Технологическая карта и презентация к уроку Речь и альтернативная коммуникация
план-конспект урока

Брягиня Татьяна Николаевна
АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ТЕМА УРОКА: «Где растут овощи?» (Огород)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bryaginya_t._n._tk_rech_i_ak_1kl._21.10.docx30.5 КБ
Файл ogorod.pptx791.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

АООП

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

Класс:

Учитель:

Брягиня Татьяна Николаевна

Предмет:

Речь и альтернативная коммуникация

Тема урока:

«Где растут овощи?» - литературный и иллюстративный материал по теме

Тип урока:

Комбинированный

Цель:

Создание условий для формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной  коммуникации

Задачи:

Образовательные:

- формировать у обучающихся представления о том, где растут овощи;

- формировать способность к обобщению;

- учить фиксировать взгляд на предмете, картинке;

- выполнять действия вместе с учителем по подражанию, по словесной инструкции, по образцу.

Коррекционно-развивающие:
- развитие познавательных способностей;

- развитие слухового, тактильного, зрительного и кинестетического восприятия через упражнения на сравнение, соотношение;

- корригировать и развивать пространственную ориентировку в процессе предметно-практической деятельности с предметами, имеющими математическое содержание;

- коррекция общей и мелкой моторики через выполнение практических заданий.
Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к предмету «Речь и альтернативная коммуникация»;
- формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений;
- воспитывать коммуникативные качества, умение действовать вместе.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

- презентация;

Раздаточный материал:

- рабочие листы;

- карточки с изображением огорода и овощей;

- корзинка, муляжи овощей.

Межпредметные связи:

«Окружающий природный мир»

Форма работы:

Фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты:

Предметные

Личностные

Метапредметные (если есть)

- использование полученного опыта при решении соответствующих возрасту житейских задач

- участие в игровой, учебной, социально-бытовой ситуации;

- участие в коммуникации любыми доступными средствами и способами.

Ход урока

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые базовые или универсальные учебные действия

  1. Организационный этап

Педагог организует процесс организации начала учебного занятия и психологического настроя обучающихся на работу

-Здравствуйте ребята!

Прозвенел звонок и смолк, начинаем наш урок!

Руки на столе, ноги на полу!

- Начнем наш урок с визуального расписания. Давайте посмотрим, что же сегодня нас ждет на уроке. (Учитель называет действие, а дети размещают поочередно на доске пиктограммы – план урока):

1. «Урок»

 2.«Смотреть и слушать»

3.«Артикуляционная гимнастика»

4. «Говорить»

5. «Танцевать»

6. «Клеить»

7. «Хвалить»

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку

Обучающиеся слушают учителя

Формирование учебного поведения; понимание ситуации нахождения на уроке, направления взгляда на говорящего взрослого.

2. Мотивация учебной деятельности

- С каким настроением вы сегодня хотели бы провести урок? (Педагог предъявляет карточки детям на выбор)

 

Дети выбирают карточку соответствующую своему настроению и крепят ее к парте на липучку

Формирование учебного поведения; понимание ситуации нахождения на уроке, направления взгляда на говорящего взрослого

  1. Динамическая пауза

Педагог создает условия для снятия переутомления обучающихся. Смены вида деятельности, переключения внимания.

Артикуляционная гимнастика

Выполняют артикуляционную гимнастику по показу

Упражнения на укрепление мышц артикуляционного аппарата

  1. Актуализация необходимых знаний, постановка цели занятия

Педагог актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Ребята скажите, какое сейчас время года? Верно осень. А по каким признакам мы можем понять, что сейчас именно осень? (Дети отвечают с опорой на схему: пасмурная погода, листья и трава желтеют, животные готовятся к зиме, люди собирают урожай)

 Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях! (Ответы детей: садовник, фермер, дядя Петя). Вы догадались почему у него в руках пустые корзины? (Для сборки урожая и т.п.). Давайте посмотрим, что за урожай вырастил дядя Петя.

(На доске появляются капуста, помидор, огурец, морковь, которые висят на дереве). А как назвать все эти объекты одним словом? ( Ответы детей)

- Ой ребята, мне кажется, что что-то здесь не так?  Разве овощи растут на дереве? Неет, верно. А где же они растут? На огороде? Точно? Давайте сегодня поможем собрать дяде Пете урожай и узнать наверняка, где же растут овощи?! Вы уже догадались, какая тема сегодняшнего урока? Да, «Где растут овощи?»

- Для начала отгадайте загадку:

Здесь мы овощи сажаем,

Грядки полем, поливаем,

Не ленись и не зевай,

Чтобы вырос урожай!

-Молодцы! Так где же мы будем помогать дяде Пете собирать урожай (в саду или на огороде)?

 

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы с опорой на схему

Отгадывают загадку

Выбирают ответ из двух вариантов

Формирование умения выполнять действие по словесной инструкции педагога (по словесной инструкции, после подсказки, при физической помощи)

Формирование учебного поведения; понимание ситуации нахождения на уроке, направления взгляда на говорящего взрослого; умение выполнять действие по словесной инструкции педагога (по словесной инструкции, после подсказки, при физической помощи); использовать учебные предметы по назначению.

  1. Динамическая пауза

Педагог создает условия для снятия переутомления обучающихся. Смены вида деятельности, переключения внимания.

Танцевальная физкультминутка «Есть у нас огород»

Выполняют движения под музыку с воспитателем

Физические упражнения для снятия утомления

  1. Изучение нового материала

Педагог организует работу обучающихся.

-  Ну, ребята, теперь давайте с вами узнаем  же урожай вырастил дядя Петя!

- Чистоговорки:

- Ой-ой-ой – огород у нас большой

- Ай – ай – ай – собираем урожай

- Ук – ук – ук – собираем лук

- Цы – цы – цы -  собираем огурцы

- Анимация перемещение овощей с дерева на грядки, дети называют овощи и выбирают соответствующий овощ из корзинки.

- Давайте поработаем вместе, разделимся на две команды.

 В одной капитаном будет Саша, а в другой - Ярослав. Сейчас вам нужно выбирать себе команду. (Дети выбирают капитана, в команду которого хотят по фото).

- Предлагаю вам две игры «Третий лишний» (Исключить овощ, который не растет на огороде  и «Что это?» (Игра-описание овоща по схеме «Что это? – Какого цвета? – Какой формы?»).  Далее - обсуждение результатов.

- Вы устали? Давайте немножко отдохнем:

 Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим»

 

Отвечают на вопросы

Повторяют чистоговорки за учителем и самостоятельно

Сначала отвечает первая команда, затем вторая

Выполняют пальчиковую гимнастику

Формирование учебного поведения; понимание ситуации нахождения на уроке, направления взгляда на говорящего взрослого; умение выполнять действие по словесной инструкции педагога (по словесной инструкции, после подсказки, при физической помощи). Формировать умение выполнять задание от начала до конца.

  1. Обобщение новых знаний и умений. Практическая работа

Педагог организует выполнение каждым обучающимся задания на новый способ действий, контролирует выполнение, оказывает индивидуальную помощь, выявляет типичные ошибки с целью их коррекции. Организует работу обучающихся по первичному закреплению знаний.

- Продолжим даль работать в группах. Команде Саши вам нужно будет собрать из карточек слово, а команде Ярика нужно будет сделать аппликацию.

- Давайте обсудим, что получилось у первой команды – картинка огорода, а у второй какое слово – огород!

- Ну ребята, а теперь  давайте же поможем дяде Пете собрать урожай и покажем ему, что мы узнали, где же растут овощи!

(Сворачивается экран для проектора и на доске появляется импровизированный «огород».  Дети парами по очереди снимают карточки овощей и кладут их в корзину).

Клеят аппликацию

Собирают слово «огород» из букв

Выполняют задание:  снимают карточки с доски

Формирование учебного поведения; понимание ситуации нахождения на уроке, направления взгляда на говорящего взрослого; умение выполнять действие по словесной инструкции педагога (по словесной инструкции, после подсказки, при физической помощи); использовать учебные предметы по назначению.

  1. Рефлексия

Педагог организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Ребята, что мы сегодня узнавали на уроке? (Где растут овощи). Что делали? (Помогали дяде Пете, рассматривали, изучали, раскрашивали). Вы сегодня – молодцы! Старались хорошо работали. Слушали ушками, смотрели глазками, трогали предметы руками, а еще вы много думали. Наш урок подошел к концу.

- С каким настроением вы уходите с урока? Выберите  соответствующую карточку!

Учатся оценивать результат своей деятельности

Отвечают на вопросы

Дети снова выбирают карточку соответствующую своему настроению уже в конце урока и крепят ее к парте на липучку

Выходят на перемену

Формирование учебного поведения; понимание ситуации нахождения на уроке, направления взгляда на говорящего взрослого

Формировать умение переходить от одного действия к другому в соответствии с планом занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

?

Слайд 4

Здесь мы овощи сажаем, Грядки полем, поливаем, Не ленись и не зевай, Чтобы вырос урожай!

Слайд 5

?

Слайд 7

ОЙ – ОЙ – ОЙ ОГОРОД У НАС БОЛЬШОЙ

Слайд 8

АЙ – АЙ – АЙ СОБИРАЕМ УРОЖАЙ

Слайд 9

УК – УК – УК СОБИРАЕМ ЛУК

Слайд 10

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ СОБИРАЕМ ОГУРЦЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках "Речь и альтернативная коммуникация".

Говоря о трудностях, которые приходится преодолевать в процессе обучения наших детей, в первую очередь, нужно отметить отсутствие вербальной речи, что является значительным препятствием для всего обра...

Конспект урока речи и альтернативной коммуникации

Тема «Заглавная буква в начале предложения и точка в конце».Цели  урока: учить определять  предложения в тексте, указывая на заглавную букву в начале предложения и точку в к...

Конспект урока речи и альтернативной коммуникации

Тема: Первый снег. Стихотворение И.А. Бунина. «Зимним холодом пахнуло…».Цель урока: познакомить учащихся с творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Зимним холодом пахнуло...