Конспект урока Речь и альтернативная коммуникация "Классификация слов, обозначающих названия предметов"
план-конспект урока по русскому языку

Лебедева Наталья Николаевна

Конспект урока с заданиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока Речь и альтернативная коммуникация в 5 классе СКОШ VIII вида по теме:

«Классификация слов, обозначающих названия предметов»

                                                                                                                               

Цель: развитие умения классифицировать слова, обозначающие название предмета, дифференциация слов данной категории по вопросам Кто? Что?

Задачи:

Предметные: продолжить работу по развитию умения классифицировать слова, обозначающие название предмета, и сопоставлять их с помощью вопросов Кто? Что?

Метапредметные: развивать фонематическое восприятие и фонетический слух; развивать языковой анализ и синтез (синтез простого предложения); развивать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление и устную речь.

Личностные: воспитывать трудолюбие; интерес к профессиям.

I. Организационный момент

-Все ребята встали возле своего рабочего места, подравнялись!

Настроенье у нас отличное,

А улыбка – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Нам урок начинать пора!

-Тихо все сели.

II. Создание проблемной ситуации, формулировка цели урока

-Сегодня, ребята, к нам на урок русского языка пришел герой мультфильма, смышленый, озорной, но очень ленивый мальчик. Вы его уже увидели на экране. Вспомните, как его зовут. (Мальчика зовут Вова)

-Чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке русского языка, нам необходимо помочь нашему сказочному герою решить кроссворд.

2ш

3м

1п

о

в

а

р

ф

л

ё

я

р

р

По горизонтали:

  1. Он с утра

В столовой нашей

Варит суп,

Компот и кашу.

По вертикали:

  1. Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - …

 

  1. Он одет в комбинезон,

Красит рамы, стены.

Он и пол, и потолок

В доме выкрасить помог.

-Повар, шофёр, маляр – как назвать эти слова одним словом? (Это профессии).

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке русского языка? (Учитель выслушивает ответы учащихся).

-Сегодня на уроке русского языка мы поговорим о профессиях. Мы узнаем, какие предметы необходимы для выполнения разной работы, а также будем учиться к словам-предметам задавать вопросы: кто или что. А для этого мы отправимся вместе со сказочным героем в тридевятое царство.

III. Актуализация знаний

- В начале нашего путешествия я хочу задать вам вопрос: что называют профессией? (Учитель выслушивает ответы детей).

- Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Ежедневно ранним утром миллионы людей выходят из дома и куда-то спешат. Как вы думаете, куда они направляются? (Люди спешат на работу).

- Чтобы получить карту тридевятого царства, нам необходимо придумать окончание чистоговорки: «Каждый день, даже в субботу, спешат люди на…работу». (Учащиеся повторяют хором; 1-2 ученика индивидуально).

-Итак, у нас появилась карта сказочного государства.

Работа в тетради

  • Звуко-буквенный анализ слова

 Цель: развитие фонематического восприятия и фонетического слуха.

-В начале нашего путешествия мы выполним звуко-буквенный анализ слова «работа». Открываем тетради, записываем дату. Один учащийся работает у доски, остальные – в тетради.

  • Просмотр отрывка мультфильма

-Первым на карте находится царь.  Итак, мы идем к царю. (ЛКМ по изображению царя – начинается показ отрывка из мультфильма, где царь красит забор.)

-Понял царь, что перед ним стоит ленивый мальчик, и решил издать указ.

  • Задание «Царский указ»

Цель: развитие языкового анализа и синтеза (синтез слов в предложение, соотнесение слов со схемой предложения).

(На экране написаны вразброс слова (добрые, люди, день, начинают, работой) и графическая схема предложения из 5 слов.)

-Чтобы узнать, какой приказ издал царь, нам необходимо соотнести слова, данные вразброс, со схемой предложения.

-Какое предложение у вас получилось? (учитель выслушивает ответы учащихся).

  • Фронтальная проверка (при нажатии на слово, карточка устанавливается на соответствующее место в графической схеме предложения).
  • Запись предложения под диктовку (один ученик у доски, остальные – самостоятельно).

-Отправляемся вместе со сказочным героем к бабушке с разбитым корытом.

  • Задание «Народная мудрость» (устно)

-У бабушки за плечами большой жизненный опыт, и она хочет поделиться с вами народной мудростью.

-На экране записаны пословицы. Давайте их прочитаем. (Учитель спрашивает учащихся).

Хороший работник не спит до обеда.

Глаза глядят, а руки делают.

Кто с солнцем не встал, сам себя обокрал.

- Найдите высказывания, которые совпадают по смыслу. (Учитель выслушивает ответы детей).

-Как вы понимаете пословицу: «кто с солнцем не встал, сам себя обокрал»?

-Из данных пословиц найдите слово, родственное слову «работа». (При нажатии на слово «работа», появляется задание).

-Запишите слова: работа, работник. Выделите общую часть в родственных словах. (Один ученик работает у доски, остальные – на местах).

-На какой вопрос отвечает слово «работа»? На какой вопрос отвечает слово «работник»? (Учитель выслушивает ответы учащихся).

Вывод: мы продолжаем наш урок, на котором учится задавать к словам-предметам вопросы: Кто? или Что?

IV. Изучение нового материала

-Мы выполнили задание бабушки, и отправляемся к Василисам Премудрым. (переход на карту с помощью управляющей стрелки).

  • Задание «Кто чем работает» (учащиеся отвечают полными ответами)

Цель: развитие самостоятельного высказывания учащихся.

-Посмотрите внимательно, какая профессия у человека, изображенного в центре слайда?

-Выберите инструменты и приспособления, необходимые для работы данной профессии.

Физминутка

Задание «Профессии и инструменты» (Задание от Василис)

-Прочитайте слова. Определите, какие из них обозначают профессию, а какие – инструменты. Запишите слова в два столбика.

-Какой вопрос задаем к словам, обозначающим профессии?

-Какой вопрос задаем к словам, обозначающим инструменты?

Фронтальная проверка

-Переходим на поляну, где нас встречают Двое из ларца. Они для вас приготовили задание.

Задание «Путаница»

-Двое из ларца составили предложения.  Помогите мальчику найти ошибки.

Задание «Составление рассказа» (последовательность событий)

Цель: развитие логического мышления и устной речи.

-Помогите братьям расставить картинки в правильной последовательности.

-Составьте рассказ. (учитель выслушивает 1-2 учеников).

V. Инструктаж домашнего задания

VI. Итог

Вот и подошло к концу наше путешествие. А значит пора заканчивать урок.

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Что учились делать?

-Выполняя задания по русскому языку, мы вспомнили многообразие профессий. Впереди у вас новые знакомства с профессиями, новые встречи, экскурсии на предприятия, разнообразные творческие задания. А на данный момент главным для вас должна стать учеба, получение хороших знаний, которые пригодятся в нашей жизни.

Много в мире профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится –
Стоит только научиться.

Но кем бы, ни стали вы - малярами или артистами,

Строителями, трактористами, есть одно пожелание важное:

Чтобы были вы хорошими гражданами.

Умными, честными, великодушными,

Работящими, законопослушными.

-Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по по предмету Речь и альтернативная коммуникация 2 класс для школы 8 типа

Рабочая программа по по предмету" Речь и альтернативная коммуникация" 2 класс для школы 8 типа надомное обучение...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида.

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида....

Конспект к открытому уроку по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 6 класс 8.2 тема: " Изучение сказки Репка".

В конспекте  урока, представленного  технологической картой, подробно описаны этапы изучения сказки. Обозначены цель и задачи. На последнем этапе дети самостоятельно проигрывали сказку...