РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов
учебно-методический материал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов. Срок реализации программы: 2 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_uchashchihsya_5-6_klassov.docx | 56.98 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат № 1
основного общего образования г. Томска.
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО Директор МБОУ школы интерната №1
протокол № ____ __________ Р.Г.Бичикашвили
от « _____»___________20___г._ Приказ № ____
руководитель МО от « _____»___________20___г.
_____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР»
для учащихся 5-6 классов
Срок реализации программы: 2 года
Составители:
С.Г.Бадмаева, И.Н. Безрукова
I Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса для учащихся с задержкой психического развития разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ). Она содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития.
Рабочая программа разработана с учетом:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Приказ Миобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785).
- Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2009г. № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
- Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
- Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
- Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2914 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом РФ от 3 февраля 2015 г. № 35847).
- Фундаментальное содержания общего образования (под ред В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 2-е издание - М.: Просвещение, 2010 – 59 с. (стандарты второго поколения).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (под ред. А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова – изд. – М.: Просвещение, 2009 г.).
- Проект Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Содержание рабочей программы составлено на основе:
Учебно-методическом комплексе «Школа России-2007 г» в соответствие с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования 2004 года на базавом уровне второго поколения;
Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 г. №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под редакцией Т. Б. Бессновой. М.:АПК и ПИРО, 2010 г.
Программа курса разработана с опорой на методические системы работы А. В. Ястребовой, И. Н. Садовниковой, Л. Н. Ефименковой, Н. Г. Андреевой и т.д.
Цель программы: создание системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в речевом и психическом развитии учащихся, их социальная адаптация.
Задачи программы:
- Формировать представление о языке, как национальном языке русского народа, государственном языке Российской Федерации и языке межнационального общения, языке русской художественной литературы.
- Формировать, развивать и корректировать фонематические навыки.
- Формировать правильное звукопроизношение и своевременно корректировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
- Формировать, развивать и корректировать лексическую сторону речи и навыки словообразования.
- Формировать и корректировать грамматический строй речи.
- Формировать, развивать и корректировать устную и письменную связную речь.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ, обусловленных недостаткам в их речевом, физическом и психическом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи учащимся с ОВЗ с учетом психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей учащихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения учащимися с ОВЗ адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих формированию, развитию и коррекции способностей детей младшего школьного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
II Общая характеристика коррекционного курса
Программа логопедической коррекционной работы расчитана на учащихся с ОВЗ 5-6 классов и направлена на реализацию и развитие потенциальных возможностей и удовлетворение их особых образовательных потребностей.
Подгрупповые логопедические коррекционные занятия с 5-6 учащимися составляют 35 – 40 минут не менее 2 раз в неделю.
В ходе логопедической коррекционной работы у части учащихся нормализуется речевая деятельность и они могут продолжить своё обучение в общеобразовательной организации. Перевод осуществляется в течение обучения с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
В ходе коррекционных занятий уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию свойств внимания, памяти; проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).
При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.
Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
III Место коррекционного курса в учебном плане
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на два года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований ФГОС. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 5-6 классах по 2 часа в неделю.
5 класс – 60 часов
6 класс – 60 часов
Полный курс – 120 часов
IV Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса
На занятиях данного курса учащиеся получают не только знания об окружающих их предметах, временах года, нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На этих занятиях ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Существуют определенные различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе, связанные с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Ведущую роль в формировании УУД играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.
Личностные
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные
1. Познавательные
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
2. Регулятивные УУД
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать правило в планировании и способе решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- применять полученные знания в новых ситуациях;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
3. Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
Ученик научится:
- соблюдать темп и ритм речи, паузы, интонацию, логическое ударение;
- различать слова-термины: звук, буква, гласный, согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий слог, слово, предложение, текст;
- делать анализ и синтез звуко-слогового состава слова;
- дифференцировать парные согласные и фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство;
- давать характеристику звука, слова, предложения;
- составлять схему предложения, звуковую схему слова;
- применять основные правила о предложении, правила переноса,
- находить смысловую взаимосвязь родственных слов;
- находить главные члены предложения; устанавливать связь слов в предложении; распространять предложение с помощью вопросов.
- формировать разные по цели высказывания и интонации предложения;
- создавать предложения по схеме, опорным словам; описательные рассказы;
- дифференцировать части речи, развивать умение распознавать слова по вопросам; образовывать однокоренные слова;
- изменять имя существительное по числам и падежам;
- развивать умение устанавливать связь слов в предложении, находить его границы; выделять главную мысль текста, делить его на части;
- дифференцировать предложения по цели высказывания;
- находить смысловую взаимосвязь родственных слов;
- составлять план пересказа, выполнять пересказ по составленному плану;
- устно и письменно пересказывать по заданию логопе
VI Содержание коррекционного курса
- Понятие о языке. Культура речи.
Общие сведения о языке. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Овладение национально-культурными нормами речевого/неречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка(орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические правописания).
Оценка правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и литературными нормами современного русского литературного языка.
- Фонетика, графика и орфоэпия.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Соотношение звука и буквы. Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль, подвижность ударения при формо- и словообразовании. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Основные нормы произношения и ударения.
- Звукопроизношение.
Соблюдение темпа и ритма речи, пауз, интонации, логического ударения. Развитие движений органов артикуляционного аппарата, артикуляционные уклады различных фонем. Формирование правильных артикуляционных укладов дефектных фонем. Формирование правильного звукопроизношения. Различение звуков по артикуляционным признакам.
- Лексика, морфология и морфемика.
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Служебные части речи.
Основные способы образования слов.
- Грамматика.
Согласование слов в словосочетаниях и предложениях. Правильное употребление предлогов. Правильное употребление падежных окончаний имён существительных. Правильное употребление числовых форм имён существительных. Согласование имён существительных и имён прилагательных в роде, числе и падеже. Согласование существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени 3-го лица. Использование местоимений в предложениях. Распространение простых предложений второстепенными членами и образование сложных предложений. Согласование частей сложного предложения. Связь предложений по смыслу при составлении текста.
- Синтаксис и работа с текстом.
Единицы синтаксиса русского языка.
Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Распространенные и нераспространенные типы простых предложений. Однородные члены предложения. Сложные предложения. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая). Тексты устные и письменные. Понятие текста, основные признаки текста (смысловая цельность, связность). Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли. Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение).Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения. Овладение различными видами чтения. Создание письменных текстов разных стилей и жанров, переработка текста.
VII Тематическое планирование
5класс
№ | Темы и содержание коррекционной работы | Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях | Развитие неречевых процессов | Количество часов |
1,2 | Фронтальное обследование | |||
3 | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения | |||
4 | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения | |||
5, 6 | Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение | |||
7 | Развитие и уточнение пространственных представлений | Правописание существительных множественного числа, родительного падежа («сапоги», «чулки», «носки»). Правописание наречий и предлогов («справа», «слева», «назад», «вперед», «около», «напротив» И Т.П.). «Отважные путешественники». Занимательные приключения в космосе | Формирование тонкой моторики и графомоторных навыков | |
8 | Развитие и уточнение пространственных представлений | Безударная гласная в корне слова. Словарные слова. Детективно-загадочная история. Мурзилка против Ябеды-Корябеды. По мотивам рассказов А. Семенова «Двенадцать агентов Ябеды- Корябеды» | Развитие внимания | |
9 | Развитие и уточнение временных представлений. Сутки. Дни недели | Правописание наречий (когда- нибудь, иногда, изредка, реже, чаще и т.п.) Ю. Мориц «Куда делся понедельник?» | Развитие памяти | |
10 | Развитие и уточнение временных представлений. Времена года | Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. В мире животных | Развитие образного мышления | |
11 | Развитие и уточнение временных представлений. Месяцы | Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. По страницам произведений Ж. Верна | Развитие словеснологического мышления | |
12 | Развитие и уточнение временных представлений. Год | Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Развитие произвольного внимания и всех видов памяти | |
13 | Развитие и уточнение временных представлений. Календарь. Праздники | Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Путешествие в будущее на машине времени. К. Булычев «Сто лет тому вперед» | Развитие словеснологического мышления | |
14 | Развитие и уточнение временных представлений. Семья | Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Тайна древнего замка с привидениями.О. Уайльд «Кентервильское привидение» | Развитие абстрактного и образного мышления | |
15 | Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит» | Гласные и согласные буквы и звуки. Б. Заходер «Песенка-азбука» | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу) | |
17 | Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит» | Гласные и согласные буквы и звуки. Я. Бжехва «Волшебник Ковальский» | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия(дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу) | |
18 | Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных букв и звуков | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу) | ||
19 | Звуки и буквы. Гласные I ряда | Гласные звуки и буквы | Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица» | |
20 | Звуки и буквы. Гласные II ряда | Буквы «е», «ё», «ю», «я» | ||
21 | Звуки и буквы. Дифференциация гласных I и II ряда | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Rnduwpnuw | ||
22 | Звуки и буквы. Дифференциация согласных по твердости — мягкости | Мягкие и твердые согласные | ||
23 | Звуки и буквы. Дифференциация согласных по глухости — звонкости | Глухие и звонкие согласные | Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Разноцветные точки» | |
24 | Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения | Предложение | ||
25 | Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения | Строчные и прописные буквы | Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений предлоги («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек» | |
26 | Заглавная буква в именах собственных | |||
27 | Заглавная буква в именах собственных | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» | ||
28 | Заглавная буква в именах собственных | Развитие связной речи. Письмо Деду Морозу | ||
29 | Проверочная контрольная работа по итогам темы | |||
30 | Однокоренные слова | Части слова. Корень | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей» | |
31 | Однокоренные слова | Части слова. Приставка | ||
32 | Однокоренные слова | Части слова. Суффикс | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков» | |
33 | Однокоренные слова | Части слова. Окончание | ||
34 | Ударение | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур» | ||
35 | Ударение. Смыс- лоразличительная и формообразующая роль ударения | Слова-омографы | ||
36 | Ударение | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты» | ||
37 | Ударение | |||
38 | Безударные гласные в корне слова | Части слова. Корень | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания | |
39 | Безударные гласные в корне слова | Части слова. Приставка | ||
40 | Безударные гласные в корне слова | Части слова. Суффикс. Окончание | Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания | |
41 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных | Оглушение звонких согласных в середине слова | ||
42 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных | Озвончение глухих согласных в середине слова | Усиление концентрации слухового внимания | |
40 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных | |||
43 | Непроизносимые согласные | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары» | ||
44 | Непроизносимые согласные | |||
45 | Непроизносимые согласные | Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания | ||
46 | Непроизносимые согласные | |||
47 | Правило переноса | Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно» | ||
48 | Правило переноса | |||
49 | Правило переноса | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции» | ||
50 | Словарные слова | |||
51 | Словарные слова | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска» | ||
52 | Двойные согласные в корне слова | |||
53 | Двойные согласные в корне слова | Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала» | ||
54 | Двойные согласные в корне слова | |||
55 | Двойные согласные на стыке морфем | Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание словесного материала» | ||
56 | Двойные согласные на стыке морфем | |||
57 | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. | |||
58 | Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей | |||
59,60 | Фронтальное обследование |
6 класс
№ | Темы и содержание коррекционной работы | Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях | Развитие неречевых процессов | Количество часов |
1 | Фронтальное обследование | |||
2 | Фронтальное обследование | |||
3-6 | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболева- ниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение | |||
5 | Повторение | |||
6 | Повторение | |||
7 | Употребление гласных после шипящих («жи — ши») | Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Оживление» | ||
8 | Употребление гласных после шипящих («ча— ща», «чу—щу») | |||
9 | Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мяг кости согласных | Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Двойная стимуляция памяти» | ||
Мягкий знак.Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных | ||||
Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных | Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Нелогичные парные ассоциации слов» | |||
Мягкий знак.Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных | Упражнения для использования визуального кода. Упражнение «Особый путь зубрежки» | |||
Мягкий знак.Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных | Употребление «ь» как средства выражения формы слова | |||
15 | Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих | Употребление «ь» как средства выражения формы слова | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Дополни до...» | |
16 | Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих | Употребление «ь» как средства выражения формы слова | ||
17 | Разделительный «ь» | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Догадайся, кто нарисован» | ||
18 | Разделительный «ъ» | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль коррекции нарушений чтения и письма у детей специальных коррекционных классов IV вида.
Одна из главных задач в начальной школе - обучение ребенка грамотному письму. Речь является важнейшим фактором в развитии личности и возникает на почве познания окружающего мира. Развитие ...
Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи.
Комбинированное занятие, направленное на обощение знаний о гласных звуках и буквах. В занятии раскрыты приемы сравнения звуков и букв Ш и Щ на слух и по начертанию....
Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников.
Программа по коррекции нарушений чтения и письму у младших школьников 2 классов на базе общеобразовательной школы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихс...
Конспект занятия. Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез слов с лексической темой "Овощи" 2 класс с логопедическим заключением нарушение чтения и письма, обусловленное н.в. ОНР III уровня.
Обучение учащихся 2 классов к звуко-буквенному анализу и синтезу....
"Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся"
Коррекционно-развивающая программа "Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи" составлена для учащихся вторых классов с с нарушениями чтен...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...