

1

22.05.2023

Практическая работа

62

Дифференциация букв

б-д, а-о, п-т, и-ш, л-м

1

0

1

24.05.2023

Практическая работа

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

60

5

               12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

       

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

 Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В. Мазанова. –2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ, 2022.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников /Е.В.Мазанова.- 2-е изд., испр.-М.: Издательство ГНОМ, 2022.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической  дисграфии /  Е.В. Мазанова.- М.: Издательство ГНОМ, 2022.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов/  Е.В. Мазанова. –2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ, 2022.

Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов/ Е.В. Мазанова. –М.: Издательство ГНОМ, 2022.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

     https://mersibo.ru/

     https://uchi.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

      УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

     Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок. Аудиоцентр/колонки. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Компьютер.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

   

    Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Колонки.

    Наглядные пособия

     Электронные наглядные пособия:

    Логопедический тренажер «Дэльфа-142.1»

    Программно-дидактический комплекс «Логомер 2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль коррекции нарушений чтения и письма у детей специальных коррекционных классов IV вида.

Одна из главных задач в начальной школе - обучение ребенка грамотному письму. Речь является важнейшим фактором в развитии  личности и возникает на почве познания окружающего мира.  Развитие ...

Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи.

Комбинированное занятие, направленное на обощение знаний о гласных звуках и буквах. В занятии раскрыты приемы сравнения звуков и букв Ш и Щ на слух и по начертанию....

Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников.

Программа  по коррекции нарушений чтения и письму у младших школьников 2 классов на базе общеобразовательной школы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА    «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР»   для учащихся 5-6 классов. Срок реализации...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...