Конспект логопедического занятия. «Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях».
план-конспект

Ассаулова Оксана Юрьевна

Развитие артикуляционной подвижности, фонематического восприятия, автоматизация произношения звука [ч];

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_avtomatizatsiya_zvuka.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях».

Цель:

-развитие артикуляционной подвижности;

- развитие фонематического восприятия;

- автоматизация произношения звука [ч];

- работа над словоизменением;

- составление рассказа по сюжетной картинке с помощью вопросов;

- развитие внимания.

Оборудование: карточки с буквами Ч, Щ, Т, П;

Компьютер с программой «Мир звуков».

                                   План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Постановка цели.
  4. Характеристика звука [ч], соотношение звука и буквы.

а) Характеристика звука [ч].

б) Соотношение звука и буквы.

в) Слуховой диктант.

  1. Автоматизация звука [ч] в словах.

а) Выделение звука [ч]. Определение его места в слове.

б) Словоизменение.

6. Автоматизация звука [ч] в предложениях.

а) Составление предложений.

б)  Составление рассказа по сюжетной картинке.

7. Итог занятия.

Ход занятия:

1.Организационный  момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

1) «заборчик» - широко улыбнуться, показать сжатые зубы. Удерживать положение 5-7 секунд.

2) «Чистим зубки»- открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубки» изнутри, двигая им влево и в право. Повторить  по 5-6 движений в каждую сторону.

3) «Лошадка»- приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно – быстрее – быстро – медленно с короткими паузами для отдыха.

4) «Чашечка» - широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края образуя «чашечку». Удерживать так  10 с. Повторить 2-4 раза.

3. Постановка цели.

- На сегодняшнем индивидуальном занятии мы будем произносить слова со звуками, которые научились говорить правильно. Чтобы вспомнить о каком звуке пойдет речь, надо отгадать загадки и определить, какой звук в словах отгадках первый.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«пейте чай, вода вскипела!».

(чайник)

Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит … (черепаха).

- С каким звуком мы сегодня будем работать?  

4. Характеристика звука [ч]. Соотношение звука и буквы.

а) Характеристика звука [ч].

- Давай с тобой вспомним, что делают губки и где находится язычок, когда мы произносим звук [ч].

( Кончик язычка на бугорочках за верхними зубами. Губы чуть выдвинуты вперед и округлены. Зубы сближены. Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка. Звук [ч] глухой, мягкий, согласный).

- Почему звук [ч]        глухой? (При его произношении горло не напрягается).

б) Соотношение звука и буквы.

На столе разложены карточки с буквами Т, Н, Ч, П.

- Ты знаешь, что у каждого звука есть буква, которая обозначает этот звук. Найди букву, которая обозначает звук [ч].

в) Слуховой диктант.

- А сейчас мы с тобой поиграем. Будь внимательной, смотри, без ошибки повтори.

Ча – чо – че                      ач – оч – еч

Чо – чу – чи                      оч – уч - ич

Чу – ча – че                       уч – ач - еч

Чи – ча - чу                       ич – ач –уч

5. Автоматизация звука [ч] в словах.

а) Выделение звука [ч]. Определение его места в слове.

- Мы продолжим нашу работу со звуком [ч] на компьютере.

(Ученик самостоятельно или с помощью учителя открывает в программе материал, по которому проводится работа).

- на экране будут появляться предметные картинки. В словах есть звук, над которым мы с тобой работаем. Определи место этого звука в слове.

(Ученик, четко проговаривая слова, выделяет звук [ч]).

Часы, сачок, бочка, чемодан, черепаха, врач, мяч.

б) Словоизменение. «Игра «один – много».

Курсором ученик подводит стрелку к нужной кнопке. Появляются картинки,

кирпич – кирпичи

ключ – ключи

свеча – свечи

чайник – чайники.

Ученик четко произносит пары слов, образуя от ед. ч.  мн. ч.

6. Автоматизация звука [ч] в предложениях.

а) Составление предложений.

После игры «Один – много», ученик составляет предложения со словами: кирпичи, чайник, ключ, свечи.

б) Составление рассказа по сюжетной картинке.

Рассказ составляется с помощью вопросов.

- А сейчас мы с тобой поработаем разведчиками.

(На экран выводится  сюжетная картинка).

- Разведчики получили задание: найди на картинке слова со звуком [ч].

Ученику задаются вопросы с помощью которых составляется рассказ:

- Что произошло с мальчиком?

- Кто пришел к мальчику?

- Что принес с собой врач?

- Что лежит в чемоданчике врача? И т.д.

7.  Итог занятия.

- Молодец, ты хорошо работала на уроке, четко произносила слова, составила интересные предложения и рассказ. На следующем занятии мы продолжим работу по автоматизации звука [ч] в предложениях.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА: « АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ч] В СЛОВАХ

И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"

Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....

Логопедическое занятие "Автоматизация звука С в словах..."

Логопедическое занятие "Автоматизация звука  С в словах, состоящих из одного, двух, трёх слогов"....

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука /л/ в словах и предложениях"

Материал могут использовать учителя-логопеды. В процессе занятия  закрепляется правильное произношение звука/л/ в словах и  предложениях; формируется умение согласовывать существительное ...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [р\'] в словах"

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР Тема занятия. Автоматизация звука [р’] в словах Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Форми...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука С в слогах, словах и предложениях"

представлены все этапы логопедического занятия и речевые  игры с речевым материалом, которые применяются для автоматизация звука С...

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука й в связной речи» (развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов; со стечением согласных в начале слов)

Цель: Автоматизировать звук й в связной речи.Коррекционно-образовательные задачи:развитие навыка звукового анализа и синтеза (определение места звука в слове);закрепление правильного произношения звук...