Главные вкладки
Конспект урока Речь и альтернативная коммуникация "Классификация слов, обозначающих названия предметов"
план-конспект урока по русскому языку
Конспект урока с заданиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya_v_5_klasse.docx | 285.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока Речь и альтернативная коммуникация в 5 классе СКОШ VIII вида по теме:
«Классификация слов, обозначающих названия предметов»
Цель: развитие умения классифицировать слова, обозначающие название предмета, дифференциация слов данной категории по вопросам Кто? Что?
Задачи:
Предметные: продолжить работу по развитию умения классифицировать слова, обозначающие название предмета, и сопоставлять их с помощью вопросов Кто? Что?
Метапредметные: развивать фонематическое восприятие и фонетический слух; развивать языковой анализ и синтез (синтез простого предложения); развивать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление и устную речь.
Личностные: воспитывать трудолюбие; интерес к профессиям.
I. Организационный момент
-Все ребята встали возле своего рабочего места, подравнялись!
Настроенье у нас отличное,
А улыбка – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Нам урок начинать пора!
-Тихо все сели.
II. Создание проблемной ситуации, формулировка цели урока
-Сегодня, ребята, к нам на урок русского языка пришел герой мультфильма, смышленый, озорной, но очень ленивый мальчик. Вы его уже увидели на экране. Вспомните, как его зовут. (Мальчика зовут Вова)
-Чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке русского языка, нам необходимо помочь нашему сказочному герою решить кроссворд.
2ш | 3м | |||||
1п | о | в | а | р | ||
ф | л | |||||
ё | я | |||||
р | р |
По горизонтали:
- Он с утра
В столовой нашей
Варит суп,
Компот и кашу.
По вертикали:
- Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - …
- Он одет в комбинезон,
Красит рамы, стены.
Он и пол, и потолок
В доме выкрасить помог.
-Повар, шофёр, маляр – как назвать эти слова одним словом? (Это профессии).
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке русского языка? (Учитель выслушивает ответы учащихся).
-Сегодня на уроке русского языка мы поговорим о профессиях. Мы узнаем, какие предметы необходимы для выполнения разной работы, а также будем учиться к словам-предметам задавать вопросы: кто или что. А для этого мы отправимся вместе со сказочным героем в тридевятое царство.
III. Актуализация знаний
- В начале нашего путешествия я хочу задать вам вопрос: что называют профессией? (Учитель выслушивает ответы детей).
- Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Ежедневно ранним утром миллионы людей выходят из дома и куда-то спешат. Как вы думаете, куда они направляются? (Люди спешат на работу).
- Чтобы получить карту тридевятого царства, нам необходимо придумать окончание чистоговорки: «Каждый день, даже в субботу, спешат люди на…работу». (Учащиеся повторяют хором; 1-2 ученика индивидуально).
-Итак, у нас появилась карта сказочного государства.
Работа в тетради
- Звуко-буквенный анализ слова
Цель: развитие фонематического восприятия и фонетического слуха.
-В начале нашего путешествия мы выполним звуко-буквенный анализ слова «работа». Открываем тетради, записываем дату. Один учащийся работает у доски, остальные – в тетради.
- Просмотр отрывка мультфильма
-Первым на карте находится царь. Итак, мы идем к царю. (ЛКМ по изображению царя – начинается показ отрывка из мультфильма, где царь красит забор.)
-Понял царь, что перед ним стоит ленивый мальчик, и решил издать указ.
- Задание «Царский указ»
Цель: развитие языкового анализа и синтеза (синтез слов в предложение, соотнесение слов со схемой предложения).
(На экране написаны вразброс слова (добрые, люди, день, начинают, работой) и графическая схема предложения из 5 слов.)
-Чтобы узнать, какой приказ издал царь, нам необходимо соотнести слова, данные вразброс, со схемой предложения.
-Какое предложение у вас получилось? (учитель выслушивает ответы учащихся).
- Фронтальная проверка (при нажатии на слово, карточка устанавливается на соответствующее место в графической схеме предложения).
- Запись предложения под диктовку (один ученик у доски, остальные – самостоятельно).
-Отправляемся вместе со сказочным героем к бабушке с разбитым корытом.
- Задание «Народная мудрость» (устно)
-У бабушки за плечами большой жизненный опыт, и она хочет поделиться с вами народной мудростью.
-На экране записаны пословицы. Давайте их прочитаем. (Учитель спрашивает учащихся).
Хороший работник не спит до обеда.
Глаза глядят, а руки делают.
Кто с солнцем не встал, сам себя обокрал.
- Найдите высказывания, которые совпадают по смыслу. (Учитель выслушивает ответы детей).
-Как вы понимаете пословицу: «кто с солнцем не встал, сам себя обокрал»?
-Из данных пословиц найдите слово, родственное слову «работа». (При нажатии на слово «работа», появляется задание).
-Запишите слова: работа, работник. Выделите общую часть в родственных словах. (Один ученик работает у доски, остальные – на местах).
-На какой вопрос отвечает слово «работа»? На какой вопрос отвечает слово «работник»? (Учитель выслушивает ответы учащихся).
Вывод: мы продолжаем наш урок, на котором учится задавать к словам-предметам вопросы: Кто? или Что?
IV. Изучение нового материала
-Мы выполнили задание бабушки, и отправляемся к Василисам Премудрым. (переход на карту с помощью управляющей стрелки).
- Задание «Кто чем работает» (учащиеся отвечают полными ответами)
Цель: развитие самостоятельного высказывания учащихся.
-Посмотрите внимательно, какая профессия у человека, изображенного в центре слайда?
-Выберите инструменты и приспособления, необходимые для работы данной профессии.
Физминутка
Задание «Профессии и инструменты» (Задание от Василис)
-Прочитайте слова. Определите, какие из них обозначают профессию, а какие – инструменты. Запишите слова в два столбика.
-Какой вопрос задаем к словам, обозначающим профессии?
-Какой вопрос задаем к словам, обозначающим инструменты?
Фронтальная проверка
-Переходим на поляну, где нас встречают Двое из ларца. Они для вас приготовили задание.
Задание «Путаница»
-Двое из ларца составили предложения. Помогите мальчику найти ошибки.
Задание «Составление рассказа» (последовательность событий)
Цель: развитие логического мышления и устной речи.
-Помогите братьям расставить картинки в правильной последовательности.
-Составьте рассказ. (учитель выслушивает 1-2 учеников).
V. Инструктаж домашнего задания
VI. Итог
Вот и подошло к концу наше путешествие. А значит пора заканчивать урок.
-О чем мы сегодня говорили на уроке?
-Что учились делать?
-Выполняя задания по русскому языку, мы вспомнили многообразие профессий. Впереди у вас новые знакомства с профессиями, новые встречи, экскурсии на предприятия, разнообразные творческие задания. А на данный момент главным для вас должна стать учеба, получение хороших знаний, которые пригодятся в нашей жизни.
Много в мире профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится –
Стоит только научиться.
Но кем бы, ни стали вы - малярами или артистами,
Строителями, трактористами, есть одно пожелание важное:
Чтобы были вы хорошими гражданами.
Умными, честными, великодушными,
Работящими, законопослушными.
-Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи на тему: «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»
Конспект урока предназначен для обучающихся 5 класса...
Рабочая программа по по предмету Речь и альтернативная коммуникация 2 класс для школы 8 типа
Рабочая программа по по предмету" Речь и альтернативная коммуникация" 2 класс для школы 8 типа надомное обучение...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 7 класс.
Рабочая программа...
Рабочая программа по предмету «Речь или альтернативная коммуникация» 4 класс.
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида.
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида....
Календарно - тематическое планирование по предмету «Речь или альтернативная коммуникация» 1 класс.
Поурочное планирование...
Конспект к открытому уроку по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 6 класс 8.2 тема: " Изучение сказки Репка".
В конспекте урока, представленного технологической картой, подробно описаны этапы изучения сказки. Обозначены цель и задачи. На последнем этапе дети самостоятельно проигрывали сказку...