Технологическая карта урока Речь и альтернативная коммуникация
план-конспект

Брягиня Татьяна Николаевна
Технологическая карта к уроку речь и альтернативная кооммуникация по теме "Знакомство с зимней обувью. Ботинки" для обучающися по АООП НОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_rech_i_ak_1kl-1.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

АООП

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

Класс:

1ПЛ

Учитель:

Брягиня Татьяна Николаевна

Предмет:

Речь и альтернативная коммуникация

Тема урока:

«Знакомство с зимней обувью. Ботинки»

Тип урока:

Комбинированный

Цель:

Формировать у обучающихся представления о видах зимней обуви

Задачи:

Образовательные:

-познакомить обучающихся с видами зимней обуви;
- формировать у обучающихся умения в совместной и совместно-разделенной деятельности с учителем выполнять учебные действия.

Коррекционно-развивающие:
- развитие познавательных способностей;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- коррекция общей и мелкой моторики через выполнение практических заданий.
Воспитательные:

-воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
-формировать положительный настрой на совместную работу;
-воспитывать коммуникативные качества, умение действовать вместе.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

-плакат с изображением человека и сезонной одежды и обуви;

-картинки с изображением обуви;

Раздаточный материал:

-разрезные картинки;

-рабочие листы.

Межпредметные связи:

«Окружающий социальный мир», «Окружающий природный мир», «Человек»

Форма работы:

Фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты:

Предметные

Личностные

Метапредметные (если есть)

- использование полученного опыта при решении соответствующих возрасту житейских задач

- участие в игровой, учебной, социально-бытовой ситуации;

- участие в коммуникации любыми доступными средствами и способами.

Ход урока

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые базовые или универсальные учебные действия

  1. Организационный этап

Педагог организует процесс организации начала учебного занятия и психологического настроя обучающихся на работу

Утренний круг

-Здравствуйте ребята! Послушайте, звенит звонок (учитель звенит колокольчиком и передает его ребятам по очереди)!

Прозвенел звонок и смолк, начинаем наш урок!

Руки на столе, ноги на полу!

-Ребята, давайте начнем на день с наблюдения за погодой в окошко (дети и педагог подходят к окну; учитель задает вопросы по поводу того, что происходит на улице: время года, суток, погода и т.д.)

-А теперь у нас «Круг».

(все участники образовательного процесса переходят к тактильной доске; дети садятся на стульчики в круг)

-Ребята, давайте вспомним, какой сегодня день недели/месяц/число; куда мы с вами пришли; кто из ребят сегодня в школе, а кто дома; зачем мы пришли в школу; кто еще помимо детей есть в школе (учитель/воспитатель)?

-Приветствие:

Собрались все дети в круг, ты – мой друг и я – твой друг!

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку

Обучающиеся слушают учителя

Отвечают на вопросы

Ребята активно участвуют в процессе, вешают свои фотографии на доску, отвечают на вопросы

Сидя, взявшись за руки, по возможности проговаривают речитатив

Формирование учебного поведения; понимание ситуации нахождения на уроке, направления взгляда на говорящего взрослого.

  1. Динамическая пауза

Педагог создает условия для снятия переутомления обучающихся. Смены вида деятельности, переключения внимания.

- А теперь давайте немножко отдохнем и потанцуем!

Выполняют движения под музыку с воспитателем

Физические упражнения для снятия утомления

- Сейчас у нас урок «Речь и альтернативная коммуникация» на уроке мы будем внимательно смотреть глазками, слушать ушками, отвечать на вопросы учителя.

- После паузы дети садятся за парты и педагог продолжает организационный этап урока, составляя вместе с обучающимися визуальное расписание учебного дня.

Педагог организует работу обучающихся по уточнению темы урока, постановке целей урока и путей ее достижения.

Обучающиеся слушают учителя

Формирование учебного поведения; понимание ситуации нахождения на уроке, направления взгляда на говорящего взрослого.

  1. Мотивация учебной деятельности

Педагог использует приемы и средства для включения обучающихся в учебную деятельность; создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Ребята давайте вспомним какое сейчас время года? Правильно – зима! Зимой вся земля покрыта снегом. Снег холодный и мокрый. Давайте сами в этом убедимся (детям предлагается потрогать снег из коробочек и описать его словами или жестом).

- А еще снежинки бывают мягкими и пушистыми, давайте проверим (дыхательное упражнения, вата имитирует снег – дети сдувают его с ладошки)!

Повторение материала прошлого занятия

- Посмотрите на доску, кто там изображен? Правильно – мальчик. Но сейчас зима, а он совсем без одежды, наверное, замерз? Давайте поможем ему одеться по погоде! Зимой мы носим кепку или шапку?; футболку или куртку?; брюки или шорты?; сандалии или ботинки?

Включаются в активную познавательно-речевую деятельность

Включаются в активную тактильно-позновательную деятельность

Дети выходят к доске и на магниты прикрепляют одежду мальчику, делая выбор из двух предложенных вариантов

Формирование учебного поведения; понимание ситуации нахождения на уроке, направления взгляда на говорящего взрослого; умение выполнять действие по словесной инструкции педагога (по словесной инструкции, после подсказки, при физической помощи).

  1. Актуализация необходимых знаний, постановка цели занятия

Педагог актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Посмотрите на экран, что на нем изображено? Верно – обувь (туфли, тапочки, кроссовки, ботинки, сапоги, валенки). Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о зимней обуви, т.к. за окном сейчас зима.

Смотрят, слушают учителя, называют предметы

Формирование учебного поведения; понимание ситуации нахождения на уроке, направления взгляда на говорящего взрослого.

  1. Изучение нового материала

Педагог организует работу обучающихся

- Для того, чтобы узнать какую обувь носят люди зимой давайте вспомним в какой обуви вы сегодня пришли в школу (демонстрация фотографий личной обуви детей). Я вам буду предлагать картинки, а вы должны будете найти именно свою пару ботинок. Молодцы, справились!

- А теперь попробуем собрать из разрезных частей целую картинку, где изображена зимняя обувь. Зимняя обувь теплая и непромокающая.

Выбирают свою обувь из предложенных вариантов

Практическая деятельность обучающихся (учитель и воспитатель оказывают индивидуальную помощь)

Собирают разрезные картинки с изображением ботинок по образцу

Формирование учебного поведения; понимание ситуации нахождения на уроке, направления взгляда на говорящего взрослого; умение выполнять действие по словесной инструкции педагога (по словесной инструкции, после подсказки, при физической помощи). Формировать умение выполнять задание от начала до конца.

  1. Динамическая пауза

Педагог создает условия для снятия переутомления обучающихся. Смены вида деятельности, переключения внимания.

- Ребята вы устали? Давайте немножко отдохнем!

Выполняют движения под музыку с воспитателем

Физические упражнения для снятия утомления

  1. Обобщение новых знаний и умений. Практическая работа

Педагог организует выполнение каждым обучающимся задания на новый способ действий, контролирует выполнение, оказывает индивидуальную помощь, выявляет типичные ошибки с целью их коррекции. Организует работу обучающихся по первичному закреплению знаний.

- Поработаем на рабочих листах. Будем клеить. На листе изображены: снег и солнышко, это символы теплой и холодной погоды. Вам нужно правильно рассортировать и приклеить картинки с той обувью, которая подходит по сезону.

Практическая деятельность обучающихся (учитель и воспитатель оказывают индивидуальную помощь)

Выполняют задание

Сортируют картинки и приклеивают их клеем на лист бумаги

Формирование учебного поведения; понимание ситуации нахождения на уроке, направления взгляда на говорящего взрослого; умение выполнять действие по словесной инструкции педагога (по словесной инструкции, после подсказки, при физической помощи); использовать учебные предметы по назначению. Формировать умение выполнять задание от начала до конца.

Формировать умение переходить от одного действия к другому в соответствии с планом занятия.

  1. Рефлексия

Педагог организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке? (о зимней обуви). Что делали? (собирали картинки, рассматривали свою обувь, клеили). Мы узнали, что зимой ходят в теплых ботинках.

- Вы сегодня – молодцы! Старались хорошо работали. Слушали ушками, смотрели глазками. Наш урок подошел к концу.

- Звенит звонок, звенит звонок.

  Наш закончился урок!

(учитель звонит в колокольчик, переставляет стрелочку на карточку «столовая»)

Учатся оценивать результат своей деятельности

Дети отвечают

Выбирают грустный или веселый смайлик, означающий понравился ли им урок или нет

Выходят на перемену

Формирование учебного поведения; понимание ситуации нахождения на уроке, направления взгляда на говорящего взрослого

Формировать умение переходить от одного действия к другому в соответствии с планом занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках "Речь и альтернативная коммуникация".

Говоря о трудностях, которые приходится преодолевать в процессе обучения наших детей, в первую очередь, нужно отметить отсутствие вербальной речи, что является значительным препятствием для всего обра...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия "Альтернативная коммуникация" "Мои помощники слова. Я делаю"

Материал открытого занятия по предмету "Альтернативная коммуникация" 4 класс, обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тема занятия "Я и мои помощ...

Конспект урока речи и альтернативной коммуникации

Тема «Заглавная буква в начале предложения и точка в конце».Цели  урока: учить определять  предложения в тексте, указывая на заглавную букву в начале предложения и точку в к...

Технологическая карта и презентация к уроку Речь и альтернативная коммуникация

АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ТЕМА УРОКА: «Где растут овощи?» (Огород) ...