Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [р'] в словах"
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._avtomatizatsiya_zvuka_r_v_slovah.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР
Тема занятия. Автоматизация звука [р’] в словах
Цели:
Коррекционно-образовательные:
1. Формирование понятия о звуке [р’], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы
2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [р’]
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук
2. Развитие навыков словообразования и словоизменения: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, форм существительных родительного падежа, подбор однокоренных (родственных) слов, согласование существительных с числительными.
3. Развитие артикуляционной моторики
4. Развитие навыков слогозвукового анализа слов
5. Закрепление навыка правильного произношения звука [р’], изолированного, в прямых слогах, в середине слов
6. Развитие фонематического восприятия
7. Развитие связи звука и буквы
8. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия, пространственных представлений
9. Обогащение словарного запаса
Коррекционно-воспитательные:
1.Привитие навыков самоконтроля за речью
2. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [р’]
Оборудование: зеркало, картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики; волшебное зеркало, Лабиринт №4 из картинок со звуком [р’] в названиях; предметные картинки: редис, репа, редька, огурец, перец, рис, картофель, помидор, морковь; карточка с буквой р; волшебная палочка, кукла Рита, фигурка феи; звуковые кружочки, счетные палочки или геометрические фигуры для выкладывания кораблика.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Продолжаем наши занятия! Сегодня тебя ждут сюрпризы и путешествие по лабиринту.
- Давай начнем.
2. Артикуляционная гимнастика « Волшебное зеркало»
- Как всегда в начале занятия мы делаем зарядку для губ и языка. Но сегодня ты должен отгадать упражнения для выполнения. Волшебное зеркало показывает только часть картинки. Двигай зеркало и постарайся догадаться, что изображено.
Выполнение упражнений для губ и языка: “ Бегемотик”, “Улыбочка”, “Хоботок”, “Парус”, “Маляр”, “Лошадка”, “Грибок”, “Гармошка”.
З. Сообщение темы и целей занятия.
-К нам на занятие пришла кукла. Её зовут Рита. С какого звука начинается имя Рита?
- Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук [р’] в слогах и словах. И покажем все нашей гостье – кукле Рите.
4. Произношение изолированного звука.
Характеристика акустических и артикуляционных признаков звука [р’]
- Покажи, как нужно правильно произносить звук Р’.
- Как же мы произносим звук [р’]? Расскажи.
- Язычок – это преграда. Какой же это звук: гласный или согласный? (Согласный)
- Давай проверим, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку и произнеси звук [р’]. (Звонкий) Твердый или мягкий? (Мягкий) Каким цветом обозначим? (Зеленым)
- Звук [р’] обозначаем буквой Р. На что похожа буква Р?
5. Автоматизация звука в слогах.
-Маленький тигренок только научился рычать. Давай прочитаем, как он рычит. (Чтение слоговой таблицы из прямых слогов РИ, РЕ, РЯ, РЁ, РЮ).
6. Автоматизация звука [р’] в словах.
Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков [р’]- [р] в словах.
Распределение картинок в 2 группы: в первую - со звуком [р], во вторую – со звуком [р’].
- Рита любит рисовать. Она принесла нам свои рисунки. Что она нарисовала? ( Редис, репу, редьку, огурец, перец, картофель, помидор, морковь)
- Рита говорит, что в названиях всех картинок есть звук [р’]. Так ли это?
- Поможем Рите разобраться. Расставим картинки на полках: на верхнюю - со звуком [р], твердым, а на нижнюю – со звуком [р’], мягким.
Слоговой анализ слов
- Как назвать одним словом картинки? (Это овощи)
- Разделим слова-названия овощей со звуком [р’] на слоги. Что можно приготовить из овощей?
7. Фонематический анализ слов. (Работа на ковролине)
- Рита любит рисовую кашу. Из чего её варят? (Из риса)
На ковролине предметные картинки с изображением риса: растения, зерна.
Он — кормилец на Востоке,
С давних пор в полях растёт.
Злак зелёный и высокий
Белое зерно даёт.
У него такой каприз:
Очень любит воду рис.
Звуковой анализ слова РИС. Составление схемы слова (работа со звуковыми кружочками).
8. Автоматизация звука [р’] в словах.
а) Путешествие по Лабиринту №4
- Потренируемся вместе с Ритой называть картинки со звуком [р’], путешествуя по лабиринту.
Ребенок вместе с фигуркой моряка двигается по Лабиринту по стрелкам и называет предметные картинки со звуком [р’].
б) Развитие пространственных представлений.
- Что находится посередине Лабиринта? Что в правом верхнем углу? Что в левом нижнем углу? Что над …? Что под …? Что слева от …? Что справа от …? Что между …?
в) Игра с Волшебным экраном «Чего не стало». Развитие навыка словоизменения: образование форм родительного падежа единственного числа имен существительных. Работа с картинками из Лабиринта.
г) Игра «Большой – маленький». Развитие навыка словообразования: образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Ой, кто это? Маленькая фея. Она тоже хочет поиграть с картинками. С помощью волшебной палочки фея их уменьшит, а мы назовем предметы ласково. (Работа с картинками Лабиринта).
д) Подбор однокоренных слов к слову «море».
- Наш моряк любит море и предлагает поиграть в морские слова. К слову МОРЕ подберем родственные слова. За каждое слово ты получишь счетную палочку (или геометрическую фигуру).
- Служит на море кто?… моряк. Назови моряка ласково. … морячок.
- Рыба в море какая? - … морская. Парк, который находится у моря, называется - …приморский.
Моряк плавает по морям – значит, по-другому его можно назвать - … мореплаватель.
А моряк говорит, что по морям на кораблях ходят. Значит он - … мореход.
И училище, где учат ходить по морю будущих моряков, называется … мореходное.
9. Развитие мелкой моторики рук, конструктивных способностей.
- Из полученных счетных палочек (или геометрических фигур) выложи на столе кораблик.
10. Развитие навыка словоизменения: согласование имен существительных с количественными числительными.
- Маленькая фея оставила нам в лукошке орехи. Ух, какие они крепкие. Сосчитаем их. (Один крепкий орешек, два крепких орешка, …)
11. Итог занятия.
- Над произношением какого звука мы сегодня работали? Какой звук [р’]? Охарактеризуй его.
-Молодец, сегодня ты очень старался, красиво и правильно произносил звук [р’] в словах.
- Что тебе на занятии понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и словосочетаниях.
Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в речи.Задачи: - воспитание самоконтроля во время произношения звука...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук и буква Т».
Учить различать звук и букву Т, определять их качественные характеристики; учить определять наличие звука в слове, его местоположение в слове; развитие внимания, слухового восприятия, мышления....
Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [Л]
Цель: Автоматизировать звук [л’] в словах.Задачи:Коррекционная:- выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л’].Обучающая:- согласовывать имена существительны...
Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [с]
Цель: автоматизация звука во фразах и предложениях .Задачи: Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] во фразах и предложениях;-закрепить навыки образования существительных с ...
Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [С-Ш]
Цель: дифференциация звуков С и ШЗадачи: 1. Коррекционно-развивающие:Закрепление навыков правильного звукопроизношения.Дифференциация звуков [C] –[Ш] в изолированном виде, в с...
Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [Ш-Ж]
Цель: дифференциация звуков ш – жЗадачи:Образовательные:- Развивать фонематические способности ребёнка: различать звуки по звонкости и глухости (Ж – Ш)Коррекционно-развивающие:• Автом...