Основные направления совместной деятельности учителя-дефектолога и тьютора в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ
учебно-методический материал

Самофалова Оксана Алексеевна

Для того, чтобы добиться эффективного решения всех задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима скоординированная совместная работа всего педагогического коллектива образовательной организации, в том числе и комплексное взаимодействие учителя-дефектолога и тьютора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Основные направления совместной деятельности учителя-дефектолога и тьютора в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ

        Для того, чтобы добиться эффективного решения всех задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима скоординированная совместная работа всего педагогического коллектива образовательной организации, в том числе и комплексное взаимодействие учителя-дефектолога и тьютора.

СЛАЙД 2

        Различие сфер деятельности тьютора и дефектолога состоит в следующем.

        Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.

        Основная же задача тьютора – помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в образовательной среде, в формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения. Тьютор организует персональное сопровождение ребенка в образовательной организации, создает необходимую специфическую информационную среду, исходя из структуры нарушения, обеспечивая индивидуальный подход в удовлетворении общих и специальных образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ с учетом психофизических возможностей, наличия медицинских ограничений и противопоказаний; образовательного уровня обучающегося и его образовательных потребностей.

        Взаимодействие дефектолога и тьютора начинается с первого дня обучения ребенка с ОВЗ в образовательной организации.

СЛАЙД 3

        В период проведения первичной диагностики детей беседую со всеми тьюторами обследуемых детей, т.к. тьютор находится вместе с ребенком в течение дня дольше всех специалистов, работающих с конкретным ребенком, ему известны все ньюансы личностных особенностей и потребностей, специфика поведенческих проявлений ребенка в той или иной ситуации, периоды высокой работоспособности и признаки наступающего охранительного торможения. Все это помогает правильно выстроить дефектологу расписание и содержание коррекционно-развивающих занятий.

        По результатам проведенного обследования совместно с тьютором обсуждаю и определяю объем и содержание коррекционной работы, необходимой к проведению с ребенком, отслеживаю динамику развития детей и степень усвоения им учебного материала, обсуждаю риски и трудности, возникающие в процессе обучения, а также пути их преодоления.

СЛАЙД 4

        Практика показала, что основными эффективными формами работы дефектолога с тьюторами являются рабочие встречи, «мини консилиумы», разработка и (или) адаптация учебных, дидактических, методических и вспомогательных материалов.

        Перед началом каждого коррекционного занятия на рабочих встречах всегда обсуждаю с тьютором текущее физическое и эмоциональное состояние обучающегося, наиболее эффективные методы и приемы для использования на своем занятии в данный конкретный момент.

СЛАЙД 5

        На своих занятиях прибегаю к помощи тьюторов в случае, если ребенок чувствует себя тревожно и неуютно без сопровождения человека, которого он привык видеть и ощущать на протяжении всего учебного дня. На моих коррекционных занятиях тьютор помогает только тогда, когда это необходимо или когда ребенок сам просит о помощи.

        Также часто на занятии требуется помощь тьютора в выполнении определенного алгоритма действий. Важно то, что ребенок всегда получает необходимую помощь дозированно, при этом он должен очень многое делать самостоятельно, совершать ошибки и по возможности самостоятельно их исправлять.

        Еще один важный момент, требующий взаимодействия дефектолога и тьютора, – формирование у ребенка умения контролировать свою деятельность и оценивать ее. Очень важно поощрять самостоятельность, формировать у ребенка активную жизненную позицию, веру в себя и свои силы. Совместно с тьютором создаем ситуации успеха для ребенка, возможность гордиться своими достижениями, постоянно стремимся к повышению у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений и успехов в игровой, учебной деятельности и повседневной жизни.

СЛАЙД 6

        Так как тьютор является главным организатором деятельности детей во время перемен, минут отдыха и динамических пауз, его присутствие на моих занятиях обеспечивает единство требований в использовании различных приемов обучения детей вне коррекционных занятий. Например, для формирования, развития и совершенствования коммуникативных навыков необходимо использовать «свободное время», контролируемое тьютором. Во время отдыха и игр тьютор осуществляет отработку и закрепление навыков, полученных на занятии с дефектологом через игры или искусственно созданные ситуации. Впоследствии тьютор обговаривает все достоинства и несовершенства, спорные моменты используемых приемов с дефектологом.

        Также тьютор помогает мне выявить возникшие проблемы в школьной жизни ребенка и проектировать пути их разрешения. В совместной деятельности мы оцениваем социальную ситуацию в классе, вырабатываем стратегию дальнейшей работы по формированию продуктивного взаимодействия обучающимися в классе. 

Таким образом, в результате взаимодействия учителя-дефектолога и тьютора решаются такие важнейшие задачи, как:

– помощь ребенку в адаптации к коррекционно-развивающим занятиям;

- помощь в создании атмосферы благожелательности, принятия друг друга независимо от физических, личностных и интеллектуальных особенностей;

- помощь родителям в понимании собственной роли в образовательном пространстве.

СЛАЙД 7

Решение проблем организации и содержания обучения и воспитания ребенка с ОВЗ – это всегда деятельность мини-команды, где тьютор один из активных ее участников. Внедряя в практику систему взаимодействия тьютор - учитель-дефектолог, можно отметить только плюсы работы с детьми и семьями детей с особенностями в развитии. Работа в этом направлении будет продолжаться и совершенствоваться.

СЛАЙД 8  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация учащихся группы «особый ребенок» одно из основных направлений в работе учителя-дефектолога.

        Проблема обучения и социализации детей с глубокой умственной отсталостью является актуальной, поскольку число таких детей, за последние несколько лет  рез...

Реализация индивидуально-образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения

Построение эффективной системы психолого-медико-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения. Оказание образовательных услу...

Рабочая программа совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми в возрасте от 4-7 лет в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех у...

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по физике, как условие успешного участия одаренного ребенка

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по физике, как условие успешного участия одаренного ребенка...

Презентация "Основные направления совместной деятельности учителя-дефектолога и тьютора в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"

Для того, чтобы добиться эффективного решения всех задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима скоординированная совместная работа всего педагогического коллек...

Проектирование и особенности реализации индивидуального-образовательного маршрута ребенка с нарушением зрения

Описаны механизмы проектирования и особенности реализации ИОМ ребенка с нарушением зрения...